MY.UAНовости
"Зеленый путь". Смогут ли электромобили в Украине заменить транспорт на ДВС
"Зеленый путь". Смогут ли электромобили в Украине заменить транспорт на ДВС

"Зеленый путь". Смогут ли электромобили в Украине заменить транспорт на ДВС

В мире автомобильная индустрия стремительно переходит на электротягу, а страны одна за другой объявляют о грядущих запретах на продажу новых авто с ДВС.

 Как это коснется Украины, и когда в нашей стране электромобиль из экзотики превратится в доступный и удобный транспорт – ниже в материале.

Эпоха автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) подходит к концу, наступает эра электромобилей. То, что еще пять лет назад казалось лишь гипотетическим вектором развития автомобильной индустрии, сегодня стало реальностью.

Новости по теме электромобилей поступают каждый день, а Tesla, ставшая символом успешного запуска электрокаров в массы, в этом информационном потоке уже далеко не главный ньюсмейкер.

Вот лишь несколько примеров. Компания Volvo объявила о полном переходе на выпуск электрических легковушек к 2030 году, в линейке Mercedes-Benz уже сейчас есть шесть серийных электрокаров в ключевых рыночных сегментах, концерн Volkswagen ведет агрессивную рекламную кампанию электромобилей и намерен стать мировым лидером по их выпуску.

Об отказе от ДВС объявляет все больше стран. Швеция и Дания запретят продажу новых бензиновых и дизельных авто с 2030 года, Великобритания – с 2035-го, Сингапур – с 2040-го. Более того – в минувшем июле Евросоюз принял план экологического развития European Green Deal: к 2030 году Европа должна сократить выбросы CО2 легковых автомобилей на 30%, а к 2035-му – достичь углеродной нейтральности. Фактически, это означает запрет на продажу новых машин с ДВС.

Автомобильный мир не просто на пороге электрической революции, она уже идет полным ходом. Например, по итогам июля электрокары заняли почти 22% в общем объеме производства автомобилей в Германии. А уже к 2030 году, как прогнозируют аналитики BloombergNEF, по дорогам Европы будет ездить 50 млн электрических транспортных средств.

Глубина проникновения

Для большинства украинцев этот тектонический сдвиг пока не виден, хотя наша страна по темпам электромобилизации остается одним из лидеров в Европе.

Согласно данным Министерства инфраструктуры (МИУ), по состоянию на 1 сентября 2021 года по дорогам страны ездили 30 062 электромобиля. За предыдущие два месяца, август и июль, их количество увеличилось на 715 и 575 единиц соответственно, а за предшествующие полгода, с марта по сентябрь, прирост составил 20%.

Неплохая динамика, а объясняется она налоговыми льготами: электромобили освобождены от ввозной пошлины и НДС, взимается лишь акциз по ставке 1 евро за 1 кВт∙ч емкости тяговой батареи.

Но это капля в море на фоне 14-милионного парка авто с ДВС в Украине. Да и спросом пользуются в основном подержанные машины: за восемь месяцев 2021 года их доля, по данным Федерации работодателей автомобильной отрасли, составила 88%. Правда, по сравнению с результатом годичной давности новые электрокары все же отвоевали 4% рынка.

Больше всего электромобилей сосредоточено в Киеве и области. На 1 сентября в столице было зарегистрировано 6517 машин – 21,6% от общего парка "электричек" в стране. С охватом всей области их количество составило 10 047 единиц. Иными словами, каждый третий электромобиль Украины приписан к киевскому региону. На втором и третьем местах – Одесская и Львовская области: 4372 (15%) и 1969 (6,6%) электромобилей соответственно.

На привязи к розетке

Жизнь электромобилиста в Украине без преувеличений сложна. Главная проблема – ограниченный запас хода на одном заряде и большая длительность зарядки батареи, что превращает электрокар в транспортное средство для города. Поэтому для владельца электромобиля доступ к электричеству является жизненно важным.

"У владельца электромобиля всегда должна быть под рукой "своя" розетка с возможностью подзаряжаться длительное время: частный дом, паркинг или офис с доступом к электричеству, – отмечает Евгений Муджири, создатель первого в Украине электромобильного блога Autogeek. – Только в этом случае покупка такой машины оправдана".

А как же публичные электрозарядные станции? Недостатка в них нет лишь в крупных городах Украины, а сам процесс зарядки зачастую сопряжен со сложностями. Коннектор может быть занят другой машиной или вовсе сломан, а на пятачке у станции может быть припаркован автомобиль с ДВС, владельцу которого тяготы электромобилиста безразличны. А ведь если залить полный бак занимает несколько минут, то перезарядка батареи длится намного дольше: от 40 минут до нескольких часов.

Все это критично ограничивает мобильность. Любой маршрут необходимо строить в привязке к зарядным станциям, а дальние и уж тем более спонтанные поездки, считай, невозможны. Быть заложником розетки могут себе позволить разве что люди с неспешным ритмом жизни – к вечернему заезду в супермармаркет добавляется поиск зарядки, а распорядок дня жестко привязан к остатку заряда батареи.

На зарядку становись

"Своя" розетка есть далеко не у каждого, поэтому рост парка электромобилей невозможен без развития зарядной инфраструктуры. В 2014 году, на заре электромобилизации Украины, в стране насчитывалось всего 35 электрозарядок, через пять лет их было уже 2700 и без малого 6 тысяч точек подключения (коннекторов, к каждому из которых можно подключить электромобиль). По состоянию на август 2021-го имеем уже 11,5 тысячи точек подключения.

На первый взгляд динамика впечатляет, ведь по количеству зарядок Украина опережает, например, Испанию и Бельгию. Однако в действительности все не так хорошо: доля точек высокой мощности составляет всего около 30%. В основном это 22-киловаттные станции переменного тока, а DC-терминалов мощностью 50 кВт и выше очень мало. Сами зарядки – как "медленные" переменного тока, так и "быстрые" постоянного тока – сосредоточены в основном в крупных городах, а на трассах их пока недостаточно.

Строительством станций занимается частный бизнес без участия государства, и у каждого оператора – свое мобильное приложение. И чтобы воспользоваться станцией любой сети, на счету необходим положительный баланс. По сути, владельцу электромобиля приходится держать энную сумму денег на счетах всех компаний, от чьих станций он будет подзаряжаться. Это очень неудобно.

К тому же сами станции и приложения частенько сбоят. Вот как пользователь Facebook Александра Ершова описала свое недавнее путешествие из Киева в Одессу на электромобиле и процесс зарядки на одной из станций на трассе: "Нет нормальной информации: карта не загружается, процесс зарядки не показывает, сколько денег съедает, не докладывает, из приложения постоянно выбрасывает!"

Под этими словами мог бы подписаться, пожалуй, каждый владелец электромобиля, столкнувшийся с реалиями работы электрозарядной инфраструктуры в Украине. Одно ясно: массово публичные электрозарядки начнут появляться лишь тогда, когда это станет по-настоящему выгодным бизнесом и будут урегулированы все пробелы в законодательстве.

Правовая пустота

Несовершенная нормативная база – один из ключевых факторов сдерживания темпов электромобилизации в Украине. Ведь с точки зрения закона электромобилей, электробусов и станций зарядки к ним не существует. Эти понятия попросту отсутствуют в законе Украины "Об автомобильном транспорте" – основополагающем нормативном документе, регулирующем автомобильную отрасль и инфраструктуру.

Вот почему лишь на бумаге действуют некоторые льготы для электромобилей (например, специальные "зеленые" номера). Вот почему установка зарядной станции превращается в настоящий квест: при подключении к энергетическим сетям зарядки классифицируют как объекты уличной торговли, трансформаторные будки и даже как рекламные объекты.

Сейчас готовится депутатский законопроект для внесения поправок в закон "Об автомобильном транспорте", чтобы чиновники наконец "увидели" электрокары и электрозарядки. Попутно разрабатывается Национальная стратегия развития зарядных станций, где будут прописаны требования к плотности зарядок в городах и на загородных трассах. Также должны появиться единые правила подключения электрозарядок.

Однако сами операторы зарядок к стремлению упростить им жизнь относятся прохладно, прося государство не мешать саморегулированию рынка зарядных станций.

"В каждом ключевом электромобильном регионе – Киеве, Харькове, Одессе, Львове – есть свой лидер по количеству станций зарядки, – объясняет заместитель председателя правления Украинской ассоциации участников рынка электромобилей Вадим Игнатов. – Каждая компания самостоятельно решает вопрос подключения с местными властями, а появление прозрачных и единых правил приведет к росту конкуренции".

Ждать ли запрета авто с ДВС в Украине

Весной 2021 года стало известно, что Украина хочет последовать примеру передовых стран мира, введя запрет на продажу новых автомобилей с ДВС. Инициатива Мининфраструктуры трансформировалась в законопроект. В нем обозначено, что с 1 января 2027 года должен вступить в силу запрет на ввоз и первичную регистрацию подержанных автомобилей с дизельными двигателями, а с 1 января 2030-го – новых и подержанных бензиновых и новых дизельных авто, включая гибриды.

Запрет распространяется в том числе на автомобили украинского производства, а также на все виды транспорта: легковые, грузовые и автобусы. Исключение – техника для армии, ГСЧС и аграрного сектора. Причем в последнем случае – без допуска на дороги общего пользования.

"Законопроект не появился ниоткуда, он соответствует внутренним и внешним обязательствам Украины", – объясняет генеральный директор Директората цифровой трансформации на транспорте МИУ Фарид Сафаров.

Действительно, в Национальной транспортной стратегии на период до 2030 года обозначен переход на экологически чистый транспорт, а в законе "Об основных положениях экологической политики" прописано снижение вредных выбросов на транспорте на 30% к 2030 году. Отказ от ДВС согласуется с европейской директивой 2009/33/ЕС "О поддержке экологически чистых и энергоэффективных транспортных средств автомобильного транспорта".

Законопроект еще не попал в парламент, но в нынешнем виде шансы на его принятие невелики. Проблематичными выглядят как сроки введения запрета и тотальность ограничений, так и отсутствие государственных субсидий покупателям электрокаров, наряду с упомянутыми пробелами в законодательстве. На этот процесс влияет и смена руководящей команды в профильном министерстве – пока не похоже, что эта тема у нее в приоритете.

Не запрещать, а стимулировать

Как показывает опыт Европы, успешный переход на электротягу возможен лишь тогда, когда запреты соседствуют с экономическими стимулами. Украине пытается следовать тем же путем, и некоторые важные шаги в этом направлении уже сделаны.

Так, в июле запущен механизм фискальных стимулов развития электромобильного транспорта. Приняты законы, согласно которым оборудование и комплектующие для производства электротранспорта в Украине освобождены от НДС и ввозной пошлины на девять лет – с 1 января 2022 года по 31 декабря 2030 года.

Этими же законами до 31 декабря 2035 года от налога на прибыль освобождаются электротехнические предприятия, которые занимаются исключительно производством электродвигателей, батарей и зарядных устройств, электротранспорта, а также транспорта, работающего на газе.

Следующий шаг – запуск Стратегии развития автомобильной отрасли до 2030 года. Она разрабатывается Федерацией работодателей автомобильной отрасли и вскоре должна лечь на стол президенту Владимиру Зеленскому. В документе сделан упор на электромобили – их доля на украинском рынке может достичь 40% в случае принятия соответствующих регуляторных актов.

В этом перечне остро не хватает действенных стимулов покупательского спроса по примеру Европы и США, где покупку электрокаров частично субсидирует государство. Было бы наивно надеяться, что в госбюджете Украины на это отыщутся деньги, поэтому пока единственным вариантом является гипотетическая программа утилизации старого авто с получением ваучера, дающего право на скидку при покупке нового электромобиля.

ВАДИМ ДОБРОВОЛЬСКИЙ

Источник

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Джерард Батлер выживает вместе с семьей в трейлере фильма "Гренландия: Миграция"
GameMag
2025-09-27T21:39:02Z
Эта прическа возвращается с новой силой: назван тренд этой осени
TSN
2025-09-27T18:21:36Z
Жена Остапчука в честь дня рождения любимого засветилась в стильном семейном фотосете
TSN
2025-09-27T15:18:21Z
"7 чудес Украины" без бюджетных денег: Николай Томенко рассказал об успешном проекте и "краже" идей
Знай
2025-09-27T13:27:11Z
Леся Никитюк рассекретила расходы на сына и покупает ли ему дорогие вещи
TSN
2025-09-27T11:18:21Z
Жена Усика показала, как роскошно отпраздновала годовщину брака вместе с возлюбленным
TSN
2025-09-27T10:06:32Z
В РФ скончалась популярная актриса, звезда "Мимино" и "Глухаря"
GlavRed
2025-09-27T09:30:14Z
Шоураннер сериала "Ведьмак" впервые высказалась об уходе Генри Кавилла
GameMag
2025-09-26T23:21:35Z
Известная путинистка в РФ готовится к смерти и озвучила свое последнее желание
Comments UA
2025-09-26T21:45:05Z
Зеленский призвал Европу полностью прекратить импорт российской нефти и газа
Хвиля
2025-09-27T21:30:21Z
В Украине запустили венчурный фонд для технологических стартапов
Корреспондент
2025-09-27T20:54:25Z
Прогноз курса доллара на октябрь: эксперт предупредил, к какой отметке готовиться
Хвиля
2025-09-27T19:15:01Z
Когда назначается пособие по безработице и сколько платят
Знай
2025-09-27T19:06:51Z
Егор Перелыгин: Прозрачность и доверие: как стандарты РКООН изменят украинский рынок ископаемых
Знай
2025-09-27T17:57:18Z
Несправедливым пенсиям хотят положить конец: украинцам готовят новую формулу выплат
Знай
2025-09-27T17:06:27Z
Главное за 27 сентября: отмена монет, новые отключения света, другой формат НМТ и изгнание украинцев из Польши
Знай
2025-09-27T16:45:40Z
Срочно обменивайте, пока не поздно: в Украине выводят из обращения еще одну монету
Знай
2025-09-27T16:21:26Z
Цены стремительно растут перед зимой: в Украине дорожает востребованный продукт
GlavRed
2025-09-27T15:27:51Z
Удар по Запорожью: стали известны последствия
Корреспондент
2025-09-27T23:51:57Z
В России заявили, что не планируют нападать на страны НАТО
Корреспондент
2025-09-27T23:30:35Z
Мэр из тюрьмы призывает ЕС остановить скатывание Болгарии к авторитаризму
ZN UA
2025-09-27T22:54:03Z
Лавров пригрозил НАТО и ЕС "решительным отпором" на любую агрессия против России
ZN UA
2025-09-27T21:33:10Z
Орбан пожаловался на "преследование" со стороны Зеленского
Корреспондент
2025-09-27T21:27:01Z
В России может вспыхнуть масштабная революция: что станет причиной
TSN
2025-09-27T21:21:00Z
Украина виновна, что на нее напала Россия - Лавров
Корреспондент
2025-09-27T20:09:41Z
Россия проиграла борьбу за членство в совете IСАО
Корреспондент
2025-09-27T20:06:19Z
В Германии хотят создать Центр защиты от дронов
Лига
2025-09-27T19:51:30Z
Взрывы в Запорожской области: в городе произошло возгорание после вражеской атаки
TSN
2025-09-27T23:06:41Z
В Запорожье прогремели взрывы: что известно
Корреспондент
2025-09-27T22:48:59Z
Оккупанты скрывают аварию на подводной лодке «Новороссийск» в Средиземном море
Новости Украины
2025-09-27T19:27:18Z
СМИ сообщили подробности резонансного убийства в Кривом Роге
Корреспондент
2025-09-27T19:15:55Z
Роскошное авто и расчлененное тело: пропавшую школьницу нашли в машине известного рэпера
TSN
2025-09-27T18:33:13Z
В Украину экстрадировали фигурантку дела о занижении стоимости земли в Закарпатье
Знай
2025-09-27T18:21:21Z
Над электростанцией в Финляндии заметили беспилотник
UAToday
2025-09-27T17:54:55Z
Промвиробництво в Україні в січні-липні впало на 3% р./р
AgroNews
2025-09-27T17:09:07Z
Из Польши депортировали украинского машиниста, который пьяным управлял поездом с 200 людьми
Европейская правда
2025-09-27T16:15:54Z
Россияне подняли в небо стратегические бомбардировщики, когда ждем ракеты
ZN UA
2025-09-28T00:12:15Z
Вылет стратегических бомбардировщиков Ту-95МС: возможный ракетный удар по Украине - мониторы
TSN
2025-09-27T21:48:12Z
Дроны в стиле “свои для своих”: фирма Андрея Гончарова, советника Кима кормится на оборонных миллионах
Знай
2025-09-27T20:51:19Z
Почему птицы Украины больше не летят в теплые края: орнитолог дал ответ
TSN
2025-09-27T20:06:38Z
ДПА для 4-классников возвращают: зачем оно нужно и будет ли в формате ВНО
Знай
2025-09-27T19:51:17Z
Единый реестр военнообязанных: как изменится мобилизация и обязанности работодателей
Знай
2025-09-27T19:36:55Z
Как подать скан-копии трудовых книжек для подтверждения стажа: важная информация
Новости Украины
2025-09-27T19:00:10Z
Ребенок упал и сломал руку: кто должен отвечать за детскую травму в школе
Знай
2025-09-27T18:36:28Z
Британский блогер переплыл море… в ванной
Новости Украины
2025-09-27T18:15:05Z
“Звуковые ванны”: как саунтерапия влияет на мозг и в чем секрет ее удивительного эффекта
TSN
2025-09-27T19:51:58Z
В Индии врачи извлекли из желудка пациента 29 ложек, 19 зубных щеток и две ручки
Новости Украины
2025-09-27T18:24:27Z
Улучшит кожу и повысит иммунитет: названы 7 преимуществ тыквы для организма
UAToday
2025-09-27T17:54:22Z
Не только шампуни и маски: продукты, которые влияют на состояние волос
Знай
2025-09-27T15:21:25Z
На 30 лет больше среднего показателя: секрет долголетия найден в ДНК 117-летней женщины
Фокус
2025-09-27T15:00:54Z
Часы переводят на зимнее время: как это пережить
TSN
2025-09-27T13:06:03Z
Мужчина 60 дней ел только мясо: что с ним произошло
TSN
2025-09-27T12:36:07Z
Медицину в Украине нужно детенизировать – врач
ZN UA
2025-09-27T10:21:13Z
Простейшая поза, которая поможет быстро избавиться от боли в спине
Comments UA
2025-09-27T07:15:21Z
Спрятал аптечку в багажник – готовьтесь к штрафу: украинцев с авто предупреждают
Знай
2025-09-27T19:21:11Z
В Украине ограничили возраст водителей: кому нельзя садиться за руль
Хвиля
2025-09-27T18:30:13Z
Большинству водителей придется переучиться: эксперты назвали привычки, которые убивают трансмиссию
UAToday
2025-09-27T17:54:52Z
Спорткар ЗАЗ и роскошные Mercedes: какие ретро-авто показали на фестивале Old Car Land
Фокус
2025-09-27T14:57:29Z
Audi тестирует новый RS6 с ДВС
Корреспондент
2025-09-26T19:30:03Z
Volkswagen начнет экспортировать свои китайские модели за границу
Корреспондент
2025-09-26T17:57:03Z
Toyota будет продавать обновления для старых GR Corolla
Корреспондент
2025-09-26T17:33:17Z
В Киеве засветился недорогой конкурент BMW 3 Series и Mercedes C-Class от Hyundai
Фокус
2025-09-26T16:27:47Z
В Италии представили недорогой кроссовер за 20 000 евро с заводским ГБО
Фокус
2025-09-26T15:36:51Z
Новопавловское направление: враг продвинулся на два километра возле Успеновки и Новогригорьевки
TSN
2025-09-28T00:06:48Z
По меньшей мере четыре удара нанесли россияне по Запорожью: есть раненые
TSN
2025-09-27T23:33:23Z
В Киеве объявлена воздушная тревога из-за угрозы вражеских дронов: слышны взрывы
TSN
2025-09-27T22:36:10Z
Гороскоп на 28 сентября: хороший день для принятия важных решений по бизнесу
Новости Украины
2025-09-27T20:57:10Z
Россияне начали новое наступление на Украину: под угрозой два города
Знай
2025-09-27T20:30:55Z
Новый график движения транспорта в Виннице: какие изменения следует учесть во время поездок
Политека
2025-09-27T20:00:45Z
Оккупанты готовят наступление "по-новому": Волошин предупредил об опасности
TSN
2025-09-27T19:51:35Z
Топливный кризис в Крыму бьет рекорды: образовались огромные очереди на заправках
TSN
2025-09-27T19:33:27Z
ВСУ ведут бои на 13 направлениях - Генштаб
Корреспондент
2025-09-27T17:54:11Z
День ангела 28 сентября: кого и как поздравлять с именинами
TSN
2025-09-27T21:21:44Z
Бархатный сезон в Карпатах: цены на отдых падают, а спрос растет
Знай
2025-09-27T20:12:59Z
Сделайте это с пионами осенью — и следующим летом они зацветут еще пышнее
TSN
2025-09-27T17:21:52Z
Навсегда избавиться от портулака на огороде после уборки урожая: проверенные реально работающие методы
TSN
2025-09-27T16:06:26Z
Целая гора хрустящего и вкусного печенья за 20 минут: рецепт бюджетных сладостей
GlavRed
2025-09-27T14:27:17Z
Гороскоп древних друидов: какое дерево отражает вашу сущность по дате рождения
TSN
2025-09-27T12:36:59Z
Мужчина с самыми длинными ногтями на планете: ошеломляющие фото и длина
TSN
2025-09-27T11:18:28Z
Легкий путь к богатой почве: как быстро превратить опавшие листья в "черное золото" этой осенью
TSN
2025-09-27T09:33:13Z
Советы руководителям: Почему прозрачность — ключевой принцип управления командой
Фокус
2025-09-27T09:06:45Z
Брэндон Хит возвращается в полном перестрелок трейлере Gungrave G.O.R.E: Blood Heat
GameMag
2025-09-27T21:39:41Z
Датамайнеры обнаружили в PlayStation Store упоминание русской озвучки Ghost of Yōtei для PlayStation 5
GameMag
2025-09-27T21:33:53Z
"Канарейки моря": киты научились имитировать человеческий язык
TSN
2025-09-27T21:21:38Z
Helldivers 2 хотят сделать "вечной" игрой — Helldivers 3 не планируется
GameMag
2025-09-27T21:21:27Z
Куда деваются отходы с самолета: эксперт развенчал популярный миф
TSN
2025-09-27T20:33:04Z
NASA подтвердило существование 6000 экзопланет
Корреспондент
2025-09-27T20:18:27Z
Российская компания «Микрон» представила отечественную игровую консоль MikBoy
GameMag
2025-09-27T20:07:39Z
Инсайдер: Sony уже в ближайшие дни начнёт продавать новую ревизию PlayStation 5 Pro
GameMag
2025-09-27T20:00:48Z
Разработчики Resident Evil Requiem высказались о своем отношении к деятельности инсайдеров
GameMag
2025-09-27T20:00:22Z
Два гола Холанна сделали его национальным героем
Корреспондент
2025-09-28T00:12:13Z
Ювентус продолжает быть вторым, сыграв вничью с Аталантой
Корреспондент
2025-09-27T23:45:12Z
Видео первого гола Забарного за ПСЖ
Корреспондент
2025-09-27T23:15:21Z
Зинченко провел четвертую игру за Ноттингем Форест, а его команда проиграла
Корреспондент
2025-09-27T22:57:02Z
Реал вынимал пять мячей Атлетико в матче седьмого тура Ла Лиги
Корреспондент
2025-09-27T22:03:06Z
Чемпионы Украины прекратили участие в Кубке Европы ФИБА
Корреспондент
2025-09-27T21:12:58Z
Інтер розібрався з Кальярі
Football.ua
2025-09-27T20:42:18Z
Ливерпуль проиграл лондонскому Кристал Пэлас, позволив забить себе два гола
Корреспондент
2025-09-27T19:03:05Z
Олимпиакос разрешил Яремчуку набирать форму до конца октября
Корреспондент
2025-09-27T18:15:19Z