Иран сделал лишь стилистические и грамматические поправки после замечаний Украины к проекту отчета о техническом расследования сбития иранскими военными самолета "Международных авиалиний Украины".
Об этом говорится в статье заместителя министра иностранных дел Украины Евгения Енина в издании "Зеркало Недели"
"Украина просила Иран учесть все сложившиеся замечания, что, конечно же, означало бы продолжение прозрачного и беспристрастного технического расследования с беспрепятственным привлечением Украины. Кроме того, Украина зарезервировала за собой право обнародовать свои предложения к отчету в случае их неучтения. Сейчас мы видим, что Иран не учел, фактически, ни одного содержательного замечания Украины, сделав лишь стилистические и грамматические правки", - отметил Енин.
Он добавил, что главной целью технического отчета является формирование рекомендаций для предотвращения таких случаев.
"Очевидно, что для формирования этих рекомендаций должны быть проанализированы абсолютно все факты, события, установлены все цепочки, которые не только привели к сбитию гражданского самолета, но и допустили его. К сожалению, вынуждены констатировать, что первопричин катастрофы в отчете не установлено. Соответственно, это означает и нерелевантность рекомендаций по вопросам усиления безопасности и недопущения аналогичных катастроф в будущем ", - заявил он.
"В отчете мы прочитали, что виновны в сбитии только оператор ТОР, который выпустил ракету в гражданский самолет, и "Украинские авиалинии ", которые должны лучше оценивать риски и тому подобное. Никаких фактов или доказательств, которые подтверждали бы "ошибку оператора", приведено не было. Не говоря уже о том, что, по словам иранской стороны, аудиосамописец противоракетной установки ТОР-М1 (который должен быть одним из ключевых доказательств по делу о сбитии украинского самолета, поскольку содержал все переговоры оператора ТОР с координационным центром), не удалось сохранить", - отметил он.
Также в иранском отчете не была сказано, почему система безопасности гражданской авиации не сработала в тот день должным образом. "Мы не получили ответов и объяснений, почему Иран сам не принял решение закрыть воздушное пространство для гражданских самолетов над своей территорией, на чем основывалось такое решение, почему он считал, что небо безопасное", - добавил Енин.
Также, по его словам, открытым остается и вопрос военной координации внутри Ирана.
Как отметил Енин, Украина вместе с международными партнерами не принимают отчет, в котором нет необходимых ответов и объяснений.
"Мы координируем наши усилия с международными партнерами: Афганистаном, Великобританией, Канадой и Швецией - и используем все возможные площадки для получения ответов на эти вопросы, прежде всего в знак скорби и солидарности с родными и близкими жертв авиакатастрофы", - подытожил Енин.
Напомним, 17 марта глава МИД Дмитрий Кулеба заявил, что Иран не учел замечание Украины и обнародовал с манипуляциями окончательный отчет технического расследования о сбитии украинского самолета.
Ранее Украина направляла иранской стороне более 90 страниц замечаний и предложений к проекту этого отчета и настаивала, чтобы Иран приобщил их к финального документа.
Сбитие украинского самолета МАУ в Иране
- 8 января 2020 года в Иране разбился самолет МАУ, выполнявший рейс по маршруту Тегеран-Киев. Погибли 176 человек. На борту Boeing 737 находились 11 граждан Украины, в том числе 9 членов экипажа, а также граждане Ирана, Канады, Швеции, Афганистана, Германии и Великобритании.
- Через три дня президент Ирана Рухани признал, что украинский лайнер был сбит "в результате непреднамеренной человеческой ошибки", и пообещал привлечь виновных к ответственности.
- В июле Иран передал бортовые самописцы с самолета во Францию для проведения исследований.
- В середине декабря в Канаде заявили, что расследование Ираном катастрофы самолета "Международных авиалиний Украины" не вызывает доверия.
- Руководитель украинской группы переговорщиков с Ираном по катастрофе украинского самолета Енин заявил, что Украина обратится в Международный суд ООН по делу сбития самолета, если переговорные возможности с Ираном будут исчерпаны.
- Недавно стало известно о появлении секретных аудиозаписей, которые свидетельствуют, что власти Ирана никогда не раскроют правду о сбитии украинского самолета. По данным канадского телеканала CBC News, правительство Канады и учреждения по вопросам безопасности изучают секретные аудиозаписи, на которых человек, которого источники идентифицировали как главу Министерства иностранных дел Ирана, обсуждает вероятность того, что самолет МАУ сбили преднамеренно.
- В конце февраля 2021 года Украина передала Ирану замечания к проекту технического отчета о сбитии самолета МАУ.
Читайте последние новости Украины и мира на канале УНИАН в Telegram
Автор: Виталий Саенко