MY.UAНовости
О новый чистый мир
О новый чистый мир

О новый чистый мир

Мир заплатит огромную цену за сокращение углеродного следа. Развивающиеся страны — и Украина с ними — заплатят втройне.

 

Платить начнем реально примерно с 2026 года, но готовиться надо прямо вот сейчас. А точнее, надо было вчера, пишет Светлана Шмелева в №15 Журнала Корреспондент.

Что на самом деле случилось: ЕС пересмотрел в сторону резкого ужесточения условия Green Deal (Зеленой сделки), которыми регламентированы темпы сокращения выбросов парниковых газов, сокращения углеродного следа во всех отраслях — от промышленности и энергетики до сельского хозяйства и коммунального хозяйства.

Уже месяц эксперты, промышленники, еврочиновники (украинские — пока нет) бурно обсуждают инициативу Fit55, с которой выступили руководители Еврокомиссии. Суть ее в том, чтобы сократить выбросы парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году по сравнению с уровнями 1990 года. 14 июля пакет мер был представлен Еврокомиссией — это своего рода протокол о намерениях. То есть он не является законом прямого действия. Дальше два-три года процесса внедрения этой грандиозной и по затратам, и по вызовам программы. Сначала пройдет обсуждение предложенных Еврокомиссией норм, затем примут соответствующие Директивы ЕС, а после отдельные государства ЕС введут соответствующие нормы в национальные законодательства.

То есть реально на подготовку к новой карбоновой реальности нам отведено два-три года. Дальше — сложности. А именно: дополнительные налоги на ввозимую в ЕС продукцию, если она произведена с высокими объемами выбросов.

Что будет изменено в целом — ограничения на выбросы будут затрагивать даже те отрасли, которые раньше регулированию подвергались слабо или не подвергались. Например, авиацию, морской транспорт и даже ЖКХ.

В чем конкретно ужесточение? Минус 55% к 2030 году, хотя раньше речь шла в Green Deal о 60% только к 2050 году. Сейчас, кстати, к 2050 году планируют добиться полной углеродной нейтральности ЕС. Финансировать все это ЕС станет из специальных фондов, которые отчасти будут наполняться налогами на импортируемую продукцию, которая произведена с высоким уровнем углеродного следа. А отчасти — за счет платы за углеродный след внутри ЕС. Для домохозяйств (читай: рядовых граждан), мелкого бизнеса и т. п. возросшие издержки планируют компенсировать специальными субсидиями.

Здесь важно понимать: хотя реально новые правила будут введены через несколько лет, старые никто не отменял, а выполнение более жестких норм надо готовить уже сейчас. Так а что у нас с темпами декарбонизации?

За последние 10 лет Украина снизила выбросы загрязняющих веществ практически в два раза, правда, в большей степени на это повлияла деиндустриализация страны. Но деиндустриализация — это вряд ли хорошая идея. Потому что она означает сокращение и без того невысокого ВВП страны, свертывание рабочих мест, сокращение доходов госбюджета, проблемы в индустриальных городах.

Так что выход не в деиндустриализации, а в трансформации промышленности. Именно по этому пути пошла группа Метинвест, которая уже демонстрирует лидерские позиции в декарбонизации своих металлургических предприятий. И началось это не сегодня: в 2020 году группа вошла в десятку лучших металлургических компаний мира по рейтингу агентства Sustainalytics, ведущего независимого поставщика исследований, рейтингов и данных в области ESG.

Доля группы Метинвест в общем объеме экологических инвестиций в стране составляет более 40%. Генеральный директор Группы Юрий Рыженков объясняет эту цифру желанием сохранить ведущие места Украины как производителя металлургической продукции в условиях быстро усиливающихся требований к экологичности: «Это показывает, что, в отличие от общего тренда на деиндустриализацию в стране, Метинвест выбрал инвестиционный путь, который позволит нам в долгосрочной перспективе и сохранить стратегически важную индустрию, и быть экологически чистыми, а также отвечать всем мировым стандартам».

НОВОСТИ НА ГРАНИЦАХ

Главная новость предложенного проекта — даже не ускорение темпов декарбонизации самого ЕС, а внедрение политики борьбы с переносом за пределы Евросоюза предприятий, которые генерируют большие объемы парниковых газов и других выбросов. Иными словами, они собираются исключить возможность прятать углеродный след за пределами ЕС. Для этого создадут механизм корректировки границ выбросов углерода (CBAM), то есть специальными налогами будут облагать импорт продуктов, произведенных по «грязным» технологиям. Они объясняют потребность в таком механизме просто.

В ЕС считают, что они не должны ставить свою экономику в неконкурентоспособное положение по сравнению с экономиками тех стран, где углеродные нормы слабы и требования к экологичности полностью намного мягче, чем в Западной Европе.

И вот тут возникает проблема: чтобы рассчитать карбоновые налоги на импорт тех или иных товаров, нужна точная оценка выбросов парниковых газов — что не всегда возможно в развивающихся странах. Например, ввиду непрозрачности учета в таких странах или даже прямой фальсификации. Но не беда — решили в Еврокомиссии, мы воспользуемся тем же механизмом, что предусмотрен в ВТО (Всемирной торговой организации) для антидемпинговых процессов. Там допускается возможность, например, «конструировать» рыночные цены для стран с нерыночной экономикой. Вот и для оценки «карбоновости» товаров в той или иной непрозрачной экономике Еврокомиссия хочет применять очень простой прием, конечно, выгодный ЕС. Будут принимать объем выбросов для того или иного «непрозрачного» товара на уровне, который характерен для 10% худших в ЕС производств.

Выстроены и приоритеты: в первую очередь будут отслеживать углеродный след таких товаров, как цемент, сталь (а также сырье для ее получения), алюминий, минеральные удобрения. Производство таких товаров в ЕС будет модернизироваться, чтобы резко сократить углеродный след. Ну и не исключен вывод таких производств за рубеж, но тут надо помнить, что их импорт будет облагаться экологическими налогами.

Для Украины это чувствительная тема: отечественные компании поставляют в страны ЕС сталь и железорудное сырье, агропродукцию и много чего еще. Алюминий, цемент и минеральные удобрения — это, скорее, не про нас. Но вот надо помнить, что отслеживать будут всю производственную цепочку. То есть при импорте агропродукции могут выяснять, насколько экологичными были применявшиеся при ее производстве удобрения. Пожалуй, самыми сильными вызовами будет трансформация отечественной металлургии и горнорудной промышленности.

Украинская металлургия пока проигрывает европейской в снижении выбросов парниковых газов: в Украине приходится 2,3 тонны СО2 на тонну стали, в Европе — 1,9 тонн. Это отставание является проблемой, но оно же показывает путь трансформации.

«У нас есть серьезный потенциал в уменьшении углеродного следа, используя существующие технологии: энергосбережение, использование отходящих газов и тепла, использование правильного сочетания топлива, обмена газами. Это то, чем Метинвест активно занимается», — отмечает гендиректор группы Метинвест Юрий Рыженков.

На предприятиях Группы основная доля выбросов СО2 приходится на производство чугуна, где углерод используется как восстановитель железа. Поэтому основной фокус дорожной карты компании по декарбонизации — на производстве чугуна и стали. Речь идет о постепенном отказе от традиционной схемы, когда в доменных печах производится чугун, а из чугуна выплавляется сталь в конвертерах. Вместо этого группа Метинвест начала переход к альтернативной технологии: производству железа прямого восстановления (DRI), из которого в электросталеплавильных печах изготавливается сталь.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны: в начале 2021 года Центральный ГОК (Кривой Рог) начал производить DRI-окатыши. «Мы выпускаем сырье, которое может использоваться для низкоуглеродного производства стали. Дальнейшие наши шаги включают строительство модулей по прямому восстановлению железа и переход к электрометаллургии. А в перспективе эти технологии можно увязать с возобновляемыми источниками энергии и водородом, когда он станет доступным для промышленности», — объясняет стратегию трансформации Рыженков. «Около 20-30% снижения можно достичь за счет использования водорода в традиционном производстве металлургии. Сегодня у нас такой проект движется», — добавил он, имея в виду строительство завода по производству водорода в Мариуполе. Получаемый на этом заводе водород будет использоваться для производства стали с низким уровнем выбросов.

НОВЫЕ НОВОСТИ

До сих пор авиация, морской транспорт, ЖКХ были фактически за пределами Green Deal, но теперь Еврокомиссия настаивает на отказе от бесплатных разрешений на выбросы СО2 для авиации. Очевидно, что это приведет к росту затрат авиакомпаний и росту цен для их клиентов. Потому что инновационные низкоуглеродные виды авиатоплива дороже. Уже сейчас европейские авиакомпании при покупке билетов предлагают опцию «снизить выброс СО2», доплатив несколько евро. Теперь выбора не будет — платить будем все.

На первый взгляд, нас не особо затронет морская инициатива FuelEU — она должна стимулировать внедрение экологически безопасного топлива на морском транспорте и технологий с нулевым уровнем выбросов. Это все будет применено к судам, заходящим в порты Европы. Но так или иначе приведет к росту затрат на транспорт, и мы увидим это в некотором росте цен.

Предельно жесткие условия выдвинуты для продажи новых автомобилей — начиная с 2035 года они не должны иметь выбросов. То есть в ЕС запретят продажу авто с двигателями внутреннего сгорания. Очевидно, введут стимулы для того, чтобы европейцы с такими машинами поскорее расставались, меняя на электро. В Украину хлынет поток дешевых подержанных авто — уже не дизельных, как сейчас, а с бензиновыми двигателями.

Ну и энергетика: планируют довести до 40% долю энергии из возобновляемых источников к 2030 году. Достигаться это будет путем использования возобновляемых источников энергии на транспорте, отоплении и охлаждении зданий, а также в промышленности. Нам придется брать с них пример — наращивать долю гидро-, атомной и возобновляемых источников энергии. И, конечно, утилизировать все, что может давать энергию. Потому что углеродный след электроэнергии будет «грязнить» любой товар, при производстве которого она используется. А следовательно, будут проблемы при экспорте таких товаров.

Проведение декарбонизации для Украины в значительной мере вынужденный шаг. Если не начать сегодня, то через четыре-пять лет экспорт многих видов продукции будет фактически блокирован. Но одновременно это и жесткий стимул к модернизации традиционных промышленных предприятий. «Если бы мы не задумывались о декарбонизации, мы бы не смотрели на возможности прямого восстановления железа или электрометаллургии. Появилась история с декарбонизацией — возникла идея использовать высококачественные окатыши вместо лома. И оказалось, что в процессе декарбонизации мы можем дать вторую жизнь украинской металлургии», — считает Рыженков.

Как руководитель индустриальной группы — лидера по декарбонизации Рыженков настаивает на скорейшем формировании стратегии в рамках всей страны, иначе трансформация затянется и будет обходиться слишком дорого: «Перед украинской промышленностью стоит серьезная задача, которая повлияет на жизнь всей страны. Декарбонизация может полностью изменить и производство, и технологии. Чем раньше бизнес и государство выработают единый подход к достижению углеродной нейтральности, тем легче этот процесс пройдет для экономики Украины».

 

ГОВОРЯТ ИНИЦИАТОРЫ FIT55

Урсула фон дер Ляйен, президент Еврокомиссии

Экономия ископаемого топлива достигла своего предела. Мы хотим оставить следующему поколению здоровую планету, а также хорошие рабочие места и рост, который не вредит нашей природе. Европейский зеленый курс — это наша стратегия роста, направленная на декарбонизацию экономики. Европа была первым континентом, объявившим себя климатически нейтральным к 2050 году, а теперь мы первые, кто выложил на стол конкретную дорожную карту. Европа ведет переговоры о климатической политике через инновации, инвестиции и социальную компенсацию.

 

Франс Тиммерманс, исполнительный вице-президент ЕК по Green Deal

Это десятилетие решающего шага в борьбе с кризисами, связанными с климатом и биоразнообразием. ЕС поставил амбициозные цели, и сегодня мы представляем, как мы можем их достичь. Достижение зеленого и здорового будущего для всех потребует значительных усилий в каждом секторе и в каждом государстве-члене. Вместе наши предложения будут стимулировать необходимые изменения, позволят всем гражданам как можно скорее ощутить преимущества действий по борьбе с изменением климата и окажут поддержку наиболее уязвимым домохозяйствам. Переход Европы будет справедливым, экологичным и конкурентоспособным.

 

Паоло Джентилони, еврокомиссар по экономике

Мы обновляем наши 20-летние правила налогообложения энергии, чтобы стимулировать использование более экологичных видов топлива и снизить вредную конкуренцию за счет налогов на энергию. И мы предлагаем механизм корректировки границ выбросов углерода, который приведет в соответствие цену на импорт «углеродных» товаров с ценой, действующей в ЕС. В полном соответствии с нашими обязательствами перед ВТО это гарантирует, что наши климатические амбиции не будут подорваны иностранными фирмами, к которым предъявляются более мягкие экологические требования. Это также будет способствовать внедрению более экологичных стандартов за пределами наших границ.

 

Кадри Симсон, еврокомиссар по вопросам энергетики

Чтобы достичь климатической нейтральности к 2050 году, нам нужно превратить эволюцию возобновляемых источников энергии в революцию и убедиться, что энергия не тратится впустую. Сегодняшние предложения ставят более амбициозные цели, устраняют барьеры и добавляют стимулы, чтобы мы еще быстрее продвигались к системе с нулевым чистым энергопотреблением.

 

Адина Вэлеан, еврокомиссар по транспорту

С нашими тремя транспортными инициативами — ReFuel Aviation, FuelEU Maritime и Регламентом инфраструктуры альтернативных видов топлива — мы поддержим переход транспортного сектора к системе, ориентированной на будущее. Мы создадим рынок экологически безопасных альтернативных видов топлива и низкоуглеродных технологий, а также создадим необходимую инфраструктуру для обеспечения широкого внедрения транспортных средств и судов с нулевым уровнем выбросов. Это шанс сделать ЕС ведущим рынком для передовых технологий.

 

Виргиниюс Синкявичюс, еврокомиссар по вопросам окружающей среды, океанов и рыболовства

Мы должны расширить использование методов, благоприятных для биоразнообразия, и обеспечить здоровье и устойчивость лесных экосистем. Лесная стратегия меняет правила игры в том, как мы защищаем, управляем и выращиваем наши леса для нашей планеты, людей и экономики.

 

Теги по теме
ЕвросоюзЭкология
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Родился в Донецке, но стал путинистом: умер известный режиссер, снявший фильм "Мастер и Маргарита"
Telegraf
2025-07-17T10:18:58Z
Лорак в том числе: из азербайджанского фестиваля выгнали российских артистов
GlavRed
2025-07-17T10:21:54Z
Нельзя: Тодоренко снова не смотрела за детьми и нарвалась на жесткий отказ в РФ
GlavRed
2025-07-17T14:27:51Z
Известного украинского певца нагло ограбили в Италии: "Разбили стекло и украли все"
TSN
2025-07-13T16:45:12Z
Галкин публично заговорил о помощи Украине и намерениях приехать в Киев: "Это обязательно"
TSN
2025-07-26T08:09:41Z
Иво Бобул рассказал подробности встречи с Элтоном Джоном в Крыму: "Все были в шоке"
TSN
2025-07-26T06:09:20Z
"Главная ведьма Украины" рассказала, как занималась любовью со священником из Лавры
Фокус
2025-07-15T11:00:40Z
Илона Гвоздева из "Тацы со звездами" неожиданно остановила свой развод: что решил суд и почему она молчит
Знай
2025-07-15T18:52:13Z
Wellboy признался, на кого из звездных певиц положил глаз
Апостроф
2025-07-16T14:36:06Z
Публичная пощечина Макрону и другие выходки: СМИ выяснили, что взбесило первую леди Франции
Telegraf
2025-07-17T14:51:07Z
Сербия назвала условие поддержки санкций ЕС против России
Корреспондент
2025-07-25T12:33:17Z
В кортеже Путина заметили скорую: пошли нехорошие слухи. ВИДЕО
Новости Украины
2025-07-16T18:57:01Z
Первое заявление Свириденко в должности премьер-министра Украины
Comments UA
2025-07-17T11:36:47Z
Директор НАБУ отреагировал на новый закон и риски перед антикоррупционными органами
Апостроф
2025-07-26T08:18:33Z
Признание Палестины - часть пути к миру на Ближнем Востоке - Стармер
Gazeta UA
2025-07-26T08:12:56Z
Украина получила неожиданного союзника в Белом доме: на Западе озвучили детали
Comments UA
2025-07-15T13:04:10Z
Украину сотрясли акции протеста
Корреспондент
2025-07-22T20:15:02Z
«В министерстве не было координации». Почему Умеров не справился, будет ли Шмыгаль эффективным преемником и какие изменения нужны - анализ от
Апостроф
2025-07-20T09:33:18Z
Что в сексе больше нравится мужчинам: честно, без мифов и стереотипов
Comments UA
2025-07-17T20:39:30Z
Гороскоп на сегодня 25 июля: сопротивление Тельцов, уязвимость Раков и разочарование Рыб
Знай
2025-07-25T01:45:56Z
Нереальная вкуснота за 15 минут: приготовьте персиковые слойки с медом и мороженым
Telegraf
2025-07-12T09:15:40Z
Въезд в США обрастает налогом в $250: как новый сбор усложнит въезд иностранцам
UAToday
2025-07-22T16:06:01Z
Салат будет оставаться свежим целых две недели: как правильно хранить зелень в холодильнике
TSN
2025-07-26T08:09:26Z
Магазинное больше не удивит: как сделать идеальное мороженое из трех ингредиентов дома
Telegraf
2025-07-26T07:03:54Z
С хрустящей корочкой и мягкая внутри: хитрость кулинаров, которая поможет идеально пожарить картошку
Gazeta UA
2025-07-20T09:30:22Z
Мода на крепкий сон: как мир оказался во власти нового тренда и как на этом делают бизнес
Фокус
2025-07-26T07:00:48Z
Гости на пороге? Брускеты с авокадо и креветками станут настоящим спасением
Telegraf
2025-07-26T06:12:48Z
Врач назвала среднюю продолжительность жизни мужчин в Украине: статистика впечатляет
TSN
2025-07-14T22:15:17Z
Лишь два стакана в день этого сока нормализует высокое артериальное давление
Comments UA
2025-07-23T17:06:12Z
Как вода с медом с утра повлияет на здоровье: вы удивитесь
TSN
2025-07-20T09:09:20Z
Как заставить помидоры покраснеть: действенные способы
Gazeta UA
2025-07-21T15:33:32Z
Можно ли кипятить одну и ту же воду дважды
Знай
2025-07-26T07:51:43Z
Завтрак выходного дня: как легко приготовить идеальный боул
Gazeta UA
2025-07-26T06:15:42Z
Как вывести жирное пятно - простые и действенные способы
Gazeta UA
2025-07-13T20:22:13Z
5 признаков, что вам не хватает белка: что советуют врачи и нутрициологи
TSN
2025-07-26T04:36:29Z
От этих продуктов жирнеет кожа и появляются прыщи
Comments UA
2025-07-25T21:57:29Z
Индексация будет одинаковой для всех, независимо от профессии, - Екатерина Котенкова
Знай
2025-07-17T02:18:54Z
Это единственный мост в Украине, который поворачивается: где он находится и как называется
Telegraf
2025-07-16T19:07:22Z
Польша требует от МОН переписать учебники истории Украины: что произошло
Фокус
2025-07-17T14:30:53Z
За чем нельзя наблюдать 17 июля и что нужно отдать сегодня: приметы и запреты на Марины
Знай
2025-07-17T02:03:23Z
Домашние работники тоже имеют права: что нужно снять няням и уборщицам
Знай
2025-07-26T08:12:28Z
Украина стала лидером в войне дронов и тотального наблюдения - детали
TSN
2025-07-26T08:09:54Z
В жизнь ворвутся проблемы и потеряете счастье: что нельзя делать 17 июля, приметы
GlavRed
2025-07-16T14:28:42Z
Украинских школьников за границей ждет дискриминация: учителя протестуют против новых правил МОН
Знай
2025-07-20T09:21:24Z
Украина сделала беспрецедентное предложение иностранным оборонным компаниям: о чем идет речь
Comments UA
2025-07-17T22:42:52Z
Двух подростков-партизан посмертно наградили
Корреспондент
2025-07-19T14:21:35Z
Покровское направление снова под массированными штурмами россиян
Новости Украины
2025-07-17T14:39:03Z
Гороскоп на 17 июля для всех знаков Зодиака: у кого будут проблемы с финансами
Comments UA
2025-07-16T17:51:09Z
Россияне убили пятерых жителей Константиновки
Корреспондент
2025-07-19T06:33:37Z
Накупила участков и квартиру: как живет донецкая судья с миллионной зарплатой
Telegraf
2025-07-26T08:03:08Z
Дефицит продуктов во Львовской области: украинцам сообщили о нехватке важного товара
Политека
2025-07-26T08:00:29Z
В ВСУ заявили о восстановлении позиций в Запорожье
Корреспондент
2025-07-19T17:09:12Z
В сердце Украины заметили пушистых "гостей": они способны нападать на людей
Telegraf
2025-07-15T22:31:21Z
Партизаны взорвали важный железнодорожный маршрут оккупантов под Тулой
Корреспондент
2025-07-20T09:39:39Z
Даже не убегал: новые подробности двойного расстрела на черниговском полигоне
TSN
2025-07-17T15:36:58Z
В Украине продолжают исчезать дети: что произошло на Житомирщине
Comments UA
2025-07-16T19:21:42Z
Россияне сообщают о взрывах в Подмосковье
Корреспондент
2025-07-18T03:45:47Z
Пограничники задержали 10 мужчин, которые платили криптовалютой за побег в Молдову
Новости Украины
2025-07-17T13:09:34Z
Атака на Днепр: 21-летняя девушка, пострадавшая от обстрела, скончалась в больнице
TSN
2025-07-26T08:18:36Z
Таиланд отразил вторжение Камбоджи: десятки погибших
Корреспондент
2025-07-26T07:42:28Z
Российский FPV-дрон атаковал автомобиль главного раввина Херсона
ZN UA
2025-07-17T22:39:39Z
Под Москвой прогремели взрывы - аэропорты РФ остановили рейсы
Gazeta UA
2025-07-17T04:39:15Z
"Вагнеровцы" расстреляли 11 человек на шахте в Африке - СМИ
Корреспондент
2025-07-19T07:54:50Z
Надя Дорофеева показала фото с Усиком после блестящего боя и поделилась впечатлениями от встречи
TSN
2025-07-20T09:09:19Z
Погиб легендарный экстремал. ВИДЕО
Новости Украины
2025-07-17T22:51:29Z
Полюбил вас всех как родных: Лукас Васкес растрогал на церемонии прощания
Корреспондент
2025-07-17T14:30:50Z
Усик сделал символический жест перед реваншем с Дюбуа
Telegraf
2025-07-17T13:27:42Z
Усик рассказал, когда впервые поставил цель выиграть Олимпиаду
Корреспондент
2025-07-26T07:42:36Z
ПСЖ готовит новый шаг для покупки украинского защитника
Корреспондент
2025-07-26T07:18:20Z
На этапе Бриллиантовой лиги в Лондоне украинка Левченко не выступит
Корреспондент
2025-07-18T19:54:57Z
Лапорта рассказал, ждать ли болельщикам новых игроков в Барселоне
Корреспондент
2025-07-26T07:00:41Z
Усик вспомнил, что чувствовали его дети в первые дни вторжения
Корреспондент
2025-07-26T06:09:07Z
Сметанина назначена и.о. генерального директора Укроборонпрома
Корреспондент
2025-07-22T19:18:36Z
Блокируют за "нетипичную активность": клиентам Ощадбанка массово замораживают карты
Знай
2025-07-16T12:37:23Z
Лукашенко распорядился штрафовать магазины за отсутствие картофеля
Корреспондент
2025-07-19T00:24:57Z
Украина с начала года получила 527 млн грн от аренды земель
Корреспондент
2025-07-17T14:18:49Z
Украинцы на грани хлебного кризиса: цена за буханку заставит глотать слезы
Знай
2025-07-26T07:30:22Z
Цены на огурцы в Украине снова растут
Gazeta UA
2025-07-26T07:27:27Z
Таможенные реестры: в Украине утвердили новые правила
Хвиля
2025-07-17T10:36:51Z
"Успешно релоцировано в Германию": появились кадры взлета самолета, который заметили над Киевом
Фокус
2025-07-16T23:21:01Z
Доплаты к пенсии: на какую сумму могут рассчитывать пенсионеры в 70 лет
Знай
2025-07-16T18:07:28Z
Землю снова атаковала магнитная буря красного уровня: сколько будет длиться шторм
Апостроф
2025-07-17T15:51:55Z
Новый рекорд производительности солнечных панелей Японии вызывал странный эффект: что случилось
Фокус
2025-07-17T15:51:42Z
Названо області України, де можливе очікувати нашестя сарани
AgroNews
2025-07-26T08:18:32Z
Инсайдер: Ghost Recon сменила движок
GameMag
2025-07-26T08:06:41Z
Скрытый разлом наращивает давление: ученые предупредили о катастрофическом землетрясении в США
TSN
2025-07-26T07:51:47Z
Древние "кальмары" оказались не теми, кем их считали: исследование ученых
TSN
2025-07-26T07:51:40Z
Робот складывает вещи и убирает со стола: технология со встроенным искусственным интеллектом от ByteDance
ZN UA
2025-07-26T07:43:16Z
Создатели RPG-сенсации Clair Obscur: Expedition 33 побывали в Square Enix и провели встречу с разработчиками Final Fantasy
GameMag
2025-07-26T07:04:17Z
Искусственный интеллект или искусственное безумие: как ChatGPT довел мужчину до психбольницы... трижды
Знай
2025-07-26T06:51:56Z
На разгадку есть15 с. Попробуйте найти в головоломке странное авто
Gazeta UA
2025-07-26T07:36:54Z
В Украине распространяется новая опасная афера: автовладельцы под угрозой
Знай
2025-07-26T02:51:44Z
Renault обновила сверхбюджетный микровэн Triber
Корреспондент
2025-07-25T19:06:04Z
Китайские компании удвоили долю на европейском автомобильном рынке
Корреспондент
2025-07-25T17:27:31Z
Kia раскрыла детали модульного электрического грузовика PV5
Корреспондент
2025-07-25T17:24:28Z
Электромобиль Zeekr получил идеальную версию для украинских условий
Фокус
2025-07-25T15:57:19Z
В интернете показали редкий и малоизвестный спортбайк Citroen 80-х
Фокус
2025-07-25T15:00:33Z
Эти привычки вождения могут увеличить расход топлива до 40%
Знай
2025-07-25T09:51:54Z
В Украине упал спрос на бензиновые автомобили
Корреспондент
2025-07-25T09:33:51Z