MY.UAНовости
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

В Украине в очередной раз заговорили о качественно новом подходе к проблеме улучшения качества автодорог – введении платы для автомобилей, пользующихся ими. На самом деле данная инициатива далеко не нова не только в мире, где подобные объекты инфраструктуры существуют уже десятилетия, но даже в Украине. Правда, разговоры об этом в нашей стране ведутся уже более 20 лет.

Станет ли инициатива Министерства инфраструктуры Украины реальностью, или же останется очередной вехой в 20-летней борьбе за платные дороги – разбирался "Телеграф".

Платные дороги в Украине – путь в 20 лет

Официальная история пусть не самих платных автодорог, то хотя бы стремления к ним, начинается еще 20 августа 2000 года с постановления Кабинета министров о Порядке установления максимального размера платы за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Впрочем, данный документ так и не пригодился, хотя в 2003-2004 годах даже был принят Закон Украины которым планировалось в качестве эксперимента провести реконструкцию с дальнейшей эксплуатацией на платной основе части автодороги Киев-Одесса.

Планировалось что экспериментальным участком станет часть автодороги между Жашковым и Краснознаменкой – порядка 260 километров. Но и данный закон остался на бумаге.

Впоследствии предложения о концессии на автодороги не раз включались чиновниками в различные программы государственно-частного партнерства, которые также не шли дальше презентаций.

В 2018 году Верховная Рада приняла закон, который вносил изменения в отечественное законодательство касательно строительства и эксплуатации платных автодорог. Правда, это не помогло реализации концессиональной дороги Киев-Белая Церковь, с которой в 2017 году выступал тогдашний глава "Укравтодора" Славомир Новак.  

Снова актуальной тема концессий стала в 2020 году.

1500 км автодорог в частные руки по 2,3 евро за 100 км для водителей

В августе 2020 года тогдашний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что совместно с Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития подготовлены предварительные технико-экономические обоснования для передачи в концессию нескольких участков автомобильных дорог и трех украинских аэропортов. Речь шла о дорогах протяженностью 1500 километров и инвестициях порядка 2 млрд долл. США. 

В октябре сайт Центр транспортных технологий сообщил, какие именно участки имел ввиду министр, говоря о пилотных проектах концессии, ими оказались:

  • участок дороги М-03 от Борисполя до Полтавы;
  • часть дороги М-06 от Киева до Ровно;
  • маршрут от Днепра до Кривого Рога и Николаева (М-04, Н-11);
  • маршрут Ягодин-Ковель-Луцк (М-07, М-19);
  • маршрут Харьков-Днепр-Запорожье (М-29, M-04, M-18);
  • часть дороги М-14 от Херсона до Николаева.

Впрочем, в Минифнраструктуры поспешили опровергнуть информацию СМИ, заявив, что речь идет не о платных автодорогах, а о поддержке инвестора из Дорожного фонда, а зарабатывать инвесторы будут на придорожной инфраструктуре – заправочных станциях, заведениях общепита, рекламных площадях, аренде. 

Правда, уже в декабре версия Министерства инфраструктуры дала трещину – Кабинет министров принял постановление, установившее максимальную плату за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Она составила 2,3 евро за 100 км для автотранспорта весом до 3,5 тонн, 4,5 евро для транспорта весом от 3,5 до 12 тонн и 13,3 евро для транспорта весом свыше 12 тонн. 

Таким образом за проезд на легковом авто до 3,5 тонн придется отдать порядка 75,5 грн. за 100 километров. То есть Кабмин все-таки дал понять, что речь идет именно о платных автодорогах, однако Министерство инфраструктуры продолжало утверждать, что это не так.

9 миллиардов долларов за 10 лет, но без платных автодорог: Мининфраструктуры зовет частных инвесторов

По версии министерства инфраструктуры, озвученной еще Владиславом Криклием, в 2020-2030 годах Украина должна привлечь для ремонта 4500 км украинских автодорог около 9 миллиардов долларов. Данный проект должен быть реализован в рамках программы государственно-частного партнерства, согласно которому прозвучавшие ранее в СМИ 6 автодорог должны стать пилотным проектом. В рамках последнего в течении лета планируется составить требования к будущим конкурсам для инвесторов, которые должны пройти осенью 2021 года.

К примеру, начальные инвестиции в трассу М-06 Киев-Житомир-Ровно протяженностью в 308 километров в Мининфраструктуры оценили в 370 миллионов долларов. Если взамен концессионер получит право взимать плату с авто, двигающихся по данному участку, к его услугам будет машинопоток в 14 400 авто в сутки. При условии полного преодоления 300-километрового участка платеж составит от 8,5 долларов для авто весом до 3,5 тонн и 48 долларов для фур весом более 12 тонн.

Однако еще в апреле в Мининфраструктуры подчеркнули, что "программа касается не платных автодорог, а эффективной модели использования средств на их строительство и это выгоднее всем – налогоплательщикам, инвесторам и государству". 

Впрочем, в ведомстве так и не уточнили, почему собственно иностранные инвесторы должны вкладывать миллиарды долларов в отечественные автодороги, если речь не идет об установлении платы за пользование ими.
Построить новые бесплатные дороги и компенсировать инвестору 30% убытков – что говорит закон

Принятый в 2018 году Закон Украины, регулирующий концессии в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, разрешает придание автодороге статуса платной лишь в том случае, если существует альтернативная бесплатная дорога, чья протяженность не более чем в 2 раза превышает платный участок.

Иначе говоря, если между двумя городами проложена платная автодорога длиной 100 километров, должны существовать бесплатные автодороги, связывающие эти населенные пункты протяженностью не более 200 километров.

Применительно к трассе М-06 Киев-Житомир-Ровно в случае придания ей статуса платной, у украинцев должна существовать возможность доехать из столицы до Ровно по бесплатным дорогам проехав не более 616 километров.

Если альтернативный путь занимает большую протяженность, то более короткая дорога не может получить статус "платной" до появления бесплатной альтернативы выполняющей требования закона. К примеру, если на 100 километров платной автодороги приходятся 250 километров бесплатной, необходимо проложить 50 километров бесплатной, что обойдется, по данным "Укравтодора" за 2020 год, в 170 миллионов гривен за 1 километр. 

С другой стороны, если концессионер получил от эксплуатации платной автодороги меньший доход, чем был запланирован, государство обязано компенсировать ему убытки, правда, в размере не более 30% от запланированного дохода. То есть, если концессионер хотел получить от платной дороги за год 10 миллионов долларов дохода, а получил 5 миллионов, государство обязано компенсировать ему максимум еще 3 миллиона долларов.

Любопытно что о платных дорогах еще в начале лета говорил и заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко.

Что пугает украинцев в платных дорогах

Платные автобаны не являются чем-то необычным для украинцев. Те из них, кто путешествовал по дорогам Европы, наверняка сталкивался с ними во Франции, где стоимость проезда составляет до 10 долларов (271 гривна), Португалии – 1,5 доллара (41 гривна) или Польше – 3 доллара (81 гривна) за 100 километров. 

Однако украинцы высказывают опасения, что вместо строительства новых качественных автодорог платными просто станут уже построенные и отремонтированные в рамках программы "Большое строительство".

"Смотрите, вот очередная монополька на пустом месте. Какие-то инвесторы садятся на загруженные трассы, которые отремонтированы за счет государства и начинают зарабатывать бабло путем установления шлагбаумов. В результате поездка в Луцк из Киева по Житомирке дорожает на 250 гривен. В обе стороны на 500. На каком основании? Может быть, параллельно "автобанам" "инвесторы" сделают нормальные бесплатные дороги? Очень сомневаюсь. Может быть, государство убрало транспортный сбор, который составляет от 30 до 40% с каждого литра топлива? Так нет. Так что делает государство? Оно как всегда создает очередную кормушку для приближенных. При этом предварительно отремонтировав за наш с вами счет те же самые дороги "Великим будивництвом". Браво", – пишет шеф-редактор портала "Хвиля" Юрий Романенко.

"Неправильными шагами в правильном направлении" назвал действия власти экономический эксперт Алексей Кущ.

"В Европе строительство автодорог по концессии осуществляется за счет частных инвесторов, которые берут под это длинные дешевые кредиты, поскольку в концессию дороги им отдают минимум на 50 лет. У нас же почему-то власти чаще реализуют механизм "рентной экономики", при которой частник получает доход от общего достояния. В случае с автодорогами, это придание статуса платной автодорогам, которые построены за государственный счет и взимание платежей в пользу частника", – предупреждает эксперт в комментарии "Телеграфу".

По словам эксперта, Украина должна приложить максимум усилий для того, чтобы не просто построить автодороги, объявить их платными, но и добиться реального наполнения этих дорог не только отечественным, но и международным транспортом.

"У нас прекрасный транзитный потенциал – через Украину проходят дороги как с севера на юг из Скандинавии в Малую Азию, так и с запада на восток между Азией и Европой. Для этого нужно развитие своей промышленности, а не аграрного сектора, активные переговоры с другими странами, заинтересованными в нашем потенциале – Европой, Турцией, Средней Азией, Китаем, Индией, даже Россией. Вместо этого же мы отсекаем важный участок современного "пути из варяг в греки" в лице Беларуси", – подчеркивает Алексей Кущ.

По словам эксперта Украинского института будущего, основатель ГО "Инфраструктурный совет" Владимира Шульмейстера платная автодорога, особенно в условиях Украины, имеет ряд особенностей.

"Если речь идет о строительстве платной автодороги, важно понимать, что под этим подразумевается – строительство "с нуля" или эксплуатация уже построенной дороги? Если инвестор строит дорогу с нуля и инвестирует много средств, ключевым для него становится вопрос машинопотока, то есть числа авто, с которых можно взимать плату за пользование дорогами для возврата инвестиций. Обычно для платных дорог этот показатель составляет порядка 12-15 тысяч авто в сутки. Если после введения платы машинопоток падает, государство может доплачивать инвестору его убытки, если это прописано в условиях концессии – так, например, это работает в Польше или Франции", –говорит собеседник "Телеграфа".

По словам эксперта, очевидно, что в условиях Украины более вероятен другой вариант – передача в концессию уже построенной дороги, которую концессионер будет эксплуатировать и делать какие-то вложения в эксплуатацию дороги.

"Власть может просто "договориться" с некоей фирмой или даже лицом, и наделить его правом устанавливать шлагбаумы и взимать плату на уже построенных автодорогах. Взять дороги Киев-Житомир-Ровно или Борисполь-Полтава – они построены за счет кредитов ЕБРР и Мирового банка, а те погашаются за счет средств дорожного фонда, акциза за импорт нефтепродуктов. Не совсем, понятно какие инвестиции в дорогу можно требовать с инвестора, ведь обе эти дороги и так являют собой фактически автобаны", – подчеркнул Шульмейстер.

От варианта создания платных автодорог в Украине – строительства "с нуля" или передачи готовых автодорог с расходами концессионера на эксплуатацию дорог зависит и цена проезда.

"2,3 евро, предлагаемых Кабмином, в принципе, соотносима с ценами в Европе. Например, в Греции – это 3-5 евро за 100 километров, но, это касается проезда по платным дорогам, построенным "с нуля". В случае же передачи концессионеру уже готовой автодороги, плата должна быть минимум в 5 раз ниже, то есть примерно 0,5 евро за 100 километров. К тому же концессионер обязан смотреть за состоянием автодороги, машинопотоком и движением грузового транспорта с перегрузом, соблюдением температурного режима. Если за всем этим концессионер не следит, и автодорога разрушается, он обязан провести ее ремонт за собственные средства", – заключает эксперт.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Сердючка осталась без звезды, чтобы загадать желание
Comments UA
2025-12-02T17:15:15Z
Больного Брюса Уиллиса перевезли из дома: жена актера резко отреагировала на критику
Фокус
2025-12-02T17:07:21Z
Тысяч роз не будет, похоронила любовь навсегда: звезда "Лесапетного батальона" Фалион рассказала о муже
Знай
2025-12-02T16:51:08Z
Кошмар Джеймса: Представлен русскоязычный трейлер фильма «Возвращение в Сайлент Хилл»
GameMag
2025-12-02T16:12:00Z
Шаманская заговорила о новом конфликте с Ханумаком: "У бывшего обострение неадекватности"
TSN
2025-12-02T15:48:39Z
В Париже стартовала культурная программа "Путешествие в Украину", объединившая художников обеих стран
Комсомольская правда
2025-12-02T15:33:24Z
Как фантастические фильмы предсказывали 2025 год: что угадали, а где ошиблись
Comments UA
2025-12-02T15:21:29Z
Группа "ВУЗВ" впервые за 30 лет сыграла концерт: на сцену вышел Позитив и беременная Лавика
TSN
2025-12-02T12:51:46Z
Во втором сезоне сериала «Слуга народа» «Миндич» убегает из страны
Comments UA
2025-12-02T11:00:47Z
Стартовал первый этап программы "3000 км по Украине": кто может ездить бесплатно и как оформить билеты
Comments UA
2025-12-02T17:51:09Z
«Дисбалансы» и стагнация: Путин признал спад в ключевых отраслях РФ – эксперты предупреждают о многолетнем застое
Comments UA
2025-12-02T17:45:49Z
Удары ВС РФ на газовым объектам: "Нафтогаз" заявил о новых атаках
Фокус
2025-12-02T17:45:30Z
Криптокредиты, мошенничество и "черные коллекторы": как фирма-призрак выбивает у украинцев фейковые долги
TSN
2025-12-02T17:21:20Z
Проект бюджета-2026: кому повысят зарплаты и пенсии, а кто заплатит больше налогов
TSN
2025-12-02T16:48:41Z
ПФУ обновил показатели для расчета пенсий: что будет с выплатами
Знай
2025-12-02T16:06:00Z
Сети ФЛП: налоговая оптимизация или "схемы"
Лига
2025-12-02T15:55:49Z
Рождественское удешевление: какие продукты станут доступнее в канун праздника в Украине
TSN
2025-12-02T15:36:40Z
Раковая "облава" стартовала: за отлов одного рака — 3 332 грн, а за нарушения могут и уголовно привлечь
Comments UA
2025-12-02T15:00:26Z
В НАТО заявили, что потери России в живой силе растут третий месяц подряд
Лига
2025-12-02T18:00:58Z
О чем свидетельствуют угрозы Путина перед переговорами: объяснение военного эксперта Майкла Кларка
TSN
2025-12-02T17:54:01Z
Уиткофф проводит встречу с Путиным по мирному плану США: первые подробности. ВИДЕО
Новости Украины
2025-12-02T17:45:50Z
Что ждет Украину: Кулеба сделал прогноз, если мирного соглашения не будет
GlavRed
2025-12-02T17:42:30Z
Эксглава КСУ заявил, что в Украине отсутствует конституционный контроль за законами
Comments UA
2025-12-02T17:39:47Z
Белый дом фатально ошибся в расчетах: Путин не тот, с кем можно “договориться”
Новости Украины
2025-12-02T17:36:23Z
Путин снова плюнет миру в лицо: Украина резко отреагировала на новые угрозы диктатора РФ
Comments UA
2025-12-02T17:36:13Z
В НАТО верят, что Путин не начнет войну с Европой, и имеют объяснение, почему
Европейская правда
2025-12-02T17:36:13Z
Новым главой Минюста может стать Денис Маслов: что известно о юристе из Кривого Рога
Фокус
2025-12-02T17:30:05Z
Новые схемы для уклонистов: к чему прибегают военнообязанные, чтобы избежать мобилизации
Comments UA
2025-12-02T16:54:01Z
Во Львове чиновники и посредники наживались на отсрочках от мобилизации
Новости Украины
2025-12-02T16:48:39Z
Китайці показали гібридний трактор з автопілотом
AgroNews
2025-12-02T16:00:52Z
Пол тысячи человек эвакуировали в аэропорту Польши: что случилось
TSN
2025-12-02T14:42:54Z
На Волыни 15-летний юноша забил пенсионерку ломом: детали жуткого преступления
TSN
2025-12-02T14:09:41Z
Мужчина изображал из себя военного, чтобы выехать за границу: как это закончилось
TSN
2025-12-02T14:09:22Z
Экс-разведчику Червинскому смягчили меру пресечения
Лига
2025-12-02T13:54:44Z
Пьяный полицейский сбил двух 17-летних сестер в Полтавской области: девушки не выжили
Фокус
2025-12-02T13:36:03Z
В Украине стремительно растет количество ДТП с участием пешеходов
Новости Украины
2025-12-02T13:18:28Z
Сырский заявил об улучшении тактической ситуации в Купянске
Хвиля
2025-12-02T17:51:29Z
США приостановили поставки отдельных видов вооружения Украине еще летом — The Atlantic
Новости Украины
2025-12-02T17:51:19Z
Большинство украинцев против второго президентского срока Зеленского, - соцопрос
Хвиля
2025-12-02T17:12:48Z
Сына роженицы, погибшей от удара РФ в Киеве, выписали из больницы — в каком состоянии младенец
TSN
2025-12-02T16:48:44Z
Массированные удары по Украине: оккупанты сменили тактику
Comments UA
2025-12-02T16:48:33Z
"Положили несколько полков возле трех сараев", – отец «мобика» рассказал о «героическом наступлении» армии РФ. ВИДЕО
Новости Украины
2025-12-02T16:36:43Z
Уже работает на фронте: как новый ретранслятор связи HIMERA B1 поможет ВСУ
Фокус
2025-12-02T15:15:46Z
Когда сгорела трудовая: как оформить электронную версию и восстановить стаж
Знай
2025-12-02T15:12:31Z
Собаки и сирены: почему четырехлапые реагируют на шум
TSN
2025-12-02T14:42:04Z
"Энергетические" коррупционные схемы перекочевали в Минздрав
Знай
2025-12-02T17:21:46Z
Дым и смог за окном: как уменьшить вред здоровью
Знай
2025-12-02T14:51:57Z
Сколько нужно спать, чтобы эффективно сбросить вес: медики шокировали открытием
Comments UA
2025-12-02T14:18:28Z
Ученые шокировали открытием: что "убивает" сердце
Comments UA
2025-12-02T14:09:07Z
Что есть зимой, чтобы укрепить иммунитет и не замерзать: эти советы спасут
Comments UA
2025-12-02T12:48:19Z
Когда зубная боль не дает покоя: вот что реально помогает без лекарств
TSN
2025-12-02T12:36:53Z
Кардиохирург назвал самый полезный продукт для сердца зимой
Comments UA
2025-12-02T11:42:33Z
Ученые шокировали открытием: как "пивной живот" убивает сердце
Comments UA
2025-12-02T10:18:01Z
Как заставить мозг работать лучше: диетолог назвал список продуктов
TSN
2025-12-02T09:18:03Z
Mercedes впервые показал новейший нестандартный кабриолет "Гелендваген"
Фокус
2025-12-02T15:45:01Z
От музейных раритетов до рекордсменов пробега. Укрпошта выставила на аукцион 716 старых авто
Лига
2025-12-02T13:30:49Z
Представлен самый оригинальный электроскутер современности в стиле IKEA
Фокус
2025-12-02T13:21:09Z
Техосмотр возвращается: украинских водителей ждет большая автоперезагрузка и изменения
Знай
2025-12-02T12:51:00Z
Редкий спорткар 60-х за $170 000 простоял более полувека в гараже
Фокус
2025-12-02T11:30:48Z
В России сотни машин Porsche сломались: почему перестали работать на ходу
Comments UA
2025-12-01T20:51:05Z
Водители и не подозревают: механик рассказал о 7 простых вещах, которые разбивают коробку передач
Фокус
2025-12-01T15:15:21Z
В Европе появится семейный электрокроссовер Tesla с запасом хода более 600 км
Фокус
2025-12-01T14:00:05Z
Новый малазийский электрокроссовер за $19 500 оказался дешевой копией Tesla
Фокус
2025-12-01T13:12:40Z
Возможно падение Покровска: сколько процентов контролируют россияне
Comments UA
2025-12-02T17:54:40Z
У Весов - неожиданные расходы, у Тельцов - финансовые проблемы: гороскоп на 3 декабря
Comments UA
2025-12-02T17:33:49Z
5 натуральних продуктів для зниження апетиту
AgroNews
2025-12-02T17:00:51Z
На украинско-румынской границе ограничено движение транспорта: какая причина
TSN
2025-12-02T16:39:22Z
Российский прорыв в Днепропетровской области
Comments UA
2025-12-02T16:15:26Z
Российский бомбардировщик «уронил» ФАБ-250 в Волновахе
Новости Украины
2025-12-02T16:06:59Z
Часть Украины накроют дожди с туманами: прогноз погоды на 3 декабря
TSN
2025-12-02T15:06:57Z
В Силах обороны ответили на вброс РФ о Купянске
Новости Украины
2025-12-02T15:00:31Z
Российские штурмовики грабят на Покровском направлении: что удивляет
Comments UA
2025-12-02T14:36:07Z
Модные суперфуды оказались переоцененными: продукты, которые не стоят своих денег
TSN
2025-12-02T17:07:28Z
Что попросить у святого Николая: идеи 2025 и исторические традиции
TSN
2025-12-02T17:07:17Z
Помойте окна один раз — и забудьте о леде и запотевании: простое домашнее средство творит чудеса
TSN
2025-12-02T16:39:00Z
Заменят осушитель воздуха: четыре комнатных растения, которые уменьшают влагу
Знай
2025-12-02T15:51:43Z
Гороскоп на 3 декабря: день благоприятен для отдыха и занятий хобби
Новости Украины
2025-12-02T15:15:51Z
Захотите есть ложкой: рецепт домашнего плавленого сыра за 15 минут
GlavRed
2025-12-02T15:12:47Z
Растительный гороскоп друидов на 1–7 декабря: Девам — мягкость, Стрельцам — решительность
TSN
2025-12-02T14:24:46Z
Как квасить капусту: самый простой, проверенный рецепт, перешедший в наследство
TSN
2025-12-02T14:09:31Z
Когда рождаются люди, которые наделены особым светом и заботой: четыре даты
GlavRed
2025-12-02T13:57:02Z
Магнитные бури в декабре 2025 года: когда ждать и как пережить
VGorode
2025-12-02T17:24:26Z
Российского космонавта сняли с полета к МКС за "вынос в телефоне" секретной информации США
Новости Украины
2025-12-02T17:21:14Z
Столкновение двух миров: Появились первые оценки Metroid Prime 4: Beyond для Nintendo Switch 2
GameMag
2025-12-02T17:00:16Z
Ученые предлагают создать новый часовой пояс для Марса: что известно
TSN
2025-12-02T16:39:29Z
Российский космонавт был изгнан из команды МКС: он хотел украсть секреты Илона Маска
Comments UA
2025-12-02T15:54:01Z
Хакеры будут потирать руки: обнародован топ паролей, которые взламываются мгновенно
Comments UA
2025-12-02T15:30:35Z
На Херсонщині для працевлаштування переселенців встановили 40 теплиць
AgroNews
2025-12-02T15:15:25Z
Археологи нашли золотой клад, которому 2400 лет: какую трагическую тайну он скрывает
TSN
2025-12-02T15:06:34Z
В Ла-Манше подняли корабль XIII века, который годами путали с мусором: что нашли археологи
TSN
2025-12-02T15:06:29Z
Лыжники из России и Беларуси смогут выступать на Олимпиаде-2026 под нейтральным флагом
Лига
2025-12-02T15:55:27Z
«Очень известный парень»: Усик сказал, с кем хочет выйти на ринг
Comments UA
2025-12-02T15:21:03Z
Известный украинский футболист «Динамо» ушел из жизни
Comments UA
2025-12-01T16:27:32Z
Усик назвал соперника, с которым хочет выйти на ринг. Спойлер: это не Фьюри
Комсомольская правда
2025-12-01T16:03:23Z
Футболистам запрещено бегать с мячом в руках: как странные правила меняли игру
Фокус
2025-12-01T14:51:44Z
Первая украинская чемпионка Европы по акробатике: тренировались в залах без тепла и света
Комсомольская правда
2025-12-01T14:07:13Z
Умер легендарный футболист "Динамо" - семикратный чемпион и обладатель еврокубков
GlavRed
2025-12-01T10:00:56Z
День рождения "Барселоны": как появился клуб, который изменил историю футбола
Фокус
2025-11-29T10:42:17Z
Англичанин определил самое вкусное блюдо Украины: которое выбрал
Comments UA
2025-11-28T22:12:33Z