Кто мощнее – АКБ или… электрический скат? Правда ли, что слишком мощная батарея спалит стартер? Чем АКБ отличается от аккумулятора? Разоблачаем популярные «аккумуляторные» мифы.
Автор Михаил Колодочкин.
Автомобильные аккумуляторы чем-то схожи с велосипедами: по сути не меняются десятилетиями.
Появляются новые технологии, преображается внешность, а внутри всё те же свинец да кислота.
Кажущаяся простота пришельцев из прошлого порождает множество небылиц.
Разберем десять самых устойчивых мифов.
Аккумулятор и батарея – это одно и то же.
Не совсем.
Даже совсем не одно и то же.
Электрический аккумулятор – это, грубо говоря, два электрода в растворе электролита.
А батарея – это группа таких аккумуляторов, соединенных друг с другом.
Распространенные 12‑вольтовые АКБ для легковых автомобилей содержат по шесть электрических аккумуляторов, соединенных в батарею последовательно.
Емкость каждого такого аккумулятора равна емкости батареи! Если на этикетке АКБ написано, к примеру, 75 А·ч, то и емкость каждого из шести аккумуляторов также составляет 75 А·ч.
А вот энергия батареи вшестеро выше, поскольку напряжения аккумуляторов суммируются.
Точно так же получается, что при последовательном соединении двух АКБ по 75 А·ч в сумме всё равно мы имеем те же 75 А·ч!.
При установке на автомобиль батареи большей емкости, чем у штатной, она постоянно будет недозаряжаться.
Нет ни одной причины, которая помешает такой батарее зарядиться полностью.
Аналогия простая: если вы зачерпнули стакан воды из ведра или из огромной бочки, то для восстановления исходного уровня жидкости вам потребуется долить из-под крана всё тот же стакан – как в ведро, так и в бочку.
Если батарея отдала, например, 1 А·ч, то и вернуть ей нужно 1 А·ч, безо всяких скидок на этикетку.
Конечно, если установить на машину разряженную батарею, то до её полного заряда пройдет больше времени, чем потребовалось бы для АКБ меньшей емкости, но после окончания заряда всё нормализуется.
А при отказе генератора такая батарея продержится без его помощи дольше, чем «маленькая».
При установке слишком мощной аккумуляторной батареи стартер может сгореть из-за чрезмерно большого тока.
Даже если установить на автомобиль десяток батарей вместо одной, сопротивление обмоток стартера не изменится, а потому ток, потребляемый им, не увеличится ни на йоту.
Закон Ома от емкости батареи не зависит.
Если на этикетке написано 60 А·ч, то батарея может выдавать как ток в 1 А в течение 60 часов, так и 60 А в течение часа.
Ток в 1 А батарея, действительно, сможет выдавать в течение 60 часов (и даже чуть дольше), а вот при нагрузке в 60 А её на час не хватит.
Указанные 60 А·ч – это так называемая емкость 20‑часового разряда.
Чтобы прикинуть реальные возможности АКБ, надо поделить заявленную емкость на 20 – в данном случае получится 60/20 = 3.
Значит, производитель гарантирует, что в течение 20 часов батарея сможет выдавать ток в 3 А. Чем больший ток вы хотите получить, тем меньше емкость, на которую вы можете рассчитывать.
При токе потребления в 60 А емкость такой батареи составит менее 40 А·ч – она продержится меньше 40 минут.
А вот при малых токах, напротив, емкость даже увеличится.
На морозе батарея разряжается быстрее, чем при теплой погоде.
Ничего подобного: на морозе любые химические реакции, в том числе и саморазряд, замедляются! Поэтому аккумуляторная батарея в теплом помещении разрядится быстрее, чем такая же батарея в холодном гараже.
Другое дело, что зимой батарее приходится обслуживать большее число потребителей, чем летом, а стартерные токи сильно возрастают из-за повышенной вязкости моторного масла.
Единица измерения емкости – ампер-час.
Очень распространенное заблуждение.
Произведение тока на время – это вовсе не емкость, а заряд! Заряд измеряют в кулонах: 1 А×1 с = 1 Кл.
Применительно к ампер-часам имеем: 1 А·ч = 3600 Кл.
Что касается емкости, то её измеряют в фарадах: 1 Ф = 1 Кл/1 В.
Учебники по автомобильной электронике говорят, что емкость аккумуляторных батарей оценивают в ампер-часах.
Слова «измеряют» там нет.
Кальциевые АКБ предпочтительнее свинцовых.
С таким же успехом можно говорить, что «селедка предпочтительнее рыбы».
Значок «Ca» (а то и «Ca – Ca») говорит только о том, что в процессе производства батарей свинцовые пластины легированы кальцием.
При этом речь идет о долях процента, а потому термин «кальциевые батареи» носит чисто рекламный характер: по сути АКБ остаются свинцовыми, как и были.
Автомобильный аккумулятор AGМ емкостью 50 А·ч способен заменить обычный емкостью 90 А·ч.
Нет, не способен.
Это то же самое, что приравнять 9 тысяч гривен в сотеных купюрах к 5 тысячам пятисотеными.
Если заряд уменьшается почти вдвое, то и потери будут такими же.
Батареи AGM нельзя применять на старых автомобилях.
Автомобильный аккумулятор AGM заменяет «обычный» на 100% в любых ситуациях.
Даже если рассматривать машины «москвичевской эпохи» с электромеханическим вибрационным регулятором напряжения, то и в этом случае автомобильный аккумулятор AGM помрет не раньше обычного, а позже.
Максимальное напряжение в бортсети, выше которого возможны неприятности, составляет примерно 14,5 В для обычных батарей и 14,8 В для AGM.
При любой поездке АКБ заряжается.
Увы – не при любой.
Чем холоднее на улице, тем хуже батарея принимает заряд.
Стандарт оговаривает прием заряда при нулевой температуре.
Нормальный температурный диапазон для заряда – 0–25 °C. Кстати, это говорит о том, что любая батарея с наружным расположением (как на грузовичке Hyundai Porter) будет в худшем положении по сравнению с любой АКБ «под крышей».
Бóльшую пользу они приносят в жаркое время года, защищая батарею от перегрева вследствие близкого расположения раскаленного мотора.
ЗА РУЛЕМ № 04 2021.