/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F62%2Fc0e067d92325add9724cf16e8f6a3c31.jpg)
В какую сторону крутить педали: догонит ли Украина на велосипеде Европу
Велогород и Полесье.
Славутич – город на Киевщине, построенный для переселенцев из Чернобыльской зоны.
В ближайшие два года его планируют превратить в туристический веломагнит Украины.
За счет средств, полученных от ЕС, там планируют реализовать проект «Славутич - межрегиональная велорекреация для оздоровления и отдыха».
Выбор на этот город пал не случайно: местный горсовет стал одним из победителей конкурсного отбора проектов регионального развития, которые могут реализовываться за счет средств государственного бюджета, полученных от ЕС в 2021 году.
Главным распорядителем этих средств является Минрегион.
«Именно от успешности общин зависит экономический рост страны, - заявил министр развития общин и территорий Алексей ЧЕРНЫШОВ.
- Поэтому проекты, которые могут дать второе дыхание регионам, привлечь инвестиции, туристов, создать рабочие места, являются приоритетными для финансирования в рамках секторальной бюджетной программы.
Именно таким проектом является создание велоинфраструктуры в городе Славутич».
Этот проект будет финансироваться по программе регионального развития «Поддержка развития депрессивных территорий».
Его общая стоимость – 14,6 млн грн (из госбюджета выделят 12,3 млн грн, из местного – 2,3 млн).
Срок реализации, согласно плану, - два года.
Всего же в Украине будет профинансировано 84 подобных местных проекта различной направленности на общую сумму 668,3 млн грн.
Славутич - самый молодой город в нашей стране, построенный для бывших жителей Чернобыльской зоны.
Сейчас в нем около 20 тыс.
Проектировали этот населенный пункт с учетом современных требований, и изначально была предусмотрена велоинфраструктура.
Однако в ней есть существенные недостатки: разрушено покрытие многих велодорожек, высокие бордюры при пересечении веломаршрутов с проезжей частью, отсутствие закольцованного велопути, отсутствие велопарковок.
«Благодаря воплощению этого проекта горсовет Славутича планирует усовершенствовать и развивать велоинфраструктуру и сделать город удобным для передвижения маломобильных групп населения, - считает мэр города Юрий ФОМИЧЕВ.
- Ведь Славутич первым среди украинских городов присоединился к реализации инициативы первой леди Елены Зеленской «Без барьеров».
Соответствующий меморандум о развитии безбарьерной архитектуры Минрегион, Киевская ОГА и Славутичский горсовет подписали в конце прошлого года».
Планируется укладка 3,2 км новых велодорожек и реконструкция 8,5 км существующих, строительство новых велопарковок, велогаражей с системой видеонаблюдения, установка соответствующих дорожных знаков, нанесение разметки и уменьшение высоты бордюров в местах пересечения велодорожек с проезжей частью.
Местные власти рассчитывают, что этот проект даст толчок к экономическому развитию города.
В дальнейших планах - межрегиональное сотрудничество по совместному развитию велоинфраструктуры региона.
Но больше всего надежд в Славутиче возлагают на привлечение туристов, полагая, что для велолюбителей город станет туристическим магнитом.
До Берлина– 8 лет, до Амстердама - 30.
Как не старались бы в отдельных городах популяризировать велосипеды, в целом до уровня европейских стран нам пока далековато.
Но ситуация не безнадежна.
Веру в это вселяют люди, которые не одну сотню километров проехали на велосипеде и в Украине, и за границей.
Одна из них - консультант программы развития ООН по разработке велосипедной стратегии Украины Ирина БОНДАРЕНКО, которая ответила на наши вопросы.
В последнее время стало заметно, что в Киеве все больше людей ездят на велосипедах.
Что этому способствует?.
Киев был одним из первых городов Украины, где начали говорить о развитии велоинфраструктуры.
В 2011 году была первая попытка разработки развития инфраструктуры в Дарницком районе столицы.
Его помогали создавать немецкие эксперты.
Этот план не был реализован, но он стал основой для дальнейших разработок.
Чуть позже, в 2016 году, уже появилась концепция развития велоинфраструктуры Киева.
Потом активисты длительное время требовали от городских властей принятия ее.
И в 2018 году эту концепцию начали реализовывать.
На тот момент на некоторых улицах уже была часть велодорожек, построенных раньше.
Но они были слишком узкими, с неправильным переходом через перекрестки, располагались далеко от дороги.
Современные дорожки и полосы более удобны.
Дорожки отделены от проезжей части, полосы проходят по дорогам.
И уже есть госстандарт, в котором прописаны все требования к велосипедной инфраструктуре.
Его разрабатывали по инициативе и рекомендациям общественности в ГП «ГосдорНИИ».
Эти стандарты уже применяются на практике.
В Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА в 2019 году открыли велосектор.
Сначала там работал один человек, сейчас – уже четыре сотрудника.
Согласно подсчетам этого отдела, в Киеве сейчас более 100 км веломаршрутов.
Но, надо понимать, что в это количество вошли и полосы общественного транспорта, по которым можно ездить велосипедистам.
А в некоторых случаях посчитали маршруты с двух сторон дорог.
Фактически, велоинфраструктура столицы составляет около 60 км.
И продолжает развиваться.
Опыт столицы перенимают регионы?.
Сейчас даже небольшие города разрабатывают или в процессе создания концепции развития велоинфраструктуры.
Но велосипедной столицей я бы назвала все-таки не Киев, а Львов.
Там начали развивать велоинфраструктуру еще раньше, чем в Киеве.
Там пока не все построили, что планировали, но постоянно строят, усовершенствуют.
Вот во Львове действительно около 100 км веломаршрутов.
На второе место я бы поставила Винницу, где на всех улицах при реконструкции строят велодорожки.
В Украине уже начали строительство веломаршрутов между городами.
Львовская область в этом плане - первая.
Очень популярна велодорожка Львов – Брюховичи.
Она широкая и ее любят велосипедисты.
На автобанах между городами предусмотрено место для велосипедистов?.
Все строится согласно строительным нормам.
В них внесены изменения, согласно которым на строящихся дорогах в городской черте обязательно должны быть дорожки для велосипедистов, а на междугородных трассах они рекомендованы, но не обязательны.
Соответственно, между городами их очень мало.
Поэтому нужно вносить изменения и «рекомендовано» изменить на «обязательно».
Ведь многим людям приходится ездить на велосипедах по оживленным трассам между небольшими городами.
У нас растет число велосипедистов?.
Есть правило для транспорта: постройте дороги (дорожки), и по ним будут ездить.
Если строить только автотрассы, то на них будут появляться новые автомобили.
А там, где построят велодорожки, станет больше велосипедистов.
Так это и есть.
Весной прошлого года в Киеве в начале локдауна, когда транспорт закрыли для всех, велосипедистов было в 2,5 раза больше, чем годом раньше.
Что мешает безопасности велосипедистов во время пути?.
Главный фактор опасности – большая скорость автомобилей.
А чем больше скорость, тем тяжелее последствия аварий.
И вопрос даже не столько к ПДД (правилам дорожного движения), сколько к тому, что на дорогах слишком мало камер контроля скорости.
Они есть в Киеве, Киевской и Львовской областях, превышение фиксируют автоматически и так же автоматически присылают штрафы.
Нужен такой контроль по всей стране.
Еще момент: в населенных пунктах допускается скорость 50 км/час.
Но в админкодексе сказано, что штрафуется превышение скорости на более чем 20 км/час.
Соответственно, все в Киеве и других населенных пунктах ездят почти по 70 км/час.
Хотя это и нарушение, но не штрафуется, превышение скорости – не более 20 км.
Это проблема, которую тоже надо решить - отменить или снизить нештрафованое превышение скорости.
Это коллизия, которую надо решить.
В Европе, где я ездила, можно передвигаться между полосами, как автомобиль.
Но у нас такой маневр может быть опасным, поскольку автомобилисты массово превышают скорость.
В городе нередко по тротуару ездят на велосипедах.
Нарушаются правила?.
Нарушаются, поскольку тротуары – для пешеходов.
По ним имеют право ездить на велосипедах только дети до 7 лет.
К сожалению, в ПДД ничего не сказано о том, где могут ездить дети от 7 до 14 лет.
Гендерное равенство среди велосипедистов есть?.
В Киеве примерно 9-12% женщин среди всех велосипедистов, а в Миргороде Полтавской обл.
- 30% женщин среди тех, кто ездит на велосипеде.
Город меньше, чем столица, соответственно, и меньше автотранспорта там.
Значит, более безопасно ездить на велосипеде.
А женщины, по исследованиям, более чутко реагируют на потенциальную опасность, чем мужчины.
Гендерное равенство будет у нас тогда, когда веломаршруты будут более безопасными.
В Берлине, где с этим все в порядке, соотношение между мужчинами и женщинами, которые ездят на велосипедах - 50 на 50.
Отсутствие у нас велопарковок – тоже проблема?.
Не такая и большая.
Люди паркуются к столбам и дорожным знакам - это некрасиво, но возможно.
Те, кто не хотят, чтобы их велосипеды украли, паркуются с помощью специального приспособления, которое называется U-lock.
Он металлический и очень тяжелый, выглядит в виде английской буквы U.
Настолько тяжелый, что я вожу его не в рюкзаке, а на багажнике велосипеда.
Зато его невозможно «перекусить».
Велозамки в виде тросов тоже непросто «перекусываются», помогут только огромные кусачки, по которым вора сразу заметят.
Воровство велосипедов – конечно, проблема, но 90% их крадут не на улице, не на парковках, а на этажах домов, даже если они пристегнуты к батареям.
Если велопарковки нет, велозамком-тросом можно пристегивать заднее колесо к раме.
Тогда велосипед можно будет только унести, что у кого-то, возможно, вызовет подозрение.
Перевозка велосипедов у нас в общественном транспорте проблематична?.
В Украине этот вопрос не урегулирован.
Раньше, когда по всей стране действовали общие правила об электротранспорте, они разрешали перевозить велосипед без чехла и в троллейбусах, и в трамваях.
Но несколько лет назад каждый город получил право вносить в эти правила свои коррективы.
Во Львове, как и раньше, велосипеды в трамвае можно перевозить, а в Киеве – нельзя.
В метро недавно заявили, что хотят разрешить возить их в чехлах (хотя это и не было запрещено).
Для этого нужно снимать колесо и ставить велосипед в большой пакет.
Это неудобно.
Только в фуникулере можно перевозить велосипеды без чехлов, однако эта услуга небесплатна.
В поезде можно везти велосипед бесплатно, но нелегко там найти для него место.
Только в плацкартном вагоне есть возможность положить на третью полку, а в Интерсити разрешили возить в чехлах, если есть место в багажном отсеке.
Кстати, в электричках, которые недавно пустили из пригорода в столицу, есть специальные крюки на стенах для того, чтобы вешать на них велосипеды.
Они появились после реконструкции вагонов.
Это очень удобно.
И чехол не нужен.
В США, где я жила три года, на всех автобусах впереди есть огромные конструкции, в которые можно поставить два-три велосипеда, причем бесплатно.
Надеюсь, что и у нас такое когда-нибудь будет.
Соединяют ли веломаршруты Украину с Европой?.
Есть европейская сеть маршрутов Euro.
Например, ты можешь начать свой путь во Франции, доехать до Берлина, потом – Швейцария и финишируешь в Румынии.
Один из таких маршрутов Euro.
Velo-4 должен проходить через Украину.
Он начинается во Франции, потом - Германия, Польша, и возле Львова заходит в нашу страну и идет до Киева.
Он запланирован, но пока у нас не спроектирован.
Если этот проект воплотим, то можем ждать велотуристов из Европы.
Какие отзывы о поездках на велосипеде в нашей стране у европейцев?.
Они дипломатичны.
И не забыли, что лет 30 назад у них все точно так же начиналось, как сейчас у нас.
Поэтому только подсказывают, что и как лучше сделать.
И с каждым годом мы все больше будем приближаться к ним.
Возможно, так удобно ездить, как в Берлине, мы сможем лет через восемь, а так естественно, как в Амстердаме – лет через 30.
Вверх – на двухколесном.
Туристический проект «Вело.
Бескиды» победил от Львовщины в конкурсе Государственного фонда регионального развития.
Он предусматривает строительство туристической вело- и пешеходной инфраструктуры в пределах городов Борислав, Сходница, Трускавец и село Орив.
Как сообщает пресс-служба управления туризма и курортов Львовской обладминистрации, общая стоимость проекта – 11,8 млн грн, из которых 9,44 млн выделят из госбюджета, а 2,36 - из местного бюджета.
Проект «Вело.
Бескиды» планируют реализовать в период с февраля по декабрь 2021 года.
Он будет заключаться в том, что вокруг Борислава построят велодорожки и велотрассы различной сложности общей протяженностью 34,32 км, обустроят байк-парк, обустроят 59,64 км пешеходных туристических маршрутов.
Там будет оздоровительная трасса - терренкур, предусматривающая чередование пешеходной прогулки с физическими упражнениями.
А на горе Цюхив Верх (940 м) возле села Орив построят смотровую башню.
Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой.
ua в Telegram.