/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F1d9adab2488350dd7d1577df173cc772.jpg)
Бокс-офис 2020: год, о котором лучше забыть
2020 год оказался настоящей катастрофой для киноиндустрии: закрытие кинотеатров в большинстве стран мира, перенос релизов, срыв съемок.
Давайте посмотрим на финансовые результаты прошлого года по мнению авторитетного сайта Box Office Mojo.
Начиная с апреля прошлого года, кинотеатры на самых крупных рынках, за исключением Китая, оставались закрытыми, а если же и работали, то далеко не все дни и с санитарными ограничениями на количество зрителей и их рассадку.
В таких условиях крупнейшие студии решили перенести релизы самых потенциально прибыльных картин на 2021-22 гг., а с несколькими фильмами рискнуть и выпустить их на ограниченном числе рынков и/или на стриминговых сервисах.
Так что вместо голливудских блокбастеров в Топ-10 бокс-офиса впервые появились китайские фильмы, причем сходу заняв четыре позиции из десяти, в том числе и первое место.
The Eight Hundred.
Bad Boys for Life.
My People, My Homeland.
Demon Slayer the Movie: Mugen Train.
Sonic the Hedgehog.
Legend of Deification.
Birds of Prey.
The Sacrifice.
Китайские картины и в прошлые годы неплохо зарабатывали на локальном рынке.
Так, по итогам проката в 2019 г.
12-е и 13-е место, сразу за голливудскими блокбастерами, собравшими чуть меньше $1 млрд., занимали китайские картины.
Анимационный фильм Ne Zha, основанный на китайской мифологии, собрал в прокате $726 млн.
(из них всего $3,6 млн.
за пределами Китая), а фантастическая лента The Wandering Earth, вышедшая позже на Netflix – $700 млн.
($6 млн.
за пределами Китая).
В 2020 г., в связи с отсутствием конкуренции, китайские картины поднялись еще выше.
Фильм The Eight Hundred, волей случая оказавшийся на первом месте рейтинга сборов – типичный китайский пропагандистский продукт, рассказывающий об обороне склада Сыхан, финальном эпизоде Битвы за Шанхай в рамках Японо-китайской войны 1937–1945 гг.
Мало того, по мнению партийной верхушки КПК, фильм, главные герои которого — солдаты Гоминьдана, а не НОАК, оказался недостаточно пропагандистским, и перед выходом на экраны его дополнительно редактировали.
The Eight Hundred собрал в китайском прокате $461 млн.
и только $372 тыс.
за рубежом.
Первому голливудскому фильму рейтинга, оказавшемуся на второй строчке, Bad Boys for Life, просто несказанно повезло.
Вышедшая в конце января 2020 г.
картина успела собрать все, что могла, до локдаунов – $426 млн.
по миру, из них $206 млн.
в США.
Это лучший результат для франшизы, неудивительно, что еще в январе 2020 г.
появились слухи о работе над четвертой частью.
На третьем месте снова видим китайскую картину.
My People, My Homeland – это комедийная антология, состоящая из пяти короткометражных фильмов, рассказывающих о локальных сообществах в разных провинциях Китая.
Вряд ли в обычный год такой фильм ждал бы оглушительный успех, в 2020 же он собрал на локальном рынке $422 млн.
Проката за рубежом не было.
Tenet – фантастический эпик Кристофера Нолана, который должен был ознаменовать открытие кинотеатров в США и вернуть зрителей в залы, собрал в прокате $362 млн., из них только $58 млн.
на домашнем рынке.
Неплохо для 2020 г.
и заслуженная четвертая строчка рейтинга, вот только при бюджете в $200 млн.
это на грани, а если честно, даже ниже грани окупаемости.
При нормальном раскладе фильм должен собрать два своих бюджета, чтобы окупиться.
Занявший пятую строчку рейтинга анимационный фильм Kimetsu no Yaiba: Mugen Ressha-Hen (Demon Slayer: Kimetsu no Yaiba the Movie: Mugen Train) – японская картина по подростковой манге.
Лента собрала $318 млн.
на азиатских рынках, львиную долю, естественно, в Японии.
Ни в США, ни в Китае мультфильм не выходил.
Crunchyroll рапортует о еще больших успехах картины – $362 млн.
общих сборов, из них $337 млн.
в Японии.
На шестой строчке Топ-10 еще один голливудский фильм, которому повезло выйти до пандемии – Sonic the Hedgehog.
Картина собрала $313 млн.
по миру, из которых $148 млн.
в США, совсем неплохо для фильма по игре.
На седьмой строчке — еще один допандемийный фильм, Dolittle, с Робертом Дауни-младшим, получивший крайне негативные отзывы как в прессе, так и у зрителей.
Причем за рубежом фильм встретили лучше, чем в США – $246 млн.
мировых сборов при $77 млн.
Для фильма с бюджетом в $175 млн.
это мало.
Выйди Dolittle в 2019 г., выше 37 строчки рейтинга он бы не поднялся.
Занимающая восьмую строчку Legend of Deification (Jiang Ziya) – еще один китайский анимационный фильм, основанный на мифологии.
Фильм вышел в начале октября 2020 г., когда часть кинотеатров в Китае опять закрылась, тем не менее, собрал в локальном прокате $240 млн.
На девятой строчке рейтинга Box.
Mojo – многострадальные Birds of Prey.
И хотя формально фильм, собравший $201 млн.
в мировом прокате ($84 млн.
в США), даже окупился, ждали от него намного больше.
И замыкает десятку еще один китайский пропагандистский фильм, на этот раз посвященный Корейской войне, в которой КНР участвовала гибридно – The Sacrifice.
Фильм выиграл несколько призов на Международном фестивале в Макао и собрал в национальном прокате $161 млн.
В 2019 г.
это означало бы только 53 строчку рейтинга, в 2020 же позволило войти в Топ-10.
Если же говорить о картинах, не попавших в десятку, то не повезло практически всем большим студиям.
Мультфильм Onward от Pixar собрал только $147 млн.
(12 место по итогам года) при бюджете более $175 млн.
Wonder Woman 1984 от Warner Bros.
на текущий момент заработала лишь $118 млн.
(13 место) при бюджете в $200 млн.
The Call of the Wild от 20th Century собрал $110 млн.
(15 место) при бюджете около $150 млн.
Mulan от Disney с треском провалилась в Китае, собрав лишь $67 млн.
(20 место) при бюджете более $200 млн.
Да, к названным выше суммам позже добавится выручка от аренды фильмов на стриминговых сервисах, но все потери она в любом случае не покроет.
А потери оказались колоссальными.
По подсчетам аналитической компании Omdia, выручка от продажи билетов в 2020 г.
упала на 71,5% по отношению к 2019 г., а всего киноиндустрия потеряла около $32 млрд.
Впервые за последние 20 лет общий бокс-офис упал ниже $13 млрд., в 2019 г.
только фильмы из Топ-10 собрали больше.
Можно было бы сказать, что в 2021 г.
все будет лучше, ведь теперь у нас есть вакцина, кинотеатры откроются… только, боюсь, этого не случится.
Вирус тоже мутирует, вакцинация идет не так быстро, как хотелось бы, и даже встречает противодействие со стороны граждан, в том числе и на самом крупном кинорынке, в США.
Так что Голливуду, скорее всего, стоит приготовиться к еще одному непростому году.
(Открывается в новом окне).