MY.UAНовости
Как в СССР строили самолеты. Елизавета Шахатуни: от Ан-2 до Ан-225 «Мрія»
Как в СССР строили самолеты. Елизавета Шахатуни: от Ан-2 до Ан-225 «Мрія»

Как в СССР строили самолеты. Елизавета Шахатуни: от Ан-2 до Ан-225 «Мрія»

Ан-124 "Руслан" в аэропорту "Варшава Шопен"

20-го декабря 2021 исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося создателя самолетов марки «Ан» Елизаветы Аветовны Шахатуни. К сожалению, материалов в СМИ об Е.А. Шахатуни незаслуженно мало, а те материалы, что есть, не отображают ее выдающийся вклад в авиастроительную отрасль СССР и Украины. Ее биографические данные приведены в материале «Елизавета Шахатуни – стальная женщина". Оттуда же взяты и фото.

В этом материалы приведены воспоминания автора об выдающейся женщине и авиационном конструкторе и прочнисте Елизавете Шахатуни под руководствои которой я проработал с 1973 по 1982 год.

Елизавета Шахатуни — первая в СССР женщина-авиаконструктор, профессор, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии, главный конструктор, а также жена и соратник известного авиаконструктора Олега Антонова.

Елизавета Шахатуни единственная в мире женщина, которая достигла таких высот в области авиастроения и участвовала в создании самолетов от Ан-2 до Ан-225 «Мрія».

В апреле 1973 года после окончания Московского авиационного института я распределился на Киевский Механический Завод (я родом из с. Великополовецкое, Киевской области и хотел вернуться на Родину), где генеральным конструктором был Олег Антонов. Следует отметить, что Елизавета Аветовна тоже окончила МАИ в 1935 году.

Поскольку у нас в институте преподавали выдающиеся специалисты в области авиации, в частности, Егер С.М. (заместитель Туполева А.Н.) по пассажирской тематике, то мне очень хотелось попасть в отдел общих видов КО-7, где закладываются основы будущих самолетов. Но зам. директора завода по кадрам Рожков М. С. сказал: "Или иди в отдел прочности РИО-1, или езжай обратно в Москву". Пришлось скрепя сердце соглашаться. И мне очень повезло, т.к. я попал в чудесный коллектив, где руководителем была Елизавета Аветовна Шахатуни, специалист высочайшей квалификации и замечательный Человек. Она всегда стремилась к новым знаниям и внедряла их в прочностные расчеты, опекала молодых специалистов, помогала и в производственных вопросах и бытовых. В отделе было несколько бригад: нагрузки, расчеты на статическую прочность планера самолета и шасси, ресурс, флаттер, акустические и вибрационные нагрузки. Так же под началом Елизаветы Аветовны были отделы ЭО-14 и О-26. Первый — это огромный цех где проводились испытания планеров самолетов и агрегатов на статическую прочность и ресурс, а второй - где проектировали системы нагружения при испытаниях, тензометрии (замеров напряжений), осмотры конструкции в процессе испытаний с применением визуальных и инструментальных методов и др.

Я попал в созданную 4 месяца назад новую бригаду усталостной прочности, где был только один руководитель Бенгус Г.Ю. Дело в том, что в 1972 году под Харьковом потерпел катастрофу пассажирский самолет Ан-10, а также под Куйбышевом в полете летчики услышали, как в районе центральной части крыла самолета Ан-10 что-то трещит. Чудом не произошло катастрофы. Комиссия определила, что причиной стало усталостное разрушение по стыку центроплана крыла с ОЧК. Были подобные проблемы и с самолетами других конструкторских бюро. В результате приказом по Министерству авиационной промышленности (МАП) во всех опытно-конструкторских бюро (ОКБ) СССР были образованы такие бригады.

Ранее в СССР ресурс самолетов определялся после создания самолета и внедрения его в эксплуатацию по результатам ресурсных лабораторных испытаний натурных образцов планеров самолетов, которые рассчитывались только на статическую прочность, а также по результатам эксплуатации самолетов, так называемых, лидеров (бОльший налет и более частые и тщательные осмотры).

Задача новой бригады состояла в разработке методик расчета ресурса самолетов на стадии проектирования. Поскольку опыта было мало, то мы старались максимально воспользоваться доступным зарубежным опытом, и работами, которые проводились в других ОКБ, в частности Лоима В.Б, который работал у Туполева А.Н., ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт), о также результатами натурных испытаний самолетов КМЗ. Елизавета Аветовна подбирала специалистов в эту бригаду и лично курировала все работы. Для этого начали проводить усталостные испытания образцов и элементов авиационных конструкций. На основании этих испытаний и материалов разрабатывались методики расчета крыла, фюзеляжа, оперения и других сложных элементов конструкции планера. Позже начали проводить расчеты и испытания на скорость роста трещин и остаточную прочность образцов и элементов конструкции. Эти работы проводил Малашенков С.П. Все эти наработки впервые были использованы при проектировании самолета Ан-72, а затем и Ан-74. Причем прочнисты, с перепугу, (специалистов, которые отвечали за ресурс самолета Ан-10, прокуратура хотела реально посадить в тюрьму и только с большим трудом руководство ОКБ спасло их) заложили такой запас прочности, что не смогли разрушить крыло в процессе статических испытаний. Это позволило обеспечить максимальную грузоподъемность 10 тонн, вместо 7 тонн заданных требованиями ТЗ.

В 1976 году Елизавета Аветовна создала группу «конструкционная прочность материалов» и назначила автора ее руководителем. Задача указанной группы состояла в том, чтобы заказывать изготовление и испытания различных образцов и материалов на усталостную прочность, длительность роста трещины и вязкость разрушения, а также улучшать свойства материалов для силовых деталей планера. Проводить анализ указанных результатов и выдавать рекомендации конструкторам и прочнистам. Мы работали с отраслевыми институтами и металлургическими заводами по разработке и испытаниях новых материалов и внедрению их в конструкцию самолетов. Я набрал в группу молодых специалистов И. Воронцова, А. Ковтуна, В. Гречко, Е. Захаренко, В. Кузнецова, а несколько позже А. Николайчика для иследования остаточных напряжений в заготовках и деталях из них и влияние их на усталость конструкции. Поскольку в 1979–1981 годах я по заданию главного конструктора по самолету Ан-124 П.В. Балабуева проводил на металлургических и авиастроительных заводах с целью освоения изготовления крупногабаритных полуфабрикатов для обеспечения постройки первого планера самолета то группой фактически руководила Шахатуни.

Отдельно отмечу выполненные по указанию Елизаветы Аветовны работы по выбору сплава для сложных фрезерованных деталей из поковок и штамповок для самолетов Ан-72 и Ан-74. В СССР для этих целей, в основном, использовался низкопрочный (предел прочности 39 кг/мм2) сплав АК6Т1. Хотя в самолете Ан-22 уже был широко применен сплав В93Т1 (48 кг/мм2), но большие проблемы с его низким ресурсом не удовлетворяли Шахатуни. В США для этих целей использовался высокопрочный (56 кг/мм2) сплав 7075Т6. По результатам многих исследований было известно, что среднепрочный (44 кг/мм2) сплав Д16Т обладает высокими характеристиками усталостной долговечности и превосходит перечисленные сплавы, но практически нигде не применяется в виде ковочного сплава. Однако мы нашли в литературе, что в самолете «Каравелла» (Франция), аналог сплава Д16Т применялся для этих целей. Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ) нас пугал, но не конкретно какими-то последствиями, а так, в общем, что этот сплав не применяется для поковок и штамповок. Тем не менее мы изготовили на Верхне-Салдинском металлургическом заводе (ВСМОЗ) опытные штамповки, испытали и Шахатуни Е.А. было принято решение о применении сплава Д16пчТ для поковок и штамповок самолета Ан-72. Меня послали на указанный завод, чтобы я согласовал технические условия, где мы заложили прочность несколько выше среднего уровня, потому что проблему снижения массы в самолетостроении еще никто не отменял. Никто на заводе не хотел подписываться под этими характеристиками. Я бегал целую неделю между цехами и начальством, отморозил уши (дело было зимой), но нам здорово помог зам. главного инженера Никитин Е.М., заставив начальников цехов и подразделений подписать наши характеристики. Впоследствии руководство КМЗ взяло его к нам на завод главным металлургом.

Более 40 лет самолеты Ан-72 и Ан-74 эксплуатируются в сложных климатических условиях и никаких проблем с деталями из сплава Д16пчТ нет!

Популярные статьи сейчас
Зеленский отреагировал на скандал с замглавы МВД Гогилашвили Украинцы могут лишиться безлимитного интернета Украинцам показали цены на оливковое масло в Ашан, Metro и Novus Украинцев ждет новый сериал с Ксенией Мишиной и Наталкой Денисенко
Показать еще

При создании самолета Ан-124 у Шахатуни Е.А. возникли сомнения по поводу того, что уровень ресурсных характеристик отечественных сплавов был такой же, как у их зарубежных аналогов, и она в 1976 году поручила мне провести сравнение усталостной долговечности. Очень сложно это было сделать, т.к. были существенные отличия – у нас образцы с отверстием, у них с боковыми надрезами; у нас частота испытаний 40 Гц, у них 33 Гц. Не всегда совпадали и режимы испытаний: пульсирующая нагрузка или симметричный цикл. Тем не менее, перелопатив кучу иностранных источников, удалось подобрать немного убедительных результатов, где мы показали некоторое преимущества зарубежных сплавов над отечественными по усталостной долговечности.

После утвердения этого отчета у Антонова О.К и рассылки его в отраслевые институты у нас началась настоящая «война» (главнокомандующим была Елизавета Аветовна) с руководством ВИАМ и ВИЛС (Всесоюзный институт легких сплавов), которые рассказывали, что в СССР все характеристики сплавов и полуфабрикатов из них такие же, как и у США, и мы им ни в чем не уступаем. Особенно жесткое противостояние было с начальником лаборатории №3 ВИАМ Фридляндером И.Н. Руководство ЦАГИ, в лице Зам. начальника ЦАГИ по прочности Селихова А.Ф. и начальника отделения Воробьева А.З., хотя и заняли нашу сторону, но вели себя очень пассивно. Руководство КМЗ подняло эти вопросы на уровень Министерства. Мы также взяли себе в союзники прочнистов с ОКБ Туполева А.Н. Со временем нас в ВИАМ поддержали академик Кишкин С. Т. и его жена Кишкина С.И., доктор наук, руководитель лаборатории прочностных испытаний №8. Позже, когда руководителем ВИАМ назначили Шалина Р.Е., то началась совместная продуктивная работа.

В СССР никак не могли понять, как зарубежные самолеты В-707, В-747, ДС-8 и др. имеют ресурс 80 000–100 000 летных часов, тогда как в СССР 15 000–30 000. Мало того, когда проектировали самолет Ту-154, так дважды пришлось уже в эксплуатации переделывать крыло, т. к. оно не обеспечивало требуемый ресурс 30000 летных часов. Вскоре нам представилась возможность изучить конструкцию зарубежных самолетов. В Шереметьево под Москвой потерпел катастрофу самолет ДС-8 японской авиакомпании, а затем на Кольском полуострове истребителями был «посажен» самолет В-707 корейской авиакомпании, который заблудился и попал в воздушное пространство СССР.

В ОКБ генерального конструктора Илюшина были собраны куски конструкций указанных самолетов. Шахатуни договорилась с руководством и послала меня, чтобы я отобрал необходимые образцы для исследований и изучения. Также испытания их проводились и в ЦАГИ, в частности, на живучесть (длительность роста трещины и остаточная прочность при наличии трещины).

По результатам исследований и испытаний было определено:

- в конструкции (оперение и продольный набор фюзеляжа) американских самолетов более широко применяется высокопрочный сплав 7075-Т6 (аналог в СССР сплава В95Т1), тогда как в отечественных самолетах для этих конструкций применялся мене прочный, но более высокоресурсный сплав Д16Т (аналог в США 2024Т3);

- широкое применение болт-заклепок и других крепежных элементов, которые ставились с натягом, что существенно повышало усталостную долговечность и герметичность;

- автоматическая клепка стержнями панелей крыльев автоматами фирмы «Джемкор», что обеспечивало высокие усталостные характеристики и их стабильность, тогда как в СССР большинство этих работ выполнялось вручную;

-применение твердой плакировки на листах, что повышало их усталостную долговечность. В СССР плакировка (покрытие с целью защиты от коррозии) выполнялась чистым алюминием;

- значительно более высокий уровень проектирования конструкции для обеспечения высокой усталостной долговечности;

- более высокое качество изготовления элементов конструкции и тщательная подгонка деталей в производстве;

- более низкое содержание вредных примесей железа и кремния в сплавах 2024 и 7075, чем в отечественных сплавах, что повышало живучесть конструкции;

-в конструкции шасси применялась высокопрочная (210 кг/мм2) сталь, тогда как у нас сталь 30ХГСНА прочностью 160 кг/мм2.

Результатом этих исследований и др. стало широкое применение в конструкции самолета Ан-124 крепежа с натягом и сплавов высокой чистоты по указанным примесям Д16очТ, В95очТ2 и В93пчТ2, проектирование с учетом ресурса, широкое применение титана, повышение культуры и качества в серийном производстве, внедрение новых технологических процессов, в частности, дробеструйной обработки панелей и деталей и др., что позволило существенно повысить ресурс и коррозионную стойкость силовых конструкций планера самолета.

При создании самолета Ан-124 остро встала проблема выбора полуфабрикатов (прессованные панели или катаные плиты) для изготовления силовой конструкции крыла. Дело в том, что за рубежом для крыльев пассажирских самолетов, которые имели огромный ресурс, применяются катаные плиты с приклепанными к ним стрингерами, а в СССР больше применялись прессованные панели, где обшивка и стрингер составляют одно целое. Это было связано с тем, что в СССР по инициативе руководителя ВИЛС академика Белова А.Ф. в начале 1960-х годов для производства самолета Ан-22 и с учетом на перспективу в отрасли были разработаны и построены уникальные горизонтальные прессы мощностью 20000 тонн для изготовления прессованных полуфабрикатов и вертикальные прессы мощностью 60000 тонн для изготовления крупногабаритных штамповок. Такого оборудования не было нигде в мире. В конце 1970-х годов такой вертикальный пресс купила в СССР даже металлургическая фирма «Пешине» Франция. В крыльях самолетов Ан-24, Ан-72, Ан-22, Ил-62, Ил-76, Ил-86 и др. широко применялись прессованные панели и поэтому на серийных авиационных заводах было оборудование и технологии их изготовления.

В начале 1970-х годов в Советском Союзе рассматривалась возможность закупки у фирмы Боинг пассажирского широкофюзеляжного самолета В-747. В г. Эверетт, где строили эти самолеты, летала большая делегация руководителей МАП, ОКБ и институтов. Их сильно впечатлило увиденное на производстве, особенно клепка панелей крыла автоматом «Джемкор», а также то, что ресурс этого самолета составлял до 100 000 летных часов. Потом специалисты фирмы Боинг прилетали с докладами о самолете В-747 в Москву, где принимала участие и Елизавета Аветовна. После приезда в Киев она собирала нас и рассказывала об этой встрече. Больше всего Шахатуни поразило то, что американцы каждый день одевали новые костюм, галстук и рубашку (всего 3 дня длились эти доклады), так как у нас обычно был один костюм на все случаи жизни.

Впечатленные увиденным на Боинге, все отраслевые институты заняли позицию, что надо крыло самолета Ан-124 делать сборной конструкции из катаных плит! Мы же заняли позицию, что крыло надо делать из прессованных панелей. И тут, как говорится, нашла коса на камень. Наши конструкторы и технологи показали, что в случае применения прессованных панелей с законцовкой можно применить фланцевый стык, а не срезной, что упрощает стыковку концевой и центральной части крыла и снижает трудоемкость, упрощает герметизацию кессона крыла. Мы также показывали, что в СССР нет производства длинномерных (до 30 м) катаных плит, как в США. Но нам надо было еще доказать, что и ресурсные и весовые характеристики такого крыла будут не хуже.

Елизавета Аветовна предложила провести сравнительные испытания. Мы подготовили и согласовали с ЦАГИ, ВИАМ и ВИЛС большую программу испытаний и летом 1976 года я полетел на Ташкентский авиационный завод, где руководителем нашего филиала был Ермохин И.Г. В это время здесь строили самолет Ил-76, крыло которого делали из прессованных панелей. Мы отобрали 10 прессованных панелей из сплава Д16Т и В95Т1, которые отличались, в пределах допуска по прочности и по химическому составу. Согласно «Программы…», завод должен был изготовить сотни различных образцов разных размеров для испытаний на усталость и живучесть и разослать их в ЦАГИ, ВИАМ и КМЗ. Выполнение всей этой работы, не специфичной серийному заводу, обеспечивали И. Ермохин с К. Демидов. Потом я поехал в МАП, где руководство КМЗ решило вопрос, чтобы меня приняли на Воронежском авиационном заводе, а также согласовали и выполнили Программу испытаний. С Москвы я поехал в Воронеж, где производили самолет Ил-86, в конструкции центральной части фюзеляжа которого применялись катаные плиты сплава Д16Т. Я отобрал 3 плиты, согласовал Программу, порешал все вопросы и ознакомился с производством сверхзвукового самолета Ту-144 и др.

После проведения многочисленных иследований прессованных панелей и катаных плит мы доказали, что первые значительно превосходят вторые по всему комплексу свойств в продольном направлении – статическая и усталостная прочность и живучесть. В результате для самолета Ан-124 были выбраны уникальные длинномерные (30 м) прессованные панели с законцовкой которые производились на единственном в мире металлургическом заводе ВСМОЗ – ныне АВИСМА, г. Верхняя Салда (см. «Из истории разработки «Руслана» и «Мрии», сайт Крылья).

Благодаря огромным усилиям Шахатуни и руководства КМЗ, были выбиты в МАП валютные средства и закуплено специальное испытательное оборудование фирмы «Шенк» (США), на котором проводились различные испытания крупногабаритных конструктивных образцов. Занимался этим вопросом Муратов В.В.. Было закуплено в Украине и менее мощное оборудование и организована бригада под руководством Ханина Г.И., которая занималась многочисленными испытаниями небольших образцов. Потом Елизавета Аветовна создала бригаду фрактографических исследований и «выбила» специальный импортный микроскоп для исследований трещин. Таким образом мы понимали физику разрушения конструкции - статическое, усталостное или коррозионное разрушение. Руководителем бригады была назначена Бурченкова Л.М., высококвалифицированный специалист в этой области. Во всех этих вопросах и по уровню доверия к полученным результатам мы за очень короткий срок достигли уровня лабораторий ЦАГИ и ВИАМ, которые считались лучшими в отрасли, а в СССР и подавно!

Следует отметить, что требования к ресурсу со стороны Заказчика (военных) для стратегического военно-транспортного самолета Ан-124 были очень легкие — это 16 000 летных часов и 4 000 полетов, причем около 60-70% полетов тренировочные, то есть без полезной нагрузки. Тем не менее Елизавета Аветовна и Олег Константинович решили, что негоже создавать такой уникальный самолет с таким маленьким ресурсом. И, в дальнейшем, жизнь подтвердила их предвидение. После развала СССР генеральный конструктор Балабуев П.В. вывел этот самолет на международный рынок грузовых перевозок крупногабаритных грузов, создав авиакомпанию «Руслан», и вкладывал все средства в создание новых самолетов, внедрение новых технологий, строительство жилья и многое другое. Благодаря этой авиакомпании и сегодня живет коллектив и обогащается руководство ГП «Антонов» и ГК «Укроборонпром». Петр Васильевич даже представить не мог, что лизоблюды, которые окружали его, будут грабить и разрушать дело всей его созидательной жизни (см. «Как создавали «Руслан» и «Мрию». Воспоминания к 90-летию генерального конструктора Балабуева П.В). Сейчас ресурс самолета Ан-124 составляет 10000 полетов и 50000 летных часов. Кроме того, была увеличена грузоподъемность самолета со 120 тонн до 150 для 15% полетов. И это все достижения Шахатуни!

В 1970-х годах за рубежом появилось новое поколение алюминиевых сплавов: 2124, 7175, 2048, 7475, 7010, 7050 и технологии изготовления из них полуфабрикатов, а также новые двухступенчатые режимы старения Т76 и Т73 для сплавов серии 7000. Это позволило повысить весь комплекс прочностных, ресурсных свойств и коррозионной стойкости. Следует отметить, что в целом США на 10-15 лет обгоняли СССР в этой области (см. статью Вовнянко А.Г., Дриц А.М., «Алюминиевые сплавы в самолетостроении - прошлое и настоящее», Цветные металлы, №8, 2010).

В отделе РИО-1 Шахатуни Е.А. была организована огромная работа по изучению зарубежного опыта в различных направлениях. Выписывались отечественные и зарубежные научные журналы. Специально введенным в штат отдела переводчиком Шнайдманом М.Н. проводились поисковые работы по всему новому в области прочности, ресурса, материалов и сплавов. Все это переводилось, анализировалось и внедрялось. Например, во время войны во Вьетнаме потерпел катастрофу новейший тактический бомбардировщик F-111А. Результаты исследований выявили, что причиной явился незначительный производственный дефект, от которого преждевременно и появилась трещина. За рубежом начались работы в этом направлении, и мы тут не отставали. На многочисленных, обычных и конструктивных образцах проводились испытания и отрабатывались методики расчетов Малашенковым С.П. и Семенцом А.И. Большинством работ по исследованиям на конструктивных образцах вёл Василевский Е.Т.

Поскольку сплав Д16пчТ мы успешно применили для изготовления крупногабаритных штампвок для самолета Ан-72 то таким же образом внедрили и на самолете Ан-124. Летом 1979 года пришла беда из Ташкента, где изготавливались крупногабаритные детали. Начали растрескиваться огромные заготовки деталей из поковок сплава Д16очТ после закалки. Для первых самолетов детали делают из поковок, т.к. изготовление штампов длительный процесс. В Министерстве собрали и срочно отправили туда большую Комиссию из представителей ВИАМ, ВИЛС и МАП. От КМЗ - Шахатуни и автор. Приехали мы туда, а там порядка 10 заготовок деталей уже треснули. Поскольку поковки очень огромные, например, для силовых шпангоутов около 4 м в длину, шириной 0.8 м, толщиной 0.3 м и массой до 3 тонн, то ее предварительно фрезеруют, оставляя только черновой припуск. Это необходимо, чтобы скорость охлаждения была высокой и деталь имела требуемые прочностные и коррозионные свойства. После ознакомления с ситуацией сидим мы все члены комиссии за большим столом и думаем, что же это за напасть, что делать? В это время приходят все новые и новые сообщения: еще треснула заготовка и еще. Счет пошел уже за 2 десятка!

Шахатуни Е.А. и Вовнянко А.Г. Работа в комиссии МАП. Ташкент 1979 год

Смотрю, лицо Елизаветы Аветовны стало желтым, как пергамент. Я тоже испугался, думал, что если не посадят, то сошлют в Сибирь, ведь это КМЗ настояло, чтобы поковки и штамповки делались из сплава Д16очТ. Срочно прилетел Балабуев П.В. отвел меня в сторону советоваться, что делать. Я с перепугу начинаю «блеять», типа надо делать как американцы для самолета С5А из сплава В95очТ2. А мы совместно с институтами уже к тому времени провели работы по этому сплаву для поковок и штамповок, и он начал применяться для истребителей. Но Петр Васильевич говорит – «Нет, пусть они (то есть ВИАМ) предлагают и отвечают. С нас хватит!». ВИАМ предложил сплав В93пчТ2. Поскольку предел прочности этих сплавов одинаковый (44кг/мм2), то не пришлось менять чертежи. А поскольку сплав В93 закаливается в горячую воду, то закалочных трещин в крупногабаритных заготовках из поковок не возникает, в отличие от сплава Д16, который закаливается в холодную воду.

За длительное время работы с металлургами, изучения специальной литературы и зарубежных исследований я уже начал понимать некоторые закономерности в области создания сплавов, и был хорошо знаком со специалистами и с руководителями институтов и металлургических заводов, то появилась идея создать сплавы конкретно для самолета Ан-124, благо какие были нужны характеристики я знал. В первую очередь нужно было повышать ресурсные характеристики. Мы не могли просто копировать химические составы зарубежных сплавов по нескольким причинам. Мы применияли крупногабаритные полуфабрикаты для изготовления, которых отливали слитки диаметром 1100 мм, а этого никто в мире не делал. Поэтому мы не могли пойти на высокое легирование. Кроме того, для прессованных панелей необходимо было обеспечить нерекристаллизованную структуру, которая обеспечивала более высокий уровень свойств чем в катаных плитах и многое др.

Эту идею поддержала Елизавета Аветовнаи и дала мне полную свободу по этому направлению. Однако это была прерогатива лаборатории №3 ВИАМ, которой руководил Фридляндер И.Н.. Поэтому нужно было обойти их. В ВИЛС была команда друзей-единомышленников с огромными знаниями и желанием делать эту работу - Дриц А.М., Зайковский В.Б. и Шнейдер Г.И. и др. Все мы были молодые и трудности нас не смущали. Вместе с ВИЛС и ВСМОЗ за несколько лет были проведены огромный объем научно-исследовательских работ по влиянию легирующих элементов на весь комплекс свойств сплавов применяемых в силовой конструкции планера, а также технологии их изготовления.В результате были разработаны 3 новых сплава: 1161Т1 для нижних панелей крыла, 1973Т2 для верхних панелей крыла и 1933Т2 для поковок и штамповок, которые превосходили ранее применяемые сплавы по всему комплексу ресурсных свойств. Пришла пора внедрять указанные сплавы в серийное производство.

И тут позвонил Дриц А.М. и сказал: «Будем оформлять авторские изобретения на указанные составы сплавов» и что туда надо включить и специалистов ВИАМ. Я сильно возмутился: «А они то зачем? Они ведь ничего не делали». На что, опытный в этих делах, Александр Михайлович, ответил: «Если мы их не включим в авторский коллектив, то фиг мы внедрим эти сплавы», т.к. без одобрения ВИАМ невозможно было применить что-то в самолетах. Я зашел к Елизавете Аветовне и предложил, чтобы она вошла в состав авторов. На это она сильно возмутилась и сказала: «А я то здесь при чем? Вы занимались, вот и достаточно». Я пытался ей доказать, что без ее поддержки ничего этого не было бы. Но она не стала со мной дальше разговаривать. Вот что значит благородный и интеллигентный человек! Я ведь знал на КМЗ начальников, которые заставляли подчиненных вписывать себя в Авторские, иначе не подписывали документы.

Дрицом А.М. были поданы заявки и мы получили Авторские свидетельства №1343857, зарегистрирован 8.06.1987г., №1362057, 22.08.1987г., №1340198, 22.05.1987г. на указанные 3 сплава и еще более 10 на технологию их изготовления и термообработки.

Е. Шахатуни и А. Вовнянко. Едем с гостиницы на Международную выставку Ля Бурже. Париж 1991 год.

Но это еще не все достижения Елизаветы Аветовны. После того как самолет уже был запущен в серию и проведены статические и, частично, усталостные испытания (кстати, по инициативе Шахатуни Е.А., на одном экземпляре самолета, что еще никому в мире не удавалось. Это позволило значительно сократить средства и время на проведение испытаний), Елизавета Аветовна сумела внедрить эти новые сплавы в серийное производство самолета Ан-124! Нижние панели крыла стали изготавливать из сплава 1161Т, верхние – из 1973Т2, штамповки - из 1933Т2. В дальнейшем во всех новых самолетах Ан-225, Ан-70, Ан-148 и др. эти сплавы стали широко применяться.

В 1986 разработчики этих сплавов, включая и автора, стали лауреатами Премии Совета Министров СССР.

В начале 1990-х годов Фридляндер И.Н. оформил патенты на указанные 3 сплава (причем без тех, кто их сделал) на новое руководство ВИАМ. Для того чтобы обойти вышеприведенные авторские свидетельства в химический состав сплавов были включены примеси, которые в сотых долях процентов всегда присутствуют в сплавах. Теперь ВИАМ берет деньги за применение этих сплавов.

В 1982 году я пришел к Елизавете Аветовне и сказал, что хочу заниматься самолетами, т. к. в отделе прочности у меня не было перспектив. Шахатуни пошла к Петру Васильевичу, и он дал добро на мой перевод в недавно созданную службу ведущих конструкторов по самолету Ан-70.

Вот таким удивительным и светлым Человеком была Шахатуни Елизавета Аветовна!

Многие достижения, которые были внедрены при создании самолетов Ан-124 и Ан-225, в частности, широкое применение титановых сплавов и сложных монолитных (вместо сборных соединений) деталей и узлов изготовляемых методом фрезерования были использованы Боинг при создании самолета В-787 Дримлайнер и др. Даже название Дрим - Мечта - Мрия были заимствованы в АНТК им. О.К. Антонова.

О.К. Антонов и Шахатуни Е.А.

Хотелось бы отметить творческое долголетие Шахатуни. Я, когда пришел работать на КМЗ в 1973 году то Елизавете Аветовне было 62 года, а в 1991 году, когда мы были на международной выставке Ля Бурже ей было 80 лет! Именно в этот период были созданы такие самолеты как Ан-28, Ан-72, Ан-74, Ан-32, Ан-70, а также шедевры мирового авиастроения – Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Большинство этих самолетов и сегодня летают во многих странах мира, а самолеты Ан-124 и Ан-225 являются гордостью украинского авиастроения, хотя были созданы в Советском Союзе более 30 лет тому назад. Шахатуни обладала непререкаемым авторитетом не тольно в ОКБ О.К. Антонова, а и в отрасли. Я это ощутил, когда мы участвовали в различных совещаниях с руководством отраслевых институтов ЦАГИ, ВИАМ, ВИЛС и в Министерстве авиационной промышленности СССР.

В некоторых статьях авторы, которые не работали с Елизаветой Аветовной, а зачастую и не знали называют её «стальная» женщина. Я с этим не согласен. Я на основании плодотворной работы на протяжении 9 лет под её руководством характеризую её как: строгая, ответственная, трудолюбивая, большая умница, высокопрофессиональная, cправедливая, глубокопонимающая, прогрессивная, талантливая, интеллигентная, мужественная, красивая, мудрая, жесткая в отстаивании прогресса в авиации, искала профессионалов и ставила их на новые направления, помогала, защищала, скромная, заботливая, добрейшей души Человек!!!

P.S. Я в последние годы многократно в своих статьях и интервью обращался к руководству ГП «Антонов» и к главному конструктору по прочности А. Семенцу с просьбой об установке мемориальной доски на доме, где жила Елизавета Аветовна, хотя я думаю, что она заслуживает названия улицы в Киеве. Но руководство ГП «Антонов» совместно с руководством ГК «Укроборонпром» так заняты набивание собственных карманов (с ГП «Антонов» ежегодно выводится около 1000 миллионов гривен) что им не до этого (cм. «Керівництво ДП "Антонов" підставило Україну та НАТО: новий "схематоз" у програмі SALIS (документи)»; "Схемы": "Антонов" переплачивает за заправку своих самолетов, отвергая предложения подешевле»). Вдумайтесь 49% доходов ГП «Антонов» от контрактов с НАТО идет руководству указанных государственных структур на их личные офшорные счета за границей. Понятно, что эти документы передали журналистам сотрудники предприятия, которые несогласны с тем, как грабят ГП «Антонов». Также деньги выводятся с большинства из 116 оборонных предприятий ГК «Укроборонпром», по данным Defense Express даже с убыточных, а это миллиарды гривен.

Официально же ГК «Укроборонпром» берет по данным СМИ только с ГП «Антонов» от нескольких десятков до 150 млн. гривен ежегодно себе на зарплату.

Некомпетентные и жадные «соросята» и зебилы, которых Президент Владимир Зеленский назначает на руководство ГК «Укроборонпром», поставили на ГП «Антонов» таких же жадных, продажных и нечистоплотных марионеток (см. «Руководство Бычкова приводит к фатальному краху завода «Антонов») и полностью взяли под контроль все финансовые потоки предприятия. Сейчас в Украине назначают по принципу - умеешь вылизывать, грабить и разрушать - будешь руководителем. Например, нынешний руководитель ГК «Укроборонпром» Ю. Гусев вообще никакого отношения к промышленности, а тем более к оборонной, никогда не имел. Когда его назначили на должность то журналисты спросили - «какую программу реформирования он будет внедрять: Абравамичуса или Уруского?" На что Ю. Гусев ответил: «нет никакой программы Абравамичуса и Уруского, а есть программа Президента Зеленского В.А.». Высший «пилотаж», ведь он прекрасно знает, что никакой программы Зеленского В.А. по реформированию оборонной отрасли сроду не существовало. Но пропихивать он начал программу подготовленной командой Абравамичуса, которая почти полностью (кроме «обделавшихся», о чем много писали СМИ, М. Наема и Р. Коржа) осталась на своих должностях в «Укроборонпроме».

Последних двух персонажей, которые все провалили на предыдущих должностях, нынешняя власть хорошо пристроила на другие высокие государственные должности. Эти соросята, которые сидят во всех ветвях власти и действуют сообща по указке их западных кураторов, делают все возможное по разрушению и грабежу оборонной промышленности Украины получая при этом еще и зарплаты в сотни тысяч гривен ежемесячно! (Cм. «Рік Айвараса Абромавичуса в "Укроборонпромі": круте піке "нової команди", Defence Express).

После того как команда соросят и их друзей (этим обещали места в наблюдательных советах в новых холдингах) продавила законопроект №3822 в Верховной Раде по псевдореформированию ГК «Укроборонпром», где вместо одной надстройки над оборонкой будет 5 или 8 холдингов и столько же наблюдательных советов, государство фактически утратит контроль над оборонной промышленностью которую будут дерибанить по полной, а Украина еще в большей мере будет закупать и выпрашивать вооружения за рубежом. Детально этот закон был рассмотрен в беседе Юрия Романенко с Вадимом Грибом.

Проанализируйте сами что закупают за рубежом в последние годы: катера, беспилотники, джевелины, вертолеты, локомотивы и др. хотя это все можно производить в Украине. Нигде в мире адекватная власть не тратит деньги собственных налогоплательщиков на развитие экономики других государств. Например, когда Евросоюз приступил к разработке самолета А400М то американская компания Пратт Уитни, которая имела большой опыт по разработке турбовинтовых двигателей, предложила разработать двигатель на 20% дешевле и быстрее, чем это предлагали европейские разработчики. Но чиновники Евросоюза сказали, что они будут тратить деньги в собственных странах, а не в США. Они, хоть и с большими проблемами и затратами, сами создали двигатель для европейского самолета!

А в Украине скоро будут закупать и пассажирские самолеты Эрбас для национальной авиакомпании, хотя до этого президент Зеленский обещал, что будут приобретать самолеты ГП «Антонов». Эта новая авиакомпания вообще сейчас не нужна, т.к. по договору об открытом небе в Украине начали работать многие европейские авиакомпании и лоукостеры, поэтому ничего кроме больших убытков она Украине не принесет. К сожалению, ни крупные СМИ, ни оппозиционные партии, ни «патриоты» в вышиванках не интересуются почему в воюющей стране добивают оборонную отрасль и не выполняются оборонные заказы (в ноябре оборонный заказ был выполнен на 9%). Недавно все они восторгались одноразовым применением турецкого беспилотника Байрактар в ОРДЛО (у меня большие сомнения что это не постановочный видосик), но никто в государстве на 8-м году боевых действий не поднимает вопроса - а почему в Украине до сих пор не создали аналогичный ударный беспилотник?

Иран, который находился под тяжелейшими западными санкциями, создал и ударные беспилотники, и истребитель, и различное ракетное вооружение, и ядерную программу и боевые корабли. Они даже спроектировали и строят грузовую рамповую версию самолета Ан-140, чего авиапромышленность Украины не смогла сделать за последние 20 лет! Казахстан начал производить топливо для атомных станций! А в Украине, где есть урановые месторождения, покупают топливо для атомных станций в России и США. Власть ничего не делает для развития страны, энергетической безопасности и инновационного производства. Дело в том, что в большинстве стран мира, например, Китай, Южная Корея, Турция, Польша и др. приходят во власть чтобы развивать страну, а в Украине, в основном, чтобы набить карманы. Поэтому в Украине главные проблемы - мова, запугивание населения, что нападет Россия чтобы не думали почему в стране так хреново жить и все рушится, тупое закапывание огромных средств в строительство заборов на границе вместо производства современных вооружений, что еще переименовать и т.п. Я неоднократно обращался в редакции различных оппозиционных СМИ и ТВ-каналов, чтобы они на профессиональном уровне обсудили последствия закона № 3822 для оборонной отрасли, но никому до этого в государстве дела нет!

Авиастроение в Украине невозможно сохранить без разработки конкурентных на мировом рынке самолетов и продажи их иностранным заказчикам, о чем я многократно писал в СМИ и докладывал всем органам высшей власти страны.

Весь пиар Зе-власти о том, что впервые за 30 лет независимости заказаны самолеты Ан-178 для министерства обороны – вранье. Во-первых, этот заказ состоялся только после катастрофы самолета Ан-26 с курсантами на борту под Чугуевым. Во-вторых, первый заказ для МО Украины был в начале 2000-х годов, когда заказали 5, а потом уменьшили до 2-х самолетов Ан-70. Огромные деньги были украдены и в 2012 году выкатили один фюзеляж!

Рассказы руководителей ГП «Антонов» что самолет Ан-178 имеет какие-то перспективы за рубежом – блеф, так как он неконкурентоспособный. Коррупционный заказ с откатом в 16 млн. долларов на один Ан-178 для Перу должны были завершить в этом году, но там подписанта этого контракта посадили в тюрьму, а в Украине Айвараса Абромавичуса президент Зеленский пристроил в наблюдательный совет «Ощадбанка».

После завершения длительной (уже четвертый раз обещают начать испытания первого опытного самолета и все переносят) эпопеи с постройкой за счет бюджетных средств 3-х самолетов Ан-178 для МО и одного Ан-32П для МВД никаких заказов и перспектив, кроме фейков о строительстве Ан-74 в Канаде, Ан-38, Ан-77 и возрождения производства самолетов на ХГАПП, для украинского авиастроения НЕТ. Подробнее смотрите в беседе ниже.

Об авторе: Анатолий Вовнянко сотрудник РИО-1: 1973-1975 г.г инженер, 1975-1977 г.г. конструктор 3 категории зам. начальника бригады,1977-1978 г.г. ведущий инженер, начальник группы «конструкционная прочность металлов», 1978-1982 г.г. ведущий конструктор, начальник группы. 1994-2008 г.г. зам. Главного конструктора по самолетам Ан-124, Ан-225 их модификациям и авиационно-космическим системам АНТК им. О.К. Антонова

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Радиодиктант национального единства 2025: дата и время, кто напишет и прочтет текст
VGorode
2025-10-12T15:45:19Z
Рассекречена новая участница шоу "Холостяк": как она выглядит
Comments UA
2025-10-12T10:42:06Z
Опубликовали сценарий незавершенного последнего фильма Чарли Чаплина "Чудак"
ZN UA
2025-10-12T08:21:12Z
Умерла звезда "Крестного отца" Дайан Китон: что известно о смерти оскароносной актрисы
TSN
2025-10-12T08:06:18Z
В тюрьме убит известный рок-музыкант педофил: что известно
Comments UA
2025-10-12T06:45:09Z
Умерла легендарная актриса, которую называли "крестная мать Голливуда"
Comments UA
2025-10-12T04:45:15Z
Marvel ударилась в метоповествование: Представлен трейлер сериала «Чудо-человек»
GameMag
2025-10-11T19:42:02Z
Меган Маркл поделилась секретными фото дочери Лилибет
GlavRed
2025-10-11T17:51:07Z
Выберите эту форму маникюра, которая сделает ваши пальчики длинными и утонченными
TSN
2025-10-11T17:33:11Z
РФ вынуждена субсидировать НПЗ из-за ударов БПЛА - СМИ
Корреспондент
2025-10-13T03:57:09Z
Топливный кризис только усиливается: 57 регионов России страдают из-за ударов Украины, - BBC
UAToday
2025-10-12T22:21:02Z
Венс пригрозил Китаю на фоне торгового конфликта
Корреспондент
2025-10-12T20:06:06Z
Минэнерго изучает возможность внедрения малых модульных реакторов
Корреспондент
2025-10-12T18:45:45Z
РФ легализует трудовое рабство - разведка
Корреспондент
2025-10-12T12:36:14Z
Газа в трубе может не быть: украинцев предупредили о тяжелой зиме
Хвиля
2025-10-12T10:57:51Z
Роберт Кийосаки предупреждает о конце доллара: во что он советует вкладывать деньги
Comments UA
2025-10-12T10:21:47Z
Перечень льгот расширили: часть украинцев освободят от ряда платежей
Знай
2025-10-12T10:12:11Z
Новые экспортные правила Китая могут заблокировать поставки чипов TSMC в США
Апостроф
2025-10-12T09:57:56Z
Каллас прибыла с визитом в Киев
Корреспондент
2025-10-13T08:09:48Z
Визит украинской делегации в США: стали известны основные темы
Корреспондент
2025-10-13T06:57:53Z
РФ становится сложнее "купить" людей в армию, у Путина - два варианта - ISW
Корреспондент
2025-10-13T06:48:54Z
Трамп: Путину будет плохо, если он не завершит войну
Корреспондент
2025-10-13T05:33:32Z
Трамп подтвердил, что предоставит Украине ракеты Tomahawk
UAToday
2025-10-13T05:27:44Z
Трамп о торговой войне с Китаем: Си не хочет Великой депрессии, все будет хорошо
Европейская правда
2025-10-13T04:52:44Z
Уже сегодня: в Израиле ожидают освобождения 20 заложников
Корреспондент
2025-10-13T01:24:18Z
Зеленский назвал условие, при котором выдвинет Трампа на Нобелевскую премию
Корреспондент
2025-10-13T00:57:20Z
Зеленский сделал новое заявление о "Томагавках" и намекнул на цели в РФ
UAToday
2025-10-12T22:21:56Z
В Запорожье задержали дезертира, который готовил теракт
Корреспондент
2025-10-13T07:48:16Z
Россия нанесла удар по промышленному предприятию в Нежине
Корреспондент
2025-10-13T07:45:42Z
РФ атаковала Харьков дронами: в городе прогремела серия взрывов
UAToday
2025-10-12T22:21:30Z
В Херсоне двое пострадавших в результате атаки РФ
Корреспондент
2025-10-12T14:42:44Z
Россияне атаковали Чернигов дронами
Корреспондент
2025-10-12T13:33:55Z
В Киевской области россияне попали в объект энергетики: есть раненые
ZN UA
2025-10-12T10:54:38Z
Драка подростков: полиции на Сумщине пришлось открыть сразу два уголовных дела
Новости Украины
2025-10-12T10:24:22Z
Во Львовской области пограничники изъяли контрабанду iPhone и бриллианты
Апостроф
2025-10-12T10:09:30Z
Вражеский обстрел Лапаевки на Львовщине: в больнице умер пятый член семьи, которую убили россияне
TSN
2025-10-12T09:36:21Z
Чем опасен сегодняшний день: традиции в народный праздник 13 октября
UAToday
2025-10-13T05:03:09Z
13 октября: церковный праздник сегодня, каких чудес просить у Иверской Богородицы
UAToday
2025-10-13T04:00:19Z
Зеленский рассказал об эффективности дронов-перехватчиков
Корреспондент
2025-10-12T22:18:48Z
Министр обороны Нидерландов посетил Одесскую область
Корреспондент
2025-10-12T19:06:23Z
Нидерланды усиливают украинский флот: прибыла делегация с министром обороны
Новости Украины
2025-10-12T10:57:47Z
За последние годы количество индийских работников в РФ увеличилось в 22 раза
Апостроф
2025-10-12T10:51:55Z
Финансовое послабление: украинцам отменили обязательные налоги
Знай
2025-10-12T10:30:13Z
"За аренду не плачу": украинец выкопал дом под землей в лесу, как он там живет
Фокус
2025-10-12T10:00:05Z
Кельтский гороскоп деревьев на 12 октября 2025: Овнам - вдохновение, Козорогам - уверенность
TSN
2025-10-12T09:51:06Z
Почему ухудшается зрение: правда и мифы
UAToday
2025-10-12T22:21:10Z
Почему люди теряют память с возрастом и как этого избежать
UAToday
2025-10-12T14:00:39Z
Как помочь себе, если голова чувствительна к переменам погоды
UAToday
2025-10-12T12:03:08Z
Психоделики могут стать прорывом в лечении воспалительных болезней
ZN UA
2025-10-12T10:24:24Z
Завтрак для поддержки памяти: ученые назвали продукты, защищающие мозг от ранней деменции
UAToday
2025-10-12T09:48:14Z
Четыре продукта, которыми можно заменить сливочное масло в любом блюде без потери вкуса
TSN
2025-10-12T08:18:21Z
Пять фруктов с наивысшим содержанием витамина С — это не апельсин и не лимон
TSN
2025-10-12T07:36:34Z
Кардиолог назвал скрытый симптом, который может появиться за несколько дней до сердечного приступа
Comments UA
2025-10-12T04:33:40Z
Вкусный и безопасный: как выбирать шоколад
ZN UA
2025-10-11T22:24:27Z
Украинец Бондарев в Формуле-4 среди новичков по итогам сезона третий
Корреспондент
2025-10-12T20:36:56Z
Apple может стать правообладателем трансляций гонок в США
Корреспондент
2025-10-11T15:30:01Z
В Украине выставили на продажу коллекцию винтажных мотоциклов BMW 30-х и 40-х
Фокус
2025-10-11T08:15:29Z
Повысили цены и ужесточили контроль: в Украине новые требования к техосмотру авто
Знай
2025-10-10T18:51:03Z
Стиральная машина будет работать вечно и не будет ломаться: вот что нужно сделать — советы мастеров
TSN
2025-10-10T14:09:42Z
Раритет из 50-х: роскошное американское авто простояло 36 лет в гараже
Фокус
2025-10-10T13:51:35Z
Как правильно мыть авто зимой - советы водителям
Корреспондент
2025-10-10T13:00:39Z
Водителям грозит штраф за незаметную отметку в правах: детали
Comments UA
2025-10-10T12:57:20Z
Рынок гибридных авто в Украине бьет рекорды: какие б/у модели водители скупают чаще новых
Хвиля
2025-10-10T11:51:56Z
В Феодосии снова горит нефтебаза
UAToday
2025-10-13T05:57:06Z
В Генштабе рассказали, что происходит на фронте
Корреспондент
2025-10-13T05:21:01Z
Гороскоп на 13 октября 2025 года по картам Таро для всех знаков зодиака
UAToday
2025-10-12T22:21:23Z
Ситуация на фронте на вечер 12 октября 2025 года
UAToday
2025-10-12T22:21:02Z
В Феодосии снова горит нефтебаза
Корреспондент
2025-10-12T21:45:44Z
Ситуация в энергосистеме осложнена обстрелами - Гринчук
Корреспондент
2025-10-12T18:30:09Z
В Киеве появился памятный знак капелланам
Корреспондент
2025-10-12T17:27:00Z
Дожди и ночные заморозки: погода на начало недели
Корреспондент
2025-10-12T12:54:47Z
ВСУ успешно контратаковали в Запорожской области
Корреспондент
2025-10-12T11:48:03Z
Гороскоп по картам Таро на 12 октября 2025: гармония для Раков и новые вдохновения для Дев
TSN
2025-10-12T10:06:49Z
Ваше поведение за рулем раскрывает больше, чем вы думаете: объяснение психолога
UAToday
2025-10-12T10:06:48Z
Держит душу умершего: эзотерики назвали самую опасную вещь, которую нельзя хранить дома
TSN
2025-10-12T09:51:58Z
Как за 10 минут сварить морковь и картошку на оливье: этим трюком пользуются все повара
TSN
2025-10-12T09:51:35Z
Этот трюк знает каждая опытная хозяйка: как высушить мокрую одежду всего за час
Знай
2025-10-12T09:51:08Z
Почему наши бабушки клали лавровый лист в сахарницу: хитрость, о которой забыли современные хозяйки
Знай
2025-10-12T06:51:05Z
Сыр тянется, тесто хрустит, а душа поет: рецепт сосискок в тесте по-хачапурски на грузинский лад
Знай
2025-10-12T05:51:19Z
Растопить ледяное сердце: 5 трюков, как заслужить любовь свекрови и тещи
Фокус
2025-10-12T05:15:08Z
Вот что нужно сделать с кустами малины осенью, чтобы в следующем году был щедрый урожай
TSN
2025-10-12T04:36:09Z
MTV прекращает вещание своих каналов в Великобритании и других странах Европы
Комсомольская правда
2025-10-12T10:00:03Z
Копал червей, а нашел 20 000 монет: житель Швеции обнаружил уникальный клад ХІІ века
Фокус
2025-10-12T09:09:34Z
Конец света близится: почему миллиардеры строят себе бункеры по всему миру
Comments UA
2025-10-12T09:00:38Z
Они ближе, чем вы думаете: эксперт назвал расстояние между шахедом и оператором
Новости Украины
2025-10-12T08:57:00Z
Не только Samsung и Apple: топ-5 беспроводных наушников, популярных в 2025 году
Фокус
2025-10-12T07:00:53Z
Школьники не умеют даже списать: учительница показала, как учащиеся провалили тест через Google
Знай
2025-10-12T04:36:08Z
Гигантский курган в форме скорпиона в Мексике оказался связан с солнцестояниями
ZN UA
2025-10-12T03:33:18Z
Assassin's Creed Shadows для Nintendo Switch 2 засветилась на сайте крупного французского ритейлера — релиз скоро
GameMag
2025-10-11T19:42:58Z
Nintendo Switch 2 и ASUS ROG Xbox Ally X вошли в рейтинг лучших изобретений 2025 года по версии журнала TIME
GameMag
2025-10-11T19:42:47Z
Сборная Украины определилась с составом на матч с Азербайджаном
Корреспондент
2025-10-13T07:18:24Z
НХЛ: Вашингтон оказался сильнее Рейнджерса
Корреспондент
2025-10-13T05:48:33Z
Украинец Шульга оформил дебютные ассисты в НБА
Корреспондент
2025-10-13T05:36:22Z
Поляк шокировал Литву невероятным голом с углового
Корреспондент
2025-10-13T04:57:50Z
Ребров подытожил готовность игроков к матчу с Азербайджаном
Корреспондент
2025-10-12T19:15:17Z
Драган Стойкович оставляет сборную Сербии
Корреспондент
2025-10-12T18:48:21Z
Хачаев из Азербайджана досадует на Францию, но готовится к Украине
Корреспондент
2025-10-12T17:48:07Z
Эдди Хирн планирует для Энниса нового соперника с временным поясом
Корреспондент
2025-10-12T14:36:49Z
Рома планирует сотрудничество с форвардом МЮ на основе аренды
Корреспондент
2025-10-12T14:06:33Z