/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F107%2Fc66f31f543bea027d4268df347df14b4.jpg)
Бензиновый реванш: заправлять или заряжать?
Топливо подешевело: остаётся ли при таком раскладе смысл в электромобилях?.
Автор Ярослав Московка, фото Сергей Торгалов.
Такого значительного снижения стоимости топлива у нас ещё не бывало: минус 20% – это впечатляет! Причём, похоже, новые цены имеют хорошие основания задержаться: нефть на мировом рынке пока не выказывает намерений подорожать.
Впрочем, и дальше дешеветь топливо вряд ли будет – с нашим-то вагоном акцизов и сборов.
А газ даже успел снова поднабрать стоимость.
Тем не менее, радует, что все сети АЗС сохранили свои бонусные и скидочные программы – те, кто ими пользуется, отнимают от чисел на стелах до 5 гривен!.
Подешевевшее топливо – хороший стимул вернуться к сакраментальному вопросу: на чём выгоднее ездить? Это особенно актуальная тема для тех, кто присматривается к автомобилям с пробегом из Европы, США, Кореи, а также готов соблазниться покупкой электромобиля.
Что же, берём в руки карандаши и калькуляторы!.
Газ выгоден при достаточно больших пробегах – от 20 тысяч км в год.
И особенно – когда вы привозите из Европы или Кореи машину с заводским или дилерским ГБО, как у этой Тойоты.
В таком случае вам не придётся тратиться ни на само оборудование (цена секонд-хэнда с ГБО, как правило, практически такая же, как у обычных машин), ни на его оформление.
Итак, изучать будем среднестатистический С-класс, к которому по мере желания можно отнести и компакт-кроссоверы.
Обычный хэтчбек или универсал такой размерности, как правило, потребляет в смешанном цикле 8,5 л/100 км бензина или 5,5 л/100 км дизельного топлива.
Лучшее (но дорогое) газобаллонное оборудование оставит расход таким же, как на бензине, ГБО средней руки увеличит его на сакраментальные пол-литра.
Электромобиль этого же размерного сегмента довольствуется 15 к.
Вт·ч/100 км.
Снижение цен на топливо на 20% нанесло значительный удар по популяризации электромобилей, но особенно – по владельцам и инвесторам зарядных станций.
Теперь о ценах.
На момент подготовки статьи обычные (не «евро») бензин А95 и дизтопливо в среднем по Украине стоили 21 гривну за литр, бензин Е40 с добавлением этанола – 14 гривен 50 копеек, газ – 10 гривен за литр.
При желании можете отнять от этих чисел свои персональные скидки.
С электроэнергией чуть посложнее.
Зарядка на скоростных станциях обходится минимум в 8 гривен за к.
Вт·ч, причём некоторые сети ещё берут дополнительный сбор за время подзаряда, начиная с 30-й минуты (да, это вам не бензоколонка!).
Домашняя розетка вытянет из кошелька по 1,68 грн за к.
Вт·ч либо по 84 копейки, если счётчик у вас двухтарифный и заряжать электрокар вы будете сугубо в отведённые ночные часы.
Попробуйте коктейль!.
Понятно, что дороже всего ездить на обычном 95-м бензине.
При наших вводных данных каждая сотня км на нём обойдётся в 178 гривен 50 копеек.
Спиртовой бензин (в некоторых сетях его маркируют как Е40) способен ощутимо снизить эти затраты – более чем на полсотни гривен.
Но не опасна ли эта экономия?.
Смотря для какого авто.
«Бодяги» с добавлением биоэтанола, пожалуй, могут не опасаться владельцы европейских автомобилей с атмосферными двигателями либо низкофорсированными наддувными, в первую очередь французского и итальянского производства.
Во всей Европе уже давно разбавляют бензин этанолом (правда, отметим – в основном не на 40%, как у нас, а максимум на 15%), так что моторы сразу с завода в большинстве случаев готовы к таким «коктейлям» в разных пропорциях.
Если же возлияния в любых количествах двигателю противопоказаны, об этом всегда сказано в инструкции по эксплуатации.
Настоящий француз или итальянец никогда не откажется от доброй порции алкоголя – и к автомобилям это тоже сполна применимо: Фиату (слева) спиртовой бензин придётся по вкусу, а вот в Киа (справа) заливать топливо с этанолом крайне не рекомендуется.
Мой коллега и я уже несколько лет эксплуатируем исключительно на спиртовом бензине собственные машины французских кровей.
Расход и ездовой темперамент по сравнению с обычным топливом не изменились, свечи и топливный фильтр чистые, диагностика не выявляет ошибок и технических проблем, а вот, скажем, пуск мотора зимой стал гораздо легче.
Но американские и азиатские автомобили – заядлые трезвенники.
Как утверждают сервисные специалисты, эти машины порции алкоголя в своём баке не потерпят: в программах блоков управления их моторами не заложены необходимые поправки, которых требуют отличающиеся от бензина октановое число и особенности сгорания спиртовой смеси.
Зато практически любое заокеанское авто можно смело кормить 92-м – а литр его на гривну дешевле 95-го.
Глядя только на чеки с АЗС, можно сделать выводы, будто выгодно ездить на дизельном авто: 100 км нынче обойдутся в 115 гривен.
Однако стоит принимать в расчёт, что обслуживание дизеля подороже, как и сам автомобиль с таким двигателем.
Практика показывает: дизельная машина окупит себя в среднем не менее чем за 100 тысяч км пробега.
А ещё давайте припомним извечные проблемы с зимним топливом да и вообще нелюбовь дизеля к морозам – и к некачественному нефтепродукту также….
Под газом – веселей.
В мае приверженцы пропана ликовали: в некоторых сетях, да ещё с прибавлением скидки цена газа снизилась почти до 6 гривен за литр! Однако радость испарилась так же быстро, как пузырьки из стакана газировки: стоимость пропана поползла обратно и в итоге к моменту подготовки этого материала остановилась на 10 гривнах.
Но даже так каждый километр пути на пропане обойдётся менее чем в гривну.
Есть ли смысл спешить к мастерам-газовщикам? Далеко не всем.
Стоимость приличного газобаллонного оборудования с установкой – не менее 15 тысяч гривен.
А ГБО высшей категории «завесит» и вовсе хорошо за 20 тысяч.
Законопослушные граждане также оформляют переоборудование с выдачей нового техпаспорта: с нынешней зимы для внесения соответствующих данных в регистрационный документ требуют обязательный сертификат, так что оформление влетит ещё в 2600–3800 гривен.
Однако учитывая всеобщий бардак и отсутствие каких-либо техосмотров и контролей, нынче многие ездят на «газифицированном» авто без оформления.
Сколько нужно проехать, чтобы окупить эти 18–19 тысяч гривен? Быстрые расчёты дают вполне понятный ответ: чуть более 20 000 километров.
Если такой пробег вы накатываете только за пару лет, то смысла в установке ГБО нет: оно будет минимально оправдано при годовом пробеге от 15 тысяч.
Но постойте-ка – а если сравнивать по расходам пропан не с обычным А95, а спиртовым бензином? Калькулятор насчитает 51,5 тысячу километров!.
И это означает: переводить на пропан, скажем, Renault Megane, Fiat Doblo или атмосферные Астру и Октавию вряд ли целесообразно большинству пользователей, разве что кроме тех, кто намерен эксплуатировать машину в такси или в службах доставки.
Особенно если учесть, что запаску придётся, скорее всего, вообще выселить из автомобиля, да и государственные мужи пугают – мол, машины с ГБО первыми попадут под обязательный техосмотр.
Пора лечиться электричеством?.
«Похудевшие» ценники на стелах АЗС нанесли заметный удар по доводам фанатов электромобилей – а также по владельцам и инвесторам зарядных станций.
Ещё бы: теперь заряжать электрокар на коммерческих экспресс-станциях – уже дороже, чем заправлять обычную машину с двигателем внутреннего сгорания! Ведь такая зарядка обойдётся минимум в 120 гривен – и то, если со сторонника экологичного транспорта не сдерут дополнительный платёж за время подзарядки.
Но зато остаётся обычная домашняя розетка.
И с ней пока ещё порядок: по ночному.
Сегодня настали удивительные времена: зарядить электрокар на коммерческих экспресс-станциях – зачастую дороже, чем заправить автомобиль с обычным двигателем внутреннего сгорания.
И при этом всё равно придётся ждать минимум полчаса, а ведь ваше время – это тоже деньги.
тарифу зарядить электромобиль выйдет всего в 12,6 гривен за 100 км пути, по стандартному – вдвое дороже.
То есть чисто по цене энергоносителя на электрокаре ездить вдесятеро дешевле, чем на машине с дизелем или бензиновым двигателем, позволяющим использовать спиртовой коктейль.
Впрочем, мы уже не раз писали о том, что сам электромобиль существенно дороже «огнедышащего» аналога близкого возраста и пробега, а уставшая батарея в один прекрасный момент способна облегчить карман владельца на пару тысяч – причём не гривен.
Если учесть, что за Nissan Leaf просят в среднем $14 тысяч, а за Renault Megane III – $9000, то даже без необходимости хирургического вмешательства в батарею ценовой разницы хватит на 6380 л дизтоплива или А95 либо же 9114 л спиртового бензина.
И по меркам большинства обычных пользователей это пожизненный топливный запас для автомобиля.
Между прочим, топливо подешевело не только у нас, но и в Европе, и в Америке.
Если эта тенденция окажется устойчивой и длительной, то либо технику с ДВС начнут ещё более искусственно и жестоко душить законодательными ограничениями, либо, наконец, забавы с электрическими технологиями останутся уделом неискоренимых фанатиков.
Последнее, между прочим, если таки состоится, то повлечёт за собой крутое снижение стоимости электромобилей – как минимум, подержанных.
А значит, украинские покупатели и от этого выиграют.
ЗА РУЛЕМ №07 2020.