Аналитический обзор опубликован на сайте НАПК, передает Укринформ.
Отсутствие открытого рынка и прозрачных процедур распоряжения землями создает условия для распространения коррупционных практик при управлении государственным земельным ресурсом. Эксперты НАПК определили и проанализировали наиболее распространенные коррупционные схемы, которыми пользуются для незаконного получения земли как физические лица, так и крупные агрохолдинги.
Среди наиболее распространенных коррупционных схем эксперты называют: самовольное занятие земель государственной и коммунальной собственности "с согласия" должностных лиц; заключение договоров о совместной деятельности для пользования земельными участками государственной и коммунальной собственности; использование бесплатной приватизации как коррупционного инструмента для вывода земельных активов.
"Сейчас по расчетам экспертов под действие моратория подпадают 66% всей территории страны. Но несмотря на то, что мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения закреплен на законодательном уровне, на самом деле рынок сельскохозяйственных земель существует, но в тени, где оборот земли объединен с совершением преступления", - говорится в аналитическом обзоре.
Мораторий в Украине был введен путем принятия Закона Украины от 18 января 2001 года № 2242-III, запрещающего до принятия нового Земельного кодекса Украины отчуждение земельных долей (паев), кроме случаев наследования и изъятия для общественных нужд.
25 октября 2001года был принят новый Земельный кодекс Украины. Он вступил в силу 1 января 2002 года. Статья 15 Переходных положений нового Земельного кодекса Украины предусматривала, что до 1 января 2005 года граждане и негосударственные юридические лица не могли продавать или иным способом отчуждать право собственности на две категории земель, которыми они владели: участки, выделенные для ведения фермерского хозяйства или иного товарного сельскохозяйственного производства и земельные доли (паи). Действие запрета не распространялось на мену, случаи наследования и изъятия земель для общественных нужд.
После этого Верховная Рада Украины с десяток раз вносила изменения в правовой режим моратория, продлевая его действие, а запрет на отчуждение земли стал предметом активной общественно-политической дискуссии.
Важное значение для трансформации сферы земельных отношений в Украине имело решение Европейского суда по правам человека по делу «Зеленчук и Цицюра против Украины» (Case of Zelenchuk and Tsytsyura v. Ukraine, applications nos. 846/16 and 1075/16), опубликованное 22 мая 2018 года. Согласно позиции правительства Украины в этом деле цель моратория заключалась в защите продовольственной и национальной безопасности. При введении земли в оборот возникал риск создания условий для концентрации земли в руках нескольких магнатов или «иностранных и враждебных сил» в обмен на долю ее реальной стоимости, ее выхода из сельскохозяйственного производства и обнищания фермеров. Правительство считало, что реальность этих рисков была продемонстрирована опытом короткого периода времени в начале 2000-х годов, когда был разрешен свободный оборот земельных долей (паев), и доли (паи) были массово скуплены по низким ценам.
По результатам рассмотрения Европейский суд по правам человека признал земельный мораторий нарушением права человека распоряжаться своей собственностью, гарантированного статьей 1 Протокола к Европейской конвенции о защите прав человека, а также статьей 41 Конституции Украины, при отсутствии действенного рынка земли сельскохозяйственного назначения.
31 марта 2020 года Верховная Рада Украины во втором чтении приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения», который отменяет мораторий на продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения с 1 июля 2021 года.