Мир погрузился в эпоху беспрецедентного срыва цепи поставок товаров, говорят эксперты. Нарушения индустрии перевозок могут привести к задержкам доставок и в преддверии новогодних праздников.
Новая вспышка коронавируса в одном из основных центров мировой контейнерной торговли - китайской провинции Гуандун - вызвала перебои в работе крупных портов юга страны. Возникшие задержки в мировой торговле могут оказаться серьезнее, чем от блокировки Суэцкого канала. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Дефицит и рост цен
Вспышка коронавирусной инфекции в провинции Гуандун на южном побережье Китая привела к перебоям в работе контейнерных портов Шэньчжэнь и Гуанчжоу, которые являются третьим и пятым по величине в мире.
Эти портны - одни из нескольких в регионе, которые в совокупности образуют жизненно важные ворота для экспорта из дельты Жемчужной реки, крупного китайского центра производства и технологий.
Для локализации вспышки COVID-19 терминал Яньтянь в Шэньчжэне был закрыт с 25 по 31 мая. Сейчас администрация порта успешно запустила его часть, вернув производительность примерно до трети от нормы.
Частичное закрытие терминала Яньтянь в Шэньчжэне привело к перераспределению грузов в пользу близлежащих терминалов Наньша в Гуанчжоу и Шэкоу Шэньчжэне, что повлекло за собой заторы и там. Кроме того, в китайских портах различаются таможенные требования, что ограничивает возможность перенаправления грузов.
На прошлой неделе агентство Bloomberg предупреждало, что задержки из-за перегруженности портов на юге Китая, вызванные новыми вспышками коронавируса, могут нарушить глобальные цепочки поставок, что, вероятно, приведет к росту цен.
Задержки уже стали причиной подорожания перевозок в Китае из-за нехватки контейнеров и повышенного экспортного спроса, отметил вице-президент по маркетингу компании Project44 Джош Бразил.
Высокие транспортные расходы - это лишь один из факторов, который может способствовать надвигающейся угрозе глобальной инфляции, подчеркнул эксперт.
Задержки в обработке контейнерных грузов составляют до семи дней, а общее транзитное время увеличивается до 15-16 дней. Это сказывается на стоимости товаров, пишет газета Коммерсант со ссылкой на источники.
Аналитики считают, что происходящее на юге Китая может привести к более серьезным последствиям, чем севший на мель в марте контейнеровоз Ever Given.
Блокировка им Суэцкого канала затрагивала 55 тысяч TEU (единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) в сутки и продолжалась шесть дней. А проблемы в Яньтяне касаются 25,5 тысячи TEU в сутки, но они длятся уже более двух недель.
По мнению экспертов, ситуация стабилизируется к концу лета или к началу осени, но задержки будут ощущаться еще два-три квартала. Также участники рынка сходятся на том, что стоимость фрахта возрастет.
Это не первая проблема в серии серьезных неудач для отрасли. Судоходные компании пытаются справиться с резкими колебаниями спроса, вызванными пандемией, а также с последствиями недавней блокады Суэцкого канала.
"Дефицит и задержки контейнеров существенно повлияли на способность компаний доставлять товар потребителям. Мы находимся в эпохе беспрецедентного срыва цепи поставок", - сказал Алекс Гершем, генеральный директор и сооснователь технологической компании Zencargo.
Ранее эксперты Euler Hermes оценили потери мировой экономики от перебоев в цепочках поставок в 2021 году.
С начала года перебои в цепочках поставок товаров происходят, например, из-за нехватки контейнеров и дефицита полупроводников. Все это может привести к сокращению реального прироста мировой торговли на 1,4 процентных пункта, что составляет примерно 230 миллиардов долларов.
Причиной дефицита контейнеров стал дисбаланс торговли Китая с США и Европой, из-за чего пустые контейнеры скопились в Северной Америке, а также из-за отложенного спроса, вызванного пандемией.
Что касается нехватки микросхем, то он связан с тем, что весной 2020 года на фоне пандемии концерны сократили заказы, а сейчас отрасль оказалась просто не готова к резкому восстановлению объемов.