/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F107%2F91247bc11153865e7c83997061460ca8.jpg)
Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером
Что позаимствовали конструкторы знаменитой Волги ГАЗ‑21 у Форда, а что – у Крайслера?.
Автор Сергей Канунников.
Самая прославленная и самая почитаемая Волга – да и вообще одна из самых любимых машин времен СССР – встала на конвейер в 1956 году.
ГАЗ‑21 оказался второй после Москвича‑402 новой моделью времен оттепели и одним из символов обновления страны и роста ее промышленного потенциала.
По тем временам Волга была вполне современным, а отчасти и передовым автомобилем.
А вот насколько ее конструкция и дизайн оригинальны? Об этом спорят по сей день.
Причем всё жарче и непримиримее.
Попробуем разобраться в этом спокойно.
Прототип ГАЗ-М21 1955 года выглядел свежо и, пожалуй, даже современнее иных западных аналогов.
В определенной мере Волга стилистически тяготела к американскому дизайну, но в те годы по этому пути шли очень многие европейские фирмы.
Первая Волга ГАЗ-М21 – один из самых самобытных и оригинальных советских автомобилей.
Сказался уже богатый опыт инженеров и стилистов, накопленный при создании Победы и ЗИМа.
ГАЗ‑21 не копировал какой-либо конкретный западный образец.
Создатели Волги лишь творчески использовали последние достижения западных, в первую очередь американских, компаний.
Подобным образом действовали и некоторые европейские дизайнеры и конструкторы тех лет.
Ford Mainline, дебютировавший в 1952 году, – один из главных аналогов ГАЗ-М21.
Но схожих черт в дизайне совсем немного, в целом они общие для многих американских и европейских машин тех лет.
К середине 1960‑х Волга стала стремительно устаревать на фоне западных аналогов: она так и не получила независимую заднюю подвеску, более мощный двигатель и тормозá, автоматическую или хотя бы четырехступенчатую коробку передач.
Кое-что внедрили на ГАЗ‑24 в 1968 году, но многие недостатки так и не изжили.
Но это тема отдельного, долгого разговора.
По легенде, на изменении решетки радиатора прототипа настоял маршал Жуков.
Кругляк со звездой сделал Волгу более похожей на Ford.
Зарубежные дилеры к советскому символу отнеслись, понятно, прохладно.
Через пару лет решетку изменили, сделав почти такой же, как на прототипе 1955 года.
Волга ГАЗ‑21 – типичный автомобиль своего времени: классическая компоновка, передняя подвеска – независимая, пружинная, задняя – на продольных рессорах.
В качестве аналогов на ГАЗе изучали (а потом на испытаниях сравнивали с Волгой) в первую очередь американские Ford Mainline и Chevrolet Styleline.
Но в части конструкции кýзова у этих машин заимствовать было нечего.
Американские образцы – рамные, а кузов Волги – несущий.
У газовцев был уже богатый опыт создания подобных конструкций для Победы и ЗИМа.
Конструктивно кузов ГАЗ-М21 похож скорее на Москвич‑402, поскольку последний тоже проектировали в Горьком.
В салоне Волги использовали лишь некоторые мотивы Форда, в первую очередь – спидометр, да и то заметно переработанный.
На первых Волгах стоял нижнеклапанный мотор – вариация на тему двигателя Победы.
Но основным стал совершенно новый алюминиевый верхнеклапанный агрегат (70–85 л.
в зависимости от степени сжатия), который прямых аналогов не имел.
Лишь по геометрическим параметрам цилиндров (92 × 92 мм) мотор унифицировали с V8 Чайки ГАЗ‑13.
А в основе ее агрегата лежала конструкция Крайслера.
Мотор Волги в модернизированном виде, но уже явно устарев, прожил на конвейере фактически полвека.
Многие компании, в том числе Ford на американских моделях, в середине 1950‑х, сохранив общую схему пружинной подвески с телескопическими амортизаторами, перешли от шкворней к шаровым опорам.
На Волге от шкворней и игольчатых подшипников отказались лишь в начале ХХI столетия.
Передняя независимая пружинная подвеска Волги – типичная для своего времени конструкция.
Подобные на автомобилях США применяли с середины 1930‑х годов.
На первых Волгах были рычажные амортизаторы, телескопические появились в 1960‑м.
ГАЗ-М21 – первый советский легковой автомобиль с серийной автоматической коробкой передач.
Но таковой оснастили лишь несколько сотен машин.
Ни соответствующей культуры производства, ни подходящего масла, ни квалифицированного обслуживания в стране просто не было.
На часть уже выпущенных с автоматом машин позднее даже установили обычную механику.
Автомат прижился лишь на мелкосерийной правительственной Чайке ГАЗ‑13.
Волга ГАЗ‑21 – типичный автомобиль своего времени: классическая компоновка, передняя подвеска – независимая, пружинная, задняя – на продольных рессорах.
В качестве аналогов на ГАЗе изучали (а потом на испытаниях сравнивали с Волгой) в первую очередь американские Ford Mainline и Chevrolet Styleline.
Но в части конструкции кýзова у этих машин заимствовать было нечего.
Американские образцы – рамные, а кузов Волги – несущий.
У газовцев был уже богатый опыт создания подобных конструкций для Победы и ЗИМа.
Конструктивно кузов ГАЗ-М21 похож скорее на Москвич‑402, поскольку последний тоже проектировали в Горьком.
ЗА РУЛЕМ №06 2019.