MY.UAНовости
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

В предыдущих двух частях мы рассказывали, с каким автопромом Украина пришла к 1991 году, и что от него осталось к 2010-му году. Обозначили мы и главные, по нашему мнению, причины неудач в 90-е и 2000-е.

Сегодня же мы расскажем, как жил автопром страны в период 2011-2021 годов. Но прежде обозначим, из чего он состоял на момент 2011 года. Легковые автомобили в тот момент в Украине производили «ЗАЗ», черкасский «Богдан Моторс», сборку вели закарпатский «Еврокар» и кременчугский КрАСЗ. Грузовики выпускал КрАЗ, а автобусный сегмент был представлен заводами «Богдан Моторс» (Луцк), ЛАЗ (Львов), «Эталон» (Чернигов и Пролиски), «Черкасский автобус», Рута (г. Часов Яр) и ЗАЗ (автобусы I-Van).

Финансовый кризис 2008 года подкосил весь украинский авторынок. Объемы продаж резко сократились с 643 тыс. штук в 2008 году до 162 тыс. в 2009-м. А к 2011 году в Украине суммарная мощность только трех автозаводов ЗАЗ, Богдан Моторс и Еврокар достигала 340 тыс. штук в год. Единственным выходом, чтобы сохранить объемы производства - было наращивать экспорт. Продать такое количество украинских авто можно было только в России. Рынок ЕС для украинских предприятий был закрыт и пошлинами, и техническими регламентами (нормами Евро).

Кроме того, бурное развитие в 2000-е привело к тому, что почти все украинские автозаводы были закредитованы, и кредиты брались в валюте. Кредитное бремя после девальвации 2008 года было уже не подъемным. Заводы, столкнувшись с обвалом продаж на украинском рынке, уже не в состоянии были обслуживать кредитные обязательства и банкротство было лишь вопросом времени. Но в 2011-м еще казалось, что этот период удастся пережить.

Первым падает ЛАЗ. Завод получил большой подряд под Евро-2012 от городов, принимающих чемпионат. Обещали закупить почти 2000 автобусов и троллейбусов, а по факту их было около 200. Да и с оплатой ему возникли проблемы. Собственник ЛАЗа начинает дробить завод на мелкие предприятия, чтобы уйти от кредиторов, и даже перевозит часть оборудования в Днепродзержинск. Во Львове даже поднимется кампания о возврате завода в госсобственность, но так ничем это и не закончится. ЛАЗ бесславно канет в Лету.

В 2011 году желание разместить свое производство в Украине изъявил Hyundai. Речь шла о заводе на 150-200 тыс. микроавтобусов и грузопассажирских автомобилей в год. Инвестора опекали Борис Колесников и Анатолий Кинах, вели переговоры, предлагали в партнеры местных производителей и предлагали разные площадки. Однако после изучения украинского рынка Hyundai предпочел Турцию. Завод там быстро построили и сейчас к нам поступают Hyundai H-350 именно оттуда.

В 2011 г ЗАЗ завершает производство «Славута» - последнего автомобиля еще украинской разработки. Но в том же году у ЗАЗа появляется новый стратегический партнер – Chery и стартует полномасштабное производство ZAZ Forza и Chery Bonus.

Китайский партнер, как и GM, заказывает производство этих авто у ЗАЗа, а затем реализует их на рынке РФ в собственной торговой сети. Такой альянс, казалось, сулит ЗАЗу хорошую загрузку, а со временем планировали увеличить число выпускаемых моделей.

В 2012-м был запущен в производство ЗАЗ Vida (Chevrolet Aveo второго поколения), для полномасштабного выпуска которого, Корпорация «УкрАвто» даже выкупила пресс-формы у General Motors. Под именами Aveo/Vida с конвейера ЗАЗа сошло, в общей сложности, 206 237 шт. этой модели. В 2013-м стартовал выпуск ЗАЗ Vida пикап. И вновь главный расчет был на экспорт в Россию, так как украинский рынок очень медленно восстанавливался после кризиса 2008 года.

На «Богдане» поняли, что без собственной модели из кризиса не выбраться. Получая штамповку кузовных деталей и всю комплектацию от партнеров, они были вынуждены «играть по их правилам» и поставлять машины только туда, куда им разрешат. «Богдан» делает ставку на ВАЗ и разрабатывает собственный пикап Богдан-2310\2312 и кросс-универсал на платформе ВАЗ-2111. Эти модели под собственным брендом завод начал поставлять в Россию и на другие рынки стран СНГ. Спрос на них был, но тут начинается период торговых войн с Россией, от которых начали страдать автомобильные производители. Пострадали и ЗАЗ, и Богдан.

В 2012 году в России вводят утилизационный сбор, которым дискриминируют производителей из стран СНГ. Нужно было или повышать цены и оказаться неконкурентоспособными в РФ, или платить сбор за счет собственной маржи. Чтобы сохранить объемы решили компенсировать этот сбор за счет отпускных цен. Но война между Россией и Украиной в автомобильном секторе началась задолго до 2014-го. Фуры с украинскими автомобилями задерживали на границе и под надуманными предлогами заворачивали. Украинский бизнес выдавливали с российского рынка и не давали возможности доставлять свои авто в страны Средней Азии. Ситуация требовала помощи от государства, но ее в очередной раз не последовало. К 2014 году и «Богдан», и «ЗАЗ» уже не могли экспортировать свои авто в Россию и везти их транзитом через РФ в другие страны.

Украинский автопром оказался зажатым в рамках украинского рынка. «Богдан» находит нового партнера в лице китайской компании JAC и к концу 2013-го запускает полномасштабное производство в Черкассах седана JAC J5. На очереди был кроссовер S5. Последний очень похож на новую модель Hyundai ix35 и идеально вписывался в черкасский конвейер. «Богдан» торопится сделать локализацию 51% и выйти с этими моделями на рынки СНГ. Китайские партнеры дают «Богдан» права на торговлю во всех странах СНГ и даже задумываются над поставками в ЕС. Казалось, что выход из кризиса найден. Но это только так казалось.

Война 2014, аннексия Крыма и Донбасса, девальвация гривны в 3 раза, разрыв всех деловых контактов с Россией и полный ступор транзита. Черкасский завод «Богдан Моторс» дособрал последние комплекты и окончательно остановился летом 2014-го. Остановился в 2014-м и кременчугский автосборочный завод КрАСЗ.

После такой девальвации экономического смысла собирать Geely уже не было. Завод полностью обанкротится в 2015-м. ЗАЗ тоже останавливался, но в 2017 еще попробует выпустить партию Sens. Предприятие будет бить тревогу, ведь после последней девальвации долг завода перед банками из-за переоценки кредитного портфеля достиг 2,5 млрд. грн., а суммарный убыток - 2,9 млрд. грн. Но министров это не тронет.

ЗАЗ уничтожило равнодушие украинских чиновников, которые ответственны за промышленную и внешнюю политику. Они молча наблюдали, как «ЗАЗ» сначала вытолкнули со всех экспортных рынков, даже ни разу не вступившись за украинский завод на государственном уровне, а затем сделали вид, что утрата страной целой отрасли и сотен заводов-поставщиков – это не большая трагедия.

«Еврокару» удалось реструктуризировать кредитный портфель, но долговая нагрузка в 2,6 млрд гривен никуда не делась. Построенный с «иголочки» новый завод полного цикла так и не запустили. Цеха сварки и покраски укутаны пленкой. Экономически целесообразно их запускать при минимальном объеме выпуска - 25 000-50 000 автомобилей одной модели. Иначе сварить и покрасить один автомобиль будет в два раза дороже, чем импортировать.

До 2014 года у «Еврокара» был почти готовый к старту проект производства двух моделей - Rapid и Rapid Spaceback - для российского и украинского рынков. Планируемые объемы производства - от 50 000 до 100 000 автомобилей в год. Как раз в этом проекте планировалось полномасштабное производство. Но теперь в «Еврокар» возлагают надежды только на выпуск электромобилей.

Пришел к банкротству и КрАЗ. Казалось, что война для него станет спасением, ведь армии нужны армейские грузовики, которые как раз и выпускал КрАЗ. Но их закупали только в первые годы, а затем переключились на закупку МАЗов.

И вновь сказалось несовершенство украинского законодательства, которое отождествляет сборку с производством. Мы о нем говорили еще в первой части нашего исторического экскурса.

Белорусские МАЗы получили украинскую прописку и бренд «Богдан», и шли в армию как украинские грузовики. Это не спасет завод "Богдан" от банкротства: как только поменяется президент, их тоже перестанут закупать и завод полностью остановится.

Но если бы это был единичный случай подмены понятий. Целых несколько лет во время войны украинские города закупали в качестве школьных автобусов российские ПАЗы через систему Prozorro. Украинские производители автобусов негодовали, но города и села продолжали закупать автобусы из соседних стран, вместо собственных. И только мэр Львова Андрий Садовый в 2021-м имел смелость остановить тендер и отказался от закупок импортной техники.

Подведем итог. К 30-летию Украина полностью лишилась своего производства легковых автомобилей, нет больше целой отрасли производства мотоциклов и мопедов, в состоянии комы пребывает КрАЗ – единственный производитель грузовиков.




Немногим лучше положение автобусных заводов (Черкасский автобус, Эталон, ЗАЗ и Рута), но они с опаской ожидают подписания Зоны свободной торговли с Турцией, где интересы отечественных автобусостроителей могут опять сдать. Пока сохранилась сборка Skoda на «Еврокаре» и непонятно зачем возобновилась сборка российских Lada на ЗАЗе. Вот и весь украинский автопром сейчас.

А кто же виноват, что Украина так и не стала автомобильной державой? Да и тот автопром, что был в 1991 году, мы тоже потеряли. Здесь надо сказать, что на 1991 год ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Белоруссия не имели такой мощной автомобильной промышленности, как в Украине. Но сейчас все эти страны имеют производство автомобилей, а мы – нет. Не было автопрома и в Словакии, Словении, Венгрии, а сейчас – есть. В Турции было несколько отсталых заводов, а сейчас там выпускают десятки мировых брендов. И в России сейчас больше 20 новых заводов, выпускают самые современные автомобили. А что у нас в Украине?

Если без эмоций проанализировать последнее десятилетие, то ошибок было сделано много. И ключевая здесь роль государства и некомпетентность чиновников. Это они должны были открыть новые рынки для сбыта украинской продукции, договорившись о поставках. Это они вместо рефинансирования банков, должны были поддерживать производство и занятость. Это они должны были навести порядок с «еврономерами», а не спокойно наблюдать, как в страну без уплаты налогов заезжают сотни тысяч авто. 

К сожалению, в Украине установилась плохая традиция каждый год менять правила игры в автомобильном секторе. Меняли пошлины и акцизы, вводили и отменяли нормы Евро, запрещали и разрешали ввоз подержанных иномарок. Каждый год и в декабре, накануне начала нового сезона. Иностранные партнеры уже давно устали наблюдать за этими "играми лоббистов". Ну и никто не будет планировать вести в стране серьезный бизнес, если правила игры здесь меняются каждый год. Поэтому вариться в этом бардаке могли только отечественные бизнесмены.

А еще нам всем не хватило патриотизма. Только патриотизм – это не только одеть вышиванку и покрасить в цвет флага мусорные урны, а патриотизм – это и закупать украинские грузовики для Украинской армии, и украинские автобусы для школьников. Каждое действие чиновников должно быть в интересах Украины. А лозунг – «Купуй українське» - должен быть основополагающим при любой государственной закупке.

И вот тогда у нас был бы и автопром, и современные автомобили. А так, в Украине фактически больше нет автопрома. В стране, где армия не покупает свои автомобили, а города - свои автобусы, не может быть своего автопрома. Мы сами его не заслуживаем. И наш поезд уже ушел. Но это вовсе не означает, что все потеряно.

P.S. Эпоха автомобилей с двигателями внутреннего сгорания подходит к завершению. Наступает новая эра электротранспорта. Наши соседи усиленно строят новые производства и фабрики по производству аккумуляторов. Может Украине удастся стать хотя бы производителем электромобилей? У нас все для этого есть, даже залежи лития и уже простаивающие заводы. Только надо исправить все те системные ошибки, о которых мы говорили во всех трех частях этой публикации. И все у нас получится! С Днем Незалежності. Україно!

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Київщину атакують дрони: працюють сили ППО
TSN
2025-04-05T21:41:31Z
Зеленський повідомив про успішні дії ЗСУ на території Росії
TSN
2025-04-05T21:41:15Z
Народні прикмети сьогодні, 5 квітня: що заборонено і дозволено робити
TSN
2025-04-05T21:40:46Z
5 квітня — яке церковне свято, що робити на Похвалу Пресвятої Богородиці, щоб вберегтися від неприємностей
TSN
2025-04-05T21:40:12Z
Людей розстрілювали посеред вулиць і не дозволяли ховати: жителі Чернігівщини пригадали жахи окупації
TSN
2025-04-05T21:40:10Z
Пристрасті у лелечій родині: Одарка прийняла молодого птаха і чекають на поповнення
TSN
2025-04-05T21:39:09Z
Удар по Кривому Рогу: Зеленський назвав імена дев’ятьох загиблих дітей
TSN
2025-04-05T21:39:00Z
Помер 40-річний скандальний репер Паша Технік: названа причина смерті
TSN
2025-04-05T21:38:40Z
У Німеччині хочуть мати мільйонну армію на випадок війни
TSN
2025-04-05T21:38:23Z
Ворог мав успіх на Харківщині і розширив плацдарм біля Лимана, – DeepState
24tv
2025-04-05T21:57:12Z
В окупованому Донецьку пролунали вибухи
TSN
2025-04-05T21:41:53Z
У Києві зафіксовано влучання уламків дрона — Кличко
TSN
2025-04-05T21:41:38Z
У Кривому Розі знову вибухи: місто масовано атакують "Шахеди"
TSN
2025-04-05T21:41:19Z
Ракам варто знайти однодумців, а Близнятам буде важко: гороскоп за картами Таро на 5 квітня 2025 року
TSN
2025-04-05T21:41:02Z
Смертоносні удари Росії по Кривому Рогу: що відбувається на місці атаки
TSN
2025-04-05T21:40:47Z
Бої у Бєлгородській області: аналітики повідомили про "успіхи" росіян
TSN
2025-04-05T21:40:44Z
Втрати Росії станом на 5 квітня: Генштаб оновив дані
TSN
2025-04-05T21:40:22Z
Україну охопить похолодання: синоптики повідомили, де випаде сніг
TSN
2025-04-05T21:40:16Z
Кабмін затвердив новий правопис кримськотатарської мови
Факти ICTV
2025-04-05T21:54:03Z
Чи можлива участь військ НАТО як миротворців в Україні: Рютте відповів
TSN
2025-04-05T21:42:11Z
Трамп заплутався у власних обіцянках: експерт пояснив, як це використовує Кремль
TSN
2025-04-05T21:41:49Z
Російське Міноборони цинічно заявило про удар по "західних інструкторах" у Кривому Розі
TSN
2025-04-05T21:41:47Z
Вибухи у Саранську: чому удар по цьому заводу важливий для України
TSN
2025-04-05T21:41:38Z
Макрон може стати головним у переговорах з Путіним від Європи — The Telegraph
TSN
2025-04-05T21:41:29Z
У посольстві США відреагували на удар по Кривому Рогу: жодної згадки про Росію
TSN
2025-04-05T21:41:17Z
Дружина Буданова таємно виїжджала до США на лікування від отруєння — журналістка
TSN
2025-04-05T21:41:14Z
Скандальна соратниця Януковича Богатирьова через суд вимагає підвищення пенсії
TSN
2025-04-05T21:41:05Z
Удар по Кривому Рогу: Ротару, Білик, Могилевська та інші зірки відреагували на трагедію
TSN
2025-04-05T21:40:59Z
Учасниця "Холостяка-12" зіграла весілля за кордоном і показала перші кадри з церемонії
TSN
2025-04-05T21:39:47Z
Дзідзьо відреагував на вагітність колишньої дружини та публічно звернувся до неї
TSN
2025-04-05T21:39:22Z
Емінем вперше став дідусем: який вигляд має його онук і як назвали
TSN
2025-04-05T21:39:00Z
Андрій Данилко показав себе 22-річного у Донецьку: продюсер Нікітін відреагував
TSN
2025-04-05T21:39:00Z
Анна Трінчер розкрила приховані сенси нової пісні "Зірочка палай" і звернулася до всіх дівчат
TSN
2025-04-05T21:38:57Z
Блогерка Мандзюк відповіла на чутки про роман з "Холостяком" Тереном і звинуватила у цьому Бєлєнь
TSN
2025-04-05T21:37:01Z
У Кіркорова була ще одна трагедія: померла сестра
GlavRed
2025-04-05T20:27:45Z
Неймовірні пригоди і яскраві емоції: 3 смішні комедійні фільми для всієї сім'ї
24tv
2025-04-05T19:18:14Z
Українські студенти вийшли у фінал світового турніру з міжнародного права
TSN
2025-04-05T21:37:25Z
Вінісіус наздогнав Роналдо в списку бразильських найкращих бомбардирів Реала
Football.ua
2025-04-05T21:31:51Z
Анчелотті – про Куртуа й Луніна: Думаю, на поєдинок з Арсеналом у нас будуть обидва варіанти
Football.ua
2025-04-05T20:58:45Z
Мілан виборов нічию, але залишився позаду Фіорентини
Football.ua
2025-04-05T20:52:36Z
Не вдалося вразити чемпіонів: хто покинув Мастер Шеф 15 у 6-му випуску
Факти ICTV
2025-04-05T20:52:19Z
Парма — Інтер 2:2 Відео голів та огляд матчу Серії А
Football.ua
2025-04-05T20:39:42Z
Схопив керманича Галатасарая за ніс: Моурінью покарали за неспортивну поведінку
Football.ua
2025-04-05T20:18:31Z
ЗСУ ліквідували ексгравця молодіжної збірної України з футзалу
ГЛАВКОМ NET
2025-04-05T20:15:42Z
Спокуслива Білодід прикрасила обкладинку модного журналу: стильне фото
24tv
2025-04-05T19:54:02Z
В Україні можуть з'явитися нові монети замість копійок
TSN
2025-04-05T21:41:50Z
Чого очікувати від валютного ринку в квітні: прогноз банкіра
TSN
2025-04-05T21:40:32Z
Великодній кошик 2025: скільки доведеться витратити на продукти
TSN
2025-04-05T21:39:41Z
Експосол Японії в Україні Мацуда Кунінорі приєднався до Дорадчої ради ДТЕК
TSN
2025-04-05T21:38:30Z
Німеччина хоче повернути свої 120 тисяч тонн золота зі сховищ США, – Politico
24tv
2025-04-05T21:00:55Z
Троє українців завдали компанії Apple 14 млн грн збитків
InternetUA
2025-04-05T20:43:45Z
Подорожчання кави в Одесі: експерти розповіли, як сильно зміняться ціни
Политека
2025-04-05T20:00:53Z
Експерти прогнозують значні коливання: чого чекати від ціни нафти Brent у 2025 – 2026 роках
24tv
2025-04-05T19:27:00Z
Фондові ринки США зазнали рекордних втрат через глобальні тарифи
360ua.news
2025-04-05T19:12:22Z
День ангела 5 квітня: кого та як вітати з іменинами
TSN
2025-04-05T21:40:07Z
Що означають кольори кухонних дошок: виявляється це не просто яскравий дизайн
TSN
2025-04-05T21:39:54Z
Так готують в ресторанах: як зробити стейк соковитішим та смачнішим
TSN
2025-04-05T21:38:45Z
Фахівці поділилися порадами, як швидко навести лад в оселі перед Великоднем і зробити процес приємним
TSN
2025-04-05T21:38:03Z
Великодній тренд 2025 року: вітражна глазур для паски — як її зробити
TSN
2025-04-05T21:37:55Z
Стиль Rich Guy: ось секретні інгредієнти повсякденного образу мільйонера з "Білого лотосу"
24tv
2025-04-05T18:51:33Z
Ось коли потрібно сіяти горох навесні: урожаю зберете подвійну кількість
24tv
2025-04-05T17:09:51Z
Найпоширеніша помилка при виборі ліжка: як її уникнути
24tv
2025-04-05T15:12:04Z
Зберуть у соцмережах багато лайків: як зробити "мерехтливі" яйця на Великдень
Telegraf
2025-04-05T15:09:12Z
Російські дрони атакували Миколаїв: Кім розповів про пожежі та постраждалих
ZN UA
2025-04-05T22:00:28Z
Рятувальники показали фото з наслідками атаки БпЛА на Миколаїв
ГЛАВКОМ NET
2025-04-05T21:57:42Z
Наслідки удару по Кривому Рогу та вибухи у РФ: головні новини ночі 5 квітня 2025 року
TSN
2025-04-05T21:41:48Z
Удар по Кривому Рогу: в тяжкому стані — двоє хлопчиків 8 і 9 років
TSN
2025-04-05T21:41:45Z
Гаряча ніч у РФ: невідомі безпілотники атакували Саранськ
TSN
2025-04-05T21:41:38Z
У Кривому Розі закінчилися аварійно-рятувальні роботи — Вілкул
TSN
2025-04-05T21:41:29Z
Атака дронів на Кривий Ріг: загинула жінка, є поранені
TSN
2025-04-05T21:41:28Z
Удар "Шахедами" по Кривому Рогу: зросла кількість постраждалих
TSN
2025-04-05T21:41:26Z
У Кривому Розі збільшилася кількість загиблих унаслідок цинічної атаки росіян
TSN
2025-04-05T21:41:22Z
Мертва галактика з раннього Всесвіту: відкриття, що змінює науку
TSN
2025-04-05T21:40:32Z
Науковці знайшли безсмертну істоту, яка здатна повертати собі молодість: як вона може допомогти людству
TSN
2025-04-05T21:38:14Z
Тварини в космосі зробили нове відкриття: що саме вони виявили для людей на Землі
TSN
2025-04-05T21:38:04Z
“Червоні двері, жовті двері”: що відомо про нову небезпечну гру серед підлітків
TSN
2025-04-05T21:36:21Z
Розробники Leonardo DRS представили революційний штучний інтелект AIP для бронетехніки
InternetUA
2025-04-05T20:52:43Z
Штучний інтелект поліцейських камер виявив 10 тисяч водіїв-відволікунів, і це тільки початок
Топ Жир
2025-04-05T20:15:57Z
Microsoft блокує оновлення Windows 11 24H2 на деяких нових ПК
Portaltele
2025-04-05T19:31:17Z
WSJ: Мита Трампа можуть зробити iPhone 16 Pro дорожчим на 54%
Antikor
2025-04-05T18:57:30Z
Названо найкращі смартфони Samsung у 2025 році під різний бюджет і запити
InternetUA
2025-04-05T18:51:25Z
Який автомобіль найкраще підходить для таксі або каршерінгу?
Топ Жир
2025-04-05T22:00:34Z
Dodge Charger все ще живе в минулому: змагання з найшвидшим електрокаром від Ford довели це безперечно
Топ Жир
2025-04-05T18:30:26Z
Як може виглядати Toyota Corolla Cross 2027: зовні електромобіль, усередині — розуміння як у Prius
Топ Жир
2025-04-05T16:45:03Z
Огляд Nissan Pathfinder Rock Creek 2025: 3-рядний позашляховик, що плаває між двома стільцями
Топ Жир
2025-04-05T15:15:50Z
В Україні в паливо додаватимуть спирт: має містити щонайменше 5% біоетанолу
Antikor
2025-04-05T15:12:15Z
В Японії представили роботизованого "мото-коня", на якому можна їздити
InternetUA
2025-04-05T14:31:08Z
Ця Феррарі V12 за $55K здається вигідною покупкою, поки не прийдуть рахунки за обслуговування
Топ Жир
2025-04-05T13:30:09Z
Хто вкрав автомобіль: лише надзвичайні інтелектуали вгадають за 5 секунд
GlavRed
2025-04-05T12:27:12Z
BMW привносить класичний дизайн Sharknose до моделі ICE X5 2027
Топ Жир
2025-04-05T12:00:47Z
Рецепт тіста для пасок з найнасиченішим смаком та ароматом: ввечері замісили, вранці спекли
TSN
2025-04-05T21:39:59Z
Дієтологи назвали найкорисніші сири, які обов’язково слід додати до щоденного раціону
TSN
2025-04-05T21:39:37Z
Вихованці житимуть довше: за розумні гроші новий препарат для собак продовжить життя на 4 роки
Знай
2025-04-05T18:51:24Z
Що ефективніше для схуднення: інтервальне голодування чи дієта
24tv
2025-04-05T17:45:57Z
Гарячі та холодні обгортання: що ефективніше у боротьбі з целюлітом і як правильно їх робити
Знай
2025-04-05T15:51:15Z
Рання полуниця: не купуйте ягоди, якщо побачите ці ознаки
24tv
2025-04-05T13:36:25Z
В Україні скасують паперову медичну довідку для водіїв
360ua.news
2025-04-05T13:30:37Z
Як приготувати сирну каву: що для цього потрібно
24tv
2025-04-05T13:15:16Z
Маріанна Буданова отримала лікування в США після рецидиву отруєння
360ua.news
2025-04-05T12:36:31Z