Венецианская комиссия 10 декабря опубликовала второй свод рекомендаций касательно реформы Конституционного суда, решение которого от 27 октября обусловило конституционный кризис в Украине. Документ представлен на сайте комиссии.
"Решение 13-р/ 2020 показывает, что стиль обоснования и подготовки решения Конституционным Судом имеют серьезные недостатки, которые не соответствуют стандартам четкости обоснования в конституционных процедурах и нуждаются в усовершенствовании", - подытожили в Венецианской комиссии.
В выводе содержатся следующие рекомендации для Верховной Рады при принятии законов, направленных на урегулирование конституционного кризиса в Украине:
1. Верховной Раде следует четче прописать ситуации, в которых может быть ограничена деятельность КСУ, а судьям Конституционного суда - конкретно указывать причины неконституционности того или иного закона.
2. Дисциплинарная процедура в отношении судей должна регулироваться законом о КС. Возможность повторно возвращать на рассмотрение дела КС должна быть предусмотрена только в случаях, когда установлено, что судья в связи с этим решением совершил уголовное нарушение (взятку и т.д.).
3. Установить более четкое определение конфликта интересов, выделяя, например, финансовый конфликт интересов, особенно если это связано с вниманием к судьям со стороны НАПК или расследованием НАБУ.
4. Кворум необходимо уменьшать, если его невозможно обеспечить из-за отвода судей.
5. Парламенту следует рассмотреть вопрос о принятии закона, где подробно расписаны последствия в случае несоблюдения судьями КСУ положений закона об отзыве, в том числе о нарушении публичного дисциплинарного производства.
6. Создать орган по отбору кандидатов на пост судьи КСУ, куда могут входить международные эксперты, а в отборе могут принимать участие представители гражданского общества.
7. Внедрить норму, согласно которой, в случае признания сенатом КС неконституционным какого-либо положения закона, он, в случае запроса от президента или Верховной Рады, должен будет обратиться за подтверждением в Большую палату суда.
8. В целях деполитизации состава КСУ депутатская квота должна избираться квалифицированным большинством (для этого на более позднем этапе потребуется поправка в Конституцию).
9. Заполнять ныне вакантные места в КС парламентом и Советом судей только после создания органа для проверки кандидатов.
10. Полезной практической мерой было бы прохождение судьями специальной, в том числе международной, подготовки по вопросам толкования конституции.
Напомним, 9 декабря Венецианская комиссия опубликовала совместное срочное заключение о законодательной ситуации в отношении механизмов противодействия коррупции в соответствии с решением Конституционного Суда Украины № 13-р/2020.
В нем рекомендовалось восстановить ответственность за недостоверное декларирование, но подробнее расписать санкции, которые следуют за тем либо иным нарушением в декларации. И, возможно, восстановить наказание в виде тюремного заключения при особо крупных нарушениях.
Напомним, 27 октября КСУ отменил уголовную ответственность должностных лиц за недекларирование доходов, а также существенно ограничил полномочия НАЗК и заявил о неконституционности контроля НАЗК по декларациям судей.
В это связи президент Украины Владимир Зеленский внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект №4288, которым предлагается лишить судей КСУ их полномочий и восстановить отмененный ими закон о декларировании.
25 ноября президент Украины Зеленский обратился к Венецианской комиссии с просьбой дать оценку конституционности ситуации, которая возникла из-за скандального решения КСУ от 27 октября. Также он попросил оценить антикоррупционное законодательство Украины.