/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F62%2F0eadc94251386f980e628a1746166aa0.jpg)
Обещанного три года ждут? Что дает Украине Бюджетная декларация
Историческое событие.
Глава Минфина Сергей МАРЧЕНКО назвал принятие Бюджетной декларации историческим событием.
«Это - историческое событие.
Мы впервые рассматриваем Бюджетную декларацию на три года», - заявил он.
По его словам, принятая декларация даст возможность создать фундамент для повышения эффективности расходов государственной казны.
В Бюджетной декларации заложено несколько важных экономических индикаторов.
За три года, до 2024, рост ВВП Украины достигнет 5%.
Номинальный валовой продукт вырастет с 4,8 трлн.
грн в 2021 г.
до 6,65 трлн.
в 2024 г.
Уровень безработицы с 2022 по 2024 г.
снизится почти на полтора процента: с 9,2 до 7,8%.
Минимальная зарплата в Украине будет расти таким образом: с 1 января 2022 г.
– 6 500 грн, с 1 января 2023 г.
– 7 176 грн., с 1 января 2024 г.
– 7 665 грн.
Вслед за ней подтянутся и все остальные зарплаты.
Правда, курс доллара тоже будет расти.
Среднегодовой показатель поменяется так: в 2022 г.
– 28,6 грн; в 2023 – 28,8; в 2024 г.
– 29,2 грн.
Однако эксперты оптимизм чиновников не разделяют.
Так, аналитик финансовой компании Alpari Максим ПАРХОМЕНКО говорит, что цели, поставленные в Бюджетной декларации, достаточно реальны и амбициозны.
Но, скорее всего, не будут достигнуты: без реформ и новаций это просто не получится.
А Сергей РОДЛЕР, аналитик финансовой компании Tele.
Trade,росто вленные в Бюджетной декларации,.
еще более скептичен.
По его мнению, документ, принятый в Верховной Раде, не имеет совершенно никакого отношения к планированию экономики.
Представленные «голые» цифры ничем не подтверждены, о чем даже заявили представители профильного комитета ВР.
Каким образом они станут реальностью - совершенно непонятно.
Нужно иметь детально проработанный план действий, а его нет.
Пока можно выделить разве что увеличение налоговых поступлений за счет законопроекта №5600, который усилит давление на единственные эффективные сферы украинской экономики.
Хотелось бы видеть развитие новых отраслей, а не решение бюджетных проблем за счет уже существующих.
Критикует эксперт и заложенное в документе «большое строительство».
По его словам, это хорошая идея, но указывать ее в качестве одного из основных драйверов роста ВВП наивно.
Она может дать лишь кратковременный эффект, да и то в условиях высокой степени эффективности и отсутствии коррупционной составляющей.
Реальны ли индикаторы?.
В целом, по мнению экспертов, далеко не все экономические индикаторы, заложенные в Бюджетной декларации, выглядят обоснованными.
В частности, рост ВВП за три года до 5%, по мнению М.
Пархоменко, маловероятен.
Эксперт напоминает, что, по прогнозам, мировой ВВП в следующем году будет расти со скоростью в 4,3-4,5%, рост нашей экономики прогнозируется на уровне в 3,8% - 4%.
Иными словами, мы в 2022 году даже не дотянем до средней мировой скорости роста и будем отставать от нее на 0.5%.
Эксперт полагает, что импульс прироста мирового ВВП будет снижаться до 2024 г., а вместе с ним будет затухать и наш рост.
Если учитывать в прогнозе только объективную реальность - отсутствие реформ, массовых новаций - то можно прогнозировать прирост в 3-3,5%.
Рост номинального валового продукта на 40% в течение следующих трех лет эксперту тоже кажется завышенным.
Для достижения таких показателей номинальный ВВП должен расти со скоростью 11% в год.
Учитывая прогнозируемую инфляцию на уровне в 5-7%, сделать это реально.
В добавок к этому, у нас станет расти внутреннее потребление, которое будет стимулироваться за счет увеличения минимальных окладов.
Но даже при благоприятных условиях, скорее всего, мы выйдем на уровень прироста в 30%.
А если говорить о снижении безработицы, эксперт считает, что это как раз - более-менее реально.
Правда, о цифрах судить не берется.
По его словам, безработица в нашей стране - крайне условное понятие.
Многие работают неофициально, из-за этого точно подсчитать, сколько безработных в стране, сложно.
Но, с учетом роста экономики страны даже на 3% в год, безработица также будет сокращаться.
Повышение минимальных окладов, по мнению эксперта - вполне выполнимая задача, поскольку это не ложится на плечи правительства.
Такие его распоряжения должен выполнить украинский бизнес, закладывая рост минималки в цены для потребителей.
Из-за того, что под минимальную зарплату подвязан достаточно обширный список платежей и налогов государству, при ее росте государство получает больше налогов и платежей.
А, по факту, это - непрямое повышение налоговой нагрузки.
А вот С.
Родлер в выполнении этого индикатора не видит ничего хорошего.
Принудительный рост минималки (в отсутствие экономических предпосылок) будет только способствовать разгону инфляции и уходу в тень малого бизнеса, так что ожидать позитивного влияния на средние доходы украинцев не стоит.
Курс гривны, по мнению эксперта, выглядит чересчур оптимистично: судя по заявлению представителей ФРС, они уже начали готовиться к отмене стимулов и повышению ставок, вследствие чего доллар уже сейчас начинает отбивать недавние потери.
Соответственно к отметке в 29 грн за долл.
курс может подойти уже к началу 2022 г.
В свою очередь, М.
Пархоменко считает, что курс гривны в этих прогнозах вообще не имеет никакой ценности.
Правительство подгоняет его для нужд бюджета.
При сохранении текущих условий курс будет ниже 27 грн за долл.
Как у других?.
В тоже время, сама идея долгосрочного планирования не просто хороша, но и необходима для стран, желающих развиваться.
По словам М.
Пархоменко, большинство стран как раз и используют данную модель.
Ее плюс в том, что она позволяет планировать долгосрочные проекты, которые выходят за рамки одного года.
Это позволяет поэтапно планировать проект, а не искать каждый год финансирование для него и согласовывать его в рамках бюджета.
Такой подход позволяет стабилизировать бюджетную политику и создать понимание, куда страна движется в долгосрочной перспективе.
Родлер, в свою очередь, и вовсе полагает, что долгосрочное планирование - это то, что отличает страны, которые действительно заботятся о своем будущем от тех, что лишь создают видимость.
Как вообще можно говорить об ускорении темпов роста экономики и при этом не прописывать детально план того, как именно этого добиться?.
Эксперт приводит в качестве позитивного примера Китай.
Сейчас власти этой страны реализуют первую часть глобальной программы развития - «Сделано в Китае - 2025»: импортозамещение важнейшей продукции.
Если раньше в Китае стимулировали рост экономики за счет масштабного строительства инфраструктуры - аэропортов, магистралей, новых городов и т.
- то теперь китайцы переключились на более сложные сферы.
Так, руководство страны направило более 40 млрд юаней на субсидирование продаж электроавтомобилей, благодаря чему половина всех продаж в данном направлении приходится именно на КНР.
Причем, просчитан даже размер дохода, который они будут получать.
Все это сопровождается льготами и поддержкой со стороны государства, рассчитывающего, что развитие данного направления также стимулирует и остальные сферы.
Директор Crane IP Law Firm Иван НИКИТЧЕНКО говорит, что в развитых странах любое правительство перед тем, как прийти к власти, сначала представляет долгосрочный план.
Любые действия правительств имеют горизонт планирования минимум три года.
Результаты планирования определяются на очередных выборах.
Ведь стратегии создаются для роста благосостояния населения, и оно решает, движется ли страна в правильном направлении.
Насколько довольны граждане страны, видно на примере выборов.
В Германии Ангела Меркель - глава правительства еще с 2005 г.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ занимал эту должность с 2012 по 2020 гг.
и сам ушел с поста.
А вот в Греции за последние 10 лет сменилось уже семь премьер-министров, и состояние финансов этой страны знает весь мир.
Виктория Хаджирева.
ua в Telegram.