MY.UAНовости
Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары
Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары

Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары

Украина хочет льготами и сырьем привлечь инвесторов для выпуска электромобилей и батарей к ним

Переход к зеленой экономике и климатической нейтральности потребует огромных инвестиций, приведет к росту и перераспределению спроса на металлы. В числе фаворитов спроса будут никель, кобальт, литий, медь и редкоземельные металлы. Первые три используются для производства аккумуляторов и накопителей энергии. Потребность в них в ближайшие годы вырастет в десятки раз. Сейчас в мире обостряется конкуренция за ресурсы. В них заинтересованы все: Европа, США и Азия.

Евроальянс

Если говорить о Европе, то здесь в октябре 2017 года специально был создан Европейский аккумуляторный альянс (European Battery Alliance – ЕВА). Цель проекта – создание замкнутой экосистемы в сфере аккумуляторов – от добычи сырья, проектирования и производства до их переработки. Таким образом Европа хочет исключить зависимость от других стран, в частности Китая.

«Евросоюз увидел, что они отстают от США и азиатских стран по ряду направлений инновационных технологий. И одна из них – это технология производства аккумуляторов. Европейцы понимают, что находятся в критической зависимости от внешних поставок ряда металлов, которые используются при производстве батарей и накопителей энергии. Поэтому они хотят это производить у себя и создавать для этого цепочки добавленной стоимости», – рассказывает Алексей Рябчин, советник вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, советник министра охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Успехи у ЕВА, безусловно, уже есть. Самый громкий из них – строительство первого европейского завода компании Tesla неподалеку от Берлина. Впрочем, новые производства строятся уже по всей Европе: к 2025 году должны появиться мощности по производству не менее 6 млн электромобилей в год. К этому проекту уже привлечены крупнейшие автогиганты и промышленные компании. В рамках ЕВА в ближайшие годы госфинансирование составит €2,9 млрд. Ожидается, что это позволит привлечь также и €9 млрд частных инвестиций.

При помощи евроинтеграции в этот альянс хочет вписаться и наша страна. Со стороны Украины к нему присоединилась Госслужба геологии и недр Украины (Госгеонедра). Наша страна и Евросоюз уже изучают возможности сотрудничества по производству аккумуляторов. Также ЕС дополнительно выделил на эту сферу техническую помощь на €800 тыс.

Украина имеет определенные возможности внедриться в производственные цепочки. Это позволит создать новые технологические производства и рабочие места.

«В этой цепи Украина может, учитывая имеющиеся и прогнозные запасы так называемых металлов будущего, занять несколько важных мест: от добычи сырья до производства концентратов и элементов аккумуляторных батарей. Это, в свою очередь, позволило бы привлечь инвестиции, технологии и европейских партнеров, создать новые точки роста национальной экономики, способствовало бы интеграции последней в европейские технологические и производственные системы», – рассказал в комментарии GMK Cеnter Роман Опимах, глава Госгеонедр.

При этом, как отмечает Алексей Рябчин, европейцы сами заинтересованы в участии Украины в этом проекте и уже обращались к нам, чтобы понять, какие украинские предприятия могут принять активное участие в European Battery Alliance.

«Пока мы видим, что Евросоюз рассматривает возможность использования украинского потенциала в добывающей отрасли, чтобы помочь ЕС построить свои конкурентоспособные производственные цепочки добавленной стоимости. Но наш интерес – чтобы такие цепочки добавленной стоимости были в Украине. Поэтому здесь есть большой вызов для власти: сможет ли она в таком партнерстве отстоять наш интерес? Мы заинтересованы в построении заводов с полным циклом производства на нашей территории. Ведь это не просто дает нам возможность быть поставщиком сырья в Европу, мы можем получить больше – рабочие места, высокие поступления и в конце положительные стимулы для экономики», – отмечает Георгий Попов, аналитик Национальной ассоциации добывающей промышленности Украины (НАДПУ).

Также Украина может участвовать в ЕВА в части зарядной инфраструктуры для электромобилей, где у нас есть неплохие исходные позиции. Благодаря льготным условиям ввоза рынок электромобилей в Украине с 2016 года развивался достаточно бодро. По данным ассоциации «Укравтопром», в 2019 году количество регистраций электромобилей составило 7,5 тыс.: в сегменте «легковушек» (7 тыс. ед.) оно выросло почти на треть, а коммерческих (530 ед.) – в полтора раза. Однако в прошлом году рынок немного снизился – на 1%, до 7,45 тыс. ед.

Из минусов: электромобилей еще крайне мало на фоне общего объема новых регистраций (в 2019-2020 гг. – 88,5 и 85,5 тыс. соответственно) и всего автопарка (всего немногим больше 25 тыс. электрокаров на фоне 10,2 млн единиц всех транспортных средств), примерно 90-95% ввозимых электромобилей – подержанные.

По оценкам агентства Bloomberg, уже к 2040 году доля электромобилей составит 57% от общего числа мировых продаж легковых авто. При этом, по оценкам банка UBS, стоимость производства электрокаров и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к 2024 году сравняется.

В дальнейшем в рамках Национальной транспортной стратегии до 2030 года запланировано полностью перевести весь городской общественный транспорт на электротягу и создать соответствующую инфраструктуру. Кроме того, Мининфраструктуры совместно с бизнесом работают над новой концепцией развития электромобильности с целью создания условий для производства отечественных электромобилей.

Кроме того, Украина также может принять участие в работе Европейского сырьевого альянса (ERMA), который работает по принципу ЕВА, но создан с целью обеспечения стратегическими материалами европейской безуглеродной экономики.

Литиевая туманность

Первым шагом Украины стала презентация ряда инвестиционных предложений по добыче «металлов будущего», в том числе и лития. Собственно, основой украинских амбиций является то, что наша страна имеет наибольшие залежи лития на европейском континенте.

Месторождения лития расположены в Кировоградской («Полоховское» и участок «Добрый»), Донецкой («Шевченковское») и Запорожской (участок «Крутая балка») областях. На данный момент ни на одном из них не ведется фактическая добыча. Объем их запасов – гостайна. По некоторым оценкам, на Шевченковском месторождении запасы составляют около 14 млн т.

«У нас есть два месторождения с подтвержденными запасами, и есть несколько потенциальных площадок с хорошей ресурсной базой. Но действующая лицензия на добычу лития выдана всего одна. Насколько я понимаю, уже было проведено бурение и идет оценка по международным классификациям тех ресурсов и запасов, которые нашли. А все остальное – это участки, которые требуют больших инвестиций, свыше $100 млн. Помимо инвестиций, необходимы современные технологии, которых в Украине нет. Запуск подобных проектов требует сотрудничества с иностранными партнерами, которые обладают и технологиями, и опытом добычи таких ресурсов. Я сомневаюсь, что такие проекты могут быть реализованы исключительно внутренними силами», – рассказал ранее Роман Опимах в интервью GMK Center.

В 2017-2018 гг. спецразрешения на добычу лития получили компании «Петро-Консалтинг» («Шевченковское») и «Укрлитийдобыча» («Полоховское»). Собственных средств на разработку у компаний было недостаточно: они планировали привлечь иностранных партнеров. Однако государство захотело отозвать спецразрешение на Шевченковское месторождение, но дело перешло в плоскость взаимоисключающих решений разных судов. Таким образом, Госгеонедр при прочих равных условиях хочет продать спецразрешения на месторождение «Шевченковское» и участки «Добрый» и «Крутая балка».

«У нас может быть конкурентное преимущество по сравнению с африканскими странами, где литий добывается без этических (например, использование детского труда) и экологических стандартов. Да, это будет дороже по себестоимости, но европейский потребитель – заводы Mercedes, BMW, Volkswagen – готовы платить дороже за товары, которые произведены с соблюдением всех стандартов, чтобы избегать репутационных издержек», – отмечает Алексей Рябчин.

Что касается других важных металлов, то у нас в стране также есть запасы никеля, кобальта и марганца, которые используются при производстве аккумуляторов. Месторождения никеля и кобальта расположены в Кировоградской и Днепропетровской областях. Запасы составляют: никеля – 215 тыс. т (12 месторождений), кобальта – 8,8 тыс. т (11 месторождений). Нужно отметить, что в разных источниках цифры объема запасов могут существенно разниться.

Главная проблема состоит в том, что активная разработка указанных запасов не ведется. Эти месторождения были разведаны еще во времена СССР, и их разработка тогда была признана экономически неэффективной из-за низкого содержания металлов в руде. Например, Побужский ферроникелевый комбинат (Кировоградская обл.) импортирует руду из Гватемалы.

Лишь по марганцевым рудам ситуация другая – их добыча реально осуществляется. Украина занимает первое место в мире по подтвержденным запасам марганца и второе место по объему общих запасов.

Примечателен другой факт. Одним из «металлов будущего» является титан. В отличие от лития, ильменитовая руда (сырье для титана) уже добывается в Украине, также есть и производственные мощности. На усилия государства по участию в международных цепочках поставок хорошо ложится идея создания госхолдинга, который мог бы включать имеющиеся в собственности государства активы: Запорожский титаномагниевый комбинат, «Сумыхимпром», а также сырьевую Объединенную горно-химическую компанию (ОГХК). Но власти выставили ОГХК на приватизацию. Без сырья ценность других предприятий резко снижается. Равно как и гибнет идея титанового госхолдинга, над которой думает Минстратегпром.

Завод батареек

На литиевом базисе украинские чиновники уже предложили ЕС построить в Украине завод по производству аккумуляторов для электромобилей и верифицировать украинские данные о месторождениях и запасах критически важных металлов. На вторую цель Украина хочет привлечь у ЕБРР кредит в размере €200 млн.

Самой распространенной перезаряжаемой автомобильной батареей является литийионный аккумулятор. По словам Владимира Хмурича, СЕО индустриального парка «Белая Церковь», для создания крупного промышленного производства литийионных аккумуляторов необходимо выполнить четыре условия:

1.Иметь подтвержденные запасы полезных ископаемых.
2.Создать современную материально-техническую базу и построить развитую инфраструктуру.
3.Обладать технологией производства и обучить кадры.
4.Наладить цепочки поставок, которые будут охватывать рынок сбыта.

«На сегодняшний день в Украине выполнено только одно условие. Есть разведанные запасы лития – самые большие в Европе, примерно 500 тыс. т. Также есть подтвержденные запасы других полезных ископаемых, необходимых для производства аккумуляторов – никеля, кобальта, марганца», – добавляет Владимир Хмурич.

В Украине есть заводы по производству автомобильных аккумуляторов. Они расположены в Донецкой, Днепропетровской, Херсонской и Хмельницкой областях. У них есть своя номенклатура торговых марок, востребованных на региональном рынке.

«Но это категория аккумуляторов для двигателей внутреннего сгорания, и объемы выпуска продукции этими заводами несопоставимы с проектной мощностью гигафабрик, которые строятся в Германии, Франции, Польше, Венгрии. Совокупно, в странах ЕС в 2021-2022 гг. должны быть реализованы восемь проектов с расчетной годовой производственной мощностью до 117 ГВт·ч. Эти проекты должны обеспечить потребность внутреннего европейского рынка электрокаров и создать площадку для формирования экспортного потенциала. В числе этих восьми инвестиционных проектов Украина не упоминается», – говорит СЕО индустриального парка «Белая Церковь».

Сильной стороной фабрик по производству литийионных аккумуляторов, которые строятся в странах ЕС является технология производства, техническая оснащенность, близость рынков сбыта и кадровый состав. Фабрики могут нанимать инженеров, которые работали в то же городе на заводах ДВС. Слабой стороной фабрик является их равноудаленность от источников сырья. Объемы производства будут зависит от поставок лития, никеля, кобальта, марганца.

«Сейчас Украина интересна европейским производителям как источник этого сырья. Обсуждаются проекты по верификации запасов месторождений полезных ископаемых. В эти проекты ЕС готов инвестировать и расширять программу технической поддержки добывающей отрасли. Для Украины это означает, что основная часть добавочной стоимости при производстве автомобильных аккумуляторов будет создаваться за ее пределами, например, на перерабатывающих заводах в Бельгии, Финляндии, Норвегии. При таком сценарии мало шансов извлечь максимальную экономическую выгоду от тех полезных ископаемых, которыми Украина обладает в достатке», – подчеркивает Владимир Хмурич.

Ранее было запланировано, что Всемирный банк проведет исследование инфраструктуры общественного электротранспорта в Украине, одним из вопросов должно было стать изучение потенциальной роли Украины в цепочке создания аккумуляторов в Европе. Отчет ожидался к концу июня 2021 года.

Мечта о Tesla

Также Украина хочет привлечь инвесторов для строительства завода по выпуску электромобилей. Крупные индустриальные инвесторы сейчас приходят только в случае предоставления очень существенных льгот. Производитель электрокаров Tesla, приход которой для любой страны является вожделенной мечтой, по сути требует налоговые и другие льготы. И она их получает. Компания уже получила несколько налоговых льгот по $1 млрд при строительстве своих объектов в США. Уже в рамках ЕВА Tesla получит €1 млрд субсидий от Германии на строительство завода по производству аккумуляторных батарей под Берлином. Также и Индия предлагает компании большие стимулы для создания завода по производству электромобилей.

По данным исследования Securing America’s Future Energy (SAFE), в следующие 5-10 лет мировые автопроизводители вложат $300 млрд в разработку и производство электромобилей. Половина этих расходов придется на Китай.

И Украина уже предпринимает реальные шаги по созданию стимулов для развития производства электротранспорта в стране. Речь идет об освобождении от НДС и ввозной пошлины с 2021 до 2028 года оборудования и комплектующих для производства электротранспорта (легковые авто, электробусы, электрогрузовики и спецавто). Также предлагается до конца 2033 года освободить от уплаты налога на прибыль предприятия электротехнической промышленности, реализующие электродвигатели для транспорта (за исключением троллейбусов), литийионные аккумуляторы, зарядные устройства, а также предприятия автопрома, реализующие электрокары собственного производства.

«Украина имеет реальные шансы быть выбранной для строительства следующей гигафабрики по производству электромобилей на Житомирщине или «нанофермы» по производству энергохранилищ под Кривым Рогом», – уверен Роман Опимах.

В сентябре прошлого года Верховная Рада в первом чтении приняла соответствующие законопроекты о внесении изменений в Налоговый (№3476) и Таможенный (№3477) кодексы.

«С учетом преимуществ, полученных в рамках зоны свободной торговли с ЕС, Украина может стать ведущей площадкой для производства электротранспорта, комплектующих к нему для европейского авторынка», – говорится в пояснительной записке к законопроекту №3476.

Оба документа включены в повестку текущей сессии парламента. Вероятность принятия законопроектов в целом крайне высока, так как в первом чтении каждый из документов получил более 300 голосов народных депутатов.

«Украина может стать площадкой для построения таких заводов – убеждена, что технологический потенциал у нас есть, насколько я понимаю. Коронавирус сейчас создал толчок к de-shoring как противовес off-shoring. То есть идея перемещения производств ближе к «дому». Очевидно, что Украина гораздо ближе и дешевле», – считает Вероника Мовчан, директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций.

Свет аккумулятора

Диалог об участии Украины в аккумуляторном альянсе, по сути, только начинается. Скоро в Украину запланирован визит представителей Еврокомиссии на самом высоком уровне как раз по этому вопросу.

«У нас есть очень много интересных проектов, связанных с аккумуляцией энергии на наших электростанциях, например накопители на станциях «Укргидроэнерго». Также готовится к запуску первый накопитель энергии в Запорожье от ДТЭК», – отмечает Алексей Рябчин.

Для реализации участия Украины в ЕВА нужны совместные усилия государственных институтов и бизнеса. И роль бизнеса тут даже важнее, чем государства. В этот альянс уже вступил ряд частных компаний.

«Финансовых возможностей государства недостаточно для соответствующих работ по изучению, верификации, георазведке, добыче и обогащению сырьевых ресурсов. И здесь основная роль должна быть за частным украинским и зарубежным бизнесом с точки зрения инвестиций, технологий и создание цепей поставок. Именно для того, чтобы предоставить бизнесу соответствующий стимул и определенные гарантии и создается формат стратегического партнерства в сфере стратегических сырьевых ресурсов между Украиной и ЕС в рамках углубления сотрудничества в формате Соглашения об ассоциации», – подчеркивает Роман Опимах.

Официальные лица говорят, что наша страна может рассчитывать на финансовую помощь ЕС для проведения зеленой трансформации.

«Да, и это будет предметом нашего следующего официального диалога с Еврокомиссией, который произойдет через месяц. Более того, ЕС уже сейчас формирует так называемый бюджет зеленой трансформации, часть которого будет направлена на зеленую трансформацию стран соседства. Сегодня мы понимаем, что это будет не менее €19 млрд в ближайшие 3-4 года. Объем и возможности доступа к соответствующим финансовых ресурсов кредитных, международных, будут зависеть от того, как мы внутри страны выстроим этот процесс», – заявила недавно Ольга Стефанишина, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.

Ключевой риск – это инвестиционный климат в стране. Вернее – его почти полное отсутствие.

«Украина очень привлекательна с позиции наличия ресурсов, но мы слабые – в регуляторной среде и стимулах для бизнеса. Пока все складывается не в нашу пользу, и очевидно, что Украина сейчас привлекательна, как поставщик сырья. Однако мы можем работать с инвестором, разговаривать и предлагать ему привлекательные стартовые условия. Мы имеем определенный успех в этом, связанный с принятием закона об «инвестнянях». Дальше – дело за участниками переговоров и тем, готовы ли представители Украины в этих переговорах выступать с позиции отстаивания наших интересов», – подчеркивает Георгий Попов.

По словам Алексея Рябчина, инвесторам нужны гарантии, работающие законы и суды, эффективное государственно-частное партнерство. Например, если инвестор финансирует добычу и переработку лития, то государство обеспечивает инфраструктуру (логистика, энергоподключение и др.). Например, ранее компания «Петро-Консалтинг» оценивала необходимые инвестиции в Шевченковское литиевое месторождение в более чем $120 млн. Они включают инфраструктуру – 40 км энерголинии, 20 км газопровода, 35 км ж/д ветки и др., строительство шахты глубиной не менее 500 м и обогатительной фабрики.

Следует отметить, что в канву реализации подобных проектов хорошо ложится принятие закона «О господдержке инвестпроектов со значительными инвестициями» и двух сопутствующих законов. Согласно этим документам проекты с инвестициями не менее €20 млн в сфере добычи и обогащения полезных ископаемых (кроме угля, нефти и газа) получат определенные налоговые льготы.

В данных условиях важно показать ЕС конструктивные предложения и реальные проекты, а не просто страстное желание поучаствовать в «освоении» бюджета и грантов на производство аккумуляторов и зеленую трансформацию. В обратном случае Украина окажется «вечно перспективной», но никогда не реализующей свои возможности и потенциал.

В целом для запуска «аккумуляторных» месторождений нужно провести дополнительную георазведку и посчитать экономическую целесообразность их разработки, решить вопросы в судах и с местными общинами (любые виды добычи у них восторга не вызывают) и подождать не менее 5-7 лет пока привлеченный инвестор сможет начать фактическую работу. Немного быстрее может решиться вопрос со строительством завода электрокаров. Перспективы, мягко говоря, небыстрые и в наших условиях отнюдь не 100-процентные.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
"Не волнуюсь, что меня предадут": экс-жена Сасанчина рассказала о новых отношениях и намекнула на причину развода
Апостроф
2025-11-03T12:06:33Z
Кинофестиваль "Молодость" объявил победителей: какие награды завоевали украинцы
Апостроф
2025-11-03T12:00:15Z
«Холостяк-14»: кого Тарас Цымбалюк отправил домой в третьем выпуске
Comments UA
2025-11-03T11:45:10Z
Участница "Холостяка-13" выходит замуж: бойфренд с размахом сделал ей предложение
TSN
2025-11-03T11:09:30Z
Известный актер-воин разводится с женой: "Были сложности"
Фокус
2025-11-03T10:27:58Z
"Люблю и ненавижу": Ирина Билык рассказала, какие у нее отношения с Коляденко
Фокус
2025-11-03T10:18:57Z
"Это должно тебя греть, наполнять": Екатерина Кузнецова заговорила об отношениях после расставания с любимым
Апостроф
2025-11-03T09:27:10Z
Андрей Бедняков раскрыл правду об "Орле и Решке": был ли сценарий и как работает "золотая карта"
TSN
2025-11-03T09:18:23Z
Лесю Подервянскому 73 года: чем известен украинский драматург с острым стилем
Фокус
2025-11-03T09:12:38Z
Мошенничество «под честное слово»: на чем теряют деньги инвесторы в Грузии
Новости Украины
2025-11-03T12:21:30Z
ЕС 4 ноября утвердит пятый транш финансирования Украины в рамках Ukraine Facility
Европейская правда
2025-11-03T12:21:26Z
Прогнозировать графики отключений на неделю пока невозможно – «Госэнергонадзор»
Апостроф
2025-11-03T12:12:55Z
В Молдове запустят "депозиты" за жестяные банки от напитков, как в ЕС
Европейская правда
2025-11-03T12:12:54Z
Западные нефтяные компании вышли на новый уровень прибыли после ударов по российским НПЗ
ZN UA
2025-11-03T11:33:46Z
Зеленский подписал евроинтеграционный закон для контроля в аграрном секторе
Европейская правда
2025-11-03T11:00:36Z
В Украине изменились цены на овощи и фрукты: что подорожало, а что подешевело за неделю
TSN
2025-11-03T10:36:07Z
Новый алгоритм выплат: украинцы получат больше денег
Знай
2025-11-03T10:12:47Z
Проверьте сбережения: какие купюры евро начали изымать из обращения, что делать владельцам
Новости Украины
2025-11-03T09:45:21Z
Генсек партии Мерца недоволен приездом молодых украинцев в Германию
Европейская правда
2025-11-03T12:21:45Z
Известный телеведущий цинично поступил со своим российским паспортом и поразил методом: детали
Comments UA
2025-11-03T12:21:40Z
СМИ: Британия предоставила Украине больше ракет Storm Shadow для ударов по РФ
Европейская правда
2025-11-03T12:21:16Z
Появился уникальный шанс делегитимизации Путина в России: детали
Comments UA
2025-11-03T12:09:06Z
На безопасности России окончательно поставлен крест: стало известно о коренной смене войны
Comments UA
2025-11-03T12:03:54Z
Позиция КНР по вопросам глобального управления
Хвиля
2025-11-03T11:57:55Z
В Беларуси снова заговорили, что готовы развернуть своих "миротворцев" в Украине
Украинская правда
2025-11-03T11:54:31Z
Россияне в отчаянии: решения Кремля привели к шокирующим последствиям
Comments UA
2025-11-03T11:36:02Z
Вице-канцлер Германии призывает прекратить весь импорт стали из России
Европейская правда
2025-11-03T11:30:53Z
В центре Рима обрушилась историческая башня: есть пострадавшие
Европейская правда
2025-11-03T12:19:27Z
В Хмельницком пьяный водитель сбил двух подростков на пешеходном переходе
Апостроф
2025-11-03T11:54:29Z
На Львовщине трое подростков пострадали от взрыва неизвестного предмета: подробности
TSN
2025-11-03T11:27:25Z
Вблизи Львова взорвался неизвестный предмет: пострадали подростки
ZN UA
2025-11-03T11:16:36Z
В Англии сошел с рельсов поезд, перебои в движении ожидают на несколько дней
Европейская правда
2025-11-03T10:55:23Z
В Днепре раздавались мощные взрывы: враг ударил баллистикой
Comments UA
2025-11-03T08:36:05Z
В Николаеве атакован супермаркет, в области - энергетика: повреждены СТО, автомобиль и дом
Новости Украины
2025-11-03T08:27:10Z
В Чехии останавливали движение десятков поездов из-за кражи кабелей
Европейская правда
2025-11-03T08:15:44Z
Россияне атаковали дронами Николаев: в городе возник пожар
UAToday
2025-11-03T08:15:05Z
С какими болезнями не заберут в армию в 2025 году: полный список диагнозов
UAToday
2025-11-03T12:21:11Z
Бесплатные продукты для ВПЛ и пенсионеров в Запорожье: что нужно знать о гуманитарной помощи для украинцев
Политека
2025-11-03T12:00:33Z
Требовал деньги у украинских работников: в Финляндии оштрафовали профессора университета из Одессы
Апостроф
2025-11-03T11:27:50Z
Джей Ди Вэнс оделся как вирусный мем о себе на Хэллоуин
Comments UA
2025-11-03T11:15:23Z
Застойный порядок и конец восходящих держав
Хвиля
2025-11-03T11:03:52Z
Учительница пришла на работу в кожаных штанах и спровоцировала спор о "приличии"
Фокус
2025-11-03T11:00:15Z
Когда отмечают День ракетных войск и артиллерии Украины: что нужно знать о празднике
Апостроф
2025-11-03T10:54:57Z
Министр обороны Бельгии о вторжении дронов: похоже на шпионскую операцию
Европейская правда
2025-11-03T10:36:59Z
По состоянию на конец октября 2025 года в ЕРД зафиксировано более 2 миллионов неуплаченных штрафов
Апостроф
2025-11-03T10:21:28Z
"Опасен для пожилых людей": врач рассказала о симптомах нового штамма COVID-19 "Stratus"
Фокус
2025-11-03T12:21:30Z
Выбросьте срочно без колебаний: названо наиболее опасное для употребления масло
Comments UA
2025-11-03T12:15:01Z
Прага столкнулась с худшей эпидемией гепатита А за последние десятилетия
Европейская правда
2025-11-03T12:06:58Z
Многие люди умирают во время мастурбации: судмедэксперт раскрыл детали
Comments UA
2025-11-03T11:39:50Z
Простые тренировки защитят от рака: это нужно делать каждому
Comments UA
2025-11-03T11:09:14Z
Минтай или хек: какая рыба вкуснее и полезнее для здоровья — ответ экспертов
TSN
2025-11-03T11:09:03Z
Детали имеют большое значение: названа соль, которая наиболее полезна для здоровья
Comments UA
2025-11-03T08:06:54Z
Этот напиток станет настоящим спасением от последствий малоподвижности: о чем идет речь
Comments UA
2025-11-03T07:06:07Z
Онкология и бесплодие ближе, чем считалось: медики шокировали заявлением о посуде
Comments UA
2025-11-03T06:15:44Z
Renault выпустит дешевого конкурента Skoda Octavia: первые подробности
Фокус
2025-11-03T10:21:50Z
Что делать в случае ДТП за границей: практические советы для украинцев
Знай
2025-11-02T18:51:42Z
Лучшие автомобили 2025 года для украинцев: бюджетные, легкие в ремонте и долговечные
Фокус
2025-11-02T09:36:53Z
Водителей заставят платить: чем грозит езда без страховки
Хвиля
2025-11-02T09:15:30Z
Honda представила свой "ключевой" электрокроссовер
Корреспондент
2025-10-31T19:39:19Z
Тест-драйв нового Ford Tourneo Courier: для семьи и бизнеса
Фокус
2025-10-31T12:00:40Z
Названы лучшие авто года в Европе — это электрокары и кроссоверы
Фокус
2025-10-31T11:12:53Z
Штрафа за пьяную езду можно избежать: водителям объяснили "правовую коллизию"
Хвиля
2025-10-31T11:12:19Z
Леклер: После Гран-при Мексики у Феррари сохраняются шансы быть вторыми
Корреспондент
2025-10-30T20:51:18Z
Российский удар по Павлограду уничтожил склады Flint, Chipster's и Big Bob
Comments UA
2025-11-03T12:06:03Z
Украину накроют дожди
Украинская правда
2025-11-03T11:57:46Z
Россияне атакуют практически весь транспорт, что следует в Покровск — видео
ZN UA
2025-11-03T11:57:39Z
Россия готовит решающий штурм Покровска: безумный приказ Путина
Comments UA
2025-11-03T11:57:00Z
В Покровске идет зачистка от россиян. Врага фиксируют на подступах к Мирнограду – видео
Лига
2025-11-03T11:48:55Z
В Днепре погиб местный "Форест Гамп": Филатов прокомментировал эту трагедию
Comments UA
2025-11-03T11:45:58Z
Россияне, проникшие в Покровск, пытаются там обустроиться
Comments UA
2025-11-03T11:33:52Z
Происшествия краснокнижных великанов: на Житомирщине гулявших по селу зубров перегнали пешком 27 километров ради спасения
Знай
2025-11-03T11:21:58Z
Почему бойцам не дают команды отходить из Покровска: что происходит
Comments UA
2025-11-03T11:21:29Z
Одного кусочка будет мало: Владимир Ярославский рассказал, как приготовить особенный шоколадный торт
Апостроф
2025-11-03T11:33:06Z
Как сделать драники воздушными: неожиданный рецепт с дрожжами, превращающий картофель в оладьи
TSN
2025-11-03T11:09:49Z
Как варить пельмени, чтобы начинка оставалась сочной: к чему здесь холодная вода
TSN
2025-11-03T10:36:58Z
Женщина забронировала место на рейсе American Airlines: в аэропорту ее ждал "самолет на колесах"
Фокус
2025-11-03T10:21:43Z
Нормально ли спать 5 часов в сутки и почему человеку этого достаточно: ученые назвали причины
UAToday
2025-11-03T10:03:34Z
Многослойный салат с тунцем: рецепт, который спасет, когда гости уже на пороге
Знай
2025-11-03T09:51:20Z
Опасные мифы о животных: какие методы могут стоить любимцу жизни
Знай
2025-11-03T08:51:43Z
Капроновые колготки больше не порвутся: лайфхак с кипячением и заморозкой - работает ли
Знай
2025-11-03T07:51:15Z
Дали и накликали беду: 8 вещей, которые нельзя дарить и принимать, если не хотите впустить несчастье в жизнь
Знай
2025-11-03T06:51:43Z
На Солнце появилась гигантская дыра: Землю накроют магнитные бури
ZN UA
2025-11-03T12:18:03Z
"Это кошмар": 4000 зеркал, летающих вокруг Земли, добудут солнечную энергию даже ночью
Фокус
2025-11-03T12:00:01Z
Международная космическая станция упадет на Землю: известно куда именно
Фокус
2025-11-03T11:57:43Z
Сломалось более 135 000 солнечных панелей: на Тайване решили важную проблему
Фокус
2025-11-03T11:51:20Z
Cнег на солнечных панелях дает странный эффект: что удалось выяснить ученым
Фокус
2025-11-03T11:21:17Z
Многие неправильно принимают пенную ванну: ученые говорят, что все дело в тайминге
Фокус
2025-11-03T10:42:30Z
"Сделано в Украине": WSJ узнал, как производители дронов привлекают миллионы из Запада
Новости Украины
2025-11-03T10:00:32Z
Межзвездный объект 3I/ATLAS изменился под действием "невидимой" космической силы
Фокус
2025-11-03T09:57:31Z
Подводная капсула на глубине 50 метров сделает людей "водным видом"
Фокус
2025-11-03T09:45:40Z
Довбик один раз коснулся мяча в матче "Ромы" в Серии А
ZN UA
2025-11-03T11:33:50Z
Шовковский остался недоволен судейством в матче против "Шахтера"
ZN UA
2025-11-03T09:15:08Z
В Белграде прошла новая волна протестов, задержаны 37 человек, в том числе баскетболист
Комсомольская правда
2025-11-03T07:28:12Z
Украинские футболисты обменялись голами в результативном матче в Польше
ZN UA
2025-11-02T14:42:25Z
Роман Быков и харьковские чиновники использовали Федерацию регби для вывоза мужчин и присвоения бюджетных средств
Знай
2025-11-02T07:21:55Z
Фанат "Реала" умер после промаха Мбаппе в матче против "Барселоны"
ZN UA
2025-11-01T20:15:47Z
Нове з’єднання «Інтерпайпу» для вдвічі швидшого спуску вже використовують на газових свердловинах України
AgroNews
2025-11-01T18:18:05Z
Украинский футболист ПСЖ Забарный объяснил, почему всегда играет с перемотанной рукой
ZN UA
2025-11-01T09:28:01Z
СМИ показали новую форму сборной Украины по футболу
ZN UA
2025-11-01T09:00:59Z