MY.UAНовости
От лошадей и до "ракет": как развивался старейший городской транспорт в Киеве/Трамвай в Киеве появился в далеком 1892 году
От лошадей и до "ракет": как развивался старейший городской транспорт в Киеве/Трамвай в Киеве появился в далеком 1892 году

От лошадей и до "ракет": как развивался старейший городской транспорт в Киеве/Трамвай в Киеве появился в далеком 1892 году

Самый романтический киевский коммунальный транспорт в следующем году будет отмечать 130-летие. А открытки с изображением трамваев разных эпох вызывают ностальгическое восхищение у нескольких поколений. "Апостроф" рассказывает, как изменился киевский трамвай за этот немалый исторический отрезок.

Вон, нечистая сила!

Первый электрический трамвай появился в Киеве еще летом 1892 года. Как и с большинством технических изобретений, история трамвая не была безоблачной. Кстати, столица Украины стала первым городом Российской империи, где поехал электрический трамвай. В Москве и Петербурге его запустили только через 20 лет. Во Львове, который в то время был под властью Австро-Венгрии, трамвай на электрической тяге впервые стартовал в 1894 году.

"Все начиналось с извозчиков - аналога современного такси. Это было очень дорого, поэтому пользоваться ими могли не многие. Поэтому начали внедрять более массовый вид трамвая. Сначала это были омнибусы - аналог маршрутки, запряженной лошадьми. Затем ввели конный трамвай - конку" , - говорит "Апострофу" исследователь истории транспорта Киева Евгений Демчук.

Но в скором времени стало понятно, что лошадям трудно преодолевать киевский рельеф. Основателем трамвая в Киеве считается военный инженер и генерал Аманд Струве. Несмотря на его авторитет, к трамваю на электрической тяге настороженно отнеслись даже образованные инженеры.

"Против выступило почтово-телеграфное ведомство. Там считали, что трамвай создаст помехи для передачи сигнала с электрического телеграфа", - говорит Евгений Демчук.

Кроме почтальонов сопротивление оказали и владельцы лошадей. Оно и понятно, ведь в случае расцвета трамвая последние могут остаться без прибыли. В конце концов, так и случилось. Но в начале большинство скептиков просто не верило, что трамвай поедет.

"С трамваем боролись. Доходило до абсурда - выгоняли (на пути) священников, которые кричали "Вон, нечистая сила!" - говорит Евгений Демчук.

Ситуация осложнялась тем, что первый маршрут электрического трамвая пустили на одном из самых тяжелых отрезков Киева - от нынешней филармонии до Контрактовой площади, через Владимирский спуск и нынешнюю Почтовую. Весь город был уверен, что под горку трамвай не поедет, и пришли посмотреть на это зрелище. Но этого не произошло - транспорт уверенно поехал по запланированному маршруту.

Трамвай на Владимирском спуске

Трамвайный бум

Когда все увидели, что электричество мощнее лошадей - начался настоящий трамвайный бум. Трамвай тогда был действительно массовым транспортом, быстро начали выстраивать новые маршруты. К тому же, новый вид транспорта приносил значительные прибыли.

"Сначала электрифицированным был очень маленький отрезок. Линия фактически без перерыва шла от нынешней Лыбидской площади, по улице Большой Васильковской, мимо площади Толстого, по Крещатику, через Европейскую площадь вниз по Владимирскому спуску и улице Сагайдачного, через Контрактовую площадь к нынешней Петропавловской площади. Это было несколько маршрутов, которые построили за первый год. Еще была отдельная линия, которая шла от Майдана Независимости до нынешней Лукьяновки", - рассказывает Евгений Демчук.

За первый год успели построить 5 маршрутов.

"Первая линия с конкой шла от площади Лыбидской до пересечения Васильковской и Саксаганского. Затем ее продлили до Европейской площади. Тогда же запустили линию от Контрактовой на Петропавловскую, по третьему маршруту пошел именно электрический трамвай. Четвертый - от Львовской площади до Лукьяновской. И последний, с конкой - это от площади Толстого через улицу Толстого, через красный корпус университета им. Шевченко, и к Андреевской церкви", - отметил исследователь.

До Первой мировой войны трамвайная сеть составляла 170 км пути. Был охвачен почти весь центр: Крещатик, Институтская, подъем под Малую Житомирскую, Прорезная, Хмельницкого и бульвар Шевченко - везде были трамвайные пути. Также трамвай ходил по улице Круглоуниверситетской - хоть и трудно представить, как по той улице вообще могло что-то ходить.

Трамвай на Крещатике Фото: wikipedia.org

Стремительное развитие трамвайного движения началось после 1904 года - когда КГЖД, то есть Киевской городской железной дорогой (аналог современного "Киевпасстранса") начало владеть бельгийское общество.

"Они очень расширили сеть. С того момента, как они пришли к власти в КГЖД, сеть увеличилась в четыре раза", - комментирует Евгений Демчук.

На тот момент в Киеве было даже несколько пригородных линий. Например, линия в Пущу-Водицу, на Демеевку, которая в тот момент не была территорией города.

"Моста между метро Лыбидская и Демеевская не было тогда, и все, что было за современным мостом, не считалось городом, и к тому времени на ту территорию тоже ходил трамвай. Помимо того, была длинная линия от Воздухофлотского путепровода до автостанции "Дачная"(возле нынешней станции метро "Житомирская", - "Апостроф"), а также от Воздухофлотского путепровода - до Севастопольской площади", - рассказывает транспортный эксперт.

Была даже линия на Бровары, запущенная в 1913 году. Она существовала до Второй мировой войны.

Бельгийцы с одной стороны способствовали бурному расцвету трамвайного движения. Но в стремительном развитии трамваев был большой минус.

"Бельгийцы отнюдь не навсегда стали владельцами хозяйства. Затем трамвай должен был перейти в собственность города. И как только стало приближаться это время, то бельгийцы фактически прекратили обслуживание. Сначала прекратили ремонтировать пути, сами трамваи, потом начали задерживать зарплату или вовсе ее не платить. Когда началась первая мировая, бельгийцы бежали из города. Трамвайное хозяйство оказалось в изношенном состоянии. Из более 200 киевских трамваев на линию выходило порядка 10", - рассказывает Евгений Демчук.

Маленькие, без крыши и для избранных

Трамваи, которые курсировали Киевом в досоветские времена, отличались от современных. Во-первых - размер. Он был не больше половины современного. Историки свидетельствуют, что в конце XIX - начале XX века в нем умещалось около 40 человек! Хотя часто к трамваю цеплялся прицеп.

Но тогдашняя емкость оправдывала спрос. Потому что трамваем пользовалась исключительно интеллигенция. Рабочие заводов не могли воспользоваться общественным транспортом. Во-первых, из-за слишком большой для них цены на проезд. А во-вторых - из-за того, что трамваи начинали ходить уже тогда, когда заводы работали. Поэтому рабочие ходили на работу пешком, а пользоваться трамваями начали уже в советскую эпоху.

Но самое главное - в каких условиях каталась интеллигенция. Ведь салоны трамваев были полностью открыты!

"Особенно это касалось места водителя - вагоновожатого. Вы можете себе представить, как они работали. Особенно, если зима, мороз. На самом деле трамвай долгое время не был приспособлен, особенно для персонала", - комментирует Евгений Демчук.

А как насчет платы за проезд? Тариф на те времена была не одинаковым, а варьировался в зависимости от того, куда пассажиру надо ехать.

"Вся трамвайная сеть была разделена на участки. Каждый маршрут имел три или четыре тарифные зоны, как сегодня говорят. За одну тарифную зону - 15 коп, за каждую следующую - еще по три. Если на маршруте, где есть 5 тарифных зон, надо проехать четыре из них, соответственно вы дополнительно заплатите 14 коп. За этим следили кондукторы", - рассказывает Евгений Демчук.

Были и льготники - в частности, за проезд не платили военные чины и студенты некоторых вузов.

Эхо войны, автомобилей и нелюбви к трамваям

Итак, первый расцвет трамваев пришелся на период до Первой мировой войны. А потом началась долгая история их упадка (демонтажа).

Во время войны значительная часть линий была повреждена, и не все из них потом были восстановлены. В 20-е годы коммунисты еще пытались возродить полноценное трамвайное движение. Но уже в 1934 году к Киеву докатилась так называемая мировая "антитрамвайная кампания", в результате чего демонтировали трамвай по Крещатику, по улице Богдана Хмельницкого, и частично вдоль Большой Васильковской.

"Антитрамвайная кампания началась в Штатах. Производители частных авто увидели, что трамвай составляет им большую конкуренцию. Они начинали выкупать трамвайные сети, демонтировали пути. И, конечно, затем продажа авто в этом городе бурно расцветала. Они говорили, что трамвай медленный, неудобный, громыхает. Эта волна докатилась и до Киева", - рассказывает Евгений Демчук.

Впрочем, в Киеве на замену демонтированным трамвайным путям пустили троллейбусы. Но по размерам он существенно уступал. А поскольку в советском Киеве продолжалась урбанизация, люди переезжали в города, шли на заводы - городским транспортом пользовались уже почти все.

"Если в трамвай помещалось до 150 человек, то в троллейбус только 70. Это приводило к транспортному коллапсу", - отмечает исследователь.

Крупнейший за всю историю демонтаж трамвайных путей состоялся в 1959 году. Как отмечает эксперт, тогда сняли почти все центральные линии. В частности, перестал ездить трамвай по Владимирской, Грушевского.

"Был тогда такой маршрут №16 - сейчас это 62-й автобус. Трамвай ехал от Печерского моста, через нынешнюю станцию метро "Печерская", затем "Арсенальная" и до Контрактовой площади. Всю эту линию демонтировали именно в 1959 году", - рассказывает Евгений Демчук.

Причина демонтажа до сих пор никому непонятна: "Скорее субъективная, чем объективная. К тому же их недолюбливал Никита Хрущев".

Объективно они мешали движению другого транспорта и считались чем-то не слишком современным. Несмотря на то, что тот самый троллейбус в начале 60-х не мог удовлетворить тех потребностей, с которыми справлялся трамвай - из-за недостаточной вместительности. Поэтому причина демонтажа линий была явно не в том, что трамвай был нерентабельным.

"Такого понятия как нерентабельность не было. Трамваи были востребованы все - в советские времена они были забиты битком. Такого, чтобы заполняемость была наполовину, не было. Но нерентабельность создавалась искусственно. Если маршрут перенесут с Крещатика на Владимирскую, например - у него уже будет другая аудитория. Далеко не все будут идти на остановку трамвая с Крещатика на Владимирскую. И уже здесь появляется нерентабельность и невостребованность", - комментирует Евгений Демчук.

Несмотря на это, трамвай до начала 80-х годов считался основным видом транспорта - это был второй расцвет этого вида транспорта. В 1978 году по Киеву насчитывалось 278 км трамвайных линий. Но в 80-е годы, период перестройки, трамвайного полотна стало существенно меньше. Этот период связывают со стремительным строительством метрополитена.

Фото: pastvu.com

"С проспекта Победы исчезла линия трамвая, там запустили аналогичную линию метрополитена - и трамвай не понадобился, - говорит транспортный эксперт. - Если бы они знали, какой коллапс будет на проспекте Победы, то, видимо, не убирали бы трамвай".

А 90-е нанесли окончательный удар по трамваям - правда, под этот удар попали и троллейбусы. Людей начали массово пересаживаться на маршрутки. Как видим, это удалось.

"Худшее, что произошло с трамваем - это когда в 90-е годы мэром стал Омельченко, а у него была личная неприязнь к этому виду транспорта, - говорит собеседник "Апострофа". - К тому же, трамваи и троллейбусы на тот момент были очень устаревшими - по городу курсировали машины еще 60-70-х годов выпуска. Да и маршруты, которые строились, скажем, между заводом и спальным районом, уже не были актуальными, так как нет уже заводов".

В 2000 году демонтировали 55 км трамвайных путей. С транзитного вида транспорта трамвай превратился в исторический рудимент, выполнявший функцию подвоза до метро или в пределах отдельных районов. Катались на нем преимущественно категории льготников, чем в свою очередь создавали не очень положительный имидж очень медленного транспорта, "забитого пенсионерами, которые едут на рынок".

Скоростной трамвай раньше был быстрым

Трамваи, которые ходят по Киеву, отличаются от современных "ракет", курсирующих по улицам Варшавы, Кракова или даже Львова. Но есть исключения - это линии скоростного трамвая, которые выглядят современно и по-новому. Но все ли так положительно?

Правобережный скоростной трамвай запустили 31 декабря 1978 года. Тогда он был действительно скоростным - мог разогнаться до 80 км в час. А все потому, что в то время работала специальная электронная система, которая автоматически регулировала расстояние между трамваями и обеспечивала таким образом безопасность. Сегодня этой системы нет, и трамвай управляется исключительно водителем. Поэтому трамваи от Старовокзальной площади до Борщаговки двигаются не так уж и быстро. Но значительно быстрее тех, которые курсируют по другим маршрутам.

Фото: УНИАН

Согласно проекту, линия правобережного трамвая должна быть значительно длиннее. Возле универмага "Украина" он должен был "нырять" под землю и ехать под улицей Саксаганского к Дворцу спорта, где должна была быть подземная пересадка на метро. Затем, возле моста Патона, трамвай бы "выныривал" на поверхность и через мост бы курсировал на нынешнюю Дарницкую, а ранее Ленинградскую площадь. Но план остался на бумаге.

К тому же, вопрос у экспертов вызывает емкость скоростного трамвая. На скоростной линии, мол, нужны двухсекционные вагоны, а не маловместительные односекционные.

Похожая история произошла и с левобережной линией, которую построили в 1999 году, хотя планировали еще в конце 80-х. Маршрут, стартующий с конца Троещины, должен заканчиваться не возле одноименной станции электрички, а ехать дальше, через метро "Левобережная" на "Осокорки".

Но пока имеем две линии скоростного трамвая, одна из которых - левобережная - даже до метро подвозит. Городская электричка не пользуется спросом среди киевлян из-за того, что ходит редко и нестабильно. А вместо полноценных трамвайных линий функционируют "огрызки", способные подвезти пассажиров лишь в пределах одного района.

"Трамваи остались только там, где никому не мешают", - говорят эксперты.

Кое-что интересное из истории трамвая

Старейший маршрут в Киеве - №12, курсирующий с Контрактовой площади до Пуще-Водицы. Он существует еще с 30-х годов! Историки рассказывают, что в довоенный и послевоенный периоды к трамваю подсоединяли открытые прицепные вагоны с сиденьями по бокам.

Старожилы помнят, что в начале 80-х на Пущу можно было доехать и от вокзала. За это отвечал маршрут №25. Длина маршрута составляла 24,4 км, а интервал движения 166 минут, поскольку ходил только один вагон.

Фото: Апостроф / Александр Гончаров

С вокзала можно было добраться и на нынешнюю Дарницкую площадь - аккурат по мосту Патона. Туда ездил трамвай №35, и это продолжалось до 1995 года.

Затем по мосту Патона вместо трамвая пустили троллейбус, но это только увеличило количество пробок. На самом деле трамвай имеет право приоритета - автомобилям ехать по трамвайным нельзя. Это могло бы сделать его более быстрым видом транспорта как метро.

Также можно выделить следующие маршруты, которые были демонтированы уже в независимой Украине.

- №31 Контрактовая площадь - завод железобетонных конструкций (Дарницкий район, ул. Бориспольская), длина 17,6 км, прекратил существование в 2001 году;

- №27 Дворец Спорта - Воскресенский массив, длина 17,4 км, прекратил существование в 1998 году;

- №21 Контрактовая площадь - Воскресенский массив, длина 17,6 км, прекратил существование в начале 2000-х.

Кому же подчинялось трамвайное движение на протяжении истории? В довоенный период им руководила уже упомянутая Киевская городская железная дорога. Когда появился Советский Союз, организацию переименовали в Киевский трамвайный трест (КТТ), а после Второй мировой - в Киевское трамвайно-троллейбусное управление (КТТУ). После распада Союза ведомство начало называться "Киевэлектротранс", который в 2001 году слился с "Пасажиравтотрансом" и стал в конце концов КП "Киевпастранс".

Вместо послесловия

Эксперты и жители города надеются, что история пойдет по спирали, и старейший коммунальный транспорт будет снова переживать возрождение. Поскольку в вышеупомянутых западных странах именно это сейчас и происходит. Современные вместительные и быстрые трамваи гораздо удобнее и выгоднее маршруток и способны решить, хоть и частично, проблему пробок. Остается ждать чьей-то политической воли и витка строительства новых трамвайных бесшумных путей.

Теги по теме
КиевТранспорт
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Инопланетяне существуют? Ученые ответили, почему внеземной разум действительно "работает"
Знай
2025-03-06T21:30:19Z
Авантюрная комедия и средневековая драма: Обзор Kingdom Come: Deliverance II
GameMag
2025-03-06T21:03:55Z
Россия учит чат-боты ИИ распространять пропаганду
Корреспондент
2025-03-06T19:12:59Z
Заряжает телефон на ходу: Anker представила куртку с солнечными панелями
Фокус
2025-03-06T19:00:58Z
Ракета Ariane 6 вывела на орбиту французский разведспутник
Корреспондент
2025-03-06T18:51:52Z
Google добавляет режим искусственного интеллекта для поисковой системы
Корреспондент
2025-03-06T18:24:27Z
Следующая Call of Duty – только для новых консолей: инсайдеры намекают на новую Xbox
Знай
2025-03-06T17:51:52Z
Приносит двойную пользу: создана необычная солнечная панель, пропускающая свет
Фокус
2025-03-06T17:27:09Z
Студент прошел техническое интервью в Amazon с помощью ИИ и получил оффер — теперь хочет бросить университет
ITC
2025-03-06T17:07:04Z
Тертый пирог "Лимон": рецепт вкусной выпечки
Фокус
2025-03-06T21:42:26Z
Эти знаки Зодиака в марте попадут в беду
Comments UA
2025-03-06T21:06:46Z
Как выбрать идеальный букет на 8 марта: раскрываем значение цветов
Comments UA
2025-03-06T20:06:10Z
Россиянам стало проще попасть в Европу: в чем причина
Comments UA
2025-03-06T17:30:55Z
Как родители разрушают самооценку своего ребенка: объяснение психологов
TSN
2025-03-06T16:06:46Z
Без шансов: знаки зодиака, дружба между которыми обречена
Marie Claire
2025-03-06T16:01:52Z
Невероятные идеи для подарков любимой на 8 Марта: как удивить любимую
Comments UA
2025-03-06T15:03:30Z
Эффект Дидро: как мы становимся заложниками своих покупок
Marie Claire
2025-03-06T15:00:46Z
Как сделать сухие крабовые палочки сочными и нежными: полезный кулинарный трюк
TSN
2025-03-06T14:06:22Z
РФ ударила по энергообъекту под Одессой
Корреспондент
2025-03-06T21:48:54Z
Задержаны агенты РФ, пытавшиеся обесточить север Украины
UAToday
2025-03-06T20:21:29Z
Количество жертв удара по Кривому рогу возросло до пяти - в больнице скончалась женщина
Комсомольская правда
2025-03-06T20:18:11Z
"Работник года", которого не существовало: HR-менеджер придумал, как получить миллионы
Фокус
2025-03-06T18:51:30Z
Под Киевом загорелся масштабный пожар: что известно
TSN
2025-03-06T18:21:21Z
Спасатели-верхолазы спасли двух рыбаков, провалившихся под лед
Комсомольская правда
2025-03-06T17:34:26Z
Бегство не спасло: из Латвии экстрадировали украинца
Comments UA
2025-03-06T17:21:41Z
Под Киевом вспыхнули масштабные пожары
Корреспондент
2025-03-06T16:51:53Z
В пригороде Киева масштабный пожар: огонь приближается к домам
Comments UA
2025-03-06T16:42:58Z
Копенгаген — Челсі 1:2 Відео голів та огляд матчу Ліги Конференцій
Football.ua
2025-03-06T21:09:09Z
"Динамо" подписало опытного финалиста Лиги Европы
ZN UA
2025-03-06T20:25:56Z
Украинская Премьер-лига: "Динамо" победило благодаря автоголу, "Шахтер" потерял очки
ZN UA
2025-03-06T19:40:22Z
Полесье в голевом матче обыграло Черноморец и приблизилось к лидерам УПЛ
Корреспондент
2025-03-06T13:09:28Z
Промоутер назвал стадион, где может пройти реванш Усик - Дюбуа
Корреспондент
2025-03-06T13:06:04Z
Игрок сборной Украины травмировался накануне матчей национальной команды
Корреспондент
2025-03-06T11:06:27Z
Экс-тренера "Шахтера" на 9 месяцев отстранили от футбола: за что его наказали
TSN
2025-03-06T11:06:19Z
Бундеслига: расписание и результаты матчей 25-го тура чемпионата Германии по футболу, турнирная таблица
TSN
2025-03-06T10:36:42Z
WBA назвала обязательного соперника Пулева - это непобежденный британец
Корреспондент
2025-03-06T10:27:48Z
Беспорядок и недосмотр: Бутусов об ударе по полигону и о 168 батальоне резерва ВСУ
Фокус
2025-03-06T20:30:02Z
Ситуация на фронте на вечер 6 марта
UAToday
2025-03-06T20:21:54Z
Гороскоп на 7 марта 2025 года по картам Таро для всех знаков зодиака
UAToday
2025-03-06T20:21:18Z
Гороскоп на пятницу 7 марта 2025 года
UAToday
2025-03-06T20:21:10Z
Каждый день работают танки: враг определился с направлением удара в районе Покровска
Comments UA
2025-03-06T20:15:22Z
В Южном Одесской области после удара РФ света не будет до пяти дней
Комсомольская правда
2025-03-06T20:03:06Z
Вдова погибшего украинского боевого пилота Меся обратилась к американцам
Апостроф
2025-03-06T19:24:38Z
Фіндиректорка «Метінвесту» ввійшла до п’ятірки кращих у країні
AgroNews
2025-03-06T18:22:24Z
Залужный назвал потери Украины в войне критическими
ZN UA
2025-03-06T18:00:24Z
Ранее поддерживал Украину: популярный американский рэпер уезжает в Россию с концертом
Comments UA
2025-03-06T20:57:56Z
В Pixar спалили, что работа над третим фильмом "Головоломки" уже началась: "Шестой, седьмой, восьмой..."
Знай
2025-03-06T20:51:19Z
Известную певицу и ее группу не выпустили за страны
Comments UA
2025-03-06T19:51:49Z
Верку Сердючку с бэндом не выпустили за границу: в команде артистки прокомментировали
TSN
2025-03-06T18:48:31Z
"Могло бы исполниться 78 лет": Вакарчук трогательно вспомнил своего отца/Лидер группы "Океан Эльзы" поделился в сети сокровенным
Апостроф
2025-03-06T16:54:16Z
Фиктивный роман с участницей "Холостяка" и женитьба на пиарщице: что известно о личной жизни Виталия Козловского/Сейчас певец любящий муж и счастливый отец
Апостроф
2025-03-06T16:00:49Z
Бывшая Канье Уэста рассказала, почему он "раздевает" своих девушек
Фокус
2025-03-06T15:36:56Z
Скандал с "Белоснежкой": премьеру сказки отменяют из новой политики Белого дома
Фокус
2025-03-06T15:12:17Z
Вместо Ефросининой Нацотбор на "Евровидение-2025" могла вести другая ведущая: кто она/Кому предлагали стать ведущей отборочного концерта
Апостроф
2025-03-06T14:54:24Z
Вкусная еда подешевле и меньше отходов: monobank запустил секретные наборы еды от ресторанов
Знай
2025-03-06T21:51:43Z
Известный актер и фанат "русского мира" экстренно госпитализирован в РФ
Comments UA
2025-03-06T21:12:57Z
Даже без нарушения ПДД: водителям в Украине грозят штрафы до 80 тысяч гривен
Хвиля
2025-03-06T20:45:44Z
ВСУ победили в войне в малом воздухе: эксперт рассказал, что будет дальше
Знай
2025-03-06T20:42:58Z
Сырский назвал потери России в войне с начала года
UAToday
2025-03-06T20:21:30Z
Людям за 60 лет приготовиться. Что скоро изменится для украинских пенсионеров
Лига
2025-03-06T20:09:47Z
"Пакет раненого": первую группу из содержимого военные начнут получать уже с лета
Апостроф
2025-03-06T19:48:14Z
Журналистка рассказала невероятную историю о ее обворовывании и возврате средств
Апостроф
2025-03-06T19:30:36Z
Угроза массированного обстрела Украины: РФ подготовила самолеты и вывела в море ракетоносители
Comments UA
2025-03-06T19:18:49Z
Почему вечером тяжело уснуть: главные причины
Comments UA
2025-03-06T20:45:58Z
Подешевели ли лекарства: проверили цены в аптеках
UAToday
2025-03-06T20:21:03Z
Топ болезней, возникающих от употребления сосисок и колбас
Comments UA
2025-03-06T20:00:10Z
Названа главная привычка, которая "убивает" простату
Comments UA
2025-03-06T18:12:19Z
"Стало еще дороже": украинцы не заметили обещанного "удешевления" лекарств в аптеках
Апостроф
2025-03-06T17:30:00Z
Интервальное питание: что это да поможет ли оно похудеть
Знай
2025-03-06T16:51:27Z
Эта невинная привычка убивает здоровий сон
Comments UA
2025-03-06T14:36:40Z
Приправа, которую употребляют каждый день, приводит к раку желудка
Comments UA
2025-03-06T13:48:56Z
Мужское бесплодие стало предвестником рака: ученые связали с ним развитие онкологии
Фокус
2025-03-06T13:30:42Z
Банковская система в Украине и во время войны лучше, чем заграницей: мнение эксперта
Знай
2025-03-06T21:21:40Z
У России есть планы перезапустить ЗАЭС - Галущенко
Корреспондент
2025-03-06T21:06:02Z
Энергетики сделали невозможное: нардеп о стабильном прохождении зимы
TSN
2025-03-06T20:48:24Z
Китай оголосив про плани скорочення виробництва сталі
AgroNews
2025-03-06T19:21:01Z
Мобильная связь станет роскошью: операторы могут поднять цены еще выше
Знай
2025-03-06T18:36:57Z
Нужно ли как можно быстрее менять доллары на евро: что говорят в НБУ о смене главной валюты
Comments UA
2025-03-06T17:27:00Z
Франция будет обогащать уран для АЭС Украины до 2040 года
Корреспондент
2025-03-06T17:15:25Z
Запасы уже истощены: каких цен ожидать на стратегический продукт украинцев
TSN
2025-03-06T17:06:43Z
НБУ повысил учетную ставку до 15,5%, чтобы замедлить инфляцию
Лига
2025-03-06T17:00:31Z
Эти знаки Зодиака в марте купят автомобиль: кто среди счастливчиков
Comments UA
2025-03-06T17:09:45Z
Назван лучший женский автомобиль 2025 года
Фокус
2025-03-06T16:16:21Z
Раритетное американское авто 60-х простояло 30 лет в гараже
Фокус
2025-03-06T15:51:41Z
В Украине упал спрос на подержанные авто
Корреспондент
2025-03-06T10:42:41Z
Для украинских дорог: General Motors показали брутальный электропикап на 1100 сил
Фокус
2025-03-06T10:36:51Z
Цена $13 750 и запас хода 520 км: презентован недорогой электромобиль BYD
Фокус
2025-03-06T09:45:19Z
Украинцы стали покупать меньше авто с пробегом: какие модели популярны
Фокус
2025-03-06T09:00:01Z
Электрический аналог Volvo XC60 показали за год до презентации
Фокус
2025-03-06T07:42:49Z
В Украине изменили правила для водителей: кто может ездить на чужом автомобиле без последствий
Знай
2025-03-06T06:51:49Z
Оборона превыше всего: ЕС принял историческое решение
Comments UA
2025-03-06T21:51:33Z
У Украины нет выбора: Трамп о подписании мирного соглашения
TSN
2025-03-06T21:48:24Z
Стакан наполовину пуст или полон: эксперт рассказал, почему США давят на Украину, а не на россию
Знай
2025-03-06T21:42:28Z
В России предложили бросить двухмиллионную армию на Европу
Новости Украины
2025-03-06T21:36:19Z
Саммит ЕС призвал "быстро продвинуть работу" по предложению Каллас по военной помощи Украине
Европейская правда
2025-03-06T21:22:19Z
Премьер Италии предложила распространить пятую статью НАТО на Украину — FT
TSN
2025-03-06T21:21:41Z
Келлог объяснил прекращение военной помощи США Украине
Хвиля
2025-03-06T21:21:01Z
СМИ: Мелони сделала предложение по Украине и НАТО
Корреспондент
2025-03-06T21:18:01Z
Неожиданный разворот: Италия предлагает Украине коллективную защиту
Comments UA
2025-03-06T21:12:43Z