MY.UAНовости
Тренд на автократичность в Украине: что делает Зеленский после отставки Авакова
Тренд на автократичность в Украине: что делает Зеленский после отставки Авакова

Тренд на автократичность в Украине: что делает Зеленский после отставки Авакова

После отставки Арсена Авакова Владимир Зеленский станет более авторитарным. В чем ситуация у Зеленского сегодня напоминает и отличается от Януковича в 2012-2013 годах? Какие основные факторы дестабилизации могут быть? Что говорят селяне о распродаже земли в Карпатах. Борьба команды Зеленского с Кличко и Разумковым. Эти и другие вопросы новом выпуске программы “Романенко. Беседы” с политологом Виталием Куликом.

Друзья! Всем привет, серферы, бездельники, девианты, приветствуем в нашей студии! В гостях Виталий Кулик.

Привет!

Добрый!

Мы поговорим о том, что я думаю, сейчас волнует многих: как будет разворачиваться ситуация в стране после отставки Авакова (с поста главы МВД Украины, - ред.). Потому что у многих, у бизнеса, политически активных граждан, есть ожидания, что Зеленский сейчас будет все более авторитарным и силовым.

Мы понимаем, что смещение Авакова означает попытку установить всю полноту власти над силовой вертикалью. Поскольку у нас уже были подобные попытки при Януковиче. В последнее время часто говорю о лете 2012 года, с которым возникают соответствующие иллюзии.

Я вот привожу пример на последних эфирах: Владимира Литвина (украинский политик, - ред.) поменяли на Владимира Рыбака. Сейчас будут менять Дмитрия Разумкова на кого-то еще (я думаю, что будут менять с осени, в сентябре-октябре это начнется). Черновецкого (бывший глава КГГА, - ред.) поменяли на Попова (5-й глава КГГА, - ред). И Кличко (мэр Киева Виталий Кличко, - ред.) сейчас в начале августа могут попытаться снять. Хотя, в отличие от Черновецкого, Кличко будет сопротивляться. И там есть поле для возможностей маневров. Там все понятно.

Как ты видишь сейчас эту тенденцию? Тренд на большую автократичность, усиление авторитарных тенденций, усиление президентских позиций. Потому что они сейчас хотят МВД дробить (сейчас об этом открыто завили).

Кстати, как ты считаешь, насколько это целесообразно.

Начнем с дробления МВД. Я знаю, что пытаются отделить пограничную службу и стоит вопрос о Национальной гвардии. То есть два ключевых вопроса.

Банковая считает, что МВД в том варианте, в котором его оставил Аваков, является неким монстром, такое себе, НКВД своего времени. И необходимо часть функций забрать. Соответственно, речь идет и о финансовых потоках тоже.

Что касается целесообразности, то у меня есть сомнения, что во время турбулентности, вообще есть смысл менять функционал такого ведомства, как МВД. Есть налаженная структура, она находится в неком управляемом формате. Если ставить меняемого человека во главе министерства, дать ему возможность выбирать свою команду, и не руководить им по звонку в разные «хотелки», то в принципе, можно сохранить управляемость этой структуры.

Популярные статьи сейчас
Страховка ПриватБанка "съедает" деньги ежемесячно: как отключить регулярный платеж Киевлянам рассылают платежки с новыми графами: платить или нет Без Людмилы Артемьевой: Квартал 95 отснял новых "Сватов" Стало известно, что будет с ценами на картофель
Показать еще

Если же во время перехода транзита пытаться ее реформировать, убирать часть блоков каких-то, заменять каких-то людей или убирать целые функционалы, забирать и кому-то отдавать, это не очень продуктивно. Но то, что МВД надо реформировать – это конечно каждый понимает. Но это должно быть эволюционно, а не революционным способом.

Что будет происходить? Я здесь согласен, что речь очень напоминает Януковича, только тогда экономика страны находилась на восходящем тренде. Это видно по разным показателям 2012-2013 года, до середины 2013 года. Сейчас же ситуация у нас совершенно иная. В 2012-2013 годах не было настолько социальных бунтов (за исключением налогового майдана и «мовного» майдана). Не было таких триггерных бунтов и ситуаций, которые бы спровоцировали целый вал социальных конфликтов. У нас сейчас это есть.

То есть, попытка перейти в некие элементы автократии в исполнении Зеленского. «Скамейка запасных» у него отсутствует. Простой пример. Возьмем одну из экономических сфер, аграрный сектор или вопрос реальной промышленности. Попытка с Банковой формировать политику в этой отрасли, минуя министерство, учиняя разнообразные репрессии в отношении неугодных столпов этих секторов, будет приводить к схлопыванию целых кластеров. Пример – промышленность, авиастроение, машиностроение, добыча каких-то редких металлов.

То есть, попытка назначать людей, руководить с Банковой, принимать решения там, и диктовать потом по телефону, что делать на местах – это конрпродуктивно в любом случае. Этим грешила Администрация Януковича

Да и Порошенко (экс-президент Украины Петр Порошенко, - ред.) тоже, в ручном режиме.

Он делегировал. То есть не стало «смотрящего», который зарабатывал. Порошенко сам не звонил и не говорил: «столько-то титана отправьте туда-то». Он этого не делал. Он не говорил, что «там производство закройте, а здесь откройте». Сейчас такое происходит. И это было при Януковиче.

У Порошенко был свой стиль управления. То есть, он назначал «смотрящего», ему доверял, а он зарабатывал деньги и потом потоки расходились. Здесь же попытка вникать в каждый государственный бизнес, в каждый сектор, выбивать оттуда неугодных и путем давления административных способов убирать всех недовольных. И попытка получить свой процент или долю в этом секторе.

Это в любом случае ни к чему хорошему не приведет. Да, я согласен с твоим анализом, что надо ждать появления новых, так называемых, молодых реформаторов, как тогда при Януковиче. Это был Колобов (министр финансов Украины с 2012 по 2014 года, - ред.)

Арбузов, Клименко.

Но там был некий центр, от которого они все были стоящие. То есть был «Саша стоматолог», возле него был Курченко. Была попытка собрать некий пул бизнеса, который создавал бы кошелек для одного олигарха – Александра Януковича.

Сейчас мы этого не наблюдаем. Мы наблюдаем то, что есть группа товарищей в окружении президента, которые пытаются получить там свой процент с каждого финансового потока. Какого-то общего кошелька или «надувания» какого-то олигарха, мы пока тоже не видим. Но это не значит, что этого не произойдет.

Смотри, важный момент. Янукович, когда пришел к власти, у них был, по сути, олигархический консенсус (я фактически это понятие ввел в своем время). Они договорились, что «ты Ахметов сидишь в секторе энергетики и металлургии, все, мы сюда не влезаем. Ты там, (условно) Фирташ - в газе сидишь с Левочкиным, с Бойко. Мы не влезаем сюда».

Такие же негласные договоренности были со всеми базовыми олигархами. И потом к лету 2012 года этот консенсус начал разрушаться. Потому что семья Януковича поняла, что они сейчас консолидируют ресурс, и они из олигархов превращаются в супер-олигарха, который начинает над всеми нависать. И из этого пошли конфликты.

Потому что начались конфликты с Фирташем (они начали лезть в газовую тему). Даже, когда Майдан начинался, им удалось на какие-то там несколько дней в ВЕТЭК Курченко (по-моему) залезть. И Фирташа отсунули и потом точно также быстро вернули.

Сейчас, когда Зеленский пришел к власти, олигархический консенсус тоже, по-большему, счету был новый. Но сформировался, опять-таки, стихийно, потому что никто не ожидал, что Зеленский выпрыгнет, как «чертик из табакерки». Им уже пришлось приспосабливаться под новую реальность.

Но при этом в отличие от Януковича, Зеленский не был им обязан. Это такая принципиальная базовая позиция. То есть, он внутри себя, не считал себя обязанным Коломойскому, Ахметову и всем остальным. Как следствие, отсутствие такого «обяза», делало вопрос времени, когда он начнет с ними входить в конфликт, по мере того, как его команда осваивала инструмент управления этим государством. И вот судя по всему, они все поняли: где, как, что, лежит, где какие темы, и начинают уже дружными рядами идти. «Добрый вечер!».

Реально рушится самоконсенсус. Потому что мы видим корпоративные конфликты на каждом направлении. Мы видим, что в санкционных списках появляются компании, которые принадлежат непосредственно олигархам и это бьет по ним. Это не просто страшилка, это некие неудобности, не комфортности, которые возникают на ведении их бизнеса. Это вызывает раздражение. Я бы не сказал, что они боятся сильно каждую пятницу, но это вызывает раздражение. Причем раздражение приводит к консолидированию людей, которые раньше находились в жестких конфликтах между собой.

Но, на почве нелюбви к Зеленскому, вполне может вырисовываться и антипрезидентский консенсус, который сможет консолидировать не только собственные финансы, но на некие ресурсы: политические, экономические медийные. И бахнуть. И ударить.

Зеленский это понимает и попытка развернуть эту деолигархизацию, на мой взгляд, нельзя назвать полноценной «войной» с олигархами. Это некие половинчатые решения. Это то, что я говорю о «трошкизме». «Трошки того, трошки сего». Такой «трошкизм» приведет к поражению целой политики. Потому что, не догоняя Медведчука, не добывая его политическую силу, не загоняя их максимально под плинтус (с посадками, арестом, выемкой документов, обыски, перекрытие финансовых потоков) невозможно решить главную проблему решения политической ренты. И, если это будет один Медведчук, это тоже не решает вопрос. Должен быть Ахметов, Коломойский и еще пару олигархов. Это раз.

Во-вторых, необходимо показать, что ты не будешь вести сепаратных переговоров. А у нас достаточно посмотреть Ткача, его репортажи о ночных визитах (или тайных визитах) гонцов от Зеленского к олигархам или, наоборот, и ты видишь полную картину. То есть, здесь мы мочим, здесь - ведем антиолигархическую политику, а по ночам мы встречаемся с этими самыми олигархами, и о чем-то договариваемся.

Мне кажется, что просто топом является программа деолигархизации на канале Ахметова, где сейчас Мендель вроде появится со стендапами какими-то.

Посмотрим, что это такое. Я пока не готов оценивать эту программу. Но ведутся переговоры о каких-то секторальных уступках, перераспределениях финансовых потоков, об управлении некими отраслями. То есть, это договорники. Это не борьба с олигархатом, это не решения олигархов политической ренты, это не отодвижение олигархов от политической власти. Потому что ты вступаешь с ними в договоренность.

На данный момент Зеленский считает, что он не разрушает олигархический консенсус. Мои источники утверждают, что Зеленский считает, что он переформатирует ее под себя. Что вот раньше был олигархический консенсус спонтанный, частично в оппозиции к нему, а сейчас начав борьбу с олигархами, он их переформатирует, выставит новые правила, и они все будут субординированные под него. Он будет над схваткой. Показать некого. Это иллюзии Кучмы для Зеленского.

Короче, на смену плохому олигархическому консенсусу, придет хороший.

Хороший во главе с ним. Но снова-таки Кучма был отцом, основателем олигархата в Украине, но с другой стороны - он был человек государственного мышления, а с третьей стороны - он понимал функционирование всего этого олигархического консенсуса. Он реально способствовал его созданию. И он был авторитетом для них. Он позволил возникнуть ФПГ (финансово-промышленным группам), которые были обязаны своим становлением и эксклюзивному состоянию, именно Кучме. И он был «третейским судьей».

Сейчас Зеленский примеряет на себя этот образ, но он никакой не третейский судья. Его не считают, чем-то равно удаленным от всех групп, человеком способным что-то навязывать и предлагать какое-то общее правило игры. Это вызывает некий скепсис, мягко говоря. А, если говорит серьезно, то это вызывает раздражение и готовность объединиться, чтобы сбить спесь и вот этот «шапко-закидательский» тон с Ермака и Ко.

Другой вопрос, насколько понимают риски на Банковой. Насколько там розовые очки приросли к телу. И «бронзовение» самого вождя незакончено. Потому что, есть все основания говорить о том, что «бронзовение» происходит. Каждый день все больше и больше, это зло возникает.

Это на прессухах видно.

По любому «теплая ванная» способствует к новой корочке с бронзы.

Кроме того, любая критика начинает не восприниматься. Ты сам говорил, что раньше Зеленский слышал, и реагировал на какие-то критические замечания и корректировал свою линию поведения. Сейчас вся критика просто теряется. Нет доступа к телу, нет возможности внести какую-то альтернативную позицию, соответственно, происходит ермакизация всего пространства.

Есть Ермак, который приходит все информационные потоки. Есть небольшие потоки там, Кириленко, Тимошенко или Шафиров, но это небольшая составляющая.

И они все в Телеграмме переписываются, шлют сигналы друг другу, это очень забавно. То есть, Телеграмм-каналы вообще потеряли какую-ту либо ценность, кроме того, чтобы посмотреть, кто, кому, подоср*л в Офисе президента с утра.

Причем все понимают, чей канал.

Я их перестал читать, сквозь вот эту призму, потому что там нет никакого содержания. Я не знаю, кто их там ведет.

Для Януковича тоже все так начиналось. Я помню, его общение с большим кругом людей. Он мог часами обсуждать, почему посадил Тимошенко, вместо обсуждения, каких-то «нагальних проблем»: судебной реформы, экономических процессов и так далее.

То есть, потеря позиционирования и понимания окружающего мира, происходила в том числе, что Януковича просто забирали из реального потока информации. Он сам этого не хотел, а его еще оградили такой «теплой ванной» и убрали всех коммуникаторов, оставив только 1-2 для входящих сообщений. То же самое происходит с Зеленским. Все меньше и меньше точек, где можно к нему достучаться.

Надо ж делать какие-то выводы из ошибок прошлых руководителей. Мы ведь помним, как очень быстро «забронзевел» Порошенко и буквально до первого тура он не слышал вообще никаких критических замечаний. Как он боялся выйти на пресс-конференции, пообщаться с журналистами. Это уже происходит с Зеленским. Достаточно быстро.

Мы сделали (Институт украинского будущего) в 2018 году исследование по ОРДЛО и направили президенту, потому что мы понимали, что это очень важная штука. И желательно, чтобы руководство страны как-то ознакомилось и дало свой вердикт.

Нам вердикт передали типа такой: хлопці, дуже крута робота, але ви її нікому, ніколи, не показуйте».

Вот такая была реакция. А выводы, какие? Естественно, мы ее показали. Он был уже в «капсуле», осенью 2018 года Петр Алексеевич был настолько в «глубокой капсуле», кстати, как Виктор Федорович, осенью 2013 года.

У меня, чем дальше (я уже нутром начинаю это чувствовать) включается дежавю повторения сюжетных линий, что мы подходим к своей осени 2013 года. Она не то, что уже рядом, но мы в том направлении уже начали двигаться.

Надо тогда определить, что будет будущее, которое «украли». Потому что Майдан не начинался из-за евроинтеграции. Интеграция - это был некий повод.

Триггер такой.

А у нас реально «воровали» будущее. Нам предлагали Таможенный союз со всеми вытекающими последствиями, автократией, в худшем варианте, путинизацией и так далее.

Здесь, то же самое надвигается. Если с учетом договоренностей Путина и Байдена (мы не знаем, они договорились, либо движутся в какой-то логике реализации этих договоренностей), это обозначится во всей своей красоте спустя полугода, то это будет угроза, которую все вот так воспримут. И дальше начнется время удивительных приключений Зеленского и Украины.

«Веселі часи настануть». Я в этом более, чем уверен. Хотя не верю в параполитологические размышления о большой сделке. На мой взгляд, она не состоится. Но, она даже и не должна конструироваться. Это некие гибридные варианты договоренностей, определение или снижение внимания глобальных игроков к Украине, и наращивания внимания России.

В этой ситуации, если будет пытка через «колено» ломать на принятие кластеров в франко-немецком варианте, для Киева это равноценно капитуляцией. Соответственно, часть наиболее активного сегмента гражданского общества просто выйдет на улицу.

Причем выйдут те, кто и за «Пороха» и против «Пороха», все.

Здесь уже не имеет разницы. Я думаю, что это будет большая коалиция разных политических групп и сторонников. Если правильно построить коммуникацию внутри протестного движения, убрать партийные флаги, это будут взрывоопасный коктейль, который снесут эту власть. И это возможно уже этой осенью. Причем, если он наложится на сегмент социального недовольства, а он явно будет связан с тарифами, с разнообразными «драконовскими» инициативами 5600, снятие долгов со счетов граждан

Земля.

Ряд других инноваций для ФОПов, которые вот-вот скоро начнется.

Мне фермер звонил буквально вчера (родственники) и говорит: «то, что по земле сейчас происходит, это вообще жопа надвигается». Потому что все неучтенные земли к рукам прибирают. И там, где есть какие-то активные мужики, какие-то люди, там будут взрывы. Там, где их нет, то понятно они все заберут. Но эти микроконфликты будут плодиться в большом количестве.

Я прожил 1,5 месяца в горах, в Карпатах. Прекрасно ощущал дребезжание и недовольство, когда говорят: «эта гора продана, эта гора продана».

Говорю: «Как продана?». – «Но там были паи, и все, гора уже скуплена. Уже есть хозяин в этой горы».

И там уже строятся. Полонини уже все выкуплены, и туда вообще не пускают крестьян для выпуска скота. Уже строятся заборчики, которые отгораживают частную собственность.

Процесс огораживания, как в Великобритании, помнишь?

Дальше лишение работы, потому что новый хозяин наймет, каких-то китайцев, а не украинских крестьян для обработки или механизирует производство окончательно. Вместо 100 человек, оставят двух. А куда ехать потом? Фактически, те, паи, которые они сейчас продадут, будут проедены достаточно быстро. Или вложены в недвижимость в Киеве, или в каких-то крупных городах. Деньги закончатся. Все. И, да, начнутся земельные бунты.

Я не думаю, что будет, какая-то жакерия в Украине, крестьянские воины Мюнцера. Но, то, что это будут в лучшем случае поджоги помешицких усадьб - вполне возможно. Причем мне показывали, что тот первый у нас будет на «спасибо», тому второму скажем «спасибо». То есть, уже назначены ответственные.

Естественно, что когда ты еще не имеешь управляемой системы силового принуждения (репрессий) и все это держится на РНБО, это тоже может сыграть очень нехорошую роль с режимом Зеленского.

Я не хочу критиковать Дениса Монастирского, пока он не вступил в должность министра (МВД, - ред.). Ему всяческий респект, и я считаю, что у него может получиться. Но, если ему начнут ставить палки в колеса, и пытаться подорвать министерство «позвоночным правом», то при развале СБУ и других силовиков, при наличии огромного количества частных военных компаний и охранных агентств со стволами, справится с этой стихией, будет практически невозможно. Поэтому здесь необходимо учитывать риски.

У Зеленского, если не поймут, что эффективное министерство внутренних дел, если его не будет, то им просто хана. Если оно не останется хотя бы на нынешнем уровне управляемости…

Я не большой сторонник Авакова, до этого я все время его критиковал и считаю, что этот день продвигали, как могли (его отставку). Но с точки зрения государства (даже не режима Зеленского, а государства) МВД оставалось неким институтом, в которого сохранялась хотя бы иллюзия монополии на насилие.

Если это сейчас будет раздроблено и подорвано, государство, как классовый механизм принуждения, потеряет любой смысл, любую «додану вартість». В него не будут верить, как в того, где есть справедливость, где есть правосудие, где есть защита. Люди просто будут самоорганизовываться и просто «быть соседа», который украл у них землю. Условно, на таком бытовом уровне.

Земля тысячи холмов, как в Руанде.

И снова-таки, я даже не считаю, что земля будет не самая первая точка взрыва. Самая первая точка взрыва будут социальные бунты. Перекрытие дорог, кого-то собьют, кого-то побьют, кого-то, не дай Бог, убьют и запускают маховик сопротивления по всей стране. И потом это будет уже очень сложно остановить. То есть, первые жертвы социального противостояния. И будем иметь кризис.

Это как Врадиевка, помнишь, летом 2012 года, через «Интер» это все раскручивалось. Это накладывалось на реально-существующие сложности и противоречия между Януковичем, Фирташем и Левочкином, и эту тему потащили. И она четко позиционировала Захарчено, как врага, ментов - как врагов.

То есть, он становится мерзавцем, а мерзавец не должен быть во власти. И если мерзавец есть во власти, тогда мерзавцем является вся власть.

Такой вопрос. Юрчишин буквально пару дней назад слил такой сценарий, который я еще зимой (по-моему, мы с тобой даже рассматривали или с Харебиным), как один из возможных. Он сказал, что у Зеленского якобы, есть такой план, что либо осенью либо на День независимости (День независимости наверное, более эффектно, они любят эффектные вещи), пойти на такую штуку, сказать, что деолигархизацию олигархи не дают проводить. Поэтому вынести на очередной референдум (как они делали во время местных), может ли РНБО, таким образом, дальше бороться и может даже расширить какие-то его права. А сам Зеленский идет на досрочные президентские выборы и получает вместо одного срока 1,5 срока.

То есть, таким образом, они перетряхивают ситуацию. И, понимая, что через полгода, а через год рейтинги начнут все равно обваливаться (по тем причинам, что ты говорил), технологически, лучше раньше запустить, чем позже. На что, кстати, не пошел Порошенко в своем время. Ему говорили в 2017 году попытаться в такую игру сыграть, но он побоялся. И таким образом, можно выйти в суперпозицию.

Как ты на это смотришь?

Такой вариант обсуждается. И технологи об этом тоже говорили. Мы имеем ситуацию сейчас с рейтингами президента, где он побеждает во втором туре любого кандидата, но эта социология она в межсезонье.

Более того, она не социология военного времени, когда есть компания полноценная, раскручивается, маховики, не запущены все кейсы под подрывы рейтингов самого Зеленского. Поэтому ему кажется, что он побеждает, но, как только он войдет в реальную компанию, взорвутся масса фугасов на его пути и накроет всю его кавалерию, легкую пехоту и т.д.

Плюс появится фронда, она получит системообразующую причину организации вокруг того или иного кандидата.

Однозначно появится 3-4 человека, которые будут спойлерить на его электоральном пространстве достаточно успешно. И тогда никакого второго или полуторного срока не получается.

Я думаю, что они просчитывают такие варианты. Потому что социологи говорят о том, что есть некие лжематематические моделирования с учетом разных составляющих и разных переменных, и пока оно не очень хорошее для президента (уже не очень хорошее).

Поэтому этот сценарий просматривается, о нем говорят, но запустят ли они его, или испугаются, как Порошенко, покажет время. Слишком много составляющих. Главным маркером, скорее всего, будет наличие голосов за переформатирование правительства. Если к осени будут голоса за отставку Разумкова, за новый состав Кабмина по факту без переформатирования монобольшинства, тогда никаких досрочных выборов не надо. Если с этим будут проблемы, если западные партнеры будут ставить главное требование – имплементировать политическую часть Минска (так называемые, кластеры), тогда без референдума никуда не денешься. И тогда под референдум можно провести: хорошо, ставлю на карту на референдум вопрос не только амнистии и конституционных изменений по ОРДЛО, но ставлю на вопрос и свой рейтинг, иду на выборы. И это может тогда сработать.

Но снова-таки, будут ли от того голоса, покажет ли социология в сентябре месяце необходимый расклад и запас прочности для самого Зеленского, если все это будет, вполне реальный сценарий. Если будет где-то провисание, вряд ли они на это пойдет.

Я думаю, что тут свою роль еще может сыграть конфликт с Кличко, который у него образовался, но он подвесился. И Кличко думал, что он пропетляет, как это часто происходило, что конфликт рассосется и удастся договориться.

Поэтому мы видим, что Кличко на протяжении последних 2 месяца (1,5) особо никаких резких шагов не делал. Вначале у них там стычки какие-то, потом как-то…

Я думаю, что война с Кличко закончится, как только он сдаст пару департаментов. Из чего все началось? Была война Богдана против Кличко. Все было понятно, Кличко нашел себе возможность быть услышанным Ермаком. Соответственно, был человек, который выступил от Ермака смотрящим - Комарницкий в Киеве. Получили пару департаментов, начали работать, критика с Банковой в отношении КМДА снизилась. Противостояние уже не наблюдалось.

Как только Банковая захотела больше. Кроме двух департаментов, 4 или 5 и замов поменять не только одного, но и еще больше, какие-то сектора другие забрать под себя, возник конфликт.

Кличко считает, что уступив эти позиции, он, таким образом, себя стреножить и станет полностью зависимым от Банковой. Банковая этого и хочет. Она смириться с Кличко, если он пойдет на такие уступки и передаст Банковой, контроль, скажем, над уличной торговлей, или над застройщиками

Там, где деньги.

Эти финансовые потоки. Ему что-то оставят. Но он будет все равно зависим политически и экономически от Банковой. Вот в такой позиции его и хотят поставить. Он сопротивляется. Сейчас лето, поэтому все уходят в отпуска. На полтора месяца (на месяц) я думаю, острота конфликта снизится. Но, уже с августа месяца, я более, чем уверен, компания продолжится.

Наоборот, мне кажется, что в начале августа, если они его снимут с КМДА, если не смогут договориться…

Должен быть пик.

Просто если не снимут, то, как раз, когда депутаты Киевсовета разъехались, Кличко будет сложнее выстроить этот исполком, который я думаю, что наверняка попытается сделать.

Уже есть решение о том, что регистрация КМДА находится на Подоле, а не на Хрещатике, 26. Поэтому можно сказать, что это здание мэрии, исполкома, а КМДА, где-то в подвале на Подоле в аварийном здании. Это уже есть, это уже отработали.

Возможно, формирование исполкома достаточно быстро произойдет. Но будет двоевластие. Будет решения судов, захваты, попытка «муниципальной варти» сопротивляться. То есть, это реальное противостояние,реальное двоевластие в столице.

В этом случае Кличко начинает тогда (если входит уже в этот конфликт) понимать, что договариваться не получится. И, если у него хватит воли идти и его дальше раскручивать, то в этом смысле запускается на осень такой один конфликтный сценарий. Потом начнет выкристаллизовываться конфликтный сценарий с Разумковым.

Тут вопрос: дойдет ли Банковая до войны с Кличко?

Напомню историю одного из мэров Киева (даже фамилия выскочила с головы, который был после Салия). У него тоже ведь забрали КМДА. И он был мэром с попыткой исполкома, но там все быстро решила прокуратура и СБУ, которые фактически заблокировали любые действия.

У Зеленского есть возможность влиять на Кличко. Это дела, которые открываются, работа фискалов против него и криминальные дела, которые СБУ ведет и НАБУ.

Но, с другой стороны, такой машины репрессий и давления, которая была у Кучмы, ее нет. Даже нет такой, какая была у Януковича. Суды будут давать сбои, силовики не будут выполнять приказ при прямом захвате, понимая, что можно потом выгрести при смене режиме. То есть, это не тот сценарий, который был при полноценной автаркии, которая у нас раньше уже существовала.

Поэтому, на мой взгляд, это будет гибридное противостояние. Как таковой непосредственной войны, двоевластия, с блокировкой и со всем, может не произойти. А если Кличко в это входит, то тогда для него единственный выход - или в прокуратуру, или на выборы кандидата в президенты. Тогда полноценный штаб, полноценная кампания и его мочат, потому что он кандидат и оппонент Зеленского.

И более того, если еще Зеленский начнет эту досрочную президентскую игру, о которой мы сказали, то они его как раз вталкивают в эту избирательную кампанию.

Потому что Палатного сегодня-завтра арестуют и ему тоже, идти в прокуратуру или в президенты, единственный выбор. Поэтому здесь такая ситуация.

С Разумковым ситуация сложнее. У него есть свои голоса в парламенте, есть поддержка части депутатов в «Слуге народа», но у него не вызрел политический проект. Для депутата, который «вагается» между «подзаработать» на Банковой или пойти с Разумковым.

А куда? Где место в архитектуре будущего политического проекта Разумкова, кто там с ним еще будет? Будет ли там Аваков. Будет ли поддерживать Ахметов? Кто появится с других людей, с серьезным весом политическим, в проекте Разумкова? И инвестировать, свою поддержку и открыто фрондировать против Банковой, может быть опасно. Потому что все будут видеть пример Полякова или Дубинского (или кого-нибудь еще), которых просто выбросили из фракции.

Именно по той причине мы видим, как голосуют последнее время «Слуги народа. То есть, четко видно, что у Зеленского есть 226 с небольшим голосов.

Всегда можно заставить голосовать «Довіру», «За майбутнє» и часть «Голоса».

Важно, что именно у «Слуги народа» не произошло рассыпание фракции, как ожидалось. То есть, они уже все четко подвешены, там есть финансовые обязательства, есть понимание того, что этих финансовых обязательств могут лишить, если что. Плюс, опять-таки, наши депутаты из «Слуги народа» научились зарабатывать на законопроектах. Мне это тоже в аппарате Верховной Раде рассказывали.

Уже такса есть за «депутські звернення», как раньше было.

Да-да-да. Процесс пошел.

Наверное, на этом закончим. Спасибо тебе за развернутою беседу. Я думаю, что не последнюю. Пока!

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Рекомендуем к просмотру беседу Юрия Романенко с Илией Кусой о крахе внешней политики Украины в контексте договоренностей США и Германии.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Курьез в музее: уборщик уничтожил произведение искусства, вытерев пыль на зеркале
Comments UA
2025-11-14T15:42:03Z
Джим Керри изменился до неузнаваемости и шокировал своим внешним видом
TSN
2025-11-14T14:51:47Z
Трейлер фильма «Грозовой перевал»
Кино-Театр
2025-11-14T14:15:39Z
"Мы боремся": Высоцкая впервые заговорила о состоянии дочери
GlavRed
2025-11-14T13:18:19Z
Тина Кароль показалась с кольцом: фанаты заинтригованы
Фокус
2025-11-14T12:57:32Z
На Ариану Гранде на красной дорожке напал сумасшедший фанат: Синтия Эриво пыталась ее защитить
TSN
2025-11-14T12:48:26Z
Юрий Рыбчинский назвал имя одного из лучших певцов Украины: "Нет конкуренции"
TSN
2025-11-14T11:48:45Z
Рейтинг кинопремьер: что смотреть в кинотеатрах с 13 по 20 ноября
VGorode
2025-11-14T10:36:40Z
"Это очень болезненно": известная певица жестко разгромила Козловского из-за гастролей в РФ
Comments UA
2025-11-14T10:18:46Z
График отключения света на 15 ноября: когда не будет электроэнергии
TSN
2025-11-14T16:27:50Z
Дефицит продуктов в Киевской области: какое влияние он оказывает на украинцев
Политека
2025-11-14T15:30:28Z
Отключение света: в выходные украинцев ожидают изменения в графиках
TSN
2025-11-14T15:18:47Z
Как изменится минимальная заработная плата в 2026 году
TSN
2025-11-14T14:06:35Z
Улучшится ли ситуация с отключениями света: в «Укрэнерго» дали прогноз
Comments UA
2025-11-14T13:57:11Z
Курс валют на 17 ноября: сколько будут стоить доллар, евро и злотый
TSN
2025-11-14T13:51:51Z
"Зима близко": что будет происходить на валютном рынке накануне декабря
Лига
2025-11-14T13:36:00Z
В МВФ прокомментировали коррупционный скандал в Украине
ZN UA
2025-11-14T13:21:16Z
Цены на продукты подскочат наполовину: чем запасаться уже сейчас, чтобы спасти кошелек
Знай
2025-11-14T12:12:58Z
Глава МИД Дании предложил онлайн-хейтерам встретиться вживую
Европейская правда
2025-11-14T16:33:05Z
Зачем РФ ударила по Сумам ракетой «Циркон» за десятки миллионов долларов: эксперт объяснил мотивы врага
Comments UA
2025-11-14T16:03:34Z
У Лаврова разразились угрозами: о чем напомнили Украине и миру
Comments UA
2025-11-14T15:48:07Z
"Циркон" и поврежденное посольство Азербайджана. Зеленский рассказал о новой атаке России
Лига
2025-11-14T15:33:28Z
Юрия Дудя приговорили к тюремному сроку
GlavRed
2025-11-14T15:30:19Z
Орбан будет судиться с ЕС из-за категорического решения по РФ: детали
Comments UA
2025-11-14T15:30:14Z
"Это электрический стул": нардеп рассказал, что ждет преемников Галущенко и Гринчук
Фокус
2025-11-14T15:27:18Z
У листопаді фіксується збільшення навантаження зернових на мережі Укрзалізниці
AgroNews
2025-11-14T15:15:11Z
Молдова закрывает «Русский дом» – парламент проголосовал за разрыв культурного соглашения с РФ
Comments UA
2025-11-14T15:03:28Z
"Я кричала — помогите": выжившие при ударе по дому жители Киева рассказали жуткие подробности
TSN
2025-11-14T16:33:42Z
16-летний поляк избил таксистку-украинку после отказа изменить маршрут — начато расследование
Новости Украины
2025-11-14T16:21:39Z
Адская ночь в Киеве: спасатель прибыл на вызов и узнал, что дрон попал в его квартиру
Comments UA
2025-11-14T16:03:48Z
Гасил собственную квартиру: история спасателя из Киева, чей дом уничтожил дрон России
TSN
2025-11-14T15:57:46Z
Бразильские полицейские показали, как выглядят по-настоящему отмытые деньги
Фокус
2025-11-14T15:15:33Z
В Германии провели масштабный рейд: кого разыскивали
Comments UA
2025-11-14T15:12:43Z
Российский FPV-дрон атаковал автомобиль газовой службы, который выезжал на ремонт
Новости Украины
2025-11-14T14:42:23Z
Россия нанесла удар по Лозовой в Харьковской области: ранен мужчина. ФОТО
Новости Украины
2025-11-14T14:21:31Z
В Киеве число жертв обстрела возросло до шести. ФОТО
Новости Украины
2025-11-14T14:18:38Z
ВСУ "Нептунами" ударили по пункту базирования кораблей РФ "Новороссийск" и другим объектам
Лига
2025-11-14T16:27:31Z
Россияне повесили флаг РФ над Мирноградом: в ВСУ отреагировали
Comments UA
2025-11-14T15:42:08Z
В Сумах художник-пенсионер развращал семилетних учениц
Comments UA
2025-11-14T15:16:56Z
В «Дії» тестируют услуги для семей погибших военных
Новости Украины
2025-11-14T15:09:50Z
До 100 единиц: эксперт назвал, когда Украина может получить ракеты "Томагавк"
Фокус
2025-11-14T15:07:22Z
Потерянную брошь Наполеона продали на аукционе: цена впечатляет
TSN
2025-11-14T15:03:14Z
В Мостиськах перезахоронили польских воинов – важный жест исторического примирения
Comments UA
2025-11-14T14:45:17Z
Швеция: мужчина копался руками в конфетах и получил штраф
Европейская правда
2025-11-14T14:36:00Z
Германия в 2026 году увеличит военную помощь Украине до рекордного уровня — Politico
ZN UA
2025-11-14T14:27:53Z
Что происходит с организмом, если спать менее шести часов в сутки — объясняют эксперты
UAToday
2025-11-14T15:06:57Z
К чему приводит ежедневное употребление клюквы: об этом мало кто знает
Comments UA
2025-11-14T14:57:54Z
Диетологи назвали самый полезный алкогольный коктейль
TSN
2025-11-14T14:51:57Z
Что случится с вашим телом, если есть клюкву каждый день: выводы поражают
Comments UA
2025-11-14T14:03:36Z
Почему категорически нельзя мыть сырое мясо перед приготовлением: окончательный ответ экспертов
TSN
2025-11-14T13:51:59Z
Один из самых распространенных вирусов лежит в основе волчанки: ученые выявили связь
Фокус
2025-11-14T13:42:44Z
Самые эффективные домашние средства, которые помогут быстрее преодолеть простуду
Comments UA
2025-11-14T13:33:01Z
Гороскоп на 15 ноября: полезно заняться медитацией или йогой для укрепления тела и психики
Новости Украины
2025-11-14T13:21:32Z
Когда есть яблоки, чтобы получить максимальную пользу: диетологи назвали лучшее время
UAToday
2025-11-14T13:03:04Z
В Киеве заметили легендарный заряженный Audi 2000-х: он быстрее BMW M5 E39
Фокус
2025-11-14T15:00:43Z
Nissan вывел на рынок стильный семейный седан за $15 500 с расходом 2,8 л/100 км
Фокус
2025-11-14T13:00:58Z
Новый Toyota Land Cruiser Prado превратили в яркое спортивное авто
Фокус
2025-11-13T15:51:57Z
Тест-драйв нового Land Rover Defender OCTA: мощный "спорткар" для бездорожья
Фокус
2025-11-13T13:51:17Z
Триумф гибридов и падение электрокаров: какие авто выбирают украинские водители
Хвиля
2025-11-13T11:57:25Z
Чего категорически нельзя делать с ноутбуком: безобидная привычка может "убить" ваши гаджеты
Фокус
2025-11-13T08:12:04Z
Тонирование лобового стекла: эксперт предупредил об опасности для водителей и пешеходов
Знай
2025-11-06T15:51:05Z
Секрет очень прост: самый быстрый способ прогреть салон авто зимой
Comments UA
2025-11-05T14:21:24Z
Придержите электроконей! Мир переосмысливает темпы развития «зеленого» транспорта
ZN UA
2025-11-05T11:03:13Z
Российским ударом повреждено медицинское учреждение в Киеве: фото последствий
TSN
2025-11-14T16:33:19Z
Погода на выходные в Украине будет контрастной, но идет серьезное похолодание
Комсомольская правда
2025-11-14T16:30:45Z
Бойцы 8 полка ССО показали, как зачищают Купянск
Украинская правда
2025-11-14T16:13:16Z
Уряд посилює контроль над державними підприємствами
AgroNews
2025-11-14T16:12:21Z
Российские атаки усилились: украинские войска отражают штурмы врага
Новости Украины
2025-11-14T15:45:10Z
На Александровском направлении ВСУ уничтожили танки и бронетехнику врага, - Генштаб. ВИДЕО
Новости Украины
2025-11-14T15:33:06Z
ВС РФ вошли в Новопавловку: россияне прикрылись густым туманом и прорвались на БМП, — боец
Фокус
2025-11-14T15:30:38Z
Бывшего работника суда Донецка заочно осудили за работу на террористов
Новости Украины
2025-11-14T15:24:57Z
Враг расширяет плацдармы на Харьковщине: Селезнев рассказал детали
TSN
2025-11-14T15:18:59Z
Секретный ингредиент для голубцов: они будут вкусными, как никогда раньше
Comments UA
2025-11-14T16:33:55Z
Гороскоп на 15 ноября 2025 года по картам Таро для всех знаков зодиака
UAToday
2025-11-14T16:33:52Z
Как незаметно проверить, действительно ли вы нужны мужчине: три секретных психологических трюка
TSN
2025-11-14T16:06:29Z
Гороскоп на субботу 15 ноября 2025 года
UAToday
2025-11-14T16:00:11Z
7 комнатных растений заменят диффузоры и свечи: какие ароматы поселить у себя дома
Знай
2025-11-14T15:51:47Z
Пять признаков того, что душа умершего человека может быть рядом: эти приметы не стоит игнорировать
TSN
2025-11-14T15:03:03Z
Подтянутое тело без зала и гантелей: какие упражнения с собственным весом реально работают
Знай
2025-11-14T14:51:09Z
Как экономить воду: практические советы для домохозяйств со счетчиками
TSN
2025-11-14T14:06:43Z
Тест на характер: выберите коробку, чтобы узнать свой дар
TSN
2025-11-14T13:51:57Z
ИИ может уничтожить климат быстрее, чем мы думаем – новое исследование бьет тревогу
Comments UA
2025-11-14T16:00:14Z
iPhone Air сняли с производства: что случилось с ультратонким смартфоном Apple
Фокус
2025-11-14T16:00:09Z
Справятся только самые умные: переставьте одну спичку и исправьте уравнение 6-6=8 за 20 секунд
TSN
2025-11-14T15:36:07Z
Огляд нової Dodge Charger Sixpack 2026 року: неочікувано вражені керованістю
Топ Жир
2025-11-14T15:15:41Z
Silent Hill f получила упрощённый режим и возможность пропустить часть New Game+
GameMag
2025-11-14T14:42:35Z
На Кіровоградщині готують їжу, яку можна скидати з дронів
AgroNews
2025-11-14T14:21:46Z
Из грязи в князи: ученые нашли неиссякаемый источник "зеленой" энергии в нечистотах
Фокус
2025-11-14T14:15:26Z
Можно общаться совместно с командой или коллегами: у ChatGPT появились групповые чаты
Comments UA
2025-11-14T13:39:33Z
Через низькі ціни в ЄС Україна втратила частину експорту вершкового масла та морозива
AgroNews
2025-11-14T13:12:16Z
Перед боем возможных соперников Усика один из боксеров употреблял наркотики – СМИ
ZN UA
2025-11-14T13:06:55Z
Футболисты сборной Украины прокомментировали разгромное поражение от Франции
ZN UA
2025-11-14T09:16:23Z
Знаменитый итальянский тренер трудоустроился в чемпионате Катара
ZN UA
2025-11-13T16:33:12Z
Мечтает выйти замуж за Путина: у Кабаевой появилась конкурентка
Comments UA
2025-11-06T21:57:21Z
"Шахтер" легко разобрался с исландцами в Лиге конференций
ZN UA
2025-11-06T20:24:41Z
Украинская Премьер-лига: результаты всех матчей 12-го тура, видео голов
ZN UA
2025-11-06T17:18:12Z
Украинец стал четырехкратным чемпионом мира: Мочульский завоевал золото джиу-джитсу
Фокус
2025-11-06T15:21:43Z
Українці п'ятиборці потужно стартували на Євро в Аланії
УкраинФорм
2025-11-06T10:06:31Z
Футболист "Арсенала" стал самым молодым дебютантом в истории Лиги чемпионов
ZN UA
2025-11-05T09:55:57Z