Как сообщает корреспондент Укринформа, выступление состоялось 23 мая на Art-сцене Киевской оперы.
«Это камерно-акустическое выступление - именно то абсолютно аутентичное звучание, которое было во время написания оперы. Другими словами - это звуковой первоисточник до того момента, как его пропустили через пульт, микрофоны, мониторы, джеки и штекеры», - отметил в комментарии Укринформу композитор Роман Григорив.
Он добавил, что опера IYOV создана формацией Nova Opera по книге Иова из Ветхого Завета и с использованием латинских сакральных текстов. Она написана в синтетическом жанре, который впервые в истории мировой музыкиобъединил в себе оперу, реквием и ораторию.
В 2018 году опера IYOV вошла в топ-десятку современных опер мира по версии международного конкурса Music Theatre NOW, в котором соревновались 436 спектаклей из 55 стран.
«Именно тембровая вселенная микродеталей рояля, его глубокие вибрации погружают нас в обертоновый мир молекул и атомов звука. К слову, ощущение времени и пространства при акустическом звучании кардинально отличается от привычного. Исполнительный ансамбль достигает самых точных интонаций, а естественный баланс на нюансе пианиссимо создает магию», - сказал Григорив.
Музыкальным открытием произведения стало использование препарированного рояля.
Исполнители поют и кричат внутрь инструмента. Пользуясь различными предметами - добывают из рояля необычные звуки, он по звучанию превращается в настоящий симфонический оркестр, иногда - даже в генератор электронных звуков.
«Рояль - это пространственное и музыкальное сердце оперы IYOV. Здесь рояль как образец символического стола Господа. Это похоже на представление Иоганна Вольфганга Гете о макрокосме, который можно увидеть через микрокосм. Это символ мира, человека и Бога, всей нашей жизни», - рассказал режиссер Влад Троицкий.
Композитор Илья Разумейко добавил, что привычной для большинства зрителей оперы не стоит ждать, потому что IYOV - это обращение, где нет действия как такового.
«Опера пережила очень много трансформаций. Ее эра закончилась очень давно, в 20-е годы ХХ века. Существует теория у Славоя Жижека, что смерть оперы совпала с рождением психоанализа. Был Вагнер, бог оперы. Даже существует теория, что именно из стиля Вагнера появился стиль Голливуда. Но произошел определенный перелом, и эту мифологическую функцию на себя взяло кино. Да, сейчас опера изменилась. Сегодня опера - это очень много всего, это музыкальный театр, где есть «гибридные» спектакли со смешиванием различных жанров», - объяснил Разумейко.
Вокалисты признаются, что охотно собираются на репетиции IYOVa, ведь это - одно из самых любимых произведений, с которым есть о чем подумать и ощутить разный диапазон эмоций.
«Для меня история Иова - это самый мощный образец веры и уверенности, что Бог является единственным благом, а любовь к нему - единственным спасением. Это история силы духа. Когда писалась опера, композиторские таланты получили небесное благословение. В результате мы имеем настоящее произведение искусства. Опера IYOV - это чистая энергия правды», - отметила солистка оперы Марьяна Головко.
В то же время баритону Руслану Киршу импонирует позиция праведного Иова: принимать все, что дает ему Бог, - либо любовь и добро, либо трагедии и потери. «В сложных ситуациях я возвращаюсь к опыту Иова. И каждый раз убеждаюсь - в его поступках настоящая мудрость», - подчеркнул он.