MY.UAНовости
От инфраструктуры в Украине осталось только министерство
От инфраструктуры в Украине осталось только министерство

От инфраструктуры в Украине осталось только министерство

В начале нынешнего года идея отдать «Укрзализныцю» в управление немцам просто шокировала многих украинцев. Но затем они вспомнили, что отечественные железные дороги уже давно являются украинскими лишь формально, и ими уже пять лет управляют то поляки, то турки, то вообще непонятно кто. Немцам они тоже оказались не по зубам: их настолько шокировали колоссальные траты (читай растраты) «Укрзализныци», что они просто заморозили наметившееся сотрудничество. И теперь в Киеве задумались о том, кому бы еще её «впарить»?

Но разве дело только в ЖД? Практически вся инфраструктура Украины, изношенная где на 70%, а где и на все 96%, уже давно раздается в пользование иностранцам - с надеждой, что они её починят. И лишь местами идет традиционный предвыборный ремонт дорог, на который были переброшены деньги, отобранные у фонда борьбы с коронавирусом…

Правительство решило не ограничиваться одной только «Укрзализныцей». Так, Херсонский морской порт отдали в концессию грузинам Давиду Бежуашвили (грузинская «Georgian Industrial Group») и Шоте Хаджишвили (зарегистрированная в Швейцарии «Risoil S.A»). Хаджишвили уже владеет терминалами в украинских портах «Южный» и «Черноморск», и очень скоро может стать владельцем последнего, так как Министерство инфраструктуры решило раздать в концессию еще пять морских портов. Николаевский «Ольвия» уже ушел к катарскому шейху с очень длинным именем, владеющего компанией «QTerminals». На очереди десский «Морской», Мариупольский, Бердянский и «Черноморск». Как говорится, «забирайте – государство не обеднеет!».

Итак, порты – грузинам, арабам и китайцам (на одесские претендуют фирмы из Гонконга), железную дорогу – немцам, многие аэропорты уже давно отданы в концессию украинским олигархам, давным-давно продан Ахметову «Укртелеком». Частично уже распроданы стратегические трубопроводы, соросовское руководство «Нафтогаза» активно готовится к продаже ГТС. Еще год назад озвучили намерения продать иностранцам часть акций «Укрпочты», возможно это будет только первый шаг её полной приватизации.

Что же остается у державы и её Министерства инфраструктуры? Только дороги и мосты - самая большая головная боль Украины. На них до сих пор никто не наложил руку лишь потому, что они находятся в критически-аварийном состоянии. Даже по официальным данным, 95-96% дорог в стране нуждаются в срочном ремонте, а из 17 тысяч мостов 9 тысяч находятся в аварийном состоянии, и еще по 4 тысячам лучше вообще не ездить. По качеству дорог Украина находится на 133 месте в мире (из 148), обогнав лишь такие страны, как Афганистан, Зимбабве и Чад – где дорог нет вообще.

Уставшие мосты Киева

Но есть и еще одна причина: аварийность украинских дорог является источником обогащения коррупционеров и расхитителей, «зарабатывающих» на их ремонте. Точнее, якобы ремонте. Вся страна поделена на зоны влияния «асфальтовых олигархов» разного калибра: одни получают тендеры масштаба областных центров и шоссе государственного значения, другие ремонтируют дороги в своих райцентрах. Это уже сложившаяся система, в которой участвуют и местные власти, и «Укравтодор», и правительство с профильными комитетами Рады.

В 2018 году на дороги было потрачено около 35 миллиардов гривен, из них половину на текущий и капитальный ремонт. В 2019 году сумма расходов достигла 56 миллиардов (включая 10 миллиардов на строительство новых). Дорожный бюджет 2020 года стал рекордным: весной его определил в 113 миллиардов гривен. Всё это является программой дорожного строительства, принятой еще правительством Гройсмана и предусматривавшей выделение в общей сумме 300 миллиардов гривен, из которых половину (6 миллиардов евро) обещал дать Евросоюз.

Правда, летом стало ясно, что собрать достаточную сумму не получается, потому что в стране снова кризис. И тогда на дороги перебросили 35 миллиардов из Фонда борьбы с COVID-19 (всего в нем было 66 миллиардов), из которых уже потратили более семи.

Вроде бы и огромные деньги, да – но они рассчитаны на восстановление лишь 6,6 тысяч километров дорог и всего 179 мостов. Видимо, речь идет только о главных магистралях и самых важных мостах. Но, повторимся, в Украине в срочном ремонте нуждаются 11 тысяч мостов и 95% из 164 тысяч километров дорог. Причем, 98% всех дорог и 99,5% всех мостов в Украине были построены еще при Советском Союзе! То есть всем им, как минимум, уже под тридцать лет – и эти годы они провели без должного ухода, разрушаясь и рассыпаясь.

Почему при таких огромных расходах на ремонт дорог почти все они находятся в таком ужасном состоянии? Наверное, по той же причине, по которой «Укрзализныця» до сих пор «юзает» еще советские локомотивы и вагоны, хотя ежегодно повышает тарифы на транспортировку и цены на билеты. Потому что крадут! Инфраструктура, наравне с медициной – самые коррумпированные сферы в стране. Тут ежегодно «распиливаются» десятки казенных миллиардов, без всякого должного контроля со стороны государства, регулярно совершенствуя методы воровства.

Прежний министр инфраструктуры с гордостью заявил, что в его ведомстве разворовывают не более 15% средств – мол, это предел завышения стоимости ремонтных и строительных работ подрядчиками. Что ж, 15% от 300 миллиардов – это 45 миллиардов гривен, которые упадут в чьи-то карманы! Но на самом деле доходы тендерных коррупционеров намного больше, ведь они распределены по разным составляющим коррупционных схем. Одни зарабатывают на дорожных работах, другие на аренде техники, третьи на производстве асфальта, четвертые на продаже и перепродаже щебня и битума.

Давайте просто заглянем в дорожные тендеры, выложенные на «Прозорро», и вчитаемся в стоимость услуг и материалов. Мало того, что аренда и субаренда дорожной техники у каких-то подозрительных фирм стоит столько, словно это круизные яхты, так еще и обычную щебенку поставляют по цене в 2-3 раза дороже, чем её можно купить на открытом рынке. Так что краду там не 15%, а все 50% и даже больше!

Или вот битум – который, как известно, является основой дорожного покрытия (по крайней мере, в Украине). По нему тоже есть весьма любопытная статистика. Среднее потребление битума в стране за минувшее десятилетие колебалось от 533 тысяч тонн в 2010 году до 169 тысяч тонн в 2014, и 676 тысяч в 2016-м (см. диаграмму). Так вот любопытно не только потребление битума, но и его происхождение. Если до 2012 года большую часть битума Украина производила сама, то в последние годы она импортирует почти 80%. В основном из Беларуси (около 60%), а также из России (15%) и Польши (5-7%). Возникает вопрос: а что стало с украинским битумным производством? От него осталась только «УкрТатНафта» в Кременчуге, контролируемая Коломойским – а где остальные?

И еще один интересный момент, чисто для эрудированности: основная масса белорусского битума идет в Украину от предприятия «Нефтебитумный завод», принадлежащий тамошнему олигарху Николаю Воробью. И всё бы то ничего, если бы не два нюанса. Во-первых, Воробей является особо приближенным к Лукашенко олигархом, уже много лет занимающийся нефтетопливными аферами, а частности т.н. «растворительными схемами» (экспорт бензина и дизеля под видом не облагаемых пошлинами растворителей). А во-вторых, через свой «Нефтебитумный завод» Воробей скупает в Украине стратегические предприятия: это он перекупил трубопровод «ПрикарпатЗападтранс» у структур, связанных с Медведчуком, а ранее пытался приватизировать «Центрэнерго». Похоже, что от дорожной коррупции ниточки ведут очень далеко…

Наконец, существует еще и коммунальная инфраструктура: водопроводы, канализация с очистными, электросети, кабельные сети связи. Тут ситуация схожая: почти все это было построено и проложено еще при коммунистическом режиме, а в годы независимости добавили лишь кабельное телевидение, кабельный интернет и вышки сотовой связи. Ну, интернет пока что работает исправно, а вот трубы лопаются регулярно. Что особенно заметно в столице, где то из провалов посреди улицы бьют гейзеры, то кипятком затапливает торговые центры.

Прорывы горячей воды всегда более впечатляющие – пар столбом, испорченные напрочь автомобили и помещения, пострадавшие люди. Однако ничуть не реже в Киеве лопаются и водопроводные магистрали. При этом ЧАО «Киевводоканал» (поставляющий холодную воду) является частным предприятием, а КП «Киевтеплоэнерго» коммунальным. Как видите, бардак и разруха царят независимо от формы собственности! Поэтому все эти затеи с приватизацией и концессиями объектов инфраструктуры не разрешат самую ключевую проблему – их износ и необходимость полной реконструкции.

Вспомним массовую приватизацию 90-х и «нулевых». Тогда «инвесторы» покупали лишь само предприятие, или даже часть предприятия, которые могли приносить прибыль. Всё остальное отсекалось: жилые фонды, объекты социального назначения, вспомогательные предприятия. Там где основой инфраструктуры были градообразующие комбинаты, олигархи нередко отказывались покупать вместе с цехами ТЭЦ или очистные сооружения – которые отдавали на баланс города.

Теперь, когда пошла волна распродажи объектов инфраструктуры, всё повторится. Инвесторы найдутся лишь для самых прибыльных объектов: это грузовые перевозки на ЖД, терминалы и причалы морских портов. Но будут ли немцы вкладываться в пассажирские перевозки, зная, что для рентабельности придется повысить стоимость билетов в несколько раз, а украинцы люди небогатые? Будут ли гонконгские и грузинские фирмы заниматься за свой счет углубительными работами в портах и содержать навигационные службы? Вряд ли. Они же инвесторы, а не меценаты!

Но тогда какой смысл в этой массовой раздаче последнего государственного имущества, включая землю? А его нет! Больше всего это напоминает «экономические эксперименты» начала 90-х, когда целые отрасли экономики рушили одним махом, устраивая «реформы» по совету каких-то «экспертов», оказавшихся лишь теоретиками виртуального «свободного рынка». И что, кто-то за хотя бы извинился за тот чудовищный кризис? Нет, они даже себя виноватыми не считают! Вот и сейчас, какие бы негативные последствия не имели нынешние очередные «реформы», это не заставит их авторов хотя бы виновато опустить глаза.



Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Арсанал вигризає перемогу у вовків
Football.ua
2025-12-13T22:03:58Z
Арсанал вигризає перемогу у вовків
Football.ua
2025-12-13T22:03:54Z
Арсанал вигризає перемогу у вовків
Football.ua
2025-12-13T22:03:53Z
Арсанал вигризає перемогу у вовків
Football.ua
2025-12-13T22:03:45Z
Арсанал вигризає перемогу у вовків
Football.ua
2025-12-13T22:03:31Z
Арсанал вигризає перемогу у вовків
Football.ua
2025-12-13T22:03:22Z
Арсанал вигризає перемогу у вовків
Football.ua
2025-12-13T22:03:20Z
Арсанал вигризає перемогу у вовків
Football.ua
2025-12-13T22:03:20Z
Арсанал вигризає перемогу у вовків
Football.ua
2025-12-13T22:03:16Z
Новая проблема Москвы: танкер "теневого флота" внезапно отказался от загрузки СПГ
UAToday
2025-12-15T13:09:42Z
Владельцам двухзонных счетчиков сообщили, что будет с ночным тарифом на электроэнергию с 1 января
UAToday
2025-12-14T19:09:54Z
Рождественский стол в 2025 году: за что придется заплатить 1 374 гривны
Знай
2025-12-13T20:12:54Z
Рождественский стол в 2025 году: за что придется заплатить 1 374 гривны
Знай
2025-12-13T20:12:37Z
Рождественский стол в 2025 году: за что придется заплатить 1 374 гривны
Знай
2025-12-13T20:12:27Z
Рождественский стол в 2025 году: за что придется заплатить 1 374 гривны
Знай
2025-12-13T20:12:26Z
Рождественский стол в 2025 году: за что придется заплатить 1 374 гривны
Знай
2025-12-13T20:12:24Z
Рождественский стол в 2025 году: за что придется заплатить 1 374 гривны
Знай
2025-12-13T20:12:23Z
Рождественский стол в 2025 году: за что придется заплатить 1 374 гривны
Знай
2025-12-13T20:12:21Z
Правительство Румынии пережило вотум недоверия
Европейская правда
2025-12-15T20:00:01Z
Зеленский о переговорах с США: думаю, у нас разные позиции по территориям
Европейская правда
2025-12-15T19:07:58Z
Премьер Испании преуменьшил проблемы своей партии и исключил возможность досрочных выборов
Европейская правда
2025-12-15T18:54:57Z
Новая глава британской разведки: Путин затягивает мирные переговоры по Украине
Европейская правда
2025-12-15T18:33:17Z
Премьер Эстонии: вопрос с замороженными россактивами нужно решить на этой неделе
Европейская правда
2025-12-15T18:18:38Z
Мерц: отказ использовать росактивы для Украины нанесет огромный ущерб ЕС
Европейская правда
2025-12-15T18:03:29Z
Разговор глав МИД ЕС с Уиткоффом и Кушнером был сорван из-за техпроблем
Европейская правда
2025-12-15T17:57:00Z
Зеленский о гарантиях безопасности для Украины: первые наработки выглядят неплохо
Европейская правда
2025-12-15T17:48:22Z
Беспилотники СБУ в третий раз ударили по нефтедобыче РФ на Каспии, - источники
UAToday
2025-12-15T17:27:04Z
Под Москвой слышны взрывы: россияне жалуются на атаку неизвестных дронов
UAToday
2025-12-14T20:33:12Z
В польском Жешуве в аварию попал автобус с туристами, есть пострадавшие
Европейская правда
2025-12-14T09:30:43Z
Россия под ударами дронов: в Урюпинске эвакуируют жителей из района нефтезавода – видео
Лига
2025-12-14T05:57:34Z
В ВМС рассказали, о последствиях атаки российского дрона на турецкий танкер
Лига
2025-12-14T00:00:16Z
В ВМС рассказали, о последствиях атаки российского дрона на турецкий танкер
Лига
2025-12-13T21:48:56Z
В ВМС рассказали, о последствиях атаки российского дрона на турецкий танкер
Лига
2025-12-13T21:48:51Z
В ВМС рассказали, о последствиях атаки российского дрона на турецкий танкер
Лига
2025-12-13T21:48:41Z
В ВМС рассказали, о последствиях атаки российского дрона на турецкий танкер
Лига
2025-12-13T21:48:37Z
В ВМС рассказали, о последствиях атаки российского дрона на турецкий танкер
Лига
2025-12-13T21:48:04Z
Украина запустит в Германии производство ударных дронов
Европейская правда
2025-12-15T17:15:05Z
Генштаб: по состоянию на 15 декабря общие потери вражеской армии в личном составе составили 1 189 470 солдат
UAToday
2025-12-15T13:09:22Z
Новая волна мобилизации в Украине: кто попадет в списки уже в январе 2026 года
UAToday
2025-12-14T19:09:41Z
Ванга и Нострадамус сделали много предсказаний на 2025 год: какие пророчества сбылись
UAToday
2025-12-14T19:09:09Z
В Польше обнаружили остатки "объекта, напоминающего дрон"
Европейская правда
2025-12-14T15:13:15Z
Военные в шоке с дронов от государства
Comments UA
2025-12-14T03:00:49Z
Военные в шоке с дронов от государства
Comments UA
2025-12-14T03:00:38Z
Военные в шоке с дронов от государства
Comments UA
2025-12-14T03:00:34Z
Военные в шоке с дронов от государства
Comments UA
2025-12-14T03:00:33Z
Вредно ли сладкое на ночь: диетологи объяснили, как сахар влияет на сон
UAToday
2025-12-15T15:03:24Z
Повышенное давление: Признаки того, что вам не хватает магния
UAToday
2025-12-15T13:09:22Z
С возрастом люди начинают просыпаться раньше: врачи рассказали, как это остановить
UAToday
2025-12-15T13:09:16Z
Как распознать отравление угарным газом и что делать дальше
UAToday
2025-12-14T19:09:14Z
Гвоздика: ее польза для вашего здоровья
UAToday
2025-12-14T19:09:12Z
От 3 до 50 тысяч: украинцам приготовили новую помощь – кто получит
Знай
2025-12-13T23:33:57Z
От 3 до 50 тысяч: украинцам приготовили новую помощь – кто получит
Знай
2025-12-13T23:33:53Z
От 3 до 50 тысяч: украинцам приготовили новую помощь – кто получит
Знай
2025-12-13T23:33:37Z
От 3 до 50 тысяч: украинцам приготовили новую помощь – кто получит
Знай
2025-12-13T23:33:34Z
Кондиционер в автомобиле зимой: эксперты рассказали, почему стоит время от времени его включать, а не ждать весны
Знай
2025-12-13T17:51:44Z
Кондиционер в автомобиле зимой: эксперты рассказали, почему стоит время от времени его включать, а не ждать весны
Знай
2025-12-13T17:51:36Z
Кондиционер в автомобиле зимой: эксперты рассказали, почему стоит время от времени его включать, а не ждать весны
Знай
2025-12-13T17:51:11Z
Кондиционер в автомобиле зимой: эксперты рассказали, почему стоит время от времени его включать, а не ждать весны
Знай
2025-12-13T17:51:02Z
Кондиционер в автомобиле зимой: эксперты рассказали, почему стоит время от времени его включать, а не ждать весны
Знай
2025-12-13T17:51:00Z
Пассажиры электромобилей массово жалуются на тошноту и головокружение: в чём причина
UAToday
2025-12-13T11:03:35Z
Ключи от автомобиля в холодильнике: зачем водители так делают и какие более удобные и надежные методы
Знай
2025-12-12T17:51:10Z
Почему даже новая батарея не спасает зимой: главная причина, о которой не догадываются водители
Comments UA
2025-12-12T14:45:45Z
Чтобы лобовое стекло не треснуло на морозе: эксперт рассказал об основных правилах
Знай
2025-12-12T11:51:02Z
Гороскоп на 16 декабря 2025 года по картам Таро для всех знаков зодиака
UAToday
2025-12-15T16:27:05Z
Ситуация на фронте на утро 15 декабря 2025 года
UAToday
2025-12-15T13:09:42Z
"Шахеды" атаковали Днепропетровскую область: раненые люди, разрушенные здания и транспорт
UAToday
2025-12-15T13:09:02Z
Россия атакует Украину ударными БПЛА: направление движения
TSN
2025-12-14T00:48:38Z
Россия атакует Украину ударными БПЛА: направление движения
TSN
2025-12-14T00:48:36Z
Россия атакует Украину ударными БПЛА: направление движения
TSN
2025-12-14T00:48:35Z
Россия атакует Украину ударными БПЛА: направление движения
TSN
2025-12-14T00:48:35Z
Россия атакует Украину ударными БПЛА: направление движения
TSN
2025-12-14T00:48:32Z
Россия атакует Украину ударными БПЛА: направление движения
TSN
2025-12-14T00:48:22Z
Гороскоп на понедельник 15 декабря 2025 года
UAToday
2025-12-14T19:09:31Z
Как уберечь полотенца и коврики в ванной от неприятного запаха – несколько советов
UAToday
2025-12-14T19:09:25Z
Рецепт праздничных икорных шапочек: маленькая роскошь на вашем новогоднем столе для встречи 2026
Знай
2025-12-14T03:51:24Z
Как нельзя выходить из дома 14 ноября и зачем убирать квартиру сегодня: приметы и запреты на Филимонов день
Знай
2025-12-14T02:51:59Z
Как нельзя выходить из дома 14 ноября и зачем убирать квартиру сегодня: приметы и запреты на Филимонов день
Знай
2025-12-14T02:51:57Z
Как нельзя выходить из дома 14 ноября и зачем убирать квартиру сегодня: приметы и запреты на Филимонов день
Знай
2025-12-14T02:51:48Z
Как нельзя выходить из дома 14 ноября и зачем убирать квартиру сегодня: приметы и запреты на Филимонов день
Знай
2025-12-14T02:51:36Z
Как нельзя выходить из дома 14 ноября и зачем убирать квартиру сегодня: приметы и запреты на Филимонов день
Знай
2025-12-14T02:51:27Z
Как нельзя выходить из дома 14 ноября и зачем убирать квартиру сегодня: приметы и запреты на Филимонов день
Знай
2025-12-14T02:51:18Z
Компания SpaceX анонсировала обновление Starlink: что изменится в характеристиках уже в 2026 году
UAToday
2025-12-15T14:00:15Z
В Турции массово появляются гигантские провалы грунта, напоминающие библейские пророчества
UAToday
2025-12-15T13:09:10Z
На Солнце появилось гигантское пятно, которое может привести к катастрофе на Земле
TSN
2025-12-14T02:51:48Z
На Солнце появилось гигантское пятно, которое может привести к катастрофе на Земле
TSN
2025-12-14T02:51:28Z
На Солнце появилось гигантское пятно, которое может привести к катастрофе на Земле
TSN
2025-12-14T02:51:20Z
На Солнце появилось гигантское пятно, которое может привести к катастрофе на Земле
TSN
2025-12-14T02:51:15Z
На Солнце появилось гигантское пятно, которое может привести к катастрофе на Земле
TSN
2025-12-14T02:51:02Z
На Солнце появилось гигантское пятно, которое может привести к катастрофе на Земле
TSN
2025-12-14T02:48:52Z
На Солнце появилось гигантское пятно, которое может привести к катастрофе на Земле
TSN
2025-12-14T02:48:50Z
Конор Макгрегор женился: церемонию провели в старейшей церкви Ватикана
Фокус
2025-12-13T15:00:50Z
Конор Макгрегор женился: церемонию провели в старейшей церкви Ватикана
Фокус
2025-12-13T15:00:45Z
Конор Макгрегор женился: церемонию провели в старейшей церкви Ватикана
Фокус
2025-12-13T15:00:34Z
Конор Макгрегор женился: церемонию провели в старейшей церкви Ватикана
Фокус
2025-12-13T15:00:27Z
Конор Макгрегор женился: церемонию провели в старейшей церкви Ватикана
Фокус
2025-12-13T15:00:19Z
Конор Макгрегор женился: церемонию провели в старейшей церкви Ватикана
Фокус
2025-12-13T15:00:17Z
Конор Макгрегор женился: церемонию провели в старейшей церкви Ватикана
Фокус
2025-12-13T15:00:05Z
Тяжелоатлет Даниил Чиняков - о трех золотых медалях чемпионата Европы, Rammstein и пельменях
Комсомольская правда
2025-12-13T12:06:43Z
Рэпер Snoop Dogg станет тренером сборной США на Олимпиаде
Фокус
2025-12-12T12:45:47Z