Поскольку телеканал "Дом" задался целью информационно способствовать реинтеграции временно оккупированных территорий (ВОТ), включающей в себя формирование положительного отношения к реинтеграции у граждан Украины по обе стороны линии соприкосновения и признание различной гражданской идентичности, основанной на общих ценностях, политически ангажированный медийный аппарат внутренних украинских игроков наносит ответный удар скоординированной информационной кампанией и пропагандой, направленной на телеканал "Дом" и систему иновещания Украины.
Политически ангажированные СМИ, оплачиваемые пиар-консультанты, публичные спикеры политических партий, интернет-тролли в социальных сетях распространяют сообщения с обвинениями в предвзятости и дезинформации, цель которых — умышленный подрыв доверия к вещанию на ВОТ. Аналогичные усилия направлены в целом на дискредитацию государственного предприятия "Мультимедийная платформа иновещания Украины".
Предмет и цель исследования
Период: 15-23 марта 2021 года включительно.
Предмет исследования: негативные нарративы по отношению к телеканалу "Дом", а также связанным с его деятельностью персонам.
Типы данных:
- сообщения социальных медиа (новостные сайты, социальные сети, мессенджеры, форумы, другие);
- видеоролики из программ на телевидении и специализированных сайтах для публикации видео.
Цель исследования: определить основные негативные нарративы по отношению к телеканалу "Дом" и их частотность. Выделить основных публичных спикеров, которые формируют негативные нарративы о телеканале "Дом" и связанных с его деятельностью персонах. Выделить основные инсайты формирования и распространения негативных нарративов.
Выводы
Исследование показывает, что в Украине существуют два крупных политических лагеря, которые выбрали мишенью телеканал "Дом" для информационных атак и которые используют YouTube, Twitter, Facebook, частные телеканалы, где массово используются такие смысловые сообщения:
- Что телеканал "Дом" распространяет дезинформацию и пропаганду и предвзятый по отношению к оппозиции к действующей власти, которая контролирует редакторскую политику канала.
- Что контент телеканала не отвечает заявленной миссии вещения.
- Что телеканал не смотрят на ВОТ.
- Что телеканал создан для "отмывания денег" или бюджет используется нецелевым способом.
- Что телеканал вещает на русском языке и тем самым нарушает отечественное законодательство.
Причина таких информационных усилий по дискредитации телеканала со стороны политических стейкхолдеров или их обслуживающих агентов заключается в том, что телеканал "Дом" является частью государственного предприятия "Мультимедийная платформа иновещания Украины", а это, по замыслу спикеров, позволяет внедрять манипуляцию о том, что это "личный канал Зеленского".
С одной стороны к политическим критикам относятся публичные спикеры одной из политических партий, которая декларирует свою оппозиционность. В эту же группу входят юридически не связанные с партией акторы, которых всё равно можно считать сторонниками этого идеологического курса (часто среди них — оплачиваемые пиар-консультанты или лояльные журналисты, работающие на коммерческих каналах под контролем политического владельца и даже сторонники определённых идеологических (националистических ) групп, которые распространяют на своих страницах в соцсетях контент политически ангажированных телеканалов).
С другой стороны атака велась со стороны акторов так называемого пророссийского лагеря — это ассоциированные с пророссийской риторикой журналисты, блогеры, а также оплачиваемые пиар-консультанты.
Стоит отметить, что в найденных цитатах спикеров в медиа преимущественно используется язык ненависти и очевидные политические клише, например, что якобы телеканал "Дом" является "собственностью" действующего президента.
Таким образом, политически ангажированные СМИ и влиятельные лица, выступающие в поддержку указанных групп, а также интернет-комментаторы — сторонники указанных групп влияния — нацелены на телеканал "Дом" в пределах скоординированной информационной операции, о чём свидетельствуют одинаково применяемые сообщения, временные границы активностей и другие индикаторы спланированного распространения сообщений однотипного характера.
Системная работа государственного предприятия "МПИУ" направлена на информационное содействие реинтеграции ВОТ, включающее в себя формирование положительного отношения к реинтеграции у граждан Украины по обе стороны линии соприкосновения и признание различной гражданской идентичности, которая основана на общих ценностях. Это является одним из ряда триггеров, который провоцирует подконтрольный некоторым украинским политикам медийный аппарат, чтобы дискредитировать политико-дипломатический путь решения конфликта, отвлечь внимание от роли медиа в постконфликтном урегулировании и вернуть контроль над общественным мнением относительно политического измерения завершения конфликта.
Именно поэтому скоординированные информационные усилия политических игроков по дискредитации продуктов ГП "МПИУ", нашего персонала и партнёров приводят к появлению агрессивных информационных кампаний не только против телеканала "Дом", но и ценностей предприятия, среди которых — защита принципов свободы слова и стандартов информационной деятельности.
Мы прогнозируем, что медийный аппарат, поддерживаемый политическими игроками внутри Украины, будет и в дальнейшем пытаться агрессивно дискредитировать работу телеканала "Дом", находя в этом возможность для возвращения внимания общества к их политической деятельности в стране.