Такое мнение в интервью Укринформу высказал президент ассоциации «Укравиапром», председатель правления АО FED Виктор Попов.
Он отметил, что украинские компании FED, «Мотор Сич» и «Авиакомпания Константа» - потенциальные покупатели ХАЗа.
«Мы заинтересованы в том, чтобы завод работал. Что касается иностранных инвесторов, то я уверен, что никто не зайдет на завод. Никто не хочет связываться с государственными предприятиями. Это мировая практика. Плюс – такое тяжелое финансовое положение. Но вот уже после состоявшейся приватизации, когда мы докажем, что и сами способны поднять предприятие, появится возможность привлекать инвесторов из-за рубежа, с развивающихся рынков – турецкого, южнокорейского, индийского», - считает Попов.
По его информации, проект закона по приватизации ХАЗа в Верховной Раде рассмотрят в январе, как и проект закона о списании долгов этого предприятия перед государством.
Попов настаивает, что приватизация – единственный реальный путь спасения завода.
«Меня, порой, поражает вопрос: «А зачем Украине два авиазавода? Есть «Антонов», пусть уже порежут этот ХАЗ». А зачем Южной Корее три автогиганта? Зачем они построили металлургический завод, не имея на своей территории полезных ископаемых? Потому что государство хочет зарабатывать деньги. Или та же Турция. Где была ее авиация 10 лет назад и где она сейчас? Строят самолеты пятого поколения и беспилотники. Мы – наоборот: имеем компетенции и не даем себе работать. Нельзя быть только аграрной страной, этого недостаточно для развития. Тонна зерна стоит 300 долларов, то есть килограмм – 30 центов, килограмм авиационного железа – 3-4 тыс. долларов. Нельзя терять компетенции в высокотехнологических отраслях», - комментирует Попов.
Президент Укравиапрома отмечает, что ассоциация, потенциальные покупатели завода пришли к взаимопониманию с Укроборонпромом, и сейчас концерн поддерживает приватизацию.
Отвечая на вопрос о возможной цене предприятия, Попов сказал, что она должна быть посильной, ведь ХАЗ требует огромных вложений.
«Зайдите к нам (на FED – ред.) и зайдите на ХАЗ. Ведь там надо сделать так, как у нас. Там столько надо вложить просто в ремонт, и это еще речь не о производстве продукции. То есть цена должна быть вменяемая, подъемная для инвестора. Но при этом же в законопроекте четко прописаны требования. Это сохранение профильности, выплата заработной платы, вложения в модернизацию», - сказал глава Укравиапрома.
Как сообщалось, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие – одно из предприятий авиационной промышленности Украины, специализирующееся на полном цикле работ по серийному производству, доработке и техническому обслуживанию в процессе эксплуатации производимых самолетов. С июня 2015 года ХАЗ, уже в состоянии банкротства, вошел в концерн «Укроборонпром». Основная задолженность (65%) госпредприятия – более 2 млрд грн перед госбюджетом – связана с выпуском в 2009 году облигаций на 1,6 млрд грн под государственные гарантии. Последний самолет предприятие выпустило в 2014 году.
12 мая 2021 года руководитель государственного концерна «Укроборонпром» Юрий Гусев утвердил антикризисный план для Харьковского государственного авиационного производственного предприятия. В частности, им предусматривается достройка и передача в лизинг украинскому перевозчику самолетов, загрузка заказами на изготовление запчастей, обслуживание самолетов, списание ненужного металлолома, передача в аренду объектов на территории предприятия.