MY.UAНовости
"Зеленый путь". Смогут ли электромобили в Украине заменить транспорт на ДВС
"Зеленый путь". Смогут ли электромобили в Украине заменить транспорт на ДВС

"Зеленый путь". Смогут ли электромобили в Украине заменить транспорт на ДВС

В мире автомобильная индустрия стремительно переходит на электротягу, а страны одна за другой объявляют о грядущих запретах на продажу новых авто с ДВС.

 Как это коснется Украины, и когда в нашей стране электромобиль из экзотики превратится в доступный и удобный транспорт – ниже в материале.

Эпоха автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) подходит к концу, наступает эра электромобилей. То, что еще пять лет назад казалось лишь гипотетическим вектором развития автомобильной индустрии, сегодня стало реальностью.

Новости по теме электромобилей поступают каждый день, а Tesla, ставшая символом успешного запуска электрокаров в массы, в этом информационном потоке уже далеко не главный ньюсмейкер.

Вот лишь несколько примеров. Компания Volvo объявила о полном переходе на выпуск электрических легковушек к 2030 году, в линейке Mercedes-Benz уже сейчас есть шесть серийных электрокаров в ключевых рыночных сегментах, концерн Volkswagen ведет агрессивную рекламную кампанию электромобилей и намерен стать мировым лидером по их выпуску.

Об отказе от ДВС объявляет все больше стран. Швеция и Дания запретят продажу новых бензиновых и дизельных авто с 2030 года, Великобритания – с 2035-го, Сингапур – с 2040-го. Более того – в минувшем июле Евросоюз принял план экологического развития European Green Deal: к 2030 году Европа должна сократить выбросы CО2 легковых автомобилей на 30%, а к 2035-му – достичь углеродной нейтральности. Фактически, это означает запрет на продажу новых машин с ДВС.

Автомобильный мир не просто на пороге электрической революции, она уже идет полным ходом. Например, по итогам июля электрокары заняли почти 22% в общем объеме производства автомобилей в Германии. А уже к 2030 году, как прогнозируют аналитики BloombergNEF, по дорогам Европы будет ездить 50 млн электрических транспортных средств.

Глубина проникновения

Для большинства украинцев этот тектонический сдвиг пока не виден, хотя наша страна по темпам электромобилизации остается одним из лидеров в Европе.

Согласно данным Министерства инфраструктуры (МИУ), по состоянию на 1 сентября 2021 года по дорогам страны ездили 30 062 электромобиля. За предыдущие два месяца, август и июль, их количество увеличилось на 715 и 575 единиц соответственно, а за предшествующие полгода, с марта по сентябрь, прирост составил 20%.

Неплохая динамика, а объясняется она налоговыми льготами: электромобили освобождены от ввозной пошлины и НДС, взимается лишь акциз по ставке 1 евро за 1 кВт∙ч емкости тяговой батареи.

Но это капля в море на фоне 14-милионного парка авто с ДВС в Украине. Да и спросом пользуются в основном подержанные машины: за восемь месяцев 2021 года их доля, по данным Федерации работодателей автомобильной отрасли, составила 88%. Правда, по сравнению с результатом годичной давности новые электрокары все же отвоевали 4% рынка.

Больше всего электромобилей сосредоточено в Киеве и области. На 1 сентября в столице было зарегистрировано 6517 машин – 21,6% от общего парка "электричек" в стране. С охватом всей области их количество составило 10 047 единиц. Иными словами, каждый третий электромобиль Украины приписан к киевскому региону. На втором и третьем местах – Одесская и Львовская области: 4372 (15%) и 1969 (6,6%) электромобилей соответственно.

На привязи к розетке

Жизнь электромобилиста в Украине без преувеличений сложна. Главная проблема – ограниченный запас хода на одном заряде и большая длительность зарядки батареи, что превращает электрокар в транспортное средство для города. Поэтому для владельца электромобиля доступ к электричеству является жизненно важным.

"У владельца электромобиля всегда должна быть под рукой "своя" розетка с возможностью подзаряжаться длительное время: частный дом, паркинг или офис с доступом к электричеству, – отмечает Евгений Муджири, создатель первого в Украине электромобильного блога Autogeek. – Только в этом случае покупка такой машины оправдана".

А как же публичные электрозарядные станции? Недостатка в них нет лишь в крупных городах Украины, а сам процесс зарядки зачастую сопряжен со сложностями. Коннектор может быть занят другой машиной или вовсе сломан, а на пятачке у станции может быть припаркован автомобиль с ДВС, владельцу которого тяготы электромобилиста безразличны. А ведь если залить полный бак занимает несколько минут, то перезарядка батареи длится намного дольше: от 40 минут до нескольких часов.

Все это критично ограничивает мобильность. Любой маршрут необходимо строить в привязке к зарядным станциям, а дальние и уж тем более спонтанные поездки, считай, невозможны. Быть заложником розетки могут себе позволить разве что люди с неспешным ритмом жизни – к вечернему заезду в супермармаркет добавляется поиск зарядки, а распорядок дня жестко привязан к остатку заряда батареи.

На зарядку становись

"Своя" розетка есть далеко не у каждого, поэтому рост парка электромобилей невозможен без развития зарядной инфраструктуры. В 2014 году, на заре электромобилизации Украины, в стране насчитывалось всего 35 электрозарядок, через пять лет их было уже 2700 и без малого 6 тысяч точек подключения (коннекторов, к каждому из которых можно подключить электромобиль). По состоянию на август 2021-го имеем уже 11,5 тысячи точек подключения.

На первый взгляд динамика впечатляет, ведь по количеству зарядок Украина опережает, например, Испанию и Бельгию. Однако в действительности все не так хорошо: доля точек высокой мощности составляет всего около 30%. В основном это 22-киловаттные станции переменного тока, а DC-терминалов мощностью 50 кВт и выше очень мало. Сами зарядки – как "медленные" переменного тока, так и "быстрые" постоянного тока – сосредоточены в основном в крупных городах, а на трассах их пока недостаточно.

Строительством станций занимается частный бизнес без участия государства, и у каждого оператора – свое мобильное приложение. И чтобы воспользоваться станцией любой сети, на счету необходим положительный баланс. По сути, владельцу электромобиля приходится держать энную сумму денег на счетах всех компаний, от чьих станций он будет подзаряжаться. Это очень неудобно.

К тому же сами станции и приложения частенько сбоят. Вот как пользователь Facebook Александра Ершова описала свое недавнее путешествие из Киева в Одессу на электромобиле и процесс зарядки на одной из станций на трассе: "Нет нормальной информации: карта не загружается, процесс зарядки не показывает, сколько денег съедает, не докладывает, из приложения постоянно выбрасывает!"

Под этими словами мог бы подписаться, пожалуй, каждый владелец электромобиля, столкнувшийся с реалиями работы электрозарядной инфраструктуры в Украине. Одно ясно: массово публичные электрозарядки начнут появляться лишь тогда, когда это станет по-настоящему выгодным бизнесом и будут урегулированы все пробелы в законодательстве.

Правовая пустота

Несовершенная нормативная база – один из ключевых факторов сдерживания темпов электромобилизации в Украине. Ведь с точки зрения закона электромобилей, электробусов и станций зарядки к ним не существует. Эти понятия попросту отсутствуют в законе Украины "Об автомобильном транспорте" – основополагающем нормативном документе, регулирующем автомобильную отрасль и инфраструктуру.

Вот почему лишь на бумаге действуют некоторые льготы для электромобилей (например, специальные "зеленые" номера). Вот почему установка зарядной станции превращается в настоящий квест: при подключении к энергетическим сетям зарядки классифицируют как объекты уличной торговли, трансформаторные будки и даже как рекламные объекты.

Сейчас готовится депутатский законопроект для внесения поправок в закон "Об автомобильном транспорте", чтобы чиновники наконец "увидели" электрокары и электрозарядки. Попутно разрабатывается Национальная стратегия развития зарядных станций, где будут прописаны требования к плотности зарядок в городах и на загородных трассах. Также должны появиться единые правила подключения электрозарядок.

Однако сами операторы зарядок к стремлению упростить им жизнь относятся прохладно, прося государство не мешать саморегулированию рынка зарядных станций.

"В каждом ключевом электромобильном регионе – Киеве, Харькове, Одессе, Львове – есть свой лидер по количеству станций зарядки, – объясняет заместитель председателя правления Украинской ассоциации участников рынка электромобилей Вадим Игнатов. – Каждая компания самостоятельно решает вопрос подключения с местными властями, а появление прозрачных и единых правил приведет к росту конкуренции".

Ждать ли запрета авто с ДВС в Украине

Весной 2021 года стало известно, что Украина хочет последовать примеру передовых стран мира, введя запрет на продажу новых автомобилей с ДВС. Инициатива Мининфраструктуры трансформировалась в законопроект. В нем обозначено, что с 1 января 2027 года должен вступить в силу запрет на ввоз и первичную регистрацию подержанных автомобилей с дизельными двигателями, а с 1 января 2030-го – новых и подержанных бензиновых и новых дизельных авто, включая гибриды.

Запрет распространяется в том числе на автомобили украинского производства, а также на все виды транспорта: легковые, грузовые и автобусы. Исключение – техника для армии, ГСЧС и аграрного сектора. Причем в последнем случае – без допуска на дороги общего пользования.

"Законопроект не появился ниоткуда, он соответствует внутренним и внешним обязательствам Украины", – объясняет генеральный директор Директората цифровой трансформации на транспорте МИУ Фарид Сафаров.

Действительно, в Национальной транспортной стратегии на период до 2030 года обозначен переход на экологически чистый транспорт, а в законе "Об основных положениях экологической политики" прописано снижение вредных выбросов на транспорте на 30% к 2030 году. Отказ от ДВС согласуется с европейской директивой 2009/33/ЕС "О поддержке экологически чистых и энергоэффективных транспортных средств автомобильного транспорта".

Законопроект еще не попал в парламент, но в нынешнем виде шансы на его принятие невелики. Проблематичными выглядят как сроки введения запрета и тотальность ограничений, так и отсутствие государственных субсидий покупателям электрокаров, наряду с упомянутыми пробелами в законодательстве. На этот процесс влияет и смена руководящей команды в профильном министерстве – пока не похоже, что эта тема у нее в приоритете.

Не запрещать, а стимулировать

Как показывает опыт Европы, успешный переход на электротягу возможен лишь тогда, когда запреты соседствуют с экономическими стимулами. Украине пытается следовать тем же путем, и некоторые важные шаги в этом направлении уже сделаны.

Так, в июле запущен механизм фискальных стимулов развития электромобильного транспорта. Приняты законы, согласно которым оборудование и комплектующие для производства электротранспорта в Украине освобождены от НДС и ввозной пошлины на девять лет – с 1 января 2022 года по 31 декабря 2030 года.

Этими же законами до 31 декабря 2035 года от налога на прибыль освобождаются электротехнические предприятия, которые занимаются исключительно производством электродвигателей, батарей и зарядных устройств, электротранспорта, а также транспорта, работающего на газе.

Следующий шаг – запуск Стратегии развития автомобильной отрасли до 2030 года. Она разрабатывается Федерацией работодателей автомобильной отрасли и вскоре должна лечь на стол президенту Владимиру Зеленскому. В документе сделан упор на электромобили – их доля на украинском рынке может достичь 40% в случае принятия соответствующих регуляторных актов.

В этом перечне остро не хватает действенных стимулов покупательского спроса по примеру Европы и США, где покупку электрокаров частично субсидирует государство. Было бы наивно надеяться, что в госбюджете Украины на это отыщутся деньги, поэтому пока единственным вариантом является гипотетическая программа утилизации старого авто с получением ваучера, дающего право на скидку при покупке нового электромобиля.

ВАДИМ ДОБРОВОЛЬСКИЙ

Источник

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
В США объявили, чем закончится война в Украине
Известия Киев
2024-10-24T17:50:30Z
Стало известно, что сделает Путин во время выборов в США или сразу после них
Comments UA
2024-11-03T13:33:40Z
"Возвращаются в оккупацию": Украина провалила политику по поддержке ВПЛ, — Шуляк
Фокус
2024-10-23T21:06:39Z
"Это реально": военные США оценили план Зеленского по передаче ракет Tomahawk
Фокус
2024-10-30T19:27:58Z
Война в Украине может расшириться: Рютте сделал тревожное заявление
Comments UA
2024-11-06T09:18:49Z
Ужасный конец вместо ужаса без конца: что для Украины означает победа Трампа
Comments UA
2024-11-06T09:18:08Z
Как НАТО может ответить на отправку солдат КНДР на войну против Украины: СМИ узнали детали
Comments UA
2024-10-25T13:12:19Z
Появилась итоговая декларация саммита БРИКС: один пункт о войне в Украине
Comments UA
2024-10-23T14:12:46Z
Эрдоган сделал Путину любопытное предложение
Comments UA
2024-10-25T22:33:49Z
Привлечете беду: какой день недели считается опасным для стрижки
Marie Claire
2024-10-25T22:00:38Z
ЦПД: Солдаты КНДР попали под обстрел в Курской области
Корреспондент
2024-11-04T11:46:11Z
Медиков из военных госпиталей переводят в пехоту: что происходит
Comments UA
2024-10-28T11:06:38Z
США задействовали дальний бомбардировщик к учениям с Южной Кореей и Японией в ответ на ракетные испытания КНДР
ZN UA
2024-11-03T13:33:54Z
Бой военных КНДР с ВСУ был направлен на проверку украинской обороны, - NYT
BigMir
2024-11-06T09:18:34Z
До трех лет за решеткой или 85 тысяч гривен штрафа: какой запрет ввели в Украине
Comments UA
2024-11-06T09:18:04Z
О предстоящей смерти Елизаветы ІІ близкие знали заранее: врач готовил семью к неизбежному
Фокус
2024-10-26T18:21:43Z
В ГУР подтвердили первое сражение между ВСУ и военными КНДР
Комсомольская правда
2024-11-05T15:51:40Z
СМИ узнали имя нового начальника штаба Сил беспилотных систем
Корреспондент
2024-10-24T05:30:31Z
Почему пожилые люди меньше спят: названы главные причины
Comments UA
2024-10-25T22:36:15Z
Самые распространенные причины рака кожи: какие симптомы указывают на болезнь
Comments UA
2024-10-26T00:33:18Z
Польза и вред свежих соков: кому не следует употреблять фреши
Comments UA
2024-10-25T23:42:36Z
Почему не хватает воздуха: смертельные болезни, при которых возникает удушье
Comments UA
2024-10-26T02:36:33Z
Как подавленные эмоции проявляются на теле: 5 реальных примеров от врача
Marie Claire
2024-11-06T07:01:42Z
Как стать долгожителем. 5 напитков, которые помогут дожить до 100 лет
Фокус
2024-11-06T06:27:30Z
Отказаться раз и навсегда: как избавиться от вредных привычек
Comments UA
2024-10-26T02:09:34Z
Польза речной рыбы: какие виды следует добавить в рацион
Comments UA
2024-10-26T00:09:17Z
Если часто болит голова: причины
Comments UA
2024-11-06T05:36:48Z
Оккупанты массово заходят в Селидово - украинские дроноводы не успевают за потоком
Апостроф
2024-10-24T12:27:39Z
Пора готовить оборону Павлограда: Безуглая прогнозирует катастрофу на фронте
Comments UA
2024-10-25T21:12:12Z
Удар по Харькову: число жертв возросло
Корреспондент
2024-10-29T03:36:52Z
Лунный гороскоп на 29 октября, вторник
Marie Claire
2024-10-28T21:06:41Z
«Свои заберут»: Безуглая предложила Сырскому остаться на Курщине после вывода войск
Comments UA
2024-11-06T09:18:48Z
Решающий ноябрь: почему ближайшие 2 недели на фронте должны определить судьбу Курахово
Фокус
2024-11-06T09:15:02Z
В Google "слили" размещение военных систем ВСУ: в СНБО возмущены
Апостроф
2024-11-03T16:57:29Z
Враг ударил по переправам и перерезал дорогу в Харьковской области
Comments UA
2024-10-23T13:18:02Z
Следующая цель - Запорожье? Прогнозы хода войны
Корреспондент
2024-10-23T19:45:57Z
На Киевщине еще одно попадание БПЛА – соцсети
Корреспондент
2024-10-25T23:09:01Z
"По горячим следам": в Киеве задержали поджигателя отделений Укрпочты
Апостроф
2024-10-30T16:36:16Z
Удар по Днепру: есть жертвы и много раненых
Корреспондент
2024-10-25T22:12:43Z
Житель Херсонщины взорвался на российской мине
Корреспондент
2024-10-26T16:01:52Z
В Киеве 20-летний водитель грузовика насмерть сбил на пешеходе женщину
Апостроф
2024-11-06T09:15:09Z
Во Львове мужчину искали в лесу: где он оказался
Comments UA
2024-11-06T08:42:38Z
В Днепре увеличилось количество погибших в результате ракетного удара
TSN
2024-10-25T22:33:36Z
Россияне ударили по кладбищу в Одессе - повреждено более 100 могил
Апостроф
2024-11-01T15:22:12Z
В РФ разбился самолет с парашютистами
Comments UA
2024-10-27T17:42:52Z
"Тысяча Зеленского": в Минэкономики рассказали, куда начислят деньги
Фокус
2024-10-26T22:24:07Z
Солнечная электростанция: сколько стоит ее установить
ZN UA
2024-10-26T02:34:25Z
Литва отключится от российской электросети
Корреспондент
2024-10-26T00:00:19Z
Пенсия при минимальной зарплате: какой размер выплат можно получить
ZN UA
2024-10-26T05:04:09Z
Биткоин обновил исторический максимум
Корреспондент
2024-11-06T09:24:43Z
Пауза в бронировании это катастрофа для нашей отрасли – глава Федерации металлургов
Апостроф
2024-11-06T09:00:46Z
Правительство изменило критерии бронирования работников
Корреспондент
2024-10-23T15:15:22Z
На фоне победы Трампа биткоин подскочил до рекордного уровня
Комсомольская правда
2024-11-06T08:52:59Z
Стало известно, когда заработает программа субсидий на аренду жилья для переселенцев
Хвиля
2024-11-06T08:42:20Z
Помешан на костях: психологи выяснили животную страсть Леонардо Ди Каприо к юным любовницам
Знай
2024-11-03T13:51:24Z
Украинки определились с топ-5 видами джинсов и брюк на зиму 2024/2025: стиль - это все
Знай
2024-11-04T19:51:05Z
Киллиан Мерфи появился на премьере в Лондоне со светлыми волосами
Фокус
2024-10-25T08:30:38Z
"Ей весело с Оливером": инсайдер рассказал о романе Риз Уизерспун с немецким финансистом
Фокус
2024-10-27T20:51:03Z
Дженнифер Лопес в облегающем платье появилась на премьере в Лондоне
Фокус
2024-11-06T09:27:11Z
"Бытовая ситуация": звезда "Квартала" прокомментировала скандальный номер о ТЦК
Апостроф
2024-11-06T09:06:24Z
Не замерзнуть и роскошно выглядеть: 7 модных идей, которые вдохновят вас перед ноябрьскими холодами
Marie Claire
2024-10-31T19:16:19Z
Цыбульская уехала за границу с девятилетним сыном
Корреспондент
2024-10-29T11:06:30Z
Хейли Бибер спустя два месяца после рождения сына вернулась к занятиям пилатесом
Фокус
2024-10-23T13:15:26Z
Мы все не идеальны: худшие черты всех знаков Зодиака
Знай
2024-10-28T16:51:23Z
Почти вечные: продукты, которые не портятся годами
Comments UA
2024-10-26T01:42:46Z
Домашний грушевый пирог: простой рецепт с орехами и шоколадом
Политека
2024-10-30T00:00:38Z
Зачем замораживать джинсы: секреты стирки, о которых вы точно не знали
Знай
2024-10-27T20:51:34Z
Карьерная техника «Оригами»: как увеличить доход за 4 шага
Marie Claire
2024-11-06T09:15:58Z
И никакого гарнира не нужно: рецепт ароматных пирогов с грибами и курицей, сыр поставит вкусную точку
Знай
2024-11-06T08:51:56Z
Как сделать компостную яму для листьев: советы опытных дачников
Политека
2024-10-26T00:06:26Z
Пара из Британии разочарована самым дорогим завтраком в своей жизни
Фокус
2024-10-29T07:06:17Z
Полезные советы: как успеть отдохнуть за выходные
ZN UA
2024-11-06T08:04:29Z
Невесту Роналду госпитализировали из-за серьезной болезни
Корреспондент
2024-10-25T14:12:07Z
Из Украины сбежали двое хоккеистов, не вернувшись домой после игр Континентального кубка
Комсомольская правда
2024-11-02T14:33:49Z
Эннис рассказал о плане на поединок с Чухаджяном
Корреспондент
2024-11-02T10:12:37Z
Возлюбленная Роналду провела четыре дня в больнице - шокирующие детали
Корреспондент
2024-10-26T07:39:06Z
Эннис и Чухаджян провели первую битву взглядов перед реваншем
Корреспондент
2024-11-06T08:39:44Z
Промоутер Дюбуа поставил Джошуа ультиматум по поводу реванша
Корреспондент
2024-11-06T06:51:32Z
"Динамо" – "Ференцварош": онлайн-трансляция матча Лиги Европы
ZN UA
2024-11-05T18:21:21Z
Российский футболист рассказал, как ему помог игрок сборной Украины в Италии
ZN UA
2024-11-05T14:36:52Z
Малиньяджи назвал условие, при котором Фьюри победит Усика в реванше
Корреспондент
2024-11-05T12:27:48Z
Киевстар обещает безлимитный интернет за 1 гривну: как получить
Знай
2024-11-04T18:06:55Z
Предлагают сэкономить, а в итоге вы останетесь без денег: клиенты Vodafone поднимают бунт
Знай
2024-10-27T20:30:18Z
Четыре опасных астероида сблизятся с Землей в ближайшие 24 часа - заявление NASA
Апостроф
2024-10-24T05:30:17Z
Лучшие складные смартфоны 2024 года: какие "раскладушки" пользуются успехом
Фокус
2024-10-25T13:06:53Z
Официально: Nintendo Switch 2 получит обратную совместимость с играми для Switch — про консоль расскажут позже
GameMag
2024-11-06T09:00:51Z
Выживали благодаря травам: археологи нашли важные свидетельства о медицине древности
Фокус
2024-11-06T08:57:56Z
Российских игроков приглашают на консольный фестиваль CGF — Console Gaming Festival — Яша Хаддажи рассказал, чего от него ждать
GameMag
2024-10-24T17:16:19Z
Жители России вновь могут скачать драйвера с сайта Nvidia
GameMag
2024-10-23T23:43:09Z
Отправила сообщение инопланетянам: выяснилось, почему разрушилась обсерватория Аресибо
Фокус
2024-11-06T08:42:51Z
Последний Cadillac Элвиса, роскошный седан 1977, года станет звездой аукциона
Знай
2024-11-06T04:51:20Z
Рекордные продажи авто из США в Украине: что стоит за ростом популярности
Фокус
2024-11-05T15:27:38Z
Renault выпустили недорогой электрический фургон-кроссовер за $20 000
Фокус
2024-11-05T14:36:22Z
На продажу выставлен культовый американский спорткар 2000-х без пробега
Фокус
2024-11-05T12:51:27Z
ТОП-10 новых легковушек октября: кто в лидерах украинского авторынка
Comments UA
2024-11-05T12:27:10Z
Каждый украинский дальнобойщик мечтает о таком: из фуры Mercedes сделали двухэтажную дачу
Знай
2024-11-05T08:51:58Z
Презентован новый Kia Sportage 2025: как изменился компактный кроссовер
Фокус
2024-11-05T08:42:29Z
Знаменитый итальянский спорткар 90-х вернут в производство
Фокус
2024-11-05T07:51:39Z
Нового конкурента VW Tiguan и Toyota RAV4 от Citroen показали до премьеры
Фокус
2024-11-04T13:00:03Z