Глава партии Слуга народа с 15 ноября, а в недавнем прошлом — успешная бизнесвумен Елена Шуляк получила под опеку крайне беспокойное хозяйство.
Елена Шуляк рассказала Корреспонденту о том, что будут делать с уклоняющимися от линии партии, как быть с пока еще невыполненным обещанием по поводу налога на выведенный капитал и каким образом станут реагировать на некрасивые поступки товарищей по партии. Шуляк настроена решительно, поэтому будет ей очень непросто
Полный текст интервью вышел в №23 Журнала Корреспондент.
Какие задачи вы считаете ключевыми на новом посту?
— Основная задача — обеспечить выполнение партией тех обещаний, с которыми мы шли на выборы — и президент, и депутаты. Мы сейчас запускаем процесс отчетов депутатов местных советов, председателей общин и других региональных органов власти, избранных от Слуги народа, как этого требует законодательство. Но именно партия должна обеспечить политический контроль за тем, чтобы все наши избранники в местных советах по-настоящему отчитались перед избирателями. Я собираюсь начать проект Большой отчет.
На сегодня предвыборная программа партии выполнена наполовину. Ряд законопроектов не дошел даже до внесения в Верховную Раду. Съезд уже принял требования к фракции в парламенте: как можно быстрее разработать и внести законопроекты о жестких наказаниях за коррупцию в секторе обороны, о повышении зарплат работникам образования и т. д. Я буду требовать от своей фракции в парламенте выполнения решений съезда. Среди них — пенсионная реформа. Поэтому надеюсь, что к Новому году мы проголосуем за соответствующий законопроект в первом чтении, а до окончания нашей каденции реализуем эту инициативу.
Мы в центре показываем пример, как работать с парламентской фракцией. По аналогичной модели должны начать работать областные организации СН с фракциями в местных советах. На местных выборах тоже давались публичные обещания, выполнение которых необходимо контролировать. В конце ноября я собираю Национальный совет общин, куда входят главы всех областных организаций. Будем проводить аудит. По результатам отчетности будем принимать решение о том, что некоторые главы должны выйти на партийные конференции и переизбраться.
В каких именно регионах больше проблем?
— Не хотелось бы преждевременно об этом говорить. Я хочу сначала получить все цифры, поговорить с региональными лидерами, поехать посмотреть, что происходит на местах. Например, в Житомире прекрасное взаимодействие и нардепов, и областных депутатов, и представителей ОТГ, избранных от партии. А есть местные организации, где нет коммуникации даже внутри партийных структур. В случае необходимости будем менять и горе-руководителей, и их команды. Областные ячейки должны, в первую очередь, повысить эффективность коммуникации с нашими избирателями. Рейтинг партии зависит не только от высшего руководства, но и от глав ячеек в каждой области и общине.
Если говорить о партийном строительстве, у СН есть программа по привлечению новых партийцев?
— Мы точно не хотим быть массовой партией, чтобы принимать в члены всех подряд. Я считаю, что членами партии должны быть люди с активной гражданской позицией, готовые вовлекаться в партийные инициативы. Сейчас в приоритете аудит существующей партийной структуры. У нас не все народные депутаты, которые хотели стать членами партии, реализовали это желание. Сейчас будем разбираться, что им помешало. Одновременно собираем информацию о местных депутатах, чтобы понять, к кому необходимо применить принцип императивного мандата. Например, есть депутаты местных советов, которые избирались от Слуги народа, но не вошли во фракцию или не выполняют программу партии. Набор новых партийцев — это зона ответственности областных организаций. Один из показателей, за которые они будут отчитываться, — это как раз количество членов областной ячейки.
Входит ли в число стоящих перед вами задач восстановление монобольшинства? Последние голосования по принципиальным вопросам говорят о том, что монолита особо не наблюдается.
— Его не нужно «восстанавливать», потому что оно никуда не делось. И голосование за действительно стратегические инициативы это каждый раз доказывает. Волноваться не стоит, «распад монобольшинства» — это просто манипуляция. Единственное, что я хочу напомнить своим коллегам: вы зашли в парламент от Слуги народа, поэтому ваш приоритет — это выполнение предвыборных обещаний партии.
Что собираетесь делать с экономической политикой? Ведь партия пришла к власти на лозунгах о налоговой либерализации.
— Давайте по порядку. На финальной стадии принятия находится Дія.City — льготный спецрежим налогообложения для IT-сферы. С тем, что он либеральный и привлекательный, уже все согласны. Например, те же белорусские айтишники уже рассматривают Украину как потенциальное место работы. После запуска Дія.City попробуем стать центром притяжения для IT-специалистов не только из ближнего зарубежья, но и европейских. Вторая история по либерализации связана с индустриальными парками, в которых тоже предусмотрен режим льготного налогообложения. И, наконец, третье — это замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал. Это обещание было в нашей предвыборной программе, и его надо выполнять. Я, как один из учредителей Союза украинских предпринимателей, помню, сколько мы потратили времени на то, чтобы достучаться до предыдущей власти по этому вопросу. Поэтому я буду активизировать внутрипартийную дискуссию, чтобы НнВК при нашей каденции был принят.
На ваш взгляд, достаточно ли самостоятельна парламентская фракция СН в части формирования позиции по тем или иным вопросам?
— Фракция Слуги народа не существует в вакууме сама по себе. Всех депутатов выдвигала кандидатами партия, неформальным лидером которой является президент. Поэтому фракция не может быть абсолютно независимой в политическом смысле ни от партии, ни от президента, ни от своих избирателей. Мы сейчас перестраиваем отношения партии и фракции. Партия имеет право выдвигать своим депутатам политические требования и ожидать результатов. Можно обсуждать детали, но выполнять предвыборную программу партии и президента необходимо по умолчанию. Слуга народа — это одна команда. Если есть противоречивые моменты, то ищем консенсус внутри. Публично мы всегда будем выступать с единой позицией.
Какая позиция партии по поводу активного участия ряда депутатов СН в МФО Разумная политика?
— Народные депутаты могут входить в любые межфракционные объединения. Их на сегодняшний день в Раде более ста. Что касается Разумной политики, то я пока не понимаю ее целей и задач. Я подозреваю, что это объединение создавалось одним человеком под одного человека. На сегодняшний день не очень ясно, что собирается в его рамках реализовывать Дмитрий Александрович. Очевидно, что его участие в МФО — это попытка создать себе какое-то персональное политическое будущее. С другой стороны, также абсолютно очевидно, что это будущее вне партии Слуга народа. Соответственно, вступая в МФО, депутаты фактически об этом заявили. Поэтому я считаю, что им не место в партии и ее руководящих органах. Например, съезд исключил из политсовета партии Ольгу Коваль, которая вошла в это МФО. В списках кандидатов от нашей партии на следующих выборах вы этих депутатов тоже не увидите.
Исключать их из фракции смысла нет. Ведь только добровольный выход из фракции предполагает сложение полномочий народного депутата-списочника. По-честному сценарий должен выглядеть так: если нардеп понимает, что ему с партией не по дороге, то он выходит из фракции и слагает полномочия. Однако пока никто из вошедших в МФО Разумкова не высказал такого намерения.
Но я думаю, что это ненадолго. Прогнозирую, что со временем МФО Разумная политика будет только терять членов, по крайней мере из фракции СН. Процесс выхода будет идти по мере понимания людьми бесперспективности такого объединения без целей, задач и поддержки избирателя. Мы подождем. Но все должны четко понимать: эти депутаты избраны по спискам Слуги народа, поэтому должны выполнять программу партии и программу президента. И мы будем от них это требовать.
На прошлой неделе депутаты СН заявили о решении бойкотировать телеканалы Украина и Украина 24. С чем это связано и будут ли применяться санкции к нарушителям бойкота?
— Совместное заявление появилось не просто так. Мы приняли такое жесткое решение лишь после того, как олигархическая пропаганда пересекла «красные линии» и перешла к прямым оскорблениям президента. Мы никому не угрожаем санкциями. Но, если член нашей команды пойдет в эфир этих каналов после того, как ими нарушены все принципы свободы слова, для нас это будет означать, что он отвергает те ценности, которые лежат в основе и партии, и фракции, и команды в целом. Решение, как реагировать на такие возможные инциденты, будет приниматься в каждом конкретном случае.
Когда партия начнет жестко спрашивать с депутатов, допускающих неэтичные и выглядящие коррупционными действия?
— Я уже говорила о необходимости создания в руководящих органах партии дисциплинарной комиссии. Наши депутаты Рады и местных советов, к сожалению, не всегда ведут себя адекватно. Поскольку за эти действия не предусмотрена юридическая ответственность (уголовная или административная), получается, что они либо остаются полностью безнаказанными, либо к ним применяются какие-то мягкие и «беззубые» формы реагирования — выговор или осуждение.
В свое время фракция СН в Раде планировала разработать кодекс фракционной этики и даже создать внутри фракции этический совет, который разбирался бы с этими поступками. К сожалению, эти планы пока так и не реализованы. Так что я лично займусь созданием дисциплинарной комиссии из партийцев, имеющих безупречную репутацию, которая будет рассматривать такие случаи. А по итогам обсуждения принимать решения вплоть до исключения из партии или фракции. Если речь идет о местном депутате, то применять императивный мандат. Репутация в XXI веке — один из самых ценных активов любой политической силы. С теми, кто этим пренебрегает, будем прощаться быстро, однозначно и безжалостно.