Как передает Укринформ, текст проекта закона о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно установления особенностей составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 172-4-172-9 и 188-46, 212-15 в отношении судьи, судьи Конституционного Суда Украины № 4471, который был внесен 7 декабря группой народных депутатов, появился на сайте парламента.
"Целью данного законопроекта является установление дополнительных особенностей относительно осуществления полномочий НАПК в отношении судей, судей Конституционного Суда Украины, которые направлены на обеспечение соблюдения гарантий независимости указанных лиц во время административного производства", - говорится в пояснительной записке к проекту.
Согласно проекту, предусматривается, что НАПК должно уведомлять о составлении протокола об административном правонарушении в отношении судьи, судьи Конституционного Суда соответственно Высший совет правосудия или Председателя Конституционного Суда.
Судья, судья Конституционного Суда имеет право в течение семи рабочих дней с даты получения протокола вернуть экземпляр протокола об административном правонарушении и предоставить объяснения относительно обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении административного правонарушения, уполномоченному лицу НАПК лично или в присутствии соответственно инспектора Высшего совета правосудия или Председателя Конституционного Суда либо его заместителя.
Протокол о таком административном правонарушении вместе с другими материалами направляется в местный общий суд по месту совершения такого правонарушения. В случае неполучения в течение 15 рабочих дней с даты направления экземпляра протокола от судьи, судьи Конституционного Суда, в суд направляется третий экземпляр с указанием об отказе судьи, судьи Конституционного Суда от подписания протокола и предоставления объяснений, замечаний относительно его содержания.
Как сообщал Укринформ, другим законопроектом - №4470, который также был внесен в Верховную Раду 7 декабря, предлагается восстановить полномочия НАПК, значительная часть которых была приостановлена в результате решения Конституционного Суда Украины №13-р/2020 от 27 октября 2020 года, которым были признаны неконстититуционными отдельные части Закона Украины «О предупреждении коррупции».
В то же время, проект №4470 устанавливает особенности реагирования в случае совершения судьями или судьями КСУ коррупционных и связанных с коррупцией правонарушений. Также законопроект предлагает установить особенности проведения полных проверок деклараций и мониторинга образа жизни в отношении судей, судей Конституционного Суда.
В частности, НАПК будет лишено права вносить предписание руководителям соответствующих органов, в случае выявления нарушения требований относительно этического поведения, предупреждения и урегулирования конфликта интересов в деятельности судей, судей КСУ. О выявлении таких нарушений НАПК должно информировать соответственно Высший совет правосудия или Конституционный Суд. Высший совет правосудия, Конституционный суд в соответствии с предоставленными законом полномочиями, будут решать вопрос о привлечении судьи, судьи КСУ к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.
Также предписание НАПК не вносится по вопросам, которые непосредственно касаются осуществления судьей правосудия, а также осуществления судьей КСУ конституционного производства.
В случае выявления признаков административного правонарушения, связанного с коррупцией, совершенного судьей, судьей КСУ, протокол о таком правонарушении составляет Председатель НАПК или его заместитель и направляет его в суд в установленном законом порядке, а также информирует об этом соответственно Высший совет правосудия или Председателя Конституционного Суда.
В случае выявления признаков другого коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, совершенного судьей, судьей КСУ, обоснованное заключение утверждает Председатель Национального агентства или его заместитель и направляет его другим специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции, а также информирует о факте утверждения такого заключения соответственно Высший совет правосудия или Председателя Конституционного Суда.
Как отмечают авторы проекта, предложенный институциональный механизм относительно контроля за соблюдением судьями антикоррупционного законодательства соответствует практике стран-членов GRECO, хотя единая универсальная модель в этой сфере отсутствует.
Также предложенный механизм контроля и проверки деклараций судей укладывается в практику и рекомендации различных органов и институтов ЕС и Совета Европы.