Охлаждающая жидкость радиатора (антифриз), как правило, подбирается по цвету.
Однако мало кто знает, что в одном и том же цвете могут быть совершенно разные антифризы, совместимые далеко не со всеми системами охлаждения, температурными режимами и радиаторами.
Давайте попробуем разобраться, как выбрать антифриз правильно.
Антифриз меняют не часто, но в наших реалиях, при сильной смене климата (от +30°C летом до -20°C зимой), это принято делать раз в два года.
На старых автомобилях (старше 10 лет) его меняют раз в год, используя промывку и, иногда, герметик радиатора, чтобы держать под контролем систему охлаждения, которая уже не новая и может требовать внимания или, как минимум, профилактики.
Цвет антифриза.
Изначально антифриз бесцветен.
Производители добавляют в охлаждающую жидкость краситель для улучшения видимости в расширительном бачке, а также чтобы автомобилист мог визуально отличить по цвету разные типы антифриза по классификатору G (классу антифриза по G).
Например, для G12 принято считать, что он красного цвета, а антифриз G11 – синий.
Тем не менее, некоторые не очень добросовестные производители не стесняются красить G11 антифриз в красный, тем самым запутывая покупателя.
Путаницу в цветах можно встретить и в оригинальных антифризах.
К примеру, G12 у Honda поставляется в зеленом цвете, а G11 от Renault имеет желтый цвет, но – зеленую крышку.
И его принято называть зеленым.
Хотя типичный.
Соответственно, выбирать для Honda антифриз по цвету будет не корректно, – зеленые жидкости обычно имеют класс G11, а не G12.
Еще по цветам: наиболее популярные – красные антифризы.
Также бывает синий, зеленый, желтый, фиолетовый, желто-зеленый антифриз и некоторые оттенки перечисленных цветов.
Из чего состоит антифриз?Антифриз состоит из воды, спирта, пакета присадок и красителя.
Все это в той или иной концентрации, формирует класс антифриза согласно конкретным допускам двигателей и систем охлаждения автомобиля.
Типичный состав концентрата антифриза выглядит следующим образом: 90% – этиленгликоль; 5-7% – присадки; 3-5% – вода; краситель антифриза.
Многие антифризы продаются в виде концентрата, который нужно смешивать с дистиллированной водой.
Также в продаже можно встретить и готовый антифриз, который сразу заливается в систему охлаждение.
Разница – процентное соотношение дистиллированной воды.
Именно поэтому принято считать, что концентрат покупать выгоднее, чем готовый антифриз.
Обратите внимание на состав.
Практически все антифризы состоят на 90% из этиленгликоля и на 3-5% из дистиллированной воды.
Остальное – присадки.
Именно поэтому важно выбирать антифриз, в качестве присадок которого можно быть уверенным на 100%.
Как правило, это немецкие (HEPU, Febi, SWAG, Meyle) охлаждающие жидкости, которые используются с завода на многих автомобилях.
В них соблюдены все допуски и они безвредны для системы охлаждения и радиаторов.
Этиленгликоль – это двухатомный спирт масляной консистенции, который закипает при температуре более 200°C и замерзает при температуре -12.3°C.
Смертельная доза составляет 200-300 грамм.
Класс антифриза по “G”Классификация по “G” появилась не сразу.
Данный классификатор – это набор допусков разных производителей.
Большинство из них уже устарели, однако появляются и новые стандарты (например, G13 – стандарт 2012 года, не содержит этиленгликоль, а сделан на основе экологически чистых материалов).
Чтобы не путать покупателя, производители антифризов решили не называть антифризы с помощью классификаторов вида ГОСТ 28084-89 (Россия, СССР), BS 6580: 1992 (Великобритания), SAE J1034 (США), ASTM D3306 (США), ONORM V5123 (Австрия), AFNOR NF R15-601 (Франция), CUNA NC956 16 (Италия), JIS K2234 (Япония)… В общем, вместо этих сложных кодов разных стран, которые часто означают одно и то же, в названиях антифризов сейчас просто есть G, цифра и иногда дополнительный показатель (+, ++), а также указание цвета.
Почему и как появилась классификация антифриза по “G”? Так сложилось, что в мире прижилась классификация систем охлаждения по документации VW, когда все антифризы обозначены буквой G с цифрой возле нее.
Это короткое и понятное название, а главное, оно понятно для покупателя.
Бояться, что у VW не был предусмотрен какой-то антифриз, не стоит.
Например, BS6580: 1992 (Britis Standart) равен VW G11, а в современном мире – просто G11.
Так получилось, потому что классификация VW оказалась наиболее удобной, понятной и простой для восприятия.
Антифриз G11.
Фактически это всем привычный “ТОСОЛ”: охлаждающая жидкость, которая максимально или вообще не содержит нитратов, фосфатов, боратов, аминов.
Красители, которые используют для этого антифриза на основе этиленгликоля: синий, желтый, зеленый, голубой.
Срок службы антифриза G11 – 2-3 года.
В конце 90-х, начале 2000-х годов этот стандарт антифриза начал все меньше использоваться в современных автомобилях, где начали применять G12.Антифриз G12.
На данный момент наиболее популярный антифриз.
В составе – этиленгликоль, дистиллированная вода и присадки.
Отличие от G11 заключается в отсутствии силикатов, что улучшает антикоррозионные свойства.
Пакет присадок – более качественный.
Срок службы дольше – около 5 лет, что является главным преимуществом над G11, вместе с более высоким антикоррозионным свойством.
Он может быть красного, оранжевого и розового цветов.
Антифриз G12+ (G12 plus) и G12++ (G12 super plus).
Это модифицированный антифриз G12, который имеет еще более чистую основу и еще более качественные присадки.
Количество вредных примесей и элементов – минимальное.
Как правило, такой антифриз используется в современных турбированных двигателях с небольшим объемом двигателя (до 1.6).
Срок службы такого антифриза еще больше, – до 8 лет.
Цвет красителя в таких антифризах используется фиолетовый / сиреневый.
Антифриз G13.
Новый стандарт антифриза G13 появился в 2012 году.
G13 создан на основе пропиленгликоля вместо этиленгликоля.
Он считается экологически чистым, так как эта спиртовая основа не агрессивна и не опасна.
Коррозионная активность существенно ниже, срок службы – до 10 лет.
Антифриз OAT.
Содержит органическую кислоту (OAT – Organic Acid Technology).
Не содержит нитритов, боратов, силикатов, фосфатов.
Его нельзя смешивать с антифризами G11…G13.
Имеет наиболее длительный срок службы среди всех современных антифризов, однако, не очень популярен и антифриза OAT пока что нет ни в одной из линеек производителей охлаждающих жидкостей.
Можно ли смешивать антифризы? Какой антифриз брать на долив?Смешивать разные антифризы не рекомендуется.
И вот, почему.
Различные присадки могут быть конфликтны между собой: одни из них могут быть на щелочной основе, другие – на кислотной.
При их реакции между собой возможен выпад осадков в виде “хлопьев” в системе охлаждения.
Они могут забить каналы мотора и привести в итоге к перегреву двигателя.
Мы не рекомендуем смешивать разные типы антифриза.
На долив в случае протечки, лучше всего брать дистиллированную воду – то, что действительно совместимо со всеми типами антифризов.
Или же доливайте тот антифриз, который вы заливали в систему изначально.
Если же протечка случилась у вас в пути зимой, допускается долив любой охлаждающей жидкости такого же цвета.
Однако в самое ближайшее время антифриз нужно заменить, тщательно промыв систему с помощью промывки радиатора и системы охлаждения.
Концентрат или готовый антифриз?Принято считать, что в готовом антифризе количество присадок в составе больше, чем в концентрированной жидкости.
Точную информацию, к сожалению, не всегда можно найти на упаковке с антифризом.
Но и ценник на готовый антифриз зачастую не сильно дороже, чем за концентрат.
Однако же двух литров концентрата может хватить для замены (вместе с дистиллированной водой) и тогда вы существенно сэкономите.
Можно ли менять класс антифриза в старых автомобилях?Да, можно.
И, в принципе, такое практикуется повсеместно.
Выбрать и купить антифриз можно на сайте hepu.
ua, там же можно найти промывки системы охлаждения и герметики радиаторов.
В нашем каталоге – только проверенные бренды.
Также сейчас действуют акции: -10% на антифриз HEPU и Febi до конца октября 2020, -20% на промывки и герметики K2, WINSO, NOWAX.