18 января, накануне двунадесятого церковного праздника Крещения Господня, христиане восточного обряда празднуют Навечерие, которое в народе еще называют Крещенским Сочельником или Голодной кутьей.
Как и перед Рождественской вечерей, верующие весь день соблюдают строгий пост, а вечером, когда на небе появится первая звезда, семьями собираются за праздничным столом. Как и на Богатую кутью, на Голодную готовят только постные блюда, но в меньшем количестве (кутью и компот, вареники с капустой, блины на растительном масле, фасоль, все моченое, квашеное и т.д.).
18 января в храмах совершается праздничное богослужение, а также совершается великое освящение воды, которую следует первой потреблять во время Свят-вечера и с молитвой кропить ею всех членов семьи, двора, дом, колодец, домашних животных. Эта вода имеет такую же целебную силу, как и освящаемая 19 января вода, которую называют Иорданской – лечит телесные и духовные болезни, не портится и сохраняется в течение года.
События дня
18 января 1654 года в Переяславе состоялся совет (рада) казацкой верхушки, на которой генеральная старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, а также полковники и сотники приняли решение присягнуть на верность московскому царю.
Как известно, в 1648 году в Украине вспыхнуло антипольское восстание под предводительством Богдана Хмельницкого, во время которого Речь Посполита потеряла контроль над центральной частью украинских этнических земель, на базе которых и казацкое государство во главе с Гетманом. Однако добытая украинская автономия оказалась зажатой между тремя великими государствами Восточной Европы того времени: Речью Посполитой, Крымским ханством и Московским царством. В таких условиях Богдан Хмельницкий, неоднократно преданный союзниками во время войны с поляками, был вынужден пойти на признание протектората московского царя над Украиной. 18 января 1654 на городской площади Переяслава, в присутствии московского посольства под руководством боярина Бутурлина, прошел общий совет, на котором Хмельницкий назвал четырех кандидатов на роль верховного властителя Украины – польского короля, крымского хана, турецкого султана и московского царя. В конце концов выбор старшины пал на православного правителя, московского царя Алексея Михайловича. Следует заметить, что присяга в Переяславе на основании устных договоренностей, достигнутых в ходе переяславских переговоров, не была всенародной и единодушной. Отказались поддержать Переяславское соглашение и присягать московскому царю ряд представителей казацкой старшины, Полтавский, Уманский и Брацлавский казацкие полки, некоторые города, а также украинское духовенство во главе с митрополитом Сильвестром Косивым. Не присягала и Запорожская Сечь. Ответом на Переяславский совет были царские «Мартовские статьи», в которых московиты давали гарантию сохранения государственных прав Украины, однако неоднократно их нарушали и, в конце концов, широкая автономия украинских земель и Запорожье свелась на нет в течение следующих 120 лет. Кроме того, уже через несколько лет было нарушено условие освобождения всей Украины от польской оккупации. Московия и Речь Посполита подписали между собой договор о мире и, наконец, разделили Украину между собой.
В этот день родились
в Украине…
Григорий Павлуцкий (1861-1924), историк искусства, исследователь древнего украинского зодчества, иконописи. Один из лидеров киевской школы искусствоведения.
В 1886 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета, слушал лекции в Сорбонне. В 1897 году, защитив докторскую диссертацию на тему «О жанровых сюжетах в греческом искусстве до эллинистической эпохи», был избран профессором только что основанной кафедры искусствоведения, где работал до самой смерти.
Специалист по классическому искусству, в конце XIX ст. он активно включается в изучение древнего украинского церковного зодчества, в частности, деревянной народной культовой архитектуры. Его книга «Древнее деревянное церковное зодчество в юго-западе России» стало первым серьезным исследованием этой темы. На рубеже XIX-XX вв. вышли его труды:
- «О происхождении форм украинского церковного зодчества»,
- «О происхождении древнерусской живописи»,
- «Деревянное и каменное зодчество Украины»,
- «Древнейшие храмы Киева и Чернигова»,
- "История украинского орнамента".
Во время Украинской революции участвовал в разработке малого и большого гербов Украины, рисунков денежных знаков. Был среди тех, кто поднял вопрос об открытии Украинской академии наук, Украинского государственного университета, Украинской академии искусств.
Григорий Павлуцкий впервые ввел в академический курс циклы лекций по истории украинского искусства и по современному украинскому искусству. Воспитание Павлуцким целой плеяды учащихся определило расцвет киевской школы искусствоведения в 1910-1920-х гг.
Прасковья Павленко (1881-1983), старейшая известная мастерица петриковской росписи и одна из самых известных мастериц этого направления в начале XX века.
Прасковья Николаевна вспоминала, что ее мать рисовала цветы прямо на дымоходе и стенах, и когда дом белили, то цветы не забеливали, и они сохранялись на стенах по 2-3 года. Ее мать приучила рисовать лет с шести. Некоторые краски покупали, другие делали сами. Например, когда не было зеленой купированной краски, то ее делали из молодой зеленой ржи – растирали ее, сок отцеживали, размешивали с желтком – и краска была готова.
В работах Прасковьи Павленко, как и в произведениях других старейших мастеров Петриковки, сохраняется еще много общего с давними настенными росписями. Уравновешенные тональные пятна, слаженная цветовая гамма, легкий, виртуозный рисунок присущи работам Прасковьи Павленко.
Павленко накладывает мазки не плотно, между ними всегда просматривает белый фон, и это вносит в росписи художницы прозрачность и легкость. Чаще использовала мастерица пять чистых анилиновых красок: красную, малиновую, синюю, зеленую, желтую.
Прасковья Павленко прожила 98 лет, создала тысячи работ и воспитала десятки учеников. Ее дочери – Вера Павленко и Анна Павленко-Черниченко стали известными художницами и развивали традиции петриковской росписи, работая на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.
Александра Экстер (девич. – Григорович; 1882–1949), художница театра и кино, педагог. Была членом объединение «Бубновый валет». В 1924 году эмигрировала во Францию.
Родилась будущая художница в городе Белосток Гродненской губернии (ныне в Польше). Детство будущей художницы прошло в Киеве, куда позже переехала семья. Ася – так называли Александру в семье – училась в киевской гимназии Святой Ольги, а затем – в Киевском художественном училище. Вместе с ней учились такие известные в будущем художники-авангардисты, как Александр Богомазов и Александр Архипенко. Ранние работы Экстер были выполнены в импрессионистической манере, но несмотря на успех, художница не желала подражать известным мастерам и стала искать свой путь в искусстве. Чтобы углубить знания и найти свой, неповторимый стиль, девушка уехала в Париж, для учебы в Парижской академии искусств. К тому времени Ася Григорьевич уже была Александрой Экстер: выйдя замуж за известного киевского юриста Николае Экстера, она взяла фамилию мужа и под ней вошла в историю мирового искусства.
Познакомившись с одним из самых интересных поэтов того времени – Гийомом Аполлинером, она попала в круг величайших новаторов европейского искусства – Пикассо, Брака, Леже. В среде кубистов Экстер нашла то, что тщетно искала в стенах Академии – новую философию искусства. Затем последовало путешествие в Италию, знакомство с футуристом Боччони, который убедил Александру, что людям необходимо показать современный город, где сконцентрирована большая сила жизненной энергии. А динамику мощного движения, динамику архитектуры города можно воспроизвести, используя новые пластические формы. Впоследствии Экстер блестяще воплотила это в одной из лучших живописных работ – «Киев. Фундуклеевская улица вечером», в картинах «Севр. Мост», «Порт», «Город», «Венеция» и т.д.
После Италии Экстер вернулась в Киев. Ее квартира на Фундуклеевской улице стала местом собрания творческой интеллигенции Киева. Сюда приходили Бурлюк, Богомазов, Ахматова, Гумилев, Шкловский, Лившиц, Лифарь и другие. Экстер дружила с Генрихом Нейгаузом и Каролем Шимановским. С легкой руки Лифшица за ней закрепилось мифопоэтическое определение «амазонка авангарда». Художественное наследие Экстер считается классикой авангардизма. Она была одной из тех, кто смело ломал стереотипы, прокладывая путь новому искусству. Наследие украинской художницы – огромное. Живопись и графика, театр и кино, монументальные композиции и проекты новой мебели, одежды, керамика и марионетки, книжные иллюстрации и оформление интерьеров – во всем она была страстным творцом, рыцарем идеи, неутомимым открывателем нового. Понимая, что ее футуристическим произведениям нет места в социалистическом реализме, она завещала свои произведения и архив второму художнику Семену Лиссиму, жившему в Нью-Йорке. Таким образом, все наследие Экстер попало в Америку. В 2000 году в Париже создано «Общество Александры Экстер». В течение многих лет имя художницы в Украине было почти под запретом. Только в 2008 году в Киеве прошла первая выставка нашей великой соотечественницы.
Осип Лещук (1894-1949), писатель, теолог, педагог.
Учился в Венском и Львовском университетах. Во время бурных событий 1918-1919 служил в частях Украинских сечевых стрелков. В 1921 году окончил Перемышльскую духовную семинарию. Работал (1921-1944) в Рава-Русской реальной гимназии и школах. Осип Лещук является автором ряда богословских трудов. Всю свою жизнь он занимался попечительской деятельностью: заботился о бедных, сиротах, калеках, безработных. Общался с митрополитом Андреем Шептицким, Осипом Маковеем, Богданом Лепким. Был замучен энкаведистами в сталинских лагерях под Полтавой в 1949 году за веру и национальные взгляды.
Алексей Швачко (1901-1988), кинорежиссер.
Работал, в частности, в театре «Березиль». С 1925 года сотрудничал в кино с А. Довженко. Был режиссером Одесской, а с 1928-го – Киевской киностудии. Снял фильмы: «Народные таланты», «Мартын Боруля», «Земля», «Кровавый рассвет», «Дети солнца», «Мораль пани Дульской», «Любовь на рассвете», «Нина» и другие.
Лукия Гумецкая (1901–1988), языковед-славист.
Роллан Сергиенко (1936–2020), режиссер.
Родился на Черниговщине в семье учителей. Окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская А. П. Довженко). С 1963 г. работал на Киевской киностудии им. А. П. Довженко.
«Признание в любви» – полнометражное документальное кино, которое честно рассказывает о трагической судьбе женщин Украины за полвека советской власти. В нем слово дают жертвам сталинских репрессий, инвалидам Второй мировой войны, колхозницам, работницам. В финале фильма женщины из Донецкой области собственноручно переносят и монтируют рельсы для строительства железнодорожного пути.
Такая правдивость возмутила чиновников советского кинематографа. Украина представала иной, чем в пропагандистских агитках. Авторов фильма обвинили в «нигилизме» и в том, что они «очернили» советскую действительность. После многочисленных переработок фильм все равно положили на полку. Единственная копия сохранилась в Москве, в музее Сергея Эйзенштейна.
Драматически сложилась судьба еще одного фильма «Открой себя»: после четырех сокрушительных переработок его «положили на полку». Эта кинолента была посвящена 250-летию со дня рождения Григория Сковороды. Спустя почти два десятилетия за этот фильм режиссер был удостоен звания лауреата Шевченковской премии. Посмотреть фильм можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=94UjjdvHpAE
Мировой резонанс получила серия фильмов Сергиенко о Чернобыльской катастрофе.
С довольно своеобразными взглядами Сергиенко можно познакомиться в этом интервью:
Анастасия Коженкова (1986), олимпийская чемпионка по академической гребле, чемпионка мира и Европы.
Родилась в г. Ковель на Волыни. Трижды становилась чемпионкой Европы: в 2009 и 2010 годах в парной четверке, в 2011 году в двойке. Чемпионка мира-2009 в парной четверке (Светлана Спирюхова, Татьяна Колесникова, Анастасия Коженкова и Яна Дементьева).
В составе парной четверки (Анастасия Коженкова, Яна Дементьева, Екатерина Тарасенко и Наталья Довгодько) стала чемпионкой на Олимпиаде 2012 года в Лондоне.