Обычно интернет-мошенников, промышляющих на OLX, интересуют деньги пользователей, которые они могут снять с чужой карты. Но есть и другая схема, цель которой завладеть ценным имуществом – товаром, который можно выгодно перепродать.
Подробно о механизме данного развода рассказал в своем посте на Facebook известный интернет-предприниматель Илья Кенигштейн, который попался на уловку мошенников, но вовремя успел распознать обман, и то - не без помощи добрых людей.
Илья разместил объявление о продаже б/у дрона Mavic Mini, цена которого начинается от 400 долларов. С ним связался некий «Ярослав», который сообщил, что хочет приобрести дрона для АТО.
Покупатель предложил прислать курьера, чтобы забрать покупку, но Кенигштейн не согласился и сказал, что передаст дрон при помощи такси службы Uklon. В отношении оплаты товара, «боец Ярослав» сказал, что попросит свою жену оплатить дрон переводом на карту через терминал iBox, после чего он пришлет фото чека.
Спустя несколько минут, фотография чека об оплате, действительно, прилетела по вайберу. То, что она не вызвала подозрений у продавца, удивительно, потому что подделка видна невооруженным глазом. Однако, захваченный процессом организации доставки дрона для АТО, Илья не обратил внимания на детали сразу. Тем более, таксист уже подъехал.
Передав дрон таксисту, Кенигштейн предупредил, что продал товар через OLX и попросил не отдавать его покупателю сразу, а перезвонить за 5 минут до встречи. Тем временем, они с супругой стали звонить на горячую линию iBox, указанную в чеке, чтобы узнать – поступал ли для них платеж на карту?
«сначала играет заставка iBox, потом отвечает оператор Владислав. Спрашиваем: Дуся, где деньги? Ответ: платёж на вас был, процесится, будет доступен после полуночи. Уточняем - есть ли риск того, что деньги не дойдут. Ответ: рисков ноль. Деньги ваши, скоро будут зачислены. Причём, скажу откровенно - все ответы «оператора» абсолютно в контексте. То есть реплики сомнений вообще не вызывают - ни интонация, ни форма, ничего» - пишет Илья.
В это время таксисту начинают названивать от имени покупателя и менять места встречи. Это насторожило его и он перезвонил продавцу, признавшись, что ситуация сильно смахивает на развод. Илья попросил 5 минут, чтобы разобраться и дать окончательный ответ – стоит ли отдавать дрон. А в это время обрывать телефон начал и сам покупатель Ярослав.
Испытывая такое давление, многие люди согласились бы отдать товар, лишь бы скорее выйти из этой ситуации. И это стало бы роковой ошибкой. Вместо этого, Кенигштейн нашел в интернете официальный сайт iBox и увидел, что указанный номер горячей линии не совпадает с указанным в чеке.
«Звоню по номеру который на сайте iBox, спрашиваю у оператора статус транзакции по номеру на квитанции. Ответ: да, подобная транзакция была, только не сегодня, а 30 августа 2018 г. И то было просто пополнение счета. Всё становится на свои места. Нас пытались развести. Присматриваюсь к чеку. Фотошоп. Звоним таксисту и говорим: уезжайте, ничего никому не передавайте».
А вот и фото чека, которое сразу должно было насторожить:
Первое, что бросается в глаза – это неровно обрезанные ножницами края «чека». Второе – это сайт службы поддержки с более чем странным адресом – это сайт-однодневка на известном бесплатном хостинге Wixsite.com.
Кстати, после этого инцидента, мошенники оперативно закрыли сайт и сейчас он недоступен. Но это, разумеется, не означает, что не появятся новые, которые будут развернуты для новых жертв мошеннической схемы.
Если вы вдруг столкнетесь с похожей ситуацией, когда вам будут предлагать фото чека iBox в подтверждение совершенной оплаты, воспользуйтесь официальным сервисом проверки транзакций iBox: https://ibox.ua/pay-status. Здесь можно ввести номер квитанции и узнать, существует ли такой платеж и каков его статус.