Об этом министр Кабинета Министров Олег Немчинов сказал на брифинге по результатам очередного заседания правительства, сообщает корреспондент Укринформа.
«Во-первых, мы не предполагаем в принципе переведение министерств. Особенно, когда у нас происходит вооруженная агрессия, и мы должны сам центр правительства иметь в одном месте. Мы говорим, в первую очередь, о возможности для новосозданных центральных органов исполнительной власти», — сказал Немчинов.
По его словам, законопроект, который правительство согласовало на заседании в среду и передаст на рассмотрение парламента, разработан во исполнение Стратегии реформирования государственного управления на период до 2021 года, плана приоритетных действий правительства на 2020 год и пункта 27 Плана законопроектной работы Верховной Рады Украины на 2021 год с целью совершенствования организации и порядка функционирования Кабинета Министров и центральных органов исполнительной власти, повышения эффективности их деятельности, усиления роли министерств в процессе формирования государственной политики.
Как подчеркнул министр КМУ, министерства еще не стали единственными центрами формирования политики, поскольку другие центральные органы исполнительной власти продолжают осуществлять нормотворческую деятельность. В то же время европейская практика государственного управления разграничивает функции разработки и реализации политики. В случае, когда обе функции выполняются одним органом, создается потенциальный конфликт интересов, поскольку политика может быть сформирована для отображения интересов органа, который ее внедряет. Конечно, центральные органы исполнительной власти должны быть вовлечены в процесс разработки политики, однако функции разработчиков проектов актов законодательства должны выполнять министерства.
Также, по словам Немчинова, существует необходимость в пересмотре действующей процедуры создания и прекращения полномочий центральных органов исполнительной власти. В частности, в случае прекращения полномочий центральных органов исполнительной власти из-за отсутствия четко определенного механизма правопреемства возникают проблемные вопросы, связанные с передачей имущественных обязательств органу, который прекращается, а также обеспечением надлежащего выполнения функций, которые передаются другому органу. Как следствие, нарушается принцип непрерывности осуществления властных полномочий, что негативно влияет на эффективность деятельности правительства.
Среди основных новелл законопроекта следует отметить следующие:
- - установление Кабинетом Министров требований к содержанию и структуре положения о министерстве и положения о другом центральном органе исполнительной власти;
- - предоставление правительству полномочия определять иное (кроме Киева) местонахождение министерств и других центральных органов исполнительной власти;
- - совершенствование процедуры создания и прекращения центральных органов исполнительной власти;
- - закрепление унифицированной структуры аппарата министерства;
- - сосредоточение функций по разработке проектов актов законодательства в министерствах (ЦОИВ, которые осуществляют правоохранительные функции и/или осуществляют нормотворческие полномочия в соответствии с законом, продолжают выполнять функцию разработчика проектов актов);
- - уточнение сфер компетенции и основных направлений деятельности Кабинета Министров;
- - предоставление правительству полномочий определять отдельным решением предельное число заместителей руководителей ЦОИВ;
- - определение основных принципов организации деятельности правительственных комитетов;
- - Премьер-министр освобождается от должности так же, как все члены правительства - с начала работы новосформированным КМУ;
- - усиление роли Секретариата Кабинета Министров в координации процесса стратегического планирования деятельности правительства и обеспечении повышения качества правительственных решений.