Использование золошлаковых материалов в дорожном строительстве позволит в 10 раз увеличить утилизацию промышленных отходов, которые образуются в процессе работы угольных электростанций, отметил аналитик ГМК-Центра Андрей Глущенко во время презентации исследования Европейской бизнес ассоциации «Использование золошлаковых продуктов и горной породы в дорожном строительстве. Европейский опыт и возможности для Украины».
Согласно представленным данным, на сегодня в Украине повторно используется порядка 500 тыс т или 8% всех золошлаков. Тогда как в странах ЕС этот показатель достигает 43%.
Наиболее популярным направлением в нашей стране является переработка золошлаков при производстве цемента. На продукцию отрасли приходится более 80% всего объема используемых золошлаков.
«В Украине цементные заводы уже используют золошлаковые продукты в максимальной пропорции. То есть потенциал наращивания использования вторсырья в этом направлении отсутствует. Однако в отличие от ЕС Украина не использует золошлаки в дорожном строительстве. Хотя мы видим, что сейчас в ЕС из этого материала строятся дороги с повышенным трафиком, скоростные магистрали», - отметил Глущенко.
По подсчетам аналитиков, при активном использовании золошлаковых материалов при строительстве дорожной инфраструктуры, Украина сможет нарастить утилизацию подобных промышленных отходов в 10 раз – с 0,5 млн т в год до 5,4 млн т в год. Это также поможет сэкономить до 1 млрд грн в год за счет более низкой стоимости вторсырья.
Общие объемы накопленных в Украине золошлаковых отвалов оценивются в 360 млн т (на 2019 г.). По прогнозам аналитиков к 2035 году их объем вырастет до 415 млн т.
В то же время стимулирование переработки золошлаков должно происходить при активном участии государства, считает Ольга Бойко, координатор комитета ЕБА по промышленной экологии и устойчивому развитию. В частности, речь идет о необходимости разработать стандарты для золошлаковой продукции, предоставлять дополнительные преференции при госзакупках тем, кто планирует использовать промотходы в строительстве, расширять строительство цементобетонных дорог и т.д.
Как отметил присутствовавший на презентации замминистра защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец, гоударство поддерживает любые проекты, направленные на сокращение промышленных отходов. Он также добавил, что на сегодня его ведомство проводит эксперимент по строительству нескольких километров дороги с использованием отходов горнодобывающих предприятий, чтобы в дальнейшем распространить эту практику на всю страну.
«У меня нет сомнений, что это будет эффективно. Уверен, что те миллионы тонн отходов, которые у нас есть, смогут существенно ускорить и удешевить развитие и строительство инфраструктуры Украины, в первую очередь, конечно, дорожной», - заявил замминистра.