29 сентября (30 сентября по киевскому времени) состоялись первые теледебаты между кандидатом на пост президента США демократом Джо Байденом и действующим главой Белого дома республиканцем Дональдом Трампом. Сами выборы пройдут 3 ноября.
Пока идет предвыборная кампания, оппоненты и недавние союзники президента Дональда Трампа публикуют разоблачительные книги, дают скандальные интервью и, кажется, делают все, чтобы потопить его. Масла в огонь подлил Майкл Коэн - бывший личный адвокат Трампа, который скрывал финансовые махинации и платил стриптизерше и порноактрисе за молчание. В интервью журналу RollingStone, которое он давал, находясь в тюрьме, Коэн сказал, что Трамп может отказаться мирно передать власть, если проиграет. Конспирологи уже вовсю строят теории о возможных методах государственного переворота в США. Да и сам Трамп своими заявлениями - хотя бы на тех же теледебатах - дает для этого повод.
"Апостроф" пообщался о том, какое впечатление произвели первые дебаты кандитатов и как идут избирательные гонки в США с профессором политологии и директором Школы гражданства и публичной политики им. Д. Максвелла при Сиракузском университете ГРАНТОМ РИХЕРОМ и доцентом Американского университета Вашингтона, экспертом в вопросах президентских полномочий в сфере национальной безопасности КРИСОМ ЭДЕЛЬСОНОМ.
- Вы смотрели дебаты? Какое они произвели впечатление?
Рихер: Оба выступления были ужасными, и это смутило всю нацию. Без вопросов, это были худшие президентские дебаты за всю историю. Ни один из участников не показал особой устойчивости, но поведение Трампа была настолько непрезидентским, жалким и в то же время эксцентричным, что Джо Байден на этом фоне выглядел лучше.
Можно сказать, что Байден выиграл только потому, что был относительно более похожим на президента. Он уклонился от пары важных вопросов - поддержит ли он увеличение числа судей Верховного суда и поддержит ли отказ от практики филибустера в Сенате (филибустер - затягивание всеми возможными способами рассмотрения невыгодного документа, - Апостроф). Но это выпадает из поля зрения из-за потока взаимных оскорблений и ссоры между кандидатами.
Главным лузером во всем этом стало государство США.
Эдельсон: Трамп опозорил самого себя и напомнил избирателям, кто он такой: невежественный, опасный хам, которому не хватает простых человеческих качеств - порядочности, эмпатии и благородства. О том, что происходило в тот вечер, нельзя говорить как об обычных дебатах, а про Трампа - как про обычного президента. Он обвинял сына Байдена, подняв ту тему, из-за которой его самого подвергли импичменту. Напомню, что Трамп осуществлял беспорядочные попытки давить на президента Владимира Зеленского с просьбой инициировать расследование, для которого не было оснований. Трампа поймали и начали процедуру импичмента.
Байден был ничего так, он не опускался до уровня Трампа - и это сыграло в его пользу. Байден должен дать отпор президенту и зявить, что тот - мошенник и президент из телешоу. На реалити-шоу Трамп был звездой, а его президентство - это для Америки вопрос жизни или смерти. Мы это уже увидели на примере более 200 тыс. умерших наших граждан. Думаю, люди, у которых нормальная жизнь закончилась вместе с пандемией, которые не пускают детей в школу, к бабушкам и дедушкам, насмотрелись дебатного шоу от души.
- Ну, и сама кампания была не самая прозрачная, давайте говорить честно. Мы постоянно слышим о том, что кто-то опубликовал разоблачительную книгу о Трампе, всплыла его финансовая отчетность, стало известно о еще каком-то скандале. Соответственно, президент выливает тонны желчи в свой Twitter, пытается блокировать публикацию книг через суды и тому подобное. Можно ли сказать, что сейчас перед нами - самая грязная кампания за все время?
Рихер: Я не сказал бы, что это самая грязная кампания за все время. Но она действительно довольно мерзкая, и все на ножах. Книг на тему "рассказать все о Трампе", разоблачений его моральной низости в США выдали уже столько, что они могут занять несколько полок. Они уже не производят впечатления на избирателей и на это есть несколько причин. Во-первых, мы уже все это слышали от тех, кто имеет тесные связи с президентом. А во-вторых, и это связано с первым, у людей на эту тему уже "занемел нерв", поэтому трудно сказать что-то, способное пробить среднестатистический информационный фон.
- Как будет проводиться остаток кампании?
Рихер: Я считаю, что в течение того времени, которое осталось до выборов, Трамп будет усиленно атаковать Джо Байдена. Он будет сеять сомнения среди среднего класса о способности Байдена выполнять функции президента, тем более, что сейчас усиливается левое крыло Демократической партии.
Эдельсон: В политике Трамп стал известным, помогая распространять ложь о происхождении Барака Обамы. Якобы первый "черный" президент не был "настоящим американцем" и родился за пределами США. Поэтому ничего не меняется.
- Как считаете, в чем причина токсичности главы Белого дома?
Эдельсон: Думаю, в таком поведении отражается чувство незащищенности. Одно из слов, которое мне приходит в голову, когда я думаю о Трампе, это слово "bully" (хулиган, который унижает других, - "Апостроф"). По сути, это то, чем являются авторитаристы типа Трампа. Кроме того, похоже, что Трамп не способен воспринимать инакомыслящих. В том числе, ему чуждо понятие служения другим, включая военную службу.
Он мыслит как авторитарные лидеры - от Путина до Орбана, от Мадуро до Лукашенко. Он бы хотел править без всяких ограничений - как Путин или Си Цзиньпин. Мы уже видели свидетельства, что Трамп действительно считает, что он выше закона. Это явный сигнал тревоги. По моему мнению, республиканцам в Конгрессе следовало бы устранить Трампа или хотя бы поддержать Байдена.
- Каким вы видите результат выборов?
Рихер: Я думаю, что гонка будет жесткой из-за большого отрыва, который сейчас демонстрирует Байден (25 сентября Financial Times опубликовало опрос, где за Байдена проголосовали бы 255 выборщиков, за Трампа 125 и еще 158 не определились, - "Апостроф"), и конечный результат все еще далек от четко определенного. Имею предчувствие, что Байден выигрывает с относительно малым отрывом, но 2016-й учит, что это только предчувствие.
Разработка удачной вакцины, дополнительная программа правительственной помощи бизнесу и постепенное восстановление экономики, которое уже наблюдается, могут помочь Трампу. Но время идет, а президент, похоже, не может даже уследить за тем, что он говорит.
- Почему Трамп до сих пор настолько популярен среди населения?
Эдельсон: "Культ" - это слово, которое постоянно приходит в голову в эти дни - когда я смотрю на сторонников Трампа, многие из которых не способны поверить, что он может сделать что-то неправильно или солгать о чем угодно.
Он получил известность, когда постоянно мерцал на экранах телевизионных шоу 1980-х в Нью-Йорке в качестве селебрити, а затем ушел в реалити-шоу. К сожалению, многие избиратели, как оказалось, верят, что игра в реалити - это то же самое, что настоящая жизнь. Он трюкач и обманщик. О том, как это стало возможным в американской политике, хорошо описано в книге "Развлекаемся к смерти" Нила Постман (в оригинале - Amusing Ourselves to Death, 1985 год, - "Апостроф").
- Как повлиял коронавирус на проведение выборов в США?
Рихер: Из-за пандемии COVID-19 все пошло наперекосяк, в том числе и механизм проведения предвыборной кампании. Она, преимущественно, происходит онлайн, журналисты не имеют возможности освещать живые встречи с политиками. Это идет на пользу Байдену, думаю, потому что президент имеет меньше возможности светиться под атрибутами Белого дома. Трамп не может созвать большие толпы и демонстрировать там свой энтузиазм, как он это делал в 2016 году.
Сейчас в США идет война за альтернативные методы голосования, типа голосования по почте, но это и неудивительно - каждый кандидат отстаивает тот метод, который принесет ему больше голосов. Для демократов, например, есть острая необходимость, чтобы побольше людей проголосовали досрочно - пока президент позади Байдена в опросах и ситуация с коронавирусом не улучшилась. Кроме того, упрощение процедуры голосования и привлечения к голосованию большего количества людей, скорее всего, поможет Байдену, учитывая демографические показатели округов двух партий.
- И все-таки. Решится ли Трамп на государственный переворот с целью удержать власть? И выльется ли это в общественное противостояние?
Эдельсон: В конце выступления он заявил, что выборы незаконны, поскольку люди будут голосовать по почте. От пандемии в Америке людей гибнет больше, чем в любой другой стране. Люди голосуют из дома, чтобы чувствовать себя в безопасности. Но он направил своим избирателям опасный сигнал - выборы будут недействительны, если он проиграет. Трамп чувствует приближение поражения и он сейчас в отчаянии.
Есть реальные опасения, что заявления Трампа делают возможными проявления насилия. Сторонники Трампа уже пытались запугать избирателей, и после его слов таких случаев может стать еще больше - или даже все будет еще хуже.
Но даже если Трамп выигрывает, ему нужны люди, которые будут ему помогать, стоять бок о бок. Если Байден разобьет его окончательно на выборах, то отказаться покинуть пост Трампу будет очень сложно, даже невозможно. Но я не хочу преуменьшать опасность - она реально существует, а Трамп - это настоящий потенциальный авторитарный правитель. Однако, хочу отметить, что он не всемогущ. И хотя Трамп вполне способен подорвать американскую конституционную систему, нет уверенности, что это произойдет.
Рихер: Считайте меня оптимистом, но я не думаю, что это случится. Байден проявил себя как государственник в тот момент, когда попытался заверить зрителей, что акций неповиновения не будет. Что как только победитель станет известным, должна состояться мирная передача власти. Если же Трамп попробует что-то сделать, то даже его ближайшие и наиболее лояльные советники отвернутся от него, и он останется один. Я, например, не могу представить себе, чтобы вице-президент Пенс стерпел такое.
Наибольшую угрозу, которую я вижу на этих выборах - это глубокая поляризация между двумя партиями. Вражда между политиками глубокая и она распространяется на простых граждан. Люди сердятся друг на друга, не доверяют друг другу. Это наблюдается на всех уровнях политического процесса. Как нация, мы должны искать путь к изменениям, иначе наш политический процесс в течение десятилетий будет разъедать коррозия. Основатели США очень четко заявили в своих письменных произведениях и выступлениях, что успех новой республики будет зависеть от гражданских добродетелей простых людей и их лидеров. Учитывая то, что происходит, я волнуюсь за будущее нации.