Авиакатастрофе, в которой погибли 26 человек, предшествовали ряд нарушений руководства учебного центра.
Госбюро расследований спустя восемь месяцев расследования установило все обстоятельства, которые привели к крушению тренировочного Ан-26 с курсантами в Харьковской области.
"Меньше восьми месяцев понадобилось следственной группе ГБР для того, чтобы разобраться с обстоятельствами трагедии, унесшей жизни 26 военнослужащих Вооруженных Сил Украины", - сказал на брифинге в четверг, 13 мая, начальник отдела следственного управления ГБР Вадим Приймачок
За период следствия следователи ГБР провели около 150 экспертиз: 27 судебно-медицинских, 71 генетико-молекулярных, 25 сравнительных молекулярно-генетических, 5 фоноскопических, 2 экспертизы видеозвукозаписи, 2 компьютерно технические, 5 почерковедческих, а также - взрывотехническую, комиссионное военную, дополнительное комиссионное военную, судебную психологическую, химическую экспертизу нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, экономическую, инженерно-транспортную.
Также следователи ГБР допросили более 70 свидетелей и 29 потерпевших. Обеспечено проведение более 20 временных доступов к важным документам и вещей и их одновременная выемка.
Следствие установило основные причины трагедии:
- незаконное допущение к полетам в составе экипажа курсантов, которые не завершили соответствующую Программу подготовки;
- незаконное предоставление руководителем полетов разрешений на посадку-взлет самолета Ан-26Ш "конвейерным" способом;
- не предоставление руководителем полетами практической помощи неподготовленному экипажа при отказе двигателя на самолете;
- издание документов, которые позволяли упражнения, не предусмотренные Руководством летной эксплуатации самолетов АН-26, которые не обеспечивали безопасность полетов;
- систематическая организация полетов с большим чем разрешено количеством курсантов на борту;
- незаконные разрешения на полеты в ночное время без необходимой квалификации командира экипажа.
Следователь отметил, что основной причиной трагедии стал незаконное разрешение на взлеты самолета конвейерным способом. "В связи с тем, что происходило взлет конвейером, указанная поломка не смогла быть обнаружена экипажем своевременно, а была обнаружена на этапе взлета, при скорости, которая уже не позволяла осуществить посадку, так как в данном случае могли быть непредсказуемые последствия", - заметил Приймачок.
"Следователи ГБР предоставили надлежащую правовую оценку действиям (бездействию) как низшего, так и высшего руководящего состава Воздушных Сил ВС Украины. Установлены лица, чьи действия или бездействие фактически привели к гибели военнослужащих ВС Украины. В настоящее время собранные доказательства свидетельствуют о причастности вышеуказанных шести подозреваемых к совершению инкриминируемых им уголовных правонарушений и каждый из них привлечен к ответственности в пределах своей вине", - подчеркнул Приймачок.
В данном производстве уже начата процедура открытия материалов сторонам уголовного процесса.
"Приговор в указанном уголовном производстве будет не только наказанием обвиняемым за совершенные ими деяния, но и будет способствовать тому, чтобы подобные случаи (при условии надлежащего исполнения своих служебных обязанностей военными должностными лицами и соблюдением ими правил безопасности полетов) не повторились в будущем, чтобы будущие курсанты и военнослужащие-летчики были уверены в безопасности полетов на самолетах", - отметил представитель ГБР.
Напомним, самолет с курсантами Ан-26 потерпел крушение возле Чугуева вечером 25 сентября 2020 года. Он совершал учебный полет. Погибли 26 человек. Выжил только один курсант.
В конце марта экс-командир воинской части Вячеслав Глазунов вышел из СИЗО. Изначально суд отправил под арест без права внесения залога командира воинской части А4104 Вячеслава Глазунова, а также руководителя полетов этой части Александра Жука. При этом командующего Военно-воздушных сил Украины Сергея Дроздова отпустили под личное обязательство.
В начале мая под ночной домашний арест отправлены еще три фигуранта дела.