Об этом он сказал в интервью Укринформу, отвечая на вопрос, насколько эффективно государство может следить за добропорядочностью судей, ведь такой мониторинг - это тоже прерогатива НАПК.
По словам Новикова, закон о предотвращении коррупции Верховная Рада восстановила в декабре прошлого года "в том варианте, когда мониторинг жизни судей становится фикцией. Ведь если, например, благодаря медиа становится известно - судья разъезжает на Maserati..., мы должны сначала уведомить Высший совет правосудия, и уже потом проверять факт, действительно ли он таки пользуется этим авто. Понятно, что эффективность такой работы будет нулевой: сегодня пользуешься, завтра прекратил пользоваться, и мы не сможем зафиксировать этот факт".
"Фактически, - констатировал глава НАПК, - теперь у нас судьи - это класс публичных служащих, обособленный в отдельную категорию, когда речь идет о проверке образа их жизни, это люди, которые имеют больше привилегий, чем любые другие публичные служащие, в том числе Президент или же министры либо депутаты".
Он подтвердил, что судьи подпадают под полную проверку деклараций, "но вот здесь тот вариант "пропустить нельзя проверять", когда важно место запятой и порядок слов. Для "перезагрузки" системы декларирования после того самого "конституционного кризиса" благодаря декабрьским поправкам в закон, принятым Верховной Радой, следовало утвердить новый порядок полной проверки деклараций судей. Для введения в действие он должен был быть согласован с Высшим советом правосудия и собранием судей КСУ".
Однако, подчеркнул Новиков, порядок не согласовали ни Рада, ни Конституционный Суд, "поэтому мы применяем общий порядок проверки судей, но с ограничениями, предусмотренными законом. То есть руководствуемся прямой нормой закона, который был принят в декабре прошлого года".
По его словам, в законе сказано, что этот порядок должен содержать определенные особенности в отношении судей, и "все эти изменения мы прямо прописали в порядке. То есть взяли общий порядок проверки, например, народных депутатов, Президента либо Премьера, и интегрировали в него прямые нормы закона. И направили в ВСП и Конституционный Суд на согласование. В результате, несмотря на то, что судьи Конституционного Суда и в целомсудьи и без того поставлены законом в привилегированное положение, они говорят: нет, нам мало этих привилегий, мы хотим, чтобы наши декларации проверяли не так требовательно, как декларации Президента или народных депутатов. Поэтому дайте нам дополнительные привилегии, а этот порядок проверки мы не согласуем".
Как напомнил Новиков, в заключении Венецианской комиссии говорится, что, "во-первых, НАПК может проверять декларации судей, это соответствует принципам права, во-вторых, это должно делаться в общем порядке, таком же, как для других публичных лиц, в-третьих, может быть установлена дополнительная превентивная мера, например, в виде направления отчетов в Высшую квалификационную комиссию судей Украины по полугодовым либо годовым результатам таких проверок".
Таким образом, сказал глава НАПК, пока применяется общий порядок полной проверки судей, а "чтобы полная проверка деклараций судей была эффективной, следует учесть заключения Венецианской комиссии, осуществлять проверку в общем порядке и, скажем, каждые полгода информировать Высшую квалификационную комиссию судей. Потому что граждане все равны перед законом и судом, и это прямое требование статьи 8 Конституции".