MY.UAНовости
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

В Украине в очередной раз заговорили о качественно новом подходе к проблеме улучшения качества автодорог – введении платы для автомобилей, пользующихся ими. На самом деле данная инициатива далеко не нова не только в мире, где подобные объекты инфраструктуры существуют уже десятилетия, но даже в Украине. Правда, разговоры об этом в нашей стране ведутся уже более 20 лет.

Станет ли инициатива Министерства инфраструктуры Украины реальностью, или же останется очередной вехой в 20-летней борьбе за платные дороги – разбирался "Телеграф".

Платные дороги в Украине – путь в 20 лет

Официальная история пусть не самих платных автодорог, то хотя бы стремления к ним, начинается еще 20 августа 2000 года с постановления Кабинета министров о Порядке установления максимального размера платы за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Впрочем, данный документ так и не пригодился, хотя в 2003-2004 годах даже был принят Закон Украины которым планировалось в качестве эксперимента провести реконструкцию с дальнейшей эксплуатацией на платной основе части автодороги Киев-Одесса.

Планировалось что экспериментальным участком станет часть автодороги между Жашковым и Краснознаменкой – порядка 260 километров. Но и данный закон остался на бумаге.

Впоследствии предложения о концессии на автодороги не раз включались чиновниками в различные программы государственно-частного партнерства, которые также не шли дальше презентаций.

В 2018 году Верховная Рада приняла закон, который вносил изменения в отечественное законодательство касательно строительства и эксплуатации платных автодорог. Правда, это не помогло реализации концессиональной дороги Киев-Белая Церковь, с которой в 2017 году выступал тогдашний глава "Укравтодора" Славомир Новак.  

Снова актуальной тема концессий стала в 2020 году.

1500 км автодорог в частные руки по 2,3 евро за 100 км для водителей

В августе 2020 года тогдашний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что совместно с Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития подготовлены предварительные технико-экономические обоснования для передачи в концессию нескольких участков автомобильных дорог и трех украинских аэропортов. Речь шла о дорогах протяженностью 1500 километров и инвестициях порядка 2 млрд долл. США. 

В октябре сайт Центр транспортных технологий сообщил, какие именно участки имел ввиду министр, говоря о пилотных проектах концессии, ими оказались:

  • участок дороги М-03 от Борисполя до Полтавы;
  • часть дороги М-06 от Киева до Ровно;
  • маршрут от Днепра до Кривого Рога и Николаева (М-04, Н-11);
  • маршрут Ягодин-Ковель-Луцк (М-07, М-19);
  • маршрут Харьков-Днепр-Запорожье (М-29, M-04, M-18);
  • часть дороги М-14 от Херсона до Николаева.

Впрочем, в Минифнраструктуры поспешили опровергнуть информацию СМИ, заявив, что речь идет не о платных автодорогах, а о поддержке инвестора из Дорожного фонда, а зарабатывать инвесторы будут на придорожной инфраструктуре – заправочных станциях, заведениях общепита, рекламных площадях, аренде. 

Правда, уже в декабре версия Министерства инфраструктуры дала трещину – Кабинет министров принял постановление, установившее максимальную плату за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Она составила 2,3 евро за 100 км для автотранспорта весом до 3,5 тонн, 4,5 евро для транспорта весом от 3,5 до 12 тонн и 13,3 евро для транспорта весом свыше 12 тонн. 

Таким образом за проезд на легковом авто до 3,5 тонн придется отдать порядка 75,5 грн. за 100 километров. То есть Кабмин все-таки дал понять, что речь идет именно о платных автодорогах, однако Министерство инфраструктуры продолжало утверждать, что это не так.

9 миллиардов долларов за 10 лет, но без платных автодорог: Мининфраструктуры зовет частных инвесторов

По версии министерства инфраструктуры, озвученной еще Владиславом Криклием, в 2020-2030 годах Украина должна привлечь для ремонта 4500 км украинских автодорог около 9 миллиардов долларов. Данный проект должен быть реализован в рамках программы государственно-частного партнерства, согласно которому прозвучавшие ранее в СМИ 6 автодорог должны стать пилотным проектом. В рамках последнего в течении лета планируется составить требования к будущим конкурсам для инвесторов, которые должны пройти осенью 2021 года.

К примеру, начальные инвестиции в трассу М-06 Киев-Житомир-Ровно протяженностью в 308 километров в Мининфраструктуры оценили в 370 миллионов долларов. Если взамен концессионер получит право взимать плату с авто, двигающихся по данному участку, к его услугам будет машинопоток в 14 400 авто в сутки. При условии полного преодоления 300-километрового участка платеж составит от 8,5 долларов для авто весом до 3,5 тонн и 48 долларов для фур весом более 12 тонн.

Однако еще в апреле в Мининфраструктуры подчеркнули, что "программа касается не платных автодорог, а эффективной модели использования средств на их строительство и это выгоднее всем – налогоплательщикам, инвесторам и государству". 

Впрочем, в ведомстве так и не уточнили, почему собственно иностранные инвесторы должны вкладывать миллиарды долларов в отечественные автодороги, если речь не идет об установлении платы за пользование ими.
Построить новые бесплатные дороги и компенсировать инвестору 30% убытков – что говорит закон

Принятый в 2018 году Закон Украины, регулирующий концессии в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, разрешает придание автодороге статуса платной лишь в том случае, если существует альтернативная бесплатная дорога, чья протяженность не более чем в 2 раза превышает платный участок.

Иначе говоря, если между двумя городами проложена платная автодорога длиной 100 километров, должны существовать бесплатные автодороги, связывающие эти населенные пункты протяженностью не более 200 километров.

Применительно к трассе М-06 Киев-Житомир-Ровно в случае придания ей статуса платной, у украинцев должна существовать возможность доехать из столицы до Ровно по бесплатным дорогам проехав не более 616 километров.

Если альтернативный путь занимает большую протяженность, то более короткая дорога не может получить статус "платной" до появления бесплатной альтернативы выполняющей требования закона. К примеру, если на 100 километров платной автодороги приходятся 250 километров бесплатной, необходимо проложить 50 километров бесплатной, что обойдется, по данным "Укравтодора" за 2020 год, в 170 миллионов гривен за 1 километр. 

С другой стороны, если концессионер получил от эксплуатации платной автодороги меньший доход, чем был запланирован, государство обязано компенсировать ему убытки, правда, в размере не более 30% от запланированного дохода. То есть, если концессионер хотел получить от платной дороги за год 10 миллионов долларов дохода, а получил 5 миллионов, государство обязано компенсировать ему максимум еще 3 миллиона долларов.

Любопытно что о платных дорогах еще в начале лета говорил и заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко.

Что пугает украинцев в платных дорогах

Платные автобаны не являются чем-то необычным для украинцев. Те из них, кто путешествовал по дорогам Европы, наверняка сталкивался с ними во Франции, где стоимость проезда составляет до 10 долларов (271 гривна), Португалии – 1,5 доллара (41 гривна) или Польше – 3 доллара (81 гривна) за 100 километров. 

Однако украинцы высказывают опасения, что вместо строительства новых качественных автодорог платными просто станут уже построенные и отремонтированные в рамках программы "Большое строительство".

"Смотрите, вот очередная монополька на пустом месте. Какие-то инвесторы садятся на загруженные трассы, которые отремонтированы за счет государства и начинают зарабатывать бабло путем установления шлагбаумов. В результате поездка в Луцк из Киева по Житомирке дорожает на 250 гривен. В обе стороны на 500. На каком основании? Может быть, параллельно "автобанам" "инвесторы" сделают нормальные бесплатные дороги? Очень сомневаюсь. Может быть, государство убрало транспортный сбор, который составляет от 30 до 40% с каждого литра топлива? Так нет. Так что делает государство? Оно как всегда создает очередную кормушку для приближенных. При этом предварительно отремонтировав за наш с вами счет те же самые дороги "Великим будивництвом". Браво", – пишет шеф-редактор портала "Хвиля" Юрий Романенко.

"Неправильными шагами в правильном направлении" назвал действия власти экономический эксперт Алексей Кущ.

"В Европе строительство автодорог по концессии осуществляется за счет частных инвесторов, которые берут под это длинные дешевые кредиты, поскольку в концессию дороги им отдают минимум на 50 лет. У нас же почему-то власти чаще реализуют механизм "рентной экономики", при которой частник получает доход от общего достояния. В случае с автодорогами, это придание статуса платной автодорогам, которые построены за государственный счет и взимание платежей в пользу частника", – предупреждает эксперт в комментарии "Телеграфу".

По словам эксперта, Украина должна приложить максимум усилий для того, чтобы не просто построить автодороги, объявить их платными, но и добиться реального наполнения этих дорог не только отечественным, но и международным транспортом.

"У нас прекрасный транзитный потенциал – через Украину проходят дороги как с севера на юг из Скандинавии в Малую Азию, так и с запада на восток между Азией и Европой. Для этого нужно развитие своей промышленности, а не аграрного сектора, активные переговоры с другими странами, заинтересованными в нашем потенциале – Европой, Турцией, Средней Азией, Китаем, Индией, даже Россией. Вместо этого же мы отсекаем важный участок современного "пути из варяг в греки" в лице Беларуси", – подчеркивает Алексей Кущ.

По словам эксперта Украинского института будущего, основатель ГО "Инфраструктурный совет" Владимира Шульмейстера платная автодорога, особенно в условиях Украины, имеет ряд особенностей.

"Если речь идет о строительстве платной автодороги, важно понимать, что под этим подразумевается – строительство "с нуля" или эксплуатация уже построенной дороги? Если инвестор строит дорогу с нуля и инвестирует много средств, ключевым для него становится вопрос машинопотока, то есть числа авто, с которых можно взимать плату за пользование дорогами для возврата инвестиций. Обычно для платных дорог этот показатель составляет порядка 12-15 тысяч авто в сутки. Если после введения платы машинопоток падает, государство может доплачивать инвестору его убытки, если это прописано в условиях концессии – так, например, это работает в Польше или Франции", –говорит собеседник "Телеграфа".

По словам эксперта, очевидно, что в условиях Украины более вероятен другой вариант – передача в концессию уже построенной дороги, которую концессионер будет эксплуатировать и делать какие-то вложения в эксплуатацию дороги.

"Власть может просто "договориться" с некоей фирмой или даже лицом, и наделить его правом устанавливать шлагбаумы и взимать плату на уже построенных автодорогах. Взять дороги Киев-Житомир-Ровно или Борисполь-Полтава – они построены за счет кредитов ЕБРР и Мирового банка, а те погашаются за счет средств дорожного фонда, акциза за импорт нефтепродуктов. Не совсем, понятно какие инвестиции в дорогу можно требовать с инвестора, ведь обе эти дороги и так являют собой фактически автобаны", – подчеркнул Шульмейстер.

От варианта создания платных автодорог в Украине – строительства "с нуля" или передачи готовых автодорог с расходами концессионера на эксплуатацию дорог зависит и цена проезда.

"2,3 евро, предлагаемых Кабмином, в принципе, соотносима с ценами в Европе. Например, в Греции – это 3-5 евро за 100 километров, но, это касается проезда по платным дорогам, построенным "с нуля". В случае же передачи концессионеру уже готовой автодороги, плата должна быть минимум в 5 раз ниже, то есть примерно 0,5 евро за 100 километров. К тому же концессионер обязан смотреть за состоянием автодороги, машинопотоком и движением грузового транспорта с перегрузом, соблюдением температурного режима. Если за всем этим концессионер не следит, и автодорога разрушается, он обязан провести ее ремонт за собственные средства", – заключает эксперт.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Подтверждено: "Сорвиголова: Рожденный заново" получит третий сезон
GameMag
2025-09-20T20:21:26Z
Настоящий must-have этой осенью: коричневые кроссовки — как их носить и с чем сочетать
TSN
2025-09-20T14:36:58Z
Маша Ефросинина попала в больницу и показалась в палате под капельницей
TSN
2025-09-20T14:18:26Z
Трейлер фильма «Песня любви»
Кино-Театр
2025-09-20T14:18:06Z
Миша Романова призналась, общается ли ее 7-летний сын с отцом
Комсомольская правда
2025-09-20T13:12:35Z
Вряд ли вы помните ее такой: как в молодости выглядела топовая ведущая ТСН Алла Мазур
Telegraf
2025-09-20T13:06:10Z
Дмитрий Волканов похвастался результатом похудения за 2 года
Комсомольская правда
2025-09-20T12:48:40Z
Помады сезона: оттенки, задающие тренд осенью 2025 года
TSN
2025-09-20T12:36:27Z
Екатерина Кузнецова раскрыла причины проживания за границей: "Это вынужденная мера"
TSN
2025-09-20T12:36:02Z
Обновление тарифов Vodafone: какие изменения произойдут с 25 сентября
Знай
2025-09-21T06:06:36Z
Дефицит продуктов в Полтавской области: какие проблемы возникли из-за ощутимой нехватки
Политека
2025-09-21T05:00:05Z
Пенсионерам "срезают" обещанную индексацию: как добиться перерасчета от ПФУ
Знай
2025-09-21T04:36:30Z
В РФ самая низкая активность бизнеса за 15 лет - СВР
Корреспондент
2025-09-21T03:15:28Z
Налоговая усиленно возьмется за украинцев: кому уделят особое внимание
Знай
2025-09-21T02:12:10Z
Несмотря на арест Сергея Шапрана: "Будиндустрия-Сервис ЛТД" продолжает зарабатывать на песке
Знай
2025-09-20T19:51:16Z
ЕС рассматривает ограничения на импорт нефти через Дружбу - СМИ
Корреспондент
2025-09-20T18:48:28Z
Україна в січні-серпні імпортувала 433 тис. т металургійного коксу
AgroNews
2025-09-20T18:39:59Z
Цены на хлеб растут ежемесячно: эксперты прогнозируют подорожание до 23%
Gazeta UA
2025-09-20T18:36:33Z
"Россия должна быть разрушена": ветеран рассказал о варианте развития войны в Украине и Европе
Знай
2025-09-21T06:36:36Z
«В заложниках» у Трампа: Бразилия обвинила США в нарушении устава ООН
Новости Украины
2025-09-21T06:30:08Z
Трамп требует от Афанистана вернуть США авиабазу
ZN UA
2025-09-21T06:27:21Z
Членство Украины в ЕС способно создать проблемы: Кулеба - о двух вопросах, которые нужно решить
Новости Украины
2025-09-21T06:18:25Z
Стубб: Гарантии действенны при готовности воевать
Корреспондент
2025-09-21T06:15:43Z
Премьер Молдовы: РФ поддерживает преступные группировки, чтобы захватить власть в стране
Европейская правда
2025-09-21T05:57:52Z
Трамп вводит $100 000 сбор за визу H-1B: это бьет по IT-сектору США и ослабляет позиции в гонке с Китаем
Новости Украины
2025-09-21T05:57:12Z
Экс-нардеп Максим Ефимов совместно с контрабандистом строят артиллерийский завод у границ Украины
Знай
2025-09-21T05:51:42Z
Трамп рассказал, как остановит войну в Украине: какой план предложил
Comments UA
2025-09-21T05:42:54Z
В Киеве произошла массовая драка, задержаны 9 человек
Корреспондент
2025-09-21T06:36:37Z
Взрывы в Украине: Россия снова атаковала ночью
Comments UA
2025-09-21T04:12:09Z
В Сумах после серии взрывов начались пожары - СМИ
Корреспондент
2025-09-21T00:30:43Z
В Сумах ночью раздались взрывы
TSN
2025-09-20T23:51:35Z
БпЛА РФ попал в жилой дом на Полтавщине: в ГСЧС показали последствия
TSN
2025-09-20T22:06:03Z
Россия повторно обстреляла патрульных и медиков в Черниговской области
Корреспондент
2025-09-20T21:48:12Z
На Кировоградщине мужчина стрелял в полицейских
ZN UA
2025-09-20T21:12:46Z
На Киевщине горе-владельцы стреляли в собаку, чтобы он не сбежал со двора: фото
TSN
2025-09-20T21:12:04Z
Ракета попала в многоэтажку в Днепре: опубликовано видео взрыва
Gazeta UA
2025-09-20T17:24:58Z
Украинцам рассказали, как война бьёт по их кошелькам
Хвиля
2025-09-21T06:30:52Z
Партизаны нарушили логистику завода в РФ, который производит ракеты
Корреспондент
2025-09-21T06:27:01Z
Что такое дуальная форма образования: в МОН рассказали о важных изменениях в обучении
Знай
2025-09-21T06:21:01Z
Осеннее равноденствие 22 сентября: главные народные верования, традиции и ритуалы на счастье
TSN
2025-09-21T06:06:51Z
Скандал в лицее Киева: куда исчезла "джинсовая" директор и пускают ли детей в шортах
TSN
2025-09-21T06:06:13Z
Какой завтра, 22 сентября, праздник — все об этом дне, какой церковный праздник, что нельзя делать
TSN
2025-09-21T06:06:01Z
ТЦК ставит на учет украинцев за границей: кто даже не догадывается, что уже в списках
Знай
2025-09-21T05:36:34Z
В Чехии создадут координационную группу для защиты от вражеских беспилотников
Европейская правда
2025-09-21T05:36:22Z
Генштаб обновил данные о потерях РФ в войне
Корреспондент
2025-09-21T05:33:12Z
5 тревожных признаков того, что ваш любимец страдает от боли: советы ветеринара
Знай
2025-09-21T03:51:39Z
Детей охватил опасный тренд: что значит "улыбка Джокера"
Знай
2025-09-21T03:36:41Z
Почему не стоит ложиться спать во время заката: значение старинной приметы и объяснение врачей
Gazeta UA
2025-09-20T21:42:29Z
Симптомы как при аллергии: украинцев предупреждают о новом неизвестном вирусе
Знай
2025-09-20T14:51:29Z
С Днем хирурга! Яркие поздравления в открытках и картинках с профессиональным праздником
Telegraf
2025-09-20T13:36:40Z
Расстройства пищевого поведения у детей: какие тревожные сигналы вы можете не замечать
Знай
2025-09-20T13:30:42Z
Что будет с давлением, если есть яблоко каждый день: кардиолог раскрыл преимущества
UAToday
2025-09-20T12:09:41Z
Улучшают память: диетологи назвали 5 самых полезных продуктов осени
UAToday
2025-09-20T12:09:06Z
Делайте это каждый вечер, чтобы избавиться от стресса и иметь крепкий сон
Comments UA
2025-09-20T07:00:22Z
Водителям напомнили про 10 "железных" законов: это важнее любых правил
Хвиля
2025-09-20T03:30:01Z
Kia выводит K4 на европейский рынок
Корреспондент
2025-09-19T20:57:07Z
Hyundai готовит расширение линейки моделей N
Корреспондент
2025-09-19T17:45:20Z
Mercedes, Lexus и BMW: сотни дорогих авто четыре дня стояли затопленными на паркинге
Фокус
2025-09-19T15:27:30Z
Зеленый, как Халк: Brabus представил сверхмощный "Гелендваген"
Фокус
2025-09-19T14:21:45Z
Xiaomi отзывает 116,8 тыс. электромобилей SU7
Корреспондент
2025-09-19T12:39:28Z
Заброшенный раритет: в Киеве обнаружили спортивный седан с двигателем Ferrari
Фокус
2025-09-19T10:51:09Z
Революционные изменения: тест-драйв нового кроссовера Opel Grandland
Фокус
2025-09-19T09:51:19Z
7 мифов о Kia и Hyundai, в которые мы верим даром: моторист с 20-летним стажем раскрывает правду
Знай
2025-09-19T02:51:20Z
Повышение тарифов на воду в Полтавской области: какие суммы будут начисляться
Политека
2025-09-21T05:30:16Z
Россия бросила значительные силы на Покровское направление, ВСУ контратакуют: карты ISW
TSN
2025-09-21T05:03:49Z
По Запорожью промчало целое стадо диких животных: они опасны для человека
Telegraf
2025-09-21T05:00:31Z
Ночная атака БпЛА и ситуация на фронте: главные новости ночи 21 сентября 2025 года
TSN
2025-09-21T04:03:01Z
Туманно, но тепло: синоптики назвали прогноз погоды на 21 сентября
Gazeta UA
2025-09-21T03:30:28Z
Уничтожение техники РФ под Покровском показал Феникс
Корреспондент
2025-09-21T02:57:15Z
Гороскоп на сегодня 21 сентября: важные новости тельцов, критика львов и здоровье скорпионов
Знай
2025-09-21T01:30:20Z
Украинские защитники останавливают наступление РФ: атаки отбиты
Новости Украины
2025-09-20T20:48:31Z
Погода в Украине 21 сентября: во все регионы возвращается "летняя" жара
Комсомольская правда
2025-09-20T19:36:55Z
Что делают в саду и огороде в октябре: важнейшие дела
Gazeta UA
2025-09-21T06:30:58Z
Гороскоп на неделю с 22 по 28 сентября: Ракам - ответственность, Львам - успех
GlavRed
2025-09-21T06:27:02Z
Быстрый яблочный рулет: ароматный десерт, готовящийся за считанные минуты
Telegraf
2025-09-21T06:03:06Z
От Иерусалима и Баден-Бадена до Трускавца: куда киевляне в былые времена на бархатный сезон ездили
Комсомольская правда
2025-09-21T05:03:14Z
Простая школьная задача о мужчине и попугае, которую трудно решить взрослым
Comments UA
2025-09-21T03:45:02Z
Какую обувь нельзя надевать 21 сентября и почему девушкам лучше не выходить из дома: приметы и запреты на Ипатия
Знай
2025-09-21T01:57:13Z
Башни Нотр-Дама открыли впервые после пожара
Корреспондент
2025-09-21T01:45:06Z
Помогать или нет: как приучить ребенка делать уроки самостоятельно
Знай
2025-09-20T18:36:43Z
Проверка кошельков на границе: какие суммы требуют в разных странах Европы
Знай
2025-09-20T17:36:32Z
Сегодня Луна закроет Солнце: где увидеть последнее солнечное затмение 2025 года
Comments UA
2025-09-21T05:51:15Z
Магнитные бури 21 сентября: скажется ли они на здоровье людей
TSN
2025-09-21T04:03:23Z
Солнечное затмение 21 сентября 2025 года: что сегодня нельзя делать
Фокус
2025-09-21T03:00:47Z
Луна ежегодно удаляется от Земли: ученые объяснили, чем это грозит человечеству
Знай
2025-09-21T02:51:29Z
"До эры динозавров": ребенок нашел в собственном саду окаменелость, которой более 300 млн лет
Фокус
2025-09-20T23:12:58Z
В Турции нашли архив табличек и печатей Хеттской империи
Gazeta UA
2025-09-20T22:42:09Z
Sucker Punch хорошо постаралась: Бюджет PS5-эксклюзива Ghost of Yotei почти не вырос по сравнению с Ghost of Tsushima
GameMag
2025-09-20T21:54:14Z
Возвращение в 3D: Обзор монитора Samsung Odyssey 3D
GameMag
2025-09-20T21:03:07Z
Солнечное затмение 21 сентября: мощный старт и завершение старого
Новости Украины
2025-09-20T21:00:32Z
Украинец прокомментировал первый мяч в составе Бенфики
Корреспондент
2025-09-21T04:18:21Z
Украинская участница Олимпиады-2024 сменила гражданство — СМИ
ZN UA
2025-09-20T22:36:50Z
Челси сыграло из рук вон плохо в матче с Манчестер Юнайтед
Корреспондент
2025-09-20T20:21:10Z
Судаков забил первый гол за "Бенфику", порадовав Моуринью
Telegraf
2025-09-20T20:12:43Z
Судаков стал лучшим игроком матча, забив при этом свой первый мяч
Корреспондент
2025-09-20T20:03:08Z
Челси дало Манчестер Юнайтед победить в игре вдесятером с каждой стороны
Корреспондент
2025-09-20T19:33:00Z
"Динамо" — "Александрия": видео онлайн-трансляция матча УПЛ
ZN UA
2025-09-20T19:12:28Z
25 минут и три замены: Челси входит в историю АПЛ, первым сделав это
Корреспондент
2025-09-20T18:42:15Z
Манчестер Юнайтед обіграв Челсі в матчі з двома вилученнями
Football.ua
2025-09-20T18:39:16Z