Технологические компании обяжут регистрироваться и платить в Украине 20% НДС за продажу услуг населению.
Что это значит для кошельков потребителей?.
Верховная Рада приняла закон, обязывающий интернет-гигантов, которые предоставляют платные цифровые услуги в Украине, зарегистрироваться и платить 20% НДС.
Не только с продаж бизнесу, но и с покупок обычных украинцев.
Что предлагает закон и чем это обернется для пользователя?.
Что в законе.
Согласно нормам закона, иностранные компании, которые предоставляют украинским пользователям доступ к контенту через интернет, должны будут провести регистрацию в Украине и платить НДС 20%.
В частности, речь о таких услугах:.
загрузка электронных книг, фильмов, журналов;.
доступ к базам данных;.
доступ к телеканалам;.
доступ к электронным ресурсам;.
услуги по удаленному обучению;.
облачные услуги;.
поставка программного обеспечения;.
услуга рекламы в интернете.
Речь идет об электронных услугах, которые предоставляются напрямую физлицам, отмечается в документе.
Например, это подписки на Netflix, You.
Tube Premium, покупки приложений в App.
Регистрироваться и платить налог должны все, кто предоставил на территории Украины услуг суммарно на 1 млн грн и выше.
Следующий шаг – создание специального электронного сервиса, через который техкомпании смогут общаться с налоговой удаленно.
Налоги они смогут платить в долларах или евро на выбор.
Документ преследует две цели: основная – наполнение бюджета.
По ожиданиям авторов документа, благодаря новой норме, бюджет от одной только рекламы получит дополнительно 3 млрд грн в год.
"Большая часть нерезидентов именем которых называют этот закон, являются монополистами в своих нишах и украинские компании в принципе не могут полноценно с ними конкурировать, – отмечает СЕО Admixer Алексей Болтивец – Если, например, говорить о Netflix, то этот закон уравнял его с нашими ОТТ сервисами".
Реакция рынка.
В экспертном сообществе мнения об эффекте от закона разошлись.
Следствием внедрения норм закона, скорее всего, станет подорожание электронных услуг компаний-нерезидентов для украинских потребителей на эти самые 20%, отмечала ранее Юлия Маркуц из Киевской школы экономики.
К тому же, это может усложнить жизнь малого бизнеса, поскольку чаще всего именно он пользуется рекламными сервисами You.
Tube и Facebook.
Tube) и Facebook начнут платить 20% НДС за рекламные услуги, это может привести к удорожанию.
Болтивец видит в принятии закона позитив.
"Государство приводит к равным условиям по НДС украинские и зарубежные компании, что вполне логично и является стандартной практикой в цивилизованном мире.
А "хейт" этого закона в соцсетях, считаю, происходит от общего низкого уровня знаний экономики и какого-то комплекса "меньшевартости", – отметил он в комментарии Liga.
По его мнению, новации не обязательно приведут к подорожанию услуг – все решит рынок.
А тот факт, что ранее в Украине не было НДС для глобальных корпораций, говорит лишь о слабости государства и непонимании как с ними работать.
Для приложений и сервисов в App.
Store, Playstore и других площадках действительно может произойти подорожание, но, во-первых, не сразу, во-вторых, не обязательно пропорциональное, полагает СЕО Web.
Promo Юрий Копишинский.
Что касается рекламы, тут все сложнее.
Для них все налоги уже учтены и изменений после вступления в силу закона не будет.
Есть другая сторона – малый бизнес, который мог платить с личных карточек за услуги больших технологических компаний, например, рекламу в соцсетях, и эти платежи были частью оптимизации затрат для малого бизнеса.
"Когда закон заработает полностью, возможно подорожание для таких небольших плательщиков.
В таком случае конечно могут подорожать и товары и услуги, которые предоставляют небольшие компании или малый бизнес", – отмечает Копишинский.
Стоимость рекламы в диджитале уже кардинально менялась несколько раз.
Затем модель изменилась, став выгоднее для всех.
Подорожание в этом сегменте произошел, когда крупные компании начали активно исследовать диджитал, а потом поняли, что это основной канал продаж товаров и услуг и стали вкладываться в него.
"Рост цены на клик не будет связан с изменениями законодательства, разве что с конкуренцией на определенных нишах", – уверен он.
А что в мире?.
Обложить налогами Big Tech пытаются не только в Украине.
Как пишет Tech.
Monitor, разговоры об этом начались после кризиса 2008 года, когда ОЭСР подняла вопрос о необходимости изменений, и 135 стран начали диалог: как учесть главные особенности новой экономики, в которой присутствуют большие технологические компании.
Tech компаний.
И они сильно отличаются как по уровню ставки, так и по тому, что конкретно облагается налогом – реклама, стриминговые сервисы, передача данных, поисковики и т.
По данным КШЕ, подобный налог уже введен в более чем 60 странах.
Несмотря на то, что во многих странах есть такой налог, в Украине его ввели преждевременно, считает основатель Netpeak Артем Бородатюк.
"На данный момент эти "цифровые продукты" нужны нашей стране больше, чем наша страна нужна этим продуктам", – отмечает он.
Следствием, по его мнению, может стать уход некоторых продуктов с украинского рынка.
"Не исключаю, что кто-то просто закроет доступ к продукту для нашего рынка.
У бизнесов, где выручка из Украины составляет доли процентов, проще просто закрыть доступ, чтобы не разбираться, что им надо сделать по какому-то там новому закону", – говорит Артем.
Валерия Давыдова.
Корреспондент Liga.
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Напишите нам.
Больше вакансий.
Медіа холдинг Ligamedia.
Група компаній "ЛІГА".
Менеджер з продажів реклами.
Медіа холдинг Ligamedia.
Разместить вакансию.