MY.UAНовости
От лошадей и до "ракет": как развивался старейший городской транспорт в Киеве/Трамвай в Киеве появился в далеком 1892 году
От лошадей и до "ракет": как развивался старейший городской транспорт в Киеве/Трамвай в Киеве появился в далеком 1892 году

От лошадей и до "ракет": как развивался старейший городской транспорт в Киеве/Трамвай в Киеве появился в далеком 1892 году

Самый романтический киевский коммунальный транспорт в следующем году будет отмечать 130-летие. А открытки с изображением трамваев разных эпох вызывают ностальгическое восхищение у нескольких поколений. "Апостроф" рассказывает, как изменился киевский трамвай за этот немалый исторический отрезок.

Вон, нечистая сила!

Первый электрический трамвай появился в Киеве еще летом 1892 года. Как и с большинством технических изобретений, история трамвая не была безоблачной. Кстати, столица Украины стала первым городом Российской империи, где поехал электрический трамвай. В Москве и Петербурге его запустили только через 20 лет. Во Львове, который в то время был под властью Австро-Венгрии, трамвай на электрической тяге впервые стартовал в 1894 году.

"Все начиналось с извозчиков - аналога современного такси. Это было очень дорого, поэтому пользоваться ими могли не многие. Поэтому начали внедрять более массовый вид трамвая. Сначала это были омнибусы - аналог маршрутки, запряженной лошадьми. Затем ввели конный трамвай - конку" , - говорит "Апострофу" исследователь истории транспорта Киева Евгений Демчук.

Но в скором времени стало понятно, что лошадям трудно преодолевать киевский рельеф. Основателем трамвая в Киеве считается военный инженер и генерал Аманд Струве. Несмотря на его авторитет, к трамваю на электрической тяге настороженно отнеслись даже образованные инженеры.

"Против выступило почтово-телеграфное ведомство. Там считали, что трамвай создаст помехи для передачи сигнала с электрического телеграфа", - говорит Евгений Демчук.

Кроме почтальонов сопротивление оказали и владельцы лошадей. Оно и понятно, ведь в случае расцвета трамвая последние могут остаться без прибыли. В конце концов, так и случилось. Но в начале большинство скептиков просто не верило, что трамвай поедет.

"С трамваем боролись. Доходило до абсурда - выгоняли (на пути) священников, которые кричали "Вон, нечистая сила!" - говорит Евгений Демчук.

Ситуация осложнялась тем, что первый маршрут электрического трамвая пустили на одном из самых тяжелых отрезков Киева - от нынешней филармонии до Контрактовой площади, через Владимирский спуск и нынешнюю Почтовую. Весь город был уверен, что под горку трамвай не поедет, и пришли посмотреть на это зрелище. Но этого не произошло - транспорт уверенно поехал по запланированному маршруту.

Трамвай на Владимирском спуске

Трамвайный бум

Когда все увидели, что электричество мощнее лошадей - начался настоящий трамвайный бум. Трамвай тогда был действительно массовым транспортом, быстро начали выстраивать новые маршруты. К тому же, новый вид транспорта приносил значительные прибыли.

"Сначала электрифицированным был очень маленький отрезок. Линия фактически без перерыва шла от нынешней Лыбидской площади, по улице Большой Васильковской, мимо площади Толстого, по Крещатику, через Европейскую площадь вниз по Владимирскому спуску и улице Сагайдачного, через Контрактовую площадь к нынешней Петропавловской площади. Это было несколько маршрутов, которые построили за первый год. Еще была отдельная линия, которая шла от Майдана Независимости до нынешней Лукьяновки", - рассказывает Евгений Демчук.

За первый год успели построить 5 маршрутов.

"Первая линия с конкой шла от площади Лыбидской до пересечения Васильковской и Саксаганского. Затем ее продлили до Европейской площади. Тогда же запустили линию от Контрактовой на Петропавловскую, по третьему маршруту пошел именно электрический трамвай. Четвертый - от Львовской площади до Лукьяновской. И последний, с конкой - это от площади Толстого через улицу Толстого, через красный корпус университета им. Шевченко, и к Андреевской церкви", - отметил исследователь.

До Первой мировой войны трамвайная сеть составляла 170 км пути. Был охвачен почти весь центр: Крещатик, Институтская, подъем под Малую Житомирскую, Прорезная, Хмельницкого и бульвар Шевченко - везде были трамвайные пути. Также трамвай ходил по улице Круглоуниверситетской - хоть и трудно представить, как по той улице вообще могло что-то ходить.

Трамвай на Крещатике Фото: wikipedia.org

Стремительное развитие трамвайного движения началось после 1904 года - когда КГЖД, то есть Киевской городской железной дорогой (аналог современного "Киевпасстранса") начало владеть бельгийское общество.

"Они очень расширили сеть. С того момента, как они пришли к власти в КГЖД, сеть увеличилась в четыре раза", - комментирует Евгений Демчук.

На тот момент в Киеве было даже несколько пригородных линий. Например, линия в Пущу-Водицу, на Демеевку, которая в тот момент не была территорией города.

"Моста между метро Лыбидская и Демеевская не было тогда, и все, что было за современным мостом, не считалось городом, и к тому времени на ту территорию тоже ходил трамвай. Помимо того, была длинная линия от Воздухофлотского путепровода до автостанции "Дачная"(возле нынешней станции метро "Житомирская", - "Апостроф"), а также от Воздухофлотского путепровода - до Севастопольской площади", - рассказывает транспортный эксперт.

Была даже линия на Бровары, запущенная в 1913 году. Она существовала до Второй мировой войны.

Бельгийцы с одной стороны способствовали бурному расцвету трамвайного движения. Но в стремительном развитии трамваев был большой минус.

"Бельгийцы отнюдь не навсегда стали владельцами хозяйства. Затем трамвай должен был перейти в собственность города. И как только стало приближаться это время, то бельгийцы фактически прекратили обслуживание. Сначала прекратили ремонтировать пути, сами трамваи, потом начали задерживать зарплату или вовсе ее не платить. Когда началась первая мировая, бельгийцы бежали из города. Трамвайное хозяйство оказалось в изношенном состоянии. Из более 200 киевских трамваев на линию выходило порядка 10", - рассказывает Евгений Демчук.

Маленькие, без крыши и для избранных

Трамваи, которые курсировали Киевом в досоветские времена, отличались от современных. Во-первых - размер. Он был не больше половины современного. Историки свидетельствуют, что в конце XIX - начале XX века в нем умещалось около 40 человек! Хотя часто к трамваю цеплялся прицеп.

Но тогдашняя емкость оправдывала спрос. Потому что трамваем пользовалась исключительно интеллигенция. Рабочие заводов не могли воспользоваться общественным транспортом. Во-первых, из-за слишком большой для них цены на проезд. А во-вторых - из-за того, что трамваи начинали ходить уже тогда, когда заводы работали. Поэтому рабочие ходили на работу пешком, а пользоваться трамваями начали уже в советскую эпоху.

Но самое главное - в каких условиях каталась интеллигенция. Ведь салоны трамваев были полностью открыты!

"Особенно это касалось места водителя - вагоновожатого. Вы можете себе представить, как они работали. Особенно, если зима, мороз. На самом деле трамвай долгое время не был приспособлен, особенно для персонала", - комментирует Евгений Демчук.

А как насчет платы за проезд? Тариф на те времена была не одинаковым, а варьировался в зависимости от того, куда пассажиру надо ехать.

"Вся трамвайная сеть была разделена на участки. Каждый маршрут имел три или четыре тарифные зоны, как сегодня говорят. За одну тарифную зону - 15 коп, за каждую следующую - еще по три. Если на маршруте, где есть 5 тарифных зон, надо проехать четыре из них, соответственно вы дополнительно заплатите 14 коп. За этим следили кондукторы", - рассказывает Евгений Демчук.

Были и льготники - в частности, за проезд не платили военные чины и студенты некоторых вузов.

Эхо войны, автомобилей и нелюбви к трамваям

Итак, первый расцвет трамваев пришелся на период до Первой мировой войны. А потом началась долгая история их упадка (демонтажа).

Во время войны значительная часть линий была повреждена, и не все из них потом были восстановлены. В 20-е годы коммунисты еще пытались возродить полноценное трамвайное движение. Но уже в 1934 году к Киеву докатилась так называемая мировая "антитрамвайная кампания", в результате чего демонтировали трамвай по Крещатику, по улице Богдана Хмельницкого, и частично вдоль Большой Васильковской.

"Антитрамвайная кампания началась в Штатах. Производители частных авто увидели, что трамвай составляет им большую конкуренцию. Они начинали выкупать трамвайные сети, демонтировали пути. И, конечно, затем продажа авто в этом городе бурно расцветала. Они говорили, что трамвай медленный, неудобный, громыхает. Эта волна докатилась и до Киева", - рассказывает Евгений Демчук.

Впрочем, в Киеве на замену демонтированным трамвайным путям пустили троллейбусы. Но по размерам он существенно уступал. А поскольку в советском Киеве продолжалась урбанизация, люди переезжали в города, шли на заводы - городским транспортом пользовались уже почти все.

"Если в трамвай помещалось до 150 человек, то в троллейбус только 70. Это приводило к транспортному коллапсу", - отмечает исследователь.

Крупнейший за всю историю демонтаж трамвайных путей состоялся в 1959 году. Как отмечает эксперт, тогда сняли почти все центральные линии. В частности, перестал ездить трамвай по Владимирской, Грушевского.

"Был тогда такой маршрут №16 - сейчас это 62-й автобус. Трамвай ехал от Печерского моста, через нынешнюю станцию метро "Печерская", затем "Арсенальная" и до Контрактовой площади. Всю эту линию демонтировали именно в 1959 году", - рассказывает Евгений Демчук.

Причина демонтажа до сих пор никому непонятна: "Скорее субъективная, чем объективная. К тому же их недолюбливал Никита Хрущев".

Объективно они мешали движению другого транспорта и считались чем-то не слишком современным. Несмотря на то, что тот самый троллейбус в начале 60-х не мог удовлетворить тех потребностей, с которыми справлялся трамвай - из-за недостаточной вместительности. Поэтому причина демонтажа линий была явно не в том, что трамвай был нерентабельным.

"Такого понятия как нерентабельность не было. Трамваи были востребованы все - в советские времена они были забиты битком. Такого, чтобы заполняемость была наполовину, не было. Но нерентабельность создавалась искусственно. Если маршрут перенесут с Крещатика на Владимирскую, например - у него уже будет другая аудитория. Далеко не все будут идти на остановку трамвая с Крещатика на Владимирскую. И уже здесь появляется нерентабельность и невостребованность", - комментирует Евгений Демчук.

Несмотря на это, трамвай до начала 80-х годов считался основным видом транспорта - это был второй расцвет этого вида транспорта. В 1978 году по Киеву насчитывалось 278 км трамвайных линий. Но в 80-е годы, период перестройки, трамвайного полотна стало существенно меньше. Этот период связывают со стремительным строительством метрополитена.

Фото: pastvu.com

"С проспекта Победы исчезла линия трамвая, там запустили аналогичную линию метрополитена - и трамвай не понадобился, - говорит транспортный эксперт. - Если бы они знали, какой коллапс будет на проспекте Победы, то, видимо, не убирали бы трамвай".

А 90-е нанесли окончательный удар по трамваям - правда, под этот удар попали и троллейбусы. Людей начали массово пересаживаться на маршрутки. Как видим, это удалось.

"Худшее, что произошло с трамваем - это когда в 90-е годы мэром стал Омельченко, а у него была личная неприязнь к этому виду транспорта, - говорит собеседник "Апострофа". - К тому же, трамваи и троллейбусы на тот момент были очень устаревшими - по городу курсировали машины еще 60-70-х годов выпуска. Да и маршруты, которые строились, скажем, между заводом и спальным районом, уже не были актуальными, так как нет уже заводов".

В 2000 году демонтировали 55 км трамвайных путей. С транзитного вида транспорта трамвай превратился в исторический рудимент, выполнявший функцию подвоза до метро или в пределах отдельных районов. Катались на нем преимущественно категории льготников, чем в свою очередь создавали не очень положительный имидж очень медленного транспорта, "забитого пенсионерами, которые едут на рынок".

Скоростной трамвай раньше был быстрым

Трамваи, которые ходят по Киеву, отличаются от современных "ракет", курсирующих по улицам Варшавы, Кракова или даже Львова. Но есть исключения - это линии скоростного трамвая, которые выглядят современно и по-новому. Но все ли так положительно?

Правобережный скоростной трамвай запустили 31 декабря 1978 года. Тогда он был действительно скоростным - мог разогнаться до 80 км в час. А все потому, что в то время работала специальная электронная система, которая автоматически регулировала расстояние между трамваями и обеспечивала таким образом безопасность. Сегодня этой системы нет, и трамвай управляется исключительно водителем. Поэтому трамваи от Старовокзальной площади до Борщаговки двигаются не так уж и быстро. Но значительно быстрее тех, которые курсируют по другим маршрутам.

Фото: УНИАН

Согласно проекту, линия правобережного трамвая должна быть значительно длиннее. Возле универмага "Украина" он должен был "нырять" под землю и ехать под улицей Саксаганского к Дворцу спорта, где должна была быть подземная пересадка на метро. Затем, возле моста Патона, трамвай бы "выныривал" на поверхность и через мост бы курсировал на нынешнюю Дарницкую, а ранее Ленинградскую площадь. Но план остался на бумаге.

К тому же, вопрос у экспертов вызывает емкость скоростного трамвая. На скоростной линии, мол, нужны двухсекционные вагоны, а не маловместительные односекционные.

Похожая история произошла и с левобережной линией, которую построили в 1999 году, хотя планировали еще в конце 80-х. Маршрут, стартующий с конца Троещины, должен заканчиваться не возле одноименной станции электрички, а ехать дальше, через метро "Левобережная" на "Осокорки".

Но пока имеем две линии скоростного трамвая, одна из которых - левобережная - даже до метро подвозит. Городская электричка не пользуется спросом среди киевлян из-за того, что ходит редко и нестабильно. А вместо полноценных трамвайных линий функционируют "огрызки", способные подвезти пассажиров лишь в пределах одного района.

"Трамваи остались только там, где никому не мешают", - говорят эксперты.

Кое-что интересное из истории трамвая

Старейший маршрут в Киеве - №12, курсирующий с Контрактовой площади до Пуще-Водицы. Он существует еще с 30-х годов! Историки рассказывают, что в довоенный и послевоенный периоды к трамваю подсоединяли открытые прицепные вагоны с сиденьями по бокам.

Старожилы помнят, что в начале 80-х на Пущу можно было доехать и от вокзала. За это отвечал маршрут №25. Длина маршрута составляла 24,4 км, а интервал движения 166 минут, поскольку ходил только один вагон.

Фото: Апостроф / Александр Гончаров

С вокзала можно было добраться и на нынешнюю Дарницкую площадь - аккурат по мосту Патона. Туда ездил трамвай №35, и это продолжалось до 1995 года.

Затем по мосту Патона вместо трамвая пустили троллейбус, но это только увеличило количество пробок. На самом деле трамвай имеет право приоритета - автомобилям ехать по трамвайным нельзя. Это могло бы сделать его более быстрым видом транспорта как метро.

Также можно выделить следующие маршруты, которые были демонтированы уже в независимой Украине.

- №31 Контрактовая площадь - завод железобетонных конструкций (Дарницкий район, ул. Бориспольская), длина 17,6 км, прекратил существование в 2001 году;

- №27 Дворец Спорта - Воскресенский массив, длина 17,4 км, прекратил существование в 1998 году;

- №21 Контрактовая площадь - Воскресенский массив, длина 17,6 км, прекратил существование в начале 2000-х.

Кому же подчинялось трамвайное движение на протяжении истории? В довоенный период им руководила уже упомянутая Киевская городская железная дорога. Когда появился Советский Союз, организацию переименовали в Киевский трамвайный трест (КТТ), а после Второй мировой - в Киевское трамвайно-троллейбусное управление (КТТУ). После распада Союза ведомство начало называться "Киевэлектротранс", который в 2001 году слился с "Пасажиравтотрансом" и стал в конце концов КП "Киевпастранс".

Вместо послесловия

Эксперты и жители города надеются, что история пойдет по спирали, и старейший коммунальный транспорт будет снова переживать возрождение. Поскольку в вышеупомянутых западных странах именно это сейчас и происходит. Современные вместительные и быстрые трамваи гораздо удобнее и выгоднее маршруток и способны решить, хоть и частично, проблему пробок. Остается ждать чьей-то политической воли и витка строительства новых трамвайных бесшумных путей.

Теги по теме
КиевТранспорт
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
"Ситуацию мы не удержим": военный сказал, когда будет полная потеря Украины
Comments UA
2025-01-04T19:21:40Z
Сколько украинцев готовы отдать Путину четыре области: опрос
Comments UA
2024-12-30T05:45:29Z
Женщина ехала от свекрови и делилась впечатлениями: потом она взглянула на заднее сиденье
Фокус
2025-01-03T07:51:10Z
Стало известно, сколько украинцев из оккупации вступили в армию РФ за 2024 год
Comments UA
2025-01-04T12:09:47Z
Ватикан разрешил геям становиться священниками, но есть ограничения: подробности
TSN
2025-01-12T09:39:20Z
Конец эпохи уклонистов? Мужчин за границей обещают защитить от мобилизации
Знай
2025-01-12T08:36:31Z
"Это пример другим": Зеленский рассказал, где находятся его дети во время войны
Фокус
2025-01-11T11:51:36Z
Зеленский ответил на петицию об отмене раздачи "тысячи Зеленского"
Comments UA
2025-01-09T08:46:28Z
До какой даты нужно потратить "тысячу Зеленского", иначе деньги "сгорят"
Comments UA
2025-01-04T12:57:55Z
Новогодние образы супругов Зеленских: стилист обратила внимание на важную деталь
Фокус
2025-01-03T06:51:08Z
Предала свою страну и поехала развлекать россиян: хореограф из Украины перекроила себя
Comments UA
2025-01-09T20:57:54Z
Остап Ступка рассказал подробности романа с младшей на 35 лет возлюбленной
Комсомольская правда
2025-01-11T07:51:48Z
В Латвии расследуют смерть баскетболиста: против предательницы Украины Седоковой дадут показания/Друг Яниса Тимма подозревает, что певица могла устроить заказное убийство
Апостроф
2025-01-03T18:24:18Z
Дженнифер Гарнер сообщила о смерти подруги из-за пожара в Лос-Анджелесе
Комсомольская правда
2025-01-12T06:33:58Z
Руслана удивила редкими фото с мамой: "Одно лицо..."
Политека
2025-01-12T02:01:03Z
Леся Никитюк решилась выйти замуж за военного: кто-то из звезд ее поздравил
Comments UA
2025-01-06T19:54:51Z
Василий Вирастюк впервые полностью показал младшую на 11 лет возлюбленную – маму своего четвертого сына
TSN
2025-01-06T11:39:03Z
Тина Кароль встала на гимнастический козел на каблуках и очаровала фанов: "Просто королева"
TSN
2025-01-04T15:39:32Z
Полковник ВСУ заявил о прямой сдаче украинских земель: что пошло не так
Comments UA
2025-01-05T08:33:29Z
Трамп круто изменил обещание по поводу войны в Украине: на Западе узнали подробности
Comments UA
2025-01-09T20:30:37Z
Путин был готов ударить ядеркой по Украине: в США только сейчас сказали, кто отказал Кремль
Comments UA
2025-01-04T08:33:43Z
Встреча Трампа и Путина сорвалась: Гордон объяснил, почему война не закончилась 30 декабря
Фокус
2024-12-30T21:27:38Z
«Если США попытаются захватить Гренландию, Украина должна защищать Данию»: что известно
Comments UA
2025-01-12T09:42:47Z
"Начинаем сжигать запасы", - Вучич объявил в Сербии форс-мажор из-за Азербайджана
Новости Украины
2025-01-12T09:15:05Z
Маск устроил скандальный опрос: предлагает США освободить один из европейских народов
Comments UA
2025-01-06T14:36:35Z
На Западе уже знают, что станет разменной монетой в переговорах по войне в Украине
Comments UA
2025-01-03T07:03:56Z
Чего ждать дальше от российско-украинской войны: какой выход для Украины
Comments UA
2025-01-04T14:39:46Z
В Киеве столкнулись минивэн и автобус: есть погибшие, а среди травмированных - дети
Апостроф
2025-01-11T21:48:39Z
С украинкой в ​​центре Варшавы произошел жуткий инцидент
Апостроф
2025-01-04T18:39:10Z
Удар по Запорожью: количество пострадавших возросло
TSN
2025-01-08T21:27:51Z
Стали известны последствия атаки дронов на Одесскую область
Корреспондент
2024-12-30T08:37:43Z
В Энгельсе пятые сутки горит нефтебаза, которую атаковали украинские дроны
ZN UA
2025-01-12T09:39:36Z
​Ситуация критическая: пожары в Лос-Анджелесе забирают больше жизней, действует комендантский час
Апостроф
2025-01-12T09:06:33Z
Раскрыты подробности ночной воздушной атаки на Украину
Апостроф
2025-01-05T09:24:25Z
Взрывы в России и пожар в психоневрологическом диспансере Харьковской области: главные новости ночи 5 января 2025 года
TSN
2025-01-05T05:21:00Z
Сгорела заживо в собственном доме: спасатели в Запорожье ликвидировали пожар
TSN
2025-01-04T16:51:01Z
"Почти каждый день мне пишут и звонят россияне": в ВСУ рассказали о неожиданных последствиях Курской операции
Апостроф
2025-01-04T17:06:25Z
Когда закончится война в Украине: астролог назвала города, находящиеся в опасности
Политека
2024-12-30T06:42:37Z
Расстрел пленных ВСУ в Волновахском районе: начато расследование
Корреспондент
2025-01-06T18:52:38Z
«Военные ВСУ переоденутся в российскую форму и расстреляют мирных жителей»: что известно
Comments UA
2024-12-30T14:18:33Z
Россия отравила побережье Крыма: мазут обнаружен на крупнейших курортах полуострова. ВИДЕО
Новости Украины
2025-01-12T09:48:44Z
Спасает жизнь в боях за Торецк: ВСУ удачно оборудовали затрофеенный танк
Апостроф
2025-01-12T09:27:26Z
Генштаб назвал потери РФ в первый день нового года
Корреспондент
2025-01-01T10:18:02Z
В Украине погиб российский пропагандист
Апостроф
2025-01-04T20:27:31Z
РФ бросила на Часов Яр 10 тысяч войска: командир из 24-й бригады об изнурительных боях за город
TSN
2025-01-04T11:36:43Z
Почему категорически запрещено присваивать найденные вещи и при чем здесь предрассудки
Comments UA
2025-01-09T23:30:46Z
Некому жить: красивый город вблизи моря и гор платит людям 30 тысяч евро за переезд
Фокус
2025-01-05T11:00:20Z
Людей с какой группой крови трудно соблазнить
Comments UA
2025-01-03T03:30:46Z
Это нужно сделать 31 декабря 2024 года, чтобы 2025 год был удачным
Comments UA
2024-12-30T14:12:50Z
Как правильно подготовить почву для рассады, чтобы растения хорошо росли и не болели
TSN
2025-01-12T09:21:51Z
Это не афишируют: как действует экипаж, если на круизном лайнере умирает человек
Новости Украины
2025-01-12T05:57:25Z
У талантливых и счастливых людей всегда есть эта цифра в дате рождения
TSN
2025-01-03T07:51:22Z
Таро гороскоп на сегодня: кто получит подарок судьбы
Comments UA
2025-01-04T18:30:24Z
Как размягчить говядину во время приготовления разными способами: добавьте эти пять ингредиентов
TSN
2025-01-04T17:18:13Z
Доллар в Украине приблизился к новой психологической отметке - курс валют
Известия Киев
2025-01-10T06:27:02Z
118 грн за упаковку в 200 грамм: супермаркеты резко изменили цены на масло, молоко и сметану
Знай
2025-01-04T15:06:07Z
В Украине резко изменились цены на яйца: сколько стоит десяток и почему это не надолго
Новости Украины
2025-01-02T20:54:58Z
Впервые в новом году доллар обновил максимум
Новости Украины
2025-01-03T20:36:28Z
Азербайджан остановил поставки газа в Сербию
ZN UA
2025-01-12T09:48:41Z
Киевская перепичка по справедливой цене: как популярное блюдо обскакало инфляцию
Фокус
2025-01-12T08:36:05Z
Цены на курятину: эксперт рассказала, как изменится стоимость мяса в 2025 году
Политека
2025-01-03T07:27:29Z
В Индии нашли замену дешевой российской нефти
Comments UA
2024-12-31T15:09:15Z
Глава МИД Эстонии: Абсолютно недопустимо, чтобы Словакия угрожала прекратить экстренные поставки электроэнергии для Украины этой зимой
ZN UA
2024-12-31T02:51:18Z
Спортсмен 10 минут лежал в ванне, но "воробчика" спасти не удалось: "С одной стороны, ситуация комична..."
Знай
2024-12-31T04:51:55Z
На войне с Россией погиб многократный чемпион мира по карате: коллеги не сдержали эмоций
Comments UA
2025-01-03T15:36:58Z
Милан официально подтвердил увольнение экс-тренера Шахтера Паулу Фонсеку
Известия Киев
2025-01-04T08:34:11Z
Илон Маск намерен купить "Ливерпуль"
ZN UA
2025-01-07T17:36:42Z
Усик признан лучшим боксером 2024 года по версии The Ring
Корреспондент
2025-01-12T07:39:48Z
Усик пообедал с Чисорой, который побывал недавно в Москве
Комсомольская правда
2025-01-12T06:01:47Z
Назван самый высокооплачиваемый футболист английской Премьер-лиги
ZN UA
2025-01-03T20:00:07Z
Севілья вирвала нічию у Валенсії в компенсований час
Football.ua
2025-01-11T22:03:00Z
Еспаньйол і Леганес переможця не виявили
Football.ua
2025-01-11T20:00:48Z
Раскрыли ключ к бессмертию: ученые выяснили, почему постельные клопы почти неубиваемы
Фокус
2025-01-04T17:42:58Z
Ученые рассказали, как формируются месторождения золота на Земле
ZN UA
2024-12-30T15:42:39Z
Ученые заявили, что чайные пакетики несут угрозу здоровью человека
TSN
2025-01-04T16:18:38Z
Возрождение состоялось: Разработчики Hi-Fi RUSH официально вернулись к работе
GameMag
2025-01-04T14:55:20Z
Древнее сокровище: археологи обнаружили в Англии клад серебряных монет, ему 1000 лет
Фокус
2025-01-12T08:51:36Z
Археологи нашли место, которое посещал библейский царь Давид
TSN
2025-01-11T22:36:07Z
Stardew Valley продалась тиражом свыше 40 миллионов копий
GameMag
2025-01-04T17:33:44Z
Большое соленое озеро на грани исчезновения: ученые разрабатывают план его спасения
Фокус
2025-01-11T20:51:47Z
Древнее "Колесо духов" ошеломило ученых: мегалитическое сооружение сместилось на 40 метров
TSN
2025-01-11T19:06:52Z
Возьмут ли в армию с туберкулезом или гепатитом: какие болезни освобождают от службы
Знай
2025-01-10T19:06:40Z
Как военнослужащему взять отпуск во время службы: в ТЦК назвали условия
Знай
2025-01-04T18:06:12Z
Программа "Доступные лекарства"охватит все аптеки Украины в 2025 году
Знай
2025-01-04T20:12:56Z
Какие три полезные привычки японцев помогают им жить более 100 лет
TSN
2025-01-04T19:21:20Z
Этот продукт важно есть каждый день: что будет с вашим организмом
Comments UA
2025-01-12T07:24:15Z
Календарь магнитных бурь на неделю: названы опасные дни
Политека
2025-01-12T06:42:54Z
Внезапный союзник болезни Альцгеймера: ученые узнали о связи алкоголя с заболеванием
Фокус
2025-01-04T18:27:28Z
Три совета, которые не помогут похудеть
TSN
2025-01-04T12:54:17Z
Узнали время защиты организма: создан новый способ определения иммунитета после вакцинации
Фокус
2025-01-07T18:51:38Z
Поезд-вездеход: реставраторы восстановили уникальную паровую машину начала 20 века
Фокус
2025-01-05T18:06:08Z
Виноваты пешеходы. Почему Rolls-Royce и Jaguar отказались от талисманов на капотах
Фокус
2024-12-31T19:42:56Z
"Укравтодор", обратите внимание: китайцы научили автомобили перепрыгивать ямы на скорости 120 км/ч
Знай
2025-01-12T08:51:44Z
Как избежать замерзания автомобильных замков зимой: советы, которые ищут все водители
Знай
2025-01-12T06:51:31Z
Как безопасно водить зимой: советы, которые могут спасти каждого украинца
Знай
2025-01-11T15:51:49Z
21-летний Франко Колапинто получил реальный шанс вернуться в Формулу-1
Известия Киев
2025-01-11T11:36:25Z
Приобрел DAF и Tatra: Билл Гейтс стал совладельцем пяти известных автобрендов
Фокус
2025-01-11T10:45:44Z
Номер телефона на лобовом стекле сыграет злую шутку: водителей предупредили о роковой ошибке
Знай
2025-01-11T07:51:02Z
Водители старшего возраста обязаны использовать особый знак: где ввели правило
Хвиля
2025-01-11T06:06:18Z