MY.UAНовости
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

В Украине в очередной раз заговорили о качественно новом подходе к проблеме улучшения качества автодорог – введении платы для автомобилей, пользующихся ими. На самом деле данная инициатива далеко не нова не только в мире, где подобные объекты инфраструктуры существуют уже десятилетия, но даже в Украине. Правда, разговоры об этом в нашей стране ведутся уже более 20 лет.

Станет ли инициатива Министерства инфраструктуры Украины реальностью, или же останется очередной вехой в 20-летней борьбе за платные дороги – разбирался "Телеграф".

Платные дороги в Украине – путь в 20 лет

Официальная история пусть не самих платных автодорог, то хотя бы стремления к ним, начинается еще 20 августа 2000 года с постановления Кабинета министров о Порядке установления максимального размера платы за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Впрочем, данный документ так и не пригодился, хотя в 2003-2004 годах даже был принят Закон Украины которым планировалось в качестве эксперимента провести реконструкцию с дальнейшей эксплуатацией на платной основе части автодороги Киев-Одесса.

Планировалось что экспериментальным участком станет часть автодороги между Жашковым и Краснознаменкой – порядка 260 километров. Но и данный закон остался на бумаге.

Впоследствии предложения о концессии на автодороги не раз включались чиновниками в различные программы государственно-частного партнерства, которые также не шли дальше презентаций.

В 2018 году Верховная Рада приняла закон, который вносил изменения в отечественное законодательство касательно строительства и эксплуатации платных автодорог. Правда, это не помогло реализации концессиональной дороги Киев-Белая Церковь, с которой в 2017 году выступал тогдашний глава "Укравтодора" Славомир Новак.  

Снова актуальной тема концессий стала в 2020 году.

1500 км автодорог в частные руки по 2,3 евро за 100 км для водителей

В августе 2020 года тогдашний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что совместно с Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития подготовлены предварительные технико-экономические обоснования для передачи в концессию нескольких участков автомобильных дорог и трех украинских аэропортов. Речь шла о дорогах протяженностью 1500 километров и инвестициях порядка 2 млрд долл. США. 

В октябре сайт Центр транспортных технологий сообщил, какие именно участки имел ввиду министр, говоря о пилотных проектах концессии, ими оказались:

  • участок дороги М-03 от Борисполя до Полтавы;
  • часть дороги М-06 от Киева до Ровно;
  • маршрут от Днепра до Кривого Рога и Николаева (М-04, Н-11);
  • маршрут Ягодин-Ковель-Луцк (М-07, М-19);
  • маршрут Харьков-Днепр-Запорожье (М-29, M-04, M-18);
  • часть дороги М-14 от Херсона до Николаева.

Впрочем, в Минифнраструктуры поспешили опровергнуть информацию СМИ, заявив, что речь идет не о платных автодорогах, а о поддержке инвестора из Дорожного фонда, а зарабатывать инвесторы будут на придорожной инфраструктуре – заправочных станциях, заведениях общепита, рекламных площадях, аренде. 

Правда, уже в декабре версия Министерства инфраструктуры дала трещину – Кабинет министров принял постановление, установившее максимальную плату за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Она составила 2,3 евро за 100 км для автотранспорта весом до 3,5 тонн, 4,5 евро для транспорта весом от 3,5 до 12 тонн и 13,3 евро для транспорта весом свыше 12 тонн. 

Таким образом за проезд на легковом авто до 3,5 тонн придется отдать порядка 75,5 грн. за 100 километров. То есть Кабмин все-таки дал понять, что речь идет именно о платных автодорогах, однако Министерство инфраструктуры продолжало утверждать, что это не так.

9 миллиардов долларов за 10 лет, но без платных автодорог: Мининфраструктуры зовет частных инвесторов

По версии министерства инфраструктуры, озвученной еще Владиславом Криклием, в 2020-2030 годах Украина должна привлечь для ремонта 4500 км украинских автодорог около 9 миллиардов долларов. Данный проект должен быть реализован в рамках программы государственно-частного партнерства, согласно которому прозвучавшие ранее в СМИ 6 автодорог должны стать пилотным проектом. В рамках последнего в течении лета планируется составить требования к будущим конкурсам для инвесторов, которые должны пройти осенью 2021 года.

К примеру, начальные инвестиции в трассу М-06 Киев-Житомир-Ровно протяженностью в 308 километров в Мининфраструктуры оценили в 370 миллионов долларов. Если взамен концессионер получит право взимать плату с авто, двигающихся по данному участку, к его услугам будет машинопоток в 14 400 авто в сутки. При условии полного преодоления 300-километрового участка платеж составит от 8,5 долларов для авто весом до 3,5 тонн и 48 долларов для фур весом более 12 тонн.

Однако еще в апреле в Мининфраструктуры подчеркнули, что "программа касается не платных автодорог, а эффективной модели использования средств на их строительство и это выгоднее всем – налогоплательщикам, инвесторам и государству". 

Впрочем, в ведомстве так и не уточнили, почему собственно иностранные инвесторы должны вкладывать миллиарды долларов в отечественные автодороги, если речь не идет об установлении платы за пользование ими.
Построить новые бесплатные дороги и компенсировать инвестору 30% убытков – что говорит закон

Принятый в 2018 году Закон Украины, регулирующий концессии в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, разрешает придание автодороге статуса платной лишь в том случае, если существует альтернативная бесплатная дорога, чья протяженность не более чем в 2 раза превышает платный участок.

Иначе говоря, если между двумя городами проложена платная автодорога длиной 100 километров, должны существовать бесплатные автодороги, связывающие эти населенные пункты протяженностью не более 200 километров.

Применительно к трассе М-06 Киев-Житомир-Ровно в случае придания ей статуса платной, у украинцев должна существовать возможность доехать из столицы до Ровно по бесплатным дорогам проехав не более 616 километров.

Если альтернативный путь занимает большую протяженность, то более короткая дорога не может получить статус "платной" до появления бесплатной альтернативы выполняющей требования закона. К примеру, если на 100 километров платной автодороги приходятся 250 километров бесплатной, необходимо проложить 50 километров бесплатной, что обойдется, по данным "Укравтодора" за 2020 год, в 170 миллионов гривен за 1 километр. 

С другой стороны, если концессионер получил от эксплуатации платной автодороги меньший доход, чем был запланирован, государство обязано компенсировать ему убытки, правда, в размере не более 30% от запланированного дохода. То есть, если концессионер хотел получить от платной дороги за год 10 миллионов долларов дохода, а получил 5 миллионов, государство обязано компенсировать ему максимум еще 3 миллиона долларов.

Любопытно что о платных дорогах еще в начале лета говорил и заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко.

Что пугает украинцев в платных дорогах

Платные автобаны не являются чем-то необычным для украинцев. Те из них, кто путешествовал по дорогам Европы, наверняка сталкивался с ними во Франции, где стоимость проезда составляет до 10 долларов (271 гривна), Португалии – 1,5 доллара (41 гривна) или Польше – 3 доллара (81 гривна) за 100 километров. 

Однако украинцы высказывают опасения, что вместо строительства новых качественных автодорог платными просто станут уже построенные и отремонтированные в рамках программы "Большое строительство".

"Смотрите, вот очередная монополька на пустом месте. Какие-то инвесторы садятся на загруженные трассы, которые отремонтированы за счет государства и начинают зарабатывать бабло путем установления шлагбаумов. В результате поездка в Луцк из Киева по Житомирке дорожает на 250 гривен. В обе стороны на 500. На каком основании? Может быть, параллельно "автобанам" "инвесторы" сделают нормальные бесплатные дороги? Очень сомневаюсь. Может быть, государство убрало транспортный сбор, который составляет от 30 до 40% с каждого литра топлива? Так нет. Так что делает государство? Оно как всегда создает очередную кормушку для приближенных. При этом предварительно отремонтировав за наш с вами счет те же самые дороги "Великим будивництвом". Браво", – пишет шеф-редактор портала "Хвиля" Юрий Романенко.

"Неправильными шагами в правильном направлении" назвал действия власти экономический эксперт Алексей Кущ.

"В Европе строительство автодорог по концессии осуществляется за счет частных инвесторов, которые берут под это длинные дешевые кредиты, поскольку в концессию дороги им отдают минимум на 50 лет. У нас же почему-то власти чаще реализуют механизм "рентной экономики", при которой частник получает доход от общего достояния. В случае с автодорогами, это придание статуса платной автодорогам, которые построены за государственный счет и взимание платежей в пользу частника", – предупреждает эксперт в комментарии "Телеграфу".

По словам эксперта, Украина должна приложить максимум усилий для того, чтобы не просто построить автодороги, объявить их платными, но и добиться реального наполнения этих дорог не только отечественным, но и международным транспортом.

"У нас прекрасный транзитный потенциал – через Украину проходят дороги как с севера на юг из Скандинавии в Малую Азию, так и с запада на восток между Азией и Европой. Для этого нужно развитие своей промышленности, а не аграрного сектора, активные переговоры с другими странами, заинтересованными в нашем потенциале – Европой, Турцией, Средней Азией, Китаем, Индией, даже Россией. Вместо этого же мы отсекаем важный участок современного "пути из варяг в греки" в лице Беларуси", – подчеркивает Алексей Кущ.

По словам эксперта Украинского института будущего, основатель ГО "Инфраструктурный совет" Владимира Шульмейстера платная автодорога, особенно в условиях Украины, имеет ряд особенностей.

"Если речь идет о строительстве платной автодороги, важно понимать, что под этим подразумевается – строительство "с нуля" или эксплуатация уже построенной дороги? Если инвестор строит дорогу с нуля и инвестирует много средств, ключевым для него становится вопрос машинопотока, то есть числа авто, с которых можно взимать плату за пользование дорогами для возврата инвестиций. Обычно для платных дорог этот показатель составляет порядка 12-15 тысяч авто в сутки. Если после введения платы машинопоток падает, государство может доплачивать инвестору его убытки, если это прописано в условиях концессии – так, например, это работает в Польше или Франции", –говорит собеседник "Телеграфа".

По словам эксперта, очевидно, что в условиях Украины более вероятен другой вариант – передача в концессию уже построенной дороги, которую концессионер будет эксплуатировать и делать какие-то вложения в эксплуатацию дороги.

"Власть может просто "договориться" с некоей фирмой или даже лицом, и наделить его правом устанавливать шлагбаумы и взимать плату на уже построенных автодорогах. Взять дороги Киев-Житомир-Ровно или Борисполь-Полтава – они построены за счет кредитов ЕБРР и Мирового банка, а те погашаются за счет средств дорожного фонда, акциза за импорт нефтепродуктов. Не совсем, понятно какие инвестиции в дорогу можно требовать с инвестора, ведь обе эти дороги и так являют собой фактически автобаны", – подчеркнул Шульмейстер.

От варианта создания платных автодорог в Украине – строительства "с нуля" или передачи готовых автодорог с расходами концессионера на эксплуатацию дорог зависит и цена проезда.

"2,3 евро, предлагаемых Кабмином, в принципе, соотносима с ценами в Европе. Например, в Греции – это 3-5 евро за 100 километров, но, это касается проезда по платным дорогам, построенным "с нуля". В случае же передачи концессионеру уже готовой автодороги, плата должна быть минимум в 5 раз ниже, то есть примерно 0,5 евро за 100 километров. К тому же концессионер обязан смотреть за состоянием автодороги, машинопотоком и движением грузового транспорта с перегрузом, соблюдением температурного режима. Если за всем этим концессионер не следит, и автодорога разрушается, он обязан провести ее ремонт за собственные средства", – заключает эксперт.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Радиодиктант национального единства 2025: дата и время, кто напишет и прочтет текст
VGorode
2025-10-12T15:45:19Z
Рассекречена новая участница шоу "Холостяк": как она выглядит
Comments UA
2025-10-12T10:42:06Z
Опубликовали сценарий незавершенного последнего фильма Чарли Чаплина "Чудак"
ZN UA
2025-10-12T08:21:12Z
Умерла звезда "Крестного отца" Дайан Китон: что известно о смерти оскароносной актрисы
TSN
2025-10-12T08:06:18Z
В тюрьме убит известный рок-музыкант педофил: что известно
Comments UA
2025-10-12T06:45:09Z
Умерла легендарная актриса, которую называли "крестная мать Голливуда"
Comments UA
2025-10-12T04:45:15Z
Marvel ударилась в метоповествование: Представлен трейлер сериала «Чудо-человек»
GameMag
2025-10-11T19:42:02Z
Меган Маркл поделилась секретными фото дочери Лилибет
GlavRed
2025-10-11T17:51:07Z
Выберите эту форму маникюра, которая сделает ваши пальчики длинными и утонченными
TSN
2025-10-11T17:33:11Z
Венс пригрозил Китаю на фоне торгового конфликта
Корреспондент
2025-10-12T20:06:06Z
Минэнерго изучает возможность внедрения малых модульных реакторов
Корреспондент
2025-10-12T18:45:45Z
РФ легализует трудовое рабство - разведка
Корреспондент
2025-10-12T12:36:14Z
Газа в трубе может не быть: украинцев предупредили о тяжелой зиме
Хвиля
2025-10-12T10:57:51Z
Роберт Кийосаки предупреждает о конце доллара: во что он советует вкладывать деньги
Comments UA
2025-10-12T10:21:47Z
Перечень льгот расширили: часть украинцев освободят от ряда платежей
Знай
2025-10-12T10:12:11Z
Новые экспортные правила Китая могут заблокировать поставки чипов TSMC в США
Апостроф
2025-10-12T09:57:56Z
Готовьтесь, зима будет тяжелой: эксперт назвал области, которые столкнутся с отключениями света
Знай
2025-10-12T09:30:12Z
Россия нанесла удары по энергетическим объектам и газотранспортной инфраструктуре Украины
ZN UA
2025-10-12T09:06:03Z
Трамп призвал расследовать попытку его "украинского импичмента"
Корреспондент
2025-10-12T18:06:14Z
Зеленский: Россия боится, что американцы могут дать нам "Томагавки"
Европейская правда
2025-10-12T15:06:22Z
Заместитель председателя фракции "АдГ" в Бундестаге планирует визит в РФ
Европейская правда
2025-10-12T13:06:02Z
Брюссельский полицейский обвинен в шпионаже, проверяются связи с Россией
UAToday
2025-10-12T11:06:22Z
У Путина признали консолидацию Европы против РФ
Корреспондент
2025-10-12T11:00:45Z
"Томагавк - серьезное оружие": в Кремле истерят из-за ракет для Украины
TSN
2025-10-12T10:57:13Z
В Кремле заявили о "готовности" к мирному окончанию войны в Украине
Comments UA
2025-10-12T10:39:33Z
Зеленский: мир должен помогать Украине параллельно с миротворческим процессом на Ближнем Востоке
Украинская правда
2025-10-12T10:27:38Z
"Европа опозорилась по полной": что удалось сделать Трампу
Comments UA
2025-10-12T10:21:26Z
В Херсоне двое пострадавших в результате атаки РФ
Корреспондент
2025-10-12T14:42:44Z
Россияне атаковали Чернигов дронами
Корреспондент
2025-10-12T13:33:55Z
В Киевской области россияне попали в объект энергетики: есть раненые
ZN UA
2025-10-12T10:54:38Z
Драка подростков: полиции на Сумщине пришлось открыть сразу два уголовных дела
Новости Украины
2025-10-12T10:24:22Z
Во Львовской области пограничники изъяли контрабанду iPhone и бриллианты
Апостроф
2025-10-12T10:09:30Z
Вражеский обстрел Лапаевки на Львовщине: в больнице умер пятый член семьи, которую убили россияне
TSN
2025-10-12T09:36:21Z
В Черниговской области пиротехники обезвредили боевую часть вражеской ракеты "Искандер-К"
Апостроф
2025-10-12T09:21:50Z
Били, травили газом, рвали волосы: на Сумщине подростки избили девушку
TSN
2025-10-12T09:06:14Z
Адская ночь в России: что горело и где взрывалось
TSN
2025-10-12T08:33:15Z
Министр обороны Нидерландов посетил Одесскую область
Корреспондент
2025-10-12T19:06:23Z
Нидерланды усиливают украинский флот: прибыла делегация с министром обороны
Новости Украины
2025-10-12T10:57:47Z
За последние годы количество индийских работников в РФ увеличилось в 22 раза
Апостроф
2025-10-12T10:51:55Z
Финансовое послабление: украинцам отменили обязательные налоги
Знай
2025-10-12T10:30:13Z
"За аренду не плачу": украинец выкопал дом под землей в лесу, как он там живет
Фокус
2025-10-12T10:00:05Z
Кельтский гороскоп деревьев на 12 октября 2025: Овнам - вдохновение, Козорогам - уверенность
TSN
2025-10-12T09:51:06Z
12 октября: церковный праздник сегодня, в чем помогает чудотворная Иерусалимская икона
UAToday
2025-10-12T09:48:58Z
Мобилизация в Украине: в "Резерв+" массово появилась новая отметка — что значит и чем грозит
UAToday
2025-10-12T09:48:21Z
Что нельзя говорить сегодня: запреты в народный праздник 12 октября
UAToday
2025-10-12T09:48:09Z
Почему люди теряют память с возрастом и как этого избежать
UAToday
2025-10-12T14:00:39Z
Как помочь себе, если голова чувствительна к переменам погоды
UAToday
2025-10-12T12:03:08Z
Психоделики могут стать прорывом в лечении воспалительных болезней
ZN UA
2025-10-12T10:24:24Z
Завтрак для поддержки памяти: ученые назвали продукты, защищающие мозг от ранней деменции
UAToday
2025-10-12T09:48:14Z
Четыре продукта, которыми можно заменить сливочное масло в любом блюде без потери вкуса
TSN
2025-10-12T08:18:21Z
Пять фруктов с наивысшим содержанием витамина С — это не апельсин и не лимон
TSN
2025-10-12T07:36:34Z
Кардиолог назвал скрытый симптом, который может появиться за несколько дней до сердечного приступа
Comments UA
2025-10-12T04:33:40Z
Вкусный и безопасный: как выбирать шоколад
ZN UA
2025-10-11T22:24:27Z
Больше никакого трения: как почистить даже самую грязную микроволновку
TSN
2025-10-11T21:21:23Z
Apple может стать правообладателем трансляций гонок в США
Корреспондент
2025-10-11T15:30:01Z
В Украине выставили на продажу коллекцию винтажных мотоциклов BMW 30-х и 40-х
Фокус
2025-10-11T08:15:29Z
Повысили цены и ужесточили контроль: в Украине новые требования к техосмотру авто
Знай
2025-10-10T18:51:03Z
Стиральная машина будет работать вечно и не будет ломаться: вот что нужно сделать — советы мастеров
TSN
2025-10-10T14:09:42Z
Раритет из 50-х: роскошное американское авто простояло 36 лет в гараже
Фокус
2025-10-10T13:51:35Z
Как правильно мыть авто зимой - советы водителям
Корреспондент
2025-10-10T13:00:39Z
Водителям грозит штраф за незаметную отметку в правах: детали
Comments UA
2025-10-10T12:57:20Z
Рынок гибридных авто в Украине бьет рекорды: какие б/у модели водители скупают чаще новых
Хвиля
2025-10-10T11:51:56Z
Аналог VW Jetta: новый электромобиль Volkswagen ID.UNYX 07 показали до презентации
Фокус
2025-10-10T10:36:40Z
Ситуация в энергосистеме осложнена обстрелами - Гринчук
Корреспондент
2025-10-12T18:30:09Z
В Киеве появился памятный знак капелланам
Корреспондент
2025-10-12T17:27:00Z
Дожди и ночные заморозки: погода на начало недели
Корреспондент
2025-10-12T12:54:47Z
ВСУ успешно контратаковали в Запорожской области
Корреспондент
2025-10-12T11:48:03Z
В Киевской области посреди осени неожиданно зацвела сирень
TSN
2025-10-12T10:48:55Z
Выдавал себя за куст: аэроразведка показала, как на Покровском направлении прячутся россияне. ВИДЕО
Новости Украины
2025-10-12T10:36:17Z
В Днепре мэр призвал отложить начало отопительного сезона и не создавать споров
Апостроф
2025-10-12T10:24:43Z
ВС РФ атакуют в Купянске и под Запорожьем: где продвигаются российские войска
Фокус
2025-10-12T10:00:59Z
Рунический гороскоп на 12 октября 2025: Овнам – ясность, Львам – новые планы
TSN
2025-10-12T09:51:57Z
Гороскоп по картам Таро на 12 октября 2025: гармония для Раков и новые вдохновения для Дев
TSN
2025-10-12T10:06:49Z
Ваше поведение за рулем раскрывает больше, чем вы думаете: объяснение психолога
UAToday
2025-10-12T10:06:48Z
Держит душу умершего: эзотерики назвали самую опасную вещь, которую нельзя хранить дома
TSN
2025-10-12T09:51:58Z
Как за 10 минут сварить морковь и картошку на оливье: этим трюком пользуются все повара
TSN
2025-10-12T09:51:35Z
Этот трюк знает каждая опытная хозяйка: как высушить мокрую одежду всего за час
Знай
2025-10-12T09:51:08Z
Почему наши бабушки клали лавровый лист в сахарницу: хитрость, о которой забыли современные хозяйки
Знай
2025-10-12T06:51:05Z
Сыр тянется, тесто хрустит, а душа поет: рецепт сосискок в тесте по-хачапурски на грузинский лад
Знай
2025-10-12T05:51:19Z
Растопить ледяное сердце: 5 трюков, как заслужить любовь свекрови и тещи
Фокус
2025-10-12T05:15:08Z
Вот что нужно сделать с кустами малины осенью, чтобы в следующем году был щедрый урожай
TSN
2025-10-12T04:36:09Z
MTV прекращает вещание своих каналов в Великобритании и других странах Европы
Комсомольская правда
2025-10-12T10:00:03Z
Копал червей, а нашел 20 000 монет: житель Швеции обнаружил уникальный клад ХІІ века
Фокус
2025-10-12T09:09:34Z
Конец света близится: почему миллиардеры строят себе бункеры по всему миру
Comments UA
2025-10-12T09:00:38Z
Они ближе, чем вы думаете: эксперт назвал расстояние между шахедом и оператором
Новости Украины
2025-10-12T08:57:00Z
Не только Samsung и Apple: топ-5 беспроводных наушников, популярных в 2025 году
Фокус
2025-10-12T07:00:53Z
Школьники не умеют даже списать: учительница показала, как учащиеся провалили тест через Google
Знай
2025-10-12T04:36:08Z
Гигантский курган в форме скорпиона в Мексике оказался связан с солнцестояниями
ZN UA
2025-10-12T03:33:18Z
Assassin's Creed Shadows для Nintendo Switch 2 засветилась на сайте крупного французского ритейлера — релиз скоро
GameMag
2025-10-11T19:42:58Z
Nintendo Switch 2 и ASUS ROG Xbox Ally X вошли в рейтинг лучших изобретений 2025 года по версии журнала TIME
GameMag
2025-10-11T19:42:47Z
Ребров подытожил готовность игроков к матчу с Азербайджаном
Корреспондент
2025-10-12T19:15:17Z
Драган Стойкович оставляет сборную Сербии
Корреспондент
2025-10-12T18:48:21Z
Хачаев из Азербайджана досадует на Францию, но готовится к Украине
Корреспондент
2025-10-12T17:48:07Z
Эдди Хирн планирует для Энниса нового соперника с временным поясом
Корреспондент
2025-10-12T14:36:49Z
Рома планирует сотрудничество с форвардом МЮ на основе аренды
Корреспондент
2025-10-12T14:06:33Z
Фундора не сможет драться с Турманом из-за травмы
Корреспондент
2025-10-12T13:27:00Z
Бенфика потеряла своего украинского хавбека из-за травмы
Корреспондент
2025-10-12T10:54:54Z
В Белостоке украинский тяжеловес победил Джемаля Бошняка
Корреспондент
2025-10-12T09:24:51Z
Лидеры европейского футбола уверенно выиграли свои матчи отбора на ЧМ-2026
Корреспондент
2025-10-12T04:21:45Z