MY.UAНовости
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?
Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»?

В Украине в очередной раз заговорили о качественно новом подходе к проблеме улучшения качества автодорог – введении платы для автомобилей, пользующихся ими. На самом деле данная инициатива далеко не нова не только в мире, где подобные объекты инфраструктуры существуют уже десятилетия, но даже в Украине. Правда, разговоры об этом в нашей стране ведутся уже более 20 лет.

Станет ли инициатива Министерства инфраструктуры Украины реальностью, или же останется очередной вехой в 20-летней борьбе за платные дороги – разбирался "Телеграф".

Платные дороги в Украине – путь в 20 лет

Официальная история пусть не самих платных автодорог, то хотя бы стремления к ним, начинается еще 20 августа 2000 года с постановления Кабинета министров о Порядке установления максимального размера платы за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Впрочем, данный документ так и не пригодился, хотя в 2003-2004 годах даже был принят Закон Украины которым планировалось в качестве эксперимента провести реконструкцию с дальнейшей эксплуатацией на платной основе части автодороги Киев-Одесса.

Платные дороги по-украински: 20-летний путь к качеству или очередному «схематозу»? - Фото 1

Планировалось что экспериментальным участком станет часть автодороги между Жашковым и Краснознаменкой – порядка 260 километров. Но и данный закон остался на бумаге.

Впоследствии предложения о концессии на автодороги не раз включались чиновниками в различные программы государственно-частного партнерства, которые также не шли дальше презентаций.

В 2018 году Верховная Рада приняла закон, который вносил изменения в отечественное законодательство касательно строительства и эксплуатации платных автодорог. Правда, это не помогло реализации концессиональной дороги Киев-Белая Церковь, с которой в 2017 году выступал тогдашний глава "Укравтодора" Славомир Новак.  

Снова актуальной тема концессий стала в 2020 году.

1500 км автодорог в частные руки по 2,3 евро за 100 км для водителей

В августе 2020 года тогдашний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что совместно с Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития подготовлены предварительные технико-экономические обоснования для передачи в концессию нескольких участков автомобильных дорог и трех украинских аэропортов. Речь шла о дорогах протяженностью 1500 километров и инвестициях порядка 2 млрд долл. США. 

В октябре сайт Центр транспортных технологий сообщил, какие именно участки имел ввиду министр, говоря о пилотных проектах концессии, ими оказались:

  • участок дороги М-03 от Борисполя до Полтавы;
  • часть дороги М-06 от Киева до Ровно;
  • маршрут от Днепра до Кривого Рога и Николаева (М-04, Н-11);
  • маршрут Ягодин-Ковель-Луцк (М-07, М-19);
  • маршрут Харьков-Днепр-Запорожье (М-29, M-04, M-18);
  • часть дороги М-14 от Херсона до Николаева.

Впрочем, в Минифнраструктуры поспешили опровергнуть информацию СМИ, заявив, что речь идет не о платных автодорогах, а о поддержке инвестора из Дорожного фонда, а зарабатывать инвесторы будут на придорожной инфраструктуре – заправочных станциях, заведениях общепита, рекламных площадях, аренде. 

Правда, уже в декабре версия Министерства инфраструктуры дала трещину – Кабинет министров принял постановление, установившее максимальную плату за проезд по автодорогам, построенным на условиях концессии. Она составила 2,3 евро за 100 км для автотранспорта весом до 3,5 тонн, 4,5 евро для транспорта весом от 3,5 до 12 тонн и 13,3 евро для транспорта весом свыше 12 тонн. 

Таким образом за проезд на легковом авто до 3,5 тонн придется отдать порядка 75,5 грн. за 100 километров. То есть Кабмин все-таки дал понять, что речь идет именно о платных автодорогах, однако Министерство инфраструктуры продолжало утверждать, что это не так.

9 миллиардов долларов за 10 лет, но без платных автодорог: Мининфраструктуры зовет частных инвесторов

По версии министерства инфраструктуры, озвученной еще Владиславом Криклием, в 2020-2030 годах Украина должна привлечь для ремонта 4500 км украинских автодорог около 9 миллиардов долларов. Данный проект должен быть реализован в рамках программы государственно-частного партнерства, согласно которому прозвучавшие ранее в СМИ 6 автодорог должны стать пилотным проектом. В рамках последнего в течении лета планируется составить требования к будущим конкурсам для инвесторов, которые должны пройти осенью 2021 года.

К примеру, начальные инвестиции в трассу М-06 Киев-Житомир-Ровно протяженностью в 308 километров в Мининфраструктуры оценили в 370 миллионов долларов. Если взамен концессионер получит право взимать плату с авто, двигающихся по данному участку, к его услугам будет машинопоток в 14 400 авто в сутки. При условии полного преодоления 300-километрового участка платеж составит от 8,5 долларов для авто весом до 3,5 тонн и 48 долларов для фур весом более 12 тонн.

Однако еще в апреле в Мининфраструктуры подчеркнули, что "программа касается не платных автодорог, а эффективной модели использования средств на их строительство и это выгоднее всем – налогоплательщикам, инвесторам и государству". 

Впрочем, в ведомстве так и не уточнили, почему собственно иностранные инвесторы должны вкладывать миллиарды долларов в отечественные автодороги, если речь не идет об установлении платы за пользование ими.
Построить новые бесплатные дороги и компенсировать инвестору 30% убытков – что говорит закон

Принятый в 2018 году Закон Украины, регулирующий концессии в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, разрешает придание автодороге статуса платной лишь в том случае, если существует альтернативная бесплатная дорога, чья протяженность не более чем в 2 раза превышает платный участок.

Иначе говоря, если между двумя городами проложена платная автодорога длиной 100 километров, должны существовать бесплатные автодороги, связывающие эти населенные пункты протяженностью не более 200 километров.

Применительно к трассе М-06 Киев-Житомир-Ровно в случае придания ей статуса платной, у украинцев должна существовать возможность доехать из столицы до Ровно по бесплатным дорогам проехав не более 616 километров.

Если альтернативный путь занимает большую протяженность, то более короткая дорога не может получить статус "платной" до появления бесплатной альтернативы выполняющей требования закона. К примеру, если на 100 километров платной автодороги приходятся 250 километров бесплатной, необходимо проложить 50 километров бесплатной, что обойдется, по данным "Укравтодора" за 2020 год, в 170 миллионов гривен за 1 километр. 

С другой стороны, если концессионер получил от эксплуатации платной автодороги меньший доход, чем был запланирован, государство обязано компенсировать ему убытки, правда, в размере не более 30% от запланированного дохода. То есть, если концессионер хотел получить от платной дороги за год 10 миллионов долларов дохода, а получил 5 миллионов, государство обязано компенсировать ему максимум еще 3 миллиона долларов.

Любопытно что о платных дорогах еще в начале лета говорил и заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко.

Что пугает украинцев в платных дорогах

Платные автобаны не являются чем-то необычным для украинцев. Те из них, кто путешествовал по дорогам Европы, наверняка сталкивался с ними во Франции, где стоимость проезда составляет до 10 долларов (271 гривна), Португалии – 1,5 доллара (41 гривна) или Польше – 3 доллара (81 гривна) за 100 километров. 

Однако украинцы высказывают опасения, что вместо строительства новых качественных автодорог платными просто станут уже построенные и отремонтированные в рамках программы "Большое строительство".

"Смотрите, вот очередная монополька на пустом месте. Какие-то инвесторы садятся на загруженные трассы, которые отремонтированы за счет государства и начинают зарабатывать бабло путем установления шлагбаумов. В результате поездка в Луцк из Киева по Житомирке дорожает на 250 гривен. В обе стороны на 500. На каком основании? Может быть, параллельно "автобанам" "инвесторы" сделают нормальные бесплатные дороги? Очень сомневаюсь. Может быть, государство убрало транспортный сбор, который составляет от 30 до 40% с каждого литра топлива? Так нет. Так что делает государство? Оно как всегда создает очередную кормушку для приближенных. При этом предварительно отремонтировав за наш с вами счет те же самые дороги "Великим будивництвом". Браво", – пишет шеф-редактор портала "Хвиля" Юрий Романенко.

"Неправильными шагами в правильном направлении" назвал действия власти экономический эксперт Алексей Кущ.

"В Европе строительство автодорог по концессии осуществляется за счет частных инвесторов, которые берут под это длинные дешевые кредиты, поскольку в концессию дороги им отдают минимум на 50 лет. У нас же почему-то власти чаще реализуют механизм "рентной экономики", при которой частник получает доход от общего достояния. В случае с автодорогами, это придание статуса платной автодорогам, которые построены за государственный счет и взимание платежей в пользу частника", – предупреждает эксперт в комментарии "Телеграфу".

По словам эксперта, Украина должна приложить максимум усилий для того, чтобы не просто построить автодороги, объявить их платными, но и добиться реального наполнения этих дорог не только отечественным, но и международным транспортом.

"У нас прекрасный транзитный потенциал – через Украину проходят дороги как с севера на юг из Скандинавии в Малую Азию, так и с запада на восток между Азией и Европой. Для этого нужно развитие своей промышленности, а не аграрного сектора, активные переговоры с другими странами, заинтересованными в нашем потенциале – Европой, Турцией, Средней Азией, Китаем, Индией, даже Россией. Вместо этого же мы отсекаем важный участок современного "пути из варяг в греки" в лице Беларуси", – подчеркивает Алексей Кущ.

По словам эксперта Украинского института будущего, основатель ГО "Инфраструктурный совет" Владимира Шульмейстера платная автодорога, особенно в условиях Украины, имеет ряд особенностей.

"Если речь идет о строительстве платной автодороги, важно понимать, что под этим подразумевается – строительство "с нуля" или эксплуатация уже построенной дороги? Если инвестор строит дорогу с нуля и инвестирует много средств, ключевым для него становится вопрос машинопотока, то есть числа авто, с которых можно взимать плату за пользование дорогами для возврата инвестиций. Обычно для платных дорог этот показатель составляет порядка 12-15 тысяч авто в сутки. Если после введения платы машинопоток падает, государство может доплачивать инвестору его убытки, если это прописано в условиях концессии – так, например, это работает в Польше или Франции", –говорит собеседник "Телеграфа".

По словам эксперта, очевидно, что в условиях Украины более вероятен другой вариант – передача в концессию уже построенной дороги, которую концессионер будет эксплуатировать и делать какие-то вложения в эксплуатацию дороги.

"Власть может просто "договориться" с некоей фирмой или даже лицом, и наделить его правом устанавливать шлагбаумы и взимать плату на уже построенных автодорогах. Взять дороги Киев-Житомир-Ровно или Борисполь-Полтава – они построены за счет кредитов ЕБРР и Мирового банка, а те погашаются за счет средств дорожного фонда, акциза за импорт нефтепродуктов. Не совсем, понятно какие инвестиции в дорогу можно требовать с инвестора, ведь обе эти дороги и так являют собой фактически автобаны", – подчеркнул Шульмейстер.

От варианта создания платных автодорог в Украине – строительства "с нуля" или передачи готовых автодорог с расходами концессионера на эксплуатацию дорог зависит и цена проезда.

"2,3 евро, предлагаемых Кабмином, в принципе, соотносима с ценами в Европе. Например, в Греции – это 3-5 евро за 100 километров, но, это касается проезда по платным дорогам, построенным "с нуля". В случае же передачи концессионеру уже готовой автодороги, плата должна быть минимум в 5 раз ниже, то есть примерно 0,5 евро за 100 километров. К тому же концессионер обязан смотреть за состоянием автодороги, машинопотоком и движением грузового транспорта с перегрузом, соблюдением температурного режима. Если за всем этим концессионер не следит, и автодорога разрушается, он обязан провести ее ремонт за собственные средства", – заключает эксперт.

Источник материала
Упоминаемые персоны
"Женщину трогают за грудь, мужчину хватают за пах": Metal Gear Solid Delta: Snake Eater получила взрослый возрастной рейтинг
GameMag
Назад в Верданск: Microsoft отчаянно пытается вернуть игроков в Call of Duty: Warzone
GameMag
Осторожно, апрель 2025: опасные дни, которые могут перевернуть вашу жизнь
Знай
18+ и очень откровенное белье: чем удивляли украинки в этот Sexymonday
Gazeta UA
Планшеты Samsung начали продаваться в Нидерландах до официального анонса
Корреспондент
"Вдохновлялись Dark Souls": Посмотрите новый мясной геймплей DOOM: The Dark Ages в 4K при 60 FPS — шутер выйдет в Battle.net
GameMag
На PlayStation 5 и PlayStation 5 Pro обнаружена проблема с VRR — некоторые игры страдают от микрофризов
GameMag
Nippon Steel розглядає інвестиції в US Steel
AgroNews
Asia Today: NCSoft, Nexon, Netmarble и Krafton сражаются за права на StarCraft
GameMag
Советы для идеального секса в душе: что следует учесть
Comments UA
О дерунах забудете: рецепт легендарных кабачковых оладий изменит вашу жизнь
Знай
Кто счастливее "совы" или "жаворонки": результаты исследования
Comments UA
Что не стоит выносить из кухни: полезные вещи, которые неожиданно могут понадобиться
Gazeta UA
Гороскоп на 1 апреля 2025 года по картам Таро для всех знаков зодиака
UAToday
Гороскоп на вторник 1 апреля 2025 года
UAToday
Особенно аппетитная намазка на бутерброды: берем сыр и горстку оливок
Telegraf
Как подзарядить себя и свою команду
Лига
Очень красивые и яркие пасхальные яйца без капли химии: натуральный способ
Telegraf
На шахте в Испании погибли пять шахтеров
Корреспондент
Чиновник Гоструда пообещал за взятку скрыть гибель подростка
Корреспондент
Военные преступления в Буче: правоохранители за год раскрыли 72 убийства
Корреспондент
В Киеве нетрезвый мужчина стрелял в больнице
Gazeta UA
Может убить 300 тысяч человек: Япония готовится к мегаземлетрясению
Фокус
В Сиховском районе Львова задержали парня и девушку со взрывчаткой
Gazeta UA
Россияне ударили по Купянску, есть раненые
UAToday
Россияне ударили по Запорожской области – есть погибшая и пострадавшая
Лига
Несовершеннолетний погиб на производстве: решение Госслужбы по вопросам труда шокировало
Comments UA
Криштиану Роналду наносит ответный удар: любителям файтингов и футбола сделали подарок
Знай
Спорт по знаку Зодиака: какие тренировки дадут наилучший результат
Comments UA
Яремчук - о дубле Панатинаикосу: Я очень горжусь этим
Корреспондент
Атлетико хочет обменяться игроками с Челси
Корреспондент
Криштиану Роналду летом может вернуться в "Реал" – СМИ
ZN UA
Артета подтвердил, что лидер Арсенала готов к возвращению на поле
Корреспондент
Свитолина вернулась в двадцатку лучших теннисисток мира
ZN UA
Еще один украинец может отобраться на ЧМ по футболу среди клубов
Корреспондент
После громкого дебюта на тренерском поприще Филипе Луис отказался возглавить сборную Бразилии
Известия Киев
Ситуация на фронте на вечер 31 марта
UAToday
ВСУ на наиболее сложном направлении фронта обезвредили 382 оккупанта - Генштаб
Gazeta UA
РФ давит на Торецк: существует ли риск потерять город
Comments UA
Погода в Украине 1 апреля: постепенное похолодание и дожди
Комсомольская правда
Жары ждать не стоит: Диденко удивила украинцев прогнозом погоды в апреле
Хвиля
Военный по контракту "18-24" погиб на фронте: что известно
Comments UA
Российская БМП расстреляла свою пехоту: началась паника. ВИДЕО
Новости Украины
1, снег и возвращение холода в Украину: какую погоду обещают нам в апреле
Знай
Выдумывали здания, чтобы "воровать" землю: появились новые подробности прослушки из кабинета Комарницкого
Telegraf
Вернулась после тяжелой болезни: Ирина Билык обратилась к поклонникам
GlavRed
Был секс-символом 20 века: как менялся на протяжении карьеры звезда "Поющие в терновнике" Ричард Чемберлен
Telegraf
Просто вчерашний день: украинкам подсказали, какие джинсы лучше не надевать весной 2025
Знай
Ketchup Entertainment спасла фильм «Койот против Acme» от Warner Bros. Discovery
GameMag
Елена Зеленская для встречи с представителями вузов надела дорогое украшение: сколько оно стоит/Ювелирное изделие изготовлено из золота
Апостроф
"Я никогда не врала": экс-помощница Дэвида Бекхэма снова рассказала об их романе
Фокус
Репутация испачкана? София Ротару все носиться со своей квартирой в москве, никак не продаст
Знай
Украинский трейлер мелодрамы «Материалисты»
Кино-Театр
59-летняя Синди Кроуфорд похвасталась роскошной фигурой в новой фотосессии
Фокус
Неизбежный удар? Известный таролог рассказала, какие города Украины в опасной зоне
Знай
Коррупция убивает: власти напомнили о скандале с бракованными минами
Comments UA
В Украине появились автомобильные номера нового формата: кому их выдают и сколько это стоит
Новости Украины
Путин объявил самый массовый призыв за 14 лет
UAToday
Девять главных новостей Украины и мира на 21:00 31 марта
Лига
Россия начала чаще использовать зенитные FPV-дроны для сбивания украинских БпЛА
Факти ICTV
Бронирование от мобилизации в Украине значительно упростили: как справиться за три дня
Знай
В школах РФ будут агитировать ранние браки: ведут курс "Семьеведение"
Апостроф
Лучшая точность и дальность: для ВСУ создали новый гранатомет AGL-53
Факти ICTV
Забудете о перекусах перед сном: чем ужинать и не набирать вес
Gazeta UA
Ученые назвали самый важный прием пищи, которой нельзя пропускать
Comments UA
Врач за три недели сгорел от рака: на какие симптомы не обратил внимания
Comments UA
Меню по знаку Зодиака: кому звезды не советуют употреблять мясо
Comments UA
3 убийцы памяти: продукты, которые вредят вашему мозгу
Знай
Об этом следует знать каждому: целесообразно ли жарить яйца на сливочном масле
Comments UA
Опасные свойства морепродуктов: кому не стоит их употреблять
Comments UA
Против деменции: Великобритания выделяет £2 млн на цифровые тесты
Факти ICTV
Ученые выяснили симптомы плохо диагностируемой, но опасной болезни сердца
Факти ICTV
Политолог предупредил о рисках морского перемирия: «Это не будет выполнено стопроцентно»
Политека
Филе - 190 грн, а ребра по 200: магазины резко изменили цены на курятину, свинину и говядину
Знай
ФЛПов с 1 апреля ждут изменения: что важно знать
Telegraf
"Теневой флот" РФ обманом прорвался в Балтийское море: СМИ раскрыли схему
Новости Украины
Рекордный дефицит бюджета России превысил прогнозы
Корреспондент
Пришло время салатов: супермаркеты резко изменили ценники на кукурузу, оливки и зеленый горошек
Знай
Крупнейшая государственная структура Украины получит новые полномочия
Gazeta UA
Цены на топливо снижаются: сколько теперь стоит бензин, дизель и автогаз
Gazeta UA
НБУ снизил курс доллара на первый день апреля
Корреспондент
Альтернатива CX-5: Mazda анонсировала недорогой электрокроссовер
Фокус
Toyota не успевает за спросом на собственные гибриды
Корреспондент
BYD строит мегафабрику размером с город
Корреспондент
На украинский рынок вышел более мощный конкурент Mercedes-AMG G63 от Land Rover
Фокус
В Украине на продажу в ОЛХ выставили совковый тяжелый танк 1950 года выпуска
Известия Киев
Первый серийный летающий автомобиль успешно прошел испытания
UAToday
Для жестких и экстремальных дорог: автолюбителям показали копию Land Roover с двигателем BMW
Знай
В Украине продают танк Т-10: сколько он стоит
TSN
Российским ударом по Днепру уничтожено детище Маска: фото
TSN
Путин смеется над попытками Запада остановить войну - Зеленский
Корреспондент
Путин не ответил "взаимностью" Трампу: переломный момент подхода США все ближе — NYT
Telegraf
Россия начала незаконный призыв на ВОТ - МИД
Корреспондент
Не сойдет с французской политической орбиты: эксперт о влиянии приговора Марин Ле Пен
Факти ICTV
"Трампа водят за нос, как ослика на арене", - Жданов описал большой обман Путин
Новости Украины
Трамп и Путин медленно прибивают Украину к кресту: The Hill пишет о новой стратегии США
Comments UA
Кремль признался, что хочет устранить Зеленского
Comments UA
РФ помогла осужденному молдавскому депутату сбежать в Приднестровье
Корреспондент
Медведчука вызывают в Украину: что от него хотят
Telegraf