MY.UAНовости
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

В предыдущих двух частях мы рассказывали, с каким автопромом Украина пришла к 1991 году, и что от него осталось к 2010-му году. Обозначили мы и главные, по нашему мнению, причины неудач в 90-е и 2000-е.

Сегодня же мы расскажем, как жил автопром страны в период 2011-2021 годов. Но прежде обозначим, из чего он состоял на момент 2011 года. Легковые автомобили в тот момент в Украине производили «ЗАЗ», черкасский «Богдан Моторс», сборку вели закарпатский «Еврокар» и кременчугский КрАСЗ. Грузовики выпускал КрАЗ, а автобусный сегмент был представлен заводами «Богдан Моторс» (Луцк), ЛАЗ (Львов), «Эталон» (Чернигов и Пролиски), «Черкасский автобус», Рута (г. Часов Яр) и ЗАЗ (автобусы I-Van).

Финансовый кризис 2008 года подкосил весь украинский авторынок. Объемы продаж резко сократились с 643 тыс. штук в 2008 году до 162 тыс. в 2009-м. А к 2011 году в Украине суммарная мощность только трех автозаводов ЗАЗ, Богдан Моторс и Еврокар достигала 340 тыс. штук в год. Единственным выходом, чтобы сохранить объемы производства - было наращивать экспорт. Продать такое количество украинских авто можно было только в России. Рынок ЕС для украинских предприятий был закрыт и пошлинами, и техническими регламентами (нормами Евро).

Кроме того, бурное развитие в 2000-е привело к тому, что почти все украинские автозаводы были закредитованы, и кредиты брались в валюте. Кредитное бремя после девальвации 2008 года было уже не подъемным. Заводы, столкнувшись с обвалом продаж на украинском рынке, уже не в состоянии были обслуживать кредитные обязательства и банкротство было лишь вопросом времени. Но в 2011-м еще казалось, что этот период удастся пережить.

Первым падает ЛАЗ. Завод получил большой подряд под Евро-2012 от городов, принимающих чемпионат. Обещали закупить почти 2000 автобусов и троллейбусов, а по факту их было около 200. Да и с оплатой ему возникли проблемы. Собственник ЛАЗа начинает дробить завод на мелкие предприятия, чтобы уйти от кредиторов, и даже перевозит часть оборудования в Днепродзержинск. Во Львове даже поднимется кампания о возврате завода в госсобственность, но так ничем это и не закончится. ЛАЗ бесславно канет в Лету.

В 2011 году желание разместить свое производство в Украине изъявил Hyundai. Речь шла о заводе на 150-200 тыс. микроавтобусов и грузопассажирских автомобилей в год. Инвестора опекали Борис Колесников и Анатолий Кинах, вели переговоры, предлагали в партнеры местных производителей и предлагали разные площадки. Однако после изучения украинского рынка Hyundai предпочел Турцию. Завод там быстро построили и сейчас к нам поступают Hyundai H-350 именно оттуда.

В 2011 г ЗАЗ завершает производство «Славута» - последнего автомобиля еще украинской разработки. Но в том же году у ЗАЗа появляется новый стратегический партнер – Chery и стартует полномасштабное производство ZAZ Forza и Chery Bonus.

Китайский партнер, как и GM, заказывает производство этих авто у ЗАЗа, а затем реализует их на рынке РФ в собственной торговой сети. Такой альянс, казалось, сулит ЗАЗу хорошую загрузку, а со временем планировали увеличить число выпускаемых моделей.

В 2012-м был запущен в производство ЗАЗ Vida (Chevrolet Aveo второго поколения), для полномасштабного выпуска которого, Корпорация «УкрАвто» даже выкупила пресс-формы у General Motors. Под именами Aveo/Vida с конвейера ЗАЗа сошло, в общей сложности, 206 237 шт. этой модели. В 2013-м стартовал выпуск ЗАЗ Vida пикап. И вновь главный расчет был на экспорт в Россию, так как украинский рынок очень медленно восстанавливался после кризиса 2008 года.

На «Богдане» поняли, что без собственной модели из кризиса не выбраться. Получая штамповку кузовных деталей и всю комплектацию от партнеров, они были вынуждены «играть по их правилам» и поставлять машины только туда, куда им разрешат. «Богдан» делает ставку на ВАЗ и разрабатывает собственный пикап Богдан-2310\2312 и кросс-универсал на платформе ВАЗ-2111. Эти модели под собственным брендом завод начал поставлять в Россию и на другие рынки стран СНГ. Спрос на них был, но тут начинается период торговых войн с Россией, от которых начали страдать автомобильные производители. Пострадали и ЗАЗ, и Богдан.

В 2012 году в России вводят утилизационный сбор, которым дискриминируют производителей из стран СНГ. Нужно было или повышать цены и оказаться неконкурентоспособными в РФ, или платить сбор за счет собственной маржи. Чтобы сохранить объемы решили компенсировать этот сбор за счет отпускных цен. Но война между Россией и Украиной в автомобильном секторе началась задолго до 2014-го. Фуры с украинскими автомобилями задерживали на границе и под надуманными предлогами заворачивали. Украинский бизнес выдавливали с российского рынка и не давали возможности доставлять свои авто в страны Средней Азии. Ситуация требовала помощи от государства, но ее в очередной раз не последовало. К 2014 году и «Богдан», и «ЗАЗ» уже не могли экспортировать свои авто в Россию и везти их транзитом через РФ в другие страны.

Украинский автопром оказался зажатым в рамках украинского рынка. «Богдан» находит нового партнера в лице китайской компании JAC и к концу 2013-го запускает полномасштабное производство в Черкассах седана JAC J5. На очереди был кроссовер S5. Последний очень похож на новую модель Hyundai ix35 и идеально вписывался в черкасский конвейер. «Богдан» торопится сделать локализацию 51% и выйти с этими моделями на рынки СНГ. Китайские партнеры дают «Богдан» права на торговлю во всех странах СНГ и даже задумываются над поставками в ЕС. Казалось, что выход из кризиса найден. Но это только так казалось.

Война 2014, аннексия Крыма и Донбасса, девальвация гривны в 3 раза, разрыв всех деловых контактов с Россией и полный ступор транзита. Черкасский завод «Богдан Моторс» дособрал последние комплекты и окончательно остановился летом 2014-го. Остановился в 2014-м и кременчугский автосборочный завод КрАСЗ.

После такой девальвации экономического смысла собирать Geely уже не было. Завод полностью обанкротится в 2015-м. ЗАЗ тоже останавливался, но в 2017 еще попробует выпустить партию Sens. Предприятие будет бить тревогу, ведь после последней девальвации долг завода перед банками из-за переоценки кредитного портфеля достиг 2,5 млрд. грн., а суммарный убыток - 2,9 млрд. грн. Но министров это не тронет.

ЗАЗ уничтожило равнодушие украинских чиновников, которые ответственны за промышленную и внешнюю политику. Они молча наблюдали, как «ЗАЗ» сначала вытолкнули со всех экспортных рынков, даже ни разу не вступившись за украинский завод на государственном уровне, а затем сделали вид, что утрата страной целой отрасли и сотен заводов-поставщиков – это не большая трагедия.

«Еврокару» удалось реструктуризировать кредитный портфель, но долговая нагрузка в 2,6 млрд гривен никуда не делась. Построенный с «иголочки» новый завод полного цикла так и не запустили. Цеха сварки и покраски укутаны пленкой. Экономически целесообразно их запускать при минимальном объеме выпуска - 25 000-50 000 автомобилей одной модели. Иначе сварить и покрасить один автомобиль будет в два раза дороже, чем импортировать.

До 2014 года у «Еврокара» был почти готовый к старту проект производства двух моделей - Rapid и Rapid Spaceback - для российского и украинского рынков. Планируемые объемы производства - от 50 000 до 100 000 автомобилей в год. Как раз в этом проекте планировалось полномасштабное производство. Но теперь в «Еврокар» возлагают надежды только на выпуск электромобилей.

Пришел к банкротству и КрАЗ. Казалось, что война для него станет спасением, ведь армии нужны армейские грузовики, которые как раз и выпускал КрАЗ. Но их закупали только в первые годы, а затем переключились на закупку МАЗов.

И вновь сказалось несовершенство украинского законодательства, которое отождествляет сборку с производством. Мы о нем говорили еще в первой части нашего исторического экскурса.

Белорусские МАЗы получили украинскую прописку и бренд «Богдан», и шли в армию как украинские грузовики. Это не спасет завод "Богдан" от банкротства: как только поменяется президент, их тоже перестанут закупать и завод полностью остановится.

Но если бы это был единичный случай подмены понятий. Целых несколько лет во время войны украинские города закупали в качестве школьных автобусов российские ПАЗы через систему Prozorro. Украинские производители автобусов негодовали, но города и села продолжали закупать автобусы из соседних стран, вместо собственных. И только мэр Львова Андрий Садовый в 2021-м имел смелость остановить тендер и отказался от закупок импортной техники.

Подведем итог. К 30-летию Украина полностью лишилась своего производства легковых автомобилей, нет больше целой отрасли производства мотоциклов и мопедов, в состоянии комы пребывает КрАЗ – единственный производитель грузовиков.




Немногим лучше положение автобусных заводов (Черкасский автобус, Эталон, ЗАЗ и Рута), но они с опаской ожидают подписания Зоны свободной торговли с Турцией, где интересы отечественных автобусостроителей могут опять сдать. Пока сохранилась сборка Skoda на «Еврокаре» и непонятно зачем возобновилась сборка российских Lada на ЗАЗе. Вот и весь украинский автопром сейчас.

А кто же виноват, что Украина так и не стала автомобильной державой? Да и тот автопром, что был в 1991 году, мы тоже потеряли. Здесь надо сказать, что на 1991 год ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Белоруссия не имели такой мощной автомобильной промышленности, как в Украине. Но сейчас все эти страны имеют производство автомобилей, а мы – нет. Не было автопрома и в Словакии, Словении, Венгрии, а сейчас – есть. В Турции было несколько отсталых заводов, а сейчас там выпускают десятки мировых брендов. И в России сейчас больше 20 новых заводов, выпускают самые современные автомобили. А что у нас в Украине?

Если без эмоций проанализировать последнее десятилетие, то ошибок было сделано много. И ключевая здесь роль государства и некомпетентность чиновников. Это они должны были открыть новые рынки для сбыта украинской продукции, договорившись о поставках. Это они вместо рефинансирования банков, должны были поддерживать производство и занятость. Это они должны были навести порядок с «еврономерами», а не спокойно наблюдать, как в страну без уплаты налогов заезжают сотни тысяч авто. 

К сожалению, в Украине установилась плохая традиция каждый год менять правила игры в автомобильном секторе. Меняли пошлины и акцизы, вводили и отменяли нормы Евро, запрещали и разрешали ввоз подержанных иномарок. Каждый год и в декабре, накануне начала нового сезона. Иностранные партнеры уже давно устали наблюдать за этими "играми лоббистов". Ну и никто не будет планировать вести в стране серьезный бизнес, если правила игры здесь меняются каждый год. Поэтому вариться в этом бардаке могли только отечественные бизнесмены.

А еще нам всем не хватило патриотизма. Только патриотизм – это не только одеть вышиванку и покрасить в цвет флага мусорные урны, а патриотизм – это и закупать украинские грузовики для Украинской армии, и украинские автобусы для школьников. Каждое действие чиновников должно быть в интересах Украины. А лозунг – «Купуй українське» - должен быть основополагающим при любой государственной закупке.

И вот тогда у нас был бы и автопром, и современные автомобили. А так, в Украине фактически больше нет автопрома. В стране, где армия не покупает свои автомобили, а города - свои автобусы, не может быть своего автопрома. Мы сами его не заслуживаем. И наш поезд уже ушел. Но это вовсе не означает, что все потеряно.

P.S. Эпоха автомобилей с двигателями внутреннего сгорания подходит к завершению. Наступает новая эра электротранспорта. Наши соседи усиленно строят новые производства и фабрики по производству аккумуляторов. Может Украине удастся стать хотя бы производителем электромобилей? У нас все для этого есть, даже залежи лития и уже простаивающие заводы. Только надо исправить все те системные ошибки, о которых мы говорили во всех трех частях этой публикации. И все у нас получится! С Днем Незалежності. Україно!

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Почему нельзя спать с открытыми окнами: неожиданный ответ
Gazeta UA
2025-06-28T02:21:22Z
Как узнать, что у человека порча: основные признаки и советы
Comments UA
2025-06-24T06:15:10Z
Эффективный способ выспаться: ученые назвали лучшую позу для сна
Фокус
2025-06-21T07:15:50Z
Лайфгак, как хранить укроп свежим в холодильнике без замораживания
TSN
2025-06-28T17:03:08Z
Как выглядят в 2050 году те, кто мало спит: создали модель женщины
Gazeta UA
2025-07-02T07:30:17Z
Как оказать первую помощь при кровотечениях: советы, спасающие жизнь
Gazeta UA
2025-07-02T03:57:34Z
Нужно мыть малину перед употреблением или перед замораживанием
TSN
2025-06-28T17:03:02Z
Опасное заболевание: как уберечься от дифтерии
ZN UA
2025-06-27T22:24:41Z
Завтрак, который контролирует уровень холестерина: о каких продуктах идет речь
Gazeta UA
2025-06-27T08:27:43Z
Россия нанесла удар по пригороду Харькова: подробности от Терехова
Апостроф
2025-06-28T18:48:07Z
Путин готовится значительно усилить ракетный террор Украины: названы 5 наиболее опасных городов
Comments UA
2025-06-24T14:00:47Z
Зеленский ответил Путину о встрече
Comments UA
2025-06-19T21:00:24Z
Хороших новостей ждать не стоит: эксперты назвали три сценария завершения войны в Украине
Знай
2025-06-22T20:30:05Z
Вашингтон нанес Украине невиданный удар ножом в спину: названа самая большая проблема
Comments UA
2025-07-02T07:33:49Z
Германия усиливает давление на российский «теневой флот»
Апостроф
2025-07-02T07:30:29Z
В России задержали главу азербайджанской диаспоры
Корреспондент
2025-07-01T17:48:50Z
Воевать отправят всех: в Украине жестко взялись за уклонистов – к чему готовиться
Знай
2025-06-28T02:30:53Z
Итоги 26.06: Большой обмен и трибунал для РФ
Корреспондент
2025-06-27T04:22:24Z
Запасайтесь уже сейчас: Украине грозит резкое удорожание важного продукта
Знай
2025-06-29T16:00:44Z
Дополнительные 2000 грн к пенсии: кто может получить
Знай
2025-06-27T18:36:38Z
Россия захватила второе из четырех месторождений лития в Украине – Le Figaro
ZN UA
2025-06-27T11:24:21Z
Скандал в Германии: из помощи для Украины "исчез" почти миллиард евро, — Bild
Хвиля
2025-06-29T00:15:31Z
Лучшие годы для начисления пенсии: как выбрать выгодные 5 лет
TSN
2025-07-02T07:21:49Z
"Укрпочта" пробила очередное дно: компания потратит более 1 млн грн на странную прихоть
Comments UA
2025-07-02T07:21:43Z
Производители предупредили украинцев о значительном росте цен на хлеб
UAToday
2025-06-23T19:45:16Z
Снимут средства за другого человека: Ощадбанк насчитывает украинцам странные комиссии - как защититься
Знай
2025-06-28T18:21:17Z
Минимальная пенсия: может ли вырасти с 1 июля
ZN UA
2025-06-27T03:43:14Z
Какие деревья притягивают успех и деньги, как магнитом: их нужно обязательно посадить возле дома
TSN
2025-06-29T13:51:56Z
Как американцы моют посуду: почему в США не используют губку
UAToday
2025-06-27T10:06:26Z
Зачем эксперты советуют брать с собой салфетку, когда идете покупать клубнику на рынок: хитрый трюк
TSN
2025-06-26T15:36:49Z
Что рассыпать в междурядье, чтобы морковь выросла сладкой: результат вас непременно удивит
TSN
2025-06-29T15:06:26Z
Готовятся десять минут и получаются вкуснее мяса: рецепт кабачков в кляре с начинкой
Telegraf
2025-07-02T07:00:40Z
10 интересных идей, которые превратят завтрак в праздник
Gazeta UA
2025-07-02T06:42:57Z
Чому не варто залишати брудний посуд на ніч. Це варто знати
Gazeta UA
2025-06-28T15:51:36Z
Популярный курорт Украины атаковали насекомые. В сети показали впечатляющие кадры
Telegraf
2025-06-24T10:36:53Z
Куриные яйца могут вас убить: 8 бытовых ошибок с ними, которые вредят здоровью
Знай
2025-06-26T02:51:38Z
Дополнительные выплаты от ООН: успейте оформить до конца июля
Знай
2025-06-28T08:21:47Z
Движение через украинскую границу значительно возросло: какими пунктами пропуска пограничники советуют не пользоваться
TSN
2025-06-29T08:06:56Z
Светлана Павелецкая рассказала, нашла ли общий язык с детьми Дмитрия Кулебы
Комсомольская правда
2025-06-23T06:52:55Z
24 июня большой церковный праздник: что можно и нельзя делать сегодня
Comments UA
2025-06-24T05:33:57Z
Латвия передаст Украине 42 полностью новых БТР Patria 6×6: первые машины уже готовы
Фокус
2025-07-02T07:21:33Z
В Україні планують підвищити мінімальну зарплату
AgroNews
2025-07-02T07:10:52Z
"Здесь должны были спать дети": появились кадры разрушенной комнаты детей Тополи
GlavRed
2025-06-23T06:40:50Z
Без этого пенсию не начислят: тысячи пожилых людей столкнулись с проблемой
Хвиля
2025-06-29T17:15:44Z
Почему нельзя отказываться купаться 23 июня и что нужно выпрашивать сегодня: приметы и запреты на Агрипины
Знай
2025-06-23T04:03:11Z
Синоптики обновили прогноз на среду
Gazeta UA
2025-07-02T05:51:53Z
Россия пытается взять большой город в полукольцо: есть ли успехи у солдат Путина
GlavRed
2025-06-28T07:27:54Z
Льготы аннулируют: для кого проезд в общественном транспорте станет платным
Знай
2025-06-28T02:12:25Z
Россия атаковала Украину беспилотниками: где раздались взрывы
TSN
2025-07-02T03:51:06Z
Подорожание проезда на Закарпатье: кому готовиться к новым тарифам
Политека
2025-07-02T07:30:56Z
Пограничники выбили оккупантов из нор и сожгли российскую технику. ВИДЕО
Новости Украины
2025-07-02T07:24:01Z
Россия атаковала Харьков: что известно о "прилете"
TSN
2025-06-29T06:06:56Z
В Харькове прогремели взрывы, россияне атаковали город и область ударными дронами
ZN UA
2025-06-29T21:52:59Z
Еще один китаец попал в плен ВСУ: что рассказывает наемник об армии РФ
TSN
2025-06-27T16:33:46Z
Ведущая Анна Свиридова жестко высказалась об изменнице Оксане Байрак: "Мне совершенно не больно"
Знай
2025-07-01T18:51:11Z
Камалия рассекретила, что стало последней каплей в ее браке с Захуром: "Умоляла год"
TSN
2025-06-27T09:21:29Z
В России умерла звезда фильма Ирония судьбы
Корреспондент
2025-06-21T09:09:23Z
Руслана шокировала подробностями "прилета" возле своего дома: "Пошли трещины"
TSN
2025-07-01T16:21:12Z
Рианна и A$AP Rocky намекнули на пол ребенка
Корреспондент
2025-07-02T07:30:29Z
Орландо Блум загадочно намекнул на разрыв с Кэти Перри
Корреспондент
2025-07-02T07:18:24Z
Звезда Лиги смеха вернулась после кровоизлияния в мозг
Корреспондент
2025-06-24T08:24:02Z
Камалия шокировала, какие зависимости помогают ей успокаиваться: "Ужасная привычка"
TSN
2025-06-28T05:03:18Z
"Быстро растет и убивает": Камалия поделилась историей борьбы с раком груди
Апостроф
2025-06-27T15:51:58Z
ОГП: В Одессе нашли убитой 7-летнюю девочку. Задержан 31-летний сосед – видео
Лига
2025-06-19T20:18:17Z
В Ивано-Франковской области нашли в лесу 5-летнего мальчика спустя трое суток поисков
Комсомольская правда
2025-06-21T07:57:23Z
В Харькове задержанного оставили умирать в камере - ГБР расследует. ВИДЕО
Новости Украины
2025-06-27T10:18:49Z
Атака на Киевщину: разрушен отель с клиникой, есть погибшая и пострадавшие
Корреспондент
2025-06-23T03:15:35Z
Ночная атака на Харьков: фото последствий
Корреспондент
2025-07-02T06:45:45Z
Комариный укус со страшными последствиями: на Львовщине из-под кожи женщины извлекли огромного паразита
Comments UA
2025-07-02T06:15:07Z
В Одессе снова увеличилось число пострадавших из-за атаки РФ
Корреспондент
2025-06-28T07:21:48Z
На Закарпатье пограничник сбежал в Словакию, где попросил убежище
Корреспондент
2025-06-28T02:48:46Z
Девятая жертва российской атаки на Киев - 11-летняя девочка
Корреспондент
2025-06-23T16:55:02Z
Toyota RAV4 стала самым популярным автомобилем в мире
Корреспондент
2025-07-01T17:09:59Z
Надежные и недорогие: 5 брендов автомобилей, заставляющих надолго забыть о СТО
Знай
2025-06-27T11:51:00Z
Франция требует от Tesla прекратить рекламировать автомобили как беспилотные и угрожает штрафом
Европейская правда
2025-06-24T15:54:56Z
Ограничение возраста управления автомобилем: кого не пустят за руль
Знай
2025-07-02T07:21:21Z
Какие вещи обязательно должны быть в автомобиле: список
Gazeta UA
2025-07-02T05:54:31Z
Штраф свыше 40 000 грн и запрет рулить: украинцев наказывают за то, что раньше стоило копейки
Знай
2025-07-02T02:51:34Z
BMW отзывает электромобили из-за риска внезапной потери мощности
Корреспондент
2025-07-01T17:54:00Z
"Что это на капоте?": во Львовской области Tesla Cybertruck озадачила украинцев
Telegraf
2025-07-01T17:24:43Z
Почему в авто могут отказать тормоза – советы, как не попасть в передрягу
UAToday
2025-07-01T16:30:06Z
Пакьяо возвращается: легенда бокса объяснил мотивацию
Корреспондент
2025-06-27T08:18:01Z
Саудовский гранд предлагает Эрнандесу феноменальный контракт
Корреспондент
2025-06-23T15:45:30Z
Лидер "Шахтера" Судаков не перейдет в "Наполи" – СМИ
ZN UA
2025-06-29T07:55:38Z
Звездный футболист Погба нашел себе новый клуб после дисквалификации за допинг
ZN UA
2025-06-28T19:27:30Z
Великовозрастный лучший бомбардир Франции продолжит карьеру в Лилле
Корреспондент
2025-07-02T07:27:31Z
Деревянченко вернулся на ринг после годичного перерыва и нокаутировал Рамоса
Gazeta UA
2025-07-02T06:57:53Z
Технический нокаут, шестой раунд: Деревянченко вернулся, чтобы победить
Корреспондент
2025-07-02T06:33:29Z
В реванше Усик-Дюбуа Фроч прогнозирует шанс панчера наравне с лаврами у №1
Корреспондент
2025-07-02T05:57:38Z
Победа Боруссии над Монтереем выводит немецкую команду в четвертьфинал КЧМ
Корреспондент
2025-07-02T05:12:31Z
Случаи, в которых никогда не следует использовать удлинители: советы электриков
Знай
2025-07-02T03:51:41Z
Литиевая батарея будет служить рекордно долго: что придумали ученые
Фокус
2025-06-19T08:42:36Z
На дне Атлантического океана обнаружили более тысячи бочек с радиоактивными отходами
TSN
2025-06-28T09:06:55Z
Circana: Молодые американцы тратят все меньше денег на игры — не хватает средств
GameMag
2025-07-02T07:03:22Z
Впервые одновременно взорвались две неизвестные звезды: видны невооруженным глазом
Фокус
2025-07-02T06:51:52Z
iPhone 16 Pro Max не потрапив до списку найпотужніших гаджетів Apple
Portaltele
2025-07-02T06:19:55Z
Vodafone перезапускает тарифы: что изменится для абонентов уже со 2 июля
Знай
2025-07-02T06:06:04Z
Подтверждено: Donkey Kong Bananza создана разработчиками Super Mario Odyssey — критики хвалят эксклюзив Switch 2
GameMag
2025-07-02T06:04:40Z
На Луне появятся огромные буквы X и V: что это и когда можно увидеть
Фокус
2025-07-02T05:57:06Z