MY.UAНовости
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

В предыдущих двух частях мы рассказывали, с каким автопромом Украина пришла к 1991 году, и что от него осталось к 2010-му году. Обозначили мы и главные, по нашему мнению, причины неудач в 90-е и 2000-е.

Сегодня же мы расскажем, как жил автопром страны в период 2011-2021 годов. Но прежде обозначим, из чего он состоял на момент 2011 года. Легковые автомобили в тот момент в Украине производили «ЗАЗ», черкасский «Богдан Моторс», сборку вели закарпатский «Еврокар» и кременчугский КрАСЗ. Грузовики выпускал КрАЗ, а автобусный сегмент был представлен заводами «Богдан Моторс» (Луцк), ЛАЗ (Львов), «Эталон» (Чернигов и Пролиски), «Черкасский автобус», Рута (г. Часов Яр) и ЗАЗ (автобусы I-Van).

Финансовый кризис 2008 года подкосил весь украинский авторынок. Объемы продаж резко сократились с 643 тыс. штук в 2008 году до 162 тыс. в 2009-м. А к 2011 году в Украине суммарная мощность только трех автозаводов ЗАЗ, Богдан Моторс и Еврокар достигала 340 тыс. штук в год. Единственным выходом, чтобы сохранить объемы производства - было наращивать экспорт. Продать такое количество украинских авто можно было только в России. Рынок ЕС для украинских предприятий был закрыт и пошлинами, и техническими регламентами (нормами Евро).

Кроме того, бурное развитие в 2000-е привело к тому, что почти все украинские автозаводы были закредитованы, и кредиты брались в валюте. Кредитное бремя после девальвации 2008 года было уже не подъемным. Заводы, столкнувшись с обвалом продаж на украинском рынке, уже не в состоянии были обслуживать кредитные обязательства и банкротство было лишь вопросом времени. Но в 2011-м еще казалось, что этот период удастся пережить.

Первым падает ЛАЗ. Завод получил большой подряд под Евро-2012 от городов, принимающих чемпионат. Обещали закупить почти 2000 автобусов и троллейбусов, а по факту их было около 200. Да и с оплатой ему возникли проблемы. Собственник ЛАЗа начинает дробить завод на мелкие предприятия, чтобы уйти от кредиторов, и даже перевозит часть оборудования в Днепродзержинск. Во Львове даже поднимется кампания о возврате завода в госсобственность, но так ничем это и не закончится. ЛАЗ бесславно канет в Лету.

В 2011 году желание разместить свое производство в Украине изъявил Hyundai. Речь шла о заводе на 150-200 тыс. микроавтобусов и грузопассажирских автомобилей в год. Инвестора опекали Борис Колесников и Анатолий Кинах, вели переговоры, предлагали в партнеры местных производителей и предлагали разные площадки. Однако после изучения украинского рынка Hyundai предпочел Турцию. Завод там быстро построили и сейчас к нам поступают Hyundai H-350 именно оттуда.

В 2011 г ЗАЗ завершает производство «Славута» - последнего автомобиля еще украинской разработки. Но в том же году у ЗАЗа появляется новый стратегический партнер – Chery и стартует полномасштабное производство ZAZ Forza и Chery Bonus.

Китайский партнер, как и GM, заказывает производство этих авто у ЗАЗа, а затем реализует их на рынке РФ в собственной торговой сети. Такой альянс, казалось, сулит ЗАЗу хорошую загрузку, а со временем планировали увеличить число выпускаемых моделей.

В 2012-м был запущен в производство ЗАЗ Vida (Chevrolet Aveo второго поколения), для полномасштабного выпуска которого, Корпорация «УкрАвто» даже выкупила пресс-формы у General Motors. Под именами Aveo/Vida с конвейера ЗАЗа сошло, в общей сложности, 206 237 шт. этой модели. В 2013-м стартовал выпуск ЗАЗ Vida пикап. И вновь главный расчет был на экспорт в Россию, так как украинский рынок очень медленно восстанавливался после кризиса 2008 года.

На «Богдане» поняли, что без собственной модели из кризиса не выбраться. Получая штамповку кузовных деталей и всю комплектацию от партнеров, они были вынуждены «играть по их правилам» и поставлять машины только туда, куда им разрешат. «Богдан» делает ставку на ВАЗ и разрабатывает собственный пикап Богдан-2310\2312 и кросс-универсал на платформе ВАЗ-2111. Эти модели под собственным брендом завод начал поставлять в Россию и на другие рынки стран СНГ. Спрос на них был, но тут начинается период торговых войн с Россией, от которых начали страдать автомобильные производители. Пострадали и ЗАЗ, и Богдан.

В 2012 году в России вводят утилизационный сбор, которым дискриминируют производителей из стран СНГ. Нужно было или повышать цены и оказаться неконкурентоспособными в РФ, или платить сбор за счет собственной маржи. Чтобы сохранить объемы решили компенсировать этот сбор за счет отпускных цен. Но война между Россией и Украиной в автомобильном секторе началась задолго до 2014-го. Фуры с украинскими автомобилями задерживали на границе и под надуманными предлогами заворачивали. Украинский бизнес выдавливали с российского рынка и не давали возможности доставлять свои авто в страны Средней Азии. Ситуация требовала помощи от государства, но ее в очередной раз не последовало. К 2014 году и «Богдан», и «ЗАЗ» уже не могли экспортировать свои авто в Россию и везти их транзитом через РФ в другие страны.

Украинский автопром оказался зажатым в рамках украинского рынка. «Богдан» находит нового партнера в лице китайской компании JAC и к концу 2013-го запускает полномасштабное производство в Черкассах седана JAC J5. На очереди был кроссовер S5. Последний очень похож на новую модель Hyundai ix35 и идеально вписывался в черкасский конвейер. «Богдан» торопится сделать локализацию 51% и выйти с этими моделями на рынки СНГ. Китайские партнеры дают «Богдан» права на торговлю во всех странах СНГ и даже задумываются над поставками в ЕС. Казалось, что выход из кризиса найден. Но это только так казалось.

Война 2014, аннексия Крыма и Донбасса, девальвация гривны в 3 раза, разрыв всех деловых контактов с Россией и полный ступор транзита. Черкасский завод «Богдан Моторс» дособрал последние комплекты и окончательно остановился летом 2014-го. Остановился в 2014-м и кременчугский автосборочный завод КрАСЗ.

После такой девальвации экономического смысла собирать Geely уже не было. Завод полностью обанкротится в 2015-м. ЗАЗ тоже останавливался, но в 2017 еще попробует выпустить партию Sens. Предприятие будет бить тревогу, ведь после последней девальвации долг завода перед банками из-за переоценки кредитного портфеля достиг 2,5 млрд. грн., а суммарный убыток - 2,9 млрд. грн. Но министров это не тронет.

ЗАЗ уничтожило равнодушие украинских чиновников, которые ответственны за промышленную и внешнюю политику. Они молча наблюдали, как «ЗАЗ» сначала вытолкнули со всех экспортных рынков, даже ни разу не вступившись за украинский завод на государственном уровне, а затем сделали вид, что утрата страной целой отрасли и сотен заводов-поставщиков – это не большая трагедия.

«Еврокару» удалось реструктуризировать кредитный портфель, но долговая нагрузка в 2,6 млрд гривен никуда не делась. Построенный с «иголочки» новый завод полного цикла так и не запустили. Цеха сварки и покраски укутаны пленкой. Экономически целесообразно их запускать при минимальном объеме выпуска - 25 000-50 000 автомобилей одной модели. Иначе сварить и покрасить один автомобиль будет в два раза дороже, чем импортировать.

До 2014 года у «Еврокара» был почти готовый к старту проект производства двух моделей - Rapid и Rapid Spaceback - для российского и украинского рынков. Планируемые объемы производства - от 50 000 до 100 000 автомобилей в год. Как раз в этом проекте планировалось полномасштабное производство. Но теперь в «Еврокар» возлагают надежды только на выпуск электромобилей.

Пришел к банкротству и КрАЗ. Казалось, что война для него станет спасением, ведь армии нужны армейские грузовики, которые как раз и выпускал КрАЗ. Но их закупали только в первые годы, а затем переключились на закупку МАЗов.

И вновь сказалось несовершенство украинского законодательства, которое отождествляет сборку с производством. Мы о нем говорили еще в первой части нашего исторического экскурса.

Белорусские МАЗы получили украинскую прописку и бренд «Богдан», и шли в армию как украинские грузовики. Это не спасет завод "Богдан" от банкротства: как только поменяется президент, их тоже перестанут закупать и завод полностью остановится.

Но если бы это был единичный случай подмены понятий. Целых несколько лет во время войны украинские города закупали в качестве школьных автобусов российские ПАЗы через систему Prozorro. Украинские производители автобусов негодовали, но города и села продолжали закупать автобусы из соседних стран, вместо собственных. И только мэр Львова Андрий Садовый в 2021-м имел смелость остановить тендер и отказался от закупок импортной техники.

Подведем итог. К 30-летию Украина полностью лишилась своего производства легковых автомобилей, нет больше целой отрасли производства мотоциклов и мопедов, в состоянии комы пребывает КрАЗ – единственный производитель грузовиков.




Немногим лучше положение автобусных заводов (Черкасский автобус, Эталон, ЗАЗ и Рута), но они с опаской ожидают подписания Зоны свободной торговли с Турцией, где интересы отечественных автобусостроителей могут опять сдать. Пока сохранилась сборка Skoda на «Еврокаре» и непонятно зачем возобновилась сборка российских Lada на ЗАЗе. Вот и весь украинский автопром сейчас.

А кто же виноват, что Украина так и не стала автомобильной державой? Да и тот автопром, что был в 1991 году, мы тоже потеряли. Здесь надо сказать, что на 1991 год ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Белоруссия не имели такой мощной автомобильной промышленности, как в Украине. Но сейчас все эти страны имеют производство автомобилей, а мы – нет. Не было автопрома и в Словакии, Словении, Венгрии, а сейчас – есть. В Турции было несколько отсталых заводов, а сейчас там выпускают десятки мировых брендов. И в России сейчас больше 20 новых заводов, выпускают самые современные автомобили. А что у нас в Украине?

Если без эмоций проанализировать последнее десятилетие, то ошибок было сделано много. И ключевая здесь роль государства и некомпетентность чиновников. Это они должны были открыть новые рынки для сбыта украинской продукции, договорившись о поставках. Это они вместо рефинансирования банков, должны были поддерживать производство и занятость. Это они должны были навести порядок с «еврономерами», а не спокойно наблюдать, как в страну без уплаты налогов заезжают сотни тысяч авто. 

К сожалению, в Украине установилась плохая традиция каждый год менять правила игры в автомобильном секторе. Меняли пошлины и акцизы, вводили и отменяли нормы Евро, запрещали и разрешали ввоз подержанных иномарок. Каждый год и в декабре, накануне начала нового сезона. Иностранные партнеры уже давно устали наблюдать за этими "играми лоббистов". Ну и никто не будет планировать вести в стране серьезный бизнес, если правила игры здесь меняются каждый год. Поэтому вариться в этом бардаке могли только отечественные бизнесмены.

А еще нам всем не хватило патриотизма. Только патриотизм – это не только одеть вышиванку и покрасить в цвет флага мусорные урны, а патриотизм – это и закупать украинские грузовики для Украинской армии, и украинские автобусы для школьников. Каждое действие чиновников должно быть в интересах Украины. А лозунг – «Купуй українське» - должен быть основополагающим при любой государственной закупке.

И вот тогда у нас был бы и автопром, и современные автомобили. А так, в Украине фактически больше нет автопрома. В стране, где армия не покупает свои автомобили, а города - свои автобусы, не может быть своего автопрома. Мы сами его не заслуживаем. И наш поезд уже ушел. Но это вовсе не означает, что все потеряно.

P.S. Эпоха автомобилей с двигателями внутреннего сгорания подходит к завершению. Наступает новая эра электротранспорта. Наши соседи усиленно строят новые производства и фабрики по производству аккумуляторов. Может Украине удастся стать хотя бы производителем электромобилей? У нас все для этого есть, даже залежи лития и уже простаивающие заводы. Только надо исправить все те системные ошибки, о которых мы говорили во всех трех частях этой публикации. И все у нас получится! С Днем Незалежності. Україно!

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Первое заявление Свириденко в должности премьер-министра Украины
Comments UA
2025-07-17T11:36:47Z
Публичная пощечина Макрону и другие выходки: СМИ выяснили, что взбесило первую леди Франции
Telegraf
2025-07-17T14:51:07Z
В кортеже Путина заметили скорую: пошли нехорошие слухи. ВИДЕО
Новости Украины
2025-07-16T18:57:01Z
Трамп может "поставить на колени" Путина и закончить войну: заявление Зеленского
Comments UA
2025-07-17T15:51:59Z
YouTube удалил почти 11 тысяч каналов из-за пропаганды из России и Китая
Корреспондент
2025-07-22T11:18:04Z
В Эстонии заключили под стражу шпиона ФСБ
Корреспондент
2025-07-22T11:06:16Z
В Кремле заявили о готовности Путина закончить войну в Украине: какое условие
Comments UA
2025-07-20T09:36:41Z
Украина получила неожиданного союзника в Белом доме: на Западе озвучили детали
Comments UA
2025-07-15T13:04:10Z
"Осыпает всех кучею лжи": Трамп удивил резким заявлением о Путине
TSN
2025-07-08T17:12:24Z
Покровское направление снова под массированными штурмами россиян
Новости Украины
2025-07-17T14:39:03Z
Двух подростков-партизан посмертно наградили
Корреспондент
2025-07-19T14:21:35Z
Гороскоп на 17 июля для всех знаков Зодиака: у кого будут проблемы с финансами
Comments UA
2025-07-16T17:51:09Z
В ВСУ заявили о восстановлении позиций в Запорожье
Корреспондент
2025-07-19T17:09:12Z
Вырубка леса в Карпатах привела к ущербу на 56 млн грн
Корреспондент
2025-07-22T11:12:06Z
Заход россиян в Покровск: какая ситуация в городе
Корреспондент
2025-07-22T09:39:45Z
Россияне убили пятерых жителей Константиновки
Корреспондент
2025-07-19T06:33:37Z
В Киеве заметили людей со свастикой на одежде и флагах: что известно
Comments UA
2025-07-08T19:36:04Z
В сердце Украины заметили пушистых "гостей": они способны нападать на людей
Telegraf
2025-07-15T22:31:21Z
Родился в Донецке, но стал путинистом: умер известный режиссер, снявший фильм "Мастер и Маргарита"
Telegraf
2025-07-17T10:18:58Z
Лорак в том числе: из азербайджанского фестиваля выгнали российских артистов
GlavRed
2025-07-17T10:21:54Z
Гитаристка The Rasmus высказалась о визите в Украину
Корреспондент
2025-07-22T06:54:39Z
Нельзя: Тодоренко снова не смотрела за детьми и нарвалась на жесткий отказ в РФ
GlavRed
2025-07-17T14:27:51Z
Умерла актриса театра Франко Анастасия Добрынина
Корреспондент
2025-07-22T07:09:10Z
Coldplay начали предупреждать фанатов о камерах на концерте
Корреспондент
2025-07-22T07:03:46Z
Тимур Мирошниченко сменил имя приемному сыну: жена ведущего объяснила почему
TSN
2025-07-08T16:24:03Z
Хайди Клум очаровала редким кадром со взрослыми сыновьями
Апостроф
2025-07-10T08:15:43Z
Илона Гвоздева из "Тацы со звездами" неожиданно остановила свой развод: что решил суд и почему она молчит
Знай
2025-07-15T18:52:13Z
Врач назвала среднюю продолжительность жизни мужчин в Украине: статистика впечатляет
TSN
2025-07-14T22:15:17Z
Как заставить помидоры покраснеть: действенные способы
Gazeta UA
2025-07-21T15:33:32Z
Как вода с медом с утра повлияет на здоровье: вы удивитесь
TSN
2025-07-20T09:09:20Z
Как вывести жирное пятно - простые и действенные способы
Gazeta UA
2025-07-13T20:22:13Z
Противораковые препараты остановили симптомы деменции - исследование
Корреспондент
2025-07-21T19:45:57Z
Какой напиток лучше пить утром: диетологи назвали два популярных напитка, которые вредят желудку, если их употреблять натощак
TSN
2025-07-21T15:33:45Z
Пенсионер заразился бубонной чумой от своего кота: как это случилось
TSN
2025-07-21T15:18:44Z
Как правильно просыпаться, чтобы не терять возможности в жизни: секреты богачей
TSN
2025-07-21T15:06:32Z
Бессонница исчезнет навсегда: стало известно об уникальном напитке для идеального сна
Comments UA
2025-07-21T14:45:00Z
Что в сексе больше нравится мужчинам: честно, без мифов и стереотипов
Comments UA
2025-07-17T20:39:30Z
Нереальная вкуснота за 15 минут: приготовьте персиковые слойки с медом и мороженым
Telegraf
2025-07-12T09:15:40Z
С хрустящей корочкой и мягкая внутри: хитрость кулинаров, которая поможет идеально пожарить картошку
Gazeta UA
2025-07-20T09:30:22Z
Гороскоп для всех знаков зодиака на 10 июля 2025 года
Корреспондент
2025-07-09T08:09:52Z
Гороскоп для всех знаков зодиака на 23 июля 2025 года
Корреспондент
2025-07-22T07:54:23Z
Шампанское» из чернобровцев: не только интересно, но и очень вкусно
TSN
2025-07-21T15:33:14Z
Гороскоп на 21 июля 2025 года по картам Таро для всех знаков зодиак9
UAToday
2025-07-21T15:30:14Z
Быстрая стирка: что можно постирать за 15-20 минут, а что категорически запрещено класть в барабан
TSN
2025-07-21T15:06:28Z
"С ноткой любви": Клопотенко показал, как приготовить нетрадиционный квас
Апостроф
2025-07-21T15:06:11Z
Это единственный мост в Украине, который поворачивается: где он находится и как называется
Telegraf
2025-07-16T19:07:22Z
Индексация будет одинаковой для всех, независимо от профессии, - Екатерина Котенкова
Знай
2025-07-17T02:18:54Z
Украинских школьников за границей ждет дискриминация: учителя протестуют против новых правил МОН
Знай
2025-07-20T09:21:24Z
Польша требует от МОН переписать учебники истории Украины: что произошло
Фокус
2025-07-17T14:30:53Z
Опубликован рейтинг лучших вузов сферы искусств Украины
Корреспондент
2025-07-22T10:36:13Z
РФ потратит $1,1 трлн на перевооружение - Буданов
Корреспондент
2025-07-22T10:00:16Z
В Черкассах тренер проиграла в казино 1,35 млн грн, собранных на поездку детей в Грузию
Фокус
2025-07-17T20:57:44Z
За чем нельзя наблюдать 17 июля и что нужно отдать сегодня: приметы и запреты на Марины
Знай
2025-07-17T02:03:23Z
В жизнь ворвутся проблемы и потеряете счастье: что нельзя делать 17 июля, приметы
GlavRed
2025-07-16T14:28:42Z
Лукашенко распорядился штрафовать магазины за отсутствие картофеля
Корреспондент
2025-07-19T00:24:57Z
Блокируют за "нетипичную активность": клиентам Ощадбанка массово замораживают карты
Знай
2025-07-16T12:37:23Z
Таможенные реестры: в Украине утвердили новые правила
Хвиля
2025-07-17T10:36:51Z
"Успешно релоцировано в Германию": появились кадры взлета самолета, который заметили над Киевом
Фокус
2025-07-16T23:21:01Z
В 2025 году украинцы платят налог с подарков стоимостью более 2000
VGorode
2025-07-22T10:48:22Z
В суд передали дело о незаконной добыче угля на Донбассе
Корреспондент
2025-07-22T10:30:53Z
Из-за новых налогов для добытчиков без работы могут остаться десятки тысяч человек – глава Федерации
Апостроф
2025-07-16T15:57:45Z
Украина с начала года получила 527 млн грн от аренды земель
Корреспондент
2025-07-17T14:18:49Z
Доплаты к пенсии: на какую сумму могут рассчитывать пенсионеры в 70 лет
Знай
2025-07-16T18:07:28Z
Надя Дорофеева показала фото с Усиком после блестящего боя и поделилась впечатлениями от встречи
TSN
2025-07-20T09:09:19Z
Погиб легендарный экстремал. ВИДЕО
Новости Украины
2025-07-17T22:51:29Z
Полюбил вас всех как родных: Лукас Васкес растрогал на церемонии прощания
Корреспондент
2025-07-17T14:30:50Z
Усик сделал символический жест перед реваншем с Дюбуа
Telegraf
2025-07-17T13:27:42Z
Это уже не о боксе: Менеджер Усика - о бое с блогером
Корреспондент
2025-07-22T11:12:00Z
Ключевой игрок Барселоны получит новый контракт: клуб обновляет сделку
Корреспондент
2025-07-22T10:21:15Z
На этапе Бриллиантовой лиги в Лондоне украинка Левченко не выступит
Корреспондент
2025-07-18T19:54:57Z
Фьюри определил главного соперника для Усика
Корреспондент
2025-07-22T10:06:45Z
Хамрун - Динамо: онлайн-трансляция матча Лиги чемпионов
Корреспондент
2025-07-22T09:36:11Z
Даже не убегал: новые подробности двойного расстрела на черниговском полигоне
TSN
2025-07-17T15:36:58Z
В Украине продолжают исчезать дети: что произошло на Житомирщине
Comments UA
2025-07-16T19:21:42Z
Пограничники задержали 10 мужчин, которые платили криптовалютой за побег в Молдову
Новости Украины
2025-07-17T13:09:34Z
В Северном море нашли британский корабль, затонувший в Первую мировую
Корреспондент
2025-07-22T03:39:45Z
В Киевской области старушка-пилот мопеда сбила мотоциклиста
Корреспондент
2025-07-22T11:03:33Z
Смерть на водоемах Украины: каждая 11 жертва - ребенок
Корреспондент
2025-07-22T09:27:41Z
Российский FPV-дрон атаковал автомобиль главного раввина Херсона
ZN UA
2025-07-17T22:39:39Z
Автобус с детьми слетел в кювет и перевернулся во Львовской области: что с пострадавшими
Telegraf
2025-07-09T20:18:18Z
Под Москвой прогремели взрывы - аэропорты РФ остановили рейсы
Gazeta UA
2025-07-17T04:39:15Z
Звук умирающего в Альпах ледника может заставить плакать кого угодно
Фокус
2025-07-09T12:09:04Z
Илон Маск оскандалился из-за размышлений своего чат-бота
Апостроф
2025-07-09T07:52:36Z
Землю снова атаковала магнитная буря красного уровня: сколько будет длиться шторм
Апостроф
2025-07-17T15:51:55Z
Новый рекорд производительности солнечных панелей Японии вызывал странный эффект: что случилось
Фокус
2025-07-17T15:51:42Z
Учёные вырастили водоросли в условиях Марса
Корреспондент
2025-07-22T06:33:29Z
Японские компании объединились для создания спасательного робота
Корреспондент
2025-07-21T18:42:40Z
Секретные коды ChatGPT: как легко управлять ИИ, чтобы добиваться успеха
Фокус
2025-07-08T16:21:46Z
Samsung представила бюджетный Galaxy F36
Корреспондент
2025-07-21T17:00:00Z
Умный туалет: о качестве вашего кала можно будет узнать в смартфоне
TSN
2025-07-21T15:18:11Z
Китайская BYD подтвердила запуск конкурента Bentley и Ferrari в Европе
Корреспондент
2025-07-21T18:30:40Z
На таком катался Американский жиголо. В Украине заметили изысканный ретро-спорткар
Telegraf
2025-07-21T14:18:57Z
Важно знать всем водителям: за какие нарушения с номерными знаками могут оштрафовать
Comments UA
2025-07-21T14:06:49Z
Бешеный спрос: подержанные электрокроссоверы Xiaomi стали дороже новых
Фокус
2025-07-21T10:57:50Z
В Украину завозят больше легковых автомобилей: какие авто выбирают украинцы
Comments UA
2025-07-21T10:27:04Z
Назвали бестселлеры новых легковушек на рынке - рейтинг
Gazeta UA
2025-07-21T10:03:36Z
Настоящий эксклюзив: в Украину привезли очень редкий спорткар Porsche на 500 сил
Фокус
2025-07-21T10:00:48Z
Двухколесный суперкар: создан уникальный мотоцикл Ferrari
Фокус
2025-07-20T07:27:34Z
Электрокары стали самыми популярными подержанными импортными авто в Украине
Корреспондент
2025-07-18T19:15:44Z