MY.UAНовости
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

В Украине в очередной раз заговорили о качественно новом подходе к проблеме улучшения качества автодорог – введении платы для автомобилей, пользующихся ими. На самом деле данная инициатива далеко не нова не только в мире, где подобные объекты инфраструктуры существуют уже десятилетия, но даже в Украине. Правда, разговоры об этом в нашей стране ведутся уже более 20 лет.

Станет ли инициатива Министерства инфраструктуры Украины реальностью, или же останется очередной вехой в 20-летней борьбе за платные дороги – разбирался "Телеграф".

Платные дороги в Украине – путь в 20 лет

Официальная история пусть не самих платных автодорог, то хотя бы стремления к ним, начинается еще 20 августа 2000 года с постановления Кабинета министров о Порядке установления максимального размера платы за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Впрочем, данный документ так и не пригодился, хотя в 2003-2004 годах даже был принят Закон Украины которым планировалось в качестве эксперимента провести реконструкцию с дальнейшей эксплуатацией на платной основе части автодороги Киев-Одесса.

Планировалось что экспериментальным участком станет часть автодороги между Жашковым и Краснознаменкой – порядка 260 километров. Но и данный закон остался на бумаге.

Впоследствии предложения о концессии на автодороги не раз включались чиновниками в различные программы государственно-частного партнерства, которые также не шли дальше презентаций.

В 2018 году Верховная Рада приняла закон, который вносил изменения в отечественное законодательство касательно строительства и эксплуатации платных автодорог. Правда, это не помогло реализации концессиональной дороги Киев-Белая Церковь, с которой в 2017 году выступал тогдашний глава "Укравтодора" Славомир Новак.  

Снова актуальной тема концессий стала в 2020 году.

1500 км автодорог в частные руки по 2,3 евро за 100 км для водителей

В августе 2020 года тогдашний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что совместно с Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития подготовлены предварительные технико-экономические обоснования для передачи в концессию нескольких участков автомобильных дорог и трех украинских аэропортов. Речь шла о дорогах протяженностью 1500 километров и инвестициях порядка 2 млрд долл. США. 

В октябре сайт Центр транспортных технологий сообщил, какие именно участки имел ввиду министр, говоря о пилотных проектах концессии, ими оказались:

  • участок дороги М-03 от Борисполя до Полтавы;
  • часть дороги М-06 от Киева до Ровно;
  • маршрут от Днепра до Кривого Рога и Николаева (М-04, Н-11);
  • маршрут Ягодин-Ковель-Луцк (М-07, М-19);
  • маршрут Харьков-Днепр-Запорожье (М-29, M-04, M-18);
  • часть дороги М-14 от Херсона до Николаева.

Впрочем, в Минифнраструктуры поспешили опровергнуть информацию СМИ, заявив, что речь идет не о платных автодорогах, а о поддержке инвестора из Дорожного фонда, а зарабатывать инвесторы будут на придорожной инфраструктуре – заправочных станциях, заведениях общепита, рекламных площадях, аренде. 

Правда, уже в декабре версия Министерства инфраструктуры дала трещину – Кабинет министров принял постановление, установившее максимальную плату за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Она составила 2,3 евро за 100 км для автотранспорта весом до 3,5 тонн, 4,5 евро для транспорта весом от 3,5 до 12 тонн и 13,3 евро для транспорта весом свыше 12 тонн. 

Таким образом за проезд на легковом авто до 3,5 тонн придется отдать порядка 75,5 грн. за 100 километров. То есть Кабмин все-таки дал понять, что речь идет именно о платных автодорогах, однако Министерство инфраструктуры продолжало утверждать, что это не так.

9 миллиардов долларов за 10 лет, но без платных автодорог: Мининфраструктуры зовет частных инвесторов

По версии министерства инфраструктуры, озвученной еще Владиславом Криклием, в 2020-2030 годах Украина должна привлечь для ремонта 4500 км украинских автодорог около 9 миллиардов долларов. Данный проект должен быть реализован в рамках программы государственно-частного партнерства, согласно которому прозвучавшие ранее в СМИ 6 автодорог должны стать пилотным проектом. В рамках последнего в течении лета планируется составить требования к будущим конкурсам для инвесторов, которые должны пройти осенью 2021 года.

К примеру, начальные инвестиции в трассу М-06 Киев-Житомир-Ровно протяженностью в 308 километров в Мининфраструктуры оценили в 370 миллионов долларов. Если взамен концессионер получит право взимать плату с авто, двигающихся по данному участку, к его услугам будет машинопоток в 14 400 авто в сутки. При условии полного преодоления 300-километрового участка платеж составит от 8,5 долларов для авто весом до 3,5 тонн и 48 долларов для фур весом более 12 тонн.

Однако еще в апреле в Мининфраструктуры подчеркнули, что "программа касается не платных автодорог, а эффективной модели использования средств на их строительство и это выгоднее всем – налогоплательщикам, инвесторам и государству". 

Впрочем, в ведомстве так и не уточнили, почему собственно иностранные инвесторы должны вкладывать миллиарды долларов в отечественные автодороги, если речь не идет об установлении платы за пользование ими.
Построить новые бесплатные дороги и компенсировать инвестору 30% убытков – что говорит закон

Принятый в 2018 году Закон Украины, регулирующий концессии в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, разрешает придание автодороге статуса платной лишь в том случае, если существует альтернативная бесплатная дорога, чья протяженность не более чем в 2 раза превышает платный участок.

Иначе говоря, если между двумя городами проложена платная автодорога длиной 100 километров, должны существовать бесплатные автодороги, связывающие эти населенные пункты протяженностью не более 200 километров.

Применительно к трассе М-06 Киев-Житомир-Ровно в случае придания ей статуса платной, у украинцев должна существовать возможность доехать из столицы до Ровно по бесплатным дорогам проехав не более 616 километров.

Если альтернативный путь занимает большую протяженность, то более короткая дорога не может получить статус "платной" до появления бесплатной альтернативы выполняющей требования закона. К примеру, если на 100 километров платной автодороги приходятся 250 километров бесплатной, необходимо проложить 50 километров бесплатной, что обойдется, по данным "Укравтодора" за 2020 год, в 170 миллионов гривен за 1 километр. 

С другой стороны, если концессионер получил от эксплуатации платной автодороги меньший доход, чем был запланирован, государство обязано компенсировать ему убытки, правда, в размере не более 30% от запланированного дохода. То есть, если концессионер хотел получить от платной дороги за год 10 миллионов долларов дохода, а получил 5 миллионов, государство обязано компенсировать ему максимум еще 3 миллиона долларов.

Любопытно что о платных дорогах еще в начале лета говорил и заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко.

Что пугает украинцев в платных дорогах

Платные автобаны не являются чем-то необычным для украинцев. Те из них, кто путешествовал по дорогам Европы, наверняка сталкивался с ними во Франции, где стоимость проезда составляет до 10 долларов (271 гривна), Португалии – 1,5 доллара (41 гривна) или Польше – 3 доллара (81 гривна) за 100 километров. 

Однако украинцы высказывают опасения, что вместо строительства новых качественных автодорог платными просто станут уже построенные и отремонтированные в рамках программы "Большое строительство".

"Смотрите, вот очередная монополька на пустом месте. Какие-то инвесторы садятся на загруженные трассы, которые отремонтированы за счет государства и начинают зарабатывать бабло путем установления шлагбаумов. В результате поездка в Луцк из Киева по Житомирке дорожает на 250 гривен. В обе стороны на 500. На каком основании? Может быть, параллельно "автобанам" "инвесторы" сделают нормальные бесплатные дороги? Очень сомневаюсь. Может быть, государство убрало транспортный сбор, который составляет от 30 до 40% с каждого литра топлива? Так нет. Так что делает государство? Оно как всегда создает очередную кормушку для приближенных. При этом предварительно отремонтировав за наш с вами счет те же самые дороги "Великим будивництвом". Браво", – пишет шеф-редактор портала "Хвиля" Юрий Романенко.

"Неправильными шагами в правильном направлении" назвал действия власти экономический эксперт Алексей Кущ.

"В Европе строительство автодорог по концессии осуществляется за счет частных инвесторов, которые берут под это длинные дешевые кредиты, поскольку в концессию дороги им отдают минимум на 50 лет. У нас же почему-то власти чаще реализуют механизм "рентной экономики", при которой частник получает доход от общего достояния. В случае с автодорогами, это придание статуса платной автодорогам, которые построены за государственный счет и взимание платежей в пользу частника", – предупреждает эксперт в комментарии "Телеграфу".

По словам эксперта, Украина должна приложить максимум усилий для того, чтобы не просто построить автодороги, объявить их платными, но и добиться реального наполнения этих дорог не только отечественным, но и международным транспортом.

"У нас прекрасный транзитный потенциал – через Украину проходят дороги как с севера на юг из Скандинавии в Малую Азию, так и с запада на восток между Азией и Европой. Для этого нужно развитие своей промышленности, а не аграрного сектора, активные переговоры с другими странами, заинтересованными в нашем потенциале – Европой, Турцией, Средней Азией, Китаем, Индией, даже Россией. Вместо этого же мы отсекаем важный участок современного "пути из варяг в греки" в лице Беларуси", – подчеркивает Алексей Кущ.

По словам эксперта Украинского института будущего, основатель ГО "Инфраструктурный совет" Владимира Шульмейстера платная автодорога, особенно в условиях Украины, имеет ряд особенностей.

"Если речь идет о строительстве платной автодороги, важно понимать, что под этим подразумевается – строительство "с нуля" или эксплуатация уже построенной дороги? Если инвестор строит дорогу с нуля и инвестирует много средств, ключевым для него становится вопрос машинопотока, то есть числа авто, с которых можно взимать плату за пользование дорогами для возврата инвестиций. Обычно для платных дорог этот показатель составляет порядка 12-15 тысяч авто в сутки. Если после введения платы машинопоток падает, государство может доплачивать инвестору его убытки, если это прописано в условиях концессии – так, например, это работает в Польше или Франции", –говорит собеседник "Телеграфа".

По словам эксперта, очевидно, что в условиях Украины более вероятен другой вариант – передача в концессию уже построенной дороги, которую концессионер будет эксплуатировать и делать какие-то вложения в эксплуатацию дороги.

"Власть может просто "договориться" с некоей фирмой или даже лицом, и наделить его правом устанавливать шлагбаумы и взимать плату на уже построенных автодорогах. Взять дороги Киев-Житомир-Ровно или Борисполь-Полтава – они построены за счет кредитов ЕБРР и Мирового банка, а те погашаются за счет средств дорожного фонда, акциза за импорт нефтепродуктов. Не совсем, понятно какие инвестиции в дорогу можно требовать с инвестора, ведь обе эти дороги и так являют собой фактически автобаны", – подчеркнул Шульмейстер.

От варианта создания платных автодорог в Украине – строительства "с нуля" или передачи готовых автодорог с расходами концессионера на эксплуатацию дорог зависит и цена проезда.

"2,3 евро, предлагаемых Кабмином, в принципе, соотносима с ценами в Европе. Например, в Греции – это 3-5 евро за 100 километров, но, это касается проезда по платным дорогам, построенным "с нуля". В случае же передачи концессионеру уже готовой автодороги, плата должна быть минимум в 5 раз ниже, то есть примерно 0,5 евро за 100 километров. К тому же концессионер обязан смотреть за состоянием автодороги, машинопотоком и движением грузового транспорта с перегрузом, соблюдением температурного режима. Если за всем этим концессионер не следит, и автодорога разрушается, он обязан провести ее ремонт за собственные средства", – заключает эксперт.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Алла Пугачева решилась на резкий и неприятный шаг
Comments UA
2025-08-14T20:42:08Z
Леся Никитюк ошеломила эффектным видом фигуры в купальнике спустя два месяца после родов
TSN
2025-08-16T14:57:48Z
Обручальное кольцо Елены Зеленской. Как выглядит главное украшение первой леди Украины и сколько стоит
Telegraf
2025-08-13T18:09:43Z
Киркоров ошарашил новым фото со своей скандальной дочкой
GlavRed
2025-08-15T12:57:42Z
Жена Бибера показала их подросшего сына и нежно поздравила его с первым днем рождения
TSN
2025-08-23T07:18:45Z
Охотятся чеченцы и Кремль: продюсер разоблачил страхи Олега Винника в Германии, Украина гудит от насмешек
Знай
2025-08-23T05:51:43Z
Анна Кошмал после рождения второго ребенка не может похудеть и объяснила почему: "Все безрезультатно"
TSN
2025-08-16T16:06:52Z
"Хочу отдать свой опыт и любовь": звезда "МастерШеф" Ярославский задумался над усыновлением ребенка
Апостроф
2025-08-13T10:03:33Z
Съемки клипа Макса Барских сорвались из-за баллистического обстрела
TSN
2025-08-15T14:21:32Z
В Виннице толпа "отбивала" мужчину, который был в розыске ТЦК: что произошло
UAToday
2025-08-23T10:03:44Z
Взрыв завода в РФ: резко увеличилось число пострадавших
Корреспондент
2025-08-15T14:06:46Z
В России атакован стратегический морской порт
Корреспондент
2025-08-24T06:30:00Z
Ракетная атака на Днепр: что известно о последствиях
TSN
2025-08-15T14:21:54Z
В Армении российский истребитель врезался в столб
Корреспондент
2025-08-24T11:36:09Z
На Курщине атака дронов вызвала пожар на АЭС
Корреспондент
2025-08-24T06:09:43Z
На Волыни люди напали с камнями на служебный автомобиль ТЦК
Корреспондент
2025-08-19T18:06:56Z
В Запорожье в результате атаки РФ погибли три человека, много раненых. ФОТО
Новости Украины
2025-08-18T10:33:02Z
В Москве масштабный пожар: горят склады и кафе
Корреспондент
2025-08-17T00:03:36Z
Лидер КНР обратился к Украине в День Независимости
Корреспондент
2025-08-24T10:27:23Z
В документах Кремля прописана дата окончания войны: ГУР рассказали, когда россия отступит
Знай
2025-08-18T20:30:13Z
Мелания Трамп передала Путину тайное письмо
TSN
2025-08-16T04:31:36Z
Известно, кто будет охранять Путина во время визита в США
Корреспондент
2025-08-13T07:27:53Z
Келлог прибыл в Киев
Европейская правда
2025-08-24T09:24:11Z
Зеленский обратился к нации в День Независимости
Корреспондент
2025-08-24T07:00:26Z
Ключевой помощник Путина считает вторжение в Украину ошибкой - СМИ
Корреспондент
2025-08-10T23:27:38Z
Лукашенко решил передать власть: СМИ пишут о резком ухудшении его здоровья
UAToday
2025-08-23T18:06:21Z
Трамп сегодня сделает заявление в Овальном кабинете
Корреспондент
2025-08-22T09:21:21Z
Доплаты к пенсии: кто может получить и как оформить
Знай
2025-08-23T07:07:08Z
Курс валют на выходные, 23-24 августа: сколько стоят доллар, евро и злотый
TSN
2025-08-23T04:21:41Z
РФ планирует увеличить производство "шахедов" до 6000 единиц в месяц - CNN
Корреспондент
2025-08-23T19:03:00Z
Курс валют в Украине 23 августа 2025: сколько стоит доллар и евро
VGorode
2025-08-23T08:33:37Z
ЕС оценил перспективы финансирования оборонки Киева
Корреспондент
2025-08-24T04:33:11Z
ЄС оценил инвестиции в оборонную индустрию Украины
Корреспондент
2025-08-23T20:33:52Z
Саратовский НПЗ в России остановил прием нефти после атаки беспилотников
Новости Украины
2025-08-11T19:30:20Z
Азербайджан может снять эмбарго на поставку оружия Украине
TSN
2025-08-11T01:21:49Z
Выгодно ли работать на пенсии: сколько прибавят за каждый месяц
Знай
2025-08-14T05:06:09Z
Диетологи раскрыли неожиданную пользу чернослива для организма, но есть важный нюанс
UAToday
2025-08-23T12:06:50Z
Почему нельзя разбивать яйца ножом: даже опытные хозяйки об этом не знают
UAToday
2025-08-23T14:03:10Z
Названы 7 незаменимых продуктов для похудения тех, кому за 50
UAToday
2025-08-23T09:03:43Z
Сохраняются все витамины и минералы: овощи, которые нужно есть сырыми
Знай
2025-08-23T04:51:40Z
Перекусы, которые сожгут жир на животе за 30 дней: список
TSN
2025-08-23T04:21:40Z
Фаршированные баклажаны на зиму: надежный рецепт
Telegraf
2025-08-22T20:54:07Z
В Украине снова свирепствует коронавирус: какие симптомы новых подвидов и будет ли карантин
TSN
2025-08-22T18:36:18Z
Эти «сеточки» на теле сигнализируют о болезнях
Comments UA
2025-08-22T15:57:59Z
Нові штами COVID-19 вже в Україні, але локдаунів не буде — епідеміологиня
Апостроф
2025-08-22T15:51:57Z
Военнослужащим, которые воюют на фронте, стали приходить штрафы: местами размер санкций превышает 50 тысяч
UAToday
2025-08-23T17:06:23Z
Почему сегодняшний день несчастливый: приметы в народный праздник 24 августа
UAToday
2025-08-24T05:03:15Z
Место силы и веры. Где в Украине находится украинский Иерусалим
Telegraf
2025-08-22T23:30:45Z
17 августа: церковный праздник сегодня, что выбросить из дома, чтобы ушли болезни и печали
UAToday
2025-08-17T04:00:46Z
24 августа: церковный праздник сегодня, с чем нужно быть особо осторожным
UAToday
2025-08-24T04:00:00Z
Россия собрала под Покровском целую орду - ВСУ
Корреспондент
2025-08-23T20:00:47Z
Какой завтра, 22 августа, праздник — все об этом дне, какой церковный праздник, что нельзя делать
TSN
2025-08-21T06:03:54Z
15 млн за жизнь: Кабмин утвердил выплаты семьям погибших в плену
Gazeta UA
2025-08-16T03:00:19Z
Россияне запустили по Украине 71 беспилотник: сколько обезвредила ПВО и сколько долетело до целей
ZN UA
2025-08-11T07:45:47Z
Кабмин упростил продажу подержанных авто: от чего избавили украинцев
Знай
2025-08-16T15:51:16Z
Вводят новый синий сигнал светофора: водители в шоке, штрафов станет больше
Знай
2025-08-16T12:30:45Z
Любой автомобиль под угрозой: хакеры получили нового "троянского коня"
UAToday
2025-08-23T17:03:18Z
Их существует всего 10: в Украине появился очень редкий спорткар BMW 2000-х
Фокус
2025-08-23T07:00:46Z
Это портит кузов: главные ошибки при мытье автомобиля
UAToday
2025-08-23T00:33:35Z
Mitsubishi отзывает почти 92 тысячи кроссоверов Outlander
Корреспондент
2025-08-22T19:36:48Z
62-летняя фанатка "Формулы-1" выиграла суперкар McLaren, но отказалась от машины
Фокус
2025-08-22T15:00:43Z
Chrysler создал идеальное семейное авто для украинских дорог
Фокус
2025-08-22T14:30:06Z
Покупка авто с пробегом: почему велик риск со временем потерять большую сумму средств
Comments UA
2025-08-22T13:54:09Z
Больше всего "мотают" электроэнергии: эксперты назвали разоряющие вас приборы
Знай
2025-08-16T20:12:38Z
Конец эпохи ветряных турбин: что такое Hercules, производящий 5000 кВтч в домашних условиях
Фокус
2025-08-21T09:57:46Z
Цифровая головоломка, которая захватила сеть: найдите число 16 за 7 секунд
Gazeta UA
2025-08-15T14:15:23Z
Ограничения в мессенджерах: Россия усиливает цифровой контроль
Хвиля
2025-08-14T00:15:39Z
Взлом Google: владельцам миллиардов аккаунтов Gmail угрожают мошенники
Корреспондент
2025-08-24T02:09:40Z
Хорошее, но консервативное обновление шедевра Хидео Кодзимы: Metal Gear Solid Delta: Snake Eater оценили на 87 из 100
GameMag
2025-08-23T07:03:11Z
Asus и Microsoft объявили дату выхода портативных консолей ROG Xbox Ally
Знай
2025-08-23T06:51:47Z
Хакеры атаковали Google и похитили данные миллиардов пользователей: как защитить себя
TSN
2025-08-23T06:48:51Z
Ученые обнаружили новый вид динозавра: в чем его особенность
TSN
2025-08-23T06:48:19Z
Осень уже близко: синоптик назвал точную дату, когда погода изменится в Украине
Telegraf
2025-08-22T17:57:17Z
Тревожная ночь: вражеские Шахеды атаковали Сумы
Корреспондент
2025-08-24T01:36:11Z
Гороскоп на воскресенье 24 августа 2025 года
UAToday
2025-08-23T17:03:57Z
Оракул Ленорман на 16 августа 2025 года для всех знаков зодиака: Близнецам – вдохновение, Козорогам – стабильность
TSN
2025-08-16T00:33:08Z
В районе Доброполья россияне в окружении - ВСУ
Корреспондент
2025-08-24T11:51:58Z
В Карпатах выпал снег в августе
Корреспондент
2025-08-24T09:09:50Z
Атака на Краматорск: погибли двое полицейских из Ивано-Франковска
Корреспондент
2025-08-23T18:42:47Z
Россияне продвинулись в трех областях - DeepState
Корреспондент
2025-08-14T08:36:30Z
ВСУ сорвали попытку наступления россиян на Донбассе
Корреспондент
2025-08-23T18:06:25Z
Что будет, если хранить лимоны в морозилке: вам точно это понравится
TSN
2025-08-10T12:48:31Z
Гороскоп на сегодня 16 августа: финансы овнов, обман близнецов и разочарование рыб
Знай
2025-08-16T02:06:53Z
В Египте нашли затерянный город времен раннего христианства
Корреспондент
2025-08-13T17:21:02Z
Только с этими тремя ингредиентами может быть качественное мороженное: узнайте, о чем речь
Comments UA
2025-08-23T07:12:15Z
Всего четыре ингредиента – и ваша кухня пахнет домашним уютом: простой рецепт яблок в тесте
Telegraf
2025-08-23T07:00:19Z
Развлекать или развивать? Дилемма украинских музеев и замков
ZN UA
2025-08-23T05:43:11Z
Знаки-миллионеры: кого ждет лучшая осень в их жизни
Gazeta UA
2025-08-23T05:42:02Z
Дорогие семена или дешевые? Украинка сравнила, какие огурцы дали хороший урожай, а какие — разочаровали
Telegraf
2025-08-23T04:42:25Z
Эту ягоду можно перепутать с ежевикой. Можно ли ее пробовать
Telegraf
2025-08-23T03:03:04Z
Дочь функционера ФБУ выиграла чемпионат Европы в составе сборной Испании
Корреспондент
2025-08-24T00:00:57Z
Где будет Зинченко: возникает вопрос к Артете, который не берет его играть
Корреспондент
2025-08-23T16:18:54Z
Ибеабучи триумфально вернулся на ринг и бросил вызов Усику
Корреспондент
2025-08-24T08:12:20Z
Дюбуа признался в мотивах вечеринки перед боем с Усиком
Корреспондент
2025-08-24T08:27:23Z
Португальский гранд хочет заполучить Зинченко, но возникло препятствие
Корреспондент
2025-08-24T11:54:20Z
Тренер Милана попытался объяснить неожиданное фиаско с аутсайдером
Корреспондент
2025-08-24T11:18:04Z
Шатерникова оценила вероятность боя Усика и Джейка Пола в ММА
Корреспондент
2025-08-24T04:18:03Z
В лучшие 10 бомбардиров Арсенала записался Сака
Корреспондент
2025-08-23T19:12:06Z
Шахтер планирует трансфер 18-летнего нападающего из Бразилии
Корреспондент
2025-08-23T18:48:02Z