MY.UAНовости
Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары
Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары

Огонь батарей: сможет ли Украина выпускать аккумуляторы и электрокары

Украина хочет льготами и сырьем привлечь инвесторов для выпуска электромобилей и батарей к ним

Переход к зеленой экономике и климатической нейтральности потребует огромных инвестиций, приведет к росту и перераспределению спроса на металлы. В числе фаворитов спроса будут никель, кобальт, литий, медь и редкоземельные металлы. Первые три используются для производства аккумуляторов и накопителей энергии. Потребность в них в ближайшие годы вырастет в десятки раз. Сейчас в мире обостряется конкуренция за ресурсы. В них заинтересованы все: Европа, США и Азия.

Евроальянс

Если говорить о Европе, то здесь в октябре 2017 года специально был создан Европейский аккумуляторный альянс (European Battery Alliance – ЕВА). Цель проекта – создание замкнутой экосистемы в сфере аккумуляторов – от добычи сырья, проектирования и производства до их переработки. Таким образом Европа хочет исключить зависимость от других стран, в частности Китая.

«Евросоюз увидел, что они отстают от США и азиатских стран по ряду направлений инновационных технологий. И одна из них – это технология производства аккумуляторов. Европейцы понимают, что находятся в критической зависимости от внешних поставок ряда металлов, которые используются при производстве батарей и накопителей энергии. Поэтому они хотят это производить у себя и создавать для этого цепочки добавленной стоимости», – рассказывает Алексей Рябчин, советник вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, советник министра охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Успехи у ЕВА, безусловно, уже есть. Самый громкий из них – строительство первого европейского завода компании Tesla неподалеку от Берлина. Впрочем, новые производства строятся уже по всей Европе: к 2025 году должны появиться мощности по производству не менее 6 млн электромобилей в год. К этому проекту уже привлечены крупнейшие автогиганты и промышленные компании. В рамках ЕВА в ближайшие годы госфинансирование составит €2,9 млрд. Ожидается, что это позволит привлечь также и €9 млрд частных инвестиций.

При помощи евроинтеграции в этот альянс хочет вписаться и наша страна. Со стороны Украины к нему присоединилась Госслужба геологии и недр Украины (Госгеонедра). Наша страна и Евросоюз уже изучают возможности сотрудничества по производству аккумуляторов. Также ЕС дополнительно выделил на эту сферу техническую помощь на €800 тыс.

Украина имеет определенные возможности внедриться в производственные цепочки. Это позволит создать новые технологические производства и рабочие места.

«В этой цепи Украина может, учитывая имеющиеся и прогнозные запасы так называемых металлов будущего, занять несколько важных мест: от добычи сырья до производства концентратов и элементов аккумуляторных батарей. Это, в свою очередь, позволило бы привлечь инвестиции, технологии и европейских партнеров, создать новые точки роста национальной экономики, способствовало бы интеграции последней в европейские технологические и производственные системы», – рассказал в комментарии GMK Cеnter Роман Опимах, глава Госгеонедр.

При этом, как отмечает Алексей Рябчин, европейцы сами заинтересованы в участии Украины в этом проекте и уже обращались к нам, чтобы понять, какие украинские предприятия могут принять активное участие в European Battery Alliance.

«Пока мы видим, что Евросоюз рассматривает возможность использования украинского потенциала в добывающей отрасли, чтобы помочь ЕС построить свои конкурентоспособные производственные цепочки добавленной стоимости. Но наш интерес – чтобы такие цепочки добавленной стоимости были в Украине. Поэтому здесь есть большой вызов для власти: сможет ли она в таком партнерстве отстоять наш интерес? Мы заинтересованы в построении заводов с полным циклом производства на нашей территории. Ведь это не просто дает нам возможность быть поставщиком сырья в Европу, мы можем получить больше – рабочие места, высокие поступления и в конце положительные стимулы для экономики», – отмечает Георгий Попов, аналитик Национальной ассоциации добывающей промышленности Украины (НАДПУ).

Также Украина может участвовать в ЕВА в части зарядной инфраструктуры для электромобилей, где у нас есть неплохие исходные позиции. Благодаря льготным условиям ввоза рынок электромобилей в Украине с 2016 года развивался достаточно бодро. По данным ассоциации «Укравтопром», в 2019 году количество регистраций электромобилей составило 7,5 тыс.: в сегменте «легковушек» (7 тыс. ед.) оно выросло почти на треть, а коммерческих (530 ед.) – в полтора раза. Однако в прошлом году рынок немного снизился – на 1%, до 7,45 тыс. ед.

Из минусов: электромобилей еще крайне мало на фоне общего объема новых регистраций (в 2019-2020 гг. – 88,5 и 85,5 тыс. соответственно) и всего автопарка (всего немногим больше 25 тыс. электрокаров на фоне 10,2 млн единиц всех транспортных средств), примерно 90-95% ввозимых электромобилей – подержанные.

По оценкам агентства Bloomberg, уже к 2040 году доля электромобилей составит 57% от общего числа мировых продаж легковых авто. При этом, по оценкам банка UBS, стоимость производства электрокаров и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к 2024 году сравняется.

В дальнейшем в рамках Национальной транспортной стратегии до 2030 года запланировано полностью перевести весь городской общественный транспорт на электротягу и создать соответствующую инфраструктуру. Кроме того, Мининфраструктуры совместно с бизнесом работают над новой концепцией развития электромобильности с целью создания условий для производства отечественных электромобилей.

Кроме того, Украина также может принять участие в работе Европейского сырьевого альянса (ERMA), который работает по принципу ЕВА, но создан с целью обеспечения стратегическими материалами европейской безуглеродной экономики.

Литиевая туманность

Первым шагом Украины стала презентация ряда инвестиционных предложений по добыче «металлов будущего», в том числе и лития. Собственно, основой украинских амбиций является то, что наша страна имеет наибольшие залежи лития на европейском континенте.

Месторождения лития расположены в Кировоградской («Полоховское» и участок «Добрый»), Донецкой («Шевченковское») и Запорожской (участок «Крутая балка») областях. На данный момент ни на одном из них не ведется фактическая добыча. Объем их запасов – гостайна. По некоторым оценкам, на Шевченковском месторождении запасы составляют около 14 млн т.

«У нас есть два месторождения с подтвержденными запасами, и есть несколько потенциальных площадок с хорошей ресурсной базой. Но действующая лицензия на добычу лития выдана всего одна. Насколько я понимаю, уже было проведено бурение и идет оценка по международным классификациям тех ресурсов и запасов, которые нашли. А все остальное – это участки, которые требуют больших инвестиций, свыше $100 млн. Помимо инвестиций, необходимы современные технологии, которых в Украине нет. Запуск подобных проектов требует сотрудничества с иностранными партнерами, которые обладают и технологиями, и опытом добычи таких ресурсов. Я сомневаюсь, что такие проекты могут быть реализованы исключительно внутренними силами», – рассказал ранее Роман Опимах в интервью GMK Center.

В 2017-2018 гг. спецразрешения на добычу лития получили компании «Петро-Консалтинг» («Шевченковское») и «Укрлитийдобыча» («Полоховское»). Собственных средств на разработку у компаний было недостаточно: они планировали привлечь иностранных партнеров. Однако государство захотело отозвать спецразрешение на Шевченковское месторождение, но дело перешло в плоскость взаимоисключающих решений разных судов. Таким образом, Госгеонедр при прочих равных условиях хочет продать спецразрешения на месторождение «Шевченковское» и участки «Добрый» и «Крутая балка».

«У нас может быть конкурентное преимущество по сравнению с африканскими странами, где литий добывается без этических (например, использование детского труда) и экологических стандартов. Да, это будет дороже по себестоимости, но европейский потребитель – заводы Mercedes, BMW, Volkswagen – готовы платить дороже за товары, которые произведены с соблюдением всех стандартов, чтобы избегать репутационных издержек», – отмечает Алексей Рябчин.

Что касается других важных металлов, то у нас в стране также есть запасы никеля, кобальта и марганца, которые используются при производстве аккумуляторов. Месторождения никеля и кобальта расположены в Кировоградской и Днепропетровской областях. Запасы составляют: никеля – 215 тыс. т (12 месторождений), кобальта – 8,8 тыс. т (11 месторождений). Нужно отметить, что в разных источниках цифры объема запасов могут существенно разниться.

Главная проблема состоит в том, что активная разработка указанных запасов не ведется. Эти месторождения были разведаны еще во времена СССР, и их разработка тогда была признана экономически неэффективной из-за низкого содержания металлов в руде. Например, Побужский ферроникелевый комбинат (Кировоградская обл.) импортирует руду из Гватемалы.

Лишь по марганцевым рудам ситуация другая – их добыча реально осуществляется. Украина занимает первое место в мире по подтвержденным запасам марганца и второе место по объему общих запасов.

Примечателен другой факт. Одним из «металлов будущего» является титан. В отличие от лития, ильменитовая руда (сырье для титана) уже добывается в Украине, также есть и производственные мощности. На усилия государства по участию в международных цепочках поставок хорошо ложится идея создания госхолдинга, который мог бы включать имеющиеся в собственности государства активы: Запорожский титаномагниевый комбинат, «Сумыхимпром», а также сырьевую Объединенную горно-химическую компанию (ОГХК). Но власти выставили ОГХК на приватизацию. Без сырья ценность других предприятий резко снижается. Равно как и гибнет идея титанового госхолдинга, над которой думает Минстратегпром.

Завод батареек

На литиевом базисе украинские чиновники уже предложили ЕС построить в Украине завод по производству аккумуляторов для электромобилей и верифицировать украинские данные о месторождениях и запасах критически важных металлов. На вторую цель Украина хочет привлечь у ЕБРР кредит в размере €200 млн.

Самой распространенной перезаряжаемой автомобильной батареей является литийионный аккумулятор. По словам Владимира Хмурича, СЕО индустриального парка «Белая Церковь», для создания крупного промышленного производства литийионных аккумуляторов необходимо выполнить четыре условия:

1.Иметь подтвержденные запасы полезных ископаемых.
2.Создать современную материально-техническую базу и построить развитую инфраструктуру.
3.Обладать технологией производства и обучить кадры.
4.Наладить цепочки поставок, которые будут охватывать рынок сбыта.

«На сегодняшний день в Украине выполнено только одно условие. Есть разведанные запасы лития – самые большие в Европе, примерно 500 тыс. т. Также есть подтвержденные запасы других полезных ископаемых, необходимых для производства аккумуляторов – никеля, кобальта, марганца», – добавляет Владимир Хмурич.

В Украине есть заводы по производству автомобильных аккумуляторов. Они расположены в Донецкой, Днепропетровской, Херсонской и Хмельницкой областях. У них есть своя номенклатура торговых марок, востребованных на региональном рынке.

«Но это категория аккумуляторов для двигателей внутреннего сгорания, и объемы выпуска продукции этими заводами несопоставимы с проектной мощностью гигафабрик, которые строятся в Германии, Франции, Польше, Венгрии. Совокупно, в странах ЕС в 2021-2022 гг. должны быть реализованы восемь проектов с расчетной годовой производственной мощностью до 117 ГВт·ч. Эти проекты должны обеспечить потребность внутреннего европейского рынка электрокаров и создать площадку для формирования экспортного потенциала. В числе этих восьми инвестиционных проектов Украина не упоминается», – говорит СЕО индустриального парка «Белая Церковь».

Сильной стороной фабрик по производству литийионных аккумуляторов, которые строятся в странах ЕС является технология производства, техническая оснащенность, близость рынков сбыта и кадровый состав. Фабрики могут нанимать инженеров, которые работали в то же городе на заводах ДВС. Слабой стороной фабрик является их равноудаленность от источников сырья. Объемы производства будут зависит от поставок лития, никеля, кобальта, марганца.

«Сейчас Украина интересна европейским производителям как источник этого сырья. Обсуждаются проекты по верификации запасов месторождений полезных ископаемых. В эти проекты ЕС готов инвестировать и расширять программу технической поддержки добывающей отрасли. Для Украины это означает, что основная часть добавочной стоимости при производстве автомобильных аккумуляторов будет создаваться за ее пределами, например, на перерабатывающих заводах в Бельгии, Финляндии, Норвегии. При таком сценарии мало шансов извлечь максимальную экономическую выгоду от тех полезных ископаемых, которыми Украина обладает в достатке», – подчеркивает Владимир Хмурич.

Ранее было запланировано, что Всемирный банк проведет исследование инфраструктуры общественного электротранспорта в Украине, одним из вопросов должно было стать изучение потенциальной роли Украины в цепочке создания аккумуляторов в Европе. Отчет ожидался к концу июня 2021 года.

Мечта о Tesla

Также Украина хочет привлечь инвесторов для строительства завода по выпуску электромобилей. Крупные индустриальные инвесторы сейчас приходят только в случае предоставления очень существенных льгот. Производитель электрокаров Tesla, приход которой для любой страны является вожделенной мечтой, по сути требует налоговые и другие льготы. И она их получает. Компания уже получила несколько налоговых льгот по $1 млрд при строительстве своих объектов в США. Уже в рамках ЕВА Tesla получит €1 млрд субсидий от Германии на строительство завода по производству аккумуляторных батарей под Берлином. Также и Индия предлагает компании большие стимулы для создания завода по производству электромобилей.

По данным исследования Securing America’s Future Energy (SAFE), в следующие 5-10 лет мировые автопроизводители вложат $300 млрд в разработку и производство электромобилей. Половина этих расходов придется на Китай.

И Украина уже предпринимает реальные шаги по созданию стимулов для развития производства электротранспорта в стране. Речь идет об освобождении от НДС и ввозной пошлины с 2021 до 2028 года оборудования и комплектующих для производства электротранспорта (легковые авто, электробусы, электрогрузовики и спецавто). Также предлагается до конца 2033 года освободить от уплаты налога на прибыль предприятия электротехнической промышленности, реализующие электродвигатели для транспорта (за исключением троллейбусов), литийионные аккумуляторы, зарядные устройства, а также предприятия автопрома, реализующие электрокары собственного производства.

«Украина имеет реальные шансы быть выбранной для строительства следующей гигафабрики по производству электромобилей на Житомирщине или «нанофермы» по производству энергохранилищ под Кривым Рогом», – уверен Роман Опимах.

В сентябре прошлого года Верховная Рада в первом чтении приняла соответствующие законопроекты о внесении изменений в Налоговый (№3476) и Таможенный (№3477) кодексы.

«С учетом преимуществ, полученных в рамках зоны свободной торговли с ЕС, Украина может стать ведущей площадкой для производства электротранспорта, комплектующих к нему для европейского авторынка», – говорится в пояснительной записке к законопроекту №3476.

Оба документа включены в повестку текущей сессии парламента. Вероятность принятия законопроектов в целом крайне высока, так как в первом чтении каждый из документов получил более 300 голосов народных депутатов.

«Украина может стать площадкой для построения таких заводов – убеждена, что технологический потенциал у нас есть, насколько я понимаю. Коронавирус сейчас создал толчок к de-shoring как противовес off-shoring. То есть идея перемещения производств ближе к «дому». Очевидно, что Украина гораздо ближе и дешевле», – считает Вероника Мовчан, директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций.

Свет аккумулятора

Диалог об участии Украины в аккумуляторном альянсе, по сути, только начинается. Скоро в Украину запланирован визит представителей Еврокомиссии на самом высоком уровне как раз по этому вопросу.

«У нас есть очень много интересных проектов, связанных с аккумуляцией энергии на наших электростанциях, например накопители на станциях «Укргидроэнерго». Также готовится к запуску первый накопитель энергии в Запорожье от ДТЭК», – отмечает Алексей Рябчин.

Для реализации участия Украины в ЕВА нужны совместные усилия государственных институтов и бизнеса. И роль бизнеса тут даже важнее, чем государства. В этот альянс уже вступил ряд частных компаний.

«Финансовых возможностей государства недостаточно для соответствующих работ по изучению, верификации, георазведке, добыче и обогащению сырьевых ресурсов. И здесь основная роль должна быть за частным украинским и зарубежным бизнесом с точки зрения инвестиций, технологий и создание цепей поставок. Именно для того, чтобы предоставить бизнесу соответствующий стимул и определенные гарантии и создается формат стратегического партнерства в сфере стратегических сырьевых ресурсов между Украиной и ЕС в рамках углубления сотрудничества в формате Соглашения об ассоциации», – подчеркивает Роман Опимах.

Официальные лица говорят, что наша страна может рассчитывать на финансовую помощь ЕС для проведения зеленой трансформации.

«Да, и это будет предметом нашего следующего официального диалога с Еврокомиссией, который произойдет через месяц. Более того, ЕС уже сейчас формирует так называемый бюджет зеленой трансформации, часть которого будет направлена на зеленую трансформацию стран соседства. Сегодня мы понимаем, что это будет не менее €19 млрд в ближайшие 3-4 года. Объем и возможности доступа к соответствующим финансовых ресурсов кредитных, международных, будут зависеть от того, как мы внутри страны выстроим этот процесс», – заявила недавно Ольга Стефанишина, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.

Ключевой риск – это инвестиционный климат в стране. Вернее – его почти полное отсутствие.

«Украина очень привлекательна с позиции наличия ресурсов, но мы слабые – в регуляторной среде и стимулах для бизнеса. Пока все складывается не в нашу пользу, и очевидно, что Украина сейчас привлекательна, как поставщик сырья. Однако мы можем работать с инвестором, разговаривать и предлагать ему привлекательные стартовые условия. Мы имеем определенный успех в этом, связанный с принятием закона об «инвестнянях». Дальше – дело за участниками переговоров и тем, готовы ли представители Украины в этих переговорах выступать с позиции отстаивания наших интересов», – подчеркивает Георгий Попов.

По словам Алексея Рябчина, инвесторам нужны гарантии, работающие законы и суды, эффективное государственно-частное партнерство. Например, если инвестор финансирует добычу и переработку лития, то государство обеспечивает инфраструктуру (логистика, энергоподключение и др.). Например, ранее компания «Петро-Консалтинг» оценивала необходимые инвестиции в Шевченковское литиевое месторождение в более чем $120 млн. Они включают инфраструктуру – 40 км энерголинии, 20 км газопровода, 35 км ж/д ветки и др., строительство шахты глубиной не менее 500 м и обогатительной фабрики.

Следует отметить, что в канву реализации подобных проектов хорошо ложится принятие закона «О господдержке инвестпроектов со значительными инвестициями» и двух сопутствующих законов. Согласно этим документам проекты с инвестициями не менее €20 млн в сфере добычи и обогащения полезных ископаемых (кроме угля, нефти и газа) получат определенные налоговые льготы.

В данных условиях важно показать ЕС конструктивные предложения и реальные проекты, а не просто страстное желание поучаствовать в «освоении» бюджета и грантов на производство аккумуляторов и зеленую трансформацию. В обратном случае Украина окажется «вечно перспективной», но никогда не реализующей свои возможности и потенциал.

В целом для запуска «аккумуляторных» месторождений нужно провести дополнительную георазведку и посчитать экономическую целесообразность их разработки, решить вопросы в судах и с местными общинами (любые виды добычи у них восторга не вызывают) и подождать не менее 5-7 лет пока привлеченный инвестор сможет начать фактическую работу. Немного быстрее может решиться вопрос со строительством завода электрокаров. Перспективы, мягко говоря, небыстрые и в наших условиях отнюдь не 100-процентные.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Помер Степан Гіга: що повідомили у команді артиста та як відреагували українські зірки
Фокус
2025-12-12T21:51:40Z
Помер Степан Гіга: Дзідзьо поділився щемливим спогадом, а Карпа висловилась про його хворобу
TSN
2025-12-12T21:48:34Z
"Холостяк" 14 сезон 9 випуск: хто з дівчат покинув проєкт
24tv
2025-12-12T21:12:57Z
На 67-році життя помер співак Степан Гіга
5 UA
2025-12-12T21:03:22Z
Не вірте жодному слову, – Мішина жорстко розкритикувала Денисенко після інтерв'ю у Єфросиніної
24tv
2025-12-12T20:48:49Z
В Україні вручили мистецькі премії 2025 року
УкраинФорм
2025-12-12T20:33:31Z
Курив і сам писав пісні: яким було життя Степана Гіги
GlavRed
2025-12-12T20:27:34Z
Добірка десяти хітів Степана Гіги – відео
Лига
2025-12-12T20:21:53Z
"Цей сон, цей сон". Чому молодь в захваті від Степана Гіги та Іво Бобула
Лига
2025-12-12T20:18:02Z
Через ворожі удари знеструмлені кілька дільниць на залізниці до порту «Південний»
УкраинФорм
2025-12-12T23:48:08Z
Зростання тарифів на газ: українцям назвали терміни підвищення цін
GlavRed
2025-12-12T23:36:52Z
Польща готує "грошову реформу": які банкноти не прийматимуть з 2026 року
Хвиля
2025-12-12T22:30:03Z
Голова Nvidia назвав біткоїн способом зберігання енергії
InternetUA
2025-12-12T22:21:47Z
Робота для пенсіонерів у Чернігівській області: від 25 тисяч зарплатні пропонують на деяких вакансіях
Политека
2025-12-12T21:00:16Z
Скільки можна отримати, якщо здати золотий лом сьогодні
24tv
2025-12-12T20:39:46Z
Загроза "додаткової черги": експерт розкрив можливий сценарій зимових відключень
GlavRed
2025-12-12T20:27:59Z
Ціновий сплеск 2026: які продукти подорожчають з нового року
Хвиля
2025-12-12T20:12:42Z
Укренерго попереджає про погодинні відключення електрики 13 грудня
360ua.news
2025-12-12T20:12:16Z
Трамп про мирну угоду для України: Цього хочуть багато людей
УкраинФорм
2025-12-12T23:33:56Z
Максим Ялі про нову стратегію нацбезпеки США: «Ми повертаємось у 19 сторіччя»
Знай
2025-12-12T23:33:54Z
Кіпр пообіцяв Молдові зробити її вступ пріоритетом під час свого головування в Раді ЄС
УкраинФорм
2025-12-12T23:21:10Z
Зустріч США, України та Європи щодо мирного плану несподівано скасували, – ЗМІ
24tv
2025-12-12T22:45:16Z
Касаційний суд у РФ залишив без змін вирок журналісту Геннадію Осьмаку
УкраинФорм
2025-12-12T22:45:13Z
У РФ посилили блокування Telegram: влада публічно заперечує обмеження
InternetUA
2025-12-12T22:39:08Z
"Крок у крок іде шляхом Союзу": експерт вказав на фатальну помилку Путіна
GlavRed
2025-12-12T22:36:47Z
Переговори у Парижі щодо мирного плану не відбудуться
ГЛАВКОМ NET
2025-12-12T22:30:28Z
Боєць ЗСУ з Британії назвав головну небезпеку мирного плану США
24tv
2025-12-12T22:21:55Z
В Одесі пролунали вибухи – ЗМІ
Украинская правда
2025-12-12T23:45:52Z
У Дніпрі пролунав вибух, виникла пожежа
ГЛАВКОМ NET
2025-12-12T23:36:01Z
В Одесі пролунала серія вибухів: росіяни атакували місто "Шахедами", що відомо
Фокус
2025-12-12T22:51:05Z
Двох мешканок Кам'янеччини дистанційно ошукали майже на 200 тисяч гривен
InternetUA
2025-12-12T22:00:27Z
Ворог атакував ще один порт – в Одесі, є поранений: відео
Лига
2025-12-12T19:54:05Z
У Вінниці оголосили підозру підлітку, який нападає на дівчат та ріже їм коси
Фокус
2025-12-12T17:21:48Z
Удар РФ по Одещині: пошкоджена інфраструктура двох портів, є поранений
УкраинФорм
2025-12-12T17:18:51Z
На Київщині родина загинула від отруєння чадним газом, вижив лише чотирирічний хлопчик
ГЛАВКОМ NET
2025-12-12T15:54:54Z
Взяли під варту суддю, який просив "на хлєбушек" за потрібне рішення: відео
TSN
2025-12-12T15:54:45Z
Безпілотники атакували Саратовський НПЗ
ГЛАВКОМ NET
2025-12-12T23:00:52Z
Цей штат може незабаром вимагати підтвердження знання англійської для отримання водійських прав
Топ Жир
2025-12-12T22:57:51Z
Москві приготуватися: українську ракету "Сапсан" запустили у серійне виробництво, – ЗМІ
24tv
2025-12-12T22:24:50Z
Міноборони масштабує виробництво антидронових набоїв «Горошок»
УкраинФорм
2025-12-12T22:09:13Z
У Москві впала новорічна ялинка
ГЛАВКОМ NET
2025-12-12T22:03:39Z
13 грудня: яке сьогодні свято, традиції та заборони
ГЛАВКОМ NET
2025-12-12T22:03:29Z
Його ім'я назавжди вписано в нашу історію: відомі люди з болем реагують на смерть Степана Гіги
24tv
2025-12-12T21:24:29Z
Українцям відмовляють у призначенні пенсії: як оскаржити дії ПФУ
Знай
2025-12-12T21:12:15Z
Українці формують ринок праці Польщі - дані GUS
Хвиля
2025-12-12T21:12:08Z
"Скринінг 40+": Ляшко розповів, як пройти безкоштовний чекап організму
Фокус
2025-12-12T17:51:47Z
У легені потрапляє шкідлива речовина: експерти назвали найнебезпечніші свічки для дому
Знай
2025-12-12T15:51:12Z
Чи можна їсти тунець щодня: дієтологи назвали переваги та недоліки риби
Фокус
2025-12-12T15:12:06Z
Чоловік цілий рік їв лише м’ясо та яйця: що сталося з фото тілом
TSN
2025-12-12T14:48:08Z
"Модний" фрукт виявився помічником у зниженні холестерину
TSN
2025-12-12T14:00:48Z
Чому п’ятниця не підходить для миття підлоги: чи є наукове пояснення цій народній прикметі
TSN
2025-12-12T13:36:54Z
Як позбутися жиру на талії — дієві методи
TSN
2025-12-12T13:06:01Z
Дерматологи розкрили секрет молодої шкіри на обличчі: що робити
Знай
2025-12-12T12:51:39Z
Шведський хірург ушосте приїхав в Україну оперувати військових і навчати лікарів
УкраинФорм
2025-12-12T12:36:19Z
Покупці все частіше відмовляються від електромобілів на користь бензинових авто
Топ Жир
2025-12-12T23:27:35Z
Тепер Ford має можливість дистанційно зупинити ваш вантажний автомобіль навіть за вкраденим ключем
Топ Жир
2025-12-12T22:12:01Z
Volkswagen створив автомобіль, де все керується без дотиків
Топ Жир
2025-12-12T21:57:53Z
Цей бренд Stellantis готує до виробництва свою найбільш інноваційну систему керування
Топ Жир
2025-12-12T21:45:48Z
Honda повертає до життя свої найвідоміші спортивні автомобілі
Топ Жир
2025-12-12T20:12:43Z
Холодні старти взимку: головна причина зношування, про яку забувають
AutoCentre
2025-12-12T18:06:15Z
Представлено новий міжміський автобус BharatBenz
AutoCentre
2025-12-12T17:27:44Z
Що потрібно перевірити перед покупкою вживаного автомобіля: поради механіків
Фокус
2025-12-12T17:06:58Z
Ця функція Apple CarPlay запам'ятовує, де ви припаркували авто – навіть коли машина вимкнена
24tv
2025-12-12T17:06:27Z
Фінансовий гороскоп на 2026 рік для кожного знака зодіаку
GlavRed
2025-12-12T23:42:17Z
У Одесі та Дніпрі пролунали вибухи
24tv
2025-12-12T23:36:45Z
У Києві та низці областей – повітряна тривога через ракетну небезпеку
Украинская правда
2025-12-12T23:12:28Z
Війна, день 1388. Уражено НПЗ у Ярославській області рф та низку об’єктів на ТОТ України, успіхи ЗСУ в Куп'янську
Football.ua
2025-12-12T23:00:06Z
Вільна економічна зона на Донеччині: експерт оцінив, чи варто погоджуватися?
Знай
2025-12-12T22:33:42Z
Сніг, морози та ожеледиця: синоптик розповів, якою буде погода на цих вихідних
24tv
2025-12-12T22:06:11Z
Співробітник ISW спотворив карту бойових дій в Україні, щоб виграла потрібна "ставка", – ЗМІ
24tv
2025-12-12T21:24:05Z
Успішна операція ЗСУ: залишки росіян у Куп'янську оточені
GlavRed
2025-12-12T20:51:36Z
Чому ялинка на Софіївській зі світлом, а будинки – ні: у ДТЕК відповіли на скарги українців
24tv
2025-12-12T20:48:44Z
Чи можна їсти яйця з червоною плямою на жовтку: відповідь здивує багатьох
GlavRed
2025-12-12T23:42:28Z
Фатальну помилку робить більшість: один засіб робить унітаз ідеально чистим
GlavRed
2025-12-12T22:36:48Z
Прання взуття у машинці без ризику: експерти розкрили перевірений метод
GlavRed
2025-12-12T22:24:29Z
Без нього жоден святковий стіл не обійдеться: як приготувати холодець за рецептом наших бабусь
Знай
2025-12-12T21:51:46Z
Ідеальний додаток до пінного або серіалу: кріспі-кульки з сиру, з якими забувають про чипси
24tv
2025-12-12T21:24:51Z
Блищатиме, наче щойно з магазину: як легко відмити мікрохвильову піч
24tv
2025-12-12T20:54:07Z
Суші Майстер у Дніпрі оновив знижки на роли та суші
CutInsight
2025-12-12T20:39:25Z
Туристи шаленіють: топ локацій світу, про які ви точно не чули, але їх варто побачити
24tv
2025-12-12T20:27:01Z
3 зачіски, які замаскують відрослі корені волосся: повторити зможе кожна
24tv
2025-12-12T18:06:56Z
Microsoft розкрила, як люди використовують Copilot у роботі та повсякденному житті
InternetUA
2025-12-12T23:42:10Z
У Південній Кореї миттєво розкупили смартфони Samsung із трьома екранами
InternetUA
2025-12-12T21:21:42Z
Туреччина провалюється: як вчені пояснюють утворення майже 700 гігантських вирв
TSN
2025-12-12T21:06:25Z
Що робити, якщо батарея зверху тепла, а знизу холодна
GlavRed
2025-12-12T20:57:17Z
Наука проти міфу: чому глобальний Всесвітній Потоп був неможливим з точки зору геології
GlavRed
2025-12-12T19:54:41Z
Як правильно зберігати вимкнений смартфон, щоб не "вбити" його батарею
InternetUA
2025-12-12T18:18:16Z
В Україні визначили як компаніям правильно впроваджувати AI
360ua.news
2025-12-12T18:12:43Z
У Південній Кореї миттєво розкупили смартфони Samsung із трьома екранами
УкраинФорм
2025-12-12T18:00:26Z
"Мутанти" мимоволі: як природа намагається врятувати білих ведмедів від вимирання
TSN
2025-12-12T17:36:51Z
Колишня зірка Челсі Оскар планує завершити кар’єру у 2025 році через проблеми зі здоров’ям — ESPN
Football.ua
2025-12-12T22:33:42Z
Дивовижний дубль Циганкова збудував героїчний камбек Жирони проти Реала Сосьєдад
Football.ua
2025-12-12T21:57:43Z
Дует "джокерів" Лечче відправив Пізу до зони вильоту Серії А
Football.ua
2025-12-12T21:45:00Z
РБ Лейпциг відкрив тур Бундесліги поразкою від Уніона Берлін
Football.ua
2025-12-12T21:33:59Z
Франція втратила титул. Визначилися фіналісти жіночого ЧС-2025 з гандболу
УкраинФорм
2025-12-12T21:27:14Z
Я знову шокую світ, – Вайлдер зробив гучну заяву про бій з Усиком
24tv
2025-12-12T21:21:50Z
Динамо U-19 отримало суперника по 1/16 фіналу Юнацької ліги УЄФА
Football.ua
2025-12-12T21:00:49Z
Топклуби Англії полюють на Діоманде — Лейпциг готовий просити понад 100 млн євро
Football.ua
2025-12-12T21:00:00Z
Кроос: Манчестер Сіті не заслуговував на перемогу з Реалом
Football.ua
2025-12-12T20:36:22Z