![В Украине следует законодательно определить понятие незаконных рубок древесины - эксперт](https://thumbor.my.ua/s5J1LfHJ9ANrHFgCFh42w2_NKNA=/335x225/smart/filters:format(jpeg)/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2Fe0001c35afe2608a0676575a21e302f1.jpg)
В Украине следует законодательно определить понятие незаконных рубок древесины - эксперт
Об этом в Укринформе во время второго круглого стола из цикла "Лесные диалоги", рассказал адвокат и специалист лесного права Олег Сторчоус, представляя аналитический отчет о незаконных рубках и незаконно добытой древесины.
«К сожалению, у нас понятия «незаконные рубки» именно в законе или подзаконном акте еще нет. Как результат, <...> Гослесагентство обычно относит к таким рубкам рубки, которые проводятся без разрешения, без лесорубочного билета, они еще называются "самовольные рубки". А специальный полномочный орган, Госэкоинспекция, обоснованно относит к незаконным рубкам более широкий спектр этих нарушений, начиная от самовольных рубок, то есть рубок, проводимых без разрешения, и заканчивая всеми рубками, проведенными с нарушением законодательства, как определяет судебная практика. Результат этих разногласий - возникновение различий в ведомственной отчетности», - заявил Сторчоус.
По его словам, это является причиной недоразумений между общественностью и лесоводами, органами государственной власти и правоохранителями.
Эксперт уточнил, что в результате законодательной неопределенности понятия «незаконные рубки» статистические данные Гослесагентства отличаются от оценок общественных организаций. Также нет методики для определения объема незаконных лесозаготовок, что приводит к ошибочному представлению об их размерах.
«Эти преступления очень часто имеют скрытый характер, их не обнаруживают, особенно когда речь идет о полезащитных полосах, о лесах, которые вообще не учтены. Относительно их официальной отчетности в принципе не может быть. Судебная практика и правоохранительные органы ориентируются на рубки, проведенные без лесорубочного билета, рубки деревьев, которые не указаны в разрешении, деревьев, которые вообще запрещено рубить, превышение лимита, а также нарушение срока. То есть, даже если есть лесорубный билет, а постоянный лесопользователь провел рубку позднее, то это также считается незаконной рубкой», - отметил юрист.
Он уточнил, что также нет законодательно определенного понятия "незаконно заготовленная древесина». В частности, это может быть древесина, которая добывается в результате законных рубок, но не ставится на учет; это может быть снижение сортности древесины, заготавливаемой законно; под это понятие подпадают незаконные рубки, совершаемые гражданами и мобильными организованными группами, которые с использованием специальной техники рубят высокоценную древесину.
Эта законодательная неурегулированность, по мнению эксперта, и создает возможность для коррупционных рисков, а также для репутационных потерь как украинских деревообрабатывающих предприятий на мировых рынках, так и для имиджа собственно государства Украина.
"Нужно проводить аудит законодательства, чтобы все участники однозначно толковали требования законодательства, все понимали правила игры", - считает эксперт.
Как сообщал Укринформ, Украине следует выработать государственную политику увеличения площади лесов и перевода их в частную собственность. Такое мнение высказали участники круглого стола в Укринформе «Потенциал облесения и восстановления природных экосистем в условиях земельной реформы».
Только частная собственность на лесасможет спасти самосевные леса государства, убежден профессор Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Андрей Белоус.