MY.UAНовости
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

В предыдущих двух частях мы рассказывали, с каким автопромом Украина пришла к 1991 году, и что от него осталось к 2010-му году. Обозначили мы и главные, по нашему мнению, причины неудач в 90-е и 2000-е.

Сегодня же мы расскажем, как жил автопром страны в период 2011-2021 годов. Но прежде обозначим, из чего он состоял на момент 2011 года. Легковые автомобили в тот момент в Украине производили «ЗАЗ», черкасский «Богдан Моторс», сборку вели закарпатский «Еврокар» и кременчугский КрАСЗ. Грузовики выпускал КрАЗ, а автобусный сегмент был представлен заводами «Богдан Моторс» (Луцк), ЛАЗ (Львов), «Эталон» (Чернигов и Пролиски), «Черкасский автобус», Рута (г. Часов Яр) и ЗАЗ (автобусы I-Van).

Финансовый кризис 2008 года подкосил весь украинский авторынок. Объемы продаж резко сократились с 643 тыс. штук в 2008 году до 162 тыс. в 2009-м. А к 2011 году в Украине суммарная мощность только трех автозаводов ЗАЗ, Богдан Моторс и Еврокар достигала 340 тыс. штук в год. Единственным выходом, чтобы сохранить объемы производства - было наращивать экспорт. Продать такое количество украинских авто можно было только в России. Рынок ЕС для украинских предприятий был закрыт и пошлинами, и техническими регламентами (нормами Евро).

Кроме того, бурное развитие в 2000-е привело к тому, что почти все украинские автозаводы были закредитованы, и кредиты брались в валюте. Кредитное бремя после девальвации 2008 года было уже не подъемным. Заводы, столкнувшись с обвалом продаж на украинском рынке, уже не в состоянии были обслуживать кредитные обязательства и банкротство было лишь вопросом времени. Но в 2011-м еще казалось, что этот период удастся пережить.

Первым падает ЛАЗ. Завод получил большой подряд под Евро-2012 от городов, принимающих чемпионат. Обещали закупить почти 2000 автобусов и троллейбусов, а по факту их было около 200. Да и с оплатой ему возникли проблемы. Собственник ЛАЗа начинает дробить завод на мелкие предприятия, чтобы уйти от кредиторов, и даже перевозит часть оборудования в Днепродзержинск. Во Львове даже поднимется кампания о возврате завода в госсобственность, но так ничем это и не закончится. ЛАЗ бесславно канет в Лету.

В 2011 году желание разместить свое производство в Украине изъявил Hyundai. Речь шла о заводе на 150-200 тыс. микроавтобусов и грузопассажирских автомобилей в год. Инвестора опекали Борис Колесников и Анатолий Кинах, вели переговоры, предлагали в партнеры местных производителей и предлагали разные площадки. Однако после изучения украинского рынка Hyundai предпочел Турцию. Завод там быстро построили и сейчас к нам поступают Hyundai H-350 именно оттуда.

В 2011 г ЗАЗ завершает производство «Славута» - последнего автомобиля еще украинской разработки. Но в том же году у ЗАЗа появляется новый стратегический партнер – Chery и стартует полномасштабное производство ZAZ Forza и Chery Bonus.

Китайский партнер, как и GM, заказывает производство этих авто у ЗАЗа, а затем реализует их на рынке РФ в собственной торговой сети. Такой альянс, казалось, сулит ЗАЗу хорошую загрузку, а со временем планировали увеличить число выпускаемых моделей.

В 2012-м был запущен в производство ЗАЗ Vida (Chevrolet Aveo второго поколения), для полномасштабного выпуска которого, Корпорация «УкрАвто» даже выкупила пресс-формы у General Motors. Под именами Aveo/Vida с конвейера ЗАЗа сошло, в общей сложности, 206 237 шт. этой модели. В 2013-м стартовал выпуск ЗАЗ Vida пикап. И вновь главный расчет был на экспорт в Россию, так как украинский рынок очень медленно восстанавливался после кризиса 2008 года.

На «Богдане» поняли, что без собственной модели из кризиса не выбраться. Получая штамповку кузовных деталей и всю комплектацию от партнеров, они были вынуждены «играть по их правилам» и поставлять машины только туда, куда им разрешат. «Богдан» делает ставку на ВАЗ и разрабатывает собственный пикап Богдан-2310\2312 и кросс-универсал на платформе ВАЗ-2111. Эти модели под собственным брендом завод начал поставлять в Россию и на другие рынки стран СНГ. Спрос на них был, но тут начинается период торговых войн с Россией, от которых начали страдать автомобильные производители. Пострадали и ЗАЗ, и Богдан.

В 2012 году в России вводят утилизационный сбор, которым дискриминируют производителей из стран СНГ. Нужно было или повышать цены и оказаться неконкурентоспособными в РФ, или платить сбор за счет собственной маржи. Чтобы сохранить объемы решили компенсировать этот сбор за счет отпускных цен. Но война между Россией и Украиной в автомобильном секторе началась задолго до 2014-го. Фуры с украинскими автомобилями задерживали на границе и под надуманными предлогами заворачивали. Украинский бизнес выдавливали с российского рынка и не давали возможности доставлять свои авто в страны Средней Азии. Ситуация требовала помощи от государства, но ее в очередной раз не последовало. К 2014 году и «Богдан», и «ЗАЗ» уже не могли экспортировать свои авто в Россию и везти их транзитом через РФ в другие страны.

Украинский автопром оказался зажатым в рамках украинского рынка. «Богдан» находит нового партнера в лице китайской компании JAC и к концу 2013-го запускает полномасштабное производство в Черкассах седана JAC J5. На очереди был кроссовер S5. Последний очень похож на новую модель Hyundai ix35 и идеально вписывался в черкасский конвейер. «Богдан» торопится сделать локализацию 51% и выйти с этими моделями на рынки СНГ. Китайские партнеры дают «Богдан» права на торговлю во всех странах СНГ и даже задумываются над поставками в ЕС. Казалось, что выход из кризиса найден. Но это только так казалось.

Война 2014, аннексия Крыма и Донбасса, девальвация гривны в 3 раза, разрыв всех деловых контактов с Россией и полный ступор транзита. Черкасский завод «Богдан Моторс» дособрал последние комплекты и окончательно остановился летом 2014-го. Остановился в 2014-м и кременчугский автосборочный завод КрАСЗ.

После такой девальвации экономического смысла собирать Geely уже не было. Завод полностью обанкротится в 2015-м. ЗАЗ тоже останавливался, но в 2017 еще попробует выпустить партию Sens. Предприятие будет бить тревогу, ведь после последней девальвации долг завода перед банками из-за переоценки кредитного портфеля достиг 2,5 млрд. грн., а суммарный убыток - 2,9 млрд. грн. Но министров это не тронет.

ЗАЗ уничтожило равнодушие украинских чиновников, которые ответственны за промышленную и внешнюю политику. Они молча наблюдали, как «ЗАЗ» сначала вытолкнули со всех экспортных рынков, даже ни разу не вступившись за украинский завод на государственном уровне, а затем сделали вид, что утрата страной целой отрасли и сотен заводов-поставщиков – это не большая трагедия.

«Еврокару» удалось реструктуризировать кредитный портфель, но долговая нагрузка в 2,6 млрд гривен никуда не делась. Построенный с «иголочки» новый завод полного цикла так и не запустили. Цеха сварки и покраски укутаны пленкой. Экономически целесообразно их запускать при минимальном объеме выпуска - 25 000-50 000 автомобилей одной модели. Иначе сварить и покрасить один автомобиль будет в два раза дороже, чем импортировать.

До 2014 года у «Еврокара» был почти готовый к старту проект производства двух моделей - Rapid и Rapid Spaceback - для российского и украинского рынков. Планируемые объемы производства - от 50 000 до 100 000 автомобилей в год. Как раз в этом проекте планировалось полномасштабное производство. Но теперь в «Еврокар» возлагают надежды только на выпуск электромобилей.

Пришел к банкротству и КрАЗ. Казалось, что война для него станет спасением, ведь армии нужны армейские грузовики, которые как раз и выпускал КрАЗ. Но их закупали только в первые годы, а затем переключились на закупку МАЗов.

И вновь сказалось несовершенство украинского законодательства, которое отождествляет сборку с производством. Мы о нем говорили еще в первой части нашего исторического экскурса.

Белорусские МАЗы получили украинскую прописку и бренд «Богдан», и шли в армию как украинские грузовики. Это не спасет завод "Богдан" от банкротства: как только поменяется президент, их тоже перестанут закупать и завод полностью остановится.

Но если бы это был единичный случай подмены понятий. Целых несколько лет во время войны украинские города закупали в качестве школьных автобусов российские ПАЗы через систему Prozorro. Украинские производители автобусов негодовали, но города и села продолжали закупать автобусы из соседних стран, вместо собственных. И только мэр Львова Андрий Садовый в 2021-м имел смелость остановить тендер и отказался от закупок импортной техники.

Подведем итог. К 30-летию Украина полностью лишилась своего производства легковых автомобилей, нет больше целой отрасли производства мотоциклов и мопедов, в состоянии комы пребывает КрАЗ – единственный производитель грузовиков.




Немногим лучше положение автобусных заводов (Черкасский автобус, Эталон, ЗАЗ и Рута), но они с опаской ожидают подписания Зоны свободной торговли с Турцией, где интересы отечественных автобусостроителей могут опять сдать. Пока сохранилась сборка Skoda на «Еврокаре» и непонятно зачем возобновилась сборка российских Lada на ЗАЗе. Вот и весь украинский автопром сейчас.

А кто же виноват, что Украина так и не стала автомобильной державой? Да и тот автопром, что был в 1991 году, мы тоже потеряли. Здесь надо сказать, что на 1991 год ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Белоруссия не имели такой мощной автомобильной промышленности, как в Украине. Но сейчас все эти страны имеют производство автомобилей, а мы – нет. Не было автопрома и в Словакии, Словении, Венгрии, а сейчас – есть. В Турции было несколько отсталых заводов, а сейчас там выпускают десятки мировых брендов. И в России сейчас больше 20 новых заводов, выпускают самые современные автомобили. А что у нас в Украине?

Если без эмоций проанализировать последнее десятилетие, то ошибок было сделано много. И ключевая здесь роль государства и некомпетентность чиновников. Это они должны были открыть новые рынки для сбыта украинской продукции, договорившись о поставках. Это они вместо рефинансирования банков, должны были поддерживать производство и занятость. Это они должны были навести порядок с «еврономерами», а не спокойно наблюдать, как в страну без уплаты налогов заезжают сотни тысяч авто. 

К сожалению, в Украине установилась плохая традиция каждый год менять правила игры в автомобильном секторе. Меняли пошлины и акцизы, вводили и отменяли нормы Евро, запрещали и разрешали ввоз подержанных иномарок. Каждый год и в декабре, накануне начала нового сезона. Иностранные партнеры уже давно устали наблюдать за этими "играми лоббистов". Ну и никто не будет планировать вести в стране серьезный бизнес, если правила игры здесь меняются каждый год. Поэтому вариться в этом бардаке могли только отечественные бизнесмены.

А еще нам всем не хватило патриотизма. Только патриотизм – это не только одеть вышиванку и покрасить в цвет флага мусорные урны, а патриотизм – это и закупать украинские грузовики для Украинской армии, и украинские автобусы для школьников. Каждое действие чиновников должно быть в интересах Украины. А лозунг – «Купуй українське» - должен быть основополагающим при любой государственной закупке.

И вот тогда у нас был бы и автопром, и современные автомобили. А так, в Украине фактически больше нет автопрома. В стране, где армия не покупает свои автомобили, а города - свои автобусы, не может быть своего автопрома. Мы сами его не заслуживаем. И наш поезд уже ушел. Но это вовсе не означает, что все потеряно.

P.S. Эпоха автомобилей с двигателями внутреннего сгорания подходит к завершению. Наступает новая эра электротранспорта. Наши соседи усиленно строят новые производства и фабрики по производству аккумуляторов. Может Украине удастся стать хотя бы производителем электромобилей? У нас все для этого есть, даже залежи лития и уже простаивающие заводы. Только надо исправить все те системные ошибки, о которых мы говорили во всех трех частях этой публикации. И все у нас получится! С Днем Незалежності. Україно!

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Молдова готовится вернуться на Евровидение-2026
Корреспондент
2025-09-23T15:21:18Z
Анна Кошмал на свежем фото показала подросшую 6-месячную дочь и растрогала ее достижениями
TSN
2025-09-23T14:06:40Z
61-летняя Маша Распутина официально вышла замуж после 25 лет отношений
Фокус
2025-09-23T13:57:27Z
Коллега актера Дмитрия Завадского рассказала о его тяжелом состоянии после перенесенного инсульта
TSN
2025-09-23T13:00:11Z
Девочка выросла: звезду "Х-Фактора" после 9 лет паузы невозможно узнать
Фокус
2025-09-23T12:57:59Z
Вышел трейлер комедии "Батьківські збори" с Цымбалару, Хижняк и Яновичем
Комсомольская правда
2025-09-23T12:12:42Z
«Фантастическая четвёрка: Первые шаги» вышла в «цифре»
GameMag
2025-09-23T12:09:37Z
Первый тизер аниме Death Stranding Mosquito
GameMag
2025-09-23T12:09:17Z
Известная украинская певица после 9-летней паузы заявила об участии в Нацотборе и удивила изменениями
TSN
2025-09-23T11:18:09Z
Атаки дронов обрушили экспорт дизеля России до 5-летнего минимума - СМИ
Корреспондент
2025-09-23T15:24:11Z
Кабмин принял ряд решений относительно ВПЛ: на какую помощь можно рассчитывать
Знай
2025-09-23T15:06:59Z
Новый перерасчет выплат: порадуют ли пенсионеров до конца года
Знай
2025-09-23T14:30:48Z
Браконьеры заплатят за лабрадорит: суд обязал фирму возместить государству 15,7 миллиона гривен
Знай
2025-09-23T14:27:47Z
Китай запустил грузовые суда по российской реке Амур
Корреспондент
2025-09-23T13:42:17Z
Господарства Вінниччини зібрали понад 2,4 млн т зерна
AgroNews
2025-09-23T13:24:37Z
Бум на солнечные панели может обернуться большими проблемами: что нужно учесть украинцам
Фокус
2025-09-23T13:12:24Z
Китай пока не пострадал от американских пошлин: его товары покупают другие страны
Лига
2025-09-23T12:06:51Z
Дефицит продуктов в Сумской области: объявлено о критических проблемах
Политека
2025-09-23T12:00:33Z
Трамп выступил с речью на Генассамблее ООН - что он сказал об Украине и России
GlavRed
2025-09-23T15:27:54Z
Дочь Пескова улетела из России за день до вторжения в Украину, — СМИ
Фокус
2025-09-23T15:27:19Z
"Я спасаю миллионы жизней, останавливая войны. А в чем цель ООН?" - Трамп обвинил ООН в бездействии
Новости Украины
2025-09-23T15:24:31Z
"Это приближает войну к россиянам": эксперт объяснил, как сломать экономику России
TSN
2025-09-23T15:21:52Z
Трамп раскритиковал ООН за "пустые слова"
ZN UA
2025-09-23T15:21:26Z
Есть право защищаться: главная по правам человека в ЕС высказалась о мобилизации в Украине
Лига
2025-09-23T15:21:19Z
«Это не предупреждение, а анонс»: каким двум областям следует готовиться к удару России
Comments UA
2025-09-23T15:15:37Z
Россия систематически пытает украинских гражданских – отчет ООН
TSN
2025-09-23T15:03:45Z
Трамп: Оружия войны разрушили мир, который я построил в прошлый срок
Лига
2025-09-23T14:54:57Z
В Польше избили женщину, которая стала за защиту украинки в автобусе
TSN
2025-09-23T15:21:10Z
Прилет "шахедов" в Запорожье попал на видео
Корреспондент
2025-09-23T14:51:19Z
Світові ціни на масло та жири продовжують падати
AgroNews
2025-09-23T14:12:05Z
На Франковщине авто въехало в стадо овец: погибло много животных
TSN
2025-09-23T14:06:17Z
Россияне нанесли пять ударов по Запорожью - есть погибшие, травмированные, горят автомобили
Комсомольская правда
2025-09-23T13:48:10Z
По Одесской области россияне нанесли удар баллистикой — разрушено здание Укрпочты и ЦНАП. ФОТО
Новости Украины
2025-09-23T13:39:06Z
В Одесской области задержали псевдопрокурора, который переправлял мужчин за границу
Новости Украины
2025-09-23T13:24:09Z
Ребенок пролетел в шасси самолета несколько тысяч километров: что произошло после приземления
TSN
2025-09-23T13:03:33Z
В Никополе из-за попадания дрона погибла женщина
Корреспондент
2025-09-23T12:24:18Z
Две недели боролась за жизнь: в Киеве умерла 24-летняя роженица, пострадавшая от удара РФ
TSN
2025-09-23T15:21:58Z
Сожжены "Искандеры" и "Панцирь-С1": в сети показали последствия атаки на полигон "Молькино"
Фокус
2025-09-23T15:21:56Z
Рош ха-Шана в Умани: как хасиды встречают новый год и почему приезжают именно к цадику Нахману
TSN
2025-09-23T15:21:48Z
85-летний Чак Норрис покорил пик Лассена
Комсомольская правда
2025-09-23T15:21:11Z
Украинские F-16 сбивают «Шахеды» не ракетами. ВИДЕО
Новости Украины
2025-09-23T15:18:04Z
Пиджак начальника Одесской ОВА стоит 22 минимальные зарплаты: какой бренд выбрал Кипер
Comments UA
2025-09-23T15:09:57Z
В РФ начнут привозить трудовых мигрантов из Непала, Бангладеш и Вьетнама
Корреспондент
2025-09-23T15:03:07Z
Жителю Тернополя придется из-за неисправного унитаза заплатить 173 тыс. грн
Корреспондент
2025-09-23T14:57:48Z
Коммунальные услуги в Польше: что такое "чинш" и как теперь платить за жилье украинцам
Хвиля
2025-09-23T14:45:41Z
У людей началась зависимость от чатов с искусственным интеллектом, многие уже попали уже в "дурку"
TSN
2025-09-23T15:21:37Z
Ученые нашли в мозге систему, заживляющую тело во сне
ZN UA
2025-09-23T14:09:32Z
Главный врач страны ответил, будет ли в Украине новый карантин в 2025 году
Comments UA
2025-09-23T12:45:11Z
Назван худший вид сыра для здоровья сердца
UAToday
2025-09-23T12:03:11Z
В программу Доступные лекарства добавили 85 новых препаратов
Корреспондент
2025-09-23T11:36:46Z
Диетологи определили идеальный завтрак для борьбы с воспалением в организме: что есть утром
TSN
2025-09-23T11:15:57Z
Главный врач страны дал один важный совет украинцам
Comments UA
2025-09-23T10:51:12Z
Двое вместо одного: британские хирурги удалили у 70-летнего мужчины двойной аппендикс
TSN
2025-09-23T09:33:04Z
COVID-19, грипп и психическое здоровье: главные вызовы медицины этой осенью - Игорь Кузин
Comments UA
2025-09-23T09:15:21Z
Вам врали об электромобилях: пять популярных мифов, которые развеяли эксперты
Фокус
2025-09-23T12:36:53Z
В России рухнула продажа машины для чиновников, которую рекламировал Путин
Корреспондент
2025-09-23T11:54:03Z
Знаменитый флагман Subaru сняли с производства: известна причина
Фокус
2025-09-23T06:36:02Z
Porsche пересмотрела планы: ставка на ДВС и гибриды вместо электромобилей
Корреспондент
2025-09-22T18:24:29Z
BMW представила первый официальный взгляд на новый X5
Корреспондент
2025-09-22T16:48:26Z
ДТП на полмиллиона: дорогие суперкары сгорели дотла на автовозе
Фокус
2025-09-22T14:42:40Z
Kia выпустит мощный электрический аналог VW Golf R с запасом хода 600 км
Фокус
2025-09-22T13:36:47Z
Их существует только 899: в Киеве заметили лимитированный суперкар Aston Martin на "бляхах"
Фокус
2025-09-22T07:42:42Z
На украинский рынок выйдут премиальные электромобили от Huawei: подробности и цены
Фокус
2025-09-22T06:30:28Z
Депутат Киевсовета требует досрочного увольнения Кличко: причины и подробности
Фокус
2025-09-23T15:27:33Z
В Запорожской области строят антидроновые тоннели. К концу года закроют 100 км дорог
Лига
2025-09-23T15:24:26Z
Гороскоп на среду 24 сентября 2025 года
UAToday
2025-09-23T15:03:53Z
В Харькове будут судить мужчину, который стрелял в ветерана ВСУ
Новости Украины
2025-09-23T14:57:42Z
Гороскоп на 24 сентября: день будет способствовать возврату долгов или привлечению средств на новые идеи и проекты
Новости Украины
2025-09-23T14:21:10Z
Россияне в Купянске: что происходит в важном городе Харьковщины
Comments UA
2025-09-23T13:51:04Z
После визита послов в Крым: три страны Африки немедленно выходят из МКС
Корреспондент
2025-09-23T13:39:16Z
В Киевраде зарегистрировали инициативу о выражении недоверия Кличко
ZN UA
2025-09-23T13:36:40Z
Безуглая набросилась на Кличко и Ткаченко: указала, что важнее перекрытого Крещатика
Comments UA
2025-09-23T13:24:09Z
Рассыпчатая гречка с насыщенным вкусом: варим не "абы как", а по правилам
TSN
2025-09-23T15:21:56Z
Проверьте свою внимательность: сможете ли вы найти ошибку на картинке с бассейном за 9 секунд
TSN
2025-09-23T14:06:22Z
Пустынные улицы и мраморные дворцы: турист побывал в одном из "самых загадочных городов"
Фокус
2025-09-23T13:57:46Z
Чем подкормить грядку для озимого чеснока: что нельзя вносить, потому что головки будут мелкими
TSN
2025-09-23T13:03:24Z
Ароматная магия осени: 5 взрывчато-вкусных десертов в мультиварке, от которых невозможно оторваться
Знай
2025-09-23T12:51:47Z
Зачем сажать бархатцы под зиму: практические советы огородникам
TSN
2025-09-23T12:18:58Z
Полотенца больше не будут вонять: к порошку добавьте секретный ингредиент
Comments UA
2025-09-23T11:42:45Z
Время для прорывов и больших увлечений: что обещает осень каждому знаку Зодиака
Знай
2025-09-23T10:51:14Z
Врачи назвали распространенную утреннюю привычку, которую "ненавидит" мозг
Comments UA
2025-09-23T09:33:50Z
Розпочато роботи над створенням інноваційної безкісточкової черешні у межах міжнародного партнерства
AgroNews
2025-09-23T15:12:10Z
Зачем платить больше: новый Xiaomi превзойдет iPhone 17 Pro Max благодаря одной особенности
Фокус
2025-09-23T14:51:56Z
Владельцы PlayStation 5 смогут покупать у Sony уникальные коллекционные предметы при наличии золотых и платиновых трофеев
GameMag
2025-09-23T14:24:03Z
Дрон под полным контролем ИИ: в США испытают необычный беспилотник Beacon
Фокус
2025-09-23T14:21:47Z
Кодзима и создатели Pokemon GO анонсировали AR-симулятор ходьбы, вдохновлённый Death Stranding
GameMag
2025-09-23T14:06:33Z
Новая тайваньская лазерная система способна разбивать целые рои дронов
Новости Украины
2025-09-23T13:45:12Z
С iPhone 17 появились первые серьезные проблемы: что не работает
TSN
2025-09-23T13:33:10Z
«Такого раньше никто не делал»: Хидео Кодзима представил геймплейный тизер хоррора OD: Knock — Фил Спенсер в восторге
GameMag
2025-09-23T13:30:35Z
Clair Obscur: Expedition 33 и Metaphor: ReFantazio получили престижные награды на Japan Game Awards 2025
GameMag
2025-09-23T13:18:34Z
Свитолина объявила о досрочном завершении сезона
ZN UA
2025-09-23T14:12:12Z
Украинская федерация бокса официально стала частью World Boxing
Корреспондент
2025-09-23T13:51:41Z
Первая битва взглядов: Пол против Дэвиса
Корреспондент
2025-09-23T12:39:18Z
Стали известны подробности голосования премии "Золотой мяч-2025"
ZN UA
2025-09-23T11:57:21Z
Срна объяснил, как Шахтер адаптируется к потере ключевых игроков
Корреспондент
2025-09-23T10:30:26Z
Украинская теннисистка пропустит турнир в столице Китая
Корреспондент
2025-09-23T09:57:38Z
Партнерская деятельность компании "Украинские Химические Технологии ЛТД" под руководством Павла Бартковского: роль бизнеса в поддержке спорта
Знай
2025-09-23T08:48:17Z
Непобедимый украинец возвращается на ринг, назвав дату поединка
Корреспондент
2025-09-23T08:15:21Z
Тренер ПСЖ оценил влияние поражения от Марселя на борьбу за титул
Корреспондент
2025-09-23T08:00:28Z