Обычная ситуация для нашей страны: есть старое здание, и кто-то хочет на нем заработать. Но чаще всего эти "кто-то" планируют в качестве заработка не туристический объект с экскурсиями для иностранцев, а развлечения в качестве шопинга и кафе. И вместо атмосферы старого города получаем каменные джунгли и тотальный хаос в застройках.
Какая же судьба постигнет усадьбу Дмитриева, расположенную на улице Хорива 2? Это предмет долговременных разбирательств между ЧП "Конвалия-Нерухомисть" и Министерством культуры. Первые пытаются исключить здание из реестра памятников и начать на нем зарабатывать. Вторые - против. Но и реальной альтернативы в Минкульте не предлагают, поэтому здание сыплется от времени и непогоды и создает опасность для окружающих. Споры продолжаются целую эпоху и обросли кучей судебных расследований. "Апостроф" попытался разобраться в этой непростой истории.
В чем ценность самой усадьбы?
Усадьба Дмитриева на Хорива 2 - это условное название комплекса исторических зданий XIX века в самом уголке исторического Подола, аккурат под Замковой горой.
"Ценность здания в том, что это последний сохраненный целостно архитектурный комплекс (ансамбль) усадебного типа на Подоле. То есть здесь история привязана не просто к отдельному зданию, а так сказать к двору, а вернее к дворику. Отсюда пошли знаменитые еврейские дворики, которые потом "перекочевали" и в Одессу, где стали неотъемлемой частью уже местного колорита", - рассказывает "Апострофу" волонтер проекта "Карта Реновации", юрист Дмитрий Перов.
Жилой дом № 2-Б - одно из немногих зданий в Киеве эпохи классицизма. Доходный дом (№ 2-А) - характерный образец жилищно-торговой постройки Подола на рубеже XIX-ХХ вв. Автором сооружений является известный киевский архитектор Александр Кривошеев.
"Хорива, 2 - это один из последних таких двориков, где осталась старая застройка, по которой можно проследить эволюцию архитектурного развития Подола - от маленьких одноэтажных домиков (2в) до тогдашних небоскребов (4-этажный дом - 2а)", - говорит Дмитрий Перов.
"Объект сохранил свою историческую парцелляцию и застройку, в которой сочетались жилые, промышленные и торговые функции, что было характерно для исторической среды Подола середины-конца XIX века. Кроме того, усадьба была связана с именем известного архитектора Александра Кривошеева, по проекту которого в период строительного вознесения были построены эти здания", - сообщили специалисты Департамента охраны культурного наследия в ответ на запрос "Апострофа".
Усадьба имеет довольно динамичную историю: пережила она и мещанские реконструкции и национализации большевиков, служила и жильем, и банком, и мастерской по ремонту обуви и парикмахерской, и даже кондитерской фабрикой. С наступлением независимости в четырехэтажном доме провели ремонтные работы и сделали его пригодным для размещения людей.
А сейчас вокруг усадьбы снова кипят страсти.
Судебная Санта-Барбара. Кто кого?
"Последние три года дореволюционному комплексу грозит демонтаж. Его владелец, ЧП " Конвалия-Нерухомисть", судится за исключение комплекса из Реестра памятников, так как планирует построить на этом месте ТРЦ с подземным паркингом", - такой пост на своей странице в Facebook опубликовал проект "Мапа реновации", занимающейся исследованием заброшенных зданий и их защитой от предприимчивых застройщиков.
В 2010 году ЧП "Конвалия-Нерухомисть" выкупило целый комплекс зданий, известных как усадьба на Хорива 2, чтобы все оборудовать и сделать на этом бизнес. "Наши гроши" пишут, что Подольская районная рада привлекла предприятие в качестве инвестора к "реконструкции или реставрации непригодного для проживания дома №2 А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З, по ул. Хорива общей площадью 3109,7 кв м."
"Апостроф" обратился к Подольской РГА, чтобы пролить свет на соглашение с инвестором. Но вместо ожидаемых пяти дней в соответствии с действующим законодательством, там попросили ждать ответа в течение месяца. И отметили, что усадьба - не на их балансе. На момент выхода статьи с момента подачи запроса прошел месяц.
В ноября 2014 года предприятие обратилось в Департамент земельных ресурсов КГГА за разрешением на документацию об отводе земельного участка для реконструкции зданий под офисно-общественный комплекс с торговыми помещениями и подземным паркингом с последующей эксплуатацией и обслуживанием в аренду на 25 лет.
Через несколько месяцев Департамент согласовал обращение предприятия и сообщил, что его инициатива соответствует Генплану.
Вскоре в ЧП "Конвалия-Нерухомисть" узнали, что прибыльный и жилой дом приказом Минкульта внесены в Государственный реестр недвижимых памятников Украины как памятник архитектуры местного значения.
"Памятники культурного наследия "Усадьба городская" по ул. Хорива, 2, "Дом доходный" по ул. Хорива, 2 (2-а) и "Дом жилой" по ул. Хорива, 2-б (2) в Подольском районе. Киева приказом Министерства культуры Украины занесены в Государственный реестр недвижимых памятников Украины как памятники архитектуры местного значения (приказ Министерства культуры и туризма Украины от 15 октября 2014 года №869)" - подтверждают в Минкульте на официальный запрос "Апострофа" .
Однако объект, который значится как усадьба, не имеет порядкового номера в реестре.
Минкульт принял приказ за месяц до того, как ЧП "Конвалия-Нерухомисть" обратилось в Департамент земельных ресурсов. Знали ли они о приказе Министерства - неизвестно, поскольку на связь с "Апострофом" предприятие не вышло.
В то же время в Минкульте отметили, что владельцу объекта об этом сообщили в письменной форме.
Так или иначе, владелец объекта обратился в суд. И в мая 2015 года Окружной админсуд постановил исключить из реестра два объекта, а именно - дом прибыльный и дом жилой с торговыми помещениями.
"Во исполнение постановления Окружного административного суда г.. Киева от 15.05.2015 №826 / 5932/15 Министерство культуры Украины приказом от 18 июля 2016 №553 "Об отмене частично приложения 1 к приказу Министерства культуры Украины от 15.10.2014 №869" отменило позиции 34,35 (порядковые номера 31,32) приложения 1 к приказу Министерства культуры Украины от 15 октября 2014 №869 "О занесении объектов культурного наследия в Государственный реестр недвижимых памятников Украины", - сообщила "Апострофу" заместитель министра культуры Лариса Петасюк.
Позже ЧП "Конвалия-Нерухомисть" подало новый иск об исключении всего комплекса сооружений, а не только тех двух объектов. Параллельно начались, так сказать, ремонтные работы двух объектах: в четырехэтажном доме разобрали крышу и понемногу начали разбирать стены.
Но на основании статуса комплексного памятника архитектуры активисты обратились в полицию и прекратили демонтаж здания.
"Возбуждено уголовное производство по факту умышленного разрушения памятника", - комментирует юрист и волонтер Дмитрий Перов.
О выполнении работ без соответствующей проектно-разрешительной документации сообщили "Апострофу" и в Департаменте охраны культурного наследия: "По результатам контрольного мероприятия, Департаментом культуры выдано предписание ЧП "Конвалия-Нерухомисть" с требованиями прекратить выполнение любых работ на объекте и предоставить на рассмотрение научно-проектную документацию. В настоящее время предписание Департамента культуры является действительным".
Также в Департаменте отметили, что никакой документации к ним не поступало. Но и выполнение строительных работ с тех пор не фиксировалось.
Впрочем инвестор не собирался вот так просто отказаться от лакомого кусочка. Поэтому в 2018 году подал новый иск - на этот раз об исключении из реестра "неприкосновенных памятников" всего комплекса.
Летом 2019 Окружной админсуд Киева отменил пункт приложения к приказу Министерства культуры от 2014 года, которым усадьба XIX в. была внесена в Государственный реестр недвижимых памятников Украины как памятник архитектуры местного значения.
Это решение Окружного суда было в свою очередь отменено Шестым апелляционным административным судом города Киева 3 марта 2020 года. Таким образом, охранный статус всего комплекса было подтвержден.
"Впрочем за год решение апелляционной инстанции было отменено в кассационном административном суде (в закрытом режиме, без уведомления сторон). Суд высшей инстанции обязал суд апелляционной инстанции повторно рассмотреть дело (судебное заседание было назначено на 11:00, 31 марта 2021 года" , - говорится в сообщении проекта "Мапа реновации".
Заседании 31 марта не состоялось - судья заболел, поэтому суд перенесли на 21 апреля. Но и 21 апреля суда тоже не было. Формальная причина - суд предоставил возможность ОО, которая хочет приобщиться к рассмотрению, устранить недостатки заявления. Поэтому заседание перенесли на 26 мая. "Вероятно, киевлянам готовят подарок ко Дгю города", - иронично отметил Дмитрий Перов.
В Минкульте сообщили, что вопрос внесения усадьбы в Госреестр был рассмотрен специальной экспертной комиссией. Правда, не сразу - а после судебной тяжбы и исключения из реестра отдельных элементов общего комплекса.
"По результатам рассмотрения на заседании Экспертной комиссии по вопросам учета объектов культурного наследия от 18.02.2020 №1/20 объекты: "Доходный дом" по ул. Хорива, 2А, "Жилой дом" по ул. Хорива, 2Б, "Флигель" по улице Хорива, 2В признаны соответствующими критериям памятников культурного наследия и категории местного значения", - заявила заместитель министра.
Главный вопрос - почему усадьбу внесли в Госреестр уже после того, как инвестор заплатил за нее деньги?
В Департаменте охраны культурного наследия КГГА ответили "Апострофу", что внесение достопримечательности в Реестр - процесс сложный и длительный, требующий детального поиска и изучения источников. Другими словами - когда смогли, тогда и внесли.
"Выявление, подготовка учетных материалов и дальнейшее решение вопроса предоставления статуса памятника культурного наследия происходит независимо от формы собственности на нее или смены ее владельца", - пояснили в ведомстве.
В Минкульте также отметили, что "поскольку инвестор не предусмотрел сохранение первоначального аутентичного вида и самых объемов зданий, его замена вполне возможна, однако этот вопрос должен решаться исключено в правовом поле".
"Согласно статье 24 Закона Украины "Об охране культурного наследия", владелец или уполномоченный им орган, пользователь обязаны содержать памятник в надлежащем состоянии, своевременно проводить ремонт, защищать от повреждения, разрушения или уничтожения в соответствии с настоящим Законом и охранным договором, заключенным владельцем памятника или уполномоченным им органом с соответствующим органом охраны культурного наследия", - комментирует заместитель министра культуры.
Также в Минкульте отметили, что в ситуации, когда памятнику угрожает опасность повреждения, разрушения или уничтожения, собственник или уполномоченное им лицо обязаны привести его в надлежащее состояние. Пока этого не заметно.
Чем известно ЧП "Конвалия-Нерухомисть"?
"Апостроф" пытался связаться с представителями компании. Но единственный телефон, который значится на сайте, постоянно вне зоны досягаемости. Зато нам удалось узнать о компании из других источников.
Застройщик ЧП "Конвалия-Нерухомисть" был зарегистрирован в августе 2010 года, за два месяца до избрания инвестора по реконструкции зданий на ул. Хорива, 2.
"ЧП "Конвалия-Нерухомисть"- фактически компания беглого министра доходов и сборов Украины эпохи Януковича - Александра Клименко. С компанией-застройщиком также связан и другой "гость" амбарной книги Януковича - экс-глава ЦИК Михаил Охендовский", - комментирует "Апострофу" Дмитрий Перов.
По словам юриста, нотариус, который оформлял документы на приобретение недвижимости по адресу Хорива 2, не кто иной, как жена Охендовского Екатерина. Дмитрий Перов также отмечает, что часть документов при оформлении была подделана, на основании чего продолжается уголовное производство.
Основателем компании является Виктория Рогач, юрист компании "Проксен". В этой же компании работает и директор предприятия Роман Шингур.
"Одним из руководителей "Проксена" является Олег Шевчук, давнишний бизнес-партнер Охендовского. Он, так же, как и Охендовский, фигурирует в амбарной книге Януковича", - рассказывает Дмитрий Перов.
Также юрист обращает внимание, что с 2014 года дома уже отселены, но никаких работ не велось до 2017 года.
"Я лично это связываю с замораживанием зарубежных счетов близкого окружения Януковича, в том числе и Клименко", - говорит Перов. - Дома начали разбирать только в 2017 году, когда сняли ограничения".
Что предлагает Минкульт?
Инвесторы жалуются, что власть ставит палки в колеса и лишает "честных предпринимателей" возможности сделать из груды развалин что-то приемлемое. В то же время, инвестор ничего не делает, а ждет, пока старое аварийное здание само развалится и на его месте построят очередной ТРЦ.
Кто же тогда должен заботиться об исторических объектах. Государство? Это возможно, если привлекать инвесторов для реконструкции и преобразования объектов старины в музейный комплекс. Однако у потенциальных инвесторов другие цели.
"С целью содействия развитию культурного потенциала Украины, сохранения, популяризации и использования национального культурного достояния, создание условий для туристической привлекательности объектов культурного наследия, поддержки креативных индустрий президент Украины начал разработку и реализацию в рамках программы "Большая стройка" мероприятий, направленных на сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала Украины в частности", - рассказала "Апострофу" заместитель министра культуры Лариса Петасюк, добавляя, что сюда входят также работы по реставрации и музеефикации объектов культурного наследия.
По словам заместителя министра, в течение 2021-2023 годов в рамках этой программы планируют реставрировать 150 объектов культурного наследия.
Также чиновница отметила, что музеям предоставляется приоритетное право на использование сооружений, комплексов (ансамблей) и выдающихся мест, являющихся памятниками культурного наследия
Что говорит закон?
Наверное приватизация исторического памятника не получила бы такую огласку, если бы за дело не взялись неравнодушные киевляне, которые своей деятельностью отстаивают такие здания. Согласно Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, публично-правовой интерес играет значительную роль в сохранении таких памятников. Главный суд Европейского сообщества называет такой интерес приоритетным.
Благодаря изменениям в Порядке учета объектов культурного наследия, рассматривать вопрос внесения объекта культурного наследия в Реестр теперь могут быть и общественные организации, в уставные задачи которых входят вопросы охраны культурного наследия по категории памятники местного значения.
Благодаря деятельности таких организаций усадебному комплексу на Хорива 2 был присвоен дополнительный охранный статус, который не дал возможности разрушить комплекс.
Вместо PS. Судьба Дома Уткина?
Ситуация могла бы показаться более оптимистичной, если бы не другое резонансное здание, которое, к сожалению, не устояло. 11 апреля был снесен доходный дом Уткина, расположенный на улице Симона Петлюры, возле центрального железнодорожного вокзала.
Первыми об инциденте узнали участники ОО "Мапа Реновации".
"Наша подписчица в Инстаграме прислала нам видео, - рассказала "Апострофу" архитектор ОО "Мапа Реновации" Дарья Корба. - У нас просто налажен мониторинг домов в зоне риска, а дом Уткина был одним из таких".
Когда активисты прибыли на объект, половина здания уже была снесена. Сразу же вызвали полицию.
По словам нашей собеседницы, полиция приехала оперативно. Активисты пытались говорить с охранниками объекта и просили их остановить действия до приезда полиции. На что, конечно, получили отказ.
"Когда приехала полиция, работы они, конечно приостановили, - рассказывает Дарья. - На месте уже были представители общины, они и написали заявление в полицию. Затем прибыла следственно-оперативная группа, которая составила протокол. Ждали представителя застройщика, но он так и не появился".
Конечно, когда правоохранители уехали, работы по сносу возобновились. Пришлось вызвать полицию во второй раз. Но на этот раз ее ждали дольше.
"Когда полиция наконец приехала, сказала, что не может останавливать их действия, поскольку заявление еще не ушло в работу. Демонтаж прекратился, только когда приехала новая следственно-оперативная группа", - добавила Дарья Корба.
Все это время и правоохранители, и общественники общались с охранниками на объекте - "это были не ребята в спортивной форме, а обычные наемные охранные организации", комментирует представитель "Мапы Реновации".
Вечером того же дня на объекте появились юристы и даже показывали документы, которые давали им право сносить здание. Тем не менее, следственно-оперативная группа осмотрела участок и составила новый протокол.
"Вместе с юристами появились и ребята в спортивной форме. Представители застройщика вели себя достаточно агрессивно, звучали даже оскорбления в сторону общины", - рассказывает активистка.
Здание "добили" уже в воскресенье, с самого утра. "Причем полиция целый день на вызов не ехала, - говорит Дарья Корба. - Но даже когда наконец появилась, демонтажные работы уже никто не останавливал".
Здание в стиле неоренессанса, которому более 120 лет, было во вполне удовлетворительном состоянии, но вот охранного статуса ему так и не предоставили.
"Мы следим за старыми зданиями и следим за так называемыми паттернами, - рассказывает участница проекта "Мапа Реновации". - Если, например, вынули окна, то это тревожный звоночек: вероятно, будет снос".
Участники проекта считают снос этого здания незаконным.
"Дом не внесен в Госреестр недвижимых памятников Украины. Название" дом Уткина "не имеет под собой никаких документальных оснований», - заявили в компании, которая будет заниматься строительством на этой территории.
Стоит отметить, что активисты уже давно пытались привлечь внимание и общественности, и власти к этому дому.
"Мы хотели привлечь внимание, но устраивать масштабную акцию в условиях пандемии не слишком безопасно. Поэтому решили, что это будет онлайн-акция. У здания разместили сити-лайт. На нем - два сценария развития событий по этому зданию: демонтаж и реконструкция. Суть была в том, чтобы люди сканировали QR-код на сити-лайте, делали селфи на фоне здания и выкладывали в соцсети, обращаясь к властям с просьбой сохранить здание", - рассказывает Дарья. - Люди регулярно тегали представителей департамента и мэра с просьбой остановить демонтаж. К акции приобщались даже прохожие".
Но никакой реакции властей не было, пока дом не снесли. И тогда уже закипели страсти.
На снос уже отреагировали и в КГГА, и в Минкульте. "Никто не давал разрешения на снос этого здания", - говорит мэр Виталий Кличко.
Сам министр культуры Александр Ткаченко не остался в стороне и назвал снос исторического здания варварством. В Минкульте также открещиваются от разрешения на демонтаж - мол, ничего такого не давали.
Также была информация о возбуждении уголовного дела против застройщика по статье 356 УК Украины (самоуправоство).
И это не все. В Киевсовете считают такое наказание слишком мягким и уже проработали проект решения, предусматривающий более жесткие меры, чем штраф или лишение свободы до трех месяцев.