Уже завтра состоится финал конкурса на должность главы Бюро экономической безопасности. БЭБ будет расследовать преступления в сфере экономики, по факту заменив собой ликвидированную налоговую милицию.
На должность было много желающих – включая бывшего главу ГФС Сергея Солодченко и экс-министра финансов, экс-секретаря СНБО Александра Данилюка. Как известно, Данилюк конкурсный отбор не прошел и даже успел поставить фингал Тимофею Милованову в ходе жаркого диспута относительно манипуляций конкурсной комиссии, которую Милованов и возглавлял.
Впрочем, источники «Хвилі» утверждают, что победитель конкурса на пост руководителя БЭБ уже предопределен: должность достанется Вадиму Мельнику, нынешнему главе ГФС. Такой выбор, по словам источника «Хвилі» в правоохранительных органах, обусловлен тесными связями Мельника с окружением президента Владимира Зеленского.
«В конкурсе участвуют 12 кандидатов, но все четко понимают, что Офис президента делает ставку на Вадима Мельника. Он больше полугода исполняет обязанности главы ГФС. За это время произошёл кадровый бардак, ему даже выражал недоверие профильный комитет Верховной рады, но он удержался на должности», – рассказывает источник в ГФС.
Несмотря на то, что Мельник в борьбе за пост главы БЭБ занимает лидирующие позиции, в контроле за работой ГФС роль первого плана играет другой человек.
Фактически управляет ключевыми подразделениями центрального аппарата ГФС и региональных офисов экс-чиновник времен Виктора Януковича – Андрей Грымин. Его источники «Хвилі» в правоохранительных органах называют «смотрящим» за фискальным рынком.
В 2013 году нынешний глава ГФС Вадим Мельник работал вместе с Андреем Гмыриным в Миндоходов и сборов, которое возглавлял беглый экс-министр Александр Клименко. Мельник тогда занимал должность начальника управления финрасследований главного следственного управления Миндоходов, а Гмырин возглавлял отдел в ГУ ВБ.
«Фактически фискальной службой сейчас руководит не Мельник, а смотрящий Андрей Гмырин, который работал в Миндоходов при Януковиче. Он полностью ориентирован на Сергея Шефира (первый помощник президента Украины Зеленского – прим. ред.), а также на Андрея Ермака (глава Офиса президента – прим. ред.). То есть – Грымин вхож в близкий круг президента», - поясняет источник.
Попасть в близкое окружение Зеленского Гмырину удалось благодаря родственным связям. Дело в том, что ребёнок его родной сестры ходит в одну школу с детьми Зеленского.
«Есть такая контора «Агро Газ Трейдинг», которая занималась «давальческими схемами» на Одесском припортовом заводе. Руководит этой конторой Владимир Колот, который является партнером Гмырина и женат на его родной сестре. А ребёнок Колота ходит ту же школу на Новопечерских Липках, куда и дети Зеленского. Когда Зеленский стал президентом, через Колота и семейные контакты Гмырин попал в окружение президента. Тогда он познакомился с Шефиром и Андреем Ермаком, представившись большим экспертом по любому налоговому «схематозу». Андрей Богдан (бывший руководитель Офиса Президента – прим. ред.), когда он еще был на должности, рассказывал, что именно Шефир привел Гмырина в Офис президента», - утверждает источник «Хвилі».
Однако, по словам нашего собеседника, основной интерес для Гмырина представляет Бюро экономической безопасности – как наследник налоговой милиции. Раньше Гмырин сам был сотрудником Соломенского райотдела налоговой милиции Киева. Интересно, что с его приходом в ГФС большинство работников этого органа также поднялись по карьерной лестнице и начали занимать руководящие должности в налоговой милиции.
Например, Сергей Новачук, несмотря на подозрение во взяточничестве, был назначен начальником следственного управления финансовых расследований ГФС по городу Киеву.
«Фактически человека, который руководит следствием города Киева, НАБУ поймало на взятке в 36 тысяч долларов. Сейчас его дело слушается в Антикоррупционном суде, он подозреваемый и при этом он прекрасно работает начальником следствия. То есть, поднялся даже выше по карьерной лестнице – это хорошо экранизирует кадровую политику в ГФС», - рассказывает источник.
Подозрение должно вызывать не только резкое продвижение по службе отдельно взятых сотрудников ГФС, но и сама работа этого государственного органа. А также количество «заказных» публикаций в Телеграм-каналах.
«Если ввести словосочетание «Мельник ГФС» в поисковике Телеграма, можно увидеть количество вваленной «джинсы». Ориентировочный ежемесячный бюджет такой медиакампании в телеграм-каналах достигает около ста тысяч долларов. Таким образом убеждают президента, что Мельник – великий борец с коррупцией. По факту же – взять хотя бы последнюю публикацию про обыски на табачной фабрике в Желтых водах. Почему-то при этом в ГФС забыли провести обыски на своей любимой табачной фабрике. Есть в городе Винники Львовской области огромная табачная фабрика, которая штампует контрафакт. А обыски провели у их главных конкурентов», - утверждает источник.
За тем, чтобы интересы Гмырина учитывались в работе ГФС, по словам собеседника «Хвилі», следит начальник ГУ по борьбе с финансовыми преступлениями Владимир Ткаченко, который, к слову, также подавался на должность главы БЭБ, но уже во втором туре выбыл из конкурса.
«В ГФС систематически получают деньги со списка контрафактного производства, контрабандных сигарет и спирта – то есть, конкретно сидят на потоках. Главным оператором этого процесса является Гмырин, деньги заносятся в Офис Президента, а оператором схем в интересах Гмырина является Владимир Ткаченко», - отмечает источник.
Несмотря на фискальную «Санта-Барбару», очевидным прогнозом для окончания конкурса на пост главы БЭБ остаётся победа Мельника – при поддержке Шефира и Гмырина.
«Мельник выиграет конкурс на главу БЭБ, всю эту иллюзию прозрачного отбора выстроили под него. Его двигают Шефир и Гмырин», - резюмировал источник.