MY.UAНовости
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

В Украине в очередной раз заговорили о качественно новом подходе к проблеме улучшения качества автодорог – введении платы для автомобилей, пользующихся ими. На самом деле данная инициатива далеко не нова не только в мире, где подобные объекты инфраструктуры существуют уже десятилетия, но даже в Украине. Правда, разговоры об этом в нашей стране ведутся уже более 20 лет.

Станет ли инициатива Министерства инфраструктуры Украины реальностью, или же останется очередной вехой в 20-летней борьбе за платные дороги – разбирался "Телеграф".

Платные дороги в Украине – путь в 20 лет

Официальная история пусть не самих платных автодорог, то хотя бы стремления к ним, начинается еще 20 августа 2000 года с постановления Кабинета министров о Порядке установления максимального размера платы за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Впрочем, данный документ так и не пригодился, хотя в 2003-2004 годах даже был принят Закон Украины которым планировалось в качестве эксперимента провести реконструкцию с дальнейшей эксплуатацией на платной основе части автодороги Киев-Одесса.

Планировалось что экспериментальным участком станет часть автодороги между Жашковым и Краснознаменкой – порядка 260 километров. Но и данный закон остался на бумаге.

Впоследствии предложения о концессии на автодороги не раз включались чиновниками в различные программы государственно-частного партнерства, которые также не шли дальше презентаций.

В 2018 году Верховная Рада приняла закон, который вносил изменения в отечественное законодательство касательно строительства и эксплуатации платных автодорог. Правда, это не помогло реализации концессиональной дороги Киев-Белая Церковь, с которой в 2017 году выступал тогдашний глава "Укравтодора" Славомир Новак.  

Снова актуальной тема концессий стала в 2020 году.

1500 км автодорог в частные руки по 2,3 евро за 100 км для водителей

В августе 2020 года тогдашний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что совместно с Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития подготовлены предварительные технико-экономические обоснования для передачи в концессию нескольких участков автомобильных дорог и трех украинских аэропортов. Речь шла о дорогах протяженностью 1500 километров и инвестициях порядка 2 млрд долл. США. 

В октябре сайт Центр транспортных технологий сообщил, какие именно участки имел ввиду министр, говоря о пилотных проектах концессии, ими оказались:

  • участок дороги М-03 от Борисполя до Полтавы;
  • часть дороги М-06 от Киева до Ровно;
  • маршрут от Днепра до Кривого Рога и Николаева (М-04, Н-11);
  • маршрут Ягодин-Ковель-Луцк (М-07, М-19);
  • маршрут Харьков-Днепр-Запорожье (М-29, M-04, M-18);
  • часть дороги М-14 от Херсона до Николаева.

Впрочем, в Минифнраструктуры поспешили опровергнуть информацию СМИ, заявив, что речь идет не о платных автодорогах, а о поддержке инвестора из Дорожного фонда, а зарабатывать инвесторы будут на придорожной инфраструктуре – заправочных станциях, заведениях общепита, рекламных площадях, аренде. 

Правда, уже в декабре версия Министерства инфраструктуры дала трещину – Кабинет министров принял постановление, установившее максимальную плату за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Она составила 2,3 евро за 100 км для автотранспорта весом до 3,5 тонн, 4,5 евро для транспорта весом от 3,5 до 12 тонн и 13,3 евро для транспорта весом свыше 12 тонн. 

Таким образом за проезд на легковом авто до 3,5 тонн придется отдать порядка 75,5 грн. за 100 километров. То есть Кабмин все-таки дал понять, что речь идет именно о платных автодорогах, однако Министерство инфраструктуры продолжало утверждать, что это не так.

9 миллиардов долларов за 10 лет, но без платных автодорог: Мининфраструктуры зовет частных инвесторов

По версии министерства инфраструктуры, озвученной еще Владиславом Криклием, в 2020-2030 годах Украина должна привлечь для ремонта 4500 км украинских автодорог около 9 миллиардов долларов. Данный проект должен быть реализован в рамках программы государственно-частного партнерства, согласно которому прозвучавшие ранее в СМИ 6 автодорог должны стать пилотным проектом. В рамках последнего в течении лета планируется составить требования к будущим конкурсам для инвесторов, которые должны пройти осенью 2021 года.

К примеру, начальные инвестиции в трассу М-06 Киев-Житомир-Ровно протяженностью в 308 километров в Мининфраструктуры оценили в 370 миллионов долларов. Если взамен концессионер получит право взимать плату с авто, двигающихся по данному участку, к его услугам будет машинопоток в 14 400 авто в сутки. При условии полного преодоления 300-километрового участка платеж составит от 8,5 долларов для авто весом до 3,5 тонн и 48 долларов для фур весом более 12 тонн.

Однако еще в апреле в Мининфраструктуры подчеркнули, что "программа касается не платных автодорог, а эффективной модели использования средств на их строительство и это выгоднее всем – налогоплательщикам, инвесторам и государству". 

Впрочем, в ведомстве так и не уточнили, почему собственно иностранные инвесторы должны вкладывать миллиарды долларов в отечественные автодороги, если речь не идет об установлении платы за пользование ими.
Построить новые бесплатные дороги и компенсировать инвестору 30% убытков – что говорит закон

Принятый в 2018 году Закон Украины, регулирующий концессии в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, разрешает придание автодороге статуса платной лишь в том случае, если существует альтернативная бесплатная дорога, чья протяженность не более чем в 2 раза превышает платный участок.

Иначе говоря, если между двумя городами проложена платная автодорога длиной 100 километров, должны существовать бесплатные автодороги, связывающие эти населенные пункты протяженностью не более 200 километров.

Применительно к трассе М-06 Киев-Житомир-Ровно в случае придания ей статуса платной, у украинцев должна существовать возможность доехать из столицы до Ровно по бесплатным дорогам проехав не более 616 километров.

Если альтернативный путь занимает большую протяженность, то более короткая дорога не может получить статус "платной" до появления бесплатной альтернативы выполняющей требования закона. К примеру, если на 100 километров платной автодороги приходятся 250 километров бесплатной, необходимо проложить 50 километров бесплатной, что обойдется, по данным "Укравтодора" за 2020 год, в 170 миллионов гривен за 1 километр. 

С другой стороны, если концессионер получил от эксплуатации платной автодороги меньший доход, чем был запланирован, государство обязано компенсировать ему убытки, правда, в размере не более 30% от запланированного дохода. То есть, если концессионер хотел получить от платной дороги за год 10 миллионов долларов дохода, а получил 5 миллионов, государство обязано компенсировать ему максимум еще 3 миллиона долларов.

Любопытно что о платных дорогах еще в начале лета говорил и заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко.

Что пугает украинцев в платных дорогах

Платные автобаны не являются чем-то необычным для украинцев. Те из них, кто путешествовал по дорогам Европы, наверняка сталкивался с ними во Франции, где стоимость проезда составляет до 10 долларов (271 гривна), Португалии – 1,5 доллара (41 гривна) или Польше – 3 доллара (81 гривна) за 100 километров. 

Однако украинцы высказывают опасения, что вместо строительства новых качественных автодорог платными просто станут уже построенные и отремонтированные в рамках программы "Большое строительство".

"Смотрите, вот очередная монополька на пустом месте. Какие-то инвесторы садятся на загруженные трассы, которые отремонтированы за счет государства и начинают зарабатывать бабло путем установления шлагбаумов. В результате поездка в Луцк из Киева по Житомирке дорожает на 250 гривен. В обе стороны на 500. На каком основании? Может быть, параллельно "автобанам" "инвесторы" сделают нормальные бесплатные дороги? Очень сомневаюсь. Может быть, государство убрало транспортный сбор, который составляет от 30 до 40% с каждого литра топлива? Так нет. Так что делает государство? Оно как всегда создает очередную кормушку для приближенных. При этом предварительно отремонтировав за наш с вами счет те же самые дороги "Великим будивництвом". Браво", – пишет шеф-редактор портала "Хвиля" Юрий Романенко.

"Неправильными шагами в правильном направлении" назвал действия власти экономический эксперт Алексей Кущ.

"В Европе строительство автодорог по концессии осуществляется за счет частных инвесторов, которые берут под это длинные дешевые кредиты, поскольку в концессию дороги им отдают минимум на 50 лет. У нас же почему-то власти чаще реализуют механизм "рентной экономики", при которой частник получает доход от общего достояния. В случае с автодорогами, это придание статуса платной автодорогам, которые построены за государственный счет и взимание платежей в пользу частника", – предупреждает эксперт в комментарии "Телеграфу".

По словам эксперта, Украина должна приложить максимум усилий для того, чтобы не просто построить автодороги, объявить их платными, но и добиться реального наполнения этих дорог не только отечественным, но и международным транспортом.

"У нас прекрасный транзитный потенциал – через Украину проходят дороги как с севера на юг из Скандинавии в Малую Азию, так и с запада на восток между Азией и Европой. Для этого нужно развитие своей промышленности, а не аграрного сектора, активные переговоры с другими странами, заинтересованными в нашем потенциале – Европой, Турцией, Средней Азией, Китаем, Индией, даже Россией. Вместо этого же мы отсекаем важный участок современного "пути из варяг в греки" в лице Беларуси", – подчеркивает Алексей Кущ.

По словам эксперта Украинского института будущего, основатель ГО "Инфраструктурный совет" Владимира Шульмейстера платная автодорога, особенно в условиях Украины, имеет ряд особенностей.

"Если речь идет о строительстве платной автодороги, важно понимать, что под этим подразумевается – строительство "с нуля" или эксплуатация уже построенной дороги? Если инвестор строит дорогу с нуля и инвестирует много средств, ключевым для него становится вопрос машинопотока, то есть числа авто, с которых можно взимать плату за пользование дорогами для возврата инвестиций. Обычно для платных дорог этот показатель составляет порядка 12-15 тысяч авто в сутки. Если после введения платы машинопоток падает, государство может доплачивать инвестору его убытки, если это прописано в условиях концессии – так, например, это работает в Польше или Франции", –говорит собеседник "Телеграфа".

По словам эксперта, очевидно, что в условиях Украины более вероятен другой вариант – передача в концессию уже построенной дороги, которую концессионер будет эксплуатировать и делать какие-то вложения в эксплуатацию дороги.

"Власть может просто "договориться" с некоей фирмой или даже лицом, и наделить его правом устанавливать шлагбаумы и взимать плату на уже построенных автодорогах. Взять дороги Киев-Житомир-Ровно или Борисполь-Полтава – они построены за счет кредитов ЕБРР и Мирового банка, а те погашаются за счет средств дорожного фонда, акциза за импорт нефтепродуктов. Не совсем, понятно какие инвестиции в дорогу можно требовать с инвестора, ведь обе эти дороги и так являют собой фактически автобаны", – подчеркнул Шульмейстер.

От варианта создания платных автодорог в Украине – строительства "с нуля" или передачи готовых автодорог с расходами концессионера на эксплуатацию дорог зависит и цена проезда.

"2,3 евро, предлагаемых Кабмином, в принципе, соотносима с ценами в Европе. Например, в Греции – это 3-5 евро за 100 километров, но, это касается проезда по платным дорогам, построенным "с нуля". В случае же передачи концессионеру уже готовой автодороги, плата должна быть минимум в 5 раз ниже, то есть примерно 0,5 евро за 100 километров. К тому же концессионер обязан смотреть за состоянием автодороги, машинопотоком и движением грузового транспорта с перегрузом, соблюдением температурного режима. Если за всем этим концессионер не следит, и автодорога разрушается, он обязан провести ее ремонт за собственные средства", – заключает эксперт.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Ви показали електронний військовий квиток, а військові ТЦК все одно виписали штраф. Чи законно це
Telegraf
2025-04-21T22:27:16Z
Карта повітряних тривог України онлайн: де є загроза ракетного удару
Факти ICTV
2025-04-21T22:16:56Z
Кабмін пропонує скасувати відстрочку студентам від 25 років
ZN UA
2025-04-21T22:13:01Z
Мер міста у Південній Каліфорнії запропонував роздати наркотики безхатькам
ГЛАВКОМ NET
2025-04-21T21:39:25Z
Time вдруге присвятив обкладинку покійному Папі Франциску
InternetUA
2025-04-21T20:55:30Z
Діти на війні
Gazeta UA
2025-04-21T20:48:54Z
У небі над Львівщиною кружляв загадковий літак: яка мета його появи
GlavRed
2025-04-21T20:27:33Z
"Люфтить" від кількох пострілів: окупанти використовують дешеві китайські аналоги АКМС
Фокус
2025-04-21T20:21:09Z
Літак-розвідник зі Швеції кружляв над Львовом: що про нього відомо
Telegraf
2025-04-21T20:12:04Z
Китайські науковці випробували неядерну водневу бомбу
ГЛАВКОМ NET
2025-04-20T19:57:49Z
Росіяни вдарили по житловій забудові: зʼявилися перші наслідки атаки на Одесу
GlavRed
2025-04-21T22:36:27Z
Росія вивела у Чорне море 6 ракетоносіїв, залп майже 50 "Калібрів", – монітори
24tv
2025-04-21T22:16:54Z
Пекін застеріг партнерів: союз зі США проти Китаю матиме наслідки
Факти ICTV
2025-04-21T22:07:19Z
Війна, день 1153. США пропонують Україні відмовитися від Криму та членства в НАТО — WSJ
Football.ua
2025-04-21T22:01:06Z
"Для РФ це колапс": генерал розкрив головну мету Кремля з "перемир'ям"
GlavRed
2025-04-21T21:28:41Z
На війні загинув автор популярного пропагандистського каналу РФ
Фокус
2025-04-21T21:27:41Z
Україна зберігає пропозицію не бити по цивільній інфраструктурі, очікуємо чіткої відповіді від РФ – Зеленський
Факти ICTV
2025-04-21T21:25:43Z
США свідомо тримають переговори з РФ у певному форматі: Клімкін про зустріч у Лондоні
Факти ICTV
2025-04-21T21:04:46Z
На будь-який смак: що робити з білками, які залишилися після випікання пасок
24tv
2025-04-21T21:00:41Z
Помідори виростуть вдвічі більшими: додайте в ґрунт одне добриво
24tv
2025-04-21T19:27:29Z
Які помилки під час прийому ліків здатні звести нанівець усе лікування
Gazeta UA
2025-04-21T19:24:41Z
Користь для мозку і контроль ваги: 9 переваг волоських горіхів
GlavRed
2025-04-21T18:27:53Z
Поширені комбінації харчових добавок можуть підвищувати ризик діабету 2 типу
24tv
2025-04-21T18:03:23Z
Тест на IQ: тільки 5% геніїв можуть знайти фальшивого лікаря за 5 секунд
GlavRed
2025-04-21T16:27:57Z
Названо ідеальну довжину для денного сну: це менше, ніж ви думали
24tv
2025-04-21T16:03:04Z
Регулярне споживання йогуртів знижує ризик раку молочної залози
360ua.news
2025-04-21T16:00:26Z
Несподівана причина головного болю – ваші зуби мудрості
24tv
2025-04-21T15:33:28Z
59-річна Елізабет Херлі натякнула на роман із відомим співаком
GlavRed
2025-04-21T22:36:49Z
"Мені не соромно": Slavia зізналася, з ким з українського шоу-бізу готова "сісти за стіл"
GlavRed
2025-04-21T20:27:34Z
"Ми вирішили": Юлія Саніна розповіла, куди вона зникла разом із чоловіком
GlavRed
2025-04-21T20:27:02Z
Ви маєте це знати: яка стрижка підійде під ваш тип волосся
24tv
2025-04-21T20:03:36Z
"Пропагує українство": Таїсія Повалій остаточно залишилася без нічого
GlavRed
2025-04-21T19:27:42Z
Зрадниця Лорак зробила заяву після новини про нове кохання її чоловіка
GlavRed
2025-04-21T19:27:21Z
Могилевська показала, як із доньками готувалася до Великодня: зворушливе відео
ГЛАВКОМ NET
2025-04-21T18:45:08Z
Крістен Стюарт та Ділан Мейєр одружилися у Лос-Анджелесі
360ua.news
2025-04-21T18:36:57Z
Ірландія на Євробаченні 2025: хто така Emmy та про що її пісня Laika Party
Факти ICTV
2025-04-21T18:06:22Z
Атака дронів на Одесу: пошкоджені будинки, цивільна інфраструктура та навчальний заклад
УкраинФорм
2025-04-21T22:27:01Z
Пошкоджено багато квартир: росіяни поцілили по густонаселеному району Одеси – фото наслідків
24tv
2025-04-21T22:15:47Z
У ДТП на Львівщині загинули троє чоловіків
Факти ICTV
2025-04-21T21:09:29Z
В Іспанії оскаженілий 500-кілограмовий бик атакував людей, є потерпілі: очевидці показали відео
24tv
2025-04-21T20:54:32Z
Був світлою дитиною: Росія вбила у Херсоні 16-річного Сашка у день його народження
24tv
2025-04-21T20:10:10Z
У Флориді в аеропорту спалахнув літак, евакуювали майже триста людей
УкраинФорм
2025-04-21T18:46:42Z
У США літак з майже 300 пасажирами спалахнув відразу після зльоту
24tv
2025-04-21T18:33:21Z
На Харківщині через російські атаки загинули двоє мирних жителів
Комсомольская правда
2025-04-21T18:28:26Z
У Києві викрили шахраїв, які купували iPhone за фальшиві долари
InternetUA
2025-04-21T18:19:05Z
Йшли закріплятися, але не вийшло: бійці НГУ взяли у полон російських піхотинців
24tv
2025-04-21T22:27:34Z
У Києві оголосили повітряну тривогу, в області лунають вибухи - столичний регіон атакують "шахеди"
ZN UA
2025-04-21T22:16:46Z
"Бачив вибухи з вікна": грузинський боєць UFC опинився в Одесі під час російського обстрілу
ZN UA
2025-04-21T22:13:38Z
«Білі янголи» вивезли ще дев’ятьох людей з Лиманської громади
УкраинФорм
2025-04-21T22:09:18Z
Росіяни обстріляли Харківщину: є загиблі і постраждалі
Gazeta UA
2025-04-21T22:01:16Z
Лінія фронту станом на 21 квітня 2025. Зведення Генштабу
ГЛАВКОМ NET
2025-04-21T21:45:06Z
Ворог атакує Україну дронами
УкраинФорм
2025-04-21T21:31:09Z
Шлях до пекла: військовий розповів про бої біля Часового Яру
Gazeta UA
2025-04-21T21:28:05Z
Один ранок на нулі
Gazeta UA
2025-04-21T21:12:17Z
Не в той час народились: яка епоха підходить кожному знаку зодіаку
Gazeta UA
2025-04-21T21:39:53Z
Буряк зійде вже на другий день: експерт сказав, у чому замочити насіння овоча
GlavRed
2025-04-21T21:28:39Z
Дешево, практично та неймовірно смачно: рецепт "тієї самої" запіканки з локшиною і сиром
24tv
2025-04-21T19:30:23Z
Рослини вам подякують: ось що потрібно підживити попелом вже зараз
24tv
2025-04-21T19:24:49Z
Жити з одним чи з кількома: вся суть моногамії та немоногамії у простих словах
24tv
2025-04-21T18:48:11Z
Фінансовий прогноз за місяцем народження: коли народжуються справжні мільйонери
GlavRed
2025-04-21T17:27:31Z
Те, що треба після свят: як приготувати улюблену "Мімозу" по-новому – поринаємо в ностальгію
24tv
2025-04-21T17:12:25Z
Усіма улюблений салат Мімоза заграє новими смаками - оригінальний рецепт
GlavRed
2025-04-21T16:27:10Z
Чому в огірків гіркі "попки" і як цього уникнути: поради щодо вирощування овоча
Telegraf
2025-04-21T15:54:33Z
У "Шахтарі" повідомили про переговори щодо трансферу футболіста збірної України
ZN UA
2025-04-21T22:37:53Z
Колишній чемпіон світу назвав слабке місце Усика у реванші з Дюбуа
ZN UA
2025-04-21T21:46:29Z
Брентфорд готовий поборотися з Наполі за Судакова — GMS
Football.ua
2025-04-21T21:34:57Z
Бетіс із голом Антоні впевнено переграв Жирону з Циганковим
Football.ua
2025-04-21T21:04:50Z
Циганков провалив черговий матч за кризову Жирону: команда стрімко наближається до зони вильоту
24tv
2025-04-21T21:03:34Z
Манчестер Юнайтед очолює перегони за Куньєю — Романо
Football.ua
2025-04-21T20:31:07Z
Лідс та Бернлі оформили повернення в АПЛ після нетривалої паузи: хто претендує на третю путівку
24tv
2025-04-21T20:03:05Z
Мілан націлився на ще одного форварда — ЗМІ
Football.ua
2025-04-21T20:01:02Z
Барселона хоче викласти 40 мільйонів за форварда, який став вигнанцем у Манчестер Юнайтед
24tv
2025-04-21T19:24:41Z
Митна політика «фінансового генія» Трампа та його тиск на ФРС призвели до чергового обвалу на фондових ринках
Украина Криминальная
2025-04-21T21:57:32Z
Державний оператор тилу розширив функціонал системи DOT-Chain
УкраинФорм
2025-04-21T21:55:57Z
На ринку нафту зафіксували стрімкий обвал
24tv
2025-04-21T21:39:50Z
Нафтогаз залучив мільярди євро: на що підуть кошти
Хвиля
2025-04-21T20:36:40Z
Торгова напруга зростає: Китай реагує на плани США щодо суднових зборів
Хвиля
2025-04-21T20:15:10Z
Тіньова економіка України. Як змінюється ситуація та чим це загрожує бізнесу
360ua.news
2025-04-21T19:18:49Z
Чи можна посадити садок на сільськогосподарській землі
24tv
2025-04-21T19:00:48Z
Уряд змінив правила для проєктів зі значними інвестиціями
24tv
2025-04-21T19:00:18Z
Ціни на овочі знову оновили: скільки коштують огірки та помідори
Хвиля
2025-04-21T18:48:18Z
Японія погодилась передавати Україні супутникові знімки
ГЛАВКОМ NET
2025-04-21T22:36:54Z
США випробовують конкурента нейроімпланта Neuralink: у чому його особливість
InternetUA
2025-04-21T20:43:33Z
Вдруге за тиждень: популярний стримінговий сервіс знову зазнав масштабного збою
Фокус
2025-04-21T20:00:26Z
Українські айтівці опинилися під прицілом хакерів
InternetUA
2025-04-21T18:46:39Z
Час ще є: коли і де дивитися метеоритний потік Лірид
Telegraf
2025-04-21T18:45:20Z
Кіберполіція попереджає про шахрайства: фішингові посилання
Украина Криминальная
2025-04-21T18:00:25Z
Ілон Маск готується піти з уряду
iPress
2025-04-21T17:31:48Z
ОАЕ першими в світі використовуватимуть ШІ для написання законів
iPress
2025-04-21T17:31:02Z
Дуров пригрозив виходом Telegram з ринку: яка причина такого категоричного рішення
InternetUA
2025-04-21T17:28:26Z
Buick представив новий підбренд Electra
Топ Жир
2025-04-21T22:00:45Z
Тарифи Трампа підвищують середню рекламну ціну на нові автомобілі понад 50 тисяч доларів знову
Топ Жир
2025-04-21T21:15:06Z
Нове гібридне покоління від Hyundai: збільшення паливної ефективності на 45%
Топ Жир
2025-04-21T20:45:55Z
Концепт седана від Buick на рівні з S-Class за розміром
Топ Жир
2025-04-21T20:15:35Z
Одна з найвродливіших моделей Aston Martin у сучасні часи
Топ Жир
2025-04-21T19:30:27Z
Як у Франції зробили перший у світі автомобіль
AutoCentre
2025-04-21T19:18:29Z
Toyota завершує розробку RAV4 2026
360ua.news
2025-04-21T18:00:47Z
Tesla кібервантажівка розпізнає себе як смітник
Топ Жир
2025-04-21T18:00:40Z
Швидке заряджання батарей CATL робить зарядження ЕС настільки швидким, як заправка бензином
Топ Жир
2025-04-21T18:00:19Z