MY.UAНовости
Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары
Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары

Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары

Украина хочет льготами и сырьем привлечь инвесторов для выпуска электромобилей и батарей к ним

Переход к зеленой экономике и климатической нейтральности потребует огромных инвестиций, приведет к росту и перераспределению спроса на металлы. В числе фаворитов спроса будут никель, кобальт, литий, медь и редкоземельные металлы. Первые три используются для производства аккумуляторов и накопителей энергии. Потребность в них в ближайшие годы вырастет в десятки раз. Сейчас в мире обостряется конкуренция за ресурсы. В них заинтересованы все: Европа, США и Азия.

Евроальянс

Если говорить о Европе, то здесь в октябре 2017 года специально был создан Европейский аккумуляторный альянс (European Battery Alliance – ЕВА). Цель проекта – создание замкнутой экосистемы в сфере аккумуляторов – от добычи сырья, проектирования и производства до их переработки. Таким образом Европа хочет исключить зависимость от других стран, в частности Китая.

«Евросоюз увидел, что они отстают от США и азиатских стран по ряду направлений инновационных технологий. И одна из них – это технология производства аккумуляторов. Европейцы понимают, что находятся в критической зависимости от внешних поставок ряда металлов, которые используются при производстве батарей и накопителей энергии. Поэтому они хотят это производить у себя и создавать для этого цепочки добавленной стоимости», – рассказывает Алексей Рябчин, советник вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, советник министра охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Успехи у ЕВА, безусловно, уже есть. Самый громкий из них – строительство первого европейского завода компании Tesla неподалеку от Берлина. Впрочем, новые производства строятся уже по всей Европе: к 2025 году должны появиться мощности по производству не менее 6 млн электромобилей в год. К этому проекту уже привлечены крупнейшие автогиганты и промышленные компании. В рамках ЕВА в ближайшие годы госфинансирование составит €2,9 млрд. Ожидается, что это позволит привлечь также и €9 млрд частных инвестиций.

При помощи евроинтеграции в этот альянс хочет вписаться и наша страна. Со стороны Украины к нему присоединилась Госслужба геологии и недр Украины (Госгеонедра). Наша страна и Евросоюз уже изучают возможности сотрудничества по производству аккумуляторов. Также ЕС дополнительно выделил на эту сферу техническую помощь на €800 тыс.

Украина имеет определенные возможности внедриться в производственные цепочки. Это позволит создать новые технологические производства и рабочие места.

«В этой цепи Украина может, учитывая имеющиеся и прогнозные запасы так называемых металлов будущего, занять несколько важных мест: от добычи сырья до производства концентратов и элементов аккумуляторных батарей. Это, в свою очередь, позволило бы привлечь инвестиции, технологии и европейских партнеров, создать новые точки роста национальной экономики, способствовало бы интеграции последней в европейские технологические и производственные системы», – рассказал в комментарии GMK Cеnter Роман Опимах, глава Госгеонедр.

При этом, как отмечает Алексей Рябчин, европейцы сами заинтересованы в участии Украины в этом проекте и уже обращались к нам, чтобы понять, какие украинские предприятия могут принять активное участие в European Battery Alliance.

«Пока мы видим, что Евросоюз рассматривает возможность использования украинского потенциала в добывающей отрасли, чтобы помочь ЕС построить свои конкурентоспособные производственные цепочки добавленной стоимости. Но наш интерес – чтобы такие цепочки добавленной стоимости были в Украине. Поэтому здесь есть большой вызов для власти: сможет ли она в таком партнерстве отстоять наш интерес? Мы заинтересованы в построении заводов с полным циклом производства на нашей территории. Ведь это не просто дает нам возможность быть поставщиком сырья в Европу, мы можем получить больше – рабочие места, высокие поступления и в конце положительные стимулы для экономики», – отмечает Георгий Попов, аналитик Национальной ассоциации добывающей промышленности Украины (НАДПУ).

Также Украина может участвовать в ЕВА в части зарядной инфраструктуры для электромобилей, где у нас есть неплохие исходные позиции. Благодаря льготным условиям ввоза рынок электромобилей в Украине с 2016 года развивался достаточно бодро. По данным ассоциации «Укравтопром», в 2019 году количество регистраций электромобилей составило 7,5 тыс.: в сегменте «легковушек» (7 тыс. ед.) оно выросло почти на треть, а коммерческих (530 ед.) – в полтора раза. Однако в прошлом году рынок немного снизился – на 1%, до 7,45 тыс. ед.

Из минусов: электромобилей еще крайне мало на фоне общего объема новых регистраций (в 2019-2020 гг. – 88,5 и 85,5 тыс. соответственно) и всего автопарка (всего немногим больше 25 тыс. электрокаров на фоне 10,2 млн единиц всех транспортных средств), примерно 90-95% ввозимых электромобилей – подержанные.

По оценкам агентства Bloomberg, уже к 2040 году доля электромобилей составит 57% от общего числа мировых продаж легковых авто. При этом, по оценкам банка UBS, стоимость производства электрокаров и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к 2024 году сравняется.

В дальнейшем в рамках Национальной транспортной стратегии до 2030 года запланировано полностью перевести весь городской общественный транспорт на электротягу и создать соответствующую инфраструктуру. Кроме того, Мининфраструктуры совместно с бизнесом работают над новой концепцией развития электромобильности с целью создания условий для производства отечественных электромобилей.

Кроме того, Украина также может принять участие в работе Европейского сырьевого альянса (ERMA), который работает по принципу ЕВА, но создан с целью обеспечения стратегическими материалами европейской безуглеродной экономики.

Литиевая туманность

Первым шагом Украины стала презентация ряда инвестиционных предложений по добыче «металлов будущего», в том числе и лития. Собственно, основой украинских амбиций является то, что наша страна имеет наибольшие залежи лития на европейском континенте.

Месторождения лития расположены в Кировоградской («Полоховское» и участок «Добрый»), Донецкой («Шевченковское») и Запорожской (участок «Крутая балка») областях. На данный момент ни на одном из них не ведется фактическая добыча. Объем их запасов – гостайна. По некоторым оценкам, на Шевченковском месторождении запасы составляют около 14 млн т.

«У нас есть два месторождения с подтвержденными запасами, и есть несколько потенциальных площадок с хорошей ресурсной базой. Но действующая лицензия на добычу лития выдана всего одна. Насколько я понимаю, уже было проведено бурение и идет оценка по международным классификациям тех ресурсов и запасов, которые нашли. А все остальное – это участки, которые требуют больших инвестиций, свыше $100 млн. Помимо инвестиций, необходимы современные технологии, которых в Украине нет. Запуск подобных проектов требует сотрудничества с иностранными партнерами, которые обладают и технологиями, и опытом добычи таких ресурсов. Я сомневаюсь, что такие проекты могут быть реализованы исключительно внутренними силами», – рассказал ранее Роман Опимах в интервью GMK Center.

В 2017-2018 гг. спецразрешения на добычу лития получили компании «Петро-Консалтинг» («Шевченковское») и «Укрлитийдобыча» («Полоховское»). Собственных средств на разработку у компаний было недостаточно: они планировали привлечь иностранных партнеров. Однако государство захотело отозвать спецразрешение на Шевченковское месторождение, но дело перешло в плоскость взаимоисключающих решений разных судов. Таким образом, Госгеонедр при прочих равных условиях хочет продать спецразрешения на месторождение «Шевченковское» и участки «Добрый» и «Крутая балка».

«У нас может быть конкурентное преимущество по сравнению с африканскими странами, где литий добывается без этических (например, использование детского труда) и экологических стандартов. Да, это будет дороже по себестоимости, но европейский потребитель – заводы Mercedes, BMW, Volkswagen – готовы платить дороже за товары, которые произведены с соблюдением всех стандартов, чтобы избегать репутационных издержек», – отмечает Алексей Рябчин.

Что касается других важных металлов, то у нас в стране также есть запасы никеля, кобальта и марганца, которые используются при производстве аккумуляторов. Месторождения никеля и кобальта расположены в Кировоградской и Днепропетровской областях. Запасы составляют: никеля – 215 тыс. т (12 месторождений), кобальта – 8,8 тыс. т (11 месторождений). Нужно отметить, что в разных источниках цифры объема запасов могут существенно разниться.

Главная проблема состоит в том, что активная разработка указанных запасов не ведется. Эти месторождения были разведаны еще во времена СССР, и их разработка тогда была признана экономически неэффективной из-за низкого содержания металлов в руде. Например, Побужский ферроникелевый комбинат (Кировоградская обл.) импортирует руду из Гватемалы.

Лишь по марганцевым рудам ситуация другая – их добыча реально осуществляется. Украина занимает первое место в мире по подтвержденным запасам марганца и второе место по объему общих запасов.

Примечателен другой факт. Одним из «металлов будущего» является титан. В отличие от лития, ильменитовая руда (сырье для титана) уже добывается в Украине, также есть и производственные мощности. На усилия государства по участию в международных цепочках поставок хорошо ложится идея создания госхолдинга, который мог бы включать имеющиеся в собственности государства активы: Запорожский титаномагниевый комбинат, «Сумыхимпром», а также сырьевую Объединенную горно-химическую компанию (ОГХК). Но власти выставили ОГХК на приватизацию. Без сырья ценность других предприятий резко снижается. Равно как и гибнет идея титанового госхолдинга, над которой думает Минстратегпром.

Завод батареек

На литиевом базисе украинские чиновники уже предложили ЕС построить в Украине завод по производству аккумуляторов для электромобилей и верифицировать украинские данные о месторождениях и запасах критически важных металлов. На вторую цель Украина хочет привлечь у ЕБРР кредит в размере €200 млн.

Самой распространенной перезаряжаемой автомобильной батареей является литийионный аккумулятор. По словам Владимира Хмурича, СЕО индустриального парка «Белая Церковь», для создания крупного промышленного производства литийионных аккумуляторов необходимо выполнить четыре условия:

1.Иметь подтвержденные запасы полезных ископаемых.
2.Создать современную материально-техническую базу и построить развитую инфраструктуру.
3.Обладать технологией производства и обучить кадры.
4.Наладить цепочки поставок, которые будут охватывать рынок сбыта.

«На сегодняшний день в Украине выполнено только одно условие. Есть разведанные запасы лития – самые большие в Европе, примерно 500 тыс. т. Также есть подтвержденные запасы других полезных ископаемых, необходимых для производства аккумуляторов – никеля, кобальта, марганца», – добавляет Владимир Хмурич.

В Украине есть заводы по производству автомобильных аккумуляторов. Они расположены в Донецкой, Днепропетровской, Херсонской и Хмельницкой областях. У них есть своя номенклатура торговых марок, востребованных на региональном рынке.

«Но это категория аккумуляторов для двигателей внутреннего сгорания, и объемы выпуска продукции этими заводами несопоставимы с проектной мощностью гигафабрик, которые строятся в Германии, Франции, Польше, Венгрии. Совокупно, в странах ЕС в 2021-2022 гг. должны быть реализованы восемь проектов с расчетной годовой производственной мощностью до 117 ГВт·ч. Эти проекты должны обеспечить потребность внутреннего европейского рынка электрокаров и создать площадку для формирования экспортного потенциала. В числе этих восьми инвестиционных проектов Украина не упоминается», – говорит СЕО индустриального парка «Белая Церковь».

Сильной стороной фабрик по производству литийионных аккумуляторов, которые строятся в странах ЕС является технология производства, техническая оснащенность, близость рынков сбыта и кадровый состав. Фабрики могут нанимать инженеров, которые работали в то же городе на заводах ДВС. Слабой стороной фабрик является их равноудаленность от источников сырья. Объемы производства будут зависит от поставок лития, никеля, кобальта, марганца.

«Сейчас Украина интересна европейским производителям как источник этого сырья. Обсуждаются проекты по верификации запасов месторождений полезных ископаемых. В эти проекты ЕС готов инвестировать и расширять программу технической поддержки добывающей отрасли. Для Украины это означает, что основная часть добавочной стоимости при производстве автомобильных аккумуляторов будет создаваться за ее пределами, например, на перерабатывающих заводах в Бельгии, Финляндии, Норвегии. При таком сценарии мало шансов извлечь максимальную экономическую выгоду от тех полезных ископаемых, которыми Украина обладает в достатке», – подчеркивает Владимир Хмурич.

Ранее было запланировано, что Всемирный банк проведет исследование инфраструктуры общественного электротранспорта в Украине, одним из вопросов должно было стать изучение потенциальной роли Украины в цепочке создания аккумуляторов в Европе. Отчет ожидался к концу июня 2021 года.

Мечта о Tesla

Также Украина хочет привлечь инвесторов для строительства завода по выпуску электромобилей. Крупные индустриальные инвесторы сейчас приходят только в случае предоставления очень существенных льгот. Производитель электрокаров Tesla, приход которой для любой страны является вожделенной мечтой, по сути требует налоговые и другие льготы. И она их получает. Компания уже получила несколько налоговых льгот по $1 млрд при строительстве своих объектов в США. Уже в рамках ЕВА Tesla получит €1 млрд субсидий от Германии на строительство завода по производству аккумуляторных батарей под Берлином. Также и Индия предлагает компании большие стимулы для создания завода по производству электромобилей.

По данным исследования Securing America’s Future Energy (SAFE), в следующие 5-10 лет мировые автопроизводители вложат $300 млрд в разработку и производство электромобилей. Половина этих расходов придется на Китай.

И Украина уже предпринимает реальные шаги по созданию стимулов для развития производства электротранспорта в стране. Речь идет об освобождении от НДС и ввозной пошлины с 2021 до 2028 года оборудования и комплектующих для производства электротранспорта (легковые авто, электробусы, электрогрузовики и спецавто). Также предлагается до конца 2033 года освободить от уплаты налога на прибыль предприятия электротехнической промышленности, реализующие электродвигатели для транспорта (за исключением троллейбусов), литийионные аккумуляторы, зарядные устройства, а также предприятия автопрома, реализующие электрокары собственного производства.

«Украина имеет реальные шансы быть выбранной для строительства следующей гигафабрики по производству электромобилей на Житомирщине или «нанофермы» по производству энергохранилищ под Кривым Рогом», – уверен Роман Опимах.

В сентябре прошлого года Верховная Рада в первом чтении приняла соответствующие законопроекты о внесении изменений в Налоговый (№3476) и Таможенный (№3477) кодексы.

«С учетом преимуществ, полученных в рамках зоны свободной торговли с ЕС, Украина может стать ведущей площадкой для производства электротранспорта, комплектующих к нему для европейского авторынка», – говорится в пояснительной записке к законопроекту №3476.

Оба документа включены в повестку текущей сессии парламента. Вероятность принятия законопроектов в целом крайне высока, так как в первом чтении каждый из документов получил более 300 голосов народных депутатов.

«Украина может стать площадкой для построения таких заводов – убеждена, что технологический потенциал у нас есть, насколько я понимаю. Коронавирус сейчас создал толчок к de-shoring как противовес off-shoring. То есть идея перемещения производств ближе к «дому». Очевидно, что Украина гораздо ближе и дешевле», – считает Вероника Мовчан, директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций.

Свет аккумулятора

Диалог об участии Украины в аккумуляторном альянсе, по сути, только начинается. Скоро в Украину запланирован визит представителей Еврокомиссии на самом высоком уровне как раз по этому вопросу.

«У нас есть очень много интересных проектов, связанных с аккумуляцией энергии на наших электростанциях, например накопители на станциях «Укргидроэнерго». Также готовится к запуску первый накопитель энергии в Запорожье от ДТЭК», – отмечает Алексей Рябчин.

Для реализации участия Украины в ЕВА нужны совместные усилия государственных институтов и бизнеса. И роль бизнеса тут даже важнее, чем государства. В этот альянс уже вступил ряд частных компаний.

«Финансовых возможностей государства недостаточно для соответствующих работ по изучению, верификации, георазведке, добыче и обогащению сырьевых ресурсов. И здесь основная роль должна быть за частным украинским и зарубежным бизнесом с точки зрения инвестиций, технологий и создание цепей поставок. Именно для того, чтобы предоставить бизнесу соответствующий стимул и определенные гарантии и создается формат стратегического партнерства в сфере стратегических сырьевых ресурсов между Украиной и ЕС в рамках углубления сотрудничества в формате Соглашения об ассоциации», – подчеркивает Роман Опимах.

Официальные лица говорят, что наша страна может рассчитывать на финансовую помощь ЕС для проведения зеленой трансформации.

«Да, и это будет предметом нашего следующего официального диалога с Еврокомиссией, который произойдет через месяц. Более того, ЕС уже сейчас формирует так называемый бюджет зеленой трансформации, часть которого будет направлена на зеленую трансформацию стран соседства. Сегодня мы понимаем, что это будет не менее €19 млрд в ближайшие 3-4 года. Объем и возможности доступа к соответствующим финансовых ресурсов кредитных, международных, будут зависеть от того, как мы внутри страны выстроим этот процесс», – заявила недавно Ольга Стефанишина, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.

Ключевой риск – это инвестиционный климат в стране. Вернее – его почти полное отсутствие.

«Украина очень привлекательна с позиции наличия ресурсов, но мы слабые – в регуляторной среде и стимулах для бизнеса. Пока все складывается не в нашу пользу, и очевидно, что Украина сейчас привлекательна, как поставщик сырья. Однако мы можем работать с инвестором, разговаривать и предлагать ему привлекательные стартовые условия. Мы имеем определенный успех в этом, связанный с принятием закона об «инвестнянях». Дальше – дело за участниками переговоров и тем, готовы ли представители Украины в этих переговорах выступать с позиции отстаивания наших интересов», – подчеркивает Георгий Попов.

По словам Алексея Рябчина, инвесторам нужны гарантии, работающие законы и суды, эффективное государственно-частное партнерство. Например, если инвестор финансирует добычу и переработку лития, то государство обеспечивает инфраструктуру (логистика, энергоподключение и др.). Например, ранее компания «Петро-Консалтинг» оценивала необходимые инвестиции в Шевченковское литиевое месторождение в более чем $120 млн. Они включают инфраструктуру – 40 км энерголинии, 20 км газопровода, 35 км ж/д ветки и др., строительство шахты глубиной не менее 500 м и обогатительной фабрики.

Следует отметить, что в канву реализации подобных проектов хорошо ложится принятие закона «О господдержке инвестпроектов со значительными инвестициями» и двух сопутствующих законов. Согласно этим документам проекты с инвестициями не менее €20 млн в сфере добычи и обогащения полезных ископаемых (кроме угля, нефти и газа) получат определенные налоговые льготы.

В данных условиях важно показать ЕС конструктивные предложения и реальные проекты, а не просто страстное желание поучаствовать в «освоении» бюджета и грантов на производство аккумуляторов и зеленую трансформацию. В обратном случае Украина окажется «вечно перспективной», но никогда не реализующей свои возможности и потенциал.

В целом для запуска «аккумуляторных» месторождений нужно провести дополнительную георазведку и посчитать экономическую целесообразность их разработки, решить вопросы в судах и с местными общинами (любые виды добычи у них восторга не вызывают) и подождать не менее 5-7 лет пока привлеченный инвестор сможет начать фактическую работу. Немного быстрее может решиться вопрос со строительством завода электрокаров. Перспективы, мягко говоря, небыстрые и в наших условиях отнюдь не 100-процентные.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Во Львове прошла премьера спектакля "Я вижу, вас интересует тьма": билеты разобрали за несколько часов
Фокус
2025-09-21T21:00:50Z
Случайное фото стало искусством: японский кадр превратили в картину и гравюру
Фокус
2025-09-21T17:00:46Z
"Денег не дает - пусть поет!": дочь Оли Поляковой Маша шокировала способ получить баксов
Знай
2025-09-21T15:51:05Z
Дмитрий Волканов рассекретил, сколько находится в отношениях с возлюбленной-красавицей и планирует ли свадьбу
TSN
2025-09-21T15:36:31Z
Наталья Могилевская рассекретила особенности дочерей и каких принципов в воспитании придерживается
TSN
2025-09-21T15:36:25Z
Когда выйдет 3 сезон аниме "Дандадан": что известно о дате релиза
Comments UA
2025-09-21T15:00:06Z
Согреют в любую погоду и сделают стильным ваш образ: Андре Тан назвал самые модные модели свитеров осени-2025
Знай
2025-09-21T13:51:36Z
Владимир Дантес разбил лоб прямо на сцене во время выступления с Дмитрием Монатиком
TSN
2025-09-21T13:27:44Z
Звезды на концерте MONATIK в Киеве: Кошевой с дочерьми, Ефросинина с сыном
TSN
2025-09-21T13:06:52Z
Как сэкономить на оплате газа: в "Нафтогазе" назвали два варианта
Знай
2025-09-22T03:06:59Z
Курс валют в Украине: доллар дешевеет, евро дорожает – чем отдать предпочтение
TSN
2025-09-22T03:06:35Z
ЕС изымает из обращения банкноты определенного номинала: что делать со сбережениями
Знай
2025-09-22T02:12:17Z
Каждый шестой танкер в мире работает на Россию в обход санкций - NYT
Gazeta UA
2025-09-21T20:51:15Z
Гетманцев: половина украинской экономики находится в тени
ZN UA
2025-09-21T20:09:42Z
Цены ушли в крутое пике: важный продукт стал гораздо доступнее
Знай
2025-09-21T19:12:44Z
Путин остался без доходов: РФ вынуждена сократить поставки нефти из-за атак ВСУ
Новости Украины
2025-09-21T18:39:36Z
Пенсию можно увеличить одной справкой: что нужно подать в ПФУ
Знай
2025-09-21T18:06:42Z
Сократят немаленькую сумму: части пенсионеров могут снизить пенсии – кому это грозит
Знай
2025-09-21T17:36:59Z
Признание Палестины: Китай готовится возглавить новый фронт против США
GlavRed
2025-09-22T03:27:58Z
Ким Чен Ын заявил об условии для диалога с США
Корреспондент
2025-09-22T03:06:12Z
Россия нанесла удары по Запорожью КАБами: в городе бушуют пожары
TSN
2025-09-22T02:48:54Z
Бухгалтер стреляла в президента
Gazeta UA
2025-09-22T02:42:28Z
Израиль может оказаться под санкциями большинства мира: эксперт о признании Палестины
TSN
2025-09-22T02:33:11Z
У Киева появился мощный козырь на переговорах: Зеленский назвал способ заставить Путина пойти на диалог
Хвиля
2025-09-22T02:30:38Z
В Госдепе США заявили о разрушении дипломатии и мегаконтроле - Politico
Корреспондент
2025-09-22T02:21:00Z
ХАМАС казнил трех жителей Газы перед толпой
ZN UA
2025-09-22T01:09:35Z
Россия является агрессивной силой Европы и не показывает желания заканчивать войну — Макрон
TSN
2025-09-22T01:06:50Z
РФ ударила по Запорожью и Киевской области: есть погибшая и раненый, возникли пожары
Лига
2025-09-22T03:39:47Z
Удар России по Киевщине: ОВА показала последствия
Корреспондент
2025-09-22T03:39:44Z
Пожар в Киевской области в результате попадания вражеского БПЛА: подробности
Новости Украины
2025-09-22T03:36:06Z
Россия атаковала Борисполь: горят жилые дома
Корреспондент
2025-09-22T03:09:21Z
В Запорожской области несколько новых серий взрывов: город в огне. ВИДЕО
Новости Украины
2025-09-22T03:09:16Z
Гонконг готовится надолго закрыть аэропорт из-за супертайфуна
Корреспондент
2025-09-22T02:33:14Z
Россия атаковала Сумы БпЛА: один человек пострадал
TSN
2025-09-22T02:06:34Z
Мощный взрыв под Львовом: полиция разбирается с инцидентом
Корреспондент
2025-09-21T21:18:46Z
14-летний гонщик на Audi устроил ДТП: подарила машину мать-чиновница Елена Кульбашная
Знай
2025-09-21T19:51:35Z
Двойные штрафы от ТЦК: уклонистам придется отдать последнюю рубашку
Знай
2025-09-22T03:36:23Z
РФ пошла на новую провокацию: почему в этот раз по тревоге подняли истребители НАТО
Comments UA
2025-09-22T03:33:34Z
Военнообязанным объяснили, когда точно не отправят на фронт после мобилизации
Хвиля
2025-09-22T03:30:27Z
Церковный календарь 22 сентября: что может сулить вам богатство
Comments UA
2025-09-22T03:21:56Z
Слова вместо баллов: как оценочные суждения влияют на школьников
Знай
2025-09-22T03:21:12Z
Что приготовить сегодня, чтобы укрепить здоровье: приметы дня
Gazeta UA
2025-09-22T03:03:14Z
ВНО для четвероклассников: как изменят экзамены для школьников в Украине
Хвиля
2025-09-22T03:00:09Z
Пособие по безработице: какой размер выплат
ZN UA
2025-09-22T02:24:35Z
Почему нельзя есть рыбу 22 сентября и какие корни нужно собрать после заката: приметы и запреты на Иону
Знай
2025-09-22T01:57:10Z
Медсправка в бассейн? Это пережиток СССР, а не закон, заявляет Минздрав
Новости Украины
2025-09-21T20:33:06Z
Погибнут миллионы людей: Европе грозит массовая смертность - ученые забили тревогу
Знай
2025-09-21T20:30:17Z
Займет всего 20 секунд: простой метод, который снимает усталость глаз от экрана гаджета
Знай
2025-09-21T12:51:19Z
Как заморозить грибы, чтобы сохранить их вкус и аромат
Знай
2025-09-21T11:51:08Z
5 тревожных признаков того, что ваш любимец страдает от боли: советы ветеринара
Знай
2025-09-21T03:51:39Z
Детей охватил опасный тренд: что значит "улыбка Джокера"
Знай
2025-09-21T03:36:41Z
Почему не стоит ложиться спать во время заката: значение старинной приметы и объяснение врачей
Gazeta UA
2025-09-20T21:42:29Z
Симптомы как при аллергии: украинцев предупреждают о новом неизвестном вирусе
Знай
2025-09-20T14:51:29Z
С Днем хирурга! Яркие поздравления в открытках и картинках с профессиональным праздником
Telegraf
2025-09-20T13:36:40Z
Награду Гран-при Азербайджана получил Макс Ферстаппен
Корреспондент
2025-09-21T17:00:21Z
Водителям напомнили про 10 "железных" законов: это важнее любых правил
Хвиля
2025-09-20T03:30:01Z
Kia выводит K4 на европейский рынок
Корреспондент
2025-09-19T20:57:07Z
Hyundai готовит расширение линейки моделей N
Корреспондент
2025-09-19T17:45:20Z
Mercedes, Lexus и BMW: сотни дорогих авто четыре дня стояли затопленными на паркинге
Фокус
2025-09-19T15:27:30Z
Зеленый, как Халк: Brabus представил сверхмощный "Гелендваген"
Фокус
2025-09-19T14:21:45Z
Xiaomi отзывает 116,8 тыс. электромобилей SU7
Корреспондент
2025-09-19T12:39:28Z
Заброшенный раритет: в Киеве обнаружили спортивный седан с двигателем Ferrari
Фокус
2025-09-19T10:51:09Z
Революционные изменения: тест-драйв нового кроссовера Opel Grandland
Фокус
2025-09-19T09:51:19Z
Аномальная динамика: о чем говорят новые данные о потерях РФ в войне
Comments UA
2025-09-22T03:42:06Z
Россия атаковала объекты инфраструктуры Запорожья 5 авиабомбами, есть погибшие
Комсомольская правда
2025-09-22T03:30:04Z
РФ урезает бюджет оккупированным территориям - ЦНС
Корреспондент
2025-09-22T03:27:35Z
Синоптики порадовали прогнозом на понедельник
Gazeta UA
2025-09-22T03:27:35Z
Российские дроны атаковали Сумы: повреждены школа и предприятия, есть жертвы
Gazeta UA
2025-09-22T02:54:48Z
БПЛА атаковали подстанцию в Краснодарском крае
Корреспондент
2025-09-22T02:36:23Z
В Киеве и ряде областей воздушная тревога: работает ПВО
TSN
2025-09-21T23:06:36Z
Россия атакует Украину БпЛА: направление движения целей
TSN
2025-09-21T21:33:44Z
Россияне пытаются прорвать оборону ВСУ: продолжаются бои вблизи Купянска, Лимана и Торецка
Gazeta UA
2025-09-21T20:21:25Z
Оттолкнете изобилие и благополучие на весь год: строгие запреты в День осеннего равноденствия 2025
Telegraf
2025-09-22T03:09:10Z
Гороскоп на неделю 22-28 сентября для всех знаков Зодиака: решения Весов, хлопоты Козерогов и свадьба Овнов
Знай
2025-09-22T01:30:51Z
День ангела 22 сентября: кого и как поздравлять с именинами
TSN
2025-09-21T21:18:27Z
Топ-2 сорта груш, которые советуют садоводы: вкусные, долго хранящиеся, неприхотливые
Знай
2025-09-21T20:51:05Z
Макароны с фаршем и овощами: рецепт итальянского ужина за 20 минут
Telegraf
2025-09-21T19:12:06Z
Осеннее равноденствие 2025: главные запреты и советы на день баланса и гармонии
Telegraf
2025-09-21T18:18:22Z
Баклажаны на зиму без банок: три простых способа сохранить вкус овощей
Telegraf
2025-09-21T17:33:52Z
Наводнение, пустые пляжи и нашествие медуз. Бердянск в оккупации проживает не лучшие времена
Telegraf
2025-09-21T17:15:11Z
Яблоки в сгущенке: нежный зимний десерт, который тает во рту - делайте уже сейчас
Знай
2025-09-21T16:51:47Z
Смогут ли ИИ и роботы заменить всех работников: где не получится обойтись без человека
Знай
2025-09-22T02:51:22Z
Новая игра — старые переживания: Как Death Stranding 2: On The Beach продолжает идеи Metal Gear Solid
GameMag
2025-09-21T19:42:41Z
СМИ раскрыли характеристики дронов Toloka
Корреспондент
2025-09-21T19:06:37Z
Три знака Зодиака, которые имеют уникальную черту: у них есть талант к игре на успех
Знай
2025-09-21T18:51:38Z
Тайны морской "Толоки": что умеют новые подводные дроны украинской разработки
TSN
2025-09-21T18:18:33Z
Следующая God of War может перенести игроков в Древний Египет
GameMag
2025-09-21T18:04:42Z
Дизайн Toyota Land Cruiser 2025 року захоплює, проте дизельний двигун може розчарувати: огляд моделі
Топ Жир
2025-09-21T17:21:23Z
Как в сериале "Черное зеркало": что стали делать холодильники Samsung
Comments UA
2025-09-21T16:42:58Z
Konami: Хотите ремейк Metal Gear Solid 4?
GameMag
2025-09-21T16:39:18Z
Наставник Эпицентра: Худшее в травме Супряги не подтвердилось
Корреспондент
2025-09-21T21:33:40Z
Магучих по итогам сезона говорит о неприемлемости своих результатов
Корреспондент
2025-09-21T20:51:52Z
Единственная бронза Магучих на ЧМ-2025 не спасла Украину от антирекорда
Корреспондент
2025-09-21T20:09:51Z
Выигравшие у Украины итальянки стали победительницами Кубка Билли Джин Кинг
Корреспондент
2025-09-21T19:24:15Z
Украина впервые не попала на Олимпиаду в танцах на льду
Gazeta UA
2025-09-21T19:18:33Z
Олицетворение наследия футбольных звезд решил завершить карьеру
Корреспондент
2025-09-21T19:12:46Z
Ожидаемая непогода стала причиной переноса матча во Франции
Корреспондент
2025-09-21T18:42:12Z
Супряга в ударе и под ударом: первый гол с 2020 года и, видимо, перелом
Корреспондент
2025-09-21T18:06:20Z
Рух остается позади всех после поражения ЛНЗ
Корреспондент
2025-09-21T17:39:04Z