MY.UAНовости
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

В предыдущих двух частях мы рассказывали, с каким автопромом Украина пришла к 1991 году, и что от него осталось к 2010-му году. Обозначили мы и главные, по нашему мнению, причины неудач в 90-е и 2000-е.

Сегодня же мы расскажем, как жил автопром страны в период 2011-2021 годов. Но прежде обозначим, из чего он состоял на момент 2011 года. Легковые автомобили в тот момент в Украине производили «ЗАЗ», черкасский «Богдан Моторс», сборку вели закарпатский «Еврокар» и кременчугский КрАСЗ. Грузовики выпускал КрАЗ, а автобусный сегмент был представлен заводами «Богдан Моторс» (Луцк), ЛАЗ (Львов), «Эталон» (Чернигов и Пролиски), «Черкасский автобус», Рута (г. Часов Яр) и ЗАЗ (автобусы I-Van).

Финансовый кризис 2008 года подкосил весь украинский авторынок. Объемы продаж резко сократились с 643 тыс. штук в 2008 году до 162 тыс. в 2009-м. А к 2011 году в Украине суммарная мощность только трех автозаводов ЗАЗ, Богдан Моторс и Еврокар достигала 340 тыс. штук в год. Единственным выходом, чтобы сохранить объемы производства - было наращивать экспорт. Продать такое количество украинских авто можно было только в России. Рынок ЕС для украинских предприятий был закрыт и пошлинами, и техническими регламентами (нормами Евро).

Кроме того, бурное развитие в 2000-е привело к тому, что почти все украинские автозаводы были закредитованы, и кредиты брались в валюте. Кредитное бремя после девальвации 2008 года было уже не подъемным. Заводы, столкнувшись с обвалом продаж на украинском рынке, уже не в состоянии были обслуживать кредитные обязательства и банкротство было лишь вопросом времени. Но в 2011-м еще казалось, что этот период удастся пережить.

Первым падает ЛАЗ. Завод получил большой подряд под Евро-2012 от городов, принимающих чемпионат. Обещали закупить почти 2000 автобусов и троллейбусов, а по факту их было около 200. Да и с оплатой ему возникли проблемы. Собственник ЛАЗа начинает дробить завод на мелкие предприятия, чтобы уйти от кредиторов, и даже перевозит часть оборудования в Днепродзержинск. Во Львове даже поднимется кампания о возврате завода в госсобственность, но так ничем это и не закончится. ЛАЗ бесславно канет в Лету.

В 2011 году желание разместить свое производство в Украине изъявил Hyundai. Речь шла о заводе на 150-200 тыс. микроавтобусов и грузопассажирских автомобилей в год. Инвестора опекали Борис Колесников и Анатолий Кинах, вели переговоры, предлагали в партнеры местных производителей и предлагали разные площадки. Однако после изучения украинского рынка Hyundai предпочел Турцию. Завод там быстро построили и сейчас к нам поступают Hyundai H-350 именно оттуда.

В 2011 г ЗАЗ завершает производство «Славута» - последнего автомобиля еще украинской разработки. Но в том же году у ЗАЗа появляется новый стратегический партнер – Chery и стартует полномасштабное производство ZAZ Forza и Chery Bonus.

Китайский партнер, как и GM, заказывает производство этих авто у ЗАЗа, а затем реализует их на рынке РФ в собственной торговой сети. Такой альянс, казалось, сулит ЗАЗу хорошую загрузку, а со временем планировали увеличить число выпускаемых моделей.

В 2012-м был запущен в производство ЗАЗ Vida (Chevrolet Aveo второго поколения), для полномасштабного выпуска которого, Корпорация «УкрАвто» даже выкупила пресс-формы у General Motors. Под именами Aveo/Vida с конвейера ЗАЗа сошло, в общей сложности, 206 237 шт. этой модели. В 2013-м стартовал выпуск ЗАЗ Vida пикап. И вновь главный расчет был на экспорт в Россию, так как украинский рынок очень медленно восстанавливался после кризиса 2008 года.

На «Богдане» поняли, что без собственной модели из кризиса не выбраться. Получая штамповку кузовных деталей и всю комплектацию от партнеров, они были вынуждены «играть по их правилам» и поставлять машины только туда, куда им разрешат. «Богдан» делает ставку на ВАЗ и разрабатывает собственный пикап Богдан-2310\2312 и кросс-универсал на платформе ВАЗ-2111. Эти модели под собственным брендом завод начал поставлять в Россию и на другие рынки стран СНГ. Спрос на них был, но тут начинается период торговых войн с Россией, от которых начали страдать автомобильные производители. Пострадали и ЗАЗ, и Богдан.

В 2012 году в России вводят утилизационный сбор, которым дискриминируют производителей из стран СНГ. Нужно было или повышать цены и оказаться неконкурентоспособными в РФ, или платить сбор за счет собственной маржи. Чтобы сохранить объемы решили компенсировать этот сбор за счет отпускных цен. Но война между Россией и Украиной в автомобильном секторе началась задолго до 2014-го. Фуры с украинскими автомобилями задерживали на границе и под надуманными предлогами заворачивали. Украинский бизнес выдавливали с российского рынка и не давали возможности доставлять свои авто в страны Средней Азии. Ситуация требовала помощи от государства, но ее в очередной раз не последовало. К 2014 году и «Богдан», и «ЗАЗ» уже не могли экспортировать свои авто в Россию и везти их транзитом через РФ в другие страны.

Украинский автопром оказался зажатым в рамках украинского рынка. «Богдан» находит нового партнера в лице китайской компании JAC и к концу 2013-го запускает полномасштабное производство в Черкассах седана JAC J5. На очереди был кроссовер S5. Последний очень похож на новую модель Hyundai ix35 и идеально вписывался в черкасский конвейер. «Богдан» торопится сделать локализацию 51% и выйти с этими моделями на рынки СНГ. Китайские партнеры дают «Богдан» права на торговлю во всех странах СНГ и даже задумываются над поставками в ЕС. Казалось, что выход из кризиса найден. Но это только так казалось.

Война 2014, аннексия Крыма и Донбасса, девальвация гривны в 3 раза, разрыв всех деловых контактов с Россией и полный ступор транзита. Черкасский завод «Богдан Моторс» дособрал последние комплекты и окончательно остановился летом 2014-го. Остановился в 2014-м и кременчугский автосборочный завод КрАСЗ.

После такой девальвации экономического смысла собирать Geely уже не было. Завод полностью обанкротится в 2015-м. ЗАЗ тоже останавливался, но в 2017 еще попробует выпустить партию Sens. Предприятие будет бить тревогу, ведь после последней девальвации долг завода перед банками из-за переоценки кредитного портфеля достиг 2,5 млрд. грн., а суммарный убыток - 2,9 млрд. грн. Но министров это не тронет.

ЗАЗ уничтожило равнодушие украинских чиновников, которые ответственны за промышленную и внешнюю политику. Они молча наблюдали, как «ЗАЗ» сначала вытолкнули со всех экспортных рынков, даже ни разу не вступившись за украинский завод на государственном уровне, а затем сделали вид, что утрата страной целой отрасли и сотен заводов-поставщиков – это не большая трагедия.

«Еврокару» удалось реструктуризировать кредитный портфель, но долговая нагрузка в 2,6 млрд гривен никуда не делась. Построенный с «иголочки» новый завод полного цикла так и не запустили. Цеха сварки и покраски укутаны пленкой. Экономически целесообразно их запускать при минимальном объеме выпуска - 25 000-50 000 автомобилей одной модели. Иначе сварить и покрасить один автомобиль будет в два раза дороже, чем импортировать.

До 2014 года у «Еврокара» был почти готовый к старту проект производства двух моделей - Rapid и Rapid Spaceback - для российского и украинского рынков. Планируемые объемы производства - от 50 000 до 100 000 автомобилей в год. Как раз в этом проекте планировалось полномасштабное производство. Но теперь в «Еврокар» возлагают надежды только на выпуск электромобилей.

Пришел к банкротству и КрАЗ. Казалось, что война для него станет спасением, ведь армии нужны армейские грузовики, которые как раз и выпускал КрАЗ. Но их закупали только в первые годы, а затем переключились на закупку МАЗов.

И вновь сказалось несовершенство украинского законодательства, которое отождествляет сборку с производством. Мы о нем говорили еще в первой части нашего исторического экскурса.

Белорусские МАЗы получили украинскую прописку и бренд «Богдан», и шли в армию как украинские грузовики. Это не спасет завод "Богдан" от банкротства: как только поменяется президент, их тоже перестанут закупать и завод полностью остановится.

Но если бы это был единичный случай подмены понятий. Целых несколько лет во время войны украинские города закупали в качестве школьных автобусов российские ПАЗы через систему Prozorro. Украинские производители автобусов негодовали, но города и села продолжали закупать автобусы из соседних стран, вместо собственных. И только мэр Львова Андрий Садовый в 2021-м имел смелость остановить тендер и отказался от закупок импортной техники.

Подведем итог. К 30-летию Украина полностью лишилась своего производства легковых автомобилей, нет больше целой отрасли производства мотоциклов и мопедов, в состоянии комы пребывает КрАЗ – единственный производитель грузовиков.




Немногим лучше положение автобусных заводов (Черкасский автобус, Эталон, ЗАЗ и Рута), но они с опаской ожидают подписания Зоны свободной торговли с Турцией, где интересы отечественных автобусостроителей могут опять сдать. Пока сохранилась сборка Skoda на «Еврокаре» и непонятно зачем возобновилась сборка российских Lada на ЗАЗе. Вот и весь украинский автопром сейчас.

А кто же виноват, что Украина так и не стала автомобильной державой? Да и тот автопром, что был в 1991 году, мы тоже потеряли. Здесь надо сказать, что на 1991 год ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Белоруссия не имели такой мощной автомобильной промышленности, как в Украине. Но сейчас все эти страны имеют производство автомобилей, а мы – нет. Не было автопрома и в Словакии, Словении, Венгрии, а сейчас – есть. В Турции было несколько отсталых заводов, а сейчас там выпускают десятки мировых брендов. И в России сейчас больше 20 новых заводов, выпускают самые современные автомобили. А что у нас в Украине?

Если без эмоций проанализировать последнее десятилетие, то ошибок было сделано много. И ключевая здесь роль государства и некомпетентность чиновников. Это они должны были открыть новые рынки для сбыта украинской продукции, договорившись о поставках. Это они вместо рефинансирования банков, должны были поддерживать производство и занятость. Это они должны были навести порядок с «еврономерами», а не спокойно наблюдать, как в страну без уплаты налогов заезжают сотни тысяч авто. 

К сожалению, в Украине установилась плохая традиция каждый год менять правила игры в автомобильном секторе. Меняли пошлины и акцизы, вводили и отменяли нормы Евро, запрещали и разрешали ввоз подержанных иномарок. Каждый год и в декабре, накануне начала нового сезона. Иностранные партнеры уже давно устали наблюдать за этими "играми лоббистов". Ну и никто не будет планировать вести в стране серьезный бизнес, если правила игры здесь меняются каждый год. Поэтому вариться в этом бардаке могли только отечественные бизнесмены.

А еще нам всем не хватило патриотизма. Только патриотизм – это не только одеть вышиванку и покрасить в цвет флага мусорные урны, а патриотизм – это и закупать украинские грузовики для Украинской армии, и украинские автобусы для школьников. Каждое действие чиновников должно быть в интересах Украины. А лозунг – «Купуй українське» - должен быть основополагающим при любой государственной закупке.

И вот тогда у нас был бы и автопром, и современные автомобили. А так, в Украине фактически больше нет автопрома. В стране, где армия не покупает свои автомобили, а города - свои автобусы, не может быть своего автопрома. Мы сами его не заслуживаем. И наш поезд уже ушел. Но это вовсе не означает, что все потеряно.

P.S. Эпоха автомобилей с двигателями внутреннего сгорания подходит к завершению. Наступает новая эра электротранспорта. Наши соседи усиленно строят новые производства и фабрики по производству аккумуляторов. Может Украине удастся стать хотя бы производителем электромобилей? У нас все для этого есть, даже залежи лития и уже простаивающие заводы. Только надо исправить все те системные ошибки, о которых мы говорили во всех трех частях этой публикации. И все у нас получится! С Днем Незалежності. Україно!

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Короткие ногти возвращают моду: как выглядеть дороже без лишних сантиметров
Знай
2025-11-05T07:57:28Z
Считает копейки: певица из Украины жалуется на жизнь в России
Comments UA
2025-11-04T21:17:08Z
Первой лауреаткой новой польской премии для переводчиков стала украинская писательница Ия Кива
Апостроф
2025-11-04T19:30:36Z
В Париже откроется самый масштабный проект современной украинской фотографии во время всемирной выставки Paris Photo
Апостроф
2025-11-04T19:30:01Z
Галкин сделал знаменитым украинского мальчика и перешел на украинский язык
GlavRed
2025-11-04T18:27:07Z
Соблазнительная Тина Кароль в полупрозрачном платье засветила пышный бюст в новом откровенном фотосете
TSN
2025-11-04T17:06:39Z
Главные холостяки страны: какими были герои романтического шоу в предыдущих сезонах и где они сейчас
Фокус
2025-11-04T16:06:25Z
39-летняя исполнительница хита Call Me Maybe беременна первенцем
TSN
2025-11-04T14:36:50Z
Звезда сериала "Бриджертоны" стал самым сексуальным мужчиной года по версии People
Апостроф
2025-11-04T14:21:32Z
Дефляция по овощам в Украине: урожай лучше, чем в прошлом году
ZN UA
2025-11-05T08:10:22Z
Нацбанк решил сократить количество банков
ZN UA
2025-11-05T06:49:44Z
Дефицит продуктов в Николаевской области: привычный для украинцев рискует исчезнуть с прилавков
Политека
2025-11-05T06:49:22Z
Бонус к пенсии: старикам в ряде областей назначат существенные надбавки
Знай
2025-11-05T06:19:39Z
Аэропорт Брюсселя дважды приостанавливал работу из-за дронов – до тысячи пассажиров застряли на ночь
Апостроф
2025-11-05T05:48:05Z
За 1 копейку дадут до 14 000 грн: украинцы могут озолотиться на старых монетах
Знай
2025-11-05T05:40:33Z
Пенсионные надбавки: как обновятся выплаты
Знай
2025-11-05T04:37:55Z
Готовьте кошельки к удару: НБУ спрогнозировал, что будет с тарифом на свет
Знай
2025-11-05T04:15:22Z
Воздушное пространство Бельгии частично закрыли из-за неизвестных БПЛА
UAToday
2025-11-05T03:33:08Z
Американская Флорида запретит гражданам Китая покупку недвижимости в штате
Апостроф
2025-11-05T08:07:11Z
Москва узнает все тонкости ада: озвучен важный нюанс действий ВСУ
Comments UA
2025-11-05T07:54:02Z
Терпение закончилось: родственники участников "СВО" Путина вышли на массовый бунт
Comments UA
2025-11-05T07:33:42Z
США ослабили санкции против Беларуси: какой бонус получил Лукашенко
Comments UA
2025-11-05T07:33:20Z
Омбудсмен попытается посетить украинца, объявившего голодовку в Италии
Комсомольская правда
2025-11-05T07:18:12Z
Депутат Валентин Запорощук может прятать 13 компаний и роскошь семьи во Франции – аналитик Дорошенко
Comments UA
2025-11-05T07:12:18Z
Трамп встретился с представителями Швейцарии, чтобы обсудить торговлю
Европейская правда
2025-11-05T06:57:19Z
ХАМАС передал ЦАХАЛ тело еще одного заложника
Апостроф
2025-11-05T06:48:28Z
Заставили воевать: родственники участников так называемой "СВО" вышли на протест
GlavRed
2025-11-05T06:38:13Z
В США разбился грузовой самолет: погибло минимум семь человек, еще 11 ранены – видео
Лига
2025-11-05T06:36:51Z
Страшная авиакатастрофа в США: есть погибшие
Comments UA
2025-11-05T05:54:39Z
Стало відомо, як змінилися ціни на зернові в Україні
AgroNews
2025-11-05T05:06:56Z
На Филиппинах тайфун унес жизни 59 человек и заставил полмиллиона покинуть дома
Украинская правда
2025-11-05T04:09:56Z
В Николаеве слышны взрывы: работает ПВО
TSN
2025-11-05T01:13:34Z
РФ ударила по центру поселка на Днепропетровщине: есть жертвы и пострадавшие
Апостроф
2025-11-04T20:57:44Z
В США закрыли аэропорт из-за минирования самолета
ZN UA
2025-11-04T18:51:17Z
Пьяная полицейская убила человек
Comments UA
2025-11-04T14:51:02Z
Будут судить бывшую инспектора полиции: совершила ДТП, в котором погибла ее подруга
Украинская правда
2025-11-04T12:31:54Z
Шатдаун в США стал самым длинным в истории
Европейская правда
2025-11-05T07:54:55Z
Силы ПВО обезвредили более 60 беспилотников, есть попадания на 7 локациях
Украинская правда
2025-11-05T07:54:24Z
Оформление отсрочки через ЦНАП: какой документ следует сохранить и почему это важно
Знай
2025-11-05T07:37:18Z
Тенденция начала меняться: в Германии сделали заявление об украинских беженцах
Comments UA
2025-11-05T07:33:53Z
Падение Покровска уже не отвлечь: на Западе ужаснули сценарием будущего города
Comments UA
2025-11-05T07:33:26Z
Какой завтра, 6 ноября, праздник — все об этом дне, какой церковный праздник, что нельзя делать
TSN
2025-11-05T07:12:59Z
Ukravit і ФАО допоможуть аграріям постраждалих областей
AgroNews
2025-11-05T07:09:55Z
Польша опровергает данные The Telegraph о «100 тысячах» юношей, выехавших из Украины
Апостроф
2025-11-05T07:08:00Z
Ученые назвали дату самого длинной ночи года: что ждет украинцев
Знай
2025-11-05T06:58:22Z
Чек-лист здоровья: какие анализы сдавать ежегодно, а какие - лишняя трата
Комсомольская правда
2025-11-05T07:18:21Z
Этот завтрак поможет засыпать быстрее и спокойнее
Comments UA
2025-11-05T06:53:12Z
Чем может быть опасна консервированная кукуруза: о чем большинство и не догадывается
Знай
2025-11-05T05:59:38Z
Не только простуда: врачи объяснили, почему у ребенка не проходит насморк
Знай
2025-11-05T05:40:02Z
Чем можно заменить кофе: медики назвали четыре неожиданных альтернативы
Comments UA
2025-11-05T05:33:06Z
Получение водительского удостоверения: нужно ли иметь медицинскую справку
ZN UA
2025-11-04T23:21:03Z
Ученые выяснили, сколько раз в неделю следует заниматься сексом во избежание депрессии
Comments UA
2025-11-04T22:36:34Z
Станет спасением при диабете: специя, которая снижает уровень сахара в крови
Знай
2025-11-04T20:58:46Z
Шесть советов, как не уснуть за рулем
UAToday
2025-11-04T20:38:49Z
Главный миф об электрокарах развеян: что говорят эксперты про их долговечность
Фокус
2025-11-04T17:30:08Z
Brabus представил эксклюзивный мотоцикл по цене нового Lexus
Фокус
2025-11-04T15:21:47Z
Эти знаки Зодиака в ноябре рискуют попасть в ДТП
Comments UA
2025-11-04T14:42:06Z
В Украине продают старые "Жигули" 1972 года за 1,9 миллиона
Фокус
2025-11-04T14:06:12Z
Raptor на минималках: Ford показал недорогой спортивный пикап на базе Kuga
Фокус
2025-11-04T13:12:40Z
Новый электромобиль Renault Twingo за 20 000 евро рассекретили до премьеры
Фокус
2025-11-04T12:21:57Z
Презентован новый Chery Tiggo 8 2026: он дешевле Duster
Фокус
2025-11-04T10:36:23Z
Представлен экономичный кроссовер Hyundai за $9000: он может появиться в Украине
Фокус
2025-11-04T09:30:08Z
Водителям рассказали, какие авто убивает ржавчина: эксперты составили антирейтинг
Хвиля
2025-11-04T04:30:41Z
В ВСУ показали, как уничтожают российских "роботов" возле Покровска
ZN UA
2025-11-05T08:10:42Z
В Харьковской области в результате российских обстрелов два человека погибли, еще один – пострадал
Новости Украины
2025-11-05T07:54:47Z
Ночная атака РФ по Новгород-Северскому – враг повредил жилые дома, есть раненые
Апостроф
2025-11-05T07:47:29Z
Оккупантов уже подвинули: в ISW сообщили о важных контратаках ВСУ на Донетчине
GlavRed
2025-11-05T07:37:41Z
Новая версия смрада в Киеве: накрыл ли левый берег запах куриного помета с полей под Борисполем
TSN
2025-11-05T07:33:52Z
Россияне нацелены взять Покровск в «клещи»
Новости Украины
2025-11-05T07:33:25Z
Стало відомо, чого чекати від цін на хліб взимку
AgroNews
2025-11-05T07:31:21Z
В Сумах есть сложности с подачей воды и ограничения общественного транспорта
Апостроф
2025-11-05T07:28:59Z
В РФ заявляют о массовой сдаче в плен военных ВСУ в Покровске: в Украине отреагировали
Comments UA
2025-11-05T06:53:53Z
5 мифов о знаке Зодиака Козерог, в которые пора перестать верить
GlavRed
2025-11-05T07:37:08Z
Гороскоп на сегодня 5 ноября: рутина стрельцов, поездки рыб и общение раков
Знай
2025-11-05T02:33:11Z
Как заставить орхидеи, герань, фиалки цвести 365 дней в году: простой рецепт подкормки
GlavRed
2025-11-05T01:33:52Z
Какой цвет приносит силу вашему знаку зодиака
Comments UA
2025-11-04T23:18:07Z
День ангела 5 ноября: кого и как поздравлять с именинами
TSN
2025-11-04T22:16:26Z
Кондиционер, уксус и эфирные масла: как мыть пол, чтобы оно дольше оставалось чистым
Знай
2025-11-04T19:51:17Z
Принесет много романтики и удачи: любовный гороскоп на 2026 год для каждого знака Зодиака
Знай
2025-11-04T18:51:15Z
Что запрещено класть в стиральную машину: эксперты назвали 7 вещей, которые могут ее испортить
UAToday
2025-11-04T18:27:40Z
Как мгновенно убрать краску из ткани: два простых и дешевых средства, которые растворяют даже давние пятна
TSN
2025-11-04T17:06:45Z
Астроном заснял два упавших на Луну объекта: их скорость достигала 100 000 км/ч
Фокус
2025-11-05T07:17:10Z
В Україні зросли ціни на сою
AgroNews
2025-11-05T06:10:50Z
Прощайтесь со своим айфоном или андроидом: что заменит смартфоны уже к 2030 году
Знай
2025-11-05T04:57:39Z
Новая пандемия и карантин уже на подходе? Ученые нашли "брата" коронавируса
Знай
2025-11-04T20:38:34Z
Горячий хаос: ученые рассказали, какими были первые галактики
ZN UA
2025-11-04T19:03:04Z
Чем Xbox Game Pass порадует в ноябре 2025 — Microsoft раскрыла первую волну игр для подписчиков на консолях Xbox и ПК
GameMag
2025-11-04T18:57:42Z
Выживаха заварена: Создатели Vampire Survivors и Boltgun анонсировали Warhammer Survivors
GameMag
2025-11-04T18:45:17Z
Остановить хаос: Представлен релизный трейлер Call of Duty: Black Ops 7
GameMag
2025-11-04T18:09:52Z
Межзвездный объект 3I/ATLAS изменил курс: еще одна причина, что это "корабль" инопланетян
Фокус
2025-11-04T18:00:22Z
"Бавария" обыграла ПСЖ в центральном матче тура Лиги чемпионов
ZN UA
2025-11-04T22:23:13Z
Роналду неожиданно нарушил молчание и рассказал, что он думает о Трампе
Comments UA
2025-11-04T19:33:18Z
Британский бывший футболист Бекхэм получил рыцарское звание
ZN UA
2025-11-04T16:36:45Z
Суркис выступил с резким заявлением после поражения "Динамо" от "Шахтера"
Комсомольская правда
2025-11-04T15:54:30Z
Даша Квиткова взяла фамилию футболиста Бражка: спортсмен впервые прокомментировал их брак
TSN
2025-11-04T14:48:52Z
"Молчать больше не будем": Игорь Суркис жестко высказался о судействе в матче против "Шахтера"
ZN UA
2025-11-04T11:03:27Z
Главный тренер сербского клуба умер во время матча
ZN UA
2025-11-04T01:33:04Z
Самый старый чемпион Олимпийских игр скончался в возрасте 101 года
Апостроф
2025-11-03T18:57:48Z
Букмекеры сделали прогноз на матч "Шахтера" с исландцами в Лиге конференций
ZN UA
2025-11-03T15:21:20Z