Об этом корреспонденту Укринформ рассказала научная сотрудница музея Анна Задорожная.
«Проект «Крокуємо інклюзією» инициирован Харьковским областным фондом «Общественная альтернатива» при поддержке Украинского культурного фонда. Цель проекта – не только создать инклюзивные продукты – тактильные живописные и графические копии произведений известных авторов, но и улучшить их восприятие благодаря текстовым описаниям», - отметила Задорожная.
По ее словам, описания создавались специалистами музея с учетом рекомендаций преподавателей школы имени Короленко. Задача была такой, чтобы тексты вели посетителя от главных элементов произведения ко второстепенным, создавая полноценное восприятие шедевра.
«Например, в тактильной копии произведения голландского художника 17-го века Ханса ван Санта «Завтрак» можно ощутить на ощупь, по описанию, и тканую салфетку на столе, и нарезанный лимон на круглом блюде, и ножку бокала с вином, декорированную объемными пузырьками, и круглый хлеб. А вот в гравюре на меди Альбрехта Дюрера «Прогулка» (1471-1528) посетитель благодаря описанию не пропустит вьющиеся волосы мужчины, его головной убор, украшенный большими перьями, роскошное платье женщины. В тактильной копии картины художника 19-го века Константина Трутовского «Надевают венок» посетитель ощутит все элементы древнего украинского обряда, где среди главных - венок из цветов на голове девочки. Описание поможет «увидеть» и полотно Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», где немало рельефных, объемных деталей, в том числе меховые шапки героев», - пояснила Анна Задорожная.
По ее словам, тактильные копии этих шедевров, которые воплощены в объеме – из искусственного камня – создали известные харьковские художницы Татьяна Альбицкая-Костомарова, Ira Olenina и Татьяна Новикова – тоже в сотрудничестве с консультантами и педагогами школы-интерната имени Короленко. «Сейчас они работают над тактильной копией работы Георгия Нарбута (1886–1920) «Буква К», к которой также будет создано описание».
Один из посетителей музея, учащийся 9-го класса школы-интерната им. Короленко Даниил поделился, что благодаря описаниям он сегодня впервые увидел шедевры, не пропустив ни одной важной детали. «Изучение произведений искусства на ощупь – это уже известный метод, а создание возможности ознакомиться с шедеврами с помощью пошагового описания – это действительно крутая инновация», – отметил школьник.