MY.UAНовости
Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары
Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары

Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары

Украина хочет льготами и сырьем привлечь инвесторов для выпуска электромобилей и батарей к ним

Переход к зеленой экономике и климатической нейтральности потребует огромных инвестиций, приведет к росту и перераспределению спроса на металлы. В числе фаворитов спроса будут никель, кобальт, литий, медь и редкоземельные металлы. Первые три используются для производства аккумуляторов и накопителей энергии. Потребность в них в ближайшие годы вырастет в десятки раз. Сейчас в мире обостряется конкуренция за ресурсы. В них заинтересованы все: Европа, США и Азия.

Евроальянс

Если говорить о Европе, то здесь в октябре 2017 года специально был создан Европейский аккумуляторный альянс (European Battery Alliance – ЕВА). Цель проекта – создание замкнутой экосистемы в сфере аккумуляторов – от добычи сырья, проектирования и производства до их переработки. Таким образом Европа хочет исключить зависимость от других стран, в частности Китая.

«Евросоюз увидел, что они отстают от США и азиатских стран по ряду направлений инновационных технологий. И одна из них – это технология производства аккумуляторов. Европейцы понимают, что находятся в критической зависимости от внешних поставок ряда металлов, которые используются при производстве батарей и накопителей энергии. Поэтому они хотят это производить у себя и создавать для этого цепочки добавленной стоимости», – рассказывает Алексей Рябчин, советник вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, советник министра охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Успехи у ЕВА, безусловно, уже есть. Самый громкий из них – строительство первого европейского завода компании Tesla неподалеку от Берлина. Впрочем, новые производства строятся уже по всей Европе: к 2025 году должны появиться мощности по производству не менее 6 млн электромобилей в год. К этому проекту уже привлечены крупнейшие автогиганты и промышленные компании. В рамках ЕВА в ближайшие годы госфинансирование составит €2,9 млрд. Ожидается, что это позволит привлечь также и €9 млрд частных инвестиций.

При помощи евроинтеграции в этот альянс хочет вписаться и наша страна. Со стороны Украины к нему присоединилась Госслужба геологии и недр Украины (Госгеонедра). Наша страна и Евросоюз уже изучают возможности сотрудничества по производству аккумуляторов. Также ЕС дополнительно выделил на эту сферу техническую помощь на €800 тыс.

Украина имеет определенные возможности внедриться в производственные цепочки. Это позволит создать новые технологические производства и рабочие места.

«В этой цепи Украина может, учитывая имеющиеся и прогнозные запасы так называемых металлов будущего, занять несколько важных мест: от добычи сырья до производства концентратов и элементов аккумуляторных батарей. Это, в свою очередь, позволило бы привлечь инвестиции, технологии и европейских партнеров, создать новые точки роста национальной экономики, способствовало бы интеграции последней в европейские технологические и производственные системы», – рассказал в комментарии GMK Cеnter Роман Опимах, глава Госгеонедр.

При этом, как отмечает Алексей Рябчин, европейцы сами заинтересованы в участии Украины в этом проекте и уже обращались к нам, чтобы понять, какие украинские предприятия могут принять активное участие в European Battery Alliance.

«Пока мы видим, что Евросоюз рассматривает возможность использования украинского потенциала в добывающей отрасли, чтобы помочь ЕС построить свои конкурентоспособные производственные цепочки добавленной стоимости. Но наш интерес – чтобы такие цепочки добавленной стоимости были в Украине. Поэтому здесь есть большой вызов для власти: сможет ли она в таком партнерстве отстоять наш интерес? Мы заинтересованы в построении заводов с полным циклом производства на нашей территории. Ведь это не просто дает нам возможность быть поставщиком сырья в Европу, мы можем получить больше – рабочие места, высокие поступления и в конце положительные стимулы для экономики», – отмечает Георгий Попов, аналитик Национальной ассоциации добывающей промышленности Украины (НАДПУ).

Также Украина может участвовать в ЕВА в части зарядной инфраструктуры для электромобилей, где у нас есть неплохие исходные позиции. Благодаря льготным условиям ввоза рынок электромобилей в Украине с 2016 года развивался достаточно бодро. По данным ассоциации «Укравтопром», в 2019 году количество регистраций электромобилей составило 7,5 тыс.: в сегменте «легковушек» (7 тыс. ед.) оно выросло почти на треть, а коммерческих (530 ед.) – в полтора раза. Однако в прошлом году рынок немного снизился – на 1%, до 7,45 тыс. ед.

Из минусов: электромобилей еще крайне мало на фоне общего объема новых регистраций (в 2019-2020 гг. – 88,5 и 85,5 тыс. соответственно) и всего автопарка (всего немногим больше 25 тыс. электрокаров на фоне 10,2 млн единиц всех транспортных средств), примерно 90-95% ввозимых электромобилей – подержанные.

По оценкам агентства Bloomberg, уже к 2040 году доля электромобилей составит 57% от общего числа мировых продаж легковых авто. При этом, по оценкам банка UBS, стоимость производства электрокаров и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к 2024 году сравняется.

В дальнейшем в рамках Национальной транспортной стратегии до 2030 года запланировано полностью перевести весь городской общественный транспорт на электротягу и создать соответствующую инфраструктуру. Кроме того, Мининфраструктуры совместно с бизнесом работают над новой концепцией развития электромобильности с целью создания условий для производства отечественных электромобилей.

Кроме того, Украина также может принять участие в работе Европейского сырьевого альянса (ERMA), который работает по принципу ЕВА, но создан с целью обеспечения стратегическими материалами европейской безуглеродной экономики.

Литиевая туманность

Первым шагом Украины стала презентация ряда инвестиционных предложений по добыче «металлов будущего», в том числе и лития. Собственно, основой украинских амбиций является то, что наша страна имеет наибольшие залежи лития на европейском континенте.

Месторождения лития расположены в Кировоградской («Полоховское» и участок «Добрый»), Донецкой («Шевченковское») и Запорожской (участок «Крутая балка») областях. На данный момент ни на одном из них не ведется фактическая добыча. Объем их запасов – гостайна. По некоторым оценкам, на Шевченковском месторождении запасы составляют около 14 млн т.

«У нас есть два месторождения с подтвержденными запасами, и есть несколько потенциальных площадок с хорошей ресурсной базой. Но действующая лицензия на добычу лития выдана всего одна. Насколько я понимаю, уже было проведено бурение и идет оценка по международным классификациям тех ресурсов и запасов, которые нашли. А все остальное – это участки, которые требуют больших инвестиций, свыше $100 млн. Помимо инвестиций, необходимы современные технологии, которых в Украине нет. Запуск подобных проектов требует сотрудничества с иностранными партнерами, которые обладают и технологиями, и опытом добычи таких ресурсов. Я сомневаюсь, что такие проекты могут быть реализованы исключительно внутренними силами», – рассказал ранее Роман Опимах в интервью GMK Center.

В 2017-2018 гг. спецразрешения на добычу лития получили компании «Петро-Консалтинг» («Шевченковское») и «Укрлитийдобыча» («Полоховское»). Собственных средств на разработку у компаний было недостаточно: они планировали привлечь иностранных партнеров. Однако государство захотело отозвать спецразрешение на Шевченковское месторождение, но дело перешло в плоскость взаимоисключающих решений разных судов. Таким образом, Госгеонедр при прочих равных условиях хочет продать спецразрешения на месторождение «Шевченковское» и участки «Добрый» и «Крутая балка».

«У нас может быть конкурентное преимущество по сравнению с африканскими странами, где литий добывается без этических (например, использование детского труда) и экологических стандартов. Да, это будет дороже по себестоимости, но европейский потребитель – заводы Mercedes, BMW, Volkswagen – готовы платить дороже за товары, которые произведены с соблюдением всех стандартов, чтобы избегать репутационных издержек», – отмечает Алексей Рябчин.

Что касается других важных металлов, то у нас в стране также есть запасы никеля, кобальта и марганца, которые используются при производстве аккумуляторов. Месторождения никеля и кобальта расположены в Кировоградской и Днепропетровской областях. Запасы составляют: никеля – 215 тыс. т (12 месторождений), кобальта – 8,8 тыс. т (11 месторождений). Нужно отметить, что в разных источниках цифры объема запасов могут существенно разниться.

Главная проблема состоит в том, что активная разработка указанных запасов не ведется. Эти месторождения были разведаны еще во времена СССР, и их разработка тогда была признана экономически неэффективной из-за низкого содержания металлов в руде. Например, Побужский ферроникелевый комбинат (Кировоградская обл.) импортирует руду из Гватемалы.

Лишь по марганцевым рудам ситуация другая – их добыча реально осуществляется. Украина занимает первое место в мире по подтвержденным запасам марганца и второе место по объему общих запасов.

Примечателен другой факт. Одним из «металлов будущего» является титан. В отличие от лития, ильменитовая руда (сырье для титана) уже добывается в Украине, также есть и производственные мощности. На усилия государства по участию в международных цепочках поставок хорошо ложится идея создания госхолдинга, который мог бы включать имеющиеся в собственности государства активы: Запорожский титаномагниевый комбинат, «Сумыхимпром», а также сырьевую Объединенную горно-химическую компанию (ОГХК). Но власти выставили ОГХК на приватизацию. Без сырья ценность других предприятий резко снижается. Равно как и гибнет идея титанового госхолдинга, над которой думает Минстратегпром.

Завод батареек

На литиевом базисе украинские чиновники уже предложили ЕС построить в Украине завод по производству аккумуляторов для электромобилей и верифицировать украинские данные о месторождениях и запасах критически важных металлов. На вторую цель Украина хочет привлечь у ЕБРР кредит в размере €200 млн.

Самой распространенной перезаряжаемой автомобильной батареей является литийионный аккумулятор. По словам Владимира Хмурича, СЕО индустриального парка «Белая Церковь», для создания крупного промышленного производства литийионных аккумуляторов необходимо выполнить четыре условия:

1.Иметь подтвержденные запасы полезных ископаемых.
2.Создать современную материально-техническую базу и построить развитую инфраструктуру.
3.Обладать технологией производства и обучить кадры.
4.Наладить цепочки поставок, которые будут охватывать рынок сбыта.

«На сегодняшний день в Украине выполнено только одно условие. Есть разведанные запасы лития – самые большие в Европе, примерно 500 тыс. т. Также есть подтвержденные запасы других полезных ископаемых, необходимых для производства аккумуляторов – никеля, кобальта, марганца», – добавляет Владимир Хмурич.

В Украине есть заводы по производству автомобильных аккумуляторов. Они расположены в Донецкой, Днепропетровской, Херсонской и Хмельницкой областях. У них есть своя номенклатура торговых марок, востребованных на региональном рынке.

«Но это категория аккумуляторов для двигателей внутреннего сгорания, и объемы выпуска продукции этими заводами несопоставимы с проектной мощностью гигафабрик, которые строятся в Германии, Франции, Польше, Венгрии. Совокупно, в странах ЕС в 2021-2022 гг. должны быть реализованы восемь проектов с расчетной годовой производственной мощностью до 117 ГВт·ч. Эти проекты должны обеспечить потребность внутреннего европейского рынка электрокаров и создать площадку для формирования экспортного потенциала. В числе этих восьми инвестиционных проектов Украина не упоминается», – говорит СЕО индустриального парка «Белая Церковь».

Сильной стороной фабрик по производству литийионных аккумуляторов, которые строятся в странах ЕС является технология производства, техническая оснащенность, близость рынков сбыта и кадровый состав. Фабрики могут нанимать инженеров, которые работали в то же городе на заводах ДВС. Слабой стороной фабрик является их равноудаленность от источников сырья. Объемы производства будут зависит от поставок лития, никеля, кобальта, марганца.

«Сейчас Украина интересна европейским производителям как источник этого сырья. Обсуждаются проекты по верификации запасов месторождений полезных ископаемых. В эти проекты ЕС готов инвестировать и расширять программу технической поддержки добывающей отрасли. Для Украины это означает, что основная часть добавочной стоимости при производстве автомобильных аккумуляторов будет создаваться за ее пределами, например, на перерабатывающих заводах в Бельгии, Финляндии, Норвегии. При таком сценарии мало шансов извлечь максимальную экономическую выгоду от тех полезных ископаемых, которыми Украина обладает в достатке», – подчеркивает Владимир Хмурич.

Ранее было запланировано, что Всемирный банк проведет исследование инфраструктуры общественного электротранспорта в Украине, одним из вопросов должно было стать изучение потенциальной роли Украины в цепочке создания аккумуляторов в Европе. Отчет ожидался к концу июня 2021 года.

Мечта о Tesla

Также Украина хочет привлечь инвесторов для строительства завода по выпуску электромобилей. Крупные индустриальные инвесторы сейчас приходят только в случае предоставления очень существенных льгот. Производитель электрокаров Tesla, приход которой для любой страны является вожделенной мечтой, по сути требует налоговые и другие льготы. И она их получает. Компания уже получила несколько налоговых льгот по $1 млрд при строительстве своих объектов в США. Уже в рамках ЕВА Tesla получит €1 млрд субсидий от Германии на строительство завода по производству аккумуляторных батарей под Берлином. Также и Индия предлагает компании большие стимулы для создания завода по производству электромобилей.

По данным исследования Securing America’s Future Energy (SAFE), в следующие 5-10 лет мировые автопроизводители вложат $300 млрд в разработку и производство электромобилей. Половина этих расходов придется на Китай.

И Украина уже предпринимает реальные шаги по созданию стимулов для развития производства электротранспорта в стране. Речь идет об освобождении от НДС и ввозной пошлины с 2021 до 2028 года оборудования и комплектующих для производства электротранспорта (легковые авто, электробусы, электрогрузовики и спецавто). Также предлагается до конца 2033 года освободить от уплаты налога на прибыль предприятия электротехнической промышленности, реализующие электродвигатели для транспорта (за исключением троллейбусов), литийионные аккумуляторы, зарядные устройства, а также предприятия автопрома, реализующие электрокары собственного производства.

«Украина имеет реальные шансы быть выбранной для строительства следующей гигафабрики по производству электромобилей на Житомирщине или «нанофермы» по производству энергохранилищ под Кривым Рогом», – уверен Роман Опимах.

В сентябре прошлого года Верховная Рада в первом чтении приняла соответствующие законопроекты о внесении изменений в Налоговый (№3476) и Таможенный (№3477) кодексы.

«С учетом преимуществ, полученных в рамках зоны свободной торговли с ЕС, Украина может стать ведущей площадкой для производства электротранспорта, комплектующих к нему для европейского авторынка», – говорится в пояснительной записке к законопроекту №3476.

Оба документа включены в повестку текущей сессии парламента. Вероятность принятия законопроектов в целом крайне высока, так как в первом чтении каждый из документов получил более 300 голосов народных депутатов.

«Украина может стать площадкой для построения таких заводов – убеждена, что технологический потенциал у нас есть, насколько я понимаю. Коронавирус сейчас создал толчок к de-shoring как противовес off-shoring. То есть идея перемещения производств ближе к «дому». Очевидно, что Украина гораздо ближе и дешевле», – считает Вероника Мовчан, директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций.

Свет аккумулятора

Диалог об участии Украины в аккумуляторном альянсе, по сути, только начинается. Скоро в Украину запланирован визит представителей Еврокомиссии на самом высоком уровне как раз по этому вопросу.

«У нас есть очень много интересных проектов, связанных с аккумуляцией энергии на наших электростанциях, например накопители на станциях «Укргидроэнерго». Также готовится к запуску первый накопитель энергии в Запорожье от ДТЭК», – отмечает Алексей Рябчин.

Для реализации участия Украины в ЕВА нужны совместные усилия государственных институтов и бизнеса. И роль бизнеса тут даже важнее, чем государства. В этот альянс уже вступил ряд частных компаний.

«Финансовых возможностей государства недостаточно для соответствующих работ по изучению, верификации, георазведке, добыче и обогащению сырьевых ресурсов. И здесь основная роль должна быть за частным украинским и зарубежным бизнесом с точки зрения инвестиций, технологий и создание цепей поставок. Именно для того, чтобы предоставить бизнесу соответствующий стимул и определенные гарантии и создается формат стратегического партнерства в сфере стратегических сырьевых ресурсов между Украиной и ЕС в рамках углубления сотрудничества в формате Соглашения об ассоциации», – подчеркивает Роман Опимах.

Официальные лица говорят, что наша страна может рассчитывать на финансовую помощь ЕС для проведения зеленой трансформации.

«Да, и это будет предметом нашего следующего официального диалога с Еврокомиссией, который произойдет через месяц. Более того, ЕС уже сейчас формирует так называемый бюджет зеленой трансформации, часть которого будет направлена на зеленую трансформацию стран соседства. Сегодня мы понимаем, что это будет не менее €19 млрд в ближайшие 3-4 года. Объем и возможности доступа к соответствующим финансовых ресурсов кредитных, международных, будут зависеть от того, как мы внутри страны выстроим этот процесс», – заявила недавно Ольга Стефанишина, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.

Ключевой риск – это инвестиционный климат в стране. Вернее – его почти полное отсутствие.

«Украина очень привлекательна с позиции наличия ресурсов, но мы слабые – в регуляторной среде и стимулах для бизнеса. Пока все складывается не в нашу пользу, и очевидно, что Украина сейчас привлекательна, как поставщик сырья. Однако мы можем работать с инвестором, разговаривать и предлагать ему привлекательные стартовые условия. Мы имеем определенный успех в этом, связанный с принятием закона об «инвестнянях». Дальше – дело за участниками переговоров и тем, готовы ли представители Украины в этих переговорах выступать с позиции отстаивания наших интересов», – подчеркивает Георгий Попов.

По словам Алексея Рябчина, инвесторам нужны гарантии, работающие законы и суды, эффективное государственно-частное партнерство. Например, если инвестор финансирует добычу и переработку лития, то государство обеспечивает инфраструктуру (логистика, энергоподключение и др.). Например, ранее компания «Петро-Консалтинг» оценивала необходимые инвестиции в Шевченковское литиевое месторождение в более чем $120 млн. Они включают инфраструктуру – 40 км энерголинии, 20 км газопровода, 35 км ж/д ветки и др., строительство шахты глубиной не менее 500 м и обогатительной фабрики.

Следует отметить, что в канву реализации подобных проектов хорошо ложится принятие закона «О господдержке инвестпроектов со значительными инвестициями» и двух сопутствующих законов. Согласно этим документам проекты с инвестициями не менее €20 млн в сфере добычи и обогащения полезных ископаемых (кроме угля, нефти и газа) получат определенные налоговые льготы.

В данных условиях важно показать ЕС конструктивные предложения и реальные проекты, а не просто страстное желание поучаствовать в «освоении» бюджета и грантов на производство аккумуляторов и зеленую трансформацию. В обратном случае Украина окажется «вечно перспективной», но никогда не реализующей свои возможности и потенциал.

В целом для запуска «аккумуляторных» месторождений нужно провести дополнительную георазведку и посчитать экономическую целесообразность их разработки, решить вопросы в судах и с местными общинами (любые виды добычи у них восторга не вызывают) и подождать не менее 5-7 лет пока привлеченный инвестор сможет начать фактическую работу. Немного быстрее может решиться вопрос со строительством завода электрокаров. Перспективы, мягко говоря, небыстрые и в наших условиях отнюдь не 100-процентные.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Мільйони років дерева подорожують через регіон, занадто посушливий, щоб вижити: як їм це вдалося
Фокус
2025-01-31T09:51:41Z
Сонячні панелі можна поліпшити за допомогою звичайної фольги: що виявили вчені
InternetUA
2025-01-31T09:42:06Z
В Італії обмежили роботу китайського чат-бота DeepSeek
Европейская правда
2025-01-31T09:33:41Z
Переверне ринок смартфонів у 2025 році: які інноваційні деталі таємно роблять у Китаї
InternetUA
2025-01-31T09:31:48Z
Microsoft робить модель міркувань OpenAI o1 безкоштовною для всіх користувачів Copilot
InternetUA
2025-01-31T09:28:50Z
Тести виявили нестабільність NVIDIA RTX 5080 FE з PCIe 5.0 — причиною може бути конструкція відеокарти
ITC
2025-01-31T09:28:43Z
Google запустила програму «добровільного звільнення» для розробників Pixel, Chrome і Android
ITC
2025-01-31T09:28:41Z
У Франції хочуть перевірити китайський чат-бот DeepSeek
Европейская правда
2025-01-31T09:19:31Z
Користувач знайшов свій Pixel 6a через 6 місяців у снігу
InternetUA
2025-01-31T09:16:20Z
Троянди почорніли після зими: три причини, чому так сталося і що з ними робити
TSN
2025-01-31T09:36:49Z
Навіщо кухарі додають соду в гречку: маленька хитристь для господинь
GlavRed
2025-01-31T09:33:33Z
Китайський гороскоп на завтра 1 лютого: Щурам - примхи, Свиням - невдачі
GlavRed
2025-01-31T09:27:35Z
Як назвати хлопчика у лютому 2025: добірка неймовірних імен, які сподобаються
24tv
2025-01-31T09:12:20Z
5 неймовірних парфумів для чоловіка: аромати для тих, хто знає собі ціну
24tv
2025-01-31T09:06:27Z
З одного куща збиратимете відро: ось 6 сортів картоплі з найкращим урожаєм
24tv
2025-01-31T09:00:53Z
Чому насправді у спекотних країнах так люблять гостру їжу: популярні теорії відкинуті
Фокус
2025-01-31T08:57:41Z
Корисно, смачно і швидко: намазка з моркви, яка замінить вам паштет
24tv
2025-01-31T08:48:12Z
Читають, як відкриту книгу: 5 знаків зодіаку, які добре розбираються в людях
GlavRed
2025-01-31T08:27:53Z
Нові деталі авіакатастрофи у США
360ua.news
2025-01-31T09:51:40Z
Зниклу на Київщині школярку шукали за допомогою службових собак
ГЛАВКОМ NET
2025-01-31T09:45:56Z
Восьмирічна дівчинка, мама якої загинула внаслідок російського удару по Сумах, перебуває у комі
Комсомольская правда
2025-01-31T09:37:10Z
Автівку зім'яло від удару: на Волині у ДТП загинув водій
TSN
2025-01-31T09:36:16Z
Вантажівка, паркан та склади. Поліція показала наслідки ворожої атаки на Київщині
ГЛАВКОМ NET
2025-01-31T09:30:17Z
Чоловіка судили за зберігання дитячої порнографії
InternetUA
2025-01-31T09:28:13Z
СБУ затримала депутата, який замовив убивство підприємця з Полтавщини
Украина Криминальная
2025-01-31T09:27:47Z
На Тернопільщині продавали фальшиві посвідчення
1News
2025-01-31T09:27:27Z
Учасника підпалів авто і дверей квартири працівника ТЦК і СП посадили на 5 років
Украина Криминальная
2025-01-31T09:27:16Z
Зірковий боєць UFC сенсаційно кинув виклик Усику
24tv
2025-01-31T09:54:32Z
Очікували не такий результат, – Шовковський підсумував виступи Динамо у Лізі Європи
24tv
2025-01-31T09:48:50Z
Фанати суперника Динамо скандували на стадіоні українське націоналістичне гасло: базоване відео
24tv
2025-01-31T09:48:00Z
Відомий склад збірної України U19 з футзалу на матчі з Молдовою
УкраинФорм
2025-01-31T09:27:19Z
Колишній тренер Шахтаря очолив іменитий французький клуб
24tv
2025-01-31T09:24:24Z
У столиці пройшли проводи збірної України на зимові Ігри Нескорених
ГЛАВКОМ NET
2025-01-31T09:21:33Z
Фонсека очолив Ліон
Football.ua
2025-01-31T09:15:07Z
Європейський гранд близький до підписання Зінченка
ГЛАВКОМ NET
2025-01-31T09:12:39Z
Капітан українських тенісистов про матч з Тунісом: Шанси 50 на 50
УкраинФорм
2025-01-31T09:00:07Z
У Києві виділять додаткові 1,5 мільярда гривень на будівництво укриттів у закладах освіти
24tv
2025-01-31T09:54:13Z
У Києві сьогодні - останній день роботи пунктів прийому новорічних дерев
УкраинФорм
2025-01-31T09:46:11Z
Біля Покровська 50-70 тис. росіян, ворог перекидає нові підрозділи: військовий про бої біля міста
TSN
2025-01-31T09:45:38Z
Якість повітря у Києві покращилася: дані моніторингу
ГЛАВКОМ NET
2025-01-31T09:36:16Z
Російські війська окупували Новоандріївку
360ua.news
2025-01-31T09:30:47Z
Армія РФ втратила контроль над залізницею: де ЗСУ відтіснили ворога
GlavRed
2025-01-31T09:30:46Z
Майже на 11° вище за норму: у Києві зафіксували три температурні рекорди
УкраинФорм
2025-01-31T09:27:07Z
У Покровську під обстріл потрапили волонтери: поранено три людини, пошкоджено авто, — МВА
24tv
2025-01-31T09:24:12Z
У Вінниці відкрили перший інклюзивний дитячий майданчик
УкраинФорм
2025-01-31T09:13:11Z
Померла співачка та екскохана Міка Джаггера Маріанна Фейтфул
Комсомольская правда
2025-01-31T09:48:56Z
Відомо коли відбудеться Summer Game Fest 2025 – чого очікувати від найбільшої виставки року
24tv
2025-01-31T09:48:38Z
Іраклі Макацарія вдруге став батьком і показав новонароджену доньку
TSN
2025-01-31T09:36:53Z
«Ритуал» Адама Невілла: коли стародавні жахи прокидаються. Рецензія ITC.ua
ITC
2025-01-31T09:28:49Z
Секс-скандал у Карпенка-Карого: ще одного викладача звинуватили у неетичній поведінці
TSN
2025-01-31T09:06:43Z
"Де Інна?": "Холостяк" Олександр "Терен" пояснив, куди зник
Фокус
2025-01-31T08:42:50Z
Другий сезон Венздей: вийшов новий тизер
1News
2025-01-31T08:39:27Z
"Є людина, яку я люблю": Ольга Мартиновська натякнула на нові стосунки
GlavRed
2025-01-31T08:27:38Z
Стало відомо, коли вийде фінальний сезон серіалу "Гра в кальмара" на Netflix: дата прем'єри
24tv
2025-01-31T08:27:10Z
Підло обманюють: знаменита діджейка розповіла, як росіяни запрошують її на закриті вечірки
24tv
2025-01-31T09:54:23Z
Сили оборони Швеції вперше запустили власний військовий супутник
Европейская правда
2025-01-31T09:54:16Z
У Генштабі підтвердили ураження НПЗ у Волгоградській області
УкраинФорм
2025-01-31T09:54:15Z
Росіяни почали вербувати громадян Азербайджану для виробництва "Шахедів", – ЗМІ
24tv
2025-01-31T09:48:49Z
Хто з пенсіонерів може отримати майже тисячу гривень доплати у лютому: подробиці
TSN
2025-01-31T09:48:23Z
Уряд підтримав ініціативу Міноборони про «Пакунок пораненого»: що туди ввійде
УкраинФорм
2025-01-31T09:46:56Z
2024 року в Україні померло набагато більше людей, ніж народилося
Gazeta UA
2025-01-31T09:43:42Z
Китай будує військовий командний центр у 10 разів більший за Пентагон - FT
УкраинФорм
2025-01-31T09:30:47Z
Чернишов на зустрічах в Австрії порушив питання про можливість вивчення в школах української мови
УкраинФорм
2025-01-31T09:09:26Z
Звичка, яка після 60 років допомагає зберегти здоровий мозок
24tv
2025-01-31T09:06:45Z
Як прожити 100 років: чотири ключові фактори довголіття
TSN
2025-01-31T08:18:31Z
Проста гігієнічна процедура значно знижує ризик інсульту
24tv
2025-01-31T08:15:58Z
Здорове харчування для всієї родини: поради від лікарки
TSN
2025-01-31T06:36:36Z
Чи справді марихуана порушує памʼять
24tv
2025-01-31T06:03:14Z
Чому не можна казати "захисний імунітет": якої помилки варто уникати
GlavRed
2025-01-31T04:27:30Z
Як і коли пити льон для схуднення: ви маєте це знати
Gazeta UA
2025-01-31T02:12:39Z
Чи можуть мобілізувати чоловіка з хворими суглобами: список недуг, які звільняють від призову
Telegraf
2025-01-31T00:15:42Z
Мінветеранів розпочало проєкт «Простір турботи про ветерана»
УкраинФорм
2025-01-30T23:51:10Z
Четверта частина пенсіонерів України отримують до 3000 гривень на місяць
Фокус
2025-01-31T09:51:47Z
З України цьогоріч виїдуть близько 200 тисяч людей – НБУ
1News
2025-01-31T09:51:22Z
Усі податки за січень направили на фінансування безпеки України - Шмигаль
УкраинФорм
2025-01-31T09:48:29Z
Україна атакувала нафтопровід «Дружба» новим дроном – Forbes
ГЛАВКОМ NET
2025-01-31T09:48:11Z
В Україні зростає споживання електроенергії - назвали причину
УкраинФорм
2025-01-31T09:45:15Z
Цукерберг наляканий успіхом DeepSeek і обіцяє витратити сотні мільярдів на ШІ
24tv
2025-01-31T09:33:36Z
Агробізнес озвучив головні виклики 2025 року
AgroPortal
2025-01-31T09:30:33Z
В ЄС обговорюють відновлення поставок російського газу — FT
Хвиля
2025-01-31T09:30:16Z
Польща будує одну з найбільших морських вітрових електростанцій у світі
InternetUA
2025-01-31T09:28:01Z
Від $30 000: Tesla анонсувала нові дешеві електромобілі
AutoGeek
2025-01-31T09:33:20Z
Стартують продажі нового кросовера Hyundai за ціною 24 000 євро
ЗаРулем
2025-01-31T09:30:14Z
Прибуток Tesla впав на 70%: що пішло не так?
ITC
2025-01-31T09:28:27Z
Polestar показав зимові версії своїх електромобілів
AutoCentre
2025-01-31T09:16:12Z
Європейські моторні оливи: пошук флагмана для сучасних автомобілів
AutoCentre
2025-01-31T09:03:54Z
Alpine вивела на тести конкурента Porsche Macan
AutoCentre
2025-01-31T08:19:47Z
Кайфовий кросовер, або декілька днів з новим Peugeot e-2008
ЗаРулем
2025-01-31T08:03:39Z
На європейський ринок виходить британський конкурент Fabia і Sandero за 15 000 євро
Фокус
2025-01-31T07:51:31Z
Тріщина на лобовому склі авто: чи можуть позбавити водійських прав
ТСН
2025-01-31T07:48:13Z
ППО й ракет на £2 мільярди: уряд подав до Ради законопроєкт про ратифікацію угоди з Британією
УкраинФорм
2025-01-31T09:54:16Z
Україну відкинули на 100 років назад внаслідок війни, — Держсекретар США Рубіо
Фокус
2025-01-31T09:51:41Z
Мін'юст анулював зміни у керівництві Агенції оборонних закупівель
ГЛАВКОМ NET
2025-01-31T09:48:14Z
Штати в ОБСЄ: Путіну краще б почати мирні переговори, інакше посилимо тиск
УкраинФорм
2025-01-31T09:46:39Z
Партія німецької "подруги Путіна" хоче змінити назву
Европейская правда
2025-01-31T09:40:35Z
Цей конфлікт затягнувся, і його потрібно завершити, — держсекретар США Марко Рубіо
24tv
2025-01-31T09:39:50Z
ЗМІ: у НАТО готують пропозицію Трампу щодо Гренландії, щоб знизити напруженість
Европейская правда
2025-01-31T09:33:55Z
Орбан дуже прорахувався, заявивши про "дружбу" з Трампом: що пішло не так у їхніх стосунках
24tv
2025-01-31T09:33:28Z
Бундестаг проголосував за безкоштовну екстрену контрацепцію для жертв зґвалтування
Европейская правда
2025-01-31T09:28:24Z