В этом году государственный заказ для высших учебных заведений на 11% больше, чем в прошлом году.
Об этом сказал и.
министра образования и науки Сергей Шкарлет в интервью Mind.
ua, передает Укринформ со ссылкой на пресс-службу МОН.
В частности, министр рассказал, что доля бюджетников в заведениях высшего образования зависит от самих вузов: это может быть 30:70%, 40:60% или 50:50% бюджетников и контрактников соответственно.
В среднем же это соотношение составило 55:45%.
"В этом году государственный заказ на 11% больше, чем в 2019 году", - сказал министр.
По словам Шкарлета, стоимость обучения в учреждениях высшего образования зависит от учебного плана и объема образовательной программы, наполнения преподавателей: количества кандидатов, докторов наук, доцентов, профессоров или обычных преподавателей, читающих предметы, количества лекционных и практических занятий, численности студентов.
Он сообщил, что постановлением Кабмина от 3 марта 2020 года № 191 определяется стоимость подготовки специалистов, обучающихся в учреждениях высшего образования государственной и коммунальной форм собственности по отдельным специальностям (31 из 121), за счет средств физических или юридических лиц, - так называемая индикативная себестоимость.
«В 2020 году минимальный размер платы за обучение для студентов 1 курса контрактной формы по этим (31) специальностям составляет 60% этой себестоимости.
В случае, если 60% индикативной себестоимости является меньше трех среднемесячных заработных плат штатных работников в пределах области расположения ЗВО, то стоимость обучения будет равна этим трем среднемесячным заработным платам.
На следующий год планируется уже 70% индикативной себестоимости независимо от учебного плана и наполнения образовательной программы», - сообщил Шкарлет.
министра также обратил внимание на то, что сейчас распространенной среди высших учебных заведений является практика демпинга - занижения платы, что обусловлено стремлением университетов в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг привлечь как можно больше получателей образования для обучения по контракту.
Поэтому существенная часть фактических затрат на оказание образовательной услуги не покрывается платой, предусмотренной договорами.
По словам руководителя МОН, такие деформации в установлении платы за обучение являются возможными из-за того, что учебные заведения параллельно получают финансирование из государственного (местного) бюджета.
Сохранение этой ситуации в условиях расширения финансовой автономии высших учебных заведений создает риски перекладывания части затрат, которые должны покрываться получателями образования согласно договорам, на бюджет.
«Благодаря внедрению индикативной себестоимости университеты будут иметь достаточно финансового ресурса для обеспечения качественного образовательного процесса.
Индикативная себестоимость будет стимулировать экономически рациональное поведение высших учебных заведений и окажет положительное влияние на качество образовательных услуг, которые они предоставляют, и как следствие - будет способствовать конкурентоспособности высших учебных заведений на международном рынке образовательных услуг и повышению качества высшего образования», - отметил в.
732 места - для младших специалистов (33,7 тыс.
дневная форма), 79 тыс.
854 места - для бакалавров (72,6 тыс.
дневная форма), 55 тыс.
379 мест - для магистров (45,6 тыс.
дневная форма).