MY.UAНовости
Европе плевать на Украину, они выслушали и пошли кушать дальше - узник "Изоляции" Станислав Асеев/Зеленский должен понимать, что для Путина не существует Украины
Европе плевать на Украину, они выслушали и пошли кушать дальше - узник "Изоляции" Станислав Асеев/Зеленский должен понимать, что для Путина не существует Украины

Европе плевать на Украину, они выслушали и пошли кушать дальше - узник "Изоляции" Станислав Асеев/Зеленский должен понимать, что для Путина не существует Украины

Что такое "русский мир" в теории и как он отличается от реальности. Есть ли у власти понимание того, как освободить оккупированные территории и интегрировать жителей ОРДЛО в Украину. Наступит ли наказание за военные преступления России. Об этом и многом другом в программе "Все по беспределу" с Роксаной Руно на Апостроф TV рассказал писатель и журналист СТАНИСЛАВ АСЕЕВ.

Что такое "русский мир" на Донбассе сейчас?

— Я не думаю, что "русский мир" чем-то отличается от того, каким он является вообще для всех, кто есть участниками этого процесса. "Русский мир" - это такой геополитический конструктор и идея, объединяющая под собой людей. Прежде всего, эти люди связывают свою личную судьбу и судьбу своего государства с единым российским пространством.

Российское пространство включает русский язык, русскую историографию — общее понимание истории и прошлого, православие, обязательно, и в целом русскую культуру, как они это называют. Но это теоретическая конструкция.

Я до 2014 года был носителем этой теоретической конструкции, потому что я рос в "русско-мирной среде", потому что мы росли на русской музыке, на русском кино, конечно, русский язык. И когда я попал в институт, где я изучал философию, это еще наложилось на теоретическую основу из Достоевского, из "Братьев Карамазовых" и т.д.

Но в 2014 году оказалось, что это не имеет никакого отношения к реальности, потому что "русский мир" - это пьяные казаки, которые стоят на блокпостах между Харцызском и Макеевкой и отжимают все, что можно отжать, когда ты едешь между городами. "Русский мир" это военные преступления, когда Гиркин, Безлер и другие полевые командиры просто казнили наших военных и пытали их. "Русский мир" это нищета, это и сейчас фактически действующий концлагерь. К теории, к тому же Достоевскому, как он выглядит на философских кафедрах, все это не имеет никакого отношения.

Вас держали 28 месяцев в "Изоляции" на территории "ДНР", этот объект сейчас работает?

— На сегодняшний день известно, что объект функционирует. Сколько там людей находится неизвестно, но известно, что администрация "Изоляции", обнаруженные преступники, которые там были в мое время и до меня - то есть с 2017 по 2019 год - , они исчезли оттуда.

Они исчезли после огласки, после того, как мы показали российское гражданство трех из них. Там сейчас другая администрация, я надеюсь, что это хотя бы немного, но упростило режим для тех людей, которые там сейчас, потому что это были абсолютные садисты и психопаты.

Вас задержали после или во время выполнения редакционного задания, я так понимаю вас просто "слили"? Вы знаете, кто вас слил?

Нет. Я тоже думаю, что это не случайность была, потому что остановил меня патруль ППС, но через пять минут появились люди из "МГБ", и именно те люди, которые искали меня полтора года. Это не случайность, но как так произошло я не знаю, потому что о моей работе в качестве журналиста знали единицы и все они очень близки.

Что от вас хотели люди в "Изоляции"? Признание?

Первые полтора месяца я провел не в "Изоляции", а в подвале здания так называемого "МГБ", и там уже со мной, так сказать, разобрались, я уже все подписал. Там проходили пытки, не в "Изоляции", а именно в этом здании. Я подписал, что я шпион, экстремист и все такое. Когда меня перевезли в "Изоляцию", выбивать из меня уже было нечего.

Но система там была построена таким образом, что даже если ты все подписал, эти люди издевались над заключенными ради своего удовольствия. Частично они это объясняли тем, что мы "укропы", но там сидели и их же боевики, которых тоже пытали, и которых тоже ломали в эти ночи. То есть они просто получали удовольствие от этого, самоутверждались.

Но мне повезло. Сразу как только стало известно, что я в плену, включилось международное сообщество, и поэтому в "Изоляции" за все эти 28 месяцев физически меня зацепили всего один раз, когда зашли к нам ночью и разломали всю камеру.

Но с заключенными из других камер это фактически происходило каждый день, в зависимости от того, выпил ли сегодня комендант "Изоляции" Куликовский или нет. Среди сидящих там даже анекдот возник: "Надо попасть в камеру, где сидит Асеев, потому что есть хоть какая-то гарантия, что туда не зайдут ночью". Потому что с пятницы до воскресенья комендант напивался и разламывал все камеры, в том числе и женские, а нашу в основном обходил.

И у троих из "администрации" тюрьмы было российское гражданство?

Да, трое в 2019 году получили российское гражданство. Это были не спецназовцы, это граждане Украины, которые получили гражданство России. Но там есть кадровые российские спецназовцы, в том числе меня допрашивал в то время замминистра "МГБ", который, как уже установлено, является офицером действующего резерва ФСБ. Но всю черную работу выполняют местные.

— На сегодняшний день тема реинтеграции Донбасса никуда не исчезает, нужно возвращать территории, нужно возвращать людей. Как нам объединяться, жить в одной стране и возвращать ли вообще? Для политиков об этом не выгодно говорить публично, потому что, разумеется, это наши люди, но все ли там наши люди? Вот те люди, которые пытают? Люди, которые подверглись пыткам, я вообще не знаю, как они живут, но им нужно рассказывать, чтобы быть с этими людьми. Как?

— Очень сложный вопрос. Но нужно понимать, что "МГБ" - это достаточно небольшое количество людей, по сравнению с общим количеством, проживающим на оккупированной территории. Это садисты, которые занимаются военными преступлениями, которые пытают людей.

Надо понимать, что общее количество людей вообще не верит в то, о чем рассказываю я и другие пленные. Для них "Изоляции" не существует, для них не существует системы "МГБ", в том виде, какова она на самом деле — это КГБ НКВД советских времен.

Они, как и в советское время, не верят в то, что там кого-то пытают, пока сами не попадут в подвалы. Потому что я там встречал гражданских, которые были "русскомирными". Если у вас есть бизнес в Донецке, вы можете стать шпионом, если вы относитесь к так называемому "ополчению" и кому-то перешли дорогу или не поделились контрабандой с РФ, также можно туда попасть.

В основном не существует объективных причин, которые сказали бы, что этот человек в группе риска, а этот нет. Там все в группе риска. Но особенно удивительно, когда туда попадает человек, который голосовал за эту "республику" или воевал за так называемую "ДНР".

Есть информационная проблема, люди просто не верят в то, что они построили такой тоталитарный режим. Хотя есть отчет ООН, где с 2014 по 2021 год опросили почти четыре десятка пленных, прошедших "Изоляцию", которые по разным годам рассказывают одно и то же. Но люди это не воспринимают, и, конечно, будет очень тяжело жить с такими людьми на одной территории.

— А с другими как объединяться, у вас есть понимание?

— Нету. Не только у меня нет, нет и у государства, потому что есть понимание катастрофической ситуации на той территории.

В чем?

В цифрах. Конечно, спросить людей на оккупированных территориях, хотят ли они вернуться в Украину, провести объективную социологию, там невозможно. Но можно посмотреть количество людей, которые по своей специальности имеют однозначно пророссийские взгляды — это армейские корпуса, а это 30–35 тысяч человек. Умножьте эту цифру на членов семьи, которые в большинстве своем их поддерживают, и это будет под сотню тысяч людей с антиукраинской позицией. Берите еще силовые министерства: МГБ, МЧС, МВД — это еще где-то 25 тыс. в среднем, и снова умножим на членов семьи. Есть еще политические министерства, так называемые, и это только оккупационная конъюнктура, мы еще не знаем, что думают обычные люди — пенсионеры, студенты. Новое поколение, которое там ходит в пионерских галстуках вокруг памятников Захарченко, Моторолы и Гиви.

Глядя на это, становится понятно, что ответа на то, а как же с этим иметь дело через 5 или 10 лет, на самом деле не существует. После деоккупации должно пройти 20–25 лет, чтобы мы сработались с этой территорией, чтобы мы имели доступ к этим людям. И только новым поколениям можно победить российскую информационную составляющую.

— Что вы думаете о назначении Алексея Резникова министром обороны?

— Мне сложно было бы представить господина Резникова министром обороны. Но не по каким-то негативным причинам - он создает впечатление очень умного и интеллигентного человека -, а потому что он не военный.

Но если сравнивать его с Тараном, то это просто идеальная кандидатура. Я думаю, что господину Резникову просто нужно приобрести немного опыта. Но это хороший человек, я могу сказать, с моральными качествами, аналитический и очень умный. Я думаю, что это неплохое назначение, учитывая в целом кадровую политику Офиса президента.

— Когда наши политики говорят, что для возвращения Донбасса необходимо 5–7 лет, они наивны?

— В Институте будущего мы представили план развития оккупированных территорий до 2030 года — мы считаем, что в ближайшие 10 лет вообще ничего не изменится, Донбасс нам пока не отдадут. И это не столько вопрос внутренний, сколько внешний.

Здесь надо понимать, что такое Российская Федерация, как Путин, воспринимает реальность, как он смотрит на Украину и на Запад. То есть для Кремля Украины не существует как государства, а Запад — это враг, который пытается интегрировать Украину в свое духовное информационное пространство. Ввиду этого никто эти территории просто так нам возвращать не будет, только в качестве "троянского коня", чтобы мы должны были де-юре отвечать за эти территории, а де-факто не могли бы на них влиять.

По Минским договоренностям, если их выполнить дословно, как там прописано, это будет катастрофа для Украины. И эта катастрофа — это идеальный план для Кремля, а поскольку мы пока на это не идем, я думаю, что в ближайшие годы нам никто ничего не вернет.

В какой момент Украина потеряла Донбасс? Это же не в 2013-2014 годах произошло.

Нет. По собственному опыту расскажу, я человек, удержавший проукраинскую позицию в 2014 году с абсолютно русскими идеями в голове. Это просто чудо, что они в течение 2014-2015 годов просто выветрились из головы. Потому что 23 года до этого не было ни одной проукраинской позиции на той территории, у нас был от Украины только паспорт и какие-то уроки украинского языка в школе, которые непонятно, проводили мы или нет.

— Военные рассказывают, что разными частями оккупированного Донбасса руководят конкурирующие компании ФСБ и ГРУ. Что вы об этом думаете?

В 2014-2015 годах это действительно было. Сейчас это лучше спросить у спецслужб, но у меня такая информация, что с 2017 года на территории полностью зашло ФСБ, то есть ГРУ оттуда вытеснили. Пока они, возможно, имеют причастность именно к корпусам. Хотя, по моим данным, по данным тех людей, с которыми я сидел в изоляции, их курирует ФСБ.

Какие вопросы ФСБ там курируют?

Они контролируют местных командиров роты и кадровых военных РФ, они стоят над ними. В Донецке они размещаются в гостинице "Виктория" - это должностная гостиница, за фотографию которой мне дали 5 лет.

— Вы не сожалеете, что не уехали еще в 2014 году, когда был шанс?

— Учитывая те мысли, которые были в подвалах, откровенно могу сказать, что жалел. Сейчас, сидя в теплой студии, когда все закончилось хорошо, можно сказать: "Нет, это опыт, который надо было пережить". Но я мог бы его и не пережить.

У меня были постоянные мысли о самоубийстве, и в подвале, после пыток, я про себя сказал, что это уж слишком, этого, пожалуй, я уже не переживу. Я очень хорошо помню эту мысль. И, конечно, я собирался уехать, в конце 2017 года я уже чувствовал, что психологически не выдерживаю этого напряжения. Я не знал, следят ли за мной или нет, но я понимал, что, поскольку я занимаюсь украинской журналистикой под псевдонимом, они могут меня искать. Я сделал вывод, что в конце года надо ехать и не успел, просто не успел.

Ваша реабилитация - это "публичная исповедь", что вам сейчас дает такие силы и вдохновение?

Как я говорил, моя жизнь слилась с "Изоляцией", а в этом случае ответ это ненависть. Это очень мощная эмоция, которую я научился конвертировать в рациональное. То есть, если сидя в "Изоляции", глядя, что происходит вокруг, ты ненавидишь этих людей физически, эмоционально, то через несколько лет это становится стратегией. Я понимаю, что каждое мое интервью, каждая моя книга, каждая статья об этих людях – это акт мести по отношению к ним. Ненависть – мощная движущая сила, но так жить нельзя. Я уже сказал публично, что этот год последний, когда занимаюсь "Изоляцией". Но я понимаю, что учитывая, что книга только выходит на западный рынок, это, возможно, последний в Украине. Но полностью уйти от этой темы не удастся.

— Донбасс 2021 и 2014 годов — это разный Донбасс?

Однозначно. Я сейчас не могу сказать за ту территорию, потому что нахожусь здесь, но это точно не 2014 год, потому что тогда это был сюрреализм. Это пустые полки, где нет даже хлеба в магазинах и супермаркетах. Это круглосуточная шумовая стена от ГРАДов, танков, БТРов. Если немного окно открыто, то вы уже слышите, и вы привыкаете к этому это напряжение. Конечно, люди, которые имели автомобили, они хоронили их в гаражах, потому что их могли отжать. Если какой-то "жигуль" то ладно, а если какой-то серьезный автомобиль, то ты просто не доедешь до места назначения.

Зимой 2015 года мы топили снег, когда не было воды из-за обстрелов в Макеевке, чтобы была хотя бы техническая вода. Конечно, сейчас там уже такого нет, это в принципе территория для жизни, но жизнь какой? Там фактически нет правовой системы, вас никто не может защитить, если вы попадаете в систему "МГБ". Там очень низкие зарплаты, там промышленность еле дышит. Регион, конечно, потеряли.

— По разным оценкам на оккупированной территории раздали около миллиона российских паспортов и очень многие голосовали на выборах в Госдуму. Зачем эти голоса? Россия вовлекает их в свое политическое пространство?

— Для выборов это вообще не имеет смысла. Но это для того, чтобы показать этим людям, что мы о вас не забыли. Учитывая тот негатив, который я перечислил, тебе дают паспорт, вот тебе "великая Россия" — ты часть этого, ты можешь сделать выбор. Эти люди действительно в такие вещи верят, потому что я помню от своих друзей детства, которые ушли воевать к боевикам, которые просто мечтали, когда же они получат эту бумажку. Они потом поняли, что воевали не за что. То есть российское гражданство для них не решает ничего в их жизни.

Но эти люди понимают, что никакой республики не существует, и даже "великой России" не существует. Они знают, что есть сегодняшний день, где они могут отжать автомобиль, где они могут пытать и чувствовать себя Господом Богом, но понимают, что завтра они могут оказаться в том же подвале. Я сам сидел с бывшими "МГБшниками". Поэтому эти люди внутри ни во что не верят.

Многие продолжают ожидать, что этот регион присоединят к России. Они уже понимают, что как-то связаны с этой системой, и их ждет наказание от Украины, если она вернет свою территорию. В этом случае придется убегать в РФ. Поэтому для них оптимальный вариант – это присоединение к России.

— Как вы думаете, Донбасс станет серой зоной, как Приднестровье?

— Я думаю, что это уже произошло, только, к сожалению, наши власти это не осознают. Опять же, не понимая реальные цифры, не понимая духовной, информационной ситуации, которая создается и углубляется с точки зрения российской интеграции на этих территориях.

— Вы ведь общались с министром реинтеграции?

– Резников как раз адекватный человек, он все понимает, но он один из немногих. Все остальные рассказывают президенту, что все отлично. Они в прошлом году думали, что будем проводить парад независимости в Донецке, а выборы будем проводить 31 марта этого года. Понятно, что этого не будет вообще.

То есть у этих людей огромные иллюзии. В первую очередь у президента, но его окружение ему рассказывает, что если не раздражать Россию, то мы все решим. Нет, ничего не будет. Это генеральный план, если не Зеленского, то его окружения — не раздражать Россию.

— России вообще безразлично, мне кажется.

— Нет, им приятно, что мы так себя пассивно ведем, потому что могли бы гораздо жестче быть. Но в целом на их политику по отношению к Украине это не сработает, потому что у России, в отличие от нас, есть стратегические планы своего развития, кажется, до 2050 года. И так они просчитывают свою политику по отношению к Донбассу. Это мы думаем, что в следующем году все изменится, а они нет. Они профессионально работают, там команда собралась с советских времен.

Недавно мы впервые применили "Байрактары" на линии столкновения. Это новый этап, чтобы показать зубы?

— Я не думаю, что это нечто стратегическое. Этот же приказ отдал не Зеленский. Эта попытка не связана с системной политикой государства.

Первый пункт Минских договоренностей – это прекращение огня. Если этого не происходит, а этого не произошло до сих пор, потому что нас обстреливают из запрещенных Минскими договоренностями вооружений, то что нам как государству не позволяет в ответ сказать: "Украинское государство оставляет за собой право отвечать на любой обстрел, любым имеющимся оружием, которое есть у государства".

Но вы видите реакцию Германии или Франции - нельзя. Надо, чтобы по нам стреляли, а нам нельзя, поэтому это не политические решения государства.

— Говорят, если возвращать территории, то начнется полномасштабная война, риски, которые были в 2014 году, или в феврале 2015-го, Донецкий аэропорт, например.

— Я не думаю, что возвращение этих ситуаций возможно, потому что у нас совсем другая армия по сравнению с 2014 годом. Это понимает и Российская Федерация, и они будут себя вести соответственно в случае полномасштабной войны. И мы понимаем, какая сейчас ситуация на геополитическом рынке — это "Северный поток-2", это все еще работающие санкции, и я не думаю, что РФ захочет все это поставить под вопрос вмешательством 8-й армии, которая стоит на границе с нашей оккупированной территорией.

В 2021 году мы должны иметь хотя бы теоретический план освобождения этих территорий военным путем. Это не значит, что завтра надо наступать, но ситуация такова, что мы должны его иметь.

Информационная война в Украине есть? Пропаганда антиукраинская?

— Конечно, она есть, хотя уже меньше, после закрытия каналов Медведчука. Это тоже был вызов для нашего сообщества, потому что не до конца все понимали, где же границы пропаганды, а где границы свободной журналистики. Начали кричать, что после этого начнут телеканалы Порошенко закрывать и останутся только телеканалы Зеленского, но этого не произошло. И сказать сразу, в чем этот предел состоит, я не могу, но я точно знаю, интуитивно, что это было верное решение. Потому что это была не журналистика и не другая позиция, это была проблема, которая через 10-15 лет могла вылиться в "Одесскую народную республику", "Харьковскую народную республику" и так далее.

— Медведчук занимался вопросами обмена пленных. Он успешно это делал, по вашему мнению?

– Нет. Это человек, который своей политикой, в том числе, виноват в том, что там сидели пленники. И когда мы увидели эти пленки Бигуса, стало ясно, что он очень мелкий человек для Кремля. То есть это не человек, выполняющий непосредственно волю Путина, между ними еще есть иерархическая структура. Плюс он задерживал обмены с тем же "Рахманом" ("киборг" Андрей Гречанов - "Апостроф"), когда боевики говорят: забирайте, а он говорит: нет, не забираем. Я бы вообще не назвал его эффективным.

— Количество пророссийских сил сейчас в украинской политике широко?

— Откровенно пророссийских сейчас меньше и они, пока что, не могут себя чувствовать и действовать свободно, потому что есть очень мощный сегмент пассионариев. Это люди, которые прошли фронт, это волонтеры, люди, которые знают и помнят, что такое война. Для них это не прошлое, а настоящее. Это, конечно, меньшая часть общества, но она активна. Поэтому эти силы понимают, что им просто не дадут проводить прямую пророссийскую политику.

Вопросы к людям, которые якобы проукраинские, но все же ведут себя довольно пассивно или наоборот активно в сторону РФ.

— На мирной территории, например, в столице, люди немного далеки от войны, они ходят в кинотеатры, рестораны, развлекаются. Это вас не "резало", когда вы вернулись?

Очень резало. Последняя глава в моей книге этому посвящена. Как только ты вышел из этих подвалов и колоний, а здесь Киев, действительно ничего не напоминает о войне. Но я с этим справился, я понял, что это моя проблема, а не этих людей, сидящих в кафе. Потому что они не могут мерить свою жизнь пленом, пытками и подвалами. Это ты сам не вписываешься в эту реальность, а не они в твою. Потому что это нормально сидеть в кафе, ходить в театр, ресторан.

Ибо если мы говорим, что война продлится 10, 20, а, возможно, и 30 лет, у вас уже жизни не будет. Вы не можете все свое положить на пытки, подвалы или войну. Да, вы понимаете, что война идет, да, вы готовы присоединиться к ней каким-то образом, кто как. Но постоянно думать об этом и не давать возможности расслабиться — это неправильно.

— Вы выступали в Европе на Мюнхенской конференции, нас там понимают?

Нет, всем плевать, на самом деле.

— Вы рассказывали там о пытках, военных преступлениях, об "Изоляции", какая реакция?

— Аплодисменты, соболезнования, пожали руки и пошли кушать дальше. Это нормально, и это нужно понимать. Когда они слышат об "Изоляции", о пытках, о Донбассе – мы только одни из – есть еще Сирия, Ирак, Судан, сейчас Афганистан. И они слышат, что есть какая-то "Изоляция", какой-то концлагерь — это есть на протяжении всей истории человечества. И сейчас мы слышали то же самое с Ближнего Востока. Ну, еще есть Донбасс — мы будем стараться, мы очень обеспокоены.

Но есть де-факто российское лобби, которое очень мощное и в ПАСЕ, а также просто среди политиков Германии и Франции. И там вообще не существует темы войны. Вот я сейчас был в Германии – это другой мир. Люди живут совсем другими категориями, они спрашивают, стреляют ли еще, или все закончилось? Это простые люди. А политики - это люди, которые очень обеспечены материально. Конечно, они не готовы ставить всю свою обеспеченность под угрозу из-за какой-то "Изоляции" или Донбасса.

Формально они поддерживают демократию, они осуждают аннексию Крыма, но сделать ничего с этим не могут и не хотят, в большинстве своем, потому что уже "Северный поток-2" есть.

— Украинские власти понимают эту обособленность и безразличие?

— Мне кажется, что нет, по крайней мере, иногда. Такой вывод я делаю, глядя на выступления украинского президента, обвиняющего европейских политиков и чиновников в недостаточной поддержке Украины. Если он искренне верит в то, что говорит, то мне кажется, он не понимает, кому это говорит. Эти люди прагматичные политики. И это, возможно, глупый тон, но я соглашаюсь с Путиным, он прав, когда говорит, что мир был, есть и будет всегда на стороне сильного. Если у вас есть аргументы – мы вас будем слушать, если у вас этих аргументов нет, мы вам поаплодируем и идите дальше.

— А сильные аргументы в этой ситуации могут быть какими? Только военные?

— Прежде всего да, мы должны справиться с вопросом, стреляем мы или нет. Я за то, чтобы стреляли, чтобы отвечали абсолютно на каждый обстрел. У нас не выполнен первый пункт Минских договоренностей и украинское государство должно защищаться. Возможно, это как-то повлияет на риторику России по отношению к другим пунктам, в том числе, и к военнопленным и вообще находящимся там заложникам. Потому что мы этих людей не можем уволить именно потому, что мы слабы. Мы не имеем аргумента по отношению к России.

Когда был Цемах — это была позиция силы, тогда даже собрался Совбез России. Сейчас нет такого человека, зачем им отдавать наших людей?

— Сколько еще наших держат?

Есть приблизительные цифры. Официально – это более 300 человек. Я думаю, что на самом деле около полутысячи. Потому что людей бросают каждый день в подвалы и мы не знаем, где они находятся. Если это СИЗО или колония – это официально. А если ты сидишь в подвале "Изоляции" человек исчез. И только через полгода ты попадешь в СИЗО, и тогда твои родные узнают, что ты вообще в заточении находишься.

И потом ты можешь попасть в список обмена?

Да. Но обмен может растянуться на годы, очередь огромна.

А на кого обменивать непонятно.

Да. Эти, что сейчас у нас остались, они не то, что России не нужны, они даже своим не нужны. Это просто расходный материал.

Могли ли стать предметом для обмена те, кого не удалось задержать из-за "Вагнергейта". Это провал?

— Это были бы идеальные кандидатуры. Я думаю, что мы поменяли бы всех людей, если бы эти 33 человека, или сколько их было, были у нас. Я здесь не разделяю мнение президента, который сказал: "Хорошо, что этого не произошло". Я думаю иначе.

— Обмен сейчас тормозят, по вашему мнению?

— Блокируют россияне, потому что они не хотят никого отдавать, потому что мы не идем на политические уступки. Но что интересно, по моим данным, сейчас этот процесс оживился и на той территории сверяют списки людей, которых мы спрашиваем с этой стороны. Ибо есть контакты с местами лишения свободы на той территории, и люди говорят, что такое происходит. Я думаю, что это связано с попытками Меркель собрать встречу "нормандской четверки" и дать хоть какой-то результат. А он единственный, какой может быть — это обмен пленными. Я думаю, они получили приказ в Донецке и Луганске и понемногу это сейчас происходит.

— О желании Зеленского встретиться с Путиным, посмотреть ему в глаза и поднять там вопросы Донбасса и Крыма, как вы относитесь?

— Я надеюсь, что господин президент уже не хочет ему в глаза смотреть, потому что это еще слова человека, который не знал, с кем сталкивается. Сейчас уже прошло несколько лет, он должен понимать, что там в глазах туман и не существует Украины — просто Российская империя на нашей территории. И нужна ли эта встреча лицом к лицу — я не уверен, потому что Путин невероятно опытный политик, я не думаю, что это пойдет нам на пользу.

Но опять же, зачем это Путину делать? У нас нет аргументов для этой встречи лицом к лицу, что мы ему можем предложить?

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Брудніша ніж виглядає насправді: як часто потрібно міняти піжаму
Знай
2026-01-20T01:33:07Z
У російських регіонах почалися проблеми з виплатою зарплат медикам - ЦПД
УкраинФорм
2026-01-19T22:42:05Z
Магнітні бурі в лютому: у які дні накриє найсильніше та як полегшити цей стан
Знай
2026-01-19T22:33:14Z
Як вберегти димар від сажі під час морозів: три золоті правила досвідчених пічників
GlavRed
2026-01-19T18:51:10Z
Що відбувається з мозком і організмом, якщо щовечора лягати спати в один і той самий час
TSN
2026-01-19T18:33:59Z
Через "грип" довелося ампутувати кінцівки: як хвороба ледь не вбила чоловіка
TSN
2026-01-19T16:21:07Z
Діагностика майбутнього: ШІ виявляє 130 захворювань уві сні
InternetUA
2026-01-19T15:33:05Z
Буряк звариться за 8 хвилин: додайте лише один секретний інгредієнт
24tv
2026-01-19T13:36:21Z
Календар щеплень для дорослих: від дифтерії кожні 10 років, а від грипу щороку
Комсомольская правда
2026-01-19T08:27:40Z
РФ вдарила по Києву балістикою та дронами: лівий берег залишився без світла та води
Фокус
2026-01-20T02:42:47Z
Росія створила гуманітарну катастрофу на ТОТ через відключення світла - ЦПД
УкраинФорм
2026-01-20T02:30:13Z
WP: Українська армія позбавила РФ можливості використати Куп'янськ як «розмінну монету»
ГЛАВКОМ NET
2026-01-20T02:00:21Z
Кличко: у Києві на Лівому березі — перебої з водопостачанням
TSN
2026-01-20T01:51:05Z
"Поглинає місто": в DeepState розповіли про дії росіян в Покровську та Мирнограді
Фокус
2026-01-20T01:30:11Z
У Херсоні вибухотехніки знищили російські «пелюстки», розкидані на території лікарні
УкраинФорм
2026-01-20T01:27:51Z
Київ під атакою: на Лівому березі зникло світло
TSN
2026-01-20T01:18:13Z
На Херсонщині висадкою оливкових дерев розпочалася співпраця канадських організацій з фермерами
УкраинФорм
2026-01-20T01:15:13Z
Київщину атакують ворожі дрони: працює ППО
TSN
2026-01-20T01:06:05Z
Битва за полиці: що відбувається з цінами на сир у супермаркетах
Хвиля
2026-01-20T02:30:47Z
Bloomberg: Тарифи Трампа для інших країн стали податком для американців
ГЛАВКОМ NET
2026-01-20T02:30:40Z
Зростання на 35%: яка сфера бізнесу найшвидше нарощує податкові виплати під час війни
Хвиля
2026-01-20T01:30:28Z
Asus остаточно виходить зі смартфонного бізнесу та робить ставку на ШІ
InternetUA
2026-01-19T23:51:46Z
"Укрзалізниця" заробляє мільярди на закордонних рейсах: куди відкриють нові маршрути
Хвиля
2026-01-19T23:30:53Z
Reuters: Індія відмовляється від російської нафти на користь венесуельської
ГЛАВКОМ NET
2026-01-19T23:00:40Z
Угруповання з Китаю відмило $100 млн у криптовалютах через Південну Корею
InternetUA
2026-01-19T22:55:28Z
Економіка стійкості: як зріс ВВП України за підсумками 2025 року
Хвиля
2026-01-19T22:30:35Z
Трамп придбав облігації Netflix і Warner Bros після масштабної угоди, – Reuters
24tv
2026-01-19T21:54:22Z
Під російськомовні пісні: колишня Тараса Цимбалюка порозважалась на концерті Лободи
24tv
2026-01-07T09:27:16Z
"Коханка" Кіта Урбана вперше висловилася про роман з чоловіком Ніколь Кідман
GlavRed
2026-01-19T23:45:38Z
Від них божеволіють українці: фільми та серіали, які вірусяться в соцмережах
24tv
2026-01-19T22:45:03Z
Не тільки "Тиха Нава": нові українські серіали, які варто подивитися
24tv
2026-01-19T21:54:46Z
Від Гоґвортсу до батьківства: хто з зірок "Гаррі Поттера" вже має сім'ю
24tv
2026-01-19T21:21:21Z
"Рабський контракт" чи лояльність: все про NOVA MUSIC і скандал між Кажанною та Jerry Heil
24tv
2026-01-19T20:36:14Z
"Вова, який у Б-класі": Олена Зеленська дала зворушливий коментар про чоловіка
GlavRed
2026-01-19T20:09:57Z
Не було жодних проблем, – відома дизайнерка відреагувала на чутки про конфлікт з Jerry Hei
24tv
2026-01-19T20:03:11Z
Тіна Кароль відповіла на критику своєї пісні про відсутність світла та тепла
ГЛАВКОМ NET
2026-01-19T19:39:54Z
Зафіксовані зльоти кількох бортів Ту-95, які є потенційними носіями крилатих ракет
УкраинФорм
2026-01-20T02:09:02Z
Вінниччина передала бійцям «КОРДу» дрони та засоби зв’язку на ₴6,3 мільйона
УкраинФорм
2026-01-20T01:45:35Z
Росіяни підняли стратегічні бомбардувальники у повітря: монітори попереджають про можливі ракетні пуски
TSN
2026-01-20T00:48:56Z
На Куп’янському напрямку Сили оборони порушили систему управління і зв’язку росіян
УкраинФорм
2026-01-20T00:39:45Z
Які спеціалісти будуть затребувані у Німеччині у 2026 році
Знай
2026-01-20T00:33:30Z
Буданов з дружиною є прихожанами ПЦУ і намагаються не пропускати церковні служби — блогер
Знай
2026-01-20T00:03:17Z
Низка дронів атакує Україну: названа траєкторія польоту
TSN
2026-01-19T23:18:40Z
В Армія+ запустили курс «Кібергігієна 2.0» для військових - Міноборони
УкраинФорм
2026-01-19T22:57:41Z
«Завдання — створити купол над Україною»: Єлізаров очолив новий напрям роботи ППО
GlavRed
2026-01-19T22:51:21Z
Це буде рік дій, а не заяв: політтехнолог припустив, чого чекати від Трампа у 2026 році
24tv
2026-01-20T02:33:20Z
Ту-95МС вилетіли у Росії: коли можуть відбутися пуски ракет
24tv
2026-01-20T02:06:36Z
Росія підняла «ТУшки» в повітря: коли очікувати можливі пуски ракет
GlavRed
2026-01-20T02:00:38Z
У Путіна 2 варіанти: публіцист припустив, що вчинить Росія найближчим часом
24tv
2026-01-20T01:51:35Z
Трамп запросив Путіна до Ради миру: Sky News оцінив ризики для України
ГЛАВКОМ NET
2026-01-20T01:33:55Z
WP: Іранські протестувальники розчаровані Трампом через його обіцянки про допомогу
ГЛАВКОМ NET
2026-01-20T01:00:18Z
"Не робила нічого такого": ексміністерка Гринчук не бачить причин для вручення їй підозри через "Міндічгейт"
Фокус
2026-01-20T00:12:26Z
Китай закликав США припинити розігрувати карту «китайської загрози» з Гренландією
ГЛАВКОМ NET
2026-01-20T00:00:17Z
Інфляція та дефіцит кадрів: NZZ про приховані проблеми "воєнного кейнсіанства" Путіна
Хвиля
2026-01-20T00:00:01Z
Samsung випустить смартфон Galaxy A07 5G під іншими іменами
InternetUA
2026-01-20T01:33:19Z
Видно з різних куточків: у небі над Україною спостерігають яскраве полярне сяйво
Фокус
2026-01-19T22:45:27Z
Artemis II на стартовій прямій – чи встигне NASA запустити місію в лютому
24tv
2026-01-19T21:03:01Z
5 нових Android-смартфонів, які експерти визнали найкращим за останній час
InternetUA
2026-01-19T20:57:48Z
Що робити, коли раптова онлайн-нарада? Ексміністр соцполітики зняв штани та показав цікавий лайфхак
ГЛАВКОМ NET
2026-01-19T20:21:53Z
Поліція попереджає про шахрайські схеми з «легким заробітком»
InternetUA
2026-01-19T20:18:09Z
Культовий шутер Far Cry 3 отримає довгоочікуване оновлення для сучасних консолей
24tv
2026-01-19T20:18:06Z
Аномальна активність: сотні змій прокинулися серед зими – відчули смертоносний землетрус
24tv
2026-01-19T20:12:03Z
Rockstar дозволить фанату зі смертельною хворобою зіграти в GTA VI раніше за всіх
24tv
2026-01-19T20:06:35Z
Ворог завдав удару по Запоріжжю, сталася пожежа
УкраинФорм
2026-01-20T02:00:45Z
На Волині ліквідували низку лабораторій, де виготовлялись дієтичні добавки із вмістом наркотиків
УкраинФорм
2026-01-20T01:03:13Z
По всій Україні оголосили повітряну тривогу через зліт МіГ-31К
УкраинФорм
2026-01-20T00:42:58Z
Київ здригнувся від вибухів: після атаки в місті подекуди зникало світло — монітори
TSN
2026-01-20T00:36:50Z
У США через сильний снігопад зіткнулися понад 100 автомобілей
ГЛАВКОМ NET
2026-01-20T00:03:37Z
"Злив" інтимних відео Олени Тополі: поліція затримала 23-річного підозрюваного киянина
InternetUA
2026-01-19T23:21:39Z
Посадовця навчального центру затримали під час одержання $4 тисяч за сприяння уникненню військової служби
УкраинФорм
2026-01-19T23:21:24Z
Вибух у будівлі Rockstar North: що відомо про інцидент в офісі розробників GTA VI
24tv
2026-01-19T20:36:29Z
Російський авіаудар по Харкову: 11 постраждалих, є загибла
УкраинФорм
2026-01-19T18:36:48Z
Фінансовий зсув уже близько: яким знакам зодіаку Всесвіт дасть зелене світло
GlavRed
2026-01-20T02:36:14Z
Гороскоп на сьогодні 20 січня: витрати Тельців, розчарування Дів і втеча від реальності Риб
Знай
2026-01-20T02:33:54Z
Як виростити ківі вдома на підвіконні: найкращі сорти та догляд
GlavRed
2026-01-20T01:39:36Z
Гірськолижна Європа: де знайти ідеальний сніг та не переплатити за відпустку
Хвиля
2026-01-19T23:00:44Z
7 лайфхаків, які зекономлять не одну тисячу: туристка дала поради щодо відпочинку у Буковелі
24tv
2026-01-19T21:54:05Z
5 сортів раннього перцю для городу: великі, соковиті й урожайні
24tv
2026-01-19T21:54:03Z
Домашня варена ковбаса без магазинних добавок: виходить з першого разу
24tv
2026-01-19T21:48:06Z
Яку таємницю приховує це місто?: візуальна загадка для найуважніших
TSN
2026-01-19T21:48:01Z
Недооцінене місто в Європі, яке варто побачити: воно схоже на казку
24tv
2026-01-19T21:12:33Z
Брайтон вирвав нічию з Борнмутом у компенсований час
Football.ua
2026-01-19T22:30:47Z
Ельче та Севілья розписали бойову нічию з драматичною кінцівкою
Football.ua
2026-01-19T22:03:27Z
Комо знищив Лаціо на Стадіо Олімпіко
Football.ua
2026-01-19T21:51:42Z
Авторитетне видання "забуло" Усика: українець пролетів повз престижної премії
24tv
2026-01-19T21:12:12Z
Соланке замінив Теля у заявці Тоттенгема на Лігу чемпіонів
Football.ua
2026-01-19T21:00:55Z
Сімеоне — про Альвареса: Голи обов'язково прийдуть
Football.ua
2026-01-19T20:45:20Z
Денис Костишин став гравцем третього дивізіону США
Football.ua
2026-01-19T20:27:29Z
Збірна України програла Чехії й завершила виступ на Євро-2026 з гандболу
УкраинФорм
2026-01-19T20:00:35Z
Шальке зробив конкретну пропозицію Джеко — за форварда також бореться ФК Париж
Football.ua
2026-01-19T19:51:53Z
За вісім з половиною тисяч доларів Nissan пропонує кей-вантажівку, що зберігає дух дев’яностих
Топ Жир
2026-01-20T02:42:48Z
ID. Buzz не здобув успіху, тому Volkswagen зосереджується на моделі T7
Топ Жир
2026-01-20T01:42:51Z
Mercedes планує стимулювати продажі електрокросоверів за $165 тисяч знижкою у $10 тисяч
Топ Жир
2026-01-20T00:57:59Z
Дизель і ГБО йдуть у минуле: на чому їздили українці у 2025 році та що купуватимуть зараз
Хвиля
2026-01-20T00:30:34Z
Дилер Nissan створює власну версію Sentra NISMO, оскільки компанія відмовляється її виробляти
Топ Жир
2026-01-20T00:12:43Z
Коли новий концепт Porsche забрудниться, йому знадобиться не мийник, а палубна команда
Топ Жир
2026-01-19T23:42:35Z
Як часто мити авто взимку експерти назвали точну кількість процедур
GlavRed
2026-01-19T23:12:48Z
Нова електрична модель Mazda може з’явитися лише у 2029 році через тихе відтермінування
Топ Жир
2026-01-19T22:57:15Z
Kia може представити механічну версію K4 хетчбека в США за вашої активності, але з універсалом ситуація складніша
Топ Жир
2026-01-19T22:12:19Z