18 сентября немецкий Бундестаг не смог проголосовать за решение о судьбе российского газопровода, поскольку "Союз-90/Зеленые" и "Альтернатива для Германии" внесли взаимоисключающие проекты резолюции. Впрочем, эксперты убеждены: "Северный поток-2" на 90% уже мертв. Сейчас, после отравления российского оппозиционера Алексея Навального, а также событий в Беларуси, от которого пахнет русским душком, Европа решает, как добить его окончательно. Чем все закончится и что делать Украине, "Апостроф" узнавал у газовых экспертов из Германии и России.
Германия делает заманчивое предложение
18 сентября партия "Союз-90/Зеленые" призвала Бундестаг лишить "Северный поток-2" политической поддержки и остановить строительство, поскольку оно раскалывает Европу, а также идет вразрез с климатическими и энергетическими целями. Правые пропутинские "Альтернатива для Германии", конечно, говорили, что газопровод обеспечит энергобезопасность, тем более, учитывая то, что Берлин закрывает угольные и атомные станции.
В Кремле тоже "прокачивали" тему необходимости реализации проекта. Министр энергетики России Александр Новак заявил, что "Северный поток-2" достроят обязательно, поскольку он готов на 97%.
За несколько дней до голосования, 16 сентября, в СМИ появилась информация о том, что в августе 2020 года министр финансов Германии Олаф Шольц направил своему коллеге из Вашингтона Стивену Мнучину письмо. В нем он обращается с предложением: США позволяют достроить "Северный поток-2", а взамен Берлин строит терминалы для сжиженного газа в портах Брунсбюттель и Вильгельмсхафен - для их строительства готовы выделить 1 млрд евро.
Такая новость вызвала закономерную тревогу. Как рассказал "Апострофу" партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, транзит российского газа через Украину до сих пор держится именно на американских санкциях.
"Ангела Меркель цитировала Путина: транзит, мол, сохранится, но никакого давления на Россию не осуществляла и продолжала строить "Северный поток-2". Поэтому на словах Германия - за Украину, а на деле вела антиукраинскую политику. Спас транзит через Украину только американский Конгресс. Пока санкции будут работать, транзит через Украину будет идти", - говорит Крутихин.
Он убежден, что благодаря Вашингтону, "Северный поток-2" на 100% мертвый, ведь никто не осмелится бросить вызов американским санкциям.
Однако, как видим Германия до сих пор борется. Как объясняет старший научный сотрудник аналитического центра "Европейский совет по международным отношениям" (ECFR) Густав Гресель, Берлином руководят исключительно бизнес-интересы. Ведь Германия для собственных нужд получала бы только 20% от поставленного трубопроводом газа, а остальной перепродала бы Нидерландам, а также в Южную и Восточную Европу.
"Но теперь Германия несет политические и экономические убытки, а цена на газ не столь велика, как ожидалось. Для многих компаний, которые ожидали заработать на перепродаже газа, задержка строительства "Северного потока-2" стала настоящей катастрофой. Теперь вопрос в том, кто из немецких политиков сможет лучше "разрулить" ситуацию", - объясняет Гресель.
Единственное, что ясно - Берлин никогда не заявит о том, что отказывается от идеи "Северного потока-2". Кроме экономического здесь есть и политический аспект.
"Для немецких политиков тема "Северного потока-2" - это яркий пример наглого вмешательства американцев в дела Германии и Европы. Поэтому если Меркель объявит, что закрывает "Северный поток-2", это означает, что она формально согласилась с американцами. Такого она себе позволить не может", - говорит Крутихин.
И здесь удивительным образом звезды сошлись: Меркель оказалась на перепутье именно в канун парламентских выборов. Она должна принять какое-то решение в связи с отравлением Алексея Навального и событиями в Беларуси. Ясно, что Владимира Путина нужно наказать, но так, чтобы не плясать под дудку Вашингтона. Меркель попыталась подать отказ от газопровода под соусом общеевропейского пакета санкций. Но в Брюсселе ответили - нет, "Северный поток-2" - ваша идея, вот и разгребайтесь с ней сами.
Убить "Северный поток-2"
Гресель оценивает жизнеспособность российского трубопровода как "мертвый на 90%". Сейчас, по его мнению, Берлин рассматривает варианты, как бы окончательно добить проект.
"Сейчас рассматриваются два пути добить его окончательно - так сказать, "soft kill" и "hard kill", - говорит Гресель. - Если его никто не добьет в Европе, это сделают американские санкции. Не думаю, что его запустят. Возможно, его и достроят, но запуск отсрочат".
"Нard kill" - это если германское правительство откажется от эксплуатации трубопровода или выпустит немедленный приказ остановить или приостановить строительство, объясняет Грессель. Но за это Берлин могут оштрафовать компании, которые работают с "Потоком".
"Soft kill" - это когда Германия не откровенно запретит пользоваться "Северным потоком-2", но создаст условия, когда его использование станет невозможным. Например, примет новое законодательство, которое создаст проблемы в пользовании "Потоком", его страхованием, договор на поставки попадет под новые регуляторные акты. Поэтому газопровод есть, а пользоваться им невозможно.
"Думаю, "soft kill" будет наиболее вероятным сценарием", - заключает европейский эксперт.
Гресель также объясняет, почему ЕС отказался от решения по газопроводу. Ведь сейчас решается, кто будет платить "неустойку" компаниям, которые работали на строительстве, а теперь из-за решения правительства потеряют такую возможность. Ни Берлину, ни Брюсселю не хочется платить.
Немецкие политические партии очень разделены по вопросу "Северного потока-2", говорит немецкий профессор профессор Боннского университета, сотрудник Международного центра конверсии в Бонне (BICC) Андреас Хайнеманн-Грюдер. Раскол прошел по правящим "Христианско-демократическому союзу" и "Социально-демократической партии" - они разделены изнутри. Большая часть их выступает за сохранение "Северного потока-2". В ХДС есть те, кто думает об экономическом глобализме крупных компаний - и они не хотят останавливать строительство, а СДП поделена пополам. Там думают о политической эре после Меркель, и они становятся более жесткими по отношению к России. Есть и политики, которые упорно поддерживают введение санкций против России из-за отравления Навального.
"Я уверена, что Евросоюзу удастся найти общее решение. Немцы поймут, что надо учитывать не только собственные интересы, но и мнение других стран-членов ЕС", - говорит профессор Немецкого института экономических исследований и Норвежского университета технологий Франциска Хольц.
"Мне кажется, что трубопровод достроят и введут в эксплуатацию до 2030 года, но точно не в этом году и не в первой половине 2021-го", - добавляет она.
"В ЕС должны согласиться, что пришло время для стратегического партнерства ради однозначного сокращения энергетической зависимости от российского газового импорта, учитывая развитие ситуации в России при Путине, ситуации в Беларуси и ситуации с Навальным. Для этого надо всесторонняя собственная энергетическая стратегия, которая включала ассоциированных партнеров вроде Украины", - говорит член Европарламента от немецкой партии "Союз 90/Партия Зеленых" и режиссер-документалист Ребекка Хармс.
Фактор США
"Если придет Байден, который лучше знает проблемы Украины и Восточной Европы, у "Газпрома" возникнет больше проблем, а Германии станет наоборот проще разговаривать с Вашингтоном. Байден не будет говорить чего-то такого , что потом "Газпром" смог бы использовать в своей пропаганде", - считает Гресель.
"Если правительство введет санкции против "Северного потока-2", то на выборах Меркель может потерять поддержку крупных компаний, которые активно участвуют в проекте, таких как BASF (немецкий химический концерн -" Апостроф ") и Wintershall (крупнейшая немецкая газовая и нефтяная компания - "Апостроф"). Но если трубопровод все же построят, немецкому правительству придется объяснять публично, почему они решили покупать российский, а не американский газ. Ведь США предоставляют достаточно газа для европейского и в частности - немецкого газового рынка. Меркель окажется под большим давлением, если она не будет покупать американский газ", - говорит Хайнеманн-Грюдер.
Однако, Германия и Европа в целом вряд ли откажутся от российских "Потоков". Сжиженный газ - "гибкий", в отличие от газопроводов, которые поставляют постоянный объем метана, его можно покупать при необходимости, причем у трейдеров, как из Америки, так и с Азии. То есть рынок имеет конкуренцию и там нет монополистов, как в случае с российскими трубопроводами. Но имеющиеся LNG-терминалы не способны обеспечить прием такого количества сжиженного метана, чтобы удовлетворить потребности всей Европы. Например, в Болгарии терминалы настолько мелкие, что не покрывают потребности даже этой страны. Поэтому покупка газа из разных источников - это вопрос энергетической безопасности, говорят эксперты.
Что делать Украине
В мае 2018 года Меркель заявила о том, что транзит газа через Украину должен сохраниться даже после строительства "Северного потока-2".
"Проблема, что Газпром является махиной внешней политики России. Он все время пытается обойти Украину. Но надо понимать, что обещание - это не контракт", - улыбается Грессель.
Транзитное соглашение между Россией и Украиной от декабря 2019 дает очень четкий ответ, что будет происходить следующие 5 лет, - 65 млрд кубометров газа транзита ежегодно. Хотя возможно уменьшение объемов до 40 млрд кубометров в 2021-2024 годах. Остальные европейский потребностей Россия будет осуществлять через "Северный поток-1", газопровод "Ямал - Европа", "Турецкий поток" и, если Кремлю удастся, "Северный поток-2", говорят эксперты.
Но кроме того, что Украина должна быть вовлечена в европейские энергетические программы как ассоциированный партнер, нужна собственная стабильная энергетическая стратегия, говорит Ребекка Хармс.
"Поставки газа США - возможны и для ЕС, и для Украины. Но учитывая глобальные изменения климата, это не то, что должно быть сердцевиной европейской и украинской устойчивой энергетической стратегии. Ископаемое топливо должно исчезнуть из нашего энергопроизводства, если мы хотим достичь цели, прописанные в Парижском климатическом соглашении", - считает Хармс.
6 способов убить "Северный поток-2"
Американское издание Politico подсчитало 6 способов как прекратить строительство российского газопровода. "Апостроф" приводит краткий пересказ статьи.
Отозвать существующие разрешения. Их два. Первое издал правительство федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания. Оно позволяет работы в немецких территориальных водах и на континентальном шельфе. Премьер этого бундесланда выступает за завершение строительства. Санкции трех американских сенаторов против местного порта Мукран, в котором сложены трубы для газопровода, она назвала шантажом.
Второе разрешение выдало Федеральное агентство по судоходству и гидрографии. Оно зависит от правительства и, скорее всего, поддастся давлению Меркель.
Если разрешения отзовут, Берлин придется отвечать перед швейцарской компанией Nord Stream 2 AG за нарушения Энергетической хартии. Этот документ защищает проекты типа "Северного потока-2" от проблем, связанных с политической нестабильностью. Штраф, который выплатит Германия, превышать стоимость всего проекта и составит около € 9.5 млрд.
Подключить неправительственные организации. Активисты одной из них Deutsche Umwelthilfe уже судятся против власти из-за опасности трубопровода для экологии. Новые исследования, говорят они, обнаружили, что выбросы метана из трубопроводов влияют на изменения климата сильнее, чем считалось ранее. Поэтому они требуют заморозить проект до дальнейших исследований. Чиновники, которые выдали разрешения, отказались отозвать их. Но суд может решить иначе.
Ввести ограничения на импорт российского газа. Это можно сделать согласно немецкому законодательству - с целью "гарантии основных интересов безопасности Германии и предотвращения нарушения мирного сосуществования наций". Формальным поводом для этого может стать отравление Алексея Навального. Однако немецкий суд может отменить такое ограничение, сославшись на недостаточную оправданность.
Позволить санкциям США остановить проект. Госдеп уже добавил "Северный поток-2" к жесткому санкционному списку, принятому в 2017 году. Еще один проект списка - с компаниями, которые принимали участие в строительстве в 2019-м - будут голосовать в конце года. Всего в ограничения могут попасть около 120 компаний почти 10 странах ЕС. Конечно, мало кто хочет стать еще одним из фигурантов. Так почему бы Берлину не отсидеться и не дать сделать "дяде Сэму" всю грязную работу.
Принять санкции на общеевропейском уровне. Крупнейшие европейские компании - немецко-финская Uniper, немецкая Wintershall, австрийская OMV, французская Engie и британско-голландская Shell инвестировали € 950 млн каждая. Хотя голосования в Еврокомиссии происходит анонимно, представители этих стран не пойдут против Берлина. В Италии тоже заявили, что выразят солидарность с Германией. Но если Берлин даст им соответствующий сигнал, то он сможет скрыть свое голосование за коллективной ответственностью. Мол, все голосовали, и я голосовал. Но опять же, санкции должны быть достаточно обоснованы, чтобы выдержать тяжбу в европейских судах.
Включить красный свет уже в конце. Скорее всего, Германия так и сделает. Надо будет найти человека, который согласится выписать лицензию на работу газопровода, проведет финальную комиссию - все это под прицелом американских санкций.
"Газпрому" придется как-то разделить поставки газа и его продажу - согласно немецкому законодательству. Самое худшее для россиян, что в Германии их уже предупредили - попытка отдать какую-то из этих операций "дочери" "Газпрома" не пройдет.