Поспешный вылет министра здравоохранения Максима Степанова в Индию вызвал немало обсуждений и юмора в сети. Дабы спасти свою должность и репутацию, чиновник лично ездил контролировать поставку вакцины AstraZeneca (CoviShield) с завода в индийском городе Пуне. 23 февраля вакцина прибыла в Украину, а 24 февраля первые украинцы получили прививки от коронавируса. Почему ситуация с поставками вакцины продолжает вызывать много вопросов и как на самом деле называется прибывшая из Индии вакцина, разбирался "Апостроф".
Приключения Степанова в Индии
Клятвенные обещания руководства Минздрава начать вакцинацию украинцев с 15 февраля обернулись ничем. Украина в тот день не увидела ни немецко-американскую вакцину Pfizer, которую мы должны были бесплатно получить по программе COVAX, ни британскую AstraZeneca, закупленную за бюджетные средства.
Не удивительно, что на Минздрав обрушилась волна критики за невыполненное обещание, а под Степановым кресло министра зашаталось гораздо сильнее. В результате, 18 февраля министр самостоятельно вылетел в Индию, где находится Индийский Институт сывороток (Serum Institute of India), чтобы лично проконтролировать отгрузку препарата.
Мотивы Степанова были понятны. Ведь даже в президентской фракции "Слуга народа" пошли прямые разговоры о его отставке в случае срыва сроков вакцинации. Но сама ситуация, когда министр здравоохранения лично едет за вакциной, за которую уже уплачены деньги, выглядит довольно странно.
"Его полет в Индию — это пиар. Наверняка у него работают хорошие пиарщики, которые ему подсказали это сделать. Чтобы он сам лично поехал туда, привез вакцины, показал на камеры и спас себя от отставки, о которой говорят в "Слуге народа". Над ним висит уже достаточно серьезный "дамоклов меч". Но такие прецеденты, когда министр сам едет выбивать вакцину на складах — это выглядит несерьезно", – сказал в комментарии "Апострофу" министр здравоохранения Украины в 2014 году и президент Всеукраинского врачебного сообщества Олег Мусий.
21 февраля Степанов опубликовал "видосик" в соцсетях, как погрузчик грузит контейнеры с вакциной в фуру, а 23 февраля препарат приехал в Украину. Наконец, 24 февраля (через 9 дней после объявленной ранее даты 15 февраля) украинцы начали получать прививки от коронавируса.
Вероятно, приключения Степанова в Индии оставят его в кресле министра, но вряд ли ему забудут эту историю.
К тому же, у украинцев появилась масса вопросов относительно "британско-индийской" вакцины. Многие украинцы и так не доверяют государству, а тут еще и эпопея с вакцинами - соответственно, желающих делать прививки с каждым днем все меньше.
Что же не так с вакциной от Serum Institute of India? Дело в том, что в Украине эта компания уже попадала в скандал с вакцинами от кори и краснухи в 2008 году.
Что произошло в 2008-м?
13 лет назад в Украине стартовала внеплановая массовая вакцинация против кори и краснухи, которая была запланирована Минздравом совместно со Всемирной организацией здравоохранения.
Для вакцинации в Украину было ввезено девять миллионов доз вакцины от кори и краснухи от Serum Institute. Препарат нам предоставили бесплатно благодаря ЮНИСЕФ. Но зарегистрирован он у нас в стране не был, из-за чего его использование в Украине было невозможно. Тогда проблему решили благодаря простому разрешению тогдашнего главного санврача Николая Проданчука, что позволялось делать в случае эпидемии, которой в том году в Украине не было.
Кстати, по этому факту Генеральная прокуратура возбудила в отношении Проданчука уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.365 Уголовного кодекса Украины. Мотив - превышение служебных полномочий при даче разрешения на ввоз в Украину, использование без надлежащей регистрации, проведения клинических исследований и испытаний комбинированной вакцины от кори и краснухи индийского производства, что повлекло тяжелые последствия.
Так 12 мая 2008 года у старшеклассника Антона Тищенко из Краматорска через три часа после прививки поднялась высокая температура, он был госпитализирован. 13 мая подросток умер в реанимации. Еще сотни молодых людей попали в больницы с поствакцинальными осложнениями. Вакцинация была приостановлена, а комиссия Минздрава начала расследование, по итогам которого связи между смертью парня и вакциной не нашли. Но вакцинацию почему-то не возобновили.
Этот скандал сильно повлиял на вакцинальную кампанию в Украине - многие украинцы начали отказываться от вакцинирования.
Кроме того, после скандала в 2008-м Serum Institute of India наотрез отказалась сотрудничать с нашей страной. И только в 2014 году, когда в Украине началась реформа здравоохранения и мы стали закупать медпрепараты, и вакцины в том числе, через международные организации, ЮНИСЕФ уговорила индийский институт продавать препараты через них.
Что касается расследования ГПУ, то доказательств об опасности индийской вакцины от кори и краснухи предоставлено не было. Ничем завершилось и дело против экс-главного санврача Украины Проданчука. Между прочим, в 2020 году он вошел в состав Комиссии по биобезопасности и биологической защите при Совете национальной безопасности и обороны Украины по указу президента Владимира Зеленского. Ныне Проданчук - действующий директор Института экогигиены и токсикологии им. Л. Медведя.
Что такое Covishield
Фактически, индийская вакцина – это аналог британской. Еще в прошлом году AstraZeneca заключила соглашение с Serum Institute of India на производство своей вакцины от ковида, которая получила название CoviShield. Также вакцину AstraZeneca выпускает южнокорейская компания AstraZeneca-SKBio.
Но все же украинцев просят не путать брендовый препарат AstraZeneca и тот, который изготовлен в Индии.
"Что касается вакцины CoviShield, то это не AstraZeneca, не брендовый препарат. Этот препарат производится по лицензии непосредственно индийским Институтом сывороток. А компания AstraZeneca никакой ответственности за его не несет и выходящего контроля качества не обеспечивает. Поэтому я не понимаю, почему в Украине все почему-то называют вакцину CoviShield, которая производится индийским Институтом сывороток, AstraZeneca", - заявила во время брифинга глава Crown Agents (компании-посредника при закупке вакцин) в Украине Татьяна Коротченко.
Основу индийской вакцины, как и британской, составляет аденовирус шимпанзе, ослабленный и модифицированный так, чтобы он был больше похож на COVID-19. Он не вызывает заболевания у человека, но начинает производить шиповидный вирусный белок, который формирует иммунный ответ.
Для вакцинации вводят две дозы с интервалом от четырех до 12 недель.
Международные клинические испытания вакцины от Astra Zeneca показали, что при введении половины дозы, а затем и полной дозы эффективность достигает 90%. Сейчас продолжается третья фаза клинических испытаний препарата в Индии, Бразилии, Великобритании, Южной Африке, Кении и США. В то же время вакцину уже одобрили к экстренному использованию в Индии.
Однако вопрос эффективности именно индийской вакцины остается открытым.
Цена вакцины и британский посредник
Еще один момент - это стоимость вакцины, которую, конечно же, покупают за бюджетные деньги. В начале февраля Национальное антикоррупционное бюро начало расследование по закупке не то китайской вакцины CoronaVac, не то индийской AstraZeneca. Тогда следователей НАБУ заинтересовала цена вакцин - почти 18 долларов за дозу вместо 3.
Во время пресс-конференции по случаю прибытия вакцины Covishield в Украину журналисты задали вопрос о стоимости вакцины представителю Crown Agents, британского посредника, который и помогает Украине купить вакцины у Serum Institute. Представитель посредника заявил, что информация о цене вакцины является конфиденциальной. Мол, между украинскими властями и индийской компанией был подписан договор о неразглашении.
Это заявление вызвало бурю негодования в украинском обществе. Однако врач-инфекционист Вадим Аристов объясняет, что информация о цене вакцины может быть засекречена.
"Часто, в ходе переговоров, цены на препараты определяются фармкомпаниями индивидуально для каждого заказчика, что может зависеть от разных факторов. И раскрытие этой цены может сорвать компаниям будущие контракты", – объяснил Аристов "Апострофу".
Что же касается дела НАБУ, то Аристов отмечает, что на конечную цену влияет много факторов. Но если агенты НАБУ выявят признаки коррупционного деяния, виновные должны предстать перед судом.
"Есть много факторов, при которых вакцину можно купить дешевле. Например, если бы о закупках договорились в мае. А мы договорились в декабре. Если бы мы договаривались напрямую с производителем, а не через посредника - тоже могло выйти дешевле. Также в коммерческих контрактах есть такое понятие "Инкотермс", где прописываются порядка 10 разных цен на препарат от момента отгрузки до прибытия к заказчику. То есть цена на производственной линии поставщика и цена уже на складе Минздрава может отличаться", – резюмировал Аристов.
Возникают вопросы и к компании Crown Agents, которая является посредником при закупке вакцины. По словам президента Всеукраинского врачебного общества и бывшего главы Минздрава Олега Мусия, британский посредник ранее был соучастником коррупционных схем в Украине.
"На основе своих полномочий народного депутата 8-го созыва я могу сказать, что мы рассматривали схему по отмыванию украинских средств за рубежом. Счетная палата предоставила нам соответствующие отчеты, и мы обратились в Генеральную прокуратуру. Одна из этих трех организаций - это Crown Agents, которая, с моей точки зрения, совершенно дискредитирована в Украине. Это покупательное агентство, которое служит отмыванию средств на медицинских закупках за пределами Украины. У меня нет никакого доверия к нему. До сих пор в Украине не проведены все поставки за деньги, уплаченные еще в 2017 году. До сих пор это агентство не поставило лекарства в Украину. Сколько людей уже умерло, даже трудно сказать. На самом деле эти секретные соглашения должны быть давно разорваны", - рассказал Мусий на Апостроф TV.
Бывший министр здравоохранения подчеркнул, что через Crown Agents в Украину поставлялись лекарства с истекающим сроком годности.
"Они поставлялись в Украину как гуманитарная помощь за полгода до истечения срока - но за полную стоимость. Доверия к таким закупщикам нет. Кроме того, вакцины через международные организации, как правило, покупала ЮНИСЕФ, а не Crown Agents", - подытожил Олег Мусий.