В последние дни 2020 года произошло обострение ситуации на линии разграничения. Впервые за несколько месяцев, противник начал применять оружие калибра 82 и 120 мм. Провокации со стороны боевиков продолжились и 1 января. Причины этих событий в эфире Апостроф TV пояснил военный эксперт ДМИТРИЙ СНЕГИРЕВ.
- С чем связана эта активизация, ведь совсем недавно говорили об обмене пленными?
- Это постоянная практика Российской Федерации, когда они идут на искусственное обострение военного противостояния на линии соприкосновения накануне каких-то важных международных встреч.
Давайте вспомним, что накануне состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Эммануэлем Макроном, где российский президент выдвинул условия о возможности проведения следующей встречи в "нормандском" формате. Это было неприкрытое дипломатическое давление на Украину, когда Россия говорила о том, что сейчас надо провести ревизию предыдущих договоренностей.
Представьте себе, говорят два президента-участника "нормандского формата", и фактически за спиной Украины решается ее судьба. То ли пристать к выполнению нормандских договоренностей, то ли нет. И в это самое время, заметьте, идет резкое обострение противостояния на линии соприкосновения, и впервые за последние месяцы происходят обстрелы с запрещенной Минскими договоренностями оружия калибром 82 и 120 мм. Это случайность, или нет? Происходит захват пленных. И только жесткая реакция Соединенных Штатов помогла вернуть украинского пленника (речь идет об украинском военнослужащем Александре Пупко, захваченном в плен 17 декабря и освобожденном спустя неделю - "Апостроф"). Но не было позиции самой Украины.
- Позиция США после выборов президента как-то изменилась?
- Сейчас переходный период. Пока у власти предыдущий президент США Дональд Трамп, и этим удачно пользуется Российская Федерация. Не случайно именно в этот период РФ возобновила строительство газопровода "Северный поток-2", пользуясь возможностью провести определенный объем работ, фактически поставив США на так называемую дипломатическую растяжку.
Это касается и ситуации на востоке Украины. Пользуясь моментом передачи власти от одного президента к другому, а фактически безвластием в США, Россия пошла на обострение как дипломатического, так и военного противостояния. Украине нужно быть готовой к этому сценарию. Собственно, эта готовность, будем надеяться, и была продемонстрирована.
- Россия именно зимой активизируется, как это было с Дебальцево и Донецким аэропортом. С чем это связано?
- Обострение ситуации не стоит связывать с определенным периодом. Все привязано к конкретике. К конкретике привязано именно выполнение "нормандских" договоренностей, соответственно, Российская Федерация перешла к активизации военного противостояния.
- Ширится информация об увольнении министра обороны Андрея Тарана. Как вы это прокомментируете?
- Идет давление на Министерство обороны и, в частности, на господина Тарана. Давайте вспомним предысторию. Собственно, Андрей Таран обращается к премьер-министру Денису Шмыгалю с открытым письмом из-за недофинансирования Министерства обороны. Напомню, бюджетом было предусмотрено финансирование Минобороны в объеме 112 млрд грн, что на 5 млрд меньше предыдущих лет. Реакция была мгновенной. Господин Таран апеллировал не к чиновникам, а к украинскому обществу, которое не поймет сокращение оборонного бюджета в условиях войны.
Какая же реакция была от "Слуги народа"? Оборонный бюджет странным образом сразу увеличили до 117 млрд, но началось давление на господина Тарана, причем началось давление со всех сторон, начиная с так называемых проплаченных антикоррупционеров, которые обвиняли Минобороны в непрозрачных закупках, до руководителей профильных комитетов.
- Украина уже начала работать по плану "Б" в вопросе мирного урегулирования конфликта на Донбассе? Что это вообще за план?
- Если вспомнить заявление министра иностранных дел в октябре 2019 года, тогда господин Пристайко (Вадим Пристайко, - Апостроф) заявил, что план "Б" - это фактически стена. И если не сработают "нормандские договоренности" в течение года, то будут предложены шаги для реализации этого условия, которое фактически поставит стену между Украиной и временно оккупированной территорией. Речь идет о прекращении любых экономических отношений, фактически бесплатных поставок газа, воды и света и всего остального.
Зато прошел год, и что мы видим? Мы видим заявления господина Резникова (Алексей Резников, вице-премьер-министр — министр по вопросам временно оккупированных территорий Украины, - "Апостроф"), который говорит, что план "Б" - это фактически фата-моргана, его не существует. Вместо этого нам предлагают непонятный план "Б" в виде миротворцев, который никогда не реализуется. Расширение миссии ОБСЕ под видом миротворческой операции. Хотелось бы заметить, что функция миссии ОБСЕ - это наблюдение и мониторинг, а никоим образом не поддержка или принуждение к миру.
Читайте также:Хорватский опыт для Украины: как миротворцы помогут освободить Донбасс
- Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что сроки новой встречи в "нормандском" формате можно обсуждать только после выполнения договоренностей предыдущей встречи (парижский саммит "Нормандской четверки" 9 декабря 2019 года).
- И вот вам ответ, почему произошло обострение на линии противостояния. Россия давит на Францию с целью заставить Украину имплементировать формулу Штайнмайера. Соответственно, происходит обострение на линии противостояния.
- Ранее ряд российских ведомств попали под санкции Министерства торговли США. В частности, в списке оказались Министерство обороны РФ, Служба внешней разведки РФ и предприятия оборонно-промышленного комплекса. Насколько эти санкции влияют на Россию?
- Речь идет о так называемых секторальных или персональных санкциях. Насколько они эффективны - давайте посмотрим. Россия возобновила работы над газопроводом "Северный поток-2". Состоялось строительство двух веток "Турецкого потока". Согласитесь, это масштабное строительство, которое требует капитальных вложений. Сейчас оборонный бюджет РФ на 2021-2022 год составляет 9 млрд рублей. Государство может себе это позволить. Я понимаю, что в сравнении с оборонным бюджетом США - это копейки, но тем не менее, снизили ли эти санкции воинственные настроения России на востоке Украины, в Сирии, в Ливии? Нет.
Санкции никогда не остановят войну на востоке Украины. Те 7 лет, которые нам рассказывают, что санкции являются гарантией нашей победы, - это попытка снять с себя персональную ответственность и переложить ее на правительство США.
- То есть история, которая была с СССР, не пройдет?
- Не пройдет абсолютно.
- А почему оно тогда сработало?
- Скажем так, было единство Европы и США. Давайте посмотрим на то, что сейчас происходит в странах Европы. Германия и Италия выступают за отмену экономических санкций против РФ. У Чехии какая позиция? Откровенно пророссийская. Я могу и дальше перечислять европейские страны, но вывод таков, что сейчас уже фактически сформировано пророссийское лобби.
Россия сейчас работает на разъединение позиций Европы и США. Или, например, есть понимание позиции Европы и США по ситуации в Сирии или Ливии? Нету. По иранской программе - нет. И в этом не последнюю роль играют агенты российского влияния непосредственно в странах Европы. А мы этого не замечаем.
- Министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил, что попытка России создать фейковое дело против нацгвардейца Виталия Маркива - дешевая провокация.
- Арсен Борисович должен использовать свой авторитет в организации так называемой юридической очистки. О чем идет речь? Российская Федерация сейчас требует юридической очистки боевиков, которых Украина передала во время последнего обмена. Зато уголовные дела, возбужденные против украинских военных моряков, - помните события в Керченском проливе - до сих пор висят в РФ. Соответственно, в любой момент следователи ФСБ могут вызвать наших моряков на допрос. Они не появляются - их объявляют в межгосударственный розыск по линии Интерпола.
Так вот, юридическая очистка Маркива и украинских военных моряков должна происходить зеркально. Не только Украина должна юридически очистить боевиков, соответственно так должна сделать и Российская Федерация. Не может Украина в одностороннем порядке выполнять прихоти страны-оккупанта. Мы так же должны демонстрировать свою субъектность в вопросах защиты украинских граждан.
- Россия сейчас пытается на нашу субъектность влиять обстрелами, нарушая Минские договоренности. Какие у нас есть рычаги влияния, чтобы пойти по этому пути к миру? Нашим путем, а не тем, который диктует Россия.
- ...Нас пугают обострением, оно происходит каждый день. Вооруженные силы образца 2020 года - это не Вооруженные силы образца 2014 года. Мы можем дать достойный отпор любым попыткам усиления давления на Украину.
- Мы, по вашему мнению, сейчас можем выдержать удар?
- Конечно. Но это зависит от политической воли.
- А Россия готова к настоящему удару?
- Нет, не готова. Она не пойдет на прямую военную конфронтацию, несмотря на те мантры, которые нам рассказывали 7 лет о накоплении войск, о возможности прямого военного вмешательства РФ. В противном случае, это будет акт внешней непосредственной агрессии. Это не прокси-вариант, который сейчас реализуется на востоке Украины.
- Но она может эти две квазиреспублики нашинковать танками, артиллерией и пойти в атаку через них.
- Они уже нашинкованные. Далее какой сценарий?
- Я не военный эксперт, я спрашиваю у вас.
- Не может.
- Какая причина?
- Это будет нарушением Минских и "нормандских договоренностей". Это и есть предохранитель, который не даст России реализовать свой воинственный план. Есть "нормандские договоренности", которые фактически дублируют Минские соглашения. В "нормандских договоренностях" с подписями первых лиц закреплены условия урегулирования ситуации на востоке Украины. Именно в рамках "нормандского формата" мы и можем разговаривать. Россия связана "нормандским форматом".