17 января 1921 года в столице Австрии основан Украинский Свободный Университет (нем. Ukrainische Freie Universität). Осенью того же года Университет из Вены был перенесен в Прагу (на снимке профессура Университета в 1926 году в Праге).
Инициаторами основания частного украинского университета за пределами Украины были такие выдающиеся ученые как Александр Колесса, Иван Горбачевский, Станислав Днестрянский, Михаил Грушевский. В Праге Университет получил помещение и финансовую поддержку от президента и правительства Чехословацкой Республики. В то время в Праге проживало значительное количество украинских профессоров, ученых и студентов, и это способствовало развитию Унивесритета. На первый семестр в вуз записалось более 700 слушателей на два факультета – философский и юридически-экономический (в 1999 году в структуру Университета органично вписался третий факультет – украинистики).
После Второй мировой войны, по сути после разгрома Украинского свободного университета в Праге он возобновил свою деятельность в Мюнхене (Бавария). Без архива, без библиотеки, без материальных средств для функционирования (со вступлением советских войск в Прагу весной 1945 года имущество, библиотека и архивы венского и пражского периодов Университета были частично уничтожены, частично вывезены в Советский Союз, ректор о. Августин Волошин арестован, со временем замучен в тюрьме). Однако уже осенью 1945 года Университет возобновил свою работу.
Благодаря субсидиям Федерального правительства Германии и Баварского правительства была создана финансовая база для успешного функционирования университета. УВУ стал известным научным центром студий украинистики в Западной Европе.
На современном этапе главная миссия Украинского свободного университета – стать ведущим научно-исследовательским центром украиноведческих исследований в Евросоюзе, своеобразным интеллектуальным мостом между Украиной, Германией и странами Евросоюза, а также научным, культурным и ориентационным центром.
Библиотека Украинского Свободного Университета в Мюнхене – одна из важнейших украинских культурных ценностей в Европе. Фонды библиотеки насчитывают более 30 тысяч книг и периодических изданий. В 1991 году комиссия Министерства внутренних дел Германии признала библиотеку Университета важнейшим источником украинистики в немецкоязычном мире.
Памяти Героев Небесной Сотни
Андрей Мовчан (1980-2014) родился на Черниговщине, жил в Киеве. Работал в Национальном театре им. И. Франко мастером сцены.
Андрей был на Майдане и в 2004-м, и в 2013 году. Находился с протестующими с первого дня, был в самообороне. Сестра Андрея дежурила на территории Михайловского собора как врач-волонтер. В последний раз она видела брата в 5 утра 20 февраля.
После 11 часов Андрей перестал отвечать на телефонные звонки. Вскоре его нашли мертвым – с несколькими огнестрельными ранениями.
Провести Андрея в последний путь приезжал львовский театр им. Заньковецкой, куда Андрей несколько раз ездил с театром Франко во время гастролей.
В этот день родились в Украине…
Иван Труш (1869–1941), один из самых выдающихся живописцев своего времени.
С 1897 года Иван Труш переселяется во Львов, где устанавливает тесные связи с Научным обществом им. Т. Шевченко. Первая персональная выставка в 1899 году принесла художнику заслуженную репутацию лучшего галицкого живописца. НТШ дает Трушу ответственный и почетный заказ – написание портретов выдающихся украинских деятелей в Киеве, за что художник берется в 1900 г.
Во Львове художник подружился с Иваном Франко. Они основывают «Общество поклонников украинской литературы, науки и искусства», целью которого стала популяризация украинского изобразительного искусства и народного творчества Галичины. Труш и Франко дружили семьями, художник написал больше десяти портретов писателя. Через 24 года после смерти Франко Иван Труш создал его портрет, который в советское время стал хрестоматийным и печатался во всех книгах и учебниках.
Иван Труш женился на Ариадне Драгомановой – младшей дочери историка, философа и фольклориста Михаила Петровича Драгоманова. Впервые художник увидел будущую невесту на фотографии в доме литературного критика Михаила Павлика. А когда он писал портрет Леси Украинки, то во время сеансов выяснил, что «прекрасная незнакомка» с фотографии приходится поэтессе двоюродной сестрой. Свадьба Ивана и Ариадны состоялась в 1903 году. Научное общество имени Шевченко предоставило молодой семье под жилье и мастерскую несколько комнат в своем доме в центре Львова.
В творчестве художника было две ведущие темы: романтические пейзажи родной Гуцульщины и портреты выдающихся украинских деятелей, в частности Николая Лысенко, Ивана Нечуя-Левицкого, Михаила Грушевского.
Наследие Ивана Труша насчитывает 6 тысяч работ, среди которых 350 психологических портретов. Его работы имели успех в Кракове, Вене, Софии, Лондоне, Киеве. Иметь картину с его подписью считалось признаком аристократизма и интеллигентности.
Увидеть произведения художника и больше о нем узнать можно тут: https://sverediuk.com.ua/lvivskiy-impresionist-ivan-trush/, тут: https://h.ua/story/368518/ …или тут https://www.ukrinform.ua/rubric-culture/2664710-ivan-trus-piligrim-farb-i-sonca.html
сайт музея: https://www.facebook.com/hmmtrusha.museum/photos
Григорий Китастый (1907-1984), бандурист, руководитель Украинской капеллы бандуристов им. Т.Г. Шевченко в США.
Родился Григорий Китастый на Полтавщине. Еще с молодых лет юноша интересовался искусством. В 20 лет Китастый поступил в Полтавский музыкальный техникум, а после его окончания – в Киевский музыкально-драматический институт им. Николая Лысенко. Учился на дирижерско-капельмейстерском и композиторском факультетах, овладевал техникой игры на скрипке, корнете и бандуре. В 1935 году остатки расформированных Полтавской и Киевской капелл собрали в одну – Государственную образцовую капеллу бандуристов Украины. В ней Григорий Китастый стал концертмейстром, а в 1941-м – заместителем художественного руководителя.
С началом Второй мировой войны Капелла была расформирована. Младших по возрасту призвали в армию, а старших – на рытье противотанковых рвов вокруг Киева. Из ушедших на фронт многие погибли, некоторые попали в плен, среди них был и Григорий Китастый. Из плена ему удалось бежать и вернуться в Киев. В оккупированном немцами городе он присоединился к другим артистам и сформировал Капеллу бандуристов, дав ей имя Тараса Шевченко. Капелла гастролировала по селам Киевщины, концерты имели огромный успех, и это окрыляло артистов. Весной бандуристы выехали с концертами на Волынь и Галичину, но вскоре артисты были отозваны в Киев, и в сентябре 1942 года под видом гастролей были вывезены в Германию. Два месяца они провели в лагере остарбайтеров в Гамбурге. Работали в клепальном цехе, изготовляя какие-то детали для подводных лодок. В праздничные дни давали концерты для рабочих лагеря. Оставаясь в статусе остарбайтеров на протяжении всей войны, артисты постоянно разъезжали по немецким городам, где было больше украинских рабочих. В 1943-1944 годах Капелла находилась на гастролях в Галичине, выступая перед местным населением и воинами Украинской Повстанческой армии (УПА). Там Китастый встретил и подружился с Иваном Багряным (это дружба и сотрудничество продолжались до последних дней жизни Ивана Багряного).
После окончания войны музыканты Капеллы оказались в лагере перемещенных лиц. Китастый без устали работал над концертными программами Капеллы, выступления которой пользовались большим успехом в лагерях для перемещенных лиц в Западной Европе. Впоследствии Григорий Китастый эмигрировал в США. Жил в Детройте, Калифорнии, а затем в Чикаго, где возглавил первый ансамбль бандуристов Объединения демократической украинской молодежи (ОДУМ). В ноябре 2008 года за выдающийся личный вклад в дело национального и духовного возрождения Украины, распространение украинской культуры и кобзарского искусства в мире бывшему дирижеру и руководителю Украинской капеллы бандуристов имени Тараса Шевченко в США Григорию Китастому посмертно было присвоено звание Герой Украины.
Больше інформации и фотографий тут: https://ukrmusic.online/encyclopedia/kytastyy-hryhoriy-trokhymovych/
Василий Соколенко (1922-2018), один из выдающихся мастеров Петриковской росписи.
Родился в центре украинской народной традиции декоративной живописи – в селе Петриковка. Его учительницей была знаменитая мастерица росписи Татьяна Пата.
С 1971 по 1992 год работал главным художником на фабрике петриковской росписи «Дружба». Среди заслуг мастера – открытие при фабрике Музея истории декоративной росписи, где он собрал отличные образцы искусства как старых, так и современных художников Петриковки.
В 2000-х в собственном доме создал музей-усадьбу петриковской росписи.
Ознакомиться с его биографией и работами можно здесь: https://petrykivka.dp.ua/vasil-sokolenko/
и здесь: https://www.behance.net/gallery/15616837/vasil-sokolenko
Владимир Горбулин (1939), ученый, государственный деятель. Директор Национального института стратегических исследований (2014–2018).
Родился в Запорожье. В 1962 г. окончил физико-технический факультет Днепропетровского университета, инженер-механик по специальности «летающие аппараты», много лет работал в сфере ракетно-космической и авиационной техники Украины. Доктор технических наук, Академик НАН Украины. Член Международной академии Астронавтики.
Один из авторов Концепции национальной безопасности и обороны Украины, Государственной программы строительства и развития Вооруженных сил Украины и других ведущих документов стратегии строительства и развития государства.
В январе 2003 года, в соответствии с указом президента Украины, создал Национальный центр евроатлантической интеграции Украины, работу которого возглавляет на общественных началах.
Один из участников инициативной группы "Первого декабря".
Владимир Горбулин опытный аналитик и знаток геополитики, является автором многих аналитических статей по обществу, геополитике, кризисам, гибридной войне в Украине и мире. С ними можно ознакомиться тут https://dt.ua/author/vladimir-gorbulin
Многие статьи посвящены агрессии России против Украины. В частности, в статье «Тезисы ко второй годовщине российской агрессии против Украины» он отмечает, что украинско-российские отношения имеют долгую и противоречивую историю, и основным ее содержанием является стремление Московии и ее наследников – Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации – сделать невозможным становление независимого государства Украинского народа – полноправного члена европейского содружества наций.
Иван Карабиц (1945-2002), выдающийся композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.
Родился в греческой семье в селе Ялта Донецкой области. В раннем детстве вместе с родителями уехал из Ялты. Дальнейшая его жизнь прошла в Торецке, Бахмуте, Киеве и гастрольных поездках.
Учился в Артемовском музыкальном училище (ныне – Бахмутский колледж искусств имени Ивана Карабица), окончил его по классу фортепиано.
В 1971 году окончил Киевскую государственную консерваторию (ныне Национальная музыкальная академия Украины) по специальности композиция. Иван Карабиц был учеником Бориса Лятошинского, а после его смерти продолжил обучение у Мирослава Скорика.
В творчестве Иван Карабиц обращался, в частности, и к додекафонии, и к джазу, и к украинскому фолку. Он написал симфонии, оперу-ораторию «Киевские фрески», хоровые, камерно-инструментальные и камерно-вокальные произведения, эстрадные песни, музыку к кинофильмам и театральным спектаклям.
Был дирижером ансамбля песни и пляски Киевского военного округа, преподавал на кафедре композиции Киевской консерватории.
В 1989-2001 гг. – музыкальный директор международного фестиваля Киев Музык Фест. Член Национальной комиссии по культуре при ЮНЕСКО.
В 1994-2000 гг. – художественный руководитель Национального ансамбля солистов «Киевская камерата», основатель цикла концертов «Время камераты».
Произведения раннего периода отличаются экспрессивностью музыкального языка и поиском индивидуального стиля, композитор свободно использовал додекафонию. Преобладают камерные произведения.
В 70-80-е годы определилось тяготение композитора к масштабным музыкальным построениям, преобладают симфонические и вокально-симфонические жанры (Концерт для хора, солистов и симфонического оркестра «Сад божественных песен» на стихи Г. С. Сковороды, опера-оратория «Киевские фрески», три концерта для оркестра), характерна философская и гражданская тематика (темы Родины, памяти, нравственного долга). Стилистика композитора включает сочетание разных жанрово-стилевых пластов украинского фольклора (дума, протяжная песня, инструментальные наигрыши) и национального профессионального музыкального искусства (знаменный распев, кант, хоровая культура барокко, стилистика Б. Лятошинского), с достоянием классиков ХХ в. (Г. Малер, Д. Шостакович, Б. Барток, И. Стравинский) и новейшими тенденциями, а также и массовыми жанрами. Одно время симфонический оркестр Гостелерадио Украины под руководством Вадима Гнедаша и Владимира Сиренко записал ряд его произведений в фонд украинского радио. Некоторые произведения И.Карабица исполнялись оркестром во Франции и Испании.
Универсальность музыкального языка произведений следующего периода определилась синтезом различных элементов современных композиторских техник (пуантилизма, аллеаторики, сонористики) в сочетании с новотональной и новомодальной звуковысотной организацией, пересечением различных стилевых тенденций (неоклассицизма, необарокко, неоимпрессионизма, джазовой лексики). В образной сфере усиливается трагическое начало и актуализируется тема покаяния (Концерт №3 «Голосение», Концерт-триптих для оркестра), по-новому зазвучала пантеистическая тема («Music from Waterside»).
Сайт, посвященный Ивану Карабицу: http://www.karabits.com/
…и в мире
Мухаммед Али (Кассиус Клей; 1942-2016), легендарный американский боксер, чемпион мира среди профессионалов, олимпийский чемпион. Али был единственным боксером, который трижды выигрывал титул чемпиона мира в тяжелом весе. За почти двадцатилетнюю карьеру он выиграл 56 поединков, 37 из которых завершились нокаутом.
Родился будущий чемпион в городе Луисвилл, штат Кентукки. Боксом занимался с 12 лет. В 1960 году боксер одержал победу в полутяжелом весе на Олимпийских играх в Риме, после чего перешел в профессионалы. После победы в Риме Кассиус приехал на родину в родной Луисвилл, исполненный гордости за спортивные достижения. Зашел в кафе, сел за столик. "Нигерам не подаем", - услышал олимпийский чемпион. На его замечание, что у него есть деньги, и он может рассчитаться, белые выгнали спортсмена прочь. Тогда Кассиус пошел на берег реки Огайо и выбросил золотую олимпийскую медаль. Через четыре года (1964), вдохновившись идеологией темнокожих мусульман США, он принял ислам и сменил имя на Мухаммед Али. Всю свою жизнь он не упускал случая, чтобы напоминать о правах афроамериканцев.
После девяти успешных поединков Али был лишен титула чемпиона мира за отказ от прохождения армейской службы. Вернул титул в поединке с Джорджем Форманом в 1974 году в возрасте 32 лет. Проведя десять успешных боев, в феврале 1978 года снова потерял титул в поединке с Леоном Спинксом. Спустя восемь месяцев, в сентябре 1978 года, одержал победу над Спинксом, вернув титул чемпиона мира, но в 1979 году объявил о завершении карьеры. Вернулся в спорт в 1980 году для боя с Ларри Холмсом за титул чемпиона мира; Али завершил поединок в десятом раунде. Провел еще одно неудачное сражение с Тревором Бербиком в 1981 году. В том же году Мухаммед Али завершил свою боксерскую карьеру.
В 1999 году Би-би-си назвала Мухаммеда Али "Спортсменом века". В том же году Али был назван "Спортсменом века Кентукки" и был введен в спортивный Зал славы своего родного города Луисвилля. В 2005 году боксер получил одну из самых высоких правительственных наград Соединенных Штатов – Медаль свободы. В том же году он стал первым спортсменом, удостоенным золотой Медали мира им. Отто Хана за активное участие в американском общественном движении и многолетний вклад в борьбу за мир в качестве посланника ООН (награда основана Германским обществом содействию ООН). После завершения карьеры Али активно участвовал в благотворительной деятельности, собирая средства для бывших спортсменов, а также поддерживал исламскую школу в Чикаго, названную в его честь. Легендарный боксер скончался в июне 2016 года. Последние 30 лет он мужественно боролся с болезнью Паркинсона.