MY.UAНовости
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

В Украине в очередной раз заговорили о качественно новом подходе к проблеме улучшения качества автодорог – введении платы для автомобилей, пользующихся ими. На самом деле данная инициатива далеко не нова не только в мире, где подобные объекты инфраструктуры существуют уже десятилетия, но даже в Украине. Правда, разговоры об этом в нашей стране ведутся уже более 20 лет.

Станет ли инициатива Министерства инфраструктуры Украины реальностью, или же останется очередной вехой в 20-летней борьбе за платные дороги – разбирался "Телеграф".

Платные дороги в Украине – путь в 20 лет

Официальная история пусть не самих платных автодорог, то хотя бы стремления к ним, начинается еще 20 августа 2000 года с постановления Кабинета министров о Порядке установления максимального размера платы за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Впрочем, данный документ так и не пригодился, хотя в 2003-2004 годах даже был принят Закон Украины которым планировалось в качестве эксперимента провести реконструкцию с дальнейшей эксплуатацией на платной основе части автодороги Киев-Одесса.

Планировалось что экспериментальным участком станет часть автодороги между Жашковым и Краснознаменкой – порядка 260 километров. Но и данный закон остался на бумаге.

Впоследствии предложения о концессии на автодороги не раз включались чиновниками в различные программы государственно-частного партнерства, которые также не шли дальше презентаций.

В 2018 году Верховная Рада приняла закон, который вносил изменения в отечественное законодательство касательно строительства и эксплуатации платных автодорог. Правда, это не помогло реализации концессиональной дороги Киев-Белая Церковь, с которой в 2017 году выступал тогдашний глава "Укравтодора" Славомир Новак.  

Снова актуальной тема концессий стала в 2020 году.

1500 км автодорог в частные руки по 2,3 евро за 100 км для водителей

В августе 2020 года тогдашний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что совместно с Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития подготовлены предварительные технико-экономические обоснования для передачи в концессию нескольких участков автомобильных дорог и трех украинских аэропортов. Речь шла о дорогах протяженностью 1500 километров и инвестициях порядка 2 млрд долл. США. 

В октябре сайт Центр транспортных технологий сообщил, какие именно участки имел ввиду министр, говоря о пилотных проектах концессии, ими оказались:

  • участок дороги М-03 от Борисполя до Полтавы;
  • часть дороги М-06 от Киева до Ровно;
  • маршрут от Днепра до Кривого Рога и Николаева (М-04, Н-11);
  • маршрут Ягодин-Ковель-Луцк (М-07, М-19);
  • маршрут Харьков-Днепр-Запорожье (М-29, M-04, M-18);
  • часть дороги М-14 от Херсона до Николаева.

Впрочем, в Минифнраструктуры поспешили опровергнуть информацию СМИ, заявив, что речь идет не о платных автодорогах, а о поддержке инвестора из Дорожного фонда, а зарабатывать инвесторы будут на придорожной инфраструктуре – заправочных станциях, заведениях общепита, рекламных площадях, аренде. 

Правда, уже в декабре версия Министерства инфраструктуры дала трещину – Кабинет министров принял постановление, установившее максимальную плату за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Она составила 2,3 евро за 100 км для автотранспорта весом до 3,5 тонн, 4,5 евро для транспорта весом от 3,5 до 12 тонн и 13,3 евро для транспорта весом свыше 12 тонн. 

Таким образом за проезд на легковом авто до 3,5 тонн придется отдать порядка 75,5 грн. за 100 километров. То есть Кабмин все-таки дал понять, что речь идет именно о платных автодорогах, однако Министерство инфраструктуры продолжало утверждать, что это не так.

9 миллиардов долларов за 10 лет, но без платных автодорог: Мининфраструктуры зовет частных инвесторов

По версии министерства инфраструктуры, озвученной еще Владиславом Криклием, в 2020-2030 годах Украина должна привлечь для ремонта 4500 км украинских автодорог около 9 миллиардов долларов. Данный проект должен быть реализован в рамках программы государственно-частного партнерства, согласно которому прозвучавшие ранее в СМИ 6 автодорог должны стать пилотным проектом. В рамках последнего в течении лета планируется составить требования к будущим конкурсам для инвесторов, которые должны пройти осенью 2021 года.

К примеру, начальные инвестиции в трассу М-06 Киев-Житомир-Ровно протяженностью в 308 километров в Мининфраструктуры оценили в 370 миллионов долларов. Если взамен концессионер получит право взимать плату с авто, двигающихся по данному участку, к его услугам будет машинопоток в 14 400 авто в сутки. При условии полного преодоления 300-километрового участка платеж составит от 8,5 долларов для авто весом до 3,5 тонн и 48 долларов для фур весом более 12 тонн.

Однако еще в апреле в Мининфраструктуры подчеркнули, что "программа касается не платных автодорог, а эффективной модели использования средств на их строительство и это выгоднее всем – налогоплательщикам, инвесторам и государству". 

Впрочем, в ведомстве так и не уточнили, почему собственно иностранные инвесторы должны вкладывать миллиарды долларов в отечественные автодороги, если речь не идет об установлении платы за пользование ими.
Построить новые бесплатные дороги и компенсировать инвестору 30% убытков – что говорит закон

Принятый в 2018 году Закон Украины, регулирующий концессии в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, разрешает придание автодороге статуса платной лишь в том случае, если существует альтернативная бесплатная дорога, чья протяженность не более чем в 2 раза превышает платный участок.

Иначе говоря, если между двумя городами проложена платная автодорога длиной 100 километров, должны существовать бесплатные автодороги, связывающие эти населенные пункты протяженностью не более 200 километров.

Применительно к трассе М-06 Киев-Житомир-Ровно в случае придания ей статуса платной, у украинцев должна существовать возможность доехать из столицы до Ровно по бесплатным дорогам проехав не более 616 километров.

Если альтернативный путь занимает большую протяженность, то более короткая дорога не может получить статус "платной" до появления бесплатной альтернативы выполняющей требования закона. К примеру, если на 100 километров платной автодороги приходятся 250 километров бесплатной, необходимо проложить 50 километров бесплатной, что обойдется, по данным "Укравтодора" за 2020 год, в 170 миллионов гривен за 1 километр. 

С другой стороны, если концессионер получил от эксплуатации платной автодороги меньший доход, чем был запланирован, государство обязано компенсировать ему убытки, правда, в размере не более 30% от запланированного дохода. То есть, если концессионер хотел получить от платной дороги за год 10 миллионов долларов дохода, а получил 5 миллионов, государство обязано компенсировать ему максимум еще 3 миллиона долларов.

Любопытно что о платных дорогах еще в начале лета говорил и заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко.

Что пугает украинцев в платных дорогах

Платные автобаны не являются чем-то необычным для украинцев. Те из них, кто путешествовал по дорогам Европы, наверняка сталкивался с ними во Франции, где стоимость проезда составляет до 10 долларов (271 гривна), Португалии – 1,5 доллара (41 гривна) или Польше – 3 доллара (81 гривна) за 100 километров. 

Однако украинцы высказывают опасения, что вместо строительства новых качественных автодорог платными просто станут уже построенные и отремонтированные в рамках программы "Большое строительство".

"Смотрите, вот очередная монополька на пустом месте. Какие-то инвесторы садятся на загруженные трассы, которые отремонтированы за счет государства и начинают зарабатывать бабло путем установления шлагбаумов. В результате поездка в Луцк из Киева по Житомирке дорожает на 250 гривен. В обе стороны на 500. На каком основании? Может быть, параллельно "автобанам" "инвесторы" сделают нормальные бесплатные дороги? Очень сомневаюсь. Может быть, государство убрало транспортный сбор, который составляет от 30 до 40% с каждого литра топлива? Так нет. Так что делает государство? Оно как всегда создает очередную кормушку для приближенных. При этом предварительно отремонтировав за наш с вами счет те же самые дороги "Великим будивництвом". Браво", – пишет шеф-редактор портала "Хвиля" Юрий Романенко.

"Неправильными шагами в правильном направлении" назвал действия власти экономический эксперт Алексей Кущ.

"В Европе строительство автодорог по концессии осуществляется за счет частных инвесторов, которые берут под это длинные дешевые кредиты, поскольку в концессию дороги им отдают минимум на 50 лет. У нас же почему-то власти чаще реализуют механизм "рентной экономики", при которой частник получает доход от общего достояния. В случае с автодорогами, это придание статуса платной автодорогам, которые построены за государственный счет и взимание платежей в пользу частника", – предупреждает эксперт в комментарии "Телеграфу".

По словам эксперта, Украина должна приложить максимум усилий для того, чтобы не просто построить автодороги, объявить их платными, но и добиться реального наполнения этих дорог не только отечественным, но и международным транспортом.

"У нас прекрасный транзитный потенциал – через Украину проходят дороги как с севера на юг из Скандинавии в Малую Азию, так и с запада на восток между Азией и Европой. Для этого нужно развитие своей промышленности, а не аграрного сектора, активные переговоры с другими странами, заинтересованными в нашем потенциале – Европой, Турцией, Средней Азией, Китаем, Индией, даже Россией. Вместо этого же мы отсекаем важный участок современного "пути из варяг в греки" в лице Беларуси", – подчеркивает Алексей Кущ.

По словам эксперта Украинского института будущего, основатель ГО "Инфраструктурный совет" Владимира Шульмейстера платная автодорога, особенно в условиях Украины, имеет ряд особенностей.

"Если речь идет о строительстве платной автодороги, важно понимать, что под этим подразумевается – строительство "с нуля" или эксплуатация уже построенной дороги? Если инвестор строит дорогу с нуля и инвестирует много средств, ключевым для него становится вопрос машинопотока, то есть числа авто, с которых можно взимать плату за пользование дорогами для возврата инвестиций. Обычно для платных дорог этот показатель составляет порядка 12-15 тысяч авто в сутки. Если после введения платы машинопоток падает, государство может доплачивать инвестору его убытки, если это прописано в условиях концессии – так, например, это работает в Польше или Франции", –говорит собеседник "Телеграфа".

По словам эксперта, очевидно, что в условиях Украины более вероятен другой вариант – передача в концессию уже построенной дороги, которую концессионер будет эксплуатировать и делать какие-то вложения в эксплуатацию дороги.

"Власть может просто "договориться" с некоей фирмой или даже лицом, и наделить его правом устанавливать шлагбаумы и взимать плату на уже построенных автодорогах. Взять дороги Киев-Житомир-Ровно или Борисполь-Полтава – они построены за счет кредитов ЕБРР и Мирового банка, а те погашаются за счет средств дорожного фонда, акциза за импорт нефтепродуктов. Не совсем, понятно какие инвестиции в дорогу можно требовать с инвестора, ведь обе эти дороги и так являют собой фактически автобаны", – подчеркнул Шульмейстер.

От варианта создания платных автодорог в Украине – строительства "с нуля" или передачи готовых автодорог с расходами концессионера на эксплуатацию дорог зависит и цена проезда.

"2,3 евро, предлагаемых Кабмином, в принципе, соотносима с ценами в Европе. Например, в Греции – это 3-5 евро за 100 километров, но, это касается проезда по платным дорогам, построенным "с нуля". В случае же передачи концессионеру уже готовой автодороги, плата должна быть минимум в 5 раз ниже, то есть примерно 0,5 евро за 100 километров. К тому же концессионер обязан смотреть за состоянием автодороги, машинопотоком и движением грузового транспорта с перегрузом, соблюдением температурного режима. Если за всем этим концессионер не следит, и автодорога разрушается, он обязан провести ее ремонт за собственные средства", – заключает эксперт.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Прогнозування магнітної бурі: чому більшість прогнозів у мережі хибні та де шукати правду
24tv
2025-02-22T15:03:59Z
Спідранер Super Mario 64 побив 3 світові рекорди за 4 дні
24tv
2025-02-22T15:00:08Z
Що потрібно зробити, щоб смартфон працював якомога довше: поради від експертів
Фокус
2025-02-22T15:00:07Z
Ексголова PlayStation назвав дату виходу 6-го покоління консолей: "Це правильно..."
Знай
2025-02-22T14:51:28Z
Хороші новини: шанси на падіння великого астероїда на Землю знову змінилися
ZN UA
2025-02-22T14:39:20Z
Науковці створили першу у світі квантову батарею, що виробляє енергію за допомогою лазера
InternetUA
2025-02-22T14:31:48Z
Зарядить телефон на ходу: незвичайний генератор перетворює сонячне світло на енергію
InternetUA
2025-02-22T13:31:33Z
Марк Цукерберг передбачає завершення епохи смартфонів
InternetUA
2025-02-22T13:01:47Z
Чорна діра в центрі нашої галактики «вирує» активністю
Portaltele
2025-02-22T12:19:13Z
Як посіяти перець: покрокова інструкція для отримання багатого врожаю
TSN
2025-02-22T14:51:50Z
Вареники з Грузії: як приготувати смачні квері
Фокус
2025-02-22T14:51:09Z
Для чого потрібна петля на сорочці: відповідь вас шокує
24tv
2025-02-22T14:39:50Z
Щасливі числа для Овна: використовуйте їх для прийняття рішень
Политека
2025-02-22T14:33:46Z
Солоденький з ноткою цитруса: переможниця "МастерШеф" поділилася рецептом неймовірного кексу
24tv
2025-02-22T14:33:39Z
Деруни в горщиках: Ярославський показав, як зробити звичну страву шедевром
GlavRed
2025-02-22T14:27:43Z
Може бути небезпечним: чому треба позбавлятися запаху секонду і як це зробити
GlavRed
2025-02-22T14:27:30Z
Загадка для найрозумніших: де 3 відмінності між зображеннями чоловіка
GlavRed
2025-02-22T14:27:29Z
Як відчистити взуття від слідів солі: ви точно не знали цих лайфхаків
24tv
2025-02-22T14:03:55Z
У Франції двоє безхатьків викрали банківську картку і виграли 500 тисяч євро
ГЛАВКОМ NET
2025-02-22T15:03:32Z
В Одесі затримали чоловіка, який стріляв у військовослужбовця ТЦК
УкраинФорм
2025-02-22T14:54:18Z
Авіатроща Іл-76: експертизи підтвердили майже 50 збігів ДНК останків українських військовополонених
УкраинФорм
2025-02-22T14:19:44Z
Росіяни вранці атакували громаду на Сумщині - поранена жінка
УкраинФорм
2025-02-22T14:12:23Z
У бразильському місті оголосили надзвичайний стан через карстові провалля
УкраинФорм
2025-02-22T14:00:21Z
Злодій "обчистив" магазин, однак був спійманий: поліція показала кадри "роботи" крадія
Фокус
2025-02-22T13:57:13Z
Прокуратура домоглась справедливого покарання для зловмисника, який позбавив життя 24-річного чоловіка
Украина Криминальная
2025-02-22T13:09:56Z
У Херсоні росіяни скинули вибухівку на авто - поранений цивільний
УкраинФорм
2025-02-22T13:06:23Z
На Чорнобильській АЕС виявили новий осередок тління після дронової атаки Росії
Комсомольская правда
2025-02-22T12:37:37Z
Камбек "дияволів": Миколенко з "Евертоном" втратив перемогу над "Манчестер Юнайтед" в АПЛ
TSN
2025-02-22T15:03:39Z
Еспаньйол наприкінці матчу вирвав перемогу над Алавесом
Football.ua
2025-02-22T15:01:25Z
«Дніпро» продовжив переможну серію, обігравши «Кривбас» у баскетбольній Суперлізі
УкраинФорм
2025-02-22T14:51:59Z
Манчестер Юнайтед врятував нічию в матчі проти Евертона
Football.ua
2025-02-22T14:36:21Z
Меріно очолить атаку Арсеналу в дербі проти Вест Гема
Football.ua
2025-02-22T14:06:23Z
Барселона цікавиться Доку
Football.ua
2025-02-22T14:04:25Z
Флік закликав до захисту суддів після інциденту з Беллінгемом
360ua.news
2025-02-22T14:00:47Z
Різниця у понад 20 кілограм: Баколе пройшов процедуру зважування перед боєм з Паркером
24tv
2025-02-22T13:54:10Z
«Кривбас» програв «Вересу» у чемпіонаті України з футболу
УкраинФорм
2025-02-22T13:42:52Z
У тимчасово окупованому Криму почали масово вручати «попередження» кримськотатарським активістам
Детектор М
2025-02-22T14:51:39Z
З обміном «азовців» і морпіхів є проблема, росіяни не хочуть їх віддавати - Коордштаб
УкраинФорм
2025-02-22T14:51:12Z
Костянтинівка під масованим ударом, є жертви
1News
2025-02-22T14:09:49Z
У неділю пройде невеликий сніг на сході, вдень від -6° до +5°
УкраинФорм
2025-02-22T13:48:41Z
ЗСУ зривають плани ворога на сході. Огляд з фронту
ГЛАВКОМ NET
2025-02-22T13:33:40Z
Накриє весняна погода: стала відома точна дата потепління в Україні
GlavRed
2025-02-22T13:27:25Z
Якість повітря у Києві нормалізувалася
УкраинФорм
2025-02-22T13:21:09Z
У Полтаві приберуть пам'ятник Петру I
Детектор М
2025-02-22T13:12:02Z
В яких областях йтиме сніг, а де вдарить мороз до -23 градусів: прогноз погоди на 23 лютого
24tv
2025-02-22T13:06:32Z
Осадча висловилася про народження четвертої дитини в 45 років: "Доньку хотіла"
TSN
2025-02-22T15:06:18Z
Дружина Позитива замилувала кадрами новонародженої донечки з першої фотосесії
TSN
2025-02-22T14:51:11Z
Любов, самотність і зміни: 11 музичних прем'єр від українських артистів, які ви могли пропустити
24tv
2025-02-22T14:12:58Z
В Україні пройде національний проєкт «Ода стійкості - симфонії свободи у часи випробувань»
УкраинФорм
2025-02-22T13:15:53Z
Звідусіль ллється брехня, – Саніна з чоловіком відповіли на хейт через проживання за кордоном
24tv
2025-02-22T12:48:17Z
Рецензія на фільм «Бруталіст» / The Brutalist
ITC
2025-02-22T12:16:23Z
Нова зірка "Білого лотоса" вразив глядачів суперстильними плавками
24tv
2025-02-22T11:51:53Z
Учасників Ziferblat щодня "крутили" в рекламі на українському ТБ: у мережі знайшли архівне відео
24tv
2025-02-22T11:33:09Z
Представник Естонії на "Євробаченні-2025" у дуеті з відомою зіркою заспівав про мир Києва та Москви
TSN
2025-02-22T11:21:24Z
Воєнний стан: чи можуть поліцейські перевіряти військово-облікові документи
ZN UA
2025-02-22T15:04:35Z
Яку пенсію матиме чоловік із зарплатою у 25 тисяч гривень
24tv
2025-02-22T15:03:09Z
Молодь називає їх "душнилами": хто такий "ханжа" та як значення слова змінилось за століття
24tv
2025-02-22T14:45:44Z
ЄС готує Україні військову допомогу на 20 мільярдів євро
360ua.news
2025-02-22T14:42:12Z
Які пенсії в осіб з інвалідністю III групи у 2025 році
24tv
2025-02-22T14:39:44Z
Недобросовісні командири мають отримати бан на посади – уповноважена президента
TSN
2025-02-22T14:36:10Z
Німеччина розслідує диверсію на своєму військовому кораблі
ГЛАВКОМ NET
2025-02-22T14:30:08Z
Чотири вбивства і одне “воскресіння”: у США розкрили культ програмістів, які вірили в “розкол мозку”
Украина Криминальная
2025-02-22T14:18:13Z
Чоловік подав до суду на кінотеатр за довгу рекламу і переміг
Фокус
2025-02-22T14:15:21Z
Скільки можна зберігати яйця в холодильнику: експертка дала однозначну відповідь
24tv
2025-02-22T14:27:32Z
Гнійник біля нігтя: як лікувати та уникнути ускладнень
TSN
2025-02-22T13:51:56Z
Сповільнити появу сивини допоможе конкретний перелік овочів
24tv
2025-02-22T12:06:14Z
Будьте уважні: скільки часу можна носити гель-лак на ногах
24tv
2025-02-22T11:33:33Z
Невидимий фронт: як інфекційні хвороби загрожують військовим і що з цим робити
ZN UA
2025-02-22T11:04:38Z
Ви могли про це не знати: 6 небезпечних речей, які ми зберігаємо вдома
24tv
2025-02-22T10:30:42Z
Відлякайте мишей та щурів назавжди: вони не можуть терпіти лише один запах
24tv
2025-02-22T09:24:51Z
Як сухе повітря шкодить здоров’ю та як цьому зарадити: відповідь лікаря
TSN
2025-02-22T08:51:35Z
Як дбати про волосся в морозну погоду
24tv
2025-02-22T07:06:42Z
Відновлення критичної інфраструктури: нестача грошей, «совок», корупція і плутанина
ZN UA
2025-02-22T15:04:25Z
Український ринок праці втратив 40% робочих місць: де найбільше втрат серед працівників
Политека
2025-02-22T15:03:49Z
Китайські науковці створили революційний вітровий генератор з рекордною потужністю у 100 кіловатів
InternetUA
2025-02-22T15:01:19Z
Польща платить за роботу Starlink в Україні і не бачить підстав для розриву контракту - віцепрем'єр
УкраинФорм
2025-02-22T14:52:58Z
Де найдешевше скупитись у Чехії: розкриваємо, як вполювати найнижчі ціни
24tv
2025-02-22T14:33:23Z
Світовий лідер Newmont збільшив видобуток золота до 6,85 млн унцій
360ua.news
2025-02-22T14:30:07Z
Україна збільшує імпорт молочних продуктів
AgroNews
2025-02-22T14:21:46Z
Тариф збільшиться майже вдвічі: українцям доведеться платити по-новому доведеться платити за базову послугу
Политека
2025-02-22T14:03:37Z
Скільки землі може приватизувати одна людина та які є обмеження
24tv
2025-02-22T14:03:22Z
Як було відновлено унікальний міні-тягач DAF Pony
AutoCentre
2025-02-22T10:46:55Z
В Україні почали виробляти бронекапсули для HMMWV
InternetUA
2025-02-22T08:58:20Z
Mercedes планує випустити мініатюрну версію Гелендвагена
AutoCentre
2025-02-22T08:06:48Z
Більшість не знає: чому не можна вмикати фари перед запуском двигуна авто
GlavRed
2025-02-22T04:27:52Z
Обережно, нова схема пограбувань водіїв: як не стати жертвою зимових шахраїв
Знай
2025-02-22T03:51:47Z
Досвідчена водійка показала "метод" дистанційного прогріву авто: мережа у захваті від хитрості
24tv
2025-02-21T21:27:57Z
Комплектуючі BMW возитимуть на водневих тягачах IVECO S-eWay Fuel Cell
AutoCentre
2025-02-21T18:33:23Z
Позашляховий монстр: представлено найпотужніший і найнезвичніший Jeep Wrangler
Фокус
2025-02-21T17:12:04Z
Яке паливо найкраще використовувати взимку для автомобіля: поради водіям
ТСН
2025-02-21T16:18:54Z
Путін готується оголосити "перемогу": коли він може зупинити бойові дії
24tv
2025-02-22T15:09:52Z
Україна передала США нові пропозиції за угодою про корисні копалини, — Fox News
24tv
2025-02-22T15:09:51Z
Путін не хоче зупиняти війну в Україні, бо боїться внутрішніх наслідків
24tv
2025-02-22T15:09:20Z
США відновлюють найбільшу авіабазу в Тихому океані, що використовується для ударів по Японії
24tv
2025-02-22T15:06:37Z
У Варшаві в березні відбудеться бізнес-форум Люблінського трикутника
УкраинФорм
2025-02-22T15:06:14Z
Трамп призначає нового командувача військами США
360ua.news
2025-02-22T15:06:03Z
Келлог розповів про емоційний візит на Київщині: з ким він зустрівся
TSN
2025-02-22T15:03:43Z
Погрози Україні від США щодо Starlink: у Польщі нагадали американцям про одну істину
24tv
2025-02-22T15:03:18Z
Келлог відвідав поранених військових ЗСУ в Ірпені й запевнив, що США – з Україною
Европейская правда
2025-02-22T15:00:54Z