MY.UAНовости
Як у СРСР будували літаки. Єлизавета Шахатуні: від Ан-2 до Ан-225 «Мрія»
Як у СРСР будували літаки. Єлизавета Шахатуні: від Ан-2 до Ан-225 «Мрія»

Як у СРСР будували літаки. Єлизавета Шахатуні: від Ан-2 до Ан-225 «Мрія»

Ан-2 вважається легендарним літаком
фото з відкритих джерел

Єдина у світі жінка, яка досягла таких висот у галузі авіабудування

Мовою оригіналу

20-го декабря 2021 исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося создателя самолетов марки «Ан» Елизаветы Аветовны Шахатуни. К сожалению, материалов в СМИ об Е.А. Шахатуни незаслуженно мало, а те материалы, что есть, не отображают ее выдающийся вклад в авиастроительную отрасль СССР и Украины.

В этом материале приведены воспоминания автора об выдающейся женщине и авиационном конструкторе Елизавете Шахатуни под руководствои которой я проработал с 1973 по 1982 год.

Елизавета Шахатуни – первая в СССР женщина-авиаконструктор, профессор, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии, главный конструктор, а также жена и соратник известного авиаконструктора Олега Антонова

Елизавета Шахатуни единственная в мире женщина, которая достигла таких высот в области авиастроения и участвовала в создании самолетов от Ан-2 до Ан-225 «Мрія».

В апреле 1973 года после окончания Московского авиационного института я распределился на Киевский Механический Завод (я родом из с. Великополовецкое, Киевской области и хотел вернуться на Родину), где генеральным конструктором был Олег Антонов. Следует отметить, что Елизавета Аветовна тоже окончила МАИ в 1935 году.

Поскольку у нас в институте преподавали выдающиеся специалисты в области авиации, в частности, Егер С.М. (заместитель Туполева А.Н.) по пассажирской тематике, то мне очень хотелось попасть в отдел общих видов КО-7, где закладываются основы будущих самолетов. Но зам. директора завода по кадрам Рожков М. С. сказал: «Или иди в отдел прочности РИО-1, или езжай обратно в Москву».

Пришлось скрепя сердце соглашаться. И мне очень повезло, т.к. я попал в чудесный коллектив, где руководителем была Елизавета Аветовна Шахатуни, специалист высочайшей квалификации и замечательный Человек. Она всегда стремилась к новым знаниям и внедряла их в прочностные расчеты, опекала молодых специалистов, помогала и в производственных вопросах и бытовых.

В отделе было несколько бригад: нагрузки, расчеты на статическую прочность планера самолета и шасси, ресурс, флаттер, акустические и вибрационные нагрузки

Так же под началом Елизаветы Аветовны были отделы ЭО-14 и О-26. Первый – это огромный цех где проводились испытания планеров самолетов и агрегатов на статическую прочность и ресурс, а второй – где проектировали системы нагружения при испытаниях, тензометрии (замеров напряжений), осмотры конструкции в процессе испытаний с применением визуальных и инструментальных методов и др.

Я попал в созданную 4 месяца назад новую бригаду усталостной прочности, где был только один руководитель Бенгус Г.Ю. Дело в том, что в 1972 году под Харьковом потерпел катастрофу пассажирский самолет Ан-10, а также под Куйбышевом в полете летчики услышали, как в районе центральной части крыла самолета Ан-10 что-то трещит.

Чудом не произошло катастрофы. Комиссия определила, что причиной стало усталостное разрушение по стыку центроплана крыла с ОЧК. Были подобные проблемы и с самолетами других конструкторских бюро.

В результате приказом по Министерству авиационной промышленности (МАП) во всех опытно-конструкторских бюро (ОКБ) СССР были образованы такие бригады

Задача новой бригады состояла в разработке методик расчета ресурса самолетов на стадии проектирования. Поскольку опыта было мало, то мы старались максимально воспользоваться доступным зарубежным опытом, и работами, которые проводились в других ОКБ, в частности Лоима В.Б, который работал у Туполева А.Н., ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт), о также результатами натурных испытаний самолетов КМЗ. Елизавета Аветовна подбирала специалистов в эту бригаду и лично курировала все работы. Для этого начали проводить усталостные испытания образцов и элементов авиационных конструкций.

На основании этих испытаний и материалов разрабатывались методики расчета крыла, фюзеляжа, оперения и других сложных элементов конструкции планера. Позже начали проводить расчеты и испытания на скорость роста трещин и остаточную прочность образцов и элементов конструкции. Эти работы проводил Малашенков С.П. Все эти наработки впервые были использованы при проектировании самолета Ан-72, а затем и Ан-74.

Причем прочнисты, с перепугу, (специалистов, которые отвечали за ресурс самолета Ан-10, прокуратура хотела реально посадить в тюрьму и только с большим трудом руководство ОКБ спасло их) заложили такой запас прочности, что не смогли разрушить крыло в процессе статических испытаний. Это позволило обеспечить максимальную грузоподъемность 10 тонн, вместо 7 тонн заданных требованиями ТЗ.

В 1976 году Елизавета Аветовна создала группу «конструкционная прочность материалов» и назначила автора ее руководителем. Задача указанной группы состояла в том, чтобы заказывать изготовление и испытания различных образцов и материалов на усталостную прочность, длительность роста трещины и вязкость разрушения, а также улучшать свойства материалов для силовых деталей планера.

Проводить анализ указанных результатов и выдавать рекомендации конструкторам и прочнистам

Мы работали с отраслевыми институтами и металлургическими заводами по разработке и испытаниях новых материалов и внедрению их в конструкцию самолетов. Я набрал в группу молодых специалистов И. Воронцова, А. Ковтуна, В. Гречко, Е. Захаренко, В. Кузнецова, а несколько позже А. Николайчика для иследования остаточных напряжений в заготовках и деталях из них и влияние их на усталость конструкции. Поскольку в 1979–1981 годах я по заданию главного конструктора по самолету Ан-124 П.В. Балабуева проводил на металлургических и авиастроительных заводах с целью освоения изготовления крупногабаритных полуфабрикатов для обеспечения постройки первого планера самолета то группой фактически руководила Шахатуни.

Отдельно отмечу выполненные по указанию Елизаветы Аветовны работы по выбору сплава для сложных фрезерованных деталей из поковок и штамповок для самолетов Ан-72 и Ан-74. В СССР для этих целей, в основном, использовался низкопрочный (предел прочности 39 кг/мм2) сплав АК6Т1. Хотя в самолете Ан-22 уже был широко применен сплав В93Т1 (48 кг/мм2), но большие проблемы с его низким ресурсом не удовлетворяли Шахатуни.

В США для этих целей использовался высокопрочный (56 кг/мм2) сплав 7075Т6. По результатам многих исследований было известно, что среднепрочный (44 кг/мм2) сплав Д16Т обладает высокими характеристиками усталостной долговечности и превосходит перечисленные сплавы, но практически нигде не применяется в виде ковочного сплава. Однако мы нашли в литературе, что в самолете «Каравелла» (Франция), аналог сплава Д16Т применялся для этих целей.

Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ) нас пугал, но не конкретно какими-то последствиями, а так, в общем, что этот сплав не применяется для поковок и штамповок

Тем не менее мы изготовили на Верхне-Салдинском металлургическом заводе (ВСМОЗ) опытные штамповки, испытали и Шахатуни Е.А. было принято решение о применении сплава Д16пчТ для поковок и штамповок самолета Ан-72. Меня послали на указанный завод, чтобы я согласовал технические условия, где мы заложили прочность несколько выше среднего уровня, потому что проблему снижения массы в самолетостроении еще никто не отменял. Никто на заводе не хотел подписываться под этими характеристиками.

Я бегал целую неделю между цехами и начальством, отморозил уши (дело было зимой), но нам здорово помог зам. главного инженера Никитин Е.М., заставив начальников цехов и подразделений подписать наши характеристики. Впоследствии руководство КМЗ взяло его к нам на завод главным металлургом.

При создании самолета Ан-124 у Шахатуни Е.А. возникли сомнения по поводу того, что уровень ресурсных характеристик отечественных сплавов был такой же, как у их зарубежных аналогов, и она в 1976 году поручила мне провести сравнение усталостной долговечности. Очень сложно это было сделать, т.к. были существенные отличия – у нас образцы с отверстием, у них с боковыми надрезами; у нас частота испытаний 40 Гц, у них 33 Гц. Не всегда совпадали и режимы испытаний: пульсирующая нагрузка или симметричный цикл. Тем не менее, перелопатив кучу иностранных источников, удалось подобрать немного убедительных результатов, где мы показали некоторое преимущества зарубежных сплавов над отечественными по усталостной долговечности.

После утвердения этого отчета у Антонова О.К и рассылки его в отраслевые институты у нас началась настоящая «война» (главнокомандующим была Елизавета Аветовна) с руководством ВИАМ и ВИЛС (Всесоюзный институт легких сплавов), которые рассказывали, что в СССР все характеристики сплавов и полуфабрикатов из них такие же, как и у США, и мы им ни в чем не уступаем. Особенно жесткое противостояние было с начальником лаборатории №3 ВИАМ Фридляндером И.Н. Руководство ЦАГИ, в лице Зам. начальника ЦАГИ по прочности Селихова А.Ф. и начальника отделения Воробьева А.З., хотя и заняли нашу сторону, но вели себя очень пассивно. Руководство КМЗ подняло эти вопросы на уровень Министерства. Мы также взяли себе в союзники прочнистов с ОКБ Туполева А.Н. Со временем нас в ВИАМ поддержали академик Кишкин С. Т. и его жена Кишкина С.И., доктор наук, руководитель лаборатории прочностных испытаний №8. Позже, когда руководителем ВИАМ назначили Шалина Р.Е., то началась совместная продуктивная работа.

В СССР никак не могли понять, как зарубежные самолеты В-707, В-747, ДС-8 и др. имеют ресурс 80 000–100 000 летных часов, тогда как в СССР 15 000–30 000

Мало того, когда проектировали самолет Ту-154, так дважды пришлось уже в эксплуатации переделывать крыло, т. к. оно не обеспечивало требуемый ресурс 30000 летных часов. Вскоре нам представилась возможность изучить конструкцию зарубежных самолетов. В Шереметьево под Москвой потерпел катастрофу самолет ДС-8 японской авиакомпании, а затем на Кольском полуострове истребителями был «посажен» самолет В-707 корейской авиакомпании, который заблудился и попал в воздушное пространство СССР.

По результатам исследований и испытаний было определено:

  • в конструкции (оперение и продольный набор фюзеляжа) американских самолетов более широко применяется высокопрочный сплав 7075-Т6 (аналог в СССР сплава В95Т1), тогда как в отечественных самолетах для этих конструкций применялся мене прочный, но более высокоресурсный сплав Д16Т (аналог в США 2024Т3);
  • широкое применение болт-заклепок и других крепежных элементов, которые ставились с натягом, что существенно повышало усталостную долговечность и герметичность;
  • автоматическая клепка стержнями панелей крыльев автоматами фирмы «Джемкор», что обеспечивало высокие усталостные характеристики и их стабильность, тогда как в СССР большинство этих работ выполнялось вручную;
  • применение твердой плакировки на листах, что повышало их усталостную долговечность. В СССР плакировка (покрытие с целью защиты от коррозии) выполнялась чистым алюминием;
  • значительно более высокий уровень проектирования конструкции для обеспечения высокой усталостной долговечности;
  • более высокое качество изготовления элементов конструкции и тщательная подгонка деталей в производстве;
  • в конструкции шасси применялась высокопрочная (210 кг/мм2) сталь, тогда как у нас сталь 30ХГСНА прочностью 160 кг/мм2.

Результатом этих исследований и др. стало широкое применение в конструкции самолета Ан-124 крепежа с натягом и сплавов высокой чистоты по указанным примесям Д16очТ, В95очТ2 и В93пчТ2, проектирование с учетом ресурса, широкое применение титана, повышение культуры и качества в серийном производстве, внедрение новых технологических процессов, в частности, дробеструйной обработки панелей и деталей и др., что позволило существенно повысить ресурс и коррозионную стойкость силовых конструкций планера самолета.

При создании самолета Ан-124 остро встала проблема выбора полуфабрикатов (прессованные панели или катаные плиты) для изготовления силовой конструкции крыла. Дело в том, что за рубежом для крыльев пассажирских самолетов, которые имели огромный ресурс, применяются катаные плиты с приклепанными к ним стрингерами, а в СССР больше применялись прессованные панели, где обшивка и стрингер составляют одно целое.

Это было связано с тем, что в СССР по инициативе руководителя ВИЛС академика Белова А.Ф. в начале 1960-х годов для производства самолета Ан-22 и с учетом на перспективу в отрасли были разработаны и построены уникальные горизонтальные прессы мощностью 20000 тонн для изготовления прессованных полуфабрикатов и вертикальные прессы мощностью 60000 тонн для изготовления крупногабаритных штамповок. Такого оборудования не было нигде в мире. В конце 1970-х годов такой вертикальный пресс купила в СССР даже металлургическая фирма «Пешине» Франция. В крыльях самолетов Ан-24, Ан-72, Ан-22, Ил-62, Ил-76, Ил-86 и др. широко применялись прессованные панели и поэтому на серийных авиационных заводах было оборудование и технологии их изготовления.

В начале 1970-х годов в Советском Союзе рассматривалась возможность закупки у фирмы Боинг пассажирского широкофюзеляжного самолета В-747. В г. Эверетт, где строили эти самолеты, летала большая делегация руководителей МАП, ОКБ и институтов. Их сильно впечатлило увиденное на производстве, особенно клепка панелей крыла автоматом «Джемкор», а также то, что ресурс этого самолета составлял до 100 000 летных часов. Потом специалисты фирмы Боинг прилетали с докладами о самолете В-747 в Москву, где принимала участие и Елизавета Аветовна. После приезда в Киев она собирала нас и рассказывала об этой встрече. Больше всего Шахатуни поразило то, что американцы каждый день одевали новые костюм, галстук и рубашку (всего 3 дня длились эти доклады), так как у нас обычно был один костюм на все случаи жизни.

Впечатленные увиденным на Боинге, все отраслевые институты заняли позицию, что надо крыло самолета Ан-124 делать сборной конструкции из катаных плит!

Мы же заняли позицию, что крыло надо делать из прессованных панелей. И тут, как говорится, нашла коса на камень. Наши конструкторы и технологи показали, что в случае применения прессованных панелей с законцовкой можно применить фланцевый стык, а не срезной, что упрощает стыковку концевой и центральной части крыла и снижает трудоемкость, упрощает герметизацию кессона крыла. Мы также показывали, что в СССР нет производства длинномерных (до 30 м) катаных плит, как в США. Но нам надо было еще доказать, что и ресурсные и весовые характеристики такого крыла будут не хуже.

Елизавета Аветовна предложила провести сравнительные испытания. Мы подготовили и согласовали с ЦАГИ, ВИАМ и ВИЛС большую программу испытаний и летом 1976 года я полетел на Ташкентский авиационный завод, где руководителем нашего филиала был Ермохин И.Г. В это время здесь строили самолет Ил-76, крыло которого делали из прессованных панелей. Мы отобрали 10 прессованных панелей из сплава Д16Т и В95Т1, которые отличались, в пределах допуска по прочности и по химическому составу.

Согласно «Программы…», завод должен был изготовить сотни различных образцов разных размеров для испытаний на усталость и живучесть и разослать их в ЦАГИ, ВИАМ и КМЗ. Выполнение всей этой работы, не специфичной серийному заводу, обеспечивали И. Ермохин с К. Демидов. Потом я поехал в МАП, где руководство КМЗ решило вопрос, чтобы меня приняли на Воронежском авиационном заводе, а также согласовали и выполнили Программу испытаний.

С Москвы я поехал в Воронеж, где производили самолет Ил-86, в конструкции центральной части фюзеляжа которого применялись катаные плиты сплава Д16Т. Я отобрал 3 плиты, согласовал Программу, порешал все вопросы и ознакомился с производством сверхзвукового самолета Ту-144 и др.

После проведения многочисленных иследований прессованных панелей и катаных плит мы доказали, что первые значительно превосходят вторые по всему комплексу свойств в продольном направлении – статическая и усталостная прочность и живучесть. В результате для самолета Ан-124 были выбраны уникальные длинномерные (30 м) прессованные панели с законцовкой которые производились на единственном в мире металлургическом заводе ВСМОЗ – ныне АВИСМА, г. Верхняя Салда.

Следует отметить, что требования к ресурсу со стороны Заказчика (военных) для стратегического военно-транспортного самолета Ан-124 были очень легкие – это 16 000 летных часов и 4 000 полетов, причем около 60-70% полетов тренировочные, то есть без полезной нагрузки. Тем не менее Елизавета Аветовна и Олег Константинович решили, что негоже создавать такой уникальный самолет с таким маленьким ресурсом. И, в дальнейшем, жизнь подтвердила их предвидение.

После развала СССР генеральный конструктор Балабуев П.В. вывел этот самолет на международный рынок грузовых перевозок крупногабаритных грузов, создав авиакомпанию «Руслан», и вкладывал все средства в создание новых самолетов, внедрение новых технологий, строительство жилья и многое другое

В 1970-х годах за рубежом появилось новое поколение алюминиевых сплавов: 2124, 7175, 2048, 7475, 7010, 7050 и технологии изготовления из них полуфабрикатов, а также новые двухступенчатые режимы старения Т76 и Т73 для сплавов серии 7000. Это позволило повысить весь комплекс прочностных, ресурсных свойств и коррозионной стойкости. Следует отметить, что в целом США на 10-15 лет обгоняли СССР в этой области.

В отделе РИО-1 Шахатуни Е.А. была организована огромная работа по изучению зарубежного опыта в различных направлениях. Выписывались отечественные и зарубежные научные журналы. Специально введенным в штат отдела переводчиком Шнайдманом М.Н. проводились поисковые работы по всему новому в области прочности, ресурса, материалов и сплавов.

Все это переводилось, анализировалось и внедрялось. Например, во время войны во Вьетнаме потерпел катастрофу новейший тактический бомбардировщик F-111А. Результаты исследований выявили, что причиной явился незначительный производственный дефект, от которого преждевременно и появилась трещина.

За рубежом начались работы в этом направлении, и мы тут не отставали

На многочисленных, обычных и конструктивных образцах проводились испытания и отрабатывались методики расчетов Малашенковым С.П. и Семенцом А.И. Большинством работ по исследованиям на конструктивных образцах вёл Василевский Е.Т.

Поскольку сплав Д16пчТ мы успешно применили для изготовления крупногабаритных штампвок для самолета Ан-72 то таким же образом внедрили и на самолете Ан-124. Летом 1979 года пришла беда из Ташкента, где изготавливались крупногабаритные детали. Начали растрескиваться огромные заготовки деталей из поковок сплава Д16очТ после закалки. Для первых самолетов детали делают из поковок, т.к. изготовление штампов длительный процесс. В Министерстве собрали и срочно отправили туда большую Комиссию из представителей ВИАМ, ВИЛС и МАП. От КМЗ – Шахатуни и автор. Приехали мы туда, а там порядка 10 заготовок деталей уже треснули.

Поскольку поковки очень огромные, например, для силовых шпангоутов около 4 м в длину, шириной 0.8 м, толщиной 0.3 м и массой до 3 тонн, то ее предварительно фрезеруют, оставляя только черновой припуск. Это необходимо, чтобы скорость охлаждения была высокой и деталь имела требуемые прочностные и коррозионные свойства. После ознакомления с ситуацией сидим мы все члены комиссии за большим столом и думаем, что же это за напасть, что делать? В это время приходят все новые и новые сообщения: еще треснула заготовка и еще. Счет пошел уже за 2 десятка!

Смотрю, лицо Елизаветы Аветовны стало желтым, как пергамент. Я тоже испугался, думал, что если не посадят, то сошлют в Сибирь, ведь это КМЗ настояло, чтобы поковки и штамповки делались из сплава Д16очТ.

Срочно прилетел Балабуев П.В. отвел меня в сторону советоваться, что делать. Я с перепугу начинаю «блеять», типа надо делать как американцы для самолета С5А из сплава В95очТ2. А мы совместно с институтами уже к тому времени провели работы по этому сплаву для поковок и штамповок, и он начал применяться для истребителей. Но Петр Васильевич говорит – «Нет, пусть они (то есть ВИАМ) предлагают и отвечают. С нас хватит!». ВИАМ предложил сплав В93пчТ2.

Поскольку предел прочности этих сплавов одинаковый (44кг/мм2), то не пришлось менять чертежи. А поскольку сплав В93 закаливается в горячую воду, то закалочных трещин в крупногабаритных заготовках из поковок не возникает, в отличие от сплава Д16, который закаливается в холодную воду.

За длительное время работы с металлургами, изучения специальной литературы и зарубежных исследований я уже начал понимать некоторые закономерности в области создания сплавов, и был хорошо знаком со специалистами и с руководителями институтов и металлургических заводов, то появилась идея создать сплавы конкретно для самолета Ан-124, благо какие были нужны характеристики я знал. В первую очередь нужно было повышать ресурсные характеристики.

Мы не могли просто копировать химические составы зарубежных сплавов по нескольким причинам. Мы применияли крупногабаритные полуфабрикаты для изготовления, которых отливали слитки диаметром 1100 мм, а этого никто в мире не делал. Поэтому мы не могли пойти на высокое легирование. Кроме того, для прессованных панелей необходимо было обеспечить нерекристаллизованную структуру, которая обеспечивала более высокий уровень свойств чем в катаных плитах и многое др.

Эту идею поддержала Елизавета Аветовнаи и дала мне полную свободу по этому направлению. Однако это была прерогатива лаборатории №3 ВИАМ, которой руководил Фридляндер И.Н.

Поэтому нужно было обойти их. В ВИЛС была команда друзей-единомышленников с огромными знаниями и желанием делать эту работу – Дриц А.М., Зайковский В.Б. и Шнейдер Г.И. и др. Все мы были молодые и трудности нас не смущали. Вместе с ВИЛС и ВСМОЗ за несколько лет были проведены огромный объем научно-исследовательских работ по влиянию легирующих элементов на весь комплекс свойств сплавов применяемых в силовой конструкции планера, а также технологии их изготовления.

В результате были разработаны 3 новых сплава: 1161Т1 для нижних панелей крыла, 1973Т2 для верхних панелей крыла и 1933Т2 для поковок и штамповок, которые превосходили ранее применяемые сплавы по всему комплексу ресурсных свойств. Пришла пора внедрять указанные сплавы в серийное производство.

И тут позвонил Дриц А.М. и сказал: «Будем оформлять авторские изобретения на указанные составы сплавов» и что туда надо включить и специалистов ВИАМ. Я сильно возмутился: «А они то зачем? Они ведь ничего не делали». На что, опытный в этих делах, Александр Михайлович, ответил: «Если мы их не включим в авторский коллектив, то фиг мы внедрим эти сплавы», т.к. без одобрения ВИАМ невозможно было применить что-то в самолетах. Я зашел к Елизавете Аветовне и предложил, чтобы она вошла в состав авторов.

На это она сильно возмутилась и сказала: «А я то здесь при чем? Вы занимались, вот и достаточно»

Я пытался ей доказать, что без ее поддержки ничего этого не было бы. Но она не стала со мной дальше разговаривать. Вот что значит благородный и интеллигентный человек! Я ведь знал на КМЗ начальников, которые заставляли подчиненных вписывать себя в Авторские, иначе не подписывали документы.

Дрицом А.М. были поданы заявки и мы получили Авторские свидетельства №1343857, зарегистрирован 8.06.1987г., №1362057, 22.08.1987г., №1340198, 22.05.1987г. на указанные 3 сплава и еще более 10 на технологию их изготовления и термообработки.

Но это еще не все достижения Елизаветы Аветовны. После того как самолет уже был запущен в серию и проведены статические и, частично, усталостные испытания (кстати, по инициативе Шахатуни Е.А., на одном экземпляре самолета, что еще никому в мире не удавалось. Это позволило значительно сократить средства и время на проведение испытаний), Елизавета Аветовна сумела внедрить эти новые сплавы в серийное производство самолета Ан-124! Нижние панели крыла стали изготавливать из сплава 1161Т, верхние – из 1973Т2, штамповки – из 1933Т2. В дальнейшем во всех новых самолетах Ан-225, Ан-70, Ан-148 и др. эти сплавы стали широко применяться.

В 1986 разработчики этих сплавов, включая и автора, стали лауреатами Премии Совета Министров СССР

В 1982 году я пришел к Елизавете Аветовне и сказал, что хочу заниматься самолетами, т. к. в отделе прочности у меня не было перспектив. Шахатуни пошла к Петру Васильевичу, и он дал добро на мой перевод в недавно созданную службу ведущих конструкторов по самолету Ан-70.

Вот таким удивительным и светлым Человеком была Шахатуни Елизавета Аветовна!

Многие достижения, которые были внедрены при создании самолетов Ан-124 и Ан-225, в частности, широкое применение титановых сплавов и сложных монолитных (вместо сборных соединений) деталей и узлов изготовляемых методом фрезерования были использованы Боинг при создании самолета В-787 Дримлайнер и др. Даже название Дрим – Мечта – Мрия были заимствованы в АНТК им. О.К. Антонова.

Джерело: Хвиля

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
На Курщині в полон до росіян потрапив 22-річний британець
ГЛАВКОМ NET
2024-11-25T22:57:45Z
Російські загарбники атакують Україну ударними БпЛА: мапа тривог
TSN
2024-11-25T22:51:54Z
Атака дронів по Україні: у Києві збивають "Шахеди" - що відомо
GlavRed
2024-11-25T22:39:27Z
"Диво якесь": у Харкові вцілів портрет одного з трьох педагогів, вже виникли теорії
Фокус
2024-11-25T22:12:31Z
Вже били по Сумах: у Defence Express пояснили небезпеку "Шахедів" зі шрапнеллю
24tv
2024-11-25T22:09:25Z
Карта бойових дій в Україні станом на 26 листопада 2024 року
ГЛАВКОМ NET
2024-11-25T22:00:05Z
Вибухи та потужна пожежа: українські дрони могли вдарити по місту Губкін на Бєлгородщині
24tv
2024-11-25T21:57:58Z
В окупованому Мелітополі почнуть штрафувати за «пропаганду чайлдфрі» згідно закону РФ
Детектор М
2024-11-25T21:34:32Z
Скандал із Сирським: військові "наїхали" на головкома ЗСУ – яка причина
TSN
2024-11-25T21:21:55Z
Європейські країни посилять військову підтримку України — Пісторіус
ZN UA
2024-11-25T23:21:29Z
Чи має право Україна завдавати ударів вглиб РФ: у НАТО зробили заяву
TSN
2024-11-25T23:09:10Z
Війна, день 1006. Україна продовжує атакувати об'єкти на території рф, ЗМІ пишуть про можливу відставку Буданова
Football.ua
2024-11-25T23:01:14Z
РФ атакує Україну "шахедами": у Києві та Харкові лунають вибухи, що відомо
Фокус
2024-11-25T22:57:47Z
Пентагон не бачить ознак присутності військ КНДР на території України
УкраинФорм
2024-11-25T22:48:25Z
На нараді в МЗС розглянули питання захисту українських дітей, депортованих до Росії
УкраинФорм
2024-11-25T22:48:05Z
США відреагували на погрози Кремля щодо бази ППО в Польщі
ZN UA
2024-11-25T22:43:34Z
Війна в Україні вступає в критичну стадію, – міністр оборони Британії
24tv
2024-11-25T22:42:38Z
Буданова можуть звільнити з посади керівника ГУР: кого готують на його місце - NV
GlavRed
2024-11-25T22:39:57Z
Один актор — 23 персонажі: Лаврін зі "Спіймати Кайдаша" озвучив Stalker 2
Фокус
2024-11-25T22:15:29Z
Популярна пісня Ельзи з "Крижаного серця" знову підкорює мережу
24tv
2024-11-25T22:03:12Z
Вартий очікування: все, що відомо про приквел хітового мультфільму "Думками навиворіт"
24tv
2024-11-25T21:39:21Z
"Найбожевільніший вчинок": Джамала розповіла, на що зважилася під час війни
GlavRed
2024-11-25T21:27:44Z
Максим Галкін публічно принизив путініста Філіпа Кіркорова - подробиці
GlavRed
2024-11-25T21:27:01Z
Акторка з Маріуполя знялася в пропагандистському ролику
ГЛАВКОМ NET
2024-11-25T21:21:13Z
Неочікуваний дует: Женя Галич та Lely45 запрем'єрили кліп на пісню "Усе ж таки друзі"
24tv
2024-11-25T21:18:37Z
Колишній чоловік Ані Лорак показав свою нову супутницю - який вона має вигляд
GlavRed
2024-11-25T20:27:36Z
Головні тренди новорічних суконь 2025
360ua.news
2024-11-25T20:15:50Z
«Будуємо першу в Україні підземну лікарню для 2000 пацієнтів», — Синєгубов
Мій Харків
2024-11-25T21:30:55Z
8 звичок, які роблять успішні люди щоранку
Знай
2024-11-25T20:51:57Z
Ось 12 найпоширеніших нічних жахів дорослих і що вони означають
24tv
2024-11-25T20:27:06Z
Наскільки шкідливо їсти вночі: результати останнього дослідження
24tv
2024-11-25T20:06:07Z
Венерологиня попередила про надскладні наслідки невиявленого сифілісу
ГЛАВКОМ NET
2024-11-25T19:00:23Z
Україна та Данія підписали угоду в сфері охорони здоров’я
УкраинФорм
2024-11-25T18:01:36Z
Названо ягоду, яка лікує абсолютно все
AgroNews
2024-11-25T17:37:52Z
В Україні презентували першу версію мапи реабілітаційних закладів - Мінреінтеграції
УкраинФорм
2024-11-25T17:36:00Z
В Україні посилять контроль над психіатричними оглядами: що зміниться
24tv
2024-11-25T16:45:18Z
Футзал. Україна оголосила заявку на матчі відбору Євро-2026
Football.ua
2024-11-25T22:23:03Z
Вест Гем впевнено обіграв Ньюкасл
Football.ua
2024-11-25T22:01:55Z
Лечче в гостях обіграв Венецію
Football.ua
2024-11-25T21:43:31Z
Полісся — Зоря 1:1 Відео голів та огляд матчу УПЛ
Football.ua
2024-11-25T21:39:10Z
Визначилися номінанти на щорічні премії від ATP
УкраинФорм
2024-11-25T20:57:44Z
Президент Ла Ліги: Іноді Перес втрачає зв'язок з реальністю
Football.ua
2024-11-25T20:52:15Z
Чемпіонат України з вільної боротьби: юний спортсмен з Львівщини виборов перше місце
ГЛАВКОМ NET
2024-11-25T20:30:43Z
Роналду розриває в Лізі чемпіонів: відео розкішного дубля португальця
24tv
2024-11-25T20:27:17Z
Аморім — після свого дебюту в МЮ: Мої гравці занадто багато думали під час гри
Football.ua
2024-11-25T20:01:29Z
В Україні запускають Єдиний державний реєстр домашніх тварин
Детектор М
2024-11-25T23:13:46Z
Демократії важко перевести економіку на воєнні рейки - німецький генерал
УкраинФорм
2024-11-25T22:51:07Z
Стефанішина: Приїзд європейських інструкторів в Україну для навчання бійців ЗСУ - питання часу
УкраинФорм
2024-11-25T22:23:04Z
26 листопада: яке сьогодні свято, традиції та заборони
ГЛАВКОМ NET
2024-11-25T22:06:40Z
Вся правда про короля Британії Чарльза III: проблеми зі шлунком, статеві зв'язки та загальний розбір матриці долі
Знай
2024-11-25T21:51:49Z
Пентагон відкрив тендери для роботи американських військових підрядників в Україні
УкраинФорм
2024-11-25T21:49:45Z
Німеччина планує навчати українських військових на рівні штабів батальйонів і бригад
УкраинФорм
2024-11-25T21:22:53Z
Місто у місті: що виробляє завод "Тайфун", який уразили Сили оборони у Калузі
24tv
2024-11-25T20:51:34Z
Скільки ракет ATACMS треба для потужної "бавовни" – експерт підрахував
TSN
2024-11-25T20:39:11Z
Нацбанк за тиждень продав понад 590 мільйонів доларів
Хвиля
2024-11-25T21:36:49Z
Україна може подвоїти обсяг аграрного експорту
Хвиля
2024-11-25T21:03:40Z
ДТЕК поновив графіки відключень світла у 4 регіонах України
Хвиля
2024-11-25T20:21:05Z
Вартість яєць продовжує невпинно зростати: яка ситуація на ринку України
24tv
2024-11-25T20:03:01Z
В обмінниках зміниться курс долара: чого чекати українцям до 1 грудня
GlavRed
2024-11-25T19:25:24Z
Reuters: Австрія конфіскувала російський газ на 230 млн євро
Европейская правда
2024-11-25T19:16:44Z
Ціни на моркву в Україні продовжують падати: аналітики назвали вартість та пояснили тенденцію
Политека
2024-11-25T19:00:25Z
В Україні стрімко зростають ціни на овочі: як змінилася вартість огірків та помідорів наприкінці осені
Хвиля
2024-11-25T18:39:19Z
В грудні "Укрпошта" почне виплачувати українцям по 1000 гривень: кого це стосується
Фокус
2024-11-25T18:25:02Z
Суд відправив до тюрми на 15 років жителя Харківщини, який передавав ворогу дані про ЗСУ
УкраинФорм
2024-11-25T23:21:15Z
Вибухи пролунали у Харкові та Києві — ЗМІ
TSN
2024-11-25T23:09:54Z
На Тернопільщині померла 13-річна дитина. Це – четверта жертва отруєння цілої родини грибами
Украина Криминальная
2024-11-25T22:57:35Z
Стрілянина у готелі Києва: стрільцю повідомили про підозру та відправили під варту
ZN UA
2024-11-25T22:36:19Z
Рівнянина затримали за замах на умисне вбивство знайомої
Украина Криминальная
2024-11-25T22:09:11Z
Пожежа на Калузькому НПЗ: військовий експерт оцінив масштаби руйнувань
Политека
2024-11-25T21:51:39Z
У Тернополі чоловік написав на фасадах церков «число звіра»: йому загрожує п’ять років ув’язнення
ГЛАВКОМ NET
2024-11-25T21:42:10Z
В Сумах затримали диверсанта, що вчиняв підпали на замовлення російських спецслужб
InternetUA
2024-11-25T21:15:29Z
Літак російської авікомпанії в Анталії загорівся з тієї ж причини, що й п′ять років тому у «Шереметьєво» – The Insider
ГЛАВКОМ NET
2024-11-25T20:45:16Z
Що буде, якщо подивитися в розбите дзеркало
TSN
2024-11-25T22:51:41Z
Робота мрії: в розкішний готель на Закарпатті потрібна доглядальниця за котами
TSN
2024-11-25T22:09:51Z
Не з ікрою чи шпротами: найкращий рецепт канапок на Новий рік
24tv
2024-11-25T21:57:13Z
8 речей, які ніколи не можна зберігати біля плити: це треба знати кожному
24tv
2024-11-25T21:33:28Z
2024 був кармічним, але чи пройшли ви урок: основні ознаки того, що в 2025 вам буде легше
Знай
2024-11-25T21:30:39Z
Хрусткі, легкі, неймовірно смачні: як приготувати вафлі у вафельниці
24tv
2024-11-25T20:42:48Z
Важливе правило етикету: яку кількість квітів дарувати не можна - точна відповідь
GlavRed
2024-11-25T20:27:35Z
Сіль чи пісок: чим найкраще посипати доріжки для безпеки взимку
24tv
2024-11-25T19:57:46Z
Небезпечний дитячий одяг з'явився на Temu: токсичність перевищила норму у сотні разів
InternetUA
2024-11-25T19:49:55Z
Росіяни намагаються впровадити штучний інтелект у "шахеди" - ЗМІ
Хвиля
2024-11-25T23:12:31Z
Стартап Ubitium розробляє процесор, який об’єднає CPU, GPU, DSP та FPGA
ITC
2024-11-25T23:10:43Z
До Землі несеться астероїд розміром з футбольне поле: чи є загроза для планети
TSN
2024-11-25T22:39:49Z
NVIDIA GeForce RTX 50xx першими отримають пам’ять GDDR7, — інсайдер
ITC
2024-11-25T21:55:47Z
Криптовалютні шахраї викрали криптовалюту у 42 тисяч користувачів Bluesky
InternetUA
2024-11-25T21:51:12Z
Експерти назвали 5 бюджетних відеокарт, до яких варто придивитися у 2024 році
InternetUA
2024-11-25T21:01:50Z
Як стерти всі дані та відновити заводські налаштування на Macbook: інструкція
InternetUA
2024-11-25T20:13:57Z
На рендерах показали дизайн Samsung Galaxy A56 з новою камерою
InternetUA
2024-11-25T19:31:27Z
Лотерея як розвага: Як грати для задоволення, а не задля виграшу
iPress
2024-11-25T19:16:02Z
Водіям на замітку: як "врятувати" автомобіль від корозії – головні правила
GlavRed
2024-11-25T21:27:58Z
Mercedes-Benz W124 виповнилося 40 років
AutoCentre
2024-11-25T20:16:40Z
Розпочалися випробування першого у світі колісного навантажувача на водні
AutoCentre
2024-11-25T19:22:04Z
Tesla лідирує серед брендів за кількістю смертельних аварій
360ua.news
2024-11-25T18:33:47Z
Cтав відомий найекономічніший електричний фургон 2024 року
AutoCentre
2024-11-25T17:46:28Z
Представлено новий Chevrolet Aveo
Portaltele
2024-11-25T16:52:39Z
Повернення легенди: Toyota відродить культову спортивну модель
Фокус
2024-11-25T16:21:21Z
В Україні виготовили партію автопаливозаправників на шасі MAN TGM 4×4
AutoCentre
2024-11-25T16:15:26Z
Kia EV9 GT 2025: Електричний сімейний автомобіль зі спортивним характером та потужністю понад 500 к.с
ITC
2024-11-25T15:16:34Z