MY.UAНовости
От лошадей и до "ракет": как развивался старейший городской транспорт в Киеве/Трамвай в Киеве появился в далеком 1892 году
От лошадей и до "ракет": как развивался старейший городской транспорт в Киеве/Трамвай в Киеве появился в далеком 1892 году

От лошадей и до "ракет": как развивался старейший городской транспорт в Киеве/Трамвай в Киеве появился в далеком 1892 году

Самый романтический киевский коммунальный транспорт в следующем году будет отмечать 130-летие. А открытки с изображением трамваев разных эпох вызывают ностальгическое восхищение у нескольких поколений. "Апостроф" рассказывает, как изменился киевский трамвай за этот немалый исторический отрезок.

Вон, нечистая сила!

Первый электрический трамвай появился в Киеве еще летом 1892 года. Как и с большинством технических изобретений, история трамвая не была безоблачной. Кстати, столица Украины стала первым городом Российской империи, где поехал электрический трамвай. В Москве и Петербурге его запустили только через 20 лет. Во Львове, который в то время был под властью Австро-Венгрии, трамвай на электрической тяге впервые стартовал в 1894 году.

"Все начиналось с извозчиков - аналога современного такси. Это было очень дорого, поэтому пользоваться ими могли не многие. Поэтому начали внедрять более массовый вид трамвая. Сначала это были омнибусы - аналог маршрутки, запряженной лошадьми. Затем ввели конный трамвай - конку" , - говорит "Апострофу" исследователь истории транспорта Киева Евгений Демчук.

Но в скором времени стало понятно, что лошадям трудно преодолевать киевский рельеф. Основателем трамвая в Киеве считается военный инженер и генерал Аманд Струве. Несмотря на его авторитет, к трамваю на электрической тяге настороженно отнеслись даже образованные инженеры.

"Против выступило почтово-телеграфное ведомство. Там считали, что трамвай создаст помехи для передачи сигнала с электрического телеграфа", - говорит Евгений Демчук.

Кроме почтальонов сопротивление оказали и владельцы лошадей. Оно и понятно, ведь в случае расцвета трамвая последние могут остаться без прибыли. В конце концов, так и случилось. Но в начале большинство скептиков просто не верило, что трамвай поедет.

"С трамваем боролись. Доходило до абсурда - выгоняли (на пути) священников, которые кричали "Вон, нечистая сила!" - говорит Евгений Демчук.

Ситуация осложнялась тем, что первый маршрут электрического трамвая пустили на одном из самых тяжелых отрезков Киева - от нынешней филармонии до Контрактовой площади, через Владимирский спуск и нынешнюю Почтовую. Весь город был уверен, что под горку трамвай не поедет, и пришли посмотреть на это зрелище. Но этого не произошло - транспорт уверенно поехал по запланированному маршруту.

Трамвай на Владимирском спуске

Трамвайный бум

Когда все увидели, что электричество мощнее лошадей - начался настоящий трамвайный бум. Трамвай тогда был действительно массовым транспортом, быстро начали выстраивать новые маршруты. К тому же, новый вид транспорта приносил значительные прибыли.

"Сначала электрифицированным был очень маленький отрезок. Линия фактически без перерыва шла от нынешней Лыбидской площади, по улице Большой Васильковской, мимо площади Толстого, по Крещатику, через Европейскую площадь вниз по Владимирскому спуску и улице Сагайдачного, через Контрактовую площадь к нынешней Петропавловской площади. Это было несколько маршрутов, которые построили за первый год. Еще была отдельная линия, которая шла от Майдана Независимости до нынешней Лукьяновки", - рассказывает Евгений Демчук.

За первый год успели построить 5 маршрутов.

"Первая линия с конкой шла от площади Лыбидской до пересечения Васильковской и Саксаганского. Затем ее продлили до Европейской площади. Тогда же запустили линию от Контрактовой на Петропавловскую, по третьему маршруту пошел именно электрический трамвай. Четвертый - от Львовской площади до Лукьяновской. И последний, с конкой - это от площади Толстого через улицу Толстого, через красный корпус университета им. Шевченко, и к Андреевской церкви", - отметил исследователь.

До Первой мировой войны трамвайная сеть составляла 170 км пути. Был охвачен почти весь центр: Крещатик, Институтская, подъем под Малую Житомирскую, Прорезная, Хмельницкого и бульвар Шевченко - везде были трамвайные пути. Также трамвай ходил по улице Круглоуниверситетской - хоть и трудно представить, как по той улице вообще могло что-то ходить.

Трамвай на Крещатике Фото: wikipedia.org

Стремительное развитие трамвайного движения началось после 1904 года - когда КГЖД, то есть Киевской городской железной дорогой (аналог современного "Киевпасстранса") начало владеть бельгийское общество.

"Они очень расширили сеть. С того момента, как они пришли к власти в КГЖД, сеть увеличилась в четыре раза", - комментирует Евгений Демчук.

На тот момент в Киеве было даже несколько пригородных линий. Например, линия в Пущу-Водицу, на Демеевку, которая в тот момент не была территорией города.

"Моста между метро Лыбидская и Демеевская не было тогда, и все, что было за современным мостом, не считалось городом, и к тому времени на ту территорию тоже ходил трамвай. Помимо того, была длинная линия от Воздухофлотского путепровода до автостанции "Дачная"(возле нынешней станции метро "Житомирская", - "Апостроф"), а также от Воздухофлотского путепровода - до Севастопольской площади", - рассказывает транспортный эксперт.

Была даже линия на Бровары, запущенная в 1913 году. Она существовала до Второй мировой войны.

Бельгийцы с одной стороны способствовали бурному расцвету трамвайного движения. Но в стремительном развитии трамваев был большой минус.

"Бельгийцы отнюдь не навсегда стали владельцами хозяйства. Затем трамвай должен был перейти в собственность города. И как только стало приближаться это время, то бельгийцы фактически прекратили обслуживание. Сначала прекратили ремонтировать пути, сами трамваи, потом начали задерживать зарплату или вовсе ее не платить. Когда началась первая мировая, бельгийцы бежали из города. Трамвайное хозяйство оказалось в изношенном состоянии. Из более 200 киевских трамваев на линию выходило порядка 10", - рассказывает Евгений Демчук.

Маленькие, без крыши и для избранных

Трамваи, которые курсировали Киевом в досоветские времена, отличались от современных. Во-первых - размер. Он был не больше половины современного. Историки свидетельствуют, что в конце XIX - начале XX века в нем умещалось около 40 человек! Хотя часто к трамваю цеплялся прицеп.

Но тогдашняя емкость оправдывала спрос. Потому что трамваем пользовалась исключительно интеллигенция. Рабочие заводов не могли воспользоваться общественным транспортом. Во-первых, из-за слишком большой для них цены на проезд. А во-вторых - из-за того, что трамваи начинали ходить уже тогда, когда заводы работали. Поэтому рабочие ходили на работу пешком, а пользоваться трамваями начали уже в советскую эпоху.

Но самое главное - в каких условиях каталась интеллигенция. Ведь салоны трамваев были полностью открыты!

"Особенно это касалось места водителя - вагоновожатого. Вы можете себе представить, как они работали. Особенно, если зима, мороз. На самом деле трамвай долгое время не был приспособлен, особенно для персонала", - комментирует Евгений Демчук.

А как насчет платы за проезд? Тариф на те времена была не одинаковым, а варьировался в зависимости от того, куда пассажиру надо ехать.

"Вся трамвайная сеть была разделена на участки. Каждый маршрут имел три или четыре тарифные зоны, как сегодня говорят. За одну тарифную зону - 15 коп, за каждую следующую - еще по три. Если на маршруте, где есть 5 тарифных зон, надо проехать четыре из них, соответственно вы дополнительно заплатите 14 коп. За этим следили кондукторы", - рассказывает Евгений Демчук.

Были и льготники - в частности, за проезд не платили военные чины и студенты некоторых вузов.

Эхо войны, автомобилей и нелюбви к трамваям

Итак, первый расцвет трамваев пришелся на период до Первой мировой войны. А потом началась долгая история их упадка (демонтажа).

Во время войны значительная часть линий была повреждена, и не все из них потом были восстановлены. В 20-е годы коммунисты еще пытались возродить полноценное трамвайное движение. Но уже в 1934 году к Киеву докатилась так называемая мировая "антитрамвайная кампания", в результате чего демонтировали трамвай по Крещатику, по улице Богдана Хмельницкого, и частично вдоль Большой Васильковской.

"Антитрамвайная кампания началась в Штатах. Производители частных авто увидели, что трамвай составляет им большую конкуренцию. Они начинали выкупать трамвайные сети, демонтировали пути. И, конечно, затем продажа авто в этом городе бурно расцветала. Они говорили, что трамвай медленный, неудобный, громыхает. Эта волна докатилась и до Киева", - рассказывает Евгений Демчук.

Впрочем, в Киеве на замену демонтированным трамвайным путям пустили троллейбусы. Но по размерам он существенно уступал. А поскольку в советском Киеве продолжалась урбанизация, люди переезжали в города, шли на заводы - городским транспортом пользовались уже почти все.

"Если в трамвай помещалось до 150 человек, то в троллейбус только 70. Это приводило к транспортному коллапсу", - отмечает исследователь.

Крупнейший за всю историю демонтаж трамвайных путей состоялся в 1959 году. Как отмечает эксперт, тогда сняли почти все центральные линии. В частности, перестал ездить трамвай по Владимирской, Грушевского.

"Был тогда такой маршрут №16 - сейчас это 62-й автобус. Трамвай ехал от Печерского моста, через нынешнюю станцию метро "Печерская", затем "Арсенальная" и до Контрактовой площади. Всю эту линию демонтировали именно в 1959 году", - рассказывает Евгений Демчук.

Причина демонтажа до сих пор никому непонятна: "Скорее субъективная, чем объективная. К тому же их недолюбливал Никита Хрущев".

Объективно они мешали движению другого транспорта и считались чем-то не слишком современным. Несмотря на то, что тот самый троллейбус в начале 60-х не мог удовлетворить тех потребностей, с которыми справлялся трамвай - из-за недостаточной вместительности. Поэтому причина демонтажа линий была явно не в том, что трамвай был нерентабельным.

"Такого понятия как нерентабельность не было. Трамваи были востребованы все - в советские времена они были забиты битком. Такого, чтобы заполняемость была наполовину, не было. Но нерентабельность создавалась искусственно. Если маршрут перенесут с Крещатика на Владимирскую, например - у него уже будет другая аудитория. Далеко не все будут идти на остановку трамвая с Крещатика на Владимирскую. И уже здесь появляется нерентабельность и невостребованность", - комментирует Евгений Демчук.

Несмотря на это, трамвай до начала 80-х годов считался основным видом транспорта - это был второй расцвет этого вида транспорта. В 1978 году по Киеву насчитывалось 278 км трамвайных линий. Но в 80-е годы, период перестройки, трамвайного полотна стало существенно меньше. Этот период связывают со стремительным строительством метрополитена.

Фото: pastvu.com

"С проспекта Победы исчезла линия трамвая, там запустили аналогичную линию метрополитена - и трамвай не понадобился, - говорит транспортный эксперт. - Если бы они знали, какой коллапс будет на проспекте Победы, то, видимо, не убирали бы трамвай".

А 90-е нанесли окончательный удар по трамваям - правда, под этот удар попали и троллейбусы. Людей начали массово пересаживаться на маршрутки. Как видим, это удалось.

"Худшее, что произошло с трамваем - это когда в 90-е годы мэром стал Омельченко, а у него была личная неприязнь к этому виду транспорта, - говорит собеседник "Апострофа". - К тому же, трамваи и троллейбусы на тот момент были очень устаревшими - по городу курсировали машины еще 60-70-х годов выпуска. Да и маршруты, которые строились, скажем, между заводом и спальным районом, уже не были актуальными, так как нет уже заводов".

В 2000 году демонтировали 55 км трамвайных путей. С транзитного вида транспорта трамвай превратился в исторический рудимент, выполнявший функцию подвоза до метро или в пределах отдельных районов. Катались на нем преимущественно категории льготников, чем в свою очередь создавали не очень положительный имидж очень медленного транспорта, "забитого пенсионерами, которые едут на рынок".

Скоростной трамвай раньше был быстрым

Трамваи, которые ходят по Киеву, отличаются от современных "ракет", курсирующих по улицам Варшавы, Кракова или даже Львова. Но есть исключения - это линии скоростного трамвая, которые выглядят современно и по-новому. Но все ли так положительно?

Правобережный скоростной трамвай запустили 31 декабря 1978 года. Тогда он был действительно скоростным - мог разогнаться до 80 км в час. А все потому, что в то время работала специальная электронная система, которая автоматически регулировала расстояние между трамваями и обеспечивала таким образом безопасность. Сегодня этой системы нет, и трамвай управляется исключительно водителем. Поэтому трамваи от Старовокзальной площади до Борщаговки двигаются не так уж и быстро. Но значительно быстрее тех, которые курсируют по другим маршрутам.

Фото: УНИАН

Согласно проекту, линия правобережного трамвая должна быть значительно длиннее. Возле универмага "Украина" он должен был "нырять" под землю и ехать под улицей Саксаганского к Дворцу спорта, где должна была быть подземная пересадка на метро. Затем, возле моста Патона, трамвай бы "выныривал" на поверхность и через мост бы курсировал на нынешнюю Дарницкую, а ранее Ленинградскую площадь. Но план остался на бумаге.

К тому же, вопрос у экспертов вызывает емкость скоростного трамвая. На скоростной линии, мол, нужны двухсекционные вагоны, а не маловместительные односекционные.

Похожая история произошла и с левобережной линией, которую построили в 1999 году, хотя планировали еще в конце 80-х. Маршрут, стартующий с конца Троещины, должен заканчиваться не возле одноименной станции электрички, а ехать дальше, через метро "Левобережная" на "Осокорки".

Но пока имеем две линии скоростного трамвая, одна из которых - левобережная - даже до метро подвозит. Городская электричка не пользуется спросом среди киевлян из-за того, что ходит редко и нестабильно. А вместо полноценных трамвайных линий функционируют "огрызки", способные подвезти пассажиров лишь в пределах одного района.

"Трамваи остались только там, где никому не мешают", - говорят эксперты.

Кое-что интересное из истории трамвая

Старейший маршрут в Киеве - №12, курсирующий с Контрактовой площади до Пуще-Водицы. Он существует еще с 30-х годов! Историки рассказывают, что в довоенный и послевоенный периоды к трамваю подсоединяли открытые прицепные вагоны с сиденьями по бокам.

Старожилы помнят, что в начале 80-х на Пущу можно было доехать и от вокзала. За это отвечал маршрут №25. Длина маршрута составляла 24,4 км, а интервал движения 166 минут, поскольку ходил только один вагон.

Фото: Апостроф / Александр Гончаров

С вокзала можно было добраться и на нынешнюю Дарницкую площадь - аккурат по мосту Патона. Туда ездил трамвай №35, и это продолжалось до 1995 года.

Затем по мосту Патона вместо трамвая пустили троллейбус, но это только увеличило количество пробок. На самом деле трамвай имеет право приоритета - автомобилям ехать по трамвайным нельзя. Это могло бы сделать его более быстрым видом транспорта как метро.

Также можно выделить следующие маршруты, которые были демонтированы уже в независимой Украине.

- №31 Контрактовая площадь - завод железобетонных конструкций (Дарницкий район, ул. Бориспольская), длина 17,6 км, прекратил существование в 2001 году;

- №27 Дворец Спорта - Воскресенский массив, длина 17,4 км, прекратил существование в 1998 году;

- №21 Контрактовая площадь - Воскресенский массив, длина 17,6 км, прекратил существование в начале 2000-х.

Кому же подчинялось трамвайное движение на протяжении истории? В довоенный период им руководила уже упомянутая Киевская городская железная дорога. Когда появился Советский Союз, организацию переименовали в Киевский трамвайный трест (КТТ), а после Второй мировой - в Киевское трамвайно-троллейбусное управление (КТТУ). После распада Союза ведомство начало называться "Киевэлектротранс", который в 2001 году слился с "Пасажиравтотрансом" и стал в конце концов КП "Киевпастранс".

Вместо послесловия

Эксперты и жители города надеются, что история пойдет по спирали, и старейший коммунальный транспорт будет снова переживать возрождение. Поскольку в вышеупомянутых западных странах именно это сейчас и происходит. Современные вместительные и быстрые трамваи гораздо удобнее и выгоднее маршруток и способны решить, хоть и частично, проблему пробок. Остается ждать чьей-то политической воли и витка строительства новых трамвайных бесшумных путей.

Теги по теме
КиевТранспорт
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Шоураннер сериала "Ведьмак" впервые высказалась об уходе Генри Кавилла
GameMag
2025-09-26T23:21:35Z
Известная путинистка в РФ готовится к смерти и озвучила свое последнее желание
Comments UA
2025-09-26T21:45:05Z
Потерял миллионы: известного кремлевского певца развели на комсмическую сумму денег
Comments UA
2025-09-26T21:15:44Z
Алла Пугачева приняла важное решение о своем роскошном замке в России
Comments UA
2025-09-26T19:42:48Z
59-летняя Ольга Сумская удивила заявлением о похудении: "Надо еще минус 15 килограммов"
TSN
2025-09-26T18:27:45Z
Оля Цибульская откровенно рассказала, почему сын на нее обижается и как это повлияло на ее здоровье
TSN
2025-09-26T18:06:12Z
Доля Израиля на Евровидении будет решаться голосованием EBU
Корреспондент
2025-09-26T15:39:19Z
Макс Барских представил чувственную украиноязычную песню и сделал важное заявление
TSN
2025-09-26T15:06:58Z
Премьеры недели: Соловий в видео сыграла сбежавшую невесту, а Козловский снялся обнаженным в клипе "Знаєш"
Комсомольская правда
2025-09-26T15:03:33Z
В Украине вновь коллапс с движением поездов: куда попала РФ
Comments UA
2025-09-27T06:48:48Z
Европа запускает производство Patriot, чтобы сократить зависимость от США
UAToday
2025-09-27T06:27:24Z
Почему ваши доллары могут принять по заниженному курсу, даже если они подлинные и целые
UAToday
2025-09-27T06:27:02Z
Единый налог: могут ли ФЛП получить льготы и платить меньше
Знай
2025-09-27T06:06:00Z
Лишние суммы в платежках за газ: как избежать переплат
Знай
2025-09-27T05:06:11Z
В Украине подешевел один из базовых овощей
ZN UA
2025-09-27T05:03:57Z
Пенсионеры рискуют потерять пенсии: ПФУ дал важную инструкцию
Хвиля
2025-09-27T04:30:42Z
Курс валют на выходные, 27-28 сентября: сколько стоят доллар, евро и злотый
TSN
2025-09-27T04:21:41Z
Новые тарифы на тепло: бизнесу снизят, а населению повысят
Знай
2025-09-27T03:36:51Z
ЕС нашел способ изъять российские активы - СМИ
Корреспондент
2025-09-27T06:48:03Z
WSJ: Трамп заявил, что открыт к снятию ограничений на удары вглубь России оружием США
Лига
2025-09-27T06:45:23Z
Россияне сетками пытаются спасти нефтебазы в Казани
ZN UA
2025-09-27T06:42:46Z
Когда мы перестали быть Россией
ГЛАВКОМ NET
2025-09-27T06:30:43Z
Налет российских дронов на Польшу: Навроцкий сделал новое заявление
UAToday
2025-09-27T06:27:22Z
«Дипломатия времен Холодной войны»: эксперт объяснил, почему Казахстан – хороший выбор для переговоров
Знай
2025-09-27T06:18:35Z
Переговоры о вступлении Украины в ЕС могут начаться весной 2026 года: почему называют эту дату
Comments UA
2025-09-27T06:12:32Z
Как "Роттердам+" превратился из прецедента для очищения антикоррупционной системы в символ безнаказанности
Знай
2025-09-27T05:51:00Z
NBC News: США могут в ближайшие недели атаковать наркокартели в Венесуэле
Лига
2025-09-27T05:36:14Z
В Чувашии остановили НПС после атаки дронов
Корреспондент
2025-09-27T06:48:41Z
В Чувашии атакована станция по перекачке нефти: местные власти обвинили Украину
Фокус
2025-09-27T06:45:21Z
Жена одесского политика Наталья Радковская избежала наказания: суд решил, что "алкоголем пахло в салоне"
Знай
2025-09-27T04:51:29Z
Ростовская область РФ под огнем дронов: местные пишут о пожарах
Новости Украины
2025-09-27T04:48:54Z
Магнітна буря 27 вересня: чого очікувати від сонячної активності
TSN
2025-09-27T04:48:51Z
Мужчина расправился с медведем, который забрался в его ванную
TSN
2025-09-27T04:06:55Z
Ночная атака на Запорожье: враг ударил двумя дронами
TSN
2025-09-26T21:36:01Z
Дважды за месяц: как Василий Логан из "смотрящих" Львовского СИЗО превратился в осуждённого
Знай
2025-09-26T19:21:38Z
Выявлены мошенники, укравшие более 1,5 млн долларов из госучреждения США
Корреспондент
2025-09-26T19:12:38Z
Снова налет дронов на Скандинавию: детали
Comments UA
2025-09-27T06:30:38Z
Россияне запустили по Украине более сотни дронов: сколько долетело до целей
ZN UA
2025-09-27T06:27:46Z
В ТЦК ходить не нужно: Минобороны поставит всех мужчин на воинский учет автоматически
UAToday
2025-09-27T06:27:15Z
Украинцам остается 8 месяцев, чтобы оцифровать трудовые книжки: кто этого не сделает, может не дождаться пенсии
UAToday
2025-09-27T06:27:07Z
Король Британии посетит Ватикан с визитом, отложенным из-за смерти Папы
Европейская правда
2025-09-27T06:21:28Z
Женщина сломала шею просто зевнув: как обыденное движение обернулось переломом
Знай
2025-09-27T06:21:17Z
Lockheed Martin продвигает в Европе систему ПВО THAAD
Корреспондент
2025-09-27T06:12:00Z
Какой завтра, 28 сентября, праздник — все об этом дне, какой церковный праздник, что нельзя делать
TSN
2025-09-27T06:06:46Z
В США назвали настоящую цель полетов российских дронов в Европе
Comments UA
2025-09-27T05:39:51Z
Когда лучше обрезать розы: что советуют опытные садоводы для обильного цветения
TSN
2025-09-27T04:06:47Z
Уменьшает давление, убирает анемию и улучшает память: скрытые свойства граната
Знай
2025-09-26T19:51:09Z
Врач назвал пять безболезненных симптомов рака: на что стоит обратить внимание
Comments UA
2025-09-26T18:03:20Z
Ученые нашли подсказки относительно долголетия после изучения ДНК 117-летней женщины
UAToday
2025-09-26T16:06:24Z
Кардиолог назвал малоизвестные признаки, которые могут указывать на проблемы с сердцем
TSN
2025-09-26T15:33:07Z
Без таблеток и отваров трав: врачи раскрыли простой метод, который снимет головную боль
Знай
2025-09-26T14:51:59Z
Молодые врачи получат 200 тыс. грн за работу в селах и прифронтовых зонах
Новости Украины
2025-09-26T14:42:28Z
Продукты, которые "убивают" оргазм
TSN
2025-09-26T13:09:03Z
Какую максимальную температуру может выдержать человек: ответ ученых может удивить
Фокус
2025-09-26T12:36:51Z
Audi тестирует новый RS6 с ДВС
Корреспондент
2025-09-26T19:30:03Z
Volkswagen начнет экспортировать свои китайские модели за границу
Корреспондент
2025-09-26T17:57:03Z
Toyota будет продавать обновления для старых GR Corolla
Корреспондент
2025-09-26T17:33:17Z
В Киеве засветился недорогой конкурент BMW 3 Series и Mercedes C-Class от Hyundai
Фокус
2025-09-26T16:27:47Z
В Италии представили недорогой кроссовер за 20 000 евро с заводским ГБО
Фокус
2025-09-26T15:36:51Z
На украинский рынок выходит новый Subaru Forester: цена и подробности
Фокус
2025-09-26T13:36:28Z
Семь главных плюсов электромобилей
Новости Украины
2025-09-26T10:42:01Z
BYD во второй раз обогнал Tesla в ЕС, Stellantis впервые за год вырос
Корреспондент
2025-09-25T18:15:24Z
Opel создал Mokka с полноценной кофейней в багажнике
Корреспондент
2025-09-25T18:09:59Z
Отопительный сезон в Киеве 2025: когда включат тепло в зданиях
VGorode
2025-09-27T06:45:18Z
Оракул Ленорман на 27 сентября 2025 года для всех знаков зодиака: Весам – гармония, Овнам – новые возможности
TSN
2025-09-27T06:27:51Z
В Україні подорожчали огірки
AgroNews
2025-09-27T06:06:02Z
Враг пытается штурмовать, а ВСУ держат позиции
Новости Украины
2025-09-27T05:45:43Z
В Купянске трубу закрыли: остановило ли это россиян — DeepState
ZN UA
2025-09-27T05:24:40Z
В Киеве коллекторы будут "выбивать" долги за коммуналку: с чего все началось
TSN
2025-09-27T05:21:40Z
Линия фронта снова смещается: в DeepState показали, где РФ прорывает оборону ВСУ
Comments UA
2025-09-27T04:57:14Z
Крупный пожар в Ялте: огонь охватил отель. ВИДЕО
Новости Украины
2025-09-27T04:42:59Z
Заморозки и прохлада: прогноз погоды на 26 сентября
TSN
2025-09-27T04:21:11Z
Когда лучше всего стричься в октябре 2025: лунный календарь счастливых дней
UAToday
2025-09-27T06:27:29Z
День ангела 27 сентября: кого и как поздравлять с именинами
TSN
2025-09-26T21:18:36Z
Запретные блестки: 5 ювелирных украшений, которые лучше не носить, если цените собственное счастье
Знай
2025-09-26T18:51:12Z
Джекпот для знаков Зодиака: кому осень подарит деньги, любовь и успех, астрологи уже знают счастливчиков
Знай
2025-09-26T17:51:02Z
Гороскоп на выходные: у кого из знаков Зодиака будут финансовые проблемы
Comments UA
2025-09-26T17:45:50Z
Какие фруктовые деревья следует посадить в октябре: список
TSN
2025-09-26T17:06:49Z
Как правильно укрыть виноград на зиму: 3 эффективные и простые методы
TSN
2025-09-26T17:06:41Z
Анекдоты и мемы недели: кофе идешь пить?
Комсомольская правда
2025-09-26T16:06:53Z
Диван, ковер и шторы: какие ошибки в дизайне гостиной "съедают" ваше пространство
Знай
2025-09-26T15:51:18Z
Приближение к "суперинтеллекту": виртуальные миры открывают новый этап развития ИИ
ZN UA
2025-09-27T06:45:45Z
Ученые выяснили происхождение загадочного стекла из Австралии
TSN
2025-09-27T06:36:33Z
Мужчина нашел в Черном море телефон, пролежавший на дне 15 лет: что внутри
Фокус
2025-09-27T06:30:39Z
NASA может подготовить ядерный удар по астероиду, летящему на Луну
UAToday
2025-09-27T06:27:57Z
В Україні дорожчає фуражна кукурудза нового врожаю
AgroNews
2025-09-27T05:03:32Z
Стало відомо, для яких категорій фермерів скасують мито на експорт сої та ріпаку
AgroNews
2025-09-27T04:03:48Z
"Угроза будущего": на фронте появились российские дроны, неуязвимые для РЭБ — "Флеш"
ZN UA
2025-09-27T03:51:35Z
Американская торговая сеть Costco полностью отказалась от Xbox Series X|S — будет продавать только консоли Sony и Nintendo
GameMag
2025-09-26T23:09:59Z
Подтверждено: Forza Horizon 6 станет временным консольным эксклюзивом Xbox Series X|S — владельцам PlayStation 5 придется ждать
GameMag
2025-09-26T23:09:56Z
Кейн прокомментировал слухи о своем возвращении в АПЛ
Корреспондент
2025-09-27T05:30:58Z
Бывший чемпион жестко раскритиковал Пола перед его боем с Джервонтой
Корреспондент
2025-09-27T04:21:26Z
Трубин и Судаков помогли Бенфике обыграть четвертую команду чемпионата
Корреспондент
2025-09-27T04:15:43Z
Футболист, которого спросили о Реброве, рассыпался в комплиментах
Корреспондент
2025-09-26T22:51:19Z
Бенавидес считает, что страх Канело очевиден, его скрыть не получится
Корреспондент
2025-09-26T21:18:24Z
Моуринью на матч чемпионата поставил сразу двух украинцев
Корреспондент
2025-09-26T19:51:42Z
Жирона в матче чемпионата с Еспаньолом выйдет на поле с Ванатом в составе
Корреспондент
2025-09-26T19:27:13Z
Уоррен считает, что в случае боя с Паркером, для Уордли это тройной прыжок
Корреспондент
2025-09-26T18:54:09Z
Физическое состояние Рафиньи и Гарсии подвело на месяц-полтора
Корреспондент
2025-09-26T18:03:43Z