Введение 12-летней системы образования в Украине было воспринято положительно далеко не всеми родителями. Многие жалуются на то, что их дети будут становиться выпускниками слишком поздно - в 18-19 лет. Кроме того, уровень преподавания в украинских школах не соответствует современным реалиям и отсиживать лишний год ни школьники, ни взрослые не видят смысла. В последнее время даже пошли разговоры об отмене данной реформы, что опровергает и. о. министра образования Сергей Шкарлет. Более того, чиновник озвучил еще одну противоречивую идею - начинать обучение в школе с 5 лет. Почему против выступают педагоги и психологи - читайте в материале "Апострофа".
В школу в 5 лет
Такое заявление глава МОН сделал, комментируя слухи о возможной отмене двенадцатилетней системы школьного образования и возвращению к десятилетней. Шкарлет пояснил, что знает о недовольстве родителей по поводу того, что дети будут заканчивать школу в 18-19 лет, и при этом указывает на европейскую практику.
"Для меня совершенно ясно, почему именно 12-летняя система. Это общеевропейская тенденция. Например, в Германии, в некоторых федеральных землях, ребенок не сможет поступить в магистратуру, если у него предварительно нет 15,5 лет обучения: 12 лет школы и 3,5 года бакалаврата", - отметил он.
И чтобы снизить возраст выпускников средних учебных заведений, и. о. министра как раз и предлагает отправлять детей в школу с 5 лет. По крайней мере такая практика существует в некоторых странах ЕС, говорит Шкарлет. Такое предложение уже звучало на совещании в МОН с руководителями облуправлений, и чиновник считает, что это стоит обдумать, учитывая стандарты Новой украинской школы (НУШ), а также обсудить на педсоветах, в институтах повышения квалификации, с родителями.
Родители выступают против
Заявление главы МОН активно начали обсуждать в соцсетях, в частности на странице группы "Родители SOS" в Facebook. Инициативу Шкарлета основном не поддерживают.
"По собственному опыту: даже тот ребенок, который с четырех годков читает на двух языках, считает и выполняет арифметические действия в пределах от 0 до 100, психологически к школе не готов. Или другая сторона медали - не готов учитель к такому ребенку. Но в школу идут дети с шести лет, и НУШ во многих случаях лишь на бумаге, в реальности - 5 уроков и домашние задания. А если с семи отдавать в школу, то в армию ребят почти из выпускного пытаются забрать. Золотая середина где?", - пишет Оксана Петрук из Полтавы.
Елена Подолинная из Днепра, которая отдала сына в школу в 6 лет, считает такой шаг ошибкой, и не сомневается, что с 7 лет обучение ему далось бы гораздо легче и эффективнее.
"Очень сомневалась, когда отдавала в 6 лет, жалко было отобрать год детства у своего мальчика. Но почти вся группа шла в первый класс, и мы сдались. До сих пор жалею. Этот год - огромный шаг. И хотя сын смог быстро адаптироваться - занятия спортом помогли - отдай мы его в семь лет, было бы легче, обучение было бы эффективнее", - пишет она.
А вот киевлянка Руслана Ярченко предлагает в. о. министра сначала посоветоваться с психологами. "Чтобы потом родителям не пришлось консультироваться с психиатрами" - отметила она.
Сами же психологи также считают идею чиновника неудачной. Детский психолог Светлана Ройз рассказывает, что специалисты редко видят готовность к школе у детей 6-ти лет. А между 6-7 годами вмещается 5 лет эмоционального развития ребенка.
По ее словам, мотивация у детей до 7 лет - игровая. А все, что в обучении не является игрой - истощает ребенка.
"Нам важно учитывать, что нам сейчас придется восстанавливать всех детей (учителей, родителей) после пандемии. Причем, восстанавливать на всех уровнях. Учебная мотивация проявляется там, где безопасно. И нам понадобится время, чтобы оценить состояние детей, наработать опыт восстановления. И мне кажется, все возможные силы сейчас важно направлять на это", - говорит психолог "Апострофу".
Чаще всего при подготовке к школе обращают внимание на интеллектуальную, эмоциональную и социальную готовность ребенка. А также на моторную и физическую готовность и прочность иммунитета. И очень небольшое количество детей сможет соответствовать всем этим критериям в 5-6 лет, объясняет Ройз.
"За годы практики я встречала очень мало детей, готовых к школьной жизни в 6 лет. Я встречала, к сожалению, не так много взрослых, полностью укомплектованных к сопровождению в школах шестилеток. Мне часто приходится объяснять учителям, почему один ребенок 6 лет и 8 месяцев справляется легко с задачей, а второй в 6 с половиной лет - начнет это же делать через несколько месяцев", - делится опытом психолог.
"А если мы говорим о пребывании в школе 5-леток - это должна быть вообще совсем другая школа, с совершенно другой учебной средой, с совершенно другим подходом, стандартами, с совершенно другими специалистами и задачами", - добавила она.
После шквала негативных отзывов Сергей Шкарлет все же немного прояснил, как он видит обучение детей с 5 лет. Чиновник признал, что дети в 5-летнем и 6-летнем возрасте имеют совершенно разные уровни психофизического развития, поэтому в организации образовательного процесса должны быть совершенно разные подходы.
"Речь не идет о том, что дети в 5 лет должны сесть за парты на 35 минут урока. Вместо этого обсуждаются новые формы получения знаний и приобретения компетенций с последующим изменением государственных образовательных стандартов и программ", - отметил Шкарлет, выразив надежду на плодотворное обсуждение идеи с экспертной средой.
В свою пользу он также добавил, что сейчас многие страны мира начинают обучение детей с 5 лет. В частности, такой опыт имеют США, Великобритания, Нидерланды и другие страны.
А вот по данным Национальной академии педагогических наук Украины, в большинстве стран Европы дети начинают обучение с 6 лет, и длится оно 12 лет. Все, что за этими пределами - де-факто является дошкольным образованием.
Не готовы ни дети, ни учителя
Эксперты в области образования также негативно отнеслись к идее Шкарлета. По мнению образовательного омбудсмена Сергея Горбачева, дети в 5 лет совершенно не готовы идти в школу: "Это совершенно другая методика и другой этап развития ребенка. К этому не готовы ни сами дети, ни система образования, которая пока не может обучать таких детей", - сказал он в комментарии "Апострофу".
С ним согласна и доктор политических наук, профессор, заслуженный деятель культуры Украины Инна Костыря. Она добавляет, что в больших городах школы перегружены, а в классах 30 и более школьников, учителя просто не справятся с таким количеством маленьких детей.
По ее словам, это может быть в виде начальной школы, где 5-летних детей будут готовить к поступлению в первый класс. Но отдавать в 5 лет ребенка в школу, это нонсенс.
"Я понимаю, что дети сегодня развиваются гораздо быстрее, чем раньше. Но все же 5 лет - это рано. Давайте лучше обратим внимание на детские сады, давайте больше внимания уделим им, и наладим систему, в которой дети там будут получать гораздо больше знаний и подготовки к обучению в первом классе", - считает она.