MY.UAНовости
Для возрождения авиапрома в Украине нужно не менее пяти лет – авиа­конструктор Дмитрий Кива/Известный специалист считает, что самолетостроение в Украине находится в глубоком кризисе, но потеряно далеко не все
Для возрождения авиапрома в Украине нужно не менее пяти лет – авиа­конструктор Дмитрий Кива/Известный специалист считает, что самолетостроение в Украине находится в глубоком кризисе, но потеряно далеко не все

Для возрождения авиапрома в Украине нужно не менее пяти лет – авиа­конструктор Дмитрий Кива/Известный специалист считает, что самолетостроение в Украине находится в глубоком кризисе, но потеряно далеко не все

Последние годы украинский авиапром пребывает в глубоком кризисе. Среди прочего, в упадке находится и флагман украинского авиапрома – некогда легендарная фирма Антонова. В свое время на эту украинскую компанию развитые западные компании смотрели с почтением и безоговорочным признанием нашего лидерства, как минимум, в сегменте военно-транспортного авиастроения.

В конце прошлого года правительство решило реанимировать авиастроительную отрасль. В частности, первым шагом стал заказ трех Ан-178 для Вооруженных Сил Украины– уже без российских комплектующих изделий. Но есть еще целый пакет мероприятий по спасению авиапрома и перехода к его развитию. Об этом, в частности, говорит ДМИТРИЙ КИВА, который 52 года проработал на фирме Антонова конструктором, ведущим конструктором, и до 1984 года – заместителем генерального конструктора Олега Антонова. А с 1987 года – главным конструктором и первым заместителем ответственного руководителя АНТК имени Антонова. В 2005 - 2016 годах Дмитрий Кива был президентом-генеральным конструктором ГП "Антонов". Он - академик Национальной академии наук Украины по специальности "самолетостроение", Герой Украины. Кстати, номинально он является генеральным конструктором по созданию и модернизации авиационной техники Украины – соответствующее правительственное постановление никто не отменял. Но после ликвидации в ГП "Антонов" должности генерального конструктора, он был вынужден уехать в Азербайджан, где до сегодняшнего дня работает советником руководителей азербайджанских авиакомпаний Silk Way и Azal.

Команда программы Security Talks с ВАЛЕНТИНОМ БАДРАКОМ расспросила у Дмитрия Кивы о причинах упадках украинского авиастроения и путях выхода стратегической отрасли из состояния стагнации.

Утерянные возможности

- Дмитрий Семенович, почему такая важная для Украины отрасль как самолетостроение сейчас попала в "пике"? Какие обстоятельства привели, фактически, к потере многих компетенций отрасли?

- Увы, государство в течение трех десятков лет помогало развитию самолетостроения лишь спорадически, и во многом эта помощь была связана с человеческим фактором. Украинское предприятие традиционно выживало за счет собственной авиакомпании и небольшого экспорта. Тем не менее, до 2015 года была завершена разработка трех основных вариантов самолета Ан-148 и запущено его серийное производство на двух заводах – в Киеве и Воронеже. Разработаны пять вариантов самолетов, которые сертифицированы, производятся и эксплуатируются: Ан-148-100 с англоязычной кабиной, специализированный VIP-вариант, медицинский вариант и вариант Ан-148-200 для перевозки 89 пассажиров. Уровень эксплуатации Ан-148 достиг 400 часов в месяц. Это является показателем высокого уровня, соответствующим самолетам компаний Boeing и Airbus. Была завершена модернизация тяжелого транспортника Ан-124-100М-150, который получил сертификат летной годности. Мы также провели глубокую модернизацию самолета Ан-70, затем были завершены его государственные летные испытания, и самолет был принят на вооружение в ВСУ. Кроме того, по заказу ВВС Индии была проведена модернизация транспортного самолета Ан-32, в ходе которой был продлен жизненный цикл воздушной машины на 25 лет. Проведена модернизация и получен сертификат EASA на самолет Ан-26. Завершена разработка и построен первый прототип нового среднего транспортника Ан-178, а также были начаты его испытания и сертификация. На коммерческих условиях принято участие в разработке перспективных самолетов КНР – Y8F600, ARJ-21 и Y20. Проведена глубокая модернизация бывшего серийного завода "Авиант", на котором с 2005 по 2009 годы производство было практически остановлено. На это ГП "Антонов" было потрачено 2,119 млрд гривен собственных средств. Были разработаны версии военно-транспортных самолетов Ан-178 для ВС ВСУ и Ан-178-111 для Германии, а также Tan-158 для Турции. Был создан и проект учебно-боевого самолета для ВС ВСУ. Не говоря уже о том, что ГП "Антонов" возобновил жилищную программу и в 2008 году построил два многоэтажных дома для своих специалистов. Серийное производство Ан-148 в Украине и в РФ с последующими поставками машинокомплектов, Ан-158 для Кубы и Ан-32 для Ирака, позволяли предприятию получать внушительные оборотные средства. К этому можно добавить ресурсы от авиаперевозок авиакомпании "Авиалинии Антонова". Я считаю, что деградация отрасли напрямую связана с некомпетентными решениями Порошенко, Яценюка, Гладковского, а также менеджеров, которых они привели на ГП "Антонов".

- У компании ГП "Антонов" был ряд проектов с иностранными предприятиями, которые не воплотились в жизнь. Это Саудовская Аравия, Германия, Азербайджан, Турция. Почему эти контракты провалились? Начните, если можно, с Азербайджана, так как вы к этой стране имеете непосредственное отношение.

- После создания командой конструкторов ГП "Антонов" нового военного транспортника Ан-178, мы параллельно занялись его продвижением на иностранных рынках. Мы просчитали, что самолет Ан-178, который способен взять на борт 18 тонн груза, закладывался как самолет для замены Ан-12 и С-130 (грузоподъемностью до 20 тонн), а также С-160 (грузоподъемностью до 16 тонн). Рыночная стоимость самолета Ан-178 также выглядела привлекательной по сравнению с аналогами - порядка 25 – 40 млн долл., в зависимости от комплектации и сервиса. Я руководил проектом создания самолета Ан-178 и являюсь автором патента на его промышленный образец.

Ан-178Фото: wikipedia.org

В мае 2015 года мною был подписан контракт на приобретение авиакомпанией Silk Way 10 самолетов Ан-178, и ГП "Антонов" даже получил от азербайджанской стороны аванс – один миллион долларов США. Если бы в Киеве начали строить самолеты для Азербайджана, можно было бы рассчитывать на увеличение аванса. Но проект почему-то оказался в ступоре. Поставка первых двух самолетов Ан-178 должна была состояться до конца 2018 года, а еще восьми машин – по согласованию сторон. Но этого не произошло. С 2016 года проект начал захлебываться и глохнуть, резко замедлились испытания самолета, прекратились подготовительные работы по его сертификации. К концу 2016 года золотоносная программа, по сути, остановилась. Хотя Азербайджан планировал развертывание серийного производства этих самолетов на своей территории.

Такой проект был крайне выгоден Украине, потому что дал бы всплеск развитию всего нашего отечественного самолетостроения, в условиях практически отсутствия внутренних заказов. А тут, в Азербайджане, за десять лет, по нашим расчетам, Украина в рамках реализации проекта поставок и производства Ан-178 заработала бы около трех миллиардов долларов.

Переговоры велись и в 2020 году. Даже на первый год реализации проекта Азербайджан намеревался выделить порядка 200 млн долл. Баку демонстрировал готовность к решительному старту, и я полагаю, что "Укроборонпром" попросту недооценил планы этого государства. С украинской стороны летом 2020 года участвовали в переговорах гендиректор "Укроборонпрома" Айварас Абромавичус и его профильный заместитель Руслан Корж, а также президент ГП "Антонов" Александр Лось. Позиция руководства "Укроборонпрома" выглядела странно и невнятно. При этом Айварас Абромавичус в ходе переговоров практически согласился с предложенным проектом организации производства самолетов в Азербайджане. После проведения двух детальных обсуждений в режиме zoom-конференций Джахангир Аскеров, которому правительство Азербайджана поручило организацию в стране производства современных самолетов, направил официальное письмо с детальным изложением видения азербайджанской стороной организации производства Ан-178 в Азербайджане с масштабным участием Украины. Однако в ответе ГК "Укроборонпром" вопрос производства Ан-178 в Азербайджане предлагалось отложить на неопределенный срок. Уже позже стало известно, что самолет разобран и летающей машины попросту не существует. В результате Джахангир Аскеров принял решение заморозить переговоры по этому проекту. Фактически, есть все основания утверждать, что некомпетентность руководства украинской авиационной отрасли, а также отток профессиональных кадров сделали невозможным исполнение контракта на поставку украинских самолетов Ан-178 в Азербайджан и налаживание в этой стране производства.

- Если продолжать тему ошибок менеджмента, то немецкий контракт сорвался по такой же причине?

- Немцы инициировали создание совместного предприятия с одной из фирм федеральной земли Саксония по производству Ан-178 – в версии Ан-178-111. Интерес правительства федеральной земли Саксония был реален и охватывал все аспекты сотрудничества в авиастроении. Мы договорились, что создадим у них совместное предприятие со штаб-квартирой в Дрездене. Показательно, что для развертывания нового производства правительство Германии планировало в бюджете страны около 500 млн евро. Они несколько раз осторожно обсуждали с нами планы, зондируя возможности для более глубокого взаимодействия. Они собирались начать с относительно небольших объемов производства Ан-178-111, а затем, не исключено, развить проект до совместных работ и по модернизированному самолету Ан-170.

На август 2014 года планировалось подписание соглашения по самолету Ан-178-111, о создании совместного предприятия и начале работы по этой программе, включая дорожную карту. Но по указанию Яценюка немецкой стороне было направлено уведомление о нелегитимности взаимодействия со мной как руководителем ГП "Антонов". Но после моего отъезда в Азербайджан, правительство Яценюка само по неясным причинам заблокировало работу и подписание соглашения относительно развертывания совместного производства в Германии самолета Ан-178-111. А ведь впоследствии обнаружилось, что этот вопрос был не просто детально проработан, но и согласован на правительственном уровне. Планировалась широкая кооперация предприятий Украины и Германии по производству самолетов. Среди прочего, были предусмотрены поставки фюзеляжа и крыльев, а также ряда других агрегатов и узлов из Украины.

Фото: Getty images

- А как вы можете прокомментировать сотрудничество с Турцией? Ведь была информация о заинтересованности руководства их страны в наших самолетах.

- В Турции было принято решение об организации производства пассажирского самолета на 100 мест. Поэтому в октябре 2013 года на территории международного аэропорта Анкары состоялась презентация самолета Ан-158 на 99 пассажирских мест для премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. С 2014 года он стал президентом страны. Турецкий лидер заинтересовался не только основными техническими характеристиками самолета, но и его возможными модификациями для использования в качестве пассажирской, военной или медицинской версий. Эрдоган побывал на борту самолета, лично и с особой тщательностью осмотрел кабину пилотов и салон. По всему было видно, что воздушная машина ему нравится, и он одобрительно отнесся к предложению, чтобы такие самолеты появились не только в парке турецких авиалиний, но и в составе ВВС страны, и, возможно, в полиции. Естественно, Турция была заинтересована не в прямых, банальных для ХХІ века, закупках. Договорились даже назвать самолет Tan-158, то есть турецкий Ан-158. В течение нескольких десятилетий Анкара настойчиво развивала свой оборонно-промышленный комплекс, создавая новые производства за счет различных лицензий и закупок технологий. Мы рассматривали варианты поступательной интеграции Турции в производство самолетов этого семейства. Например, чтобы узлы и агрегаты турецкого производства на самолетах Tan-158/Tan-178 частично были турецкие. А с началом войны России против Украины речь уже пошла и о замене деталей российского производства турецкими. Разумеется, говорилось не только о российских комплектующих, но и о локализации производства самолетов этого семейства на территории Турции в широком смысле. Мы изучали и совместно оценивали возможности турецких компаний, которые принимают участие в авиационном производстве. И пришли к выводу, что около трети деталей к Ан-158 и Ан-178 могли бы производиться непосредственно в Турции. Это был бы взаимовыгодный самолетостроительный альянс Украины и Турции, к которому весьма логичным стало бы присоединение Азербайджана. Увы, этого все еще не случилось.

- Еще очень интересно узнать, почему не продвинулся перспективный проект в Саудовской Аравии?

- Я эту ситуацию видел панорамно. Сначала изнутри, понимая каждый шаг менеджмента и конструкторов, когда работал на фирме. А потом уже со стороны, но тоже отслеживая ход событий, потому что я всегда был небезразличен к успехам или неудачам родной фирмы. И пришел к выводу, что после прихода к власти команды Порошенко - Яценюка - Гладковского, и появления на нашем легендарном предприятии таких недалеких управленцев как Гвоздев, Коцюба или Донец, работы по этой программе и масштабное сотрудничество с Саудовской Аравией в области авиастроения почти логично споткнулось о непрофессионализм и вопиющее отсутствие компетенции. А, приостановившись, в конце концов, сошло на нет. Очень жаль, потому это был серьезный, взвешенный партнер, сосредоточенный на результативном сотрудничестве. Со мной уже потом, спустя несколько лет после начала моей работы в Азербайджане, встречались и генерал Али, и доктор Халед, которые со своей стороны руководили программой Ан-132. Они намекали на то, что украинская сторона не один раз удивляла их своими "довольно странными" решениями. Хотя саудиты заплатили аванс 50 миллионов долларов.

Среди таких негативных решений – неудача с разработкой новой системы управления Ан-132. Первоначально я был настроен использовать в Ан-132 для Саудовской Аравии систему управления самолета Ан-26 – достаточно простую, но основательно выверенную и очень надежную. Тем более, что Ан-26 у нас имел сертификат европейской EASA. Потому-то я и не хотел переделывать управление воздушной машиной, но уже потом, когда я уходил из фирмы, Александр Лось принял решение все-таки переделать управление самолетом. Потом летчики-испытатели, которые летали на Ан-132, твердили в один голос, что система управления на этом самолете оказалась никудышней – образец того, как не нужно делать. И все-таки, я, помня все детали переговоров и национальные особенности саудитов, их решительный настрой на развитие самолетостроения, абсолютно уверен, что дело даже не в таких конструкторских огрехах – в конце концов, они устранимы, хотя и несут репутационные риски. К сожалению, речь о некомпетентности в целом.

Кабина пилота в Ан-132Фото: wikipedia.org

Траектории развития

- Есть ли какие-то шансы вернуть эти утраченные контракты с Германией, Азербайджаном, Саудовской Аравией и Турцией?

- Полагаю, сейчас с абсолютной уверенностью ничего говорить нельзя. И хотя мы все знаем, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, возвращаться к этим вопросам все-таки необходимо. Нужно искать варианты и компромиссы. Впрочем, далеко не только с этими странами нужно расширять сотрудничество. К примеру, мы в свое время много сотрудничали с Китаем, Индией, США, Канадой, Францией, Польшей и с Великобританией. Это были разные направления сотрудничества, и здесь снова необходимо ставить во главу угла профессионализм. Доскональные знания ситуации и нюансов техники могут позволить фирме Антонова стать на рынке более гибким игроком, достигать компромиссов там, где поначалу они неочевидны. И возвратить былой авторитет компании с мировым именем. А достичь необходимо одного: чтобы Украина осталась развитой авиастроительной державой. Какой она была когда-то, когда производила самые большие в мире самолеты - Ан-124 и Ан-225.

Шансы для этого есть. Но надо смотреть не только на производство самолетов, но и оценивать новые перспективные программы. Необходимо вести разработку новых, современных самолетов - это чрезвычайно важно. К сожалению, многие профессионалы высшего и среднего звеньев оставили предприятие. Я провел предварительные расчеты в направлении восстановления самолетостроения – полагаю, для этого нужно не менее пяти лет. А для запуска и раскрутки этого механизма, создания условий, чтобы все начало работать в необходимом направлении, необходимо, как минимум, 1,5 - 2 года.

- Какие первоначальные задачи вы могли бы выделить для возрождения самолетостроения в Украине?

- Прежде всего, мы должны восстановить серийное производство самолетов в Киеве и Харькове. Практически все самолеты, на которых придется менять частично оборудование и двигатели, необходимо будет заново испытывать.

Одной из приоритетных задач фирмы Антонова должна стать сертификация самолетов не только в Украине, но и в Европейском агентстве по авиационной безопасности EASA. Для реализации таких задач нужен большой опыт и настойчивость. Это направление должно стать одним из приоритетов в работе фирмы Антонова, поскольку самолеты, сертифицированные только в Украине, не будут иметь рынка. И, наоборот, получение сертификатов в EASA позволит резко увеличить экспортные возможности для наших воздушных машин. Многое также будет зависеть от способности нынешних управленцев восстановить утраченные связи с иностранными партнерами и восстановить совместные проекты, но уже без России. Зато с использованием западных комплектующих и узлов. Если мы хотим, чтобы наши самолеты летали в Европе и США, то не нужно бояться делать самолет с западным типом двигателя. Например, большие возможности имеют самолеты Ан-132 с двигателем PW150 Pratt & Whitney с грузоподъемностью в 10 тонн, только обязательно необходимо переделать систему управления самолета, которая вышла крайне неудачной в ходе реализации проекта для Саудовской Аравии. Эти же двигатели PW150 можно поставить и на Ан-140. И это не в пику запорожским производителям двигателей, а параллельно, гибко удовлетворяя требования современных заказчиков. Надо учитывать, что все современные компании предлагают на рынке самолеты с различными двигателями – на выбор заказчика могут быть GeneralElectric, Pratt & Whitney или Rolls-Royce.

Еще один перспективный самолет – Ан-188, то есть, модифицированный Ан-70 с двигателем CFМ56 General Electric и грузоподъемностью до 50 тонн. Тем более, что с РФ работ по Ан-70 не предвидится. А что касается самолетов с запорожскими двигателями, то большие перспективы при условии европейской сертификации имеют пассажирский Ан-158 и транспортный Ан-178.

Вообще, если говорить о развитии, то прежде всего, необходимо производство самолетов Ан-74 и Ан-140, в том числе, с западными двигателями и оборудованием – чтобы обеспечить работу Харьковского авиазавода. Далее, развитие производства самолетов Ан-158 и Ан-178, опять-таки, в том числе, с западными двигателями и оборудованием. Наконец, необходимо развивать проект самолета Ан-188 – на базе Ан-70, и снова с западными двигателями и оборудованием. Кроме того, нужно рассмотреть возможность сотрудничества с Ташкентским механическим заводом (бывшее Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова), по самолетам Ан-188 и Ан-124 – там в свое время делали крылья для этих самолетов. Если вспомнить опыт иностранных компаний - тот же Lockheed Martin восстановил производство С-130 ("Геркулес"), который совершил первый полет еще 1954 году. А мы первые 20 Ан-124 строили как раз в Киеве с крыльями, изготовленными в Ташкенте. Вся документация и технологии в ГП "Антонов" есть. Можно для этих самолетом использовать и запорожские двигатели, но куда лучше – западные. Таким образом самолеты были бы серьезно модернизированы. Кстати, по таким самолетам у Украины могли бы появиться и крупные партнеры – например, Китай, Турция или страны Европы. Ан-124 – крайне важный проект, потому что это самолет, который формирует рынок. И Украина целиком могла бы справиться с этим проектом без РФ.

Ан-124 "Руслан" Фото: УНИАН

Также целесообразно провести переговоры о совместном с заводами в Польше и Чехии производстве самолетов Ан-38 и Ан-128. Таким образом было бы обеспечено совместное производство в Украине, Польше, Чехии, Узбекистане, Турции и Азербайджане. Однако для этого необходимы серьезные переговоры с участием президента и правительства.

Для ГП "Антонов" крайне важна и работа над новым самолетом – с учетом внедрения современных достижений в области аэродинамики, материаловедения, создания современных двигателей и оборудования.

Разумеется, изложенное – это план-максимум, и к реализации полного списка проектов можно было бы приступить не тотчас, и не одновременно. Но последовательное наращивание возможностей возвратило бы фирме Антонова былую славу, а также способность разрабатывать и выпускать современные самолеты.

- А что вы можете сказать о обеспечении сервисного обслуживания? Как такие работы помогают работе предприятия?

- Сервисное обслуживание – как кровеносная система авиастроительного организма. Заказчик принимает решение, отталкиваясь от средств и системы сервисного обслуживания. Последнее порой выглядит важнее цены. Потому после продажи самолетов поддержка и системный сервис должны быть налажены во всем мире – через узловые сервисные центры в местах наибольшей эксплуатации самолетов Антонова. Речь и о самолетах, и о двигателях. Это стоит больших усилий и финансовых ресурсов, но это - рынок. Без налаженной системы сервиса невозможно вообще выходить на рынок всерьез. Особенно на те новые рынки, на которые мы планируем выходить. При отказе любых агрегатов, самолет в большинстве случаев должен быть отремонтирован за 12 часов. Иначе – неприятные репутационные убытки. Вот в такой ситуации и проявляется истинное лицо хозяина предприятия, так как каждая мелочь стоит денег, а любая ошибка иногда стоит больших денег. А в случае, если государство является хозяином, то различные руководители продвигают на должности своих доверенных лиц, или вообще родственников, близких друзей – без учета профессионализма. А потом появляются многомиллионные убытки для государства и предприятия. Необходимо рассмотреть и использование в качестве главного сервисного центра самолетов Антонова ГП "Завод 410 гражданской авиации". Все его работы должны быть тесно увязаны с работой ГП "Антонов".

- Итак, каковы ваши основные рекомендации для выхода украинского самолетостроения из крутого "пике", в контексте задуманной реформы и создания отраслевых холдингов?

- Считаю, что важнейшей задачей реформы и акционирования предприятия должно стать привлечение инвестора и решительный отказ от сугубо государственного владения предприятием. В настоящее время в мире практически не осталось самолетостроительных компаний с государственной формой собственности. Да, скажем, в Китае, государство имеет контрольный пакет акций, но управляет разработками и производством акционерная компания. Я всегда был сторонником того, чтобы на предприятии был реальный хозяин. И чтобы на это не влияла какая-нибудь искусственно созданная ситуация, когда после смены глав государства или правительства предприятие ввергалось в состояние шока, а то и паралича – в связи с обострением политической борьбы. Президенты, премьер-министры и министры приходят и уходят, а стратегические предприятия должны работать бесперебойно. У нас многие проблемы фирмы Антонова возникали по одной причине: у нас все топ-менеджеры государства почему-то считали себя хозяевами этого государственного предприятия.

В условиях преобразования ГП "Антонов" в акционерную холдинговую компанию государство должно оставить за собой лишь блокирующий пакет акций, который позволял бы влиять на решение о создании, расширении или технологическом развитии производства, предотвращения изменения производственного профиля предприятия и участвовать в управлении предприятием. Даже с одной акцией это возможно, если изначально при реализации предприятия прописываются права миноритарных акционеров. Разумеется, это может быть 20 плюс одна золотая акция, как, например, в бразильской авиастроительной Embraer, а может быть и 25% акций, и это является предметом переговоров государства с инвестором.

Даже сегодня, несмотря на системный кризис украинского самолетостроения, отечественная авиастроительная отрасль имеет солидный потенциал. Это очевидно! Отрасль может и должна приносить прибыль, развиваться. Но это получится только тогда, когда разработкой и производством самолетов будут заниматься профессионалы.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Які українські фільми та серіали зараз популярні на Netflix
24tv
2025-12-03T21:18:58Z
Джейк і Нейтірі повертаються: про що довгоочікуваний фільм "Аватар: Вогонь і попіл"
24tv
2025-12-03T20:27:21Z
Компанія Prada купила модний дім Versace
УкраинФорм
2025-12-03T20:06:06Z
Оголошено фіналістів Нацвідбору на Євробачення-2026
360ua.news
2025-12-03T19:21:55Z
Пісня-сповідь про любов і ніжність: письменниця Галина Лукашонок представила пісню «Яблука в саду»
Storyboom
2025-12-03T18:33:48Z
Розкрили імені перших танцівників передноворічного спецвипуску "Танців з зірками"
24tv
2025-12-03T17:54:12Z
До Дня Збройних сил України: український рок-гурт випустив сингл, що вразить до сліз
Вива
2025-12-03T17:30:05Z
Як витримати особистий кінець світу: про новий український фільм "Ти — космос"
Фокус
2025-12-03T17:21:56Z
Пʼятий сезон «Дивних див» побив рекорд Netflix за кількістю переглядів
Детектор М
2025-12-03T17:18:22Z
Купівля нерухомості з 2026 року: чи зміниться щось для українців
Хвиля
2025-12-03T21:12:45Z
Відключення світла 4 грудня 2025 року: графіки
ГЛАВКОМ NET
2025-12-03T21:00:45Z
Зростання ціни на срібло обігнало золото: Ціна білого металу злетіла на 100% через дефіцит та промисловий бум
InternetUA
2025-12-03T21:00:08Z
Вдасться отримати багато: скільки сьогодні можна виручити за грам золотого лому
24tv
2025-12-03T20:45:49Z
Угорщина продовжує отримувати нафту попри на вибух на нафтопроводі «Дружба» - Орбан
УкраинФорм
2025-12-03T20:06:03Z
Криптокомпанія синів Трампа втратила $1 млрд від вартості
InternetUA
2025-12-03T20:00:26Z
Керівник Південмашу потопає у розкоші, поки підприємство в мільйонних боргах, – розслідування
24tv
2025-12-03T19:27:48Z
Спадкоємець Hermes судиться з LVMH і її гендиректором за втрачені акції
УкраинФорм
2025-12-03T19:21:11Z
Українці забронювали вже 2,5 мільйона безкоштовних кілометрів залізницею
УкраинФорм
2025-12-03T19:15:52Z
Генасамблея ООН розпочала розгляд резолюції про повернення українських дітей
УкраинФорм
2025-12-04T01:33:10Z
Українську делегацію запросили до США найближчим часом для продовження мирних переговорів - Сибіга
УкраинФорм
2025-12-03T23:27:16Z
Білий дім: Трампу та Україні розповіли про переговори в Кремлі
Европейская правда
2025-12-03T23:09:58Z
CNN: звіт щодо "Signal-гейту" підтвердив порушення з боку глави Пентагону
Европейская правда
2025-12-03T21:57:22Z
Трамп тисне на Мадуро: обговорюється його виїзд до Катару – NYP
ГЛАВКОМ NET
2025-12-03T21:18:40Z
У Польщі заборонили діяльність Комуністичної партії
Европейская правда
2025-12-03T21:18:33Z
Резолюція про повернення дітей стосується не політки, а гуманності - заступниця глави МЗС України
УкраинФорм
2025-12-03T21:12:04Z
Що змусить Путіна згорнути війну: NYT виділила головні "больові точки" РФ
GlavRed
2025-12-03T21:06:26Z
"Україну чули": Зеленський про переговори у Женеві та Флориді
Хвиля
2025-12-03T20:57:27Z
Вибух в Одесі: чоловік підрвав гранати у під’їзді
TSN
2025-12-03T20:48:21Z
"Лежить і стогне": в Одесі чоловік підірвав три гранати у під'їзді будинку
FaceNews
2025-12-03T20:42:10Z
Кількість загиблих унаслідок циклону на Шрі-Ланці зросла до 474
УкраинФорм
2025-12-03T20:27:17Z
Понад 1200 жертв та цілі міста під водою: країни Азії накрила найбільша стихія в їхній історії
24tv
2025-12-03T20:27:06Z
У Запорізькій області внаслідок атаки поранений чоловік
УкраинФорм
2025-12-03T20:21:16Z
Виманили 45 000 грн через фейкове оформлення "Зимової підтримки" – на Сумщині викрили нову схему
InternetUA
2025-12-03T20:12:40Z
У Хмільнику чоловік вбив військового
ГЛАВКОМ NET
2025-12-03T20:03:55Z
У Харкові чоловік кидав ніж у бік перехожих: постраждалих немає
Мій Харків
2025-12-03T19:36:28Z
У Кривому Розі до п’яти зросла кількість постраждалих внаслідок російського ракетного удару
УкраинФорм
2025-12-03T19:27:36Z
Знищення дрона Sea Baby Румунією: в СБУ відповіли
Фокус
2025-12-03T21:51:44Z
Бронювання від мобілізації: чому чоловіків мають постійно перевіряти
Знай
2025-12-03T21:12:51Z
Грошова допомога для пенсіонерів у Черкаській області: кому терміново потрібно написати заяву в Пенсійний фонд
Политека
2025-12-03T21:00:42Z
Розкриті технічні характеристики італійських бойових літаків M-346FA
InternetUA
2025-12-03T20:51:46Z
Українцям дали 12 днів на рішення: lifecell готує масштабні зміни
Хвиля
2025-12-03T20:45:32Z
Колосальна робота ДШВ і всіх підрозділів СОУ: майор ЗСУ детально описав ситуацію в Покровську
24tv
2025-12-03T20:24:41Z
Українців закликали заклеїти вікна плівкою: у чому справа
Хвиля
2025-12-03T20:21:05Z
Письменник, що став волонтером: де зараз Андрій Любка, який придбав понад 400 авто для ЗСУ
24tv
2025-12-03T20:06:32Z
Американські розробники представили бойовий танк Abrams M1A2 SEPv3 стандарту НАТО
InternetUA
2025-12-03T20:06:16Z
Чому діти бояться лікарів: педіатри назвали головні помилки батьків
Знай
2025-12-03T18:51:02Z
МОЗ пояснив, чому в Україні не вистачає вакцин від грипу
ГЛАВКОМ NET
2025-12-03T18:27:49Z
6 грудня стартує освітній цикл «Майбутнє вже» про права людини в епоху ШІ та біотехнологій
Детектор М
2025-12-03T18:27:24Z
Старі обличчя — нові схеми? Київ збільшує медичний бюджет, але першою покупкою став супердорогий кіберніж – розслідування ЗМІ
Политека
2025-12-03T18:27:17Z
У держбюджеті-2026 на охорону здоров’я передбачили ₴258,6 мільярда - МОЗ
УкраинФорм
2025-12-03T18:00:34Z
До чого сняться зуби та чи варто боятися такого сну
24tv
2025-12-03T17:39:43Z
Як смартфони впливають на очі і що робити, щоб зберегти зір
InternetUA
2025-12-03T17:16:32Z
До уваги батьків: дітям змінили умови вакцинації
Знай
2025-12-03T16:51:38Z
У лікарів немає таємниць: як медики повертають військових до життя після надскладних поранень
24tv
2025-12-03T16:48:33Z
Клей зникне за хвилину: як зняти старі наліпки зі скла авто без подряпин
GlavRed
2025-12-03T18:54:57Z
Занедбаний Aston Martin DB5 повернули до життя
AutoCentre
2025-12-03T16:09:12Z
Жінка затонувала вікна у своїй Tesla, але тепер боїться відкривати двері
24tv
2025-12-03T15:51:10Z
Водійська хитрість: як за лічені хвилини очистити лобове скло від льоду
GlavRed
2025-12-03T15:27:29Z
Honda відзначила 50-річчя R&D-центру у США
AutoCentre
2025-12-03T15:09:16Z
Nissan розпочав продаж гібридного седана N6
AutoCentre
2025-12-03T14:07:40Z
Кінець епохи: завершено виробництво Bugatti Bolide з легендарним W16
Топ Жир
2025-12-03T13:39:34Z
"Укрпошта" влаштувала великий розпродаж автопарку: з молотка підуть 700 машин
Фокус
2025-12-03T13:30:59Z
Українці масово купують нові авто перед кінцем пільг
Топ Жир
2025-12-03T13:27:27Z
На фронті 158 бойових зіткнень, Покровський та Костянтинівський напрямки залишаються найгарячішими
УкраинФорм
2025-12-03T21:06:35Z
Важко дихати, – жителька Херсона розповіла, як війна впливає на екологію регіону
24tv
2025-12-03T20:36:25Z
Безкоштовні продукти для ВПО та пенсіонерів у Полтаві: які документи треба мати при собі, щоб отримати гарячі обіди
Политека
2025-12-03T20:30:06Z
Контактних боїв уже менше: військовий оглядач розповів, як ЗСУ тримаються в Покровську
24tv
2025-12-03T20:00:41Z
Морпіхи, що обороняють Мирноград, описують ситуацію довкола міста як повне оточення, – ЗМІ
24tv
2025-12-03T19:39:30Z
Тарифи на опалення: які платіжки чекати киянам узимку
Хвиля
2025-12-03T19:39:02Z
Росіяни створили зону котролю між Вовчанськом та Куп’янськом – Трегубов
Мій Харків
2025-12-03T19:21:11Z
На Харківщині руйнується помешкання Григорія Сковороди: прокуратура рятує пам'ятку
24tv
2025-12-03T19:06:08Z
Безплатний проїзд чи штраф: що треба знати пенсіонерам про пільги на транспорт
Хвиля
2025-12-03T19:06:07Z
Розбудіть фаленопсис взимку: почне шалено цвісти
24tv
2025-12-03T21:21:01Z
Мінімум витрат – максимум емоцій: куди хочуть поїхати всі мандрівники світу
24tv
2025-12-03T20:36:18Z
Після першої ложки не відірватися: шикарний салат з оселедця за 10 хвилин
GlavRed
2025-12-03T20:24:17Z
Десерт за 5 хвилин: готуємо суперпростий кекс у чашці
24tv
2025-12-03T20:21:03Z
Потішать око: які кімнатні рослини треба перенести на зиму на балкон
24tv
2025-12-03T20:06:21Z
Як українець навчив Європу пити каву та зробив круасани популярними
24tv
2025-12-03T20:06:04Z
Названо найчистіше місто
ГЛАВКОМ NET
2025-12-03T18:18:13Z
Неочікуваний лайфхак: як зробити так, щоб дім пахнув живою ялинкою цілий сезон
24tv
2025-12-03T17:54:46Z
Без каструлі та запікання: як за 5 хвилин зварити овочі на олів'є
24tv
2025-12-03T17:54:37Z
Недорогі смартфони майже наздогнали великі флагмани: чи є сенс переплачувати
Фокус
2025-12-03T20:57:15Z
Ігри зі Steam можуть стати доступними на смартфонах і планшетах – як це працюватиме
24tv
2025-12-03T20:36:13Z
Шукали одне, а знайшли зовсім інше: випадкові відкриття, які змінили світ назавжди
24tv
2025-12-03T20:15:35Z
Творці Deus Ex стають студією підтримки для Microsoft, але звільняють людей і закривають проєкти
24tv
2025-12-03T20:15:16Z
Оновлення Android 16: смартфони отримають нову функцію, якої всім не вистачало
Фокус
2025-12-03T19:51:39Z
Як посилити сигнал Wi-Fi у квартирі: прості й ефективні рекомендації
InternetUA
2025-12-03T18:52:00Z
Запит "6-7" потрапив в тренди: які сленгові слова у 2025 році найчастіше шукали в Google
Фокус
2025-12-03T18:30:58Z
Вчені провели нове дослідження щодо котів: що вони вияснили про домашніх улюбленців
Фокус
2025-12-03T17:57:45Z
Штучний інтелект перейшов "на бік зла" і хакнув власні тести: вчені схвильовані
InternetUA
2025-12-03T17:48:46Z
Назвав дві цілі: Шевченко розповів, завдяки чому Україна може вийти на ЧС-2026
24tv
2025-12-03T21:18:48Z
"Двома руками за такий поєдинок": промоутер Джошуа розкрив плани боксера на майбутнє
24tv
2025-12-03T21:12:56Z
Аморім розповів, як рятується від токсичності фанатів
Football.ua
2025-12-03T20:42:26Z
Усик заспівами на заході WBC, зірвавши овації: кумедне відео
24tv
2025-12-03T20:30:08Z
Українська чемпіонка світу зі стрибків у воду отримала російське громадянство: деталі
ГЛАВКОМ NET
2025-12-03T20:27:45Z
Селтік оголосив про призначення нового головного тренера
Football.ua
2025-12-03T20:24:57Z
Пакета уникнув додаткової дискваліфікації
Football.ua
2025-12-03T20:16:32Z
Жіноча збірна України з баскетболу зіграє на ЧС-2026 у Варшаві
360ua.news
2025-12-03T20:12:51Z
Реал із дублем Мбаппе виграв 100 El Viejo Clasico в Атлетіка в Ла Лізі
Football.ua
2025-12-03T19:57:29Z