Меньше чем через месяц, с 1 июля, вступает в силу закон о рынке земли, который содержит в себе целый ряд "подводных камней". Ключевые риски - монополизация сельскохозяйственных земель, лишение граждан участков, которыми они на сегодняшний день владеют. Есть и сугубо экологические проблемы - в частности, отсутствие контроля со стороны государства может привести к серьезным проблемам. Какие именно положения закона вызывают наибольшее беспокойства у населения и каковы перспективы проведения всенародного референдума, инициированного лидером "Батькивщины" Юлией Тимошенко, выяснял "Апостроф".
От 11 тысяч до 3 миллионов
Лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко сделала первый важный шаг в вопросе проведения референдума относительно рынка земли: 1 июня вместе со своими соратниками по партии, а также общественными деятелями, представителями профсоюзов и простыми фермерами Тимошенко передала в Центральную избирательную комиссию полный пакет документов, необходимых для регистрации инициативной группы по проведению референдума. Эти люди – а их, по словам самой Тимошенко, около 11 тысяч, должны собрать не менее 3 миллионов подписей украинцев в поддержку референдума в защиту земли.
В свою очередь Центризбирком должен в течение десяти дней рассмотреть поданные документы и принять решение, разрешающее начать сбор подписей. Впрочем комиссия может и отказать инициативной группе в реализации их намерения. Именно этого опасается Юлия Тимошенко, в связи с чем она обратилась к президенту Владимиру Зеленскому с просьбой не давить на членов ЦИК.
"Я хочу обратиться к президенту с просьбой, чтобы он стал на сторону народа, чтобы он поддержал Украину и украинцев, а не крупные агрохолдинги и их интересы прибрать к рукам 72% территории Украины - всю нашу плодородную землю. Я верю, что президент, обещая в своей предвыборной программе, что только народ на референдуме будет определять важнейшие вопросы развития страны, выполнит это обязательство. Только от его команды будет зависеть, проведет ли страна волеизъявление, или нет", - заявила Тимошенко.
Как мы уже писали, с политической точки зрения, у Зеленского не такая уж большая свобода для маневров. Дело в том, что блокирование референдума автоматически продемонстрирует неготовность президента слушать позицию народа. И реагировать на те вещи, которые вызывают беспокойство у общества. А их в контексте рынка земли возникает немало. Напомним лишь некоторые из них.
Иностранцам нельзя, а иностранным банкам - можно
Как известно, запуск рынка земли сельскохозяйственного назначения в Украине является одним из условий сотрудничества нашей страны с Международным валютным фондом (МВФ).
Земельный рынок должен заработать с 1 июля 2021 года. Но вводиться он будет постепенно. Так, до 1 января 2024 года купить землю смогут только физические лица - граждане Украины. С 2024 года право приобретать земельные участки получат украинские юридические лица.
При этом физлицам будет разрешено владеть не более, чем 100 гектарами земли, а юрлицам – не более, чем 10 тысячами гектаров.
Самое интересное, что изначально планировалось, что максимальная концентрация земель не должна превышать 200 тысяч гектаров, затем фигурировала цифра в 50 тысяч гектаров. Но, в конечном счете, остановились на 10 тысячах гектаров. Однако сказать, что это надежно обезопасит Украину от скупки земель крупными капиталом, нельзя. Если учитывать тот факт, что у нас крупный бизнес часто использует подставных лиц в качестве бенефициаров, то данная норма абсолютно не блокирует возможность приобретать значительные участки сельскохозяйственных земель отечественным олигархам. И зарубежным.
Кстати, о зарубежных олигархах. В законе сказано, что продажа земли иностранцами станет возможной лишь в случае, если за это проголосуют украинцы на референдуме, который планирует провести власть.
Но здесь не все так просто. Дело в том, что даже до проведения этого референдума собственниками земельных участков смогут быть банки, в том числе иностранные (формально, все работающие в Украине банки, являются украинскими, даже те, которые на 100% принадлежат иностранным инвесторам).
А при такой норме вся идея с ограничением доступа к украинской земле зарубежных и транснациональных корпораций теряет смысл. Возможно, что и никакого референдума уже не нужно будет проводить – ведь де-факто земля уже будет поделена между этими корпорациями и отечественными олигархами.
Унаследовал землю - купи
Парламентарии приготовили также ряд неожиданных решений для нынешних законных владельцев земли. В частности, сюрприз поджидает тех людей, которые сегодня сдают свои паи в аренду фермерам, которые осуществляют на них хозяйственную деятельность. Одна из статей закона устанавливает, что отныне право аренды земли может быть продано или передано в залог без согласования с владельцем участка. Таким образом, в один прекрасный день человек может обнаружить, что на его земле хозяйничает вовсе не тот фермер, с которым он договаривался об аренде. А то и вовсе банк, которому предыдущий арендатор заложил свое право аренды.
Также в законе идет речь о наследниках людей, которые владели правом постоянного пользования или пожизненного наследственного владения земельными участками государственной и коммунальной собственности, предназначенными для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Эти люди получили право, унаследовав такие участки, выкупить в собственность. Однако им придется делать это на общих основаниях. По мнению Юлии Тимошенко, этих людей "выгоняют на аукционы, где они должны будут конкурировать с другими покупателями". А поскольку обычные селяне не обладают достаточными средствами для того, чтобы конкурировать с крупными корпорациями, они могут лишиться участков, которыми многие годы владели их предки.
Большую опасность также представляет и норма закона о том, что первоочередное право на приобретение земель сельскохозяйственного назначения получат предприятия, владеющие лицензиями на добычу различных полезных ископаемых государственного значения (черных, цветных, редкоземельных, радиоактивных металлов, электро- и радиотехнического сырья), в случае если приобретаемая земля находится в пределах подтвержденного месторождения этих ископаемых. Благодаря этому горнодобывающие компании смогут приобретать довольно значительные участки земли для разработки и в числе прочего снимать с них верхний шар земли. Учитывая нашу повальную коррупцию, плодородную землю могут просто вывозить под предлогом "добычи полезных ископаемых".
Без контроля государства?
Но вопрос рынка земли не ограничивается законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Принятый в мае Закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений" содержит также ряд норм, которые ослабляют роль государства в контроле за использованием земель сельскохозяйственного назначения.
Одна из основных новаций - отмена контроля государства за экологическим использованием земель и севооборотом. И поскольку никто не гарантирует, что в результате земельных аукционов земля достанется квалифицированным аграриям, которые смогут (и захотят) обрабатывать ее с соблюдением всех правил землепользования, такая политика может привести к истощению почв, снижению их урожайности и, в конечном итоге, к ослаблению продовольственной безопасности Украины.
Еще одно положение закона передает право давать разрешение на смену целевого назначения особо ценных земель (к которым относятся наиболее плодородные виды почв, включая знаменитые украинские черноземы) местным советам. Раньше изымать из обращения такие участки можно было лишь с разрешения Кабинета министров Украины и Верховной Рады. Такое решение вызывает опасения относительно того, что контроль за использованием этих земель, которые составляют одно из основных национальных богатств Украины, будет ослаблен и это может привести к их деградации и потере плодородия.
Кто раньше, суд или ЦИК?
По мнению партии "Батькивщина" избежать всех опасностей, связанных с открытием рынка земли, можно путем отмены соответствующих законов. И для достижения этой цели партия использует все законные средства. Кроме референдума, было инициировано также обращение в Конституционный суд с требованием признать акты о рынке земли не соответствующими Основному закону.
3 июня суд приступил к рассмотрению этого обращения, однако далеко в этом процессе не продвинулся. Заслушав несколько ходатайств, он отложил рассмотрение, не приступив к рассмотрению вопроса по сути. И сколько продлится данный процесс сегодня никто предсказать не может.
Так что на сегодняшний день проведение референдума представляется более реальным способом блокирования рынка земли. Наблюдатели отмечают, что технически "Батькивщина" подготовилась к нему хорошо. Документы, поданные в ЦИК оформлены в соответствии с законом, а мобилизованные сторонники партии смогут довольно быстро собрать необходимые для проведения всенародного опроса 3 миллиона подписей.
Однако на данный момент судьба референдума находится в руках ЦИК, которая должна дать старт процессу подготовки. Сегодня неясно, какое решение будет принято, но Юлия Тимошенко уже дала понять, что в случае, если референдум будет заблокирован, она имеет намерение поднимать людей на акции протеста.
А в случае, если разрешение будет получено и референдум все же произойдет, существует высокая вероятность, что в процессе голосования население выскажется против рынка земли. Об этом свидетельствуют данные социологических исследований. Например, согласно опросу, проведенному социологической группой "Рейтинг", 77% респондентов убеждены, что решение о введении в Украине рынка купли/продажи земель сельскохозяйственного назначения должно приниматься на всеукраинском референдуме. При этом 64% из тех, кто принял бы участие в таком референдуме и определился с ответом, проголосовали бы против введения в Украине рынка земель сельскохозяйственного назначения, 36% поддержали бы эту инициативу.
Так что борьба за доступ к украинским черноземам не закончится 1 июля, и нас ждут еще значительные изменения в государственной политике по этому вопросу.