MY.UAНовости
Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары
Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары

Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары

Украина хочет льготами и сырьем привлечь инвесторов для выпуска электромобилей и батарей к ним

Переход к зеленой экономике и климатической нейтральности потребует огромных инвестиций, приведет к росту и перераспределению спроса на металлы. В числе фаворитов спроса будут никель, кобальт, литий, медь и редкоземельные металлы. Первые три используются для производства аккумуляторов и накопителей энергии. Потребность в них в ближайшие годы вырастет в десятки раз. Сейчас в мире обостряется конкуренция за ресурсы. В них заинтересованы все: Европа, США и Азия.

Евроальянс

Если говорить о Европе, то здесь в октябре 2017 года специально был создан Европейский аккумуляторный альянс (European Battery Alliance – ЕВА). Цель проекта – создание замкнутой экосистемы в сфере аккумуляторов – от добычи сырья, проектирования и производства до их переработки. Таким образом Европа хочет исключить зависимость от других стран, в частности Китая.

«Евросоюз увидел, что они отстают от США и азиатских стран по ряду направлений инновационных технологий. И одна из них – это технология производства аккумуляторов. Европейцы понимают, что находятся в критической зависимости от внешних поставок ряда металлов, которые используются при производстве батарей и накопителей энергии. Поэтому они хотят это производить у себя и создавать для этого цепочки добавленной стоимости», – рассказывает Алексей Рябчин, советник вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, советник министра охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Успехи у ЕВА, безусловно, уже есть. Самый громкий из них – строительство первого европейского завода компании Tesla неподалеку от Берлина. Впрочем, новые производства строятся уже по всей Европе: к 2025 году должны появиться мощности по производству не менее 6 млн электромобилей в год. К этому проекту уже привлечены крупнейшие автогиганты и промышленные компании. В рамках ЕВА в ближайшие годы госфинансирование составит €2,9 млрд. Ожидается, что это позволит привлечь также и €9 млрд частных инвестиций.

При помощи евроинтеграции в этот альянс хочет вписаться и наша страна. Со стороны Украины к нему присоединилась Госслужба геологии и недр Украины (Госгеонедра). Наша страна и Евросоюз уже изучают возможности сотрудничества по производству аккумуляторов. Также ЕС дополнительно выделил на эту сферу техническую помощь на €800 тыс.

Украина имеет определенные возможности внедриться в производственные цепочки. Это позволит создать новые технологические производства и рабочие места.

«В этой цепи Украина может, учитывая имеющиеся и прогнозные запасы так называемых металлов будущего, занять несколько важных мест: от добычи сырья до производства концентратов и элементов аккумуляторных батарей. Это, в свою очередь, позволило бы привлечь инвестиции, технологии и европейских партнеров, создать новые точки роста национальной экономики, способствовало бы интеграции последней в европейские технологические и производственные системы», – рассказал в комментарии GMK Cеnter Роман Опимах, глава Госгеонедр.

При этом, как отмечает Алексей Рябчин, европейцы сами заинтересованы в участии Украины в этом проекте и уже обращались к нам, чтобы понять, какие украинские предприятия могут принять активное участие в European Battery Alliance.

«Пока мы видим, что Евросоюз рассматривает возможность использования украинского потенциала в добывающей отрасли, чтобы помочь ЕС построить свои конкурентоспособные производственные цепочки добавленной стоимости. Но наш интерес – чтобы такие цепочки добавленной стоимости были в Украине. Поэтому здесь есть большой вызов для власти: сможет ли она в таком партнерстве отстоять наш интерес? Мы заинтересованы в построении заводов с полным циклом производства на нашей территории. Ведь это не просто дает нам возможность быть поставщиком сырья в Европу, мы можем получить больше – рабочие места, высокие поступления и в конце положительные стимулы для экономики», – отмечает Георгий Попов, аналитик Национальной ассоциации добывающей промышленности Украины (НАДПУ).

Также Украина может участвовать в ЕВА в части зарядной инфраструктуры для электромобилей, где у нас есть неплохие исходные позиции. Благодаря льготным условиям ввоза рынок электромобилей в Украине с 2016 года развивался достаточно бодро. По данным ассоциации «Укравтопром», в 2019 году количество регистраций электромобилей составило 7,5 тыс.: в сегменте «легковушек» (7 тыс. ед.) оно выросло почти на треть, а коммерческих (530 ед.) – в полтора раза. Однако в прошлом году рынок немного снизился – на 1%, до 7,45 тыс. ед.

Из минусов: электромобилей еще крайне мало на фоне общего объема новых регистраций (в 2019-2020 гг. – 88,5 и 85,5 тыс. соответственно) и всего автопарка (всего немногим больше 25 тыс. электрокаров на фоне 10,2 млн единиц всех транспортных средств), примерно 90-95% ввозимых электромобилей – подержанные.

По оценкам агентства Bloomberg, уже к 2040 году доля электромобилей составит 57% от общего числа мировых продаж легковых авто. При этом, по оценкам банка UBS, стоимость производства электрокаров и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к 2024 году сравняется.

В дальнейшем в рамках Национальной транспортной стратегии до 2030 года запланировано полностью перевести весь городской общественный транспорт на электротягу и создать соответствующую инфраструктуру. Кроме того, Мининфраструктуры совместно с бизнесом работают над новой концепцией развития электромобильности с целью создания условий для производства отечественных электромобилей.

Кроме того, Украина также может принять участие в работе Европейского сырьевого альянса (ERMA), который работает по принципу ЕВА, но создан с целью обеспечения стратегическими материалами европейской безуглеродной экономики.

Литиевая туманность

Первым шагом Украины стала презентация ряда инвестиционных предложений по добыче «металлов будущего», в том числе и лития. Собственно, основой украинских амбиций является то, что наша страна имеет наибольшие залежи лития на европейском континенте.

Месторождения лития расположены в Кировоградской («Полоховское» и участок «Добрый»), Донецкой («Шевченковское») и Запорожской (участок «Крутая балка») областях. На данный момент ни на одном из них не ведется фактическая добыча. Объем их запасов – гостайна. По некоторым оценкам, на Шевченковском месторождении запасы составляют около 14 млн т.

«У нас есть два месторождения с подтвержденными запасами, и есть несколько потенциальных площадок с хорошей ресурсной базой. Но действующая лицензия на добычу лития выдана всего одна. Насколько я понимаю, уже было проведено бурение и идет оценка по международным классификациям тех ресурсов и запасов, которые нашли. А все остальное – это участки, которые требуют больших инвестиций, свыше $100 млн. Помимо инвестиций, необходимы современные технологии, которых в Украине нет. Запуск подобных проектов требует сотрудничества с иностранными партнерами, которые обладают и технологиями, и опытом добычи таких ресурсов. Я сомневаюсь, что такие проекты могут быть реализованы исключительно внутренними силами», – рассказал ранее Роман Опимах в интервью GMK Center.

В 2017-2018 гг. спецразрешения на добычу лития получили компании «Петро-Консалтинг» («Шевченковское») и «Укрлитийдобыча» («Полоховское»). Собственных средств на разработку у компаний было недостаточно: они планировали привлечь иностранных партнеров. Однако государство захотело отозвать спецразрешение на Шевченковское месторождение, но дело перешло в плоскость взаимоисключающих решений разных судов. Таким образом, Госгеонедр при прочих равных условиях хочет продать спецразрешения на месторождение «Шевченковское» и участки «Добрый» и «Крутая балка».

«У нас может быть конкурентное преимущество по сравнению с африканскими странами, где литий добывается без этических (например, использование детского труда) и экологических стандартов. Да, это будет дороже по себестоимости, но европейский потребитель – заводы Mercedes, BMW, Volkswagen – готовы платить дороже за товары, которые произведены с соблюдением всех стандартов, чтобы избегать репутационных издержек», – отмечает Алексей Рябчин.

Что касается других важных металлов, то у нас в стране также есть запасы никеля, кобальта и марганца, которые используются при производстве аккумуляторов. Месторождения никеля и кобальта расположены в Кировоградской и Днепропетровской областях. Запасы составляют: никеля – 215 тыс. т (12 месторождений), кобальта – 8,8 тыс. т (11 месторождений). Нужно отметить, что в разных источниках цифры объема запасов могут существенно разниться.

Главная проблема состоит в том, что активная разработка указанных запасов не ведется. Эти месторождения были разведаны еще во времена СССР, и их разработка тогда была признана экономически неэффективной из-за низкого содержания металлов в руде. Например, Побужский ферроникелевый комбинат (Кировоградская обл.) импортирует руду из Гватемалы.

Лишь по марганцевым рудам ситуация другая – их добыча реально осуществляется. Украина занимает первое место в мире по подтвержденным запасам марганца и второе место по объему общих запасов.

Примечателен другой факт. Одним из «металлов будущего» является титан. В отличие от лития, ильменитовая руда (сырье для титана) уже добывается в Украине, также есть и производственные мощности. На усилия государства по участию в международных цепочках поставок хорошо ложится идея создания госхолдинга, который мог бы включать имеющиеся в собственности государства активы: Запорожский титаномагниевый комбинат, «Сумыхимпром», а также сырьевую Объединенную горно-химическую компанию (ОГХК). Но власти выставили ОГХК на приватизацию. Без сырья ценность других предприятий резко снижается. Равно как и гибнет идея титанового госхолдинга, над которой думает Минстратегпром.

Завод батареек

На литиевом базисе украинские чиновники уже предложили ЕС построить в Украине завод по производству аккумуляторов для электромобилей и верифицировать украинские данные о месторождениях и запасах критически важных металлов. На вторую цель Украина хочет привлечь у ЕБРР кредит в размере €200 млн.

Самой распространенной перезаряжаемой автомобильной батареей является литийионный аккумулятор. По словам Владимира Хмурича, СЕО индустриального парка «Белая Церковь», для создания крупного промышленного производства литийионных аккумуляторов необходимо выполнить четыре условия:

1.Иметь подтвержденные запасы полезных ископаемых.
2.Создать современную материально-техническую базу и построить развитую инфраструктуру.
3.Обладать технологией производства и обучить кадры.
4.Наладить цепочки поставок, которые будут охватывать рынок сбыта.

«На сегодняшний день в Украине выполнено только одно условие. Есть разведанные запасы лития – самые большие в Европе, примерно 500 тыс. т. Также есть подтвержденные запасы других полезных ископаемых, необходимых для производства аккумуляторов – никеля, кобальта, марганца», – добавляет Владимир Хмурич.

В Украине есть заводы по производству автомобильных аккумуляторов. Они расположены в Донецкой, Днепропетровской, Херсонской и Хмельницкой областях. У них есть своя номенклатура торговых марок, востребованных на региональном рынке.

«Но это категория аккумуляторов для двигателей внутреннего сгорания, и объемы выпуска продукции этими заводами несопоставимы с проектной мощностью гигафабрик, которые строятся в Германии, Франции, Польше, Венгрии. Совокупно, в странах ЕС в 2021-2022 гг. должны быть реализованы восемь проектов с расчетной годовой производственной мощностью до 117 ГВт·ч. Эти проекты должны обеспечить потребность внутреннего европейского рынка электрокаров и создать площадку для формирования экспортного потенциала. В числе этих восьми инвестиционных проектов Украина не упоминается», – говорит СЕО индустриального парка «Белая Церковь».

Сильной стороной фабрик по производству литийионных аккумуляторов, которые строятся в странах ЕС является технология производства, техническая оснащенность, близость рынков сбыта и кадровый состав. Фабрики могут нанимать инженеров, которые работали в то же городе на заводах ДВС. Слабой стороной фабрик является их равноудаленность от источников сырья. Объемы производства будут зависит от поставок лития, никеля, кобальта, марганца.

«Сейчас Украина интересна европейским производителям как источник этого сырья. Обсуждаются проекты по верификации запасов месторождений полезных ископаемых. В эти проекты ЕС готов инвестировать и расширять программу технической поддержки добывающей отрасли. Для Украины это означает, что основная часть добавочной стоимости при производстве автомобильных аккумуляторов будет создаваться за ее пределами, например, на перерабатывающих заводах в Бельгии, Финляндии, Норвегии. При таком сценарии мало шансов извлечь максимальную экономическую выгоду от тех полезных ископаемых, которыми Украина обладает в достатке», – подчеркивает Владимир Хмурич.

Ранее было запланировано, что Всемирный банк проведет исследование инфраструктуры общественного электротранспорта в Украине, одним из вопросов должно было стать изучение потенциальной роли Украины в цепочке создания аккумуляторов в Европе. Отчет ожидался к концу июня 2021 года.

Мечта о Tesla

Также Украина хочет привлечь инвесторов для строительства завода по выпуску электромобилей. Крупные индустриальные инвесторы сейчас приходят только в случае предоставления очень существенных льгот. Производитель электрокаров Tesla, приход которой для любой страны является вожделенной мечтой, по сути требует налоговые и другие льготы. И она их получает. Компания уже получила несколько налоговых льгот по $1 млрд при строительстве своих объектов в США. Уже в рамках ЕВА Tesla получит €1 млрд субсидий от Германии на строительство завода по производству аккумуляторных батарей под Берлином. Также и Индия предлагает компании большие стимулы для создания завода по производству электромобилей.

По данным исследования Securing America’s Future Energy (SAFE), в следующие 5-10 лет мировые автопроизводители вложат $300 млрд в разработку и производство электромобилей. Половина этих расходов придется на Китай.

И Украина уже предпринимает реальные шаги по созданию стимулов для развития производства электротранспорта в стране. Речь идет об освобождении от НДС и ввозной пошлины с 2021 до 2028 года оборудования и комплектующих для производства электротранспорта (легковые авто, электробусы, электрогрузовики и спецавто). Также предлагается до конца 2033 года освободить от уплаты налога на прибыль предприятия электротехнической промышленности, реализующие электродвигатели для транспорта (за исключением троллейбусов), литийионные аккумуляторы, зарядные устройства, а также предприятия автопрома, реализующие электрокары собственного производства.

«Украина имеет реальные шансы быть выбранной для строительства следующей гигафабрики по производству электромобилей на Житомирщине или «нанофермы» по производству энергохранилищ под Кривым Рогом», – уверен Роман Опимах.

В сентябре прошлого года Верховная Рада в первом чтении приняла соответствующие законопроекты о внесении изменений в Налоговый (№3476) и Таможенный (№3477) кодексы.

«С учетом преимуществ, полученных в рамках зоны свободной торговли с ЕС, Украина может стать ведущей площадкой для производства электротранспорта, комплектующих к нему для европейского авторынка», – говорится в пояснительной записке к законопроекту №3476.

Оба документа включены в повестку текущей сессии парламента. Вероятность принятия законопроектов в целом крайне высока, так как в первом чтении каждый из документов получил более 300 голосов народных депутатов.

«Украина может стать площадкой для построения таких заводов – убеждена, что технологический потенциал у нас есть, насколько я понимаю. Коронавирус сейчас создал толчок к de-shoring как противовес off-shoring. То есть идея перемещения производств ближе к «дому». Очевидно, что Украина гораздо ближе и дешевле», – считает Вероника Мовчан, директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций.

Свет аккумулятора

Диалог об участии Украины в аккумуляторном альянсе, по сути, только начинается. Скоро в Украину запланирован визит представителей Еврокомиссии на самом высоком уровне как раз по этому вопросу.

«У нас есть очень много интересных проектов, связанных с аккумуляцией энергии на наших электростанциях, например накопители на станциях «Укргидроэнерго». Также готовится к запуску первый накопитель энергии в Запорожье от ДТЭК», – отмечает Алексей Рябчин.

Для реализации участия Украины в ЕВА нужны совместные усилия государственных институтов и бизнеса. И роль бизнеса тут даже важнее, чем государства. В этот альянс уже вступил ряд частных компаний.

«Финансовых возможностей государства недостаточно для соответствующих работ по изучению, верификации, георазведке, добыче и обогащению сырьевых ресурсов. И здесь основная роль должна быть за частным украинским и зарубежным бизнесом с точки зрения инвестиций, технологий и создание цепей поставок. Именно для того, чтобы предоставить бизнесу соответствующий стимул и определенные гарантии и создается формат стратегического партнерства в сфере стратегических сырьевых ресурсов между Украиной и ЕС в рамках углубления сотрудничества в формате Соглашения об ассоциации», – подчеркивает Роман Опимах.

Официальные лица говорят, что наша страна может рассчитывать на финансовую помощь ЕС для проведения зеленой трансформации.

«Да, и это будет предметом нашего следующего официального диалога с Еврокомиссией, который произойдет через месяц. Более того, ЕС уже сейчас формирует так называемый бюджет зеленой трансформации, часть которого будет направлена на зеленую трансформацию стран соседства. Сегодня мы понимаем, что это будет не менее €19 млрд в ближайшие 3-4 года. Объем и возможности доступа к соответствующим финансовых ресурсов кредитных, международных, будут зависеть от того, как мы внутри страны выстроим этот процесс», – заявила недавно Ольга Стефанишина, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.

Ключевой риск – это инвестиционный климат в стране. Вернее – его почти полное отсутствие.

«Украина очень привлекательна с позиции наличия ресурсов, но мы слабые – в регуляторной среде и стимулах для бизнеса. Пока все складывается не в нашу пользу, и очевидно, что Украина сейчас привлекательна, как поставщик сырья. Однако мы можем работать с инвестором, разговаривать и предлагать ему привлекательные стартовые условия. Мы имеем определенный успех в этом, связанный с принятием закона об «инвестнянях». Дальше – дело за участниками переговоров и тем, готовы ли представители Украины в этих переговорах выступать с позиции отстаивания наших интересов», – подчеркивает Георгий Попов.

По словам Алексея Рябчина, инвесторам нужны гарантии, работающие законы и суды, эффективное государственно-частное партнерство. Например, если инвестор финансирует добычу и переработку лития, то государство обеспечивает инфраструктуру (логистика, энергоподключение и др.). Например, ранее компания «Петро-Консалтинг» оценивала необходимые инвестиции в Шевченковское литиевое месторождение в более чем $120 млн. Они включают инфраструктуру – 40 км энерголинии, 20 км газопровода, 35 км ж/д ветки и др., строительство шахты глубиной не менее 500 м и обогатительной фабрики.

Следует отметить, что в канву реализации подобных проектов хорошо ложится принятие закона «О господдержке инвестпроектов со значительными инвестициями» и двух сопутствующих законов. Согласно этим документам проекты с инвестициями не менее €20 млн в сфере добычи и обогащения полезных ископаемых (кроме угля, нефти и газа) получат определенные налоговые льготы.

В данных условиях важно показать ЕС конструктивные предложения и реальные проекты, а не просто страстное желание поучаствовать в «освоении» бюджета и грантов на производство аккумуляторов и зеленую трансформацию. В обратном случае Украина окажется «вечно перспективной», но никогда не реализующей свои возможности и потенциал.

В целом для запуска «аккумуляторных» месторождений нужно провести дополнительную георазведку и посчитать экономическую целесообразность их разработки, решить вопросы в судах и с местными общинами (любые виды добычи у них восторга не вызывают) и подождать не менее 5-7 лет пока привлеченный инвестор сможет начать фактическую работу. Немного быстрее может решиться вопрос со строительством завода электрокаров. Перспективы, мягко говоря, небыстрые и в наших условиях отнюдь не 100-процентные.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Скандали і прем'єри тижня в шоу-бізнесі! Sunday news з Софією Єгоровою!
FM-TV
2025-10-12T10:54:15Z
Оголосили фіналістів конкурсу воєнної поезії памʼяті Гліба Бабіча
УкраинФорм
2025-10-12T10:36:21Z
Кеті Перрі після розлучення з Блумом пристрасним поцілунком розсекретила роман з відомим політиком
TSN
2025-10-12T10:36:12Z
"Шкода, що не українка": Костянтин Грубич звернувся до росіян через Пугачову
GlavRed
2025-10-12T10:27:16Z
Що відомо про стосунки Даян Кітон і Вуді Аллена та як одіозний режисер відреагував на її смерть
24tv
2025-10-12T10:24:44Z
Олександр Педан у річницю шлюбу показав, яким було його весілля 22 роки тому
TSN
2025-10-12T09:51:46Z
Рецензія на фільм “Трон: Арес” / Tron: Ares
ITC
2025-10-12T09:51:34Z
"Буду робити мільйонера": Світлана Білоножко зробила заяву про новий роман
GlavRed
2025-10-12T09:27:22Z
Софія Ротару в один день тричі стала бабусею, а Sonya Kay - вперше мамою
Комсомольская правда
2025-10-12T09:03:35Z
Санкції США ускладнили контракт між Сербією та Росією на постачання газу
360ua.news
2025-10-12T10:54:52Z
Ринок OCTG у США стабільний попри падіння цін на нафту
360ua.news
2025-10-12T10:48:30Z
Господарство на Тернопільщині успішно вирощує моркву на богарі
AgroPortal
2025-10-12T10:30:12Z
Пентагон хоче поповнити запаси рідкісноземельних елементів на $1 мільярд - FT
УкраинФорм
2025-10-12T10:27:52Z
У Міненерго підтримують ідею впровадження малих модульних реакторів
УкраинФорм
2025-10-12T10:21:43Z
"Укрзалізниця" додала тимчасові три рейси у серце Карпат
ZN UA
2025-10-12T09:21:50Z
Вучич розчарований пропозицією Росії щодо постачання газу
Европейская правда
2025-10-12T08:48:58Z
Росія вдарила по енергетиці та газовій інфраструктурі у трьох областях, світло – за графіком
Лига
2025-10-12T08:33:32Z
Туреччина удвічі скоротила закупівлю української соняшникової олії
AgroPortal
2025-10-12T08:30:56Z
Міноборони Фінляндії помилково розкрило журналістам секретну інформацію
Европейская правда
2025-10-12T11:03:38Z
Естонія закрила прикордонний перехід із росією через зростання військової активності
iPress
2025-10-12T10:54:49Z
Меркель зіграла важливу роль під час вторгнення РФ в Україну - Spiegel
GlavRed
2025-10-12T10:54:33Z
Саміт миру щодо Гази в Єгипті пройде без участі Ізраїлю та Хамас
iPress
2025-10-12T10:54:25Z
США допомагають Україні завдавати ударів по цілях у РФ: у FT дізналися деталі
GlavRed
2025-10-12T10:54:23Z
Орбан запускає кампанію проти "воєнного плану Брюсселя" щодо підтримки України
iPress
2025-10-12T10:54:17Z
"Голосно пішов": Суханов заговорив про своє раптове звільнення
GlavRed
2025-10-12T10:51:45Z
Ракети Tomahawk стануть поворотним моментом у війні, – британський полковник у відставці
24tv
2025-10-12T10:48:53Z
"Ми не боїмося війни": Пекін жорстко відповів на погрози Трампа щодо тарифів
24tv
2025-10-12T10:45:28Z
Поліція розслідує напад на членів юдейської громади у Києві
УкраинФорм
2025-10-12T10:57:25Z
Росія вдарила по підстанції на Київщині: поранень зазнали співробітники
24tv
2025-10-12T10:54:51Z
Росіяни атакували обʼєкт енергетичної інфраструктури Київщини, госпіталізовані два співробітники ДТЕК
УкраинФорм
2025-10-12T10:36:34Z
У Львові автомобіль травмував чотирирічного хлопчика
ГЛАВКОМ NET
2025-10-12T09:57:53Z
Махінації із землями на суму понад ₴1,9 млн: на Київщині повідомлено про підозру ексголові сільради
Украина Криминальная
2025-10-12T09:42:05Z
Скандал із музикантом у Києві отримав розв’язку: що загрожує нападнику
TSN
2025-10-12T09:18:50Z
На Волині судитимуть експортера дикоросів за несплату податків
AgroPortal
2025-10-12T09:00:18Z
Наймасованіший удар РФ по Львівській області: зросла кількість загиблих
ZN UA
2025-10-12T08:57:56Z
Війська РФ атакували енергетичну інфраструктуру Одещини, є постраждалий
УкраинФорм
2025-10-12T08:03:44Z
Філатов закликає увімкнути українцям опалення "якомога пізніше"
Украинская правда
2025-10-12T10:54:42Z
Нові правила в’їзду в ЄС вже від 12 жовтня: що треба знати українцям, плануючи поїздки до країн Євросоюзу
TSN
2025-10-12T10:54:02Z
Рожеві ракети та дрони: у Forbes розповіли, як українські жінки-воїни тролять окупантів
24tv
2025-10-12T10:33:53Z
Гуманітарна допомога для пенсіонерів у Київській області: які кроки виконати для отримання
Политека
2025-10-12T10:30:48Z
Нідерланди передали Україні протимінний корабель: ще один очікується невдовзі
24tv
2025-10-12T10:09:08Z
Держава допомагає українцям оплачувати комуналку: як отримувати понад тисячу гривень щомісяця
24tv
2025-10-12T10:03:27Z
Військовий збір поповнив бюджет на ₴116,7 мільярда з початку року
УкраинФорм
2025-10-12T09:57:40Z
Аліменти батькам-пенсіонерам: на що за законом мають право непрацездатні батьки
ZN UA
2025-10-12T09:51:55Z
Робота для пенсіонерів в Одесі: де можна отримувати понад 20 тисяч в місяць
Политека
2025-10-12T09:30:16Z
TikTok та Telegram сприяють продажу нелегального препарату для схуднення
InternetUA
2025-10-12T10:03:43Z
Як зберегти суглоби здоровими та рухливими: поради ревматологів
Комсомольская правда
2025-10-12T10:03:15Z
Який м'яз у тілі людини є найсильнішим: відповідь учених може здивувати
Фокус
2025-10-12T07:45:11Z
Над Україною бушує магнітна буря потужністю 5 балів: лікарі попереджають про небезпеку
TSN
2025-10-12T07:18:08Z
Знижують стрес та зміцнюють серце: дієтолог назвав топ-5 найкорисніших соків
Знай
2025-10-12T03:51:39Z
Можуть зіпсувати весь образ: косметологи назвали найпопулярніші помилки у макіяжі
Знай
2025-10-11T20:51:05Z
Каша за копійки, яка рятує нашу підшлункову: чому ми дарма недооцінюємо її користь
TSN
2025-10-11T15:36:20Z
Який чай корисніший - чорний чи зелений: поставлено остаточну крапку в питанні
GlavRed
2025-10-11T15:27:37Z
Волоські горіхи без цвілі та гіркоти: 3 секрети їхнього зберігання
24tv
2025-10-11T14:15:56Z
Українці не квапляться пересідати на електричні автомобілі: у яких регіонах країни їх найбільше
Знай
2025-10-12T10:51:59Z
В’єтнамські електробуси VinFast презентували у Європі
AutoCentre
2025-10-12T10:09:17Z
Компанія MG виходить на ринок автобусів
AutoCentre
2025-10-12T08:06:33Z
Бампери з Польщі для вантажівок Volvo, Man, Mercedes, DAF, Scania
AutoGeek
2025-10-11T18:39:14Z
Opel показав нову версію Grandland із запасом ходу 700 км
AutoCentre
2025-10-11T18:13:56Z
На аукціон виставили унікальний Mercedes 90-х із величезним двигуном від суперкара
Фокус
2025-10-11T16:27:52Z
Єдиний позашляховик «Україна» буде виставлено на продаж
AutoCentre
2025-10-11T16:09:42Z
Можна "вбити" двигун, якщо не знати: скільки секунд потрібно, щоб прогріти авто
GlavRed
2025-10-11T14:27:34Z
Відбулася світова прем’єра Mercedes-Benz eIntouro
AutoCentre
2025-10-11T14:15:11Z
На Сумщині 20 тис абонентів залишаються без світла
ГЛАВКОМ NET
2025-10-12T11:21:27Z
Кіптява на стінах та вибиті вікна. Який вигляд зараз має будинок у Києві після атаки РФ
ГЛАВКОМ NET
2025-10-12T11:03:35Z
"Продовжуємо боротися": ЗСУ звільнили село в Запорізькій області
GlavRed
2025-10-12T10:51:13Z
Російська армія масовано атакувала дронами Чернігівську область: пошкоджено енергообʼєкт, АЗС та будинки
ZN UA
2025-10-12T10:45:48Z
Сили оборони звільнили Малі Щербаки на Запоріжжі
24tv
2025-10-12T10:45:02Z
Росія вдарила по підстанції ДТЕК на Київщині, поранені двоє енергетиків
Украинская правда
2025-10-12T10:36:23Z
Сили оборони вибили ворога з Малих Щербаків
ГЛАВКОМ NET
2025-10-12T10:15:17Z
Сирський подякував військовим капеланам за щоденну працю на користь українських воїнів
УкраинФорм
2025-10-12T09:42:14Z
На війні в Україні зник безвісти доброволець з Румунії: він був воїном 3 ОШБр
24tv
2025-10-12T09:30:13Z
Щоб усі рослини пережили зиму: ось що потрібно зробити у жовтні в саду
24tv
2025-10-12T10:48:44Z
Гороскоп на тиждень з 13 по 19 жовтня: Тельцям - хаос, Ракам - допомога
GlavRed
2025-10-12T10:27:40Z
Відпустка буде зіпсована через ці речі: що варто залишити вдома перед подорожжю
24tv
2025-10-12T10:12:55Z
Коли краса болить: історія боротьби за «ідеальне тіло»
ZN UA
2025-10-12T10:03:41Z
Природоохоронці б'ють на сполох: родина Трампа збудує елітний курорт на острові в Албанії
24tv
2025-10-12T10:03:05Z
Приємне з корисним: 3 "золоті" поради, як залишатися у формі під час подорожей
24tv
2025-10-12T09:03:21Z
Що підказують зірки, прогноз для всіх знаків на 12 жовтня
360ua.news
2025-10-12T09:00:28Z
Карпати засипало снігом: на горі Піп Іван помітили казковий зимовий пейзаж
Фокус
2025-10-12T07:51:20Z
"Криваве" озеро в Карпатах, якого немає на картах: де знайти таємничу локацію
TSN
2025-10-12T07:48:51Z
Найближчими днями Apple представить безліч нових продуктів
InternetUA
2025-10-12T10:33:59Z
Наймолодші та найстаріші планети Сонячної системи: наукові факти й суперечливі теорії
ZN UA
2025-10-12T10:30:19Z
Головоломка для найзіркіших: лише одиниці знайдуть оленя за 10 секунд
GlavRed
2025-10-12T10:27:23Z
MTV закриває музичні телеканали у Великій Британії
Детектор М
2025-10-12T10:00:15Z
Учені, можливо, розшифрували таємничу мову загубленого міста в Мексиці
Фокус
2025-10-12T09:42:21Z
В Австралії протестували робота, що може побудувати будинок за один день
InternetUA
2025-10-12T09:33:39Z
Штраф від ТЦК: як оплатити та отримати бронь від мобілізації
TSN
2025-10-12T09:18:24Z
Прорив у гібридній енергетиці — вчені створили "розумний" буй
InternetUA
2025-10-12T09:01:40Z
Чому жіночі особини ссавців живуть довше: учені знайшли причину
Фокус
2025-10-12T08:36:54Z
Мессі встановив історичний рекорд МЛС
Football.ua
2025-10-12T11:18:59Z
Арсенал готовий розглянути продаж Зінченка вже цієї зими
Football.ua
2025-10-12T10:51:11Z
На фронті загинув чотириразовий чемпіон України з богатирського багатоборства Павло Іщенко
УкраинФорм
2025-10-12T10:27:33Z
Стали відомі подробиці травми лідера збірної України з футболу
ZN UA
2025-10-12T10:24:00Z
Де дивитися футбольний матч Україна - Азербайджан
УкраинФорм
2025-10-12T10:09:39Z
Судаков пропустить гру з Азербайджаном
ГЛАВКОМ NET
2025-10-12T10:03:54Z
Аплодував весь стадіон: зірка збірної Португалії присвятив гол загиблому Жоті – щемливе відео
24tv
2025-10-12T10:03:53Z
Стародубцева виграла фінал кваліфікації турніру WTA у Нінбо
УкраинФорм
2025-10-12T10:00:55Z
Ретегі прокоментував перемогу Італії над Естонією
Football.ua
2025-10-12T09:57:18Z