MY.UAНовости
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

В предыдущих двух частях мы рассказывали, с каким автопромом Украина пришла к 1991 году, и что от него осталось к 2010-му году. Обозначили мы и главные, по нашему мнению, причины неудач в 90-е и 2000-е.

Сегодня же мы расскажем, как жил автопром страны в период 2011-2021 годов. Но прежде обозначим, из чего он состоял на момент 2011 года. Легковые автомобили в тот момент в Украине производили «ЗАЗ», черкасский «Богдан Моторс», сборку вели закарпатский «Еврокар» и кременчугский КрАСЗ. Грузовики выпускал КрАЗ, а автобусный сегмент был представлен заводами «Богдан Моторс» (Луцк), ЛАЗ (Львов), «Эталон» (Чернигов и Пролиски), «Черкасский автобус», Рута (г. Часов Яр) и ЗАЗ (автобусы I-Van).

Финансовый кризис 2008 года подкосил весь украинский авторынок. Объемы продаж резко сократились с 643 тыс. штук в 2008 году до 162 тыс. в 2009-м. А к 2011 году в Украине суммарная мощность только трех автозаводов ЗАЗ, Богдан Моторс и Еврокар достигала 340 тыс. штук в год. Единственным выходом, чтобы сохранить объемы производства - было наращивать экспорт. Продать такое количество украинских авто можно было только в России. Рынок ЕС для украинских предприятий был закрыт и пошлинами, и техническими регламентами (нормами Евро).

Кроме того, бурное развитие в 2000-е привело к тому, что почти все украинские автозаводы были закредитованы, и кредиты брались в валюте. Кредитное бремя после девальвации 2008 года было уже не подъемным. Заводы, столкнувшись с обвалом продаж на украинском рынке, уже не в состоянии были обслуживать кредитные обязательства и банкротство было лишь вопросом времени. Но в 2011-м еще казалось, что этот период удастся пережить.

Первым падает ЛАЗ. Завод получил большой подряд под Евро-2012 от городов, принимающих чемпионат. Обещали закупить почти 2000 автобусов и троллейбусов, а по факту их было около 200. Да и с оплатой ему возникли проблемы. Собственник ЛАЗа начинает дробить завод на мелкие предприятия, чтобы уйти от кредиторов, и даже перевозит часть оборудования в Днепродзержинск. Во Львове даже поднимется кампания о возврате завода в госсобственность, но так ничем это и не закончится. ЛАЗ бесславно канет в Лету.

В 2011 году желание разместить свое производство в Украине изъявил Hyundai. Речь шла о заводе на 150-200 тыс. микроавтобусов и грузопассажирских автомобилей в год. Инвестора опекали Борис Колесников и Анатолий Кинах, вели переговоры, предлагали в партнеры местных производителей и предлагали разные площадки. Однако после изучения украинского рынка Hyundai предпочел Турцию. Завод там быстро построили и сейчас к нам поступают Hyundai H-350 именно оттуда.

В 2011 г ЗАЗ завершает производство «Славута» - последнего автомобиля еще украинской разработки. Но в том же году у ЗАЗа появляется новый стратегический партнер – Chery и стартует полномасштабное производство ZAZ Forza и Chery Bonus.

Китайский партнер, как и GM, заказывает производство этих авто у ЗАЗа, а затем реализует их на рынке РФ в собственной торговой сети. Такой альянс, казалось, сулит ЗАЗу хорошую загрузку, а со временем планировали увеличить число выпускаемых моделей.

В 2012-м был запущен в производство ЗАЗ Vida (Chevrolet Aveo второго поколения), для полномасштабного выпуска которого, Корпорация «УкрАвто» даже выкупила пресс-формы у General Motors. Под именами Aveo/Vida с конвейера ЗАЗа сошло, в общей сложности, 206 237 шт. этой модели. В 2013-м стартовал выпуск ЗАЗ Vida пикап. И вновь главный расчет был на экспорт в Россию, так как украинский рынок очень медленно восстанавливался после кризиса 2008 года.

На «Богдане» поняли, что без собственной модели из кризиса не выбраться. Получая штамповку кузовных деталей и всю комплектацию от партнеров, они были вынуждены «играть по их правилам» и поставлять машины только туда, куда им разрешат. «Богдан» делает ставку на ВАЗ и разрабатывает собственный пикап Богдан-2310\2312 и кросс-универсал на платформе ВАЗ-2111. Эти модели под собственным брендом завод начал поставлять в Россию и на другие рынки стран СНГ. Спрос на них был, но тут начинается период торговых войн с Россией, от которых начали страдать автомобильные производители. Пострадали и ЗАЗ, и Богдан.

В 2012 году в России вводят утилизационный сбор, которым дискриминируют производителей из стран СНГ. Нужно было или повышать цены и оказаться неконкурентоспособными в РФ, или платить сбор за счет собственной маржи. Чтобы сохранить объемы решили компенсировать этот сбор за счет отпускных цен. Но война между Россией и Украиной в автомобильном секторе началась задолго до 2014-го. Фуры с украинскими автомобилями задерживали на границе и под надуманными предлогами заворачивали. Украинский бизнес выдавливали с российского рынка и не давали возможности доставлять свои авто в страны Средней Азии. Ситуация требовала помощи от государства, но ее в очередной раз не последовало. К 2014 году и «Богдан», и «ЗАЗ» уже не могли экспортировать свои авто в Россию и везти их транзитом через РФ в другие страны.

Украинский автопром оказался зажатым в рамках украинского рынка. «Богдан» находит нового партнера в лице китайской компании JAC и к концу 2013-го запускает полномасштабное производство в Черкассах седана JAC J5. На очереди был кроссовер S5. Последний очень похож на новую модель Hyundai ix35 и идеально вписывался в черкасский конвейер. «Богдан» торопится сделать локализацию 51% и выйти с этими моделями на рынки СНГ. Китайские партнеры дают «Богдан» права на торговлю во всех странах СНГ и даже задумываются над поставками в ЕС. Казалось, что выход из кризиса найден. Но это только так казалось.

Война 2014, аннексия Крыма и Донбасса, девальвация гривны в 3 раза, разрыв всех деловых контактов с Россией и полный ступор транзита. Черкасский завод «Богдан Моторс» дособрал последние комплекты и окончательно остановился летом 2014-го. Остановился в 2014-м и кременчугский автосборочный завод КрАСЗ.

После такой девальвации экономического смысла собирать Geely уже не было. Завод полностью обанкротится в 2015-м. ЗАЗ тоже останавливался, но в 2017 еще попробует выпустить партию Sens. Предприятие будет бить тревогу, ведь после последней девальвации долг завода перед банками из-за переоценки кредитного портфеля достиг 2,5 млрд. грн., а суммарный убыток - 2,9 млрд. грн. Но министров это не тронет.

ЗАЗ уничтожило равнодушие украинских чиновников, которые ответственны за промышленную и внешнюю политику. Они молча наблюдали, как «ЗАЗ» сначала вытолкнули со всех экспортных рынков, даже ни разу не вступившись за украинский завод на государственном уровне, а затем сделали вид, что утрата страной целой отрасли и сотен заводов-поставщиков – это не большая трагедия.

«Еврокару» удалось реструктуризировать кредитный портфель, но долговая нагрузка в 2,6 млрд гривен никуда не делась. Построенный с «иголочки» новый завод полного цикла так и не запустили. Цеха сварки и покраски укутаны пленкой. Экономически целесообразно их запускать при минимальном объеме выпуска - 25 000-50 000 автомобилей одной модели. Иначе сварить и покрасить один автомобиль будет в два раза дороже, чем импортировать.

До 2014 года у «Еврокара» был почти готовый к старту проект производства двух моделей - Rapid и Rapid Spaceback - для российского и украинского рынков. Планируемые объемы производства - от 50 000 до 100 000 автомобилей в год. Как раз в этом проекте планировалось полномасштабное производство. Но теперь в «Еврокар» возлагают надежды только на выпуск электромобилей.

Пришел к банкротству и КрАЗ. Казалось, что война для него станет спасением, ведь армии нужны армейские грузовики, которые как раз и выпускал КрАЗ. Но их закупали только в первые годы, а затем переключились на закупку МАЗов.

И вновь сказалось несовершенство украинского законодательства, которое отождествляет сборку с производством. Мы о нем говорили еще в первой части нашего исторического экскурса.

Белорусские МАЗы получили украинскую прописку и бренд «Богдан», и шли в армию как украинские грузовики. Это не спасет завод "Богдан" от банкротства: как только поменяется президент, их тоже перестанут закупать и завод полностью остановится.

Но если бы это был единичный случай подмены понятий. Целых несколько лет во время войны украинские города закупали в качестве школьных автобусов российские ПАЗы через систему Prozorro. Украинские производители автобусов негодовали, но города и села продолжали закупать автобусы из соседних стран, вместо собственных. И только мэр Львова Андрий Садовый в 2021-м имел смелость остановить тендер и отказался от закупок импортной техники.

Подведем итог. К 30-летию Украина полностью лишилась своего производства легковых автомобилей, нет больше целой отрасли производства мотоциклов и мопедов, в состоянии комы пребывает КрАЗ – единственный производитель грузовиков.




Немногим лучше положение автобусных заводов (Черкасский автобус, Эталон, ЗАЗ и Рута), но они с опаской ожидают подписания Зоны свободной торговли с Турцией, где интересы отечественных автобусостроителей могут опять сдать. Пока сохранилась сборка Skoda на «Еврокаре» и непонятно зачем возобновилась сборка российских Lada на ЗАЗе. Вот и весь украинский автопром сейчас.

А кто же виноват, что Украина так и не стала автомобильной державой? Да и тот автопром, что был в 1991 году, мы тоже потеряли. Здесь надо сказать, что на 1991 год ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Белоруссия не имели такой мощной автомобильной промышленности, как в Украине. Но сейчас все эти страны имеют производство автомобилей, а мы – нет. Не было автопрома и в Словакии, Словении, Венгрии, а сейчас – есть. В Турции было несколько отсталых заводов, а сейчас там выпускают десятки мировых брендов. И в России сейчас больше 20 новых заводов, выпускают самые современные автомобили. А что у нас в Украине?

Если без эмоций проанализировать последнее десятилетие, то ошибок было сделано много. И ключевая здесь роль государства и некомпетентность чиновников. Это они должны были открыть новые рынки для сбыта украинской продукции, договорившись о поставках. Это они вместо рефинансирования банков, должны были поддерживать производство и занятость. Это они должны были навести порядок с «еврономерами», а не спокойно наблюдать, как в страну без уплаты налогов заезжают сотни тысяч авто. 

К сожалению, в Украине установилась плохая традиция каждый год менять правила игры в автомобильном секторе. Меняли пошлины и акцизы, вводили и отменяли нормы Евро, запрещали и разрешали ввоз подержанных иномарок. Каждый год и в декабре, накануне начала нового сезона. Иностранные партнеры уже давно устали наблюдать за этими "играми лоббистов". Ну и никто не будет планировать вести в стране серьезный бизнес, если правила игры здесь меняются каждый год. Поэтому вариться в этом бардаке могли только отечественные бизнесмены.

А еще нам всем не хватило патриотизма. Только патриотизм – это не только одеть вышиванку и покрасить в цвет флага мусорные урны, а патриотизм – это и закупать украинские грузовики для Украинской армии, и украинские автобусы для школьников. Каждое действие чиновников должно быть в интересах Украины. А лозунг – «Купуй українське» - должен быть основополагающим при любой государственной закупке.

И вот тогда у нас был бы и автопром, и современные автомобили. А так, в Украине фактически больше нет автопрома. В стране, где армия не покупает свои автомобили, а города - свои автобусы, не может быть своего автопрома. Мы сами его не заслуживаем. И наш поезд уже ушел. Но это вовсе не означает, что все потеряно.

P.S. Эпоха автомобилей с двигателями внутреннего сгорания подходит к завершению. Наступает новая эра электротранспорта. Наши соседи усиленно строят новые производства и фабрики по производству аккумуляторов. Может Украине удастся стать хотя бы производителем электромобилей? У нас все для этого есть, даже залежи лития и уже простаивающие заводы. Только надо исправить все те системные ошибки, о которых мы говорили во всех трех частях этой публикации. И все у нас получится! С Днем Незалежності. Україно!

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Мощный лазер и 24 ствола 12 калибра: россияне презентовали свою первую антидроновую систему на основе искусственного интеллекта
ZN UA
2025-02-23T02:09:25Z
Инсайдер: Ремастер первой трилогии God of War для PlayStation 5 будет анонсирован в ближайшее время
GameMag
2025-02-22T21:55:05Z
Продолжение Cyberpunk 2077? CD Projekt RED ищет старшего аниматора для создания иммерсивной игры от первого лица
GameMag
2025-02-22T21:36:33Z
Посмотрите на новую геймплейную демонстрацию ремейка "Готики" на ПК с GeForce RTX 5090 — выходит в 2025 году
GameMag
2025-02-22T20:37:43Z
Bandai Namco планирует поставить выпуск ремастеров Tales of на поток
GameMag
2025-02-22T20:31:45Z
Илон Маск обвинил агентство Reuters во лжи относительно отключения Украины от Starlink
ZN UA
2025-02-22T20:28:52Z
Microsoft предложила использовать генеративный ИИ для воскрешения игровой классики
GameMag
2025-02-22T20:12:47Z
5 лучших приложений для пар, которые укрепят отношения и здорово развлекут
Знай
2025-02-22T19:51:21Z
Создатель Xbox Симус Блэкли: "Разговоры о самой мощной консоли больше никого не удивляют, все решает контент"
GameMag
2025-02-22T19:42:30Z
День ангела 23 февраля: кого и как поздравлять с именинами
TSN
2025-02-22T22:18:24Z
Убивает не только мотивацию: ученые рассказали, как травля на работе влияет на наши семьи
Фокус
2025-02-22T19:36:06Z
Таро гороскоп на воскресенье: кому следует быть очень внимательным
Comments UA
2025-02-22T18:30:21Z
Готовим невероятно вкусный щербет: рецепт восточных сладостей
TSN
2025-02-22T17:36:55Z
Гороскоп на 23 февраля 2025 года по картам Таро для всех знаков зодиака
UAToday
2025-02-22T17:03:53Z
Как сделать равенство «3+3=3−3» верным: нужно перевести только одну спичку
TSN
2025-02-22T16:54:16Z
Три знака Зодиака, которые встретят свою любовь весной 2025 года
Фокус
2025-02-22T16:45:50Z
Как определить, что перед вами свежесрезанные розы: на что обратить внимание
TSN
2025-02-22T16:39:52Z
Куда поехать в конце зимы: ТОП-9 мест для незабываемого отдыха
Comments UA
2025-02-22T13:42:21Z
В США на авиабазе произошла стрельба: есть погибший и раненый
TSN
2025-02-23T04:48:19Z
РФ обстреляла Запорожье: ранена женщина
Корреспондент
2025-02-22T23:24:57Z
Атака БПЛА: в двух районах Киева вспыхнули пожары
Корреспондент
2025-02-22T22:51:11Z
Под Одессой – прилет БПЛА, в Киеве упали обломки
Корреспондент
2025-02-22T22:09:19Z
Выписали пенсионера из больницы - и через минуту он умер на пороге: трагедия, которая шокировала всех
Знай
2025-02-22T20:51:53Z
В Калифорнии нашли «виновного» в масштабных пожарах
Comments UA
2025-02-22T19:18:56Z
В Киеве водитель элитного автомобиля устроил стрельбу на дороге
Апостроф
2025-02-22T18:27:21Z
В Житомирской области во время пожара погибли двое детей и двое взрослых
Корреспондент
2025-02-22T17:27:57Z
В ужасном ДТП погиб музыкант рок-группы KISS из-за опрометчивости 90-летней матери
TSN
2025-02-22T17:27:33Z
Усик покинул вечер бокса в Саудовской Аравии перед боем двух россиян
ZN UA
2025-02-23T00:12:43Z
Потенциальный соперник Усика нокаутировал соперника во втором раунде
ZN UA
2025-02-22T23:21:19Z
Астон Вілла – Челсі 2:1 Відео голів та огляд матчу АПЛ
Football.ua
2025-02-22T21:16:46Z
Динамо – Карпаты: онлайн-видеотрансляция матча УПЛ
TSN
2025-02-22T18:33:20Z
В Саудовской Аравии готовы заплатить миллиард евро за звезду "Реала" – СМИ
ZN UA
2025-02-22T17:43:20Z
Забарный получил красную карточку: "Борнмут" проиграл "Вулверхэмптону" в поединке АПЛ
TSN
2025-02-22T17:33:59Z
Украинец Забарный впервые в карьере был удален в матче АПЛ
ZN UA
2025-02-22T17:12:03Z
Арсенал у меншості та із Зінченком поступився в дербі Вест Гему
Football.ua
2025-02-22T17:01:35Z
Франция выиграла женскую эстафету на чемпионате мира, Украина не вошла в топ-10
Корреспондент
2025-02-22T15:51:15Z
Россияне широким фронтом наступают в сторону Днепропетровшины
ZN UA
2025-02-23T04:07:30Z
Достаточно телефона: киевлянам представили способ разоблачения мошенников
Хвиля
2025-02-23T03:42:36Z
РФ ударила по Кривому Рогу
Корреспондент
2025-02-23T01:15:53Z
РФ ударила по Киеву и Запорожью "шахедами": что известно о вражеской атаке
Фокус
2025-02-22T23:57:19Z
В Луганской области школьные охранники обыскивают детей - партизаны
Корреспондент
2025-02-22T23:54:28Z
Ночью беспилотники атаковали Запорожье - ОВА
TSN
2025-02-22T23:36:31Z
В Запорожской области активизировались оккупанты, но силы обороны держат фронт
ZN UA
2025-02-22T22:34:15Z
Вражеские беспилотники атакуют Украину: направление движения
TSN
2025-02-22T22:33:11Z
Враг атакует Украину ударными дронами и авиацией: взрывы раздаются в нескольких областях
TSN
2025-02-22T20:06:57Z
В Киеве колористка создает вышиванки на волосах: образ занимает до 8 часов работы, но клиентки терпят
Знай
2025-02-23T03:51:46Z
За рулем была мать: в ДТП погиб участник рок-группы KISS Карл Кокран
Фокус
2025-02-22T23:15:08Z
Джордж Мартин слышал о разработке экранизации Elden Ring
GameMag
2025-02-22T21:19:55Z
Не Томом Харди единым: актеры, которым пророчат роль следующего Джеймса Бонда
Marie Claire
2025-02-22T18:00:42Z
Браслеты, ленты и бисер: Андре Тан подсказал, с какими аксессуарами нужно сиять весной 2025
Знай
2025-02-22T16:51:43Z
Вера Кобзарь рассказала, почему скрывала беременность от родных: "Родители узнали на седьмом месяце"
TSN
2025-02-22T16:21:19Z
Танго, твист и вог: лучшие танцевальные сцены из кино
Marie Claire
2025-02-22T15:00:56Z
12 недель в топе: какой фильм "не отпускает" фанатов Netflix уже 3 месяца
Фокус
2025-02-22T14:30:28Z
Весна-лето 2025: 5 новых тенденций в моде
Comments UA
2025-02-22T13:21:39Z
Гороскоп Таро на сегодня, 23 февраля, по одной карте: что ждет каждого знака Зодиака
Политека
2025-02-23T05:01:55Z
ВСУ испытали эвакуационную платформу Воля-Е
Корреспондент
2025-02-23T03:15:23Z
Что нельзя делать дома 23 февраля и зачем искать пауков: приметы и запреты на Поликарпа
Знай
2025-02-23T03:03:08Z
Выплаты для людей с инвалидностью в марте: что изменится
Политека
2025-02-23T03:00:49Z
Масленица: традиции и запреты
ZN UA
2025-02-23T02:33:59Z
"Приятный способ": пара познакомилась в похоронном бюро и хочет говорить о смерти с детьми
Фокус
2025-02-23T02:06:59Z
Важно знать: как происходит наследование квартиры после смерти одного из наследников
ZN UA
2025-02-23T02:03:07Z
Праздник приближения весны: как правильно будет по-украински «Масленица»
ZN UA
2025-02-23T01:03:09Z
Мясопустное воскресенье: запреты и традиции
ZN UA
2025-02-22T22:34:13Z
Как бананы могут помочь бросить курить
Знай
2025-02-23T04:51:34Z
Ляшко возмущен поборами за контраст и КТ в больницах: "Руки хочется отрывать"
Знай
2025-02-23T04:12:06Z
Прохождение ВВК: можно ли обжаловать решение комиссии
ZN UA
2025-02-23T04:01:15Z
Украинские мужчины живут на 13-17 лет меньше женщин: причины и факторы
Хвиля
2025-02-23T02:39:58Z
Излечили врожденную слепоту: врачи провели уникальную быструю операцию незрячим детям
Фокус
2025-02-22T20:51:04Z
Антибиотики и вирусы: почему они не работают
Comments UA
2025-02-22T20:18:13Z
Можно ли спать всего 4 часа в сутки: ученые дали неожиданный ответ
TSN
2025-02-22T19:24:00Z
Залог здорового сна: ученые заявили, что дело совсем не в его продолжительности
Фокус
2025-02-22T18:12:47Z
Заменитель сахара в напитках может провоцировать проблемы с сердцем
Знай
2025-02-22T17:51:32Z
Аренда жилья для ВПЛ: начисляют ли налоги владельцу после расторжения договора
ZN UA
2025-02-23T05:04:09Z
Минимальная зарплата в Украине может вырасти в 3 этапа в 2025 году: детали законопроекта
Хвиля
2025-02-23T04:45:39Z
Согреться будем одеялами? Хватит ли украинцам газа до конца сезона
Знай
2025-02-23T04:30:25Z
Совсем не копейки: субсидия может покрыть полную стоимость аренды жилья
Знай
2025-02-23T03:12:50Z
Индексация пенсий с 1 марта: кому ждать повышения и сколько
Comments UA
2025-02-22T23:03:32Z
Стаж 35 лет и зарплата 15 000 грн: на какую пенсию можно рассчитывать
Знай
2025-02-22T21:12:05Z
На оплату коммуналки или покупку продуктов: украинцам выплатят почти 11 000 гривен
Знай
2025-02-22T20:12:28Z
Стоит ли украинцам ждать введения графиков газоснабжения: в Раде спрогнозировали
Фокус
2025-02-22T20:12:23Z
Цены на сливочное масло бьют рекорды: известно сколько стоит
Политека
2025-02-22T19:30:43Z
Один взгляд, и это - любовь: в Киеве заметили элитный суперкар BMW, который топит 300 км/ч
Знай
2025-02-22T15:51:46Z
Пушка-ракета на 800 "лошадок": в Киеве засветился агрессивный "Гелик" за 20 млн грн
Знай
2025-02-22T11:51:10Z
Гость из 90-х: в Украине нашли редкий 33-летний мотоцикл "Днепр" без пробега
Фокус
2025-02-22T10:57:09Z
Дебютировала новая Honda Accord 2025: как изменился семейный седан
Фокус
2025-02-22T10:00:17Z
Кто кого должен пропустить: запутанный тест на правила дорожного движения с ответом
TSN
2025-02-22T08:06:07Z
Культовая капсула времени: обнаружен знаменитый BMW 2002 года в новом состоянии
Фокус
2025-02-21T14:51:32Z
Нового конкурента Tesla Model Y и Porsche Macan от Renault показали до премьеры
Фокус
2025-02-21T08:51:34Z
ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ, БРИТАНСКИЙ ОПЫТ: ГЛАВНОЕ О NISSAN QASHQAI
Корреспондент
2025-02-21T06:03:58Z
Renault выпустит недорогой городской электромобиль за 18 000 евро
Фокус
2025-02-20T16:00:17Z
Итоги 22.02: Баталии вокруг сделки и Starlink наш
Корреспондент
2025-02-23T05:03:43Z
"Имеет четкий план": в Воздушных силах объяснили, будет ли массированная атака РФ в годовщину вторжения
Фокус
2025-02-23T04:33:56Z
Подоляк рассказал о работе над соглашением с США по ископаемым
Корреспондент
2025-02-23T04:21:06Z
СМИ: Киев передал США свой вариант селки по недрам
Корреспондент
2025-02-23T03:51:55Z
В США рассказали детали сделки по недрам Украины
Корреспондент
2025-02-23T02:21:39Z
Маск требует от госслужащих отчитываться о работе за неделю
ZN UA
2025-02-23T01:01:16Z
Трамп об Украине: я пытаюсь вернуть деньги
Корреспондент
2025-02-23T00:45:50Z
США ужесточают требования к Украине – СМИ
Корреспондент
2025-02-22T22:39:01Z
Соглашение о полезных ископаемых: Стефанчук сделал важное заявление
TSN
2025-02-22T22:16:12Z