MY.UAНовости
Евгений Бондаренко, «Медиа Группа Украина»: Внеэфирные заработки уже составляют 50% наших доходов
Евгений Бондаренко, «Медиа Группа Украина»: Внеэфирные заработки уже составляют 50% наших доходов

Евгений Бондаренко, «Медиа Группа Украина»: Внеэфирные заработки уже составляют 50% наших доходов

Как и для всех без исключения медиакомпаний, для «Медиа Группы Украина» 2020 год был временем неожиданных перемен. Подвесив в воздухе ряд решений вроде продажи футбольного контента по модели a la carte и изменив конфигурацию продаж прямой рекламы, он принес компании и основания для гордости. Среди последних – долгожданный успешный запуск большого развлекательного шоу, старт информационного телеканала во внезапно поредевшей нише и рост спутниковой и ОТТ-платформ, углубляющий водораздел между медиагруппами с собственной дистрибуцией и без нее.

«Детектор медиа» поговорил с директором «Медиа Группы Украина» Евгением Бондаренко о перераспределении рекламного рынка на фоне его уменьшения и росте внеэфирных доходов, подготовке на осень новых больших шоу на телеканале «Украина», построении самой крупной, по собственной оценке, информационной площадки в стране, диалоге с властью и коллегами по рынку.

– Евгений, ваши сотрудники рассказали мне, что буквально перед нашим интервью вы с ними обсуждали революционные изменения, которые происходят на медиарынке. Какие изменения вы считаете самыми важными?

– Это тренды, которые мы наблюдаем в течение нескольких последних лет и которые катализировал прошлый год. В конце первого – начале второго квартала прошлого года был бум телесмотрения. Но это был бум не только традиционного линейного телесмотрения: мы наблюдали существенный скачок других технологий потребления контента. Начал существенно расти спутник, почти двукратными темпами стал развиваться ОТТ-сегмент. Монетизация контента через дистрибуцию стала для медиагрупп существенным источником дохода. Наша группа закончила прошлый год с долей эфирных доходов (рекламные и спонсорские проявления в эфире. – Ред.) на уровне 50%, то есть внеэфирные доходы – дистрибуция, реклама и спонсорские проявления на диджитальных площадках – у нас выросли и уже составляют в валовых доходах порядка 50%.

Сложилась непростая ситуация на рекламном рынке: индустрия с 2012 года системно развивалась, а сейчас мы находимся в ситуации голландского аукциона, когда идут торги на понижение цены. Рынок у нас и так небольшой, в десять раз меньше российского, например, и это серьезно влияет на способность производить контент, потому что для значительной части индустрии рекламная монетизация все еще остается значимой частью доходов.

– Как вы думаете, сколько продлится эта ситуация аукциона? Когда в прошлый раз изменилась конфигурация продаж у медиагрупп, тоже были ценовые войны, но они имели конечный срок. Прогнозируете ли вы, что они прекратятся до конца этого года?

– Я уверен, что подобные противостояния явно не способствуют развитию медиаиндустрии. В данном случае иррациональные решения, к сожалению, превалируют над здравым смыслом. Диалог с коллегами по индустрии продолжается, и надеюсь, что мы сможем найти решения, которые будут эффективны для рекламного рынка в целом.

– Что могло бы послужить точкой компромисса между вами?

– Это набор точек. Совершенно точно существуют модели, которые выгодны всем. Если сравниваться не относительными успехами со своими конкурентами, а в первую очередь успехами по сравнению с самими собой в сценарии А или Б, то можно очень просто прийти к общему знаменателю. Нужно, чтобы все посмотрели на себя, свои позиции, их улучшение, сохранение и среднесрочные пути развития.

– Даже если бы не знать, какая борьба сейчас идет между вами за рекламодателей, то просто по публичным заявлениям можно заключить, что происходит перераспределение рынка.

– И это не просто перераспределение рынка, это перераспределение рынка на фоне его уменьшения.

– Заинтересованы ли вы в изменении коммерческой аудитории, например, ее расширении?

– Да, мы начинаем активное движение в эту сторону. Мне кажется, что ограничение коммерческой аудитории возрастной вилкой 18–54 себя исчерпало, потому что и покупательная способность более взрослого населения стала существенно выше, чем 20 лет назад, и все больше решений о покупках принимаются аудиторией от 14 до 18 лет. Поэтому позиция нашей группы состоит в том, что расширение с 18–54 до 14–60 – правильный, логичный и соответствующий моменту шаг.

– Чтобы это случилось на индустриальном уровне, нужно согласие остальных игроков. Поддерживают ли они вас в этом?

– Сложно сказать. Это будет год диалога. На текущий момент 35% всех бюджетов рекламодателей – это фарма. Она ориентирована на более взрослую аудиторию. Это опять-таки больше вопрос нашей индустриальной договороспособности, понимания конфликта долгосрочных и краткосрочных целей и необходимости индустриальной стратегии.

– Ваши конкуренты говорили мне, что после изменения конфигурации продаж именно у вас в портфеле особенно много фармы. И что здесь для вас определенный риск, поскольку это сезонные рекламодатели.

– Это же не означает, что вся фарма перешла к нам, хотя мы бы не отказались. (Смеется.) У всех фармпроизводителей есть пересекающиеся позиции вроде условного анальгина, и нельзя поставить четыре разных анальгина в одном рекламном блоке. Во всех категориях рекламодатели ищут наибольших охватов. Поэтому таких системных рисков я не вижу.

К тому же, например, с «Маской» мы научились работать с молодой аудиторией. Отрыв «Маски» от ближайшего конкурента по аудитории 14–35 лет (города 50 тыс.+. – Ред.) составил более 70% и доля выше 18%, а это очень высокий показатель, не слишком свойственный большинству продуктов телеканалов из топ-6. Мы и индустрия в целом доказываем, что телевидение остается актуальным для молодых зрителей.

– При этом ваши конкуренты с интересом следят за каждым новым продуктом, запускаемым сейчас «Украиной». Как в ситуации дефицита денег и смены технологий потребления вы находите ресурсы для запуска новых шоу?

– У меня еще нет ответов на все вопросы, но я чувствую и надеюсь, что они находятся в кросс-медийной дистрибуции контента и в его производстве для более широких способов доставки и более широких аудиторий. То есть надо искать окна возможностей, когда контент доступен и зрителям линейного телевидения, и зрителям ОТТ, и в широком диджитале (на YouTube, сайтах телеканалов и так далее). У нас уже есть определенные эффективные решения в этом направлении. Также важна уникальность и эксклюзивность контента.

Во время карантина зрители были и продолжают пребывать в состоянии психологической подавленности: дефицит общения, недостаток ярких событий. Мы боролись за формат «Маски» и видим, что она действительно стала событием и для зрителей, и для индустрии. То, что у нас получилось, превысило даже мои ожидания: я рассчитывал на более скромные цифры, чем 23–25% доли и до 37% в момент снятия маски с героя (данные по широкой аудитории 18+. – Ред.). Только в эфире шоу посмотрели более 14 млн украинцев, а на YouTube еще до финала было более 31 млн просмотров. Мы действительно нашли достойный формат, реализовали его очень качественно, и аудитория оценила нашу работу. И есть идеи, как в следующие разы расширить этот формат для ОТТ. Мы уже анонсировали новый сезон шоу «Маска», который, естественно, не будет простым повторением первого сезона. Команда готовит много сюрпризов для зрителей. Я даже сам обо всем не знаю. Так что не спрашивайте. (Смеется.)

– И на осень вы готовите новое шоу?

– У нас несколько идей в активной фазе проработки, мы обсуждаем их совместно с производственной командой эфирной группы. Совершенно точно у нас будет одно или даже несколько шоу на осень.

– Именно это и волнует ваших конкурентов. Я видела пост в Facebook о кастинге большого вокального шоу с формулировкой «от создателей “Маски”». Вокальное? (Интервью состоялось до того, как телеканал «Украина» официально объявил о старте подготовки на осень вокального шоу. – Ред.)

– Идеи вокального шоу тоже есть, в стадии предпродакшена, предкастингов. Певческий формат – самый востребованный и хорошо работающий. Но есть идеи и не только вокальных шоу, хотя я пока не могу раскрывать подробностей.

– Когда вы примете эти решения?

– В ближайший месяц, максимум до конца апреля – дальше временные горизонты не будут позволять тянуть.

– И производить будет «ТелеПро»?

– Да, это осознанное стратегическое решение, которое мы принимали в прошлом году: исторически «Украина» производила подобные проекты с внешними продакшенами, но мы посчитали для себя развитие этого направления одним из ключевых, поэтому решили развернуть его внутри. Опыт показал, что решение было правильным.

– К вашим ресурсоемким проектам я отношу большие развлекательные шоу, потому что помню многолетнюю риторику СТБ, который мотивировал свой переход к сериалам тем, что последние можно многократно показывать, что выгоднее экономически. Я также отношу к ресурсоемким проектам канал «Украина 24». Может быть, мой вопрос прозвучит повтором, но когда, с одной стороны, есть важные и ресурсоемкие проекты (возможно, вы захотите меня поправить и назовете другие), а с другой стороны, ресурсная база сужается, в чем вы видите свой фокус?

– Уникального ответа нет. Надо развивать шоу, продолжать развиваться в сериалах, находить новые форматы сериального производства, для которого у нас много идей на предпремьерной стадии и в стадии продакшена на осень. Все время идет поиск баланса, комбинаторика.

Внутри группы много лет говорили, что нужно запустить собственный новостной канал. В позапрошлом году мы активно смотрели на эту нишу, изучали ее, определяли, каким он должен быть. В прошлом году 60% моего времени было направлено на реформу нашего информационного вещания. Мы создали «Новостную Группу Украина», которая объединила бренды «Сегодня» и «Украина 24» в телевизионной, производственной и диджитальной плоскостях. Сейчас у нас на финальной стадии процесс их реорганизации в единый организм, и уже можно сказать, что этот организм состоялся, живет полноценной жизнью, обслуживая многомиллионные аудитории, без внутренней конкуренции. Это был серьезный вызов и фокус, и в начале этого года, чуть быстрее, чем мы рассчитывали, канал достиг лидирующих позиций в своем сегменте. Мы позиционируем и строим этот канал как общенациональный, рассчитанный на широкую аудиторию. Канал, на котором представлен весь спектр мнений, неслучайно наш слоган – «Канал різноманітних думок». Мы развиваем портал segodnya.ua как агрегатор новостей, а сайт «Украины 24», который является разделом segodnya.ua, как агрегатор мнений.

На фоне закрытия трех информационных каналов ходило много разговоров, кто от этого выиграет. «Украина 24», безусловно, несколько нарастила аудиторию, но все-таки большая часть зрителей перешла не к нам. У закрытых каналов аудитория была достаточно нишевой, а мы ориентированы на более широкую.

На форуме «Украина 30» вы сказали, что доля «Украины 24» 1–1,5%. Когда вы откроете цифры канала в панели?

– Я думаю, что через две-три недели. Мы активно обсуждаем это внутри.

Главным фактором серьезного скачка смотрения телеканала в этом году было увеличение покрытия. Когда мы его запускали, то были на спутнике и в Т2, но с кабельными операторами у нас не совпали циклы. А сейчас «Украина 24» – неотъемлемая часть нашего предложения в диалоге с кабельными операторами, и покрытие серьезно увеличилось с 31 декабря прошлого года. И это сразу конвертировалось в 20–30% роста смотрения.

– Сколько людей работают в «Новостной Группе Украина»? Где они сидят? На улице Героев Космоса?

– У «Новостной Группы Украина» есть студия в бизнес-центре «Леонардо» в центре города, но основная ресурсно-производственная база, конечно, находится на улице Героев Космоса (где, в частности, расположен телеканал «Украина». – Ред.). Это можно сказать про всю группу: мы курсируем с объекта на объект. Конечно, это не оптимально с точки зрения затрат времени, ресурсов на логистику, поэтому проект по объединению всей группы на одной локации остается одним из стратегических приоритетов.

В НГУ работают порядка 600 человек. Изначально «Украина 24» запускался как проект stand alone, но уже в процессе мы пришли к пониманию эффективности интеграции наших информационных ресурсов и создали НГУ. НГУ стала самой крупной информационной площадкой в стране и с точки зрения количества сотрудников, и с точки зрения контента, который выдается в эфир и в диджитал.

Еще мы гордимся минимальной текучкой кадров в информационном блоке. В начале марта у нас было первое за год COVID-19 неформальное собрание со всеми его ведущими, и я почувствовал хорошую, позитивную энергетику: люди действительно общаются, независимо от того, с каким из брендов они себя больше ассоциируют.

– Вы сказали, что большой толчок росту смотрения канала «Украина 24» дало расширение покрытия. Когда проект находился только на этапе становления, вы уже были способны привлекать самых топовых гостей, в том числе из высшего руководства государства. Расцениваете ли вы это как еще один ускоритель роста канала?

– Как я уже сказал, мы себя позиционируем как общенациональный канал. И всегда были готовы выступать партнером, в том числе и для основных ньюсмейкеров в стране. Поэтому мы находимся в плотном сотрудничестве и взаимодействии с различными спикерами и всегда открыты.

В последний год, когда я бываю в Офисе президента или комитетах Верховной Рады, я все чаще вижу там на экранах «Украину 24». Индустрия находится в постоянном диалоге с властью с точки зрения законодательных, регуляторных инициатив, вопросов спутникового вещания, вещания в зонах размежевания – всего того, что мы обсуждали на форуме «Украина 30». Так что с определенной периодичностью я там вместе с коллегами из других групп бываю.

– Расскажите, пожалуйста, про этот диалог с властью. Стало ли для вас удивлением, что на форуме «Украина 30» президент Владимир Зеленский опять озвучил мысль о том, что кодировка на спутнике усиливает дезинформационную угрозу и что, возможно, нужно раскодироваться?

– Это не было удивлением. Я прекрасно понимаю позицию президента, его озабоченность. Но всегда надо стараться находить компромисс между краткосрочными и долгосрочными целями. Вопрос возник не вчера, ему больше года, мы начали обсуждать его в феврале 2020-го с РНБО, президентом, Офисом президента. Для решения этой проблемы был предложен целый набор решений. Не все они имплементированы в жизнь. Был запущен канал «Дом», которому все группы давали премиальный контент собственного производства. Viasat и Xtra TV предложили предоставлять сет-топ-боксы по минимальной цене, а для каких-то категорий вообще бесплатно. Офис президента и Минкульт эту инициативу поддерживали, они были готовы входить в более детальные расчеты. Но так как это тоже инвестиции спутниковых операторов, мы предложили всем медиагруппам отказаться от платы за ретрансляцию на протяжении года. Это предложение не было поддержано всей индустрией: один из четырех игроков отказался.

Последний шаг – это «Зеонбуд», изменение модуляции. Осенью был пересмотр и продление его лицензий под определенную программу и, насколько я знаю, там тоже предпринимаются определенные действия.

Эти три элемента можно ускорять. Отказаться от кодировки – это четвертое действие, которое может остановить развитие платного рынка. Этот негативный эффект может серьезно перекрыть краткосрочный позитивный.

– Да, вы уже сказали о 50% неэфирных доходов вашей группы. А у«1+1 медиа» соотношение такое же?

– Я не знаю отчетности других групп. Но «1+1 медиа» находится в тех же сегментах платного рынка, что и мы: они развивают и ОТТ-платформу, и спутниковую. Поэтому я предполагаю, что у них может быть похожее соотношение.

– Я уже поняла, что по поводу платного рынка, особенно ОТТ, надо переспрашивать у всех. Группа «1+1 медиа» насчитывала для своего проекта с «Киевстаром» второе-третье место на начало года, у BigDataUA в начале осени было немного другое видение второго-четвертого мест. Но все сходятся в том, что Megogo – номер один. По вашим данным, на каком месте Oll.tv?

– Если смотреть исключительно на ОТТ-операторов, то у Oll.tv, наверное, второе-третье место. Но мы внутри смотрим более комплексно: на сегменты присутствия в платном рынке. У нас есть база абонентов на спутнике, в нашем ОТТ и в ОТТ через партнерские программы. И между ними возможны перетоки. Объединение в прошлом году Xtra TV и Oll.tv – это с точки зрения большинства процессов один из шагов в сторону доступности нашего предложения в независимости от технологии. Наши спутниковые абоненты могут через свои коробочки получать точно такое же предложение, как абоненты Oll.tv через коробочки и приложения ОТТ. С точки зрения присутствия на платном рынке в целом, по нашим оценкам, первое место все еще сохраняет «Воля», на втором месте находится Megogo, а «Медиа Группа Украина», учитывая все сегменты присутствия, сейчас на третьей позиции.

– Федор Гречанинов (директор по стратегии и развитию бизнеса «Медиа Группы Украина». – Ред.) уже публично говорил, что в Megogo деньги Степана Черновецкого. Вы подтверждаете?

– По многим историям у нас есть догадки и предположения. Но Megogo – серьезный, системный игрок в ОТТ-сегменте, который активно развивается и диктует новый уровень конкуренции. Потому что тот забег с точки зрения стоимости контента, в первую очередь спортивного, который мы наблюдали, может себе позволить только очень серьезная, амбициозная компания.

– В какую сумму вы примерно можете оценить их объем инвестиций в контент?

– Весь объем, наверное, не могу. Сужу по кейсам, в которых мы выступали конкурентами: там очень серьезные суммы.

Безусловно, ОТТ – это растущий сегмент, который учитывает современные тренды потребления контента. Но это ни в коем случае не означает, что в какой-то ближайшей перспективе телевидение остановится. Информационное вещание развивается и востребовано как ТВ-продукт, как и развлекательный контент высокого качества. Вопрос опять-таки в окнах показа и монетизации. Там, где контент будет появляться первым, он будет получать наибольшее смотрение.

– Были ли вы на встрече НСТУ с коммерческими продакшенами и медиагруппами в связи с тем, что НСТУ собирается выходить на рынок как заказчик развлекательного контента?

– Нет, не был.

– Это была установочная встреча, на которой они пытались поговорить о точках пересечения между сторонами. Сейчас по закону НСТУ не может заниматься копродукцией, она может быть только заказчиком и 100% прав оставлять себе. Также сейчас все проекты должны быть реализованы в течение одного бюджетного года. Как я поняла, все коммерческие игроки заинтересованы в совместном производстве и делении прав. Вы сказали, что выиграет тот, у кого контент будет показан первым. Это ведь тоже важно в таких партнерствах?

– Я имею в виду не победу в моменте, а поиск правильной модели открытия контента через различные технологии.

– А для вас что было бы важно в таком партнерстве с НСТУ?

– В любом партнерстве важно, чтобы оно было взаимовыгодным. Я пока не совсем понимаю критерии. Но я уверен, что их можно нащупать и с НСТУ.

А зачем НСТУ хочет этим заниматься? Какая за этим стратегия?

– Сделать долю смотрения «UA:Першого» выше, чем она сейчас.

– А зачем? Предположим, стоит задача доставлять и популяризировать у населения социально значимый контент. Мне кажется, если смотреть на такую задачу только через одного вещателя, то это сильно сужает возможности. Более широкие партнерства тут могут быть более эффективными и охватоемкими, чем просто инвестирование в производство контента.

Мне кажется, что стратегия и миссия этого вещателя должны рождаться не внутри компании, а каскадироваться как некая национальная задача.

– Мне говорили, что когда вы принимали решение о мировом соглашении по «Маске», вами могли двигать два мотива. Один из них заключается в том, что у вас лично уже был опыт спора из-за «Инспектора Фреймут» и вы понимали, что суд – это длинная история с призрачной перспективой финансовой компенсации. Во-вторых, ваша позиция заключалась в том, что сейчас индустрии важно быть сплоченной, не терять время на склоки, отвлекающие от решения важных вопросов: индустриальных, защиты от законодательных инициатив власти, если она переходит какие-то границы, общего видения, как можно правильно использовать те возможности, которые дает цифровой технологический сдвиг. Так ли это?

– И это в том числе.

Законодательство в сфере защиты форматных прав в Украине находится в зачаточном состоянии. Я считаю, что тот факт, что нам удалось в диалоге с группой «1+1 медиа» и Ярославом Пахольчуком (гендиректором «1+1 медиа». – Ред.) прийти к договоренности, которая урегулировала наши расхождения по данному конкретному продукту, может стать и фундаментом для построения более цивилизованных моделей в части форматного законодательства в нашей стране.

– Какие угрозы со стороны законодателей вы видите?

– Есть ряд законопроектов в активной фазе диалога, развитие событий и принятие финальных решений по которым может повлиять как позитивно, так и негативно на телевизионную индустрию. Мы уже с вами говорили сегодня, что различные технологии доставки контента набирают все больше мощи, и в этой ситуации мне кажется не совсем правильным, что представители различных технологий находятся в неравных условиях с точки зрения правовых ограничений. Мы должны смотреть на нашу территорию не с точки зрения того, в какой технологии или юридической форме, локальной или иностранной, находится игрок, который де-факто работает на территории Украины. Мы должны исходить из его информационной политики. ОТТ и телевидение находятся в разном положении в вопросах тех же языковых квот для контента. А это ставит производственные и закупочные возможности эфирного телевидения в дискриминационную позицию.

– И как я понимаю, вы выступаете за недискриминацию украинских игроков по сравнению с иностранными?

– Да, конечно.

– А если говорить не про ОТТ, а вообще про интернет-медиа, вы тоже выступаете за то, чтобы требования к ним уравнять с требованиями к телевидению?

– Это более сложно регулируемая история. Мне кажется, надо есть слона по частям. Наверное, мы сразу не придем к единому знаменателю, но надо понимать общий вектор и цель. Я не до конца уверен, как и что можно сделать или ограничить в интернете с технологической точки зрения.

– Мы сейчас поговорили про законопроект «О медиа». Есть ли еще какие-то законопроекты, которые могут быть как возможностью, так и угрозой для вашей индустрии?

– Индустрия, безусловно, существует не в отрыве от всего, что происходит в стране, в экономике. Но законопроект «О медиа» для нас ключевой.

– Готовы ли вы к 100-процентному украинскому языку?

– Мне кажется, что это не совсем правильно, потому что поставит большинство наших производителей в дискриминационное положение по сравнению с другими игроками, которые к тому же обладают существенно большими бюджетами. Кроме того, с точки зрения языка потребления технология ОТТ сейчас предоставляет любые опции, когда язык – это вопрос предпочтений конкретного зрителя, то есть можно посмотреть один и тот же контент на английском, русском, украинском. В линейном эфирном телевидении такой подход реализовать невозможно. И просто полностью отсекать потребности определенной категории населения, наверное, не совсем правильно. Поэтому мы сейчас стараемся придерживаться позиции неувеличения текущих квот. Это ведь тоже маховик с точки зрения возможностей и продажи контента, и его мультитехнологичной дистрибуции. Мне кажется, что за последние шесть лет индустрия нащупала баланс и попытки его изменить могут иметь негативные последствия.

– А что могло бы помочь развиваться медиаиндустрии?

– Более рациональное поведение во многих аспектах, больше аппетита к договороспособности и партнерствам, многим из которых не позволяют состояться иррациональные факторы. Мы много усилий тратим на внутренний маркетинг в терминологии Адизеса, противостояние между собой в разных сегментах, в то время как могли бы находить более простые и быстрые модели взаимовыгодного сотрудничества.

– Помните, год назад мы с вами говорили о национальном ОТТ-операторе? Исходя из позиции некоторых участников рынка, мне кажется, у этой идеи сейчас нет перспективы.

– Нет, у этой идеи остаются колоссальные перспективы и потенциал. Но сфокусированность на решении более краткосрочных задач и недостаточный уровень договороспособности этому мешают. Есть модели, которые могли бы позволить этой инициативе запуститься еще два года назад.

– Кстати, я предлагала Суспильному тоже поучаствовать в этой истории. У него появились деньги. Он думает, что их стоит направить на заказ контента. Но можно же принять участие в строительстве национального ОТТ-оператора.

– Но ведь проблема строительства находится не в технологической плоскости (а в плоскости контентного вклада и деления доходов от просмотров. – Ред.). Вопрос исключительно в форме договоренностей и понимании необходимости развития этого сегмента.

Я читаю свежие регуляции, которые предлагает Еврокомиссия, чтобы поддержать свою медиаотрасль в связи с COVID-19. Там действительно часто встречаются идеи, предполагающие партнерства, причем иногда такие, что я не могу понять, действительно ли они готовы к ним или же это что-то желательное, к чему они еще долго будут идти. Например, они планируют создавать партнерства в сфере обмена данными между медиакомпаниями. У них есть проблема недоиспользования возможностей огромного рынка ЕС: видимо, в силу языковых различий их медиакомпании преимущественно сосредоточены на своих локальных рынках и потому не могут конкурировать с крупными американскими игроками. Еще одна задача: подтолкнуть европейские медиакомпании к диджитализации их бизнес-процессов и бизнес-моделей. Мне кажется, что все эти вызовы актуальны и для нас тоже. Не знаю, в состоянии ли мы мыслить в этой парадигме и двигаться так, как они, а не только обсуждать законодательные инициативы, кого и при каких условиях блокировать.

– Согласен с вами.

На самом деле, в ЕС была такая инициатива – European Media Alliance, – когда крупнейшие игроки в разных странах предполагали создавать не национального, а европейского ОТТ-оператора, чтобы на моделях revenue sharing обмениваться контентом между собой. Но у них совершенно другой уровень проникновения английского языка и Netflix, особенно в таких странах как Германия.

Несколько лет назад у меня был звонок с СЕО одной из австралийских медийных компаний. Он рассказал, что они шли в направлении своего ОТТ и заход Netflix убил эту инициативу за месяц, потому что английский язык, другие бюджеты, другое качество контента. Вся аудитория моментально переключилась.

Я встречался с ProSiebenSat.1, когда они активно размышляли над созданием ОТТ-оператора в рамках European Media Alliance (летом 2019 года ProSiebenSat.1 вместе с Discovery запустили в Германии ОТТ-плафторму Joyn, которая также объединяет контент других локальных (ARD/ZDF) и иностранных (Viacom) игроков. Через год у нее было 7 млн пользователей в месяц, что сделало ее крупнейшим видеостримингом в стране. Концепция ОТТ-партнерства в рамках European Media Alliance предполагала объединение усилий немецкой ProSiebenSat.1, французского TF1, британского Channel 4 и целого ряда других телеканалов из Италии, Испании, Скандинавии, Турции, Бельгии, Португалии и др. – Ред.). ОТТ выглядело как технологическое решение типичных транснациональных проблем. Любой контент – словенский, испанский, немецкий, голландский, – если он качественный, мог бы быть доступен на этой платформе с субтитрами либо в дубляже с различными дорожками. Это решало вопрос себестоимости и доступности контента. То есть на уровне идеи все звучало разумно. Жаль, если у европейских коллег тоже не хватает мудрости для финальных договоренностей.

Мне непонятно, что происходит с «Зеонбудом» и расширением его покрытия. Слишком много разнонаправленной коммуникации. «Зеонбуд» говорит: «Мы достраиваем». «1+1 медиа» говорит: «Нет, вы подкрутили технические параметры». «Зеонбуд» говорит: «StarLightMedia пожаловалась на нас в Офис президента, заставляют еще что-то добавить». Что происходит на самом деле?

– Я не знаю, что происходит на самом деле. Последняя встреча в Минкульте, когда обсуждали ситуацию «Зеонбуда», «Дома», коммерческих отношений и вопросов покрытия, показала, что мы в таком же диалоге, как и все другие игроки. Было требование установки определенного количества новых передатчиков. Когда мы спрашиваем, «Зеонбуд» говорит, что выполняет эту программу и осталось доставить буквально несколько. С точки зрения модуляции все основные шаги они тоже сделали. Поэтому мне сложно комментировать. И это же вопрос конкретной территории. Там могут возникнуть естественные факторы: рельеф местности и так далее.

Но если к вопросу покрытия подойти комплексно, то у абонента должна быть возможность воспользоваться одной из технологий: эфиром, ОТТ или спутником. Мы специально поднимали «Украину 24» на двух спутниках, потому что задача покрытия – одна из ключевых в информвещании.

– Где, кроме Украины, вас видно благодаря этому?

– Наш основной спутник – Eutelsat, он покрывает практически всю Европу. Польша активно нас дистрибутирует, в том числе, через 100 кабельных операторов. Конечно, в первую очередь мы ориентируемся на украино- и русскоязычный сегмент аудитории. Задача – покрывать тех, кто до сих пор ощущает ментальную связь с Украиной. Это незакодированный канал, это наш вклад в договоренность, когда каждая из групп должна была представить по одному незакодированному каналу.

Мультиплекс КРРТ: вы за или против?

– Я не вижу смысла, не понимаю эту инициативу. Мне кажется, с точки зрения количества эфирных каналов в мире мало таких примеров как Украина. Экономики не хватает даже на текущий набор вещателей. Единственная модель монетизации у эфирного телевидения – это реклама. Еще больше увеличивать предложение при текущем уровне спроса? Если это не бизнес-цель, то я не понимаю, какая. Мне никто на этот вопрос не ответил. Может быть, надо ее обсудить и согласиться или нет.

А кто стоит за Максимом Варламовым и Василием Филипчуком, которые пытались войти в государственно-частное партнерство с КРРТ? Источник, который обратил наше внимание на эту историю, считает, что это может быть Игорь Коломойский.

– Не знаю. Но это колоссальные инвестиции, возврат которых сомнителен, учитывая растущий уровень проникновения интернета. Мы видим, что в последние несколько лет самый значительный прирост наблюдается в отстающих категориях: женщины старше 55 лет все активнее пользуются интернетом и потребляют контент через него.

Будете ли вы оспаривать в суде победу «1+1 медиа» в конкурсе на управление УМХ?

– Мы подали в суд сразу же после конкурса. Это не вопрос наших амбиций по поводу этих активов. Наш вопрос в том, что мы не понимаем, какое предложение выходило на конкурс: ни экономическое состояние, ни набор активов, ни планы развития, ни ретроспективные и перспективные проблемы. То есть для нас этот конкурс был непрозрачным и таким и остается.

В результате непрозрачного конкурса победителем объявили группу «1+1 медиа». Я не понимаю, каким образом она сформировала свое предложение. Нужно было зафиксировать ежемесячный уровень выплат, не понимая ни бизнес-показателей, ни цепочек создания стоимости в этих активах. Во-вторых, на мой взгляд, не совсем правильно выставлять на конкурс ежа с ужом (интернет, радио, печатные медиа. – Ред.). С точки зрения потенциала монетизации кому-то может быть интересно одно, кому-то другое. Наша претензия больше в интересах общества, потому что мы считаем, что процесс был организован крайне неправильно.

– Вам самим было бы неинтересно управлять этими активами?

– Какие-то активы интересны, безусловно. Но хочется понять, как они могут влиться в нашу экосистему, возможны ли синергетические модели. Без ответов на эти вопросы одна гривна – это единственное, что мы смогли предложить на конкурсе.

– Как я поняла, АМКУ достаточно плотно заблокировал вступление «1+1 медиа» в управление.

– Пока у нас нет информации о решениях АМКУ по этому кейсу. Но, по нашим прогнозам, антимонопольные риски у этой сделки высокие: определенные активы при присоединении к субъектам той же индустрии потенциально могли нарушить баланс антимонопольного законодательства.

Не могу не спросить про Тараса Козака и Виктора Медведчука. Наверное, в стране нет вменяемого человека, который не поддержал бы решение о закрытии их телеканалов. Но смущает механизм политико-правового решения, потому что это достаточно опасное оружие, в использовании которого важно вовремя остановиться. К сожалению, начинала звучать тревожная риторика: «Кто будет следующим, кого мы накажем?» Что вы думаете об этом?

– Это опасная игрушка, которая может превратиться в бомбу. Вопрос меры ее применения является ключевым. После этого решения президент собирал медиагруппы, рассказывал про аргументацию, доказательную базу, которая есть у РНБО и Офиса президента. Поэтому я надеюсь, что это не превратится в политическую дубину, а будет оставаться исключительно инструментом для использования на основании проверенных фактов.

– Беспокоят ли вас центры по противодействию дезинформации? Может быть, не сами по себе, а процесс их создания, когда толком не озвучивают их инструментарий?

– На уровне понимания момента, в котором мы находимся, инициатива, наверное, правильная. Вопрос действительно в инструментарии, который будет использоваться, в критериях, механизмах принятия решений и вынесения вердиктов. Тема зыбкая, непростая, она витает последние полтора года. Все, что зыбко, может создавать почву для спекуляций, а спекуляции могут превращаться в политические дубинки.

– Что будет дальше с телеканалами «Футбол»? Планируете ли вы покупать у Megogo футбольные права?

– Сегмент спортивного контента превратился в высококонкурентный и темпы инфляции в результате действий новых игроков запредельные. Некоторые ценовые решения, на наш взгляд, находятся за пределами бизнес-логики. Мне кажется, Megogo настроен агрессивно с точки зрения построения своего спортивного предложения. Мы сегодня уже затрагивали эту тему: эксклюзивность важна для смотрения, поэтому все игроки этого рынка будут стараться заполучить уникальный контент. На этапе роста сегмента это, наверное, естественно. При чуть большем уровне договороспособности можно было бы находить компромиссы. Есть инструменты, механизмы и модели, которые позволят некоторым игрокам, у которых есть интересы на определенной территории, управлять уровнем стоимости контента. Сейчас, конечно, бенефициарами выступают правообладатели, которые продают этот контент на нашу территорию.

Дальнейшее развитие телеканалов «Футбол» – сложный вопрос. Сейчас они подходят к логическому завершению цикла. Летом планируется финал Евро-2021, если не помешает усиление пандемии. Но у каналов «Футбол» до сих пор большое количество эксклюзивного контента. И прелесть, и недостаток спортивного сегмента в том, что цикличность тендеров довольно высокая. Поэтому здесь невозможно на десятилетие вперед зафиксировать какие-то позиции. Любой, у кого есть желание и средства, заходит и на следующие три года получает права. Здесь длинный забег и, на мой взгляд, более важным элементом является способность игроков найти правила, при которых этот бизнес для них является более эффективным.

– В прошлом году мы еще говорили о том, что вы разрабатываете стратегию для региональных телеканалов. Со всем этим количеством событий, с изменением финансовых возможностей доходят ли у вас сейчас руки до них?

– Доходят. Мы на стадии интеграции каналов «Сигма» и «Донбасс» и изменения модели управления. Частью обновленной стратегии группы является и 34 канал.

Их редакции интегрированы в работу «Новостной Группы Украина»: мы хотим покрывать региональную повестку из единого ньюсрума. Поэтому там и 600 человек: это с учетом региональных корпунктов и редакций.

Фото: «Медиа Группа Украина»

Теги по теме
Рынок
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Брэд Питт подал в суд на Анджелину Джоли: за что требует 35 миллионов долларов
Comments UA
2025-11-06T19:06:03Z
Муж - не первый: Маша Полякова рассказала, как и с кем лишилась девственности, это было быстро
Знай
2025-11-06T18:51:21Z
Восхождение Майкла Джексона к славе в тизере фильма "Майкл"
GameMag
2025-11-06T18:48:36Z
«Кей-поп-охотницы на демонов» от Sony и Netflix получат продолжение — премьера состоится в 2029 году
GameMag
2025-11-06T18:36:03Z
Жена Жени Кота поделилась главными секретами, как вернуться в форму после родов
TSN
2025-11-06T17:21:09Z
Тоня Матвиенко показала редкое фото взрослой дочери-красавицы и растрогала обращением к ней
TSN
2025-11-06T16:51:00Z
Янина Соколова рассказала о своей "терапии" после расставания с Харчишиным
GlavRed
2025-11-06T16:39:45Z
"Живут в опасности, но не сдаются": Анджелина Джоли поделилась впечатлениями от визита в прифронтовые города Украины
Апостроф
2025-11-06T16:39:27Z
"Все у нас хорошо": группа Ziferblat отреагировала на слухи о раздоре между музыкантами
Апостроф
2025-11-06T16:18:25Z
Украинцы не получают Нацкешбэк месяцами: что случилось и когда придут выплаты
Хвиля
2025-11-07T01:30:29Z
Отключение света 7 ноября: "Укрэнерго" анонсировало вынужденные ограничения в большинстве областей
TSN
2025-11-06T20:18:51Z
Reuters: Волгоградский НПЗ остановил переработку нефти после удара БпЛА
Лига
2025-11-06T20:18:00Z
Народные депутаты бьют тревогу: "Мы все заплатим за развлечения Офиса президента"
Comments UA
2025-11-06T20:00:07Z
Дефицит мяса в Кривом Роге: что известно о проблеме
Политека
2025-11-06T19:00:39Z
Гуманитарка на продажу: директор фонда «Дипломатический корпус» наживался на авто для фронта
Знай
2025-11-06T18:21:51Z
"Позор космического масштаба": Российскому космодрому «Восточный» отключили свет из-за долгов
Новости Украины
2025-11-06T18:18:27Z
Какие дрова можно брать в лесу без разрешения: штрафы и правила
TSN
2025-11-06T17:48:43Z
Когда поступят выплаты за август в программе "Национальный кэшбек" - ответ Минэкономики
TSN
2025-11-06T17:27:03Z
Почему Россия чаще бьет по энергетике, а не по мостам: объяснение военного обозревателя
TSN
2025-11-07T01:48:42Z
Трамп рассказал, отказалась ли Индия от российской нефти
TSN
2025-11-06T23:54:56Z
Путин нашел козла отпущения после срыва Будапештского саммита, - СМИ
UAToday
2025-11-06T23:03:47Z
Силы обороны опровергли данные DeepState о захвате РФ территорий в двух областях
UAToday
2025-11-06T23:03:04Z
Визит в Украину "открыл глаза" на войну послу США при НАТО
TSN
2025-11-06T22:36:59Z
Враг атакует Чугуевскую громаду на Харьковщине, прозвучало более 10 взрывов – СМИ
Украинская правда
2025-11-06T22:36:34Z
Человек с самым высоким IQ в мире просит убежища в США из-за "антихристов и коммунистов" у власти в Корее
Comments UA
2025-11-06T21:42:52Z
Саркози отказался от еды в тюрьме – живет только на йогуртах
Comments UA
2025-11-06T21:24:39Z
На Новый год Москва может оказаться в полной темноте: какая угроза нависла над РФ
Comments UA
2025-11-06T21:15:31Z
Есть пострадавшие, повреждена многоэтажка: первые последствия атаки на Днепр
UAToday
2025-11-06T23:03:58Z
После атаки российских дронов на Чугуев в городе вспыхнули сильные пожары — мэрия
ZN UA
2025-11-06T23:00:46Z
Шахед уничтожен за мгновение до удара по дому. ВИДЕО из Каменского
Новости Украины
2025-11-06T21:36:23Z
Взрывы в Днепре: «Интерсити» остановился
Comments UA
2025-11-06T21:21:50Z
Поврежденный дом и 6 пострадавших: в ОВА уточнили последствия атаки по Днепру
Апостроф
2025-11-06T20:18:51Z
В Ровно во время пожара погиб 4-летний мальчик – полиция выясняет обстоятельства трагедии
Comments UA
2025-11-06T20:09:50Z
Мужчина облил кровью дверь бывшей и оставил ей "подарок": что ему грозит за это
TSN
2025-11-06T19:33:32Z
Украинский суд оправдал оккупанта, подозреваемого в мародерстве: нет достаточных доказательств
Фокус
2025-11-06T19:06:47Z
Российский удар по Днепру: что известно о пострадавших
TSN
2025-11-06T18:51:55Z
Отсрочка от призыва: можно ли оформить документы в ТЦК
ZN UA
2025-11-07T02:03:00Z
Рунический гороскоп на 7 ноября 2025 года: Львам — опора во взаимодействии, Рыбам — мягкое движение вперед
TSN
2025-11-07T01:06:23Z
Не соглашайтесь ради вежливости: в ПЦУ объяснили, когда отказ стать крестным - не грех
Знай
2025-11-06T23:33:18Z
Должен прийти push в "Дії": кто получит "зимние" 6500 гривен и на что можно потратить
UAToday
2025-11-06T23:03:13Z
Bihus.Info: Теща главного киберполицейского Киева после его развода сразу обросла имуществом на миллионы
Украинская правда
2025-11-06T22:36:34Z
7 ноября 2025 года: мученика Феодота - что сегодня нельзя делать
Фокус
2025-11-06T22:27:41Z
Срочно замените паспорт: украинцев предупредили о новых правилах выезда за границу
Знай
2025-11-06T21:12:05Z
Зарплаты в армии: в проекте Госбюджета-2026 не предусмотрели повышения и индексации
Апостроф
2025-11-06T21:00:19Z
Выплаты за рождение ребенка: в Минсоцполитики пояснили, почему 50 тысяч получат не все
Новости Украины
2025-11-06T20:18:24Z
Как цитрусовые помогают быстрее выздороветь при простуде: полезные советы от экспертов
UAToday
2025-11-06T23:03:53Z
Как употребление сладостей бьет по важному органу и подрывает здоровье
UAToday
2025-11-06T23:03:52Z
Рак молочной железы: в программе "Доступные лекарства" появились новые препараты
Хвиля
2025-11-06T22:03:36Z
Можно ли переесть орехи: сколько орехов полезно есть каждый день
Comments UA
2025-11-06T21:57:22Z
Тыква для собаки: можно ли ее давать и как правильно приготовить
Знай
2025-11-06T21:51:27Z
Ешьте яблоки и забудете о таблетках: почему этот простой фрукт творит чудеса с вашим организмом
Знай
2025-11-06T20:51:41Z
Спокойствие в каждом глотке: диетологи назвали 5 напитков для снятия стресса
TSN
2025-11-06T17:00:13Z
Какое растительное масло лучше и полезнее — рафинированное или нерафинированное: ответ экспертов
TSN
2025-11-06T16:09:59Z
Как вернуть блеск стаканам после посудомойки: советы экспертов
TSN
2025-11-06T16:09:08Z
Тонирование лобового стекла: эксперт предупредил об опасности для водителей и пешеходов
Знай
2025-11-06T15:51:05Z
Секрет очень прост: самый быстрый способ прогреть салон авто зимой
Comments UA
2025-11-05T14:21:24Z
Придержите электроконей! Мир переосмысливает темпы развития «зеленого» транспорта
ZN UA
2025-11-05T11:03:13Z
Главный миф об электрокарах развеян: что говорят эксперты про их долговечность
Фокус
2025-11-04T17:30:08Z
Brabus представил эксклюзивный мотоцикл по цене нового Lexus
Фокус
2025-11-04T15:21:47Z
Эти знаки Зодиака в ноябре рискуют попасть в ДТП
Comments UA
2025-11-04T14:42:06Z
В Украине продают старые "Жигули" 1972 года за 1,9 миллиона
Фокус
2025-11-04T14:06:12Z
Raptor на минималках: Ford показал недорогой спортивный пикап на базе Kuga
Фокус
2025-11-04T13:12:40Z
Новый электромобиль Renault Twingo за 20 000 евро рассекретили до премьеры
Фокус
2025-11-04T12:21:57Z
Данія стривожена через китайські автобуси з функцією аварійного відключення
Топ Жир
2025-11-07T01:12:43Z
Ситуация в Купянске остается напряженной, но Силы обороны постепенно вытесняют врага – обозреватель
TSN
2025-11-07T00:51:02Z
Гороскоп на пятницу 7 ноября 2025 года
UAToday
2025-11-06T23:03:57Z
Оракул Ленорман на 7 ноября 2025 года для всех знаков зодиака: Близнецам — решение, Львам — приятные новости
TSN
2025-11-06T23:03:29Z
На Сумщине российские войска атаковали гражданское авто: погиб человек, есть пострадавшие
Украинская правда
2025-11-06T22:06:45Z
Генштаб: Российские оккупанты 55 раз пытались продвинуться на Покровском направлении
Украинская правда
2025-11-06T21:33:45Z
Ограничение движения транспорта в Днепре: появилось предупреждение, когда планируют перекрыть дорогу
Политека
2025-11-06T21:00:21Z
Ограничение движения транспорта в Черновцах: где надолго закроют проезд
Политека
2025-11-06T20:30:18Z
Компенсации за пострадавшее жилье в Киеве: как получить помощь и сколько выплачивают
Апостроф
2025-11-06T20:18:18Z
Гороскоп по картам Таро на 7 ноября 2025 года: новое направление для Близнецов и внутреннее равновесие для Весов
TSN
2025-11-07T02:06:54Z
Ваш кухонный фартук развалится быстрее, чем вы научитесь крутить ролы: главная ошибка, о которой молчат дизайнеры
Знай
2025-11-07T01:33:43Z
Почему люди не ездят на зебрах, как на лошадях: ученые назвали ключевую причину
UAToday
2025-11-06T23:03:26Z
Секрет мужского здоровья: ученые выяснили, как часто надо встречаться с друзьями
UAToday
2025-11-06T23:03:02Z
Что делает вас привлекательными: какая главная черта каждого знака зодиака
Comments UA
2025-11-06T23:00:18Z
Когда тянет к бывшему: почему так происходит и как поступать
Знай
2025-11-06T22:33:58Z
Названы самый длинный в мире тоннель, где течет кристально чистая вода: что о нем известно
TSN
2025-11-06T17:21:01Z
Застряли в лифте во время отключения? Чего нельзя делать в любом случае
Знай
2025-11-06T17:06:59Z
Україна планує відновити експорт сухого молока до Японії
AgroNews
2025-11-06T15:15:03Z
Официально: Релиз Marvel 1943: Rise of Hydra отложен на неопределенный срок
GameMag
2025-11-06T22:34:26Z
Официально: Rockstar Games перенесла релиз GTA VI на ноябрь 2026 года
GameMag
2025-11-06T22:26:56Z
Украина вводит лимиты для азартных игр: какие изменения ждут игроков и операторов рынка
Comments UA
2025-11-06T22:21:22Z
В "Дію" интегрируют голосовой искусственный интеллект — Минцифры
Апостроф
2025-11-06T21:18:30Z
Naughty Dog пообещала продолжать радовать фанатов мощными сюжетными играми — Intergalactic: The Heretic Prophet на подходе
GameMag
2025-11-06T20:57:24Z
HONOR X9d устроили ад на асфальте — оказался неубиваемым
GameMag
2025-11-06T20:39:59Z
ChatGPT поставили на паузу: какие темы теперь под запретом и зачем OpenAI делает из ИИ "друга с эмодзи"
Знай
2025-11-06T19:51:50Z
Вот тебе и пироги: Обзор ноутбука Maibenben X‑Treme Typhoon X16B в стиле Atomic Heart
GameMag
2025-11-06T19:51:41Z
"Чистейший игровой язык": Сооснователь Rockstar Games Дэн Хаузер сравнил последние The Legend of Zelda с фильмами Хичкока
GameMag
2025-11-06T19:33:06Z
Мечтает выйти замуж за Путина: у Кабаевой появилась конкурентка
Comments UA
2025-11-06T21:57:21Z
"Шахтер" легко разобрался с исландцами в Лиге конференций
ZN UA
2025-11-06T20:24:41Z
Украинская Премьер-лига: результаты всех матчей 12-го тура, видео голов
ZN UA
2025-11-06T17:18:12Z
Украинец стал четырехкратным чемпионом мира: Мочульский завоевал золото джиу-джитсу
Фокус
2025-11-06T15:21:43Z
Українці п'ятиборці потужно стартували на Євро в Аланії
УкраинФорм
2025-11-06T10:06:31Z
Футболист "Арсенала" стал самым молодым дебютантом в истории Лиги чемпионов
ZN UA
2025-11-05T09:55:57Z
В "Шахтере" ответили президенту "Динамо" Суркису и напомнили киевлянам о налогах
ZN UA
2025-11-05T09:36:41Z
"Бавария" обыграла ПСЖ в центральном матче тура Лиги чемпионов
ZN UA
2025-11-04T22:23:13Z
Роналду неожиданно нарушил молчание и рассказал, что он думает о Трампе
Comments UA
2025-11-04T19:33:18Z