MY.UAНовости
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

В Украине в очередной раз заговорили о качественно новом подходе к проблеме улучшения качества автодорог – введении платы для автомобилей, пользующихся ими. На самом деле данная инициатива далеко не нова не только в мире, где подобные объекты инфраструктуры существуют уже десятилетия, но даже в Украине. Правда, разговоры об этом в нашей стране ведутся уже более 20 лет.

Станет ли инициатива Министерства инфраструктуры Украины реальностью, или же останется очередной вехой в 20-летней борьбе за платные дороги – разбирался "Телеграф".

Платные дороги в Украине – путь в 20 лет

Официальная история пусть не самих платных автодорог, то хотя бы стремления к ним, начинается еще 20 августа 2000 года с постановления Кабинета министров о Порядке установления максимального размера платы за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Впрочем, данный документ так и не пригодился, хотя в 2003-2004 годах даже был принят Закон Украины которым планировалось в качестве эксперимента провести реконструкцию с дальнейшей эксплуатацией на платной основе части автодороги Киев-Одесса.

Планировалось что экспериментальным участком станет часть автодороги между Жашковым и Краснознаменкой – порядка 260 километров. Но и данный закон остался на бумаге.

Впоследствии предложения о концессии на автодороги не раз включались чиновниками в различные программы государственно-частного партнерства, которые также не шли дальше презентаций.

В 2018 году Верховная Рада приняла закон, который вносил изменения в отечественное законодательство касательно строительства и эксплуатации платных автодорог. Правда, это не помогло реализации концессиональной дороги Киев-Белая Церковь, с которой в 2017 году выступал тогдашний глава "Укравтодора" Славомир Новак.  

Снова актуальной тема концессий стала в 2020 году.

1500 км автодорог в частные руки по 2,3 евро за 100 км для водителей

В августе 2020 года тогдашний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что совместно с Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития подготовлены предварительные технико-экономические обоснования для передачи в концессию нескольких участков автомобильных дорог и трех украинских аэропортов. Речь шла о дорогах протяженностью 1500 километров и инвестициях порядка 2 млрд долл. США. 

В октябре сайт Центр транспортных технологий сообщил, какие именно участки имел ввиду министр, говоря о пилотных проектах концессии, ими оказались:

  • участок дороги М-03 от Борисполя до Полтавы;
  • часть дороги М-06 от Киева до Ровно;
  • маршрут от Днепра до Кривого Рога и Николаева (М-04, Н-11);
  • маршрут Ягодин-Ковель-Луцк (М-07, М-19);
  • маршрут Харьков-Днепр-Запорожье (М-29, M-04, M-18);
  • часть дороги М-14 от Херсона до Николаева.

Впрочем, в Минифнраструктуры поспешили опровергнуть информацию СМИ, заявив, что речь идет не о платных автодорогах, а о поддержке инвестора из Дорожного фонда, а зарабатывать инвесторы будут на придорожной инфраструктуре – заправочных станциях, заведениях общепита, рекламных площадях, аренде. 

Правда, уже в декабре версия Министерства инфраструктуры дала трещину – Кабинет министров принял постановление, установившее максимальную плату за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Она составила 2,3 евро за 100 км для автотранспорта весом до 3,5 тонн, 4,5 евро для транспорта весом от 3,5 до 12 тонн и 13,3 евро для транспорта весом свыше 12 тонн. 

Таким образом за проезд на легковом авто до 3,5 тонн придется отдать порядка 75,5 грн. за 100 километров. То есть Кабмин все-таки дал понять, что речь идет именно о платных автодорогах, однако Министерство инфраструктуры продолжало утверждать, что это не так.

9 миллиардов долларов за 10 лет, но без платных автодорог: Мининфраструктуры зовет частных инвесторов

По версии министерства инфраструктуры, озвученной еще Владиславом Криклием, в 2020-2030 годах Украина должна привлечь для ремонта 4500 км украинских автодорог около 9 миллиардов долларов. Данный проект должен быть реализован в рамках программы государственно-частного партнерства, согласно которому прозвучавшие ранее в СМИ 6 автодорог должны стать пилотным проектом. В рамках последнего в течении лета планируется составить требования к будущим конкурсам для инвесторов, которые должны пройти осенью 2021 года.

К примеру, начальные инвестиции в трассу М-06 Киев-Житомир-Ровно протяженностью в 308 километров в Мининфраструктуры оценили в 370 миллионов долларов. Если взамен концессионер получит право взимать плату с авто, двигающихся по данному участку, к его услугам будет машинопоток в 14 400 авто в сутки. При условии полного преодоления 300-километрового участка платеж составит от 8,5 долларов для авто весом до 3,5 тонн и 48 долларов для фур весом более 12 тонн.

Однако еще в апреле в Мининфраструктуры подчеркнули, что "программа касается не платных автодорог, а эффективной модели использования средств на их строительство и это выгоднее всем – налогоплательщикам, инвесторам и государству". 

Впрочем, в ведомстве так и не уточнили, почему собственно иностранные инвесторы должны вкладывать миллиарды долларов в отечественные автодороги, если речь не идет об установлении платы за пользование ими.
Построить новые бесплатные дороги и компенсировать инвестору 30% убытков – что говорит закон

Принятый в 2018 году Закон Украины, регулирующий концессии в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, разрешает придание автодороге статуса платной лишь в том случае, если существует альтернативная бесплатная дорога, чья протяженность не более чем в 2 раза превышает платный участок.

Иначе говоря, если между двумя городами проложена платная автодорога длиной 100 километров, должны существовать бесплатные автодороги, связывающие эти населенные пункты протяженностью не более 200 километров.

Применительно к трассе М-06 Киев-Житомир-Ровно в случае придания ей статуса платной, у украинцев должна существовать возможность доехать из столицы до Ровно по бесплатным дорогам проехав не более 616 километров.

Если альтернативный путь занимает большую протяженность, то более короткая дорога не может получить статус "платной" до появления бесплатной альтернативы выполняющей требования закона. К примеру, если на 100 километров платной автодороги приходятся 250 километров бесплатной, необходимо проложить 50 километров бесплатной, что обойдется, по данным "Укравтодора" за 2020 год, в 170 миллионов гривен за 1 километр. 

С другой стороны, если концессионер получил от эксплуатации платной автодороги меньший доход, чем был запланирован, государство обязано компенсировать ему убытки, правда, в размере не более 30% от запланированного дохода. То есть, если концессионер хотел получить от платной дороги за год 10 миллионов долларов дохода, а получил 5 миллионов, государство обязано компенсировать ему максимум еще 3 миллиона долларов.

Любопытно что о платных дорогах еще в начале лета говорил и заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко.

Что пугает украинцев в платных дорогах

Платные автобаны не являются чем-то необычным для украинцев. Те из них, кто путешествовал по дорогам Европы, наверняка сталкивался с ними во Франции, где стоимость проезда составляет до 10 долларов (271 гривна), Португалии – 1,5 доллара (41 гривна) или Польше – 3 доллара (81 гривна) за 100 километров. 

Однако украинцы высказывают опасения, что вместо строительства новых качественных автодорог платными просто станут уже построенные и отремонтированные в рамках программы "Большое строительство".

"Смотрите, вот очередная монополька на пустом месте. Какие-то инвесторы садятся на загруженные трассы, которые отремонтированы за счет государства и начинают зарабатывать бабло путем установления шлагбаумов. В результате поездка в Луцк из Киева по Житомирке дорожает на 250 гривен. В обе стороны на 500. На каком основании? Может быть, параллельно "автобанам" "инвесторы" сделают нормальные бесплатные дороги? Очень сомневаюсь. Может быть, государство убрало транспортный сбор, который составляет от 30 до 40% с каждого литра топлива? Так нет. Так что делает государство? Оно как всегда создает очередную кормушку для приближенных. При этом предварительно отремонтировав за наш с вами счет те же самые дороги "Великим будивництвом". Браво", – пишет шеф-редактор портала "Хвиля" Юрий Романенко.

"Неправильными шагами в правильном направлении" назвал действия власти экономический эксперт Алексей Кущ.

"В Европе строительство автодорог по концессии осуществляется за счет частных инвесторов, которые берут под это длинные дешевые кредиты, поскольку в концессию дороги им отдают минимум на 50 лет. У нас же почему-то власти чаще реализуют механизм "рентной экономики", при которой частник получает доход от общего достояния. В случае с автодорогами, это придание статуса платной автодорогам, которые построены за государственный счет и взимание платежей в пользу частника", – предупреждает эксперт в комментарии "Телеграфу".

По словам эксперта, Украина должна приложить максимум усилий для того, чтобы не просто построить автодороги, объявить их платными, но и добиться реального наполнения этих дорог не только отечественным, но и международным транспортом.

"У нас прекрасный транзитный потенциал – через Украину проходят дороги как с севера на юг из Скандинавии в Малую Азию, так и с запада на восток между Азией и Европой. Для этого нужно развитие своей промышленности, а не аграрного сектора, активные переговоры с другими странами, заинтересованными в нашем потенциале – Европой, Турцией, Средней Азией, Китаем, Индией, даже Россией. Вместо этого же мы отсекаем важный участок современного "пути из варяг в греки" в лице Беларуси", – подчеркивает Алексей Кущ.

По словам эксперта Украинского института будущего, основатель ГО "Инфраструктурный совет" Владимира Шульмейстера платная автодорога, особенно в условиях Украины, имеет ряд особенностей.

"Если речь идет о строительстве платной автодороги, важно понимать, что под этим подразумевается – строительство "с нуля" или эксплуатация уже построенной дороги? Если инвестор строит дорогу с нуля и инвестирует много средств, ключевым для него становится вопрос машинопотока, то есть числа авто, с которых можно взимать плату за пользование дорогами для возврата инвестиций. Обычно для платных дорог этот показатель составляет порядка 12-15 тысяч авто в сутки. Если после введения платы машинопоток падает, государство может доплачивать инвестору его убытки, если это прописано в условиях концессии – так, например, это работает в Польше или Франции", –говорит собеседник "Телеграфа".

По словам эксперта, очевидно, что в условиях Украины более вероятен другой вариант – передача в концессию уже построенной дороги, которую концессионер будет эксплуатировать и делать какие-то вложения в эксплуатацию дороги.

"Власть может просто "договориться" с некоей фирмой или даже лицом, и наделить его правом устанавливать шлагбаумы и взимать плату на уже построенных автодорогах. Взять дороги Киев-Житомир-Ровно или Борисполь-Полтава – они построены за счет кредитов ЕБРР и Мирового банка, а те погашаются за счет средств дорожного фонда, акциза за импорт нефтепродуктов. Не совсем, понятно какие инвестиции в дорогу можно требовать с инвестора, ведь обе эти дороги и так являют собой фактически автобаны", – подчеркнул Шульмейстер.

От варианта создания платных автодорог в Украине – строительства "с нуля" или передачи готовых автодорог с расходами концессионера на эксплуатацию дорог зависит и цена проезда.

"2,3 евро, предлагаемых Кабмином, в принципе, соотносима с ценами в Европе. Например, в Греции – это 3-5 евро за 100 километров, но, это касается проезда по платным дорогам, построенным "с нуля". В случае же передачи концессионеру уже готовой автодороги, плата должна быть минимум в 5 раз ниже, то есть примерно 0,5 евро за 100 километров. К тому же концессионер обязан смотреть за состоянием автодороги, машинопотоком и движением грузового транспорта с перегрузом, соблюдением температурного режима. Если за всем этим концессионер не следит, и автодорога разрушается, он обязан провести ее ремонт за собственные средства", – заключает эксперт.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Заяви Трампа про переговори в Стамбулі та зустріч з Путіним: головне за ніч
ГЛАВКОМ NET
2025-05-17T02:27:33Z
Газета The Telegraph пояснила, як Трамп зірвав переговори в Стамбулі ще до їх початку
ГЛАВКОМ NET
2025-05-17T01:48:15Z
Трамп розкрив плани про можливу зустріч з Путіним
ГЛАВКОМ NET
2025-05-17T01:06:25Z
Трамп заявив, що Путін втомився від війни
ГЛАВКОМ NET
2025-05-17T00:48:43Z
Путінський делегат відзначився знаннями в історії: які цитати про Росію приписав Наполеону та Бісмарку
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T23:51:47Z
Сибіга заявив, що план Путіна провалився
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T21:48:26Z
Політики-малюки у костюмах: як ШІ розважив гостей саміту в Албанії
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T21:30:08Z
Clash Report: Кремль озвучив п'ять вимог на переговорах у Стамбулі
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T21:27:13Z
У Путіна з’явився шанс знищити НАТО: Портников попередив про ймовірне вторгнення
ТСН
2025-05-16T20:09:36Z
Народилася у Дніпрі, не знала свого батька і писала листа Сталіну: як у дитинстві виглядала Лія Ахеджакова
Telegraf
2025-05-11T17:30:58Z
"Євробачення-2025": Австралія влаштувала стриптиз на сцені та феєрично відкрила другий півфінал
ТСН
2025-05-16T19:25:07Z
На "Євробаченні-2025" учасницю Ізраїлю освистали просто на сцені: організаторам довелося втручатися
TSN
2025-05-16T19:24:54Z
"Євробачення-2025": стали відомі імена всіх фіналістів конкурсу
ТСН
2025-05-16T19:24:33Z
Другий півфінал "Євробачення-2025" у фото: плагіат в України та політ Фінляндії над сценою
ТСН
2025-05-16T19:24:15Z
"Євробачення-2025": Грецію запідозрили в плагіаті конкурсного номера України
ТСН
2025-05-16T19:24:14Z
"Євробачення-2025": учасник Вірменії топлес у латексі обмазався брудом і влаштував вогняне рок-шоу
ТСН
2025-05-16T19:24:12Z
"Євробачення-2025": під яким номером у фіналі виступить Україна
TSN
2025-05-16T19:22:46Z
Ексучасник "Дизель Шоу" Олег Іваниця висловився про Максима Неліпу: "З ним неможливо не подружитись"
ТСН
2025-05-16T19:22:27Z
У Штатах продають будинок, де малим жив Папа Римський: ціна вражає
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T22:21:59Z
Патріарх РПЦ Кирило носить вкрадений в Україні артефакт: що розповів власник
ТСН
2025-05-16T19:48:20Z
Україну атакують російські дрони: названа траєкторія руху
TSN
2025-05-16T19:24:10Z
День ангела 16 травня: кого та як вітати з іменинами
ТСН
2025-05-16T19:23:47Z
Сирський назвав чисельність російського війська проти України
ТСН
2025-05-16T19:23:34Z
Авто, житло і рахунки: яке майно можуть конфіскувати ТЦК в ухилянтів через порушення
TSN
2025-05-16T19:23:30Z
Вночі було втрачено зв’язок з винищувачем F-16, який відбивав нічну атаку РФ: що відомо
TSN
2025-05-16T19:23:24Z
Втрати росіян у війні проти України перетнули нову психологічну позначку
ТСН
2025-05-16T19:23:08Z
Уночі 16 травня російські дрони атакували Україну: де прогриміли вибухи
ТСН
2025-05-16T19:23:01Z
У Києві - спалах «хвороби Боткіна»: симптоми і способи захисту інфекції
VGorode
2025-05-16T21:48:34Z
Чи можна їсти рибу щодня: медики дали остаточну відповідь
TSN
2025-05-16T19:22:47Z
Простий лайфгак, як знайти кліща у тварини за допомогою iPhone
ТСН
2025-05-16T19:22:21Z
Фонд Андрія Матюхи підтримав хірургів «Охматдиту»: операції з новою системою
ТСН
2025-05-16T19:21:48Z
Лікування алкоголізму: шлях до тверезого життя
ТСН
2025-05-16T19:21:28Z
Спалах гепатиту А у Києві. Кількість хворих зросла, пересувна лабораторія продовжить роботу
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T13:06:59Z
Як вилікувати яблуню від чорного раку: на що звернути увагу, яка профілактика можлива
ТСН
2025-05-15T14:41:23Z
Один із найпопулярніших продуктів допоможе прожити до 100 років
TSN
2025-05-15T14:40:32Z
Спадний Місяць від 13 травня до 26 травня 2025 року: що варто зробити
ТСН
2025-05-15T14:39:07Z
На Прикарпатті затримано високопосадовця, який торгував інформацією з закритих реєстрів
ГЛАВКОМ NET
2025-05-17T02:12:15Z
Половину України охопила повітряна тривога: що трапилося
TSN
2025-05-16T19:24:08Z
Атака безпілотників на Київ: в одному з районів уламки дрона пошкодили вікна будинків та автівки
TSN
2025-05-16T19:23:29Z
Росіяни вгатили по Київщині 16 травня — які наслідки
TSN
2025-05-16T19:23:21Z
Підпал будинку Стармера: затримано 21-річного українця
ТСН
2025-05-16T19:23:18Z
Одещина здригалася від вибухів: що відомо про постраждалих та наслідки
TSN
2025-05-16T19:22:02Z
У Херсоні росіяни обстріляли залізничний вокзал
ТСН
2025-05-16T19:21:19Z
У Румунії в ДТП постраждали двоє французьких солдатів
Европейская правда
2025-05-16T15:36:18Z
Свідок підтвердив передачу хабаря у справі нардепки Марченко
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T15:09:38Z
Сили оборони зачистили на 95% село Багатир на Донеччині
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T23:00:39Z
Лінія фронту станом на 16 травня. Зведення Генштабу
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T20:06:30Z
Тельцям варто діяти впевнено, а Ракам слід залишити старе позаду: астрологічний прогноз на рунах на 16 травня 2025 року
ТСН
2025-05-16T19:24:55Z
Близнятам буде важко, а Ракам слід працювати над почуттями: гороскоп за картами Таро на 16 травня 2025 року
TSN
2025-05-16T19:24:20Z
Росіяни атакували дронами Краматорськ: є руйнування у промзоні
TSN
2025-05-16T19:24:03Z
Росія націлилася на чотири міста: експерт про загрозу нового наступу окупантів
TSN
2025-05-16T19:23:56Z
Погода в Україні: синоптики оновили прогноз на 16 травня
ТСН
2025-05-16T19:23:49Z
У тимчасово окупованому Криму пролунали вибухи
TSN
2025-05-16T19:23:47Z
Чоловік отримав дві повістки і на суді заявив, що категорично відмовляється від мобілізації: як це закінчилось
ТСН
2025-05-16T19:23:37Z
Комунальні тарифи: що подорожчало найбільше за рік
ГЛАВКОМ NET
2025-05-17T02:45:02Z
В Україні різко здешевшав популярний овоч з борщового набору
ГЛАВКОМ NET
2025-05-17T00:24:11Z
Курс валют на 19 травня: скільки коштуватимуть долар, євро і злотий
TSN
2025-05-16T19:23:47Z
Ціни на комуналку в Україні: що здорожчало найбільше за рік
ТСН
2025-05-16T19:22:44Z
Втрачені дозволи, заблоковані активи: майбутнє Моршинської та Миргородської під питанням
TSN
2025-05-16T19:19:27Z
Ставки фрахту на перевезення зерна залишаються стабільними
AgroPortal
2025-05-16T16:00:22Z
Українське сухе молоко змінить географію експорту
AgroPortal
2025-05-16T15:00:09Z
Експорт кукурудзи сповільнюється, і ціни знижуються
AgroPortal
2025-05-16T14:00:02Z
Аграрії засіяли вже 87% ярих зернових та зернобобових культур від прогнозованих площ
Agravery
2025-05-16T13:45:36Z
Зарядити електромобіль стало дорожче: як змінилися ціни
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T17:42:59Z
AWT Bavaria оголошує про відкриття нового інноваційного простору - AWT Studio UNIT.City
Корреспондент
2025-05-16T12:39:48Z
Mercedes переносить виробництво своєї популярної моделі авто у США через мита Трампа
ГЛАВКОМ NET
2025-05-13T11:45:58Z
Водіїв закликали ні в якому разі не залишати цю річ у салоні у спекотний день
24tv
2025-05-12T14:09:13Z
Кібертрак перевернувся після ймовірного нападу в дорожній люті
Топ Жир
2025-05-12T14:03:19Z
“Новий автомобіль та старий водночас: Volkswagen Beetle 1972 року з пробігом лише 104 милі”
Топ Жир
2025-05-12T14:00:33Z
Водій вантажівки перевернув Cybertruck у лютій дорожній сутичці
Топ Жир
2025-05-12T13:45:04Z
Через ризик шпіонажу: в Британії ввели обмеження для власників китайських машин
AutoGeek
2025-05-12T13:27:59Z
Ексклюзив за $3,5 мільйона: на аукціон виставили найкращий Lamborghini
Фокус
2025-05-12T13:21:48Z
Ці знаки зодіаку практично ніколи не дотримуються своїх обіцянок: на них не варто покладатися
TSN
2025-05-16T19:22:47Z
Насмажите втричі більше без додавання рису чи картоплі: рецепт пухких котлет від досвідчених кулінарів
TSN
2025-05-16T19:22:36Z
Яку помилку роблять у травні, і огірки виростають гіркими
ТСН
2025-05-16T19:22:23Z
Цей кущ у жодному разі не можна садити біля дому, і ось чому
ТСН
2025-05-16T19:21:36Z
Чим очистити сильний наліт на унітазі: залийте цей натуральний засіб на ніч — забудете про проблему
ТСН
2025-05-16T19:21:25Z
Яблунева плодожерка: коли та чим обробляти дерева, щоб захистити врожай
TSN
2025-05-16T19:20:59Z
Як зробити так, щоб паста не злипалася під час варіння: прості трюки — і ваше ставлення до спагеті ніколи не буде колишнім
ТСН
2025-05-16T19:20:58Z
Названо ідеальний колір для фарбування волосся: сивини не буде видно навіть під мікроскопом
TSN
2025-05-16T19:20:45Z
Яке покоління найнещасніше: і це не молоді зумери чи міленіали
TSN
2025-05-16T19:20:24Z
Допомагав окупантам: екскапітан збірної Тимощук отримав підозру за пособництво РФ
ТСН
2025-05-16T19:21:42Z
Федерація дзюдо допустила білорусів до участі у турнірах під державною символікою
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T18:39:10Z
П'ятиразовий олімпійський чемпіон зізнався у наркозалежності
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T15:42:44Z
У Києві пройде зустріч гравців збірної України з футболу з вболівальниками
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T15:12:30Z
Очолював «Союз дагестанців». ЗСУ знищили 54-річного російського тренера з боксу
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T13:39:22Z
Вікенд для легіонерів збірної України: фінал Яремчука та боротьба за чемпіонство Трубіна
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T12:18:41Z
Завтра у Швейцарії у Базелі – фінал «Євробачення 2025». Хто ж здобуде Перемогу? Швеція, Австрія чи Франція? Сьогодні ми вас познайомимо із усіма ТОП-3 треками за ставками букмекерів.
FM-TV
2025-05-16T11:06:01Z
Тимощуку повідомлено про підозру у фінансуванні військових підрозділів РФ
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T10:39:07Z
УЄФА розкритикувала президента ФІФА за участь у турне Трампа
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T10:12:11Z
На Марсі вперше побачили полярне сяйво неозброєним оком: у чому унікальність відкриття NASA
ТСН
2025-05-16T19:24:40Z
Які магнітні бурі очікуються 16 травня та як з ними впоратися
TSN
2025-05-16T19:23:14Z
Сусідня до Чумацького шляху галактика розривається на частини: нові відкриття астрономів
TSN
2025-05-16T19:20:30Z
На Марсі вперше зафіксовано полярне сяйво
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T07:00:41Z
Три країни Європи можуть обмежити доступ до соцмереж
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T06:15:39Z
Повний гайд розʼємами сучасних телевізорів: що означають кольори USB та інші відмітки
Корреспондент
2025-05-16T06:03:42Z
Прогноз магнітних бур на 16-18 травня: якою буде сонячна активність
ГЛАВКОМ NET
2025-05-16T04:36:02Z
Жінка відвела пса до грумера — результат вразив усіх
ТСН
2025-05-15T18:18:55Z
У Росії стався масштабний збій у роботі інтернету
ГЛАВКОМ NET
2025-05-15T17:12:47Z