MY.UAНовости
Маршруточная мафия против: когда в украинских городах уберут "чертопхайки" с улиц/Власти уже много лет обещают убрать маршрутки с улиц украинских городов
Маршруточная мафия против: когда в украинских городах уберут "чертопхайки" с улиц/Власти уже много лет обещают убрать маршрутки с улиц украинских городов

Маршруточная мафия против: когда в украинских городах уберут "чертопхайки" с улиц/Власти уже много лет обещают убрать маршрутки с улиц украинских городов

Коронавирусный локдаун обнажил давнюю проблему маршруток, которых практически не осталось в мире, и которые власти уже давно обещают убрать с улиц украинских городов. "Апостроф" разбирался, что мешает решению проблемы, и должен ли подорожать проезд в общественном транспорте, как того требуют перевозчики.

Частные перевозчики Киева жалуются на карантинные ограничения во время весеннего локдауна и заявляют о планах поднять тарифы на проезд в маршрутках.

Кроме того, перевозчики намерены просить столичную власть официально остановить работу маршруток в городе, так как, по их словам, эксплуатация полупустых автобусов еще убыточнее, чем их простой.

Мэр Киева Виталий Кличко назвал такие заявления манипуляцией и шантажом.

"Я понимаю, что сейчас сложно всему бизнесу. Кризис затронул все его сферы. Но шантажировать людей и городские власти - это неприемлемо", - написал градоначальник в Facebook.

Подорожание проезда в маршрутках в среднем с 8 до 10 гривен было намечено на 27 марта, но оно не состоялось, так как, похоже, перевозчики и власть пришли к некоторому согласию. Так, если раньше допускалась заполняемость салона на уровне 50% от всех сидячих мест, то сейчас речь идет о 50% от общей пассажировместимости.

Но, все равно, перевозчики считают, что проезд должен подорожать, независимо от того, действуют ли карантинные ограничения, или нет. Объясняют это убыточностью работы при нынешних тарифах.

Пассажиры же, в свою очередь, имеют претензии к качеству предоставляемых услуг. Люди недовольны тем, что маршрутки курсируют без какого-либо расписания, водители не выдают билеты, а сами автобусы находятся в ужасающем состоянии, что не только некомфортно, но часто даже опасно (ситуация в других городах Украины не лучше, а во многих даже хуже).

Столичные власти на протяжении многих лет заявляют о намерении убрать маршрутки с городских улиц, но, несмотря на это, ничего не меняется.

Новый принцип

Но изменения возможны, пусть произойдут они не завтра.

Для того, чтобы ситуация поменялась, нужны изменения в законодательство.

Так, в январе 2021 года в Верховную Раду был внесен законопроект №4583, призванный улучшить качество предоставляемых перевозчиками услуг.

"Принятие законопроекта даст возможность требовать от перевозчиков качества и оставить в прошлом старые и разваленные автобусы", – написал в Facebook министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.

Кроме того, принятие этого законопроекта должно устранить дискриминацию в отношении льготников, которых в частные маршрутки пускают крайне неохотно – во-первых, в большинстве регионов действуют ограничения (не более одно или двух льготников в салоне), во-вторых, водители довольно часто отказывают им в бесплатном проезде, даже если у льготников есть на это основания (что не удивительно, так как, не выдавая билеты, водители кладут полученные от пассажиров деньги себе в карман).

Фото: Апостроф / Александр Гончаров

Есть и другие законодательные инициативы, которые также направлены на улучшение качества перевозок, одним из условий которого является отказ от маловместительных автобусов - так называемых "богданов".

Ключевым моментом всех этих документов является изменение самого принципа привлечения к работе частных перевозчиков – вместо конкурсов на маршруты предлагается ввести закупку непосредственно транспортных услуг через систему Prozorro. Победителями тендеров станут компании, которые предложат самую низкую цену за один километр перевозок.

При этом города будут предоставлять перевозчикам гарантии работы на полученных ими маршрутах.

Похоже, не против такой системы и сами перевозчики.

Как рассказал в эфире "Апостроф TV" глава "Ассоциации перевозчиков Киева и Киевской области" Игорь Мойсеенко, например, в Варшаве 30% бюджета идет на покупку именно транспортных услуг: "Там работают как частные перевозчики, так и муниципальный транспорт, но автобусы у всех одинаковые, и все получают одинаковые средства за пассажирокилометры".

"Теневой" бизнес

Но есть ли все-таки решение проблемы маршруток, и, если есть, в чем оно состоит?

Для начала нужно четко определить, что мы понимаем под довольно размытым термином "маршрутка".

"Если, как это записано в законе об автомобильном транспорте, это – особый режим движения, когда можно останавливаться не на остановках общественного транспорта, то, например, в Киеве, этого уже нет. Если мы имеем в виду небольшой размер подвижного состава, то есть маршруты, на которых экономически нецелесообразно использовать больший подвижной состав, и, если это будут не "Богданы", то, по крайней мере, "Атаманы" с низкопольной площадкой. Или же под "маршруткой" мы понимаем частных операторов", - рассказал в комментарии "Апострофу" эксперт по транспортному моделированию Дмитрий Беспалов.

В большинстве случаев, говоря о маршрутках, мы имеем в виду частников.

Но главная проблема маршруток совсем не в этом.

Так, одним из принципиальных моментов является возможность использования в маршрутках единого электронного билета, который задействован в коммунальном транспорте.

"В Киеве постепенно поджимают маршрутчиков, устанавливая определенные условия конкурсов, в том числе, по большей вместимости подвижного состава. И это уже видно на некоторых маршрутах, то есть они по чуть-чуть увеличивают размеры. А, там, где больше размер подвижного состава, проще ввести электронный билет", - отметил в разговоре с изданием эксперт общественной компании "Европатруль" Вячеслав Коновалов.

Фото: Апостроф / Александр Гончаров

Однако, добавил он, наблюдается "бешенный саботаж" внедрения систем контроля: "Даже маршрутчики признают, что с каждой маршрутки они каждый день отдают примерно треть дохода - около 1000 гривен - на "крышу", чтобы их не трогали, что они билеты не выдают".

Но почему такого нет в других странах Европы, например, в Польше? "Потому что там есть принципиальная власть, которая приняла решение, что у них мафии нет", - говорит Коновалов.

На самом деле, иззбавиться от маршруток можно было еще лет 20 назад, считает эксперт по вопросам транспортной инфраструктуры общественной организации "Инфраструктурный Совет" Ярослав Пилипчук. "Но есть группы, которые лоббируют маршрутчиков. Маршрутки имеют "теневой" оборот, который исчисляется миллиардами гривен, и они, естественно, не заинтересованы в том, чтобы появились системы учета перевозок", - сказал он в комментарии "Апострофу".

Такая ситуация устраивает и многих водителей, так как она позволяет им получать "левые" доходы.

Единые правила

Однако реально ли поломать эту систему в нашей стране?

Если на то будет политическая воля, то, безусловно, реально.

По словам Дмитрия Беспалова, Украине для начала нужно имплементировать Регламент Европейского Союза №1370/2007 о транспортных услугах, и, в соответствии с ним, платить операторам, как коммунальным, так и частным, за километры транспортной работы.

"Город должен стать единственным заказчиком транспортной услуги, и городу должны подавать предложения и частные, и коммунальные операторы. Тогда из перевозок уйдет кэш – маршрутчики перестанут собирать наличку, уйдут смотрящие, разные "крыши" и так далее".

То есть, если частник будет работать по правилам, он будет не помехой, а надежным партнером города.

Примером тому работа общественного транспорта в Европе: "Когда к остановке подъезжает красивый новый автобус, у водителей одинаковая форма, везде одинаковая система оплаты и одинаковая политика по отношению к льготникам, мы даже не знаем, что он принадлежит какому-нибудь их условному ФОПу. И так должно быть у нас".

Кроме того, по словам Беспалова, в украинской системе общественного транспорта существует конкуренция, которой быть не должно.

"Реальная конкуренция должна быть между общественным и индивидуальным транспортом, и в Украине общественный транспорт с треском проигрывает эту конкуренцию, - отметил эксперт. - Индивидуального транспорта становится все больше, а общественный – деградирует".

Кстати, из-за конкуренции между перевозчиками нередко возникает дублирование маршрутов. "В Киеве порядка 200 маршрутов, из которых 30-40% можно убрать, если заменить на больший размер (подвижной состав)", - говорит Ярослав Пилипчук.

Фото: Апостроф / Александр Гончаров

Финансовый вопрос

Но любая реформа – это деньги, которых как всегда нет.

Однако их можно найти. Это могут быть как бюджетные средства, так и заемные – например, кредит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который часто финансирует подобные проекты, убежден Ярослав Пилипчук.

Кроме того, эти деньги, могут, даже с лихвой, вернуться в виде налогов, когда сфера пассажирских перевозок выйдет из "тени".

При этом, по словам Пилипчука, было бы неплохо разместить заказ на новый подвижной состав на отечественных предприятиях: "Особенно во время ковида и после него важно загрузить заказами предприятия, обеспечить рабочие места. Это мог бы быть большой заказ на несколько лет".

И еще немного о деньгах. Речь о стоимости проезда в общественном транспорте – какой она должна быть, нужно ли повышать тарифы, или нет?

Как было сказано выше, частные перевозчики настаивают на том, что цены на проезд нужно поднимать. Они также утверждают, что себестоимость одной поездки существенно выше действующих тарифов, однако эксперты в этом не уверены (учитывая непрозрачность этой сферы, проверить, как все обстоит на самом деле, крайне сложно).

"Мы считали по линии "Европатруля" - себестоимость хорошо, если 5 гривен (за одну поездку) получится", - говорит Вячеслав Коновалов.

В связи с этим он считает, что проезд дорожать не должен.

Более того, по словам Коновалова, во многих странах общественный транспорт – это не бизнес, а социальная функция. Он привел пример Таллинна, где в 2018 году общественный транспорт стал бесплатным для жителей города (весной 2020 года во время коронавирусного карантина действовал бесплатный проезд для всех пассажиров - "Апостроф").

От себя добавим, что с конца февраля 2020 года полностью бесплатным стал общественный транспорт в Люксембурге.

Но Украина – не Люксембург, и денег у нас существенно меньше.

А потому, как считает Дмитрий Беспалов, если мы хотим иметь качественный и комфортный общественный транспорт, в него нужно инвестировать, и частично соответствующие расходы можно "повесить" на пассажиров путем повышения тарифов. "Но если все будет прозрачно, люди это воспримут нормально", - добавил он.

К тому же существуют очень гибкие схемы скидок при покупке месячных или годовых билетов. Такая система позволяет собрать сразу большую сумму, которая используется как инвестиция в транспортную инфраструктуру.

"В Европе разовый проезд очень дорогой, но если купить годовой абонемент, стоимость одной поездки в Праге получается дешевле, чем в Киеве", - говорит Дмитрий Беспалов.

Теги по теме
Київтарифи
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Головне – досягти своїх цілей: у Путіна зробили нову цинічну заяву про війну в Україні
24tv
2025-07-20T09:30:42Z
CBS News призначила Таню Саймон продюсеркою програми «60 хвилин»
Детектор М
2025-07-25T13:03:34Z
Нові системи ППО вже на підході: Сирський розповів про зустріч із головкомом НАТО у Європі
УкраинФорм
2025-07-25T13:03:07Z
Ердоган хоче зібрати у Стамбулі Трампа і Путіна: що відомо
TSN
2025-07-25T13:03:01Z
Австралія закликає Ізраїль забезпечити палестинців продовольством — CNN
ZN UA
2025-07-25T13:01:10Z
Джо Байден уклав $10-мільйонну угоду на публікацію нових мемуарів
360ua.news
2025-07-25T13:00:09Z
Темпи вступу країн-кандидатів до ЄС залежать і від прогресу в боротьбі з корупцією - МЗС Австрії
УкраинФорм
2025-07-25T12:58:05Z
Скандальний витік: РФ збирає дані про компанію, яка обслуговує F-16 у Словаччині
24tv
2025-07-25T12:57:10Z
Транш Ukraine Facility затримують та уріжуть, бо Київ не провів обіцяні реформи
Европейская правда
2025-07-25T12:52:43Z
Ніколи не залишайте ці речі на столі вночі: запросите бідність в дім
24tv
2025-07-25T13:03:23Z
14 + 14 = ?: топова головоломка, яка зламала мозок не одному математику
GlavRed
2025-07-25T12:57:25Z
Кращого літнього супу не існує – "Сангрія" на білому сухому: ідеально для вечора п'ятниці
24tv
2025-07-25T12:57:05Z
Як зробити святкову квіткову композицію з пляшки вина: ефектно, просто і з душею
24tv
2025-07-25T12:36:51Z
Ангельська енергетика: які ТОП-4 дати народження змінюють світ на краще
GlavRed
2025-07-25T12:36:11Z
Коли починати копати картопю: головна ознака, що овоч дозрів
Gazeta UA
2025-07-25T12:33:12Z
Якщо вас "бомбардують любов'ю", не поспішайте радіти – це токсична поведінка, і ось її ознаки
24tv
2025-07-25T12:27:48Z
Як протистояти маніпуляторам: 3 ефективні стратегії від психолога
GlavRed
2025-07-25T12:27:46Z
Від моря до гір: 7 найкрасивіших містечок Італії, про які ви не чули
24tv
2025-07-25T12:24:17Z
Як довго зберігати свіжі кабачки: пролежать до весни
TSN
2025-07-25T13:06:30Z
Одна незначна зміна — і можна не боятися підвищення холестерину: кардіологи розповіли, з чого почати
TSN
2025-07-25T12:36:17Z
Невидимий маркетинг: як аптеки нав’язують власні бренди під виглядом аналогів
TSN
2025-07-25T12:18:42Z
У Росії злетіли продажі препаратів від алкоголізму
ГЛАВКОМ NET
2025-07-25T12:03:18Z
Допоможуть бабусині поради: що робити, якщо шкіра "згоріла" на сонці
24tv
2025-07-25T11:21:03Z
Небезпека на городі: отруйний каракурт може жити вже зараз прямо біля вас — де саме
Telegraf
2025-07-25T10:45:09Z
Винні наші предки: вчені знайшли причину рідкісного захворювання мозку
Фокус
2025-07-25T10:15:43Z
Ніколи не заварюйте цей чай вдруге - це небезпечно
Telegraf
2025-07-25T10:06:11Z
Науковці розкрили нові властивості псилоцибіну на людські клітини
ГЛАВКОМ NET
2025-07-25T09:45:19Z
Статки Галка Гогана: скільки та на чому заробляв легендарний актор та рестлер
24tv
2025-07-25T13:03:27Z
Вона заважала всім, – Іво Бобул припустив, чому зрадниця Лорак поїхала до Росії
24tv
2025-07-25T13:03:19Z
"Це запрошення побути з Херсонщиною, якої вже немає і яка ще обов'язково буде" - найцікавіші події серпня
Gazeta UA
2025-07-25T12:45:02Z
Наталка Денисенко палко поцілувала чоловіка та опинилася у любовному трикутнику
TSN
2025-07-25T12:36:44Z
"Дуже соромно": Іво Бобулу підвищили пенсію, артист назвав суму
GlavRed
2025-07-25T12:27:32Z
"Соромно, люди": 72-річний Іво Бобул здивував розміром своєї пенсії
Фокус
2025-07-25T12:15:58Z
Іво Бобул шокував причиною, через яку Лорак зрадила Україну: "Вона заважала всім"
TSN
2025-07-25T12:06:27Z
Вартість серіалу «Чужий: Земля» перевищила $250 млн, а творці націлені на масштаби «Гри престолів»
ITC
2025-07-25T11:57:10Z
Актор Віктор Жданов розповів, як ексдружина врятувала його від залежності та чи підтримує з нею зв'язок
Комсомольская правда
2025-07-25T11:55:26Z
Усього 4 години на 2 доби: Андрющенко пояснив, чому в Донецьку такі проблеми з водою
24tv
2025-07-25T13:03:35Z
На Харківщині за тиждень виявили та знищили понад 1300 вибухонебезпечних предметів
Мій Харків
2025-07-25T13:01:46Z
На Торецькому напрямку росіяни намагаються штурмувати малими групами - ОТУ «Луганськ»
УкраинФорм
2025-07-25T13:01:46Z
У Львові прощаються із 12 захисниками, які загинули в російському полоні
Комсомольская правда
2025-07-25T12:58:55Z
Сарана добралась до Києва і не тільки. Де вже помітили небезпечного шкідника
Telegraf
2025-07-25T12:57:34Z
Російська ДРГ спробувала дістатися в Степногірськ на Запоріжжі
1News
2025-07-25T12:57:03Z
Російська ДРГ вночі безуспішно намагалася прорватися до Степногірська - військові
УкраинФорм
2025-07-25T12:54:23Z
"Шахеди" петляють, тікаючи від перехоплювачів: "Флеш" попередив про нову тактику РФ
Фокус
2025-07-25T12:51:27Z
Диван зачекає: куди піти у Києві цими вихідними, 26 – 27 липня
VGorode
2025-07-25T12:48:38Z
Абітурієнти створили понад 386 тисяч кабінетів для вступу до вишів та коледжів
24tv
2025-07-25T13:03:37Z
Пенсіонери певного віку можуть отримати доплати до пенсії: скільки їм має виновнитися років
24tv
2025-07-25T13:03:19Z
Виїзд дітей за кордон під час війни: що змінилося і які документи потрібні
Фокус
2025-07-25T13:00:57Z
Природна жорстокість: тварини, які шокують своїм батьківством
GlavRed
2025-07-25T13:00:47Z
"Залізний захисник": у Польщі пройдуть військові навчання за участю союзників
Хвиля
2025-07-25T12:57:59Z
Три шлюби і двоє дітей: що відомо про особисте життя покійного Галка Гогана і як виглядають його колишні
Telegraf
2025-07-25T12:57:25Z
Понад 5 тисяч українців змінили імена: що потрібно знати тим, хто планує це зробити
Фокус
2025-07-25T12:57:01Z
В Україну повернули рідкісний стародрук з підписом митрополита Шептицького
УкраинФорм
2025-07-25T12:52:51Z
Подружжя пасторів привласники мільйони доларів вірян, бо "так сказав Бог"
TSN
2025-07-25T12:51:55Z
Шахрай видурив у німецького пенсіонера 100 тисяч євро брехнею про доньку в ДТП
Европейская правда
2025-07-25T13:00:36Z
У Тернополі прогримів вибух у квартирі: двоє загиблих
TSN
2025-07-25T12:51:53Z
На Київщині п’яний водій на Volkswagen збив жінку та втік з місця ДТП
ГЛАВКОМ NET
2025-07-25T12:39:41Z
У Харківській області потяг травмував жінку
Мій Харків
2025-07-25T12:24:52Z
Директорку ПП на Чернігівщині підозрюють у заволодінні майном фабрики на ₴55,5 млн
Украина Криминальная
2025-07-25T12:24:35Z
Двох керівників РДА міста Львова підозрюють у розтраті ₴1,7 млн бюджетних коштів під час ліквідації ракетного удару по місту
Украина Криминальная
2025-07-25T12:21:20Z
У "домівці Санти" на півночі Фінляндії - рекордно тривала спека
Европейская правда
2025-07-25T12:15:26Z
У Тернополі стався вибух у багатоповерхівці: є загиблі
24tv
2025-07-25T12:12:40Z
Пасажири шоковані: маленький предмет спричинив пожежу в літаку
24tv
2025-07-25T12:09:40Z
Тимошенко на льоду, Малюк у октагоні і не тільки: ШІ показав, у яких видах не вистачає наших політиків
Telegraf
2025-07-25T13:00:15Z
Ньюкасл цікавиться Коло Муані на тлі невизначеності з майбутнім Ісака
Football.ua
2025-07-25T12:52:25Z
У "Шахтарі" перед матчем із "Бешикташем" попросили Неймара поговорити з бразильцями команди
ZN UA
2025-07-25T12:52:18Z
Боруссія Менхенгладбах підсилиться форвардом збірної Японії
Football.ua
2025-07-25T12:52:14Z
Надія Кіченок вийшла у фінал турніру WTA у Празі в парному розряді
УкраинФорм
2025-07-25T12:48:06Z
ПСЖ націлився на Шевальє у разі відходу Доннарумми
Football.ua
2025-07-25T12:42:26Z
Фергюсон про Довбика: Сподіваюся, ми зможемо створити гарне партнерство
Football.ua
2025-07-25T12:31:48Z
Олімпіакос із голом Яремчука розібрався з Норвічем у контрольному поєдинку
Football.ua
2025-07-25T12:07:29Z
"Мені здається, він це запам’ятає на все життя": син загиблого захисника став героєм ролика від ФК "Динамо"
TSN
2025-07-25T12:06:06Z
У якому разі можна достроково розірвати договір оренди паю
24tv
2025-07-25T13:03:45Z
Потужності з переробки соняшнику в Україні завантажені на 63%
AgroPortal
2025-07-25T13:00:44Z
В Україні зростуть ціни на стратегічний продукт: про що йдеться
TSN
2025-07-25T12:51:19Z
Рекордний ріст: як збільшився розмір зарплати для обчислення пенсій у червні
24tv
2025-07-25T12:42:56Z
НКРЕКП різко підвищила граничні ціни на електроенергію для бізнесу у вечірні години
ZN UA
2025-07-25T12:34:41Z
Ціни на огірки в Україні знову зростають
Gazeta UA
2025-07-25T12:30:38Z
Американська компанія Bell Helicopter планує інвестувати у виробництво в Україні
УкраинФорм
2025-07-25T12:27:45Z
Наскільки відрізняється середня зарплата звичайних українців і чиновників
GlavRed
2025-07-25T12:27:45Z
Космічних цін вже не буде: в Україні різко здешевшала популярна ягода
GlavRed
2025-07-25T12:27:28Z
Nintendo розставила крапки у стосунках Маріо і принцеси Піч
24tv
2025-07-25T13:03:59Z
Треба альтернатива: Дикий пояснив, чим загрожує фронту збій в роботі Starlink
InternetUA
2025-07-25T13:01:50Z
Нова вакансія CD Projekt Red розкриває Project Hadar, як екшн-RPG з ближнім боєм
ITC
2025-07-25T12:52:22Z
Вчені знайшли планету, на якій можуть жити інопланетяни: що відомо
TSN
2025-07-25T12:51:43Z
Ані луска, ані пір’я: вчені знайшли стародавню рептилію з нігтями на спині
ITC
2025-07-25T12:49:41Z
Спека не дошкулятиме — який винахід полегшить життя людям
InternetUA
2025-07-25T12:46:42Z
Популяризація кіберспорту: від захоплення до глобальної індустрії
Известия Киев
2025-07-25T12:42:21Z
Бюджетні смартфони з хорошими камерами: які моделі варті своїх грошей
Фокус
2025-07-25T12:36:20Z
Знайдено спосіб зупинити саморозряд квантових батарей за допомогою алмазів
24tv
2025-07-25T12:36:03Z
На ринок виходить сімейний електрокросовер від Huawei із запасом ходу 700 км
Фокус
2025-07-25T13:00:53Z
Цей Mustang Mach-E доводить, що електробатареї служать набагато довше, ніж очікувалося
Топ Жир
2025-07-25T12:33:55Z
Чекають дорогі наслідки: що станеться з авто, якщо проїхати глибоку калюжу
GlavRed
2025-07-25T12:27:47Z
В Україні зібрали перші висотні автогідропідйомники Dasan DS450 на шасі Renault Trucks 6×6
AutoCentre
2025-07-25T12:24:30Z
Флагманський Lexus LC дебютував у спеціальній версії
AutoCentre
2025-07-25T12:06:20Z
Відомий тюнер автомобілів Mustang оголосив про банкрутство
Топ Жир
2025-07-25T12:03:43Z
Новий електрокросовер BYD Sealion 06 — 605 км ходу, 388 к.с. і холодильник за $21 тис
ITC
2025-07-25T11:57:08Z
Koenigsegg кардинально оновив одну зі своїх давніх моделей
Топ Жир
2025-07-25T10:33:00Z
На базе Zeekr: Geely и Volvo показали электрокар за $15 200 с запасом хода 430 км
Фокус
2025-07-25T10:12:06Z