В амстердамском музее Fashion for Good до апреля 2022 проходит выставка GROW: The Future of Fashion — результат трехмесячной коллаборации молодых дизайнеров и контент-креаторов со стартапами, специализирующимися на инновационных биоматериалах.
Весной 2021 я подавала заявку на участие в программе GROW Talent, на роль копирайтера. Я написала короткое эссе под названием It’s the year 20XX (“Шел 20ХХ год”), проиллюстрированное имиджем из истории Synchrodogs с участием диджитал-изделий бренда Aschno. Будущее неизбежно должно быть связано с цифровой реальностью, и вопрос в том, как сделать эту связь дружелюбной к природным ресурсам. Я не прошла — эту позицию получила прекрасный сценарист и копирайтер Зайнаб Гуламан из Амстердама, — но приятно осознавать, насколько высокой была конкуренция. Среди членов жюри были нидерландский дизайнер Ирис ван Херпен (она была первой, кто напечатал платья на 3D-принтере, в 2012), а также а также бывший главный редактор Vogue Нидерланды Ринке Тьепкема.
Выставка GROW: The Future of Fashion — маленький, но важный шаг к развитию связи между молодыми талантами и инноваторами индустрии биоматериалов. Молодые дизайнеры часто просто не имеют выходов на стартапы, которые предлагают перспективные альтернативы для устойчивого производства. Платформа и музей Fashion for Good инициируют эту связь.
Каким может быть будущее модной индустрии?
Если ближайшее будущее модного производства будет именно таким, как я увидела в музее, то перспективы очень оптимистичные. “Биоматериалы” — термин достаточно обширный, и префикс “био” часто используется для материалов, которые в действительности не являются натуральными. Например, в биоткани может быть всего лишь 10% волокон на основе биомассы, а остальные составляющие могут быть синтетическими. Такой материал может не быть биоразлагаемым, на его производство может уходить много воды и химикатов, но тем не менее официально называться “био”. На выставке же фигурируют примеры чистых биоматериалов, которые значительно снижают нагрузку на окружающую среду при производстве и по своей природе абсолютно цикличны. Win-win, если удастся масштабировать их использование.
Платье из цитрусовых отходов
Начинаем с апельсиновых корок. Иллюстратор и дизайнер Карим Аддучи, выступивший в роли коуча в проекте, использовал ткань итальянской компании Orange Fiber для создания платья Sevilla. Дизайн навеян стихотворением Антонио Мачадо о дворе в Севилье, в котором растут апельсиновые и лаймовые деревья.
Orange Fiber производят пряжу, подобную шелку, на растительной основе, которую можно соединять с другими волокнами. Материал производится из побочных продуктов цитрусового производства, которых в Италии ежегодно насчитывается порядка 700 000 тонн от переработки апельсинов. В чистом виде цитрусовая ткань — очень мягкая, легкая и может иметь разнообразную текстуру.
Трикотаж из древесных опилок и пауки
Молодой голландский дизайнер Фредерике Брукгаарден разработала платье ручной вязки из пряжи на основе древесных опилок от стартапа Spinnova. В производстве используются исключительно опилки FSC-сертифицированной древесины.
Принципы плетения паутины натолкнули Spinnova на создание подобной технологии. Это послужило основным мотивом и для создания платья — использовалось вязание и разнообразные техники плетения для передачи “танца паука”.
Капок — перспективная альтернатива хлопку
Два молодых участника программы — Шарлотте Баккенес и Хуонг Нгуен — работали с новой альтернативой хлопку (который, вопреки общепринятому представлению, является одним из наименее устойчивых органических материалов) — тканью из капка (волокон плодов хлопкового дерева) от голландского стартапа Flocus. В результате получились впечатляющие минималистичные образы с использованием традиционных техник и архитектурного кроя. Фотография одного из платьев из кампании, снятой участником программы Кристианом Мпамо, мелькала по всему Амстердаму в качестве промо выставки.
Рядом с экспонатами стоит корзина с плодами хлопкового дерева — можно пощупать, насколько у них мягкие и пушистые волокна. Из него сложно создавать ткань в чистом виде, поэтому капок раньше использовался для набивки мебели. Недавно Flocus решили эту проблему и изобрели технологию, позволяющую создавать из капка довольно прочную ткань, подобную хлопку.
В отличие от ситуации с хлопком, производство капка не требует пестицидов или удобрений. Хлопковое дерево может расти в биоразнообразной среде и на земле, не подходящей для сельскохозяйственных целей, — таким образом, использование его в модной индустрии является более дружественным для планеты.
Банановая ткань
Четвертый участник программы Эва Сонневельд работала с биоматериалом от компании Green Whisper — тканью на основе псевдостебля бананового дерева.
Эва вдохновилась материалом и в основу дизайна заложила костюм работника индийской банановой фермы, украсив его традиционной индийской вышивкой. В принте фигурируют имиджи из Google Earth и координаты банановой фермы, как бы возвращая носителя к истокам изделия.
Ткань производится из волокон, которые извлекаются из псевдостебля после сбора урожая. Процесс не является энергозатратным, поэтому углеродный след от производства — минимальный. Ткань получается “дышащей”, полностью биоразлагаемой и на 30% легче хлопка.
Экокожа без пластика
В комплекте ко всем образам шли обувь или аксессуары из экокожи на растительной основе MIRUM от американской компании Natural Fiber Welding. В его производстве не используются синтетические материалы. По сути, это смесь натуральной резины и дополнительных натуральных компонентов — измельченных пробковых или кокосовых волокон, а также рисовой шелухи. Материал абсолютно цикличный — в конце “жизни” изделия его можно раздробить и использовать повторно в производстве.
Натуральная кожа, которую сложно заменить
Ирис ван Херпен передала для выставки архивное платье Radiation Invasion из своей коллекции весна-лето 2010 года. Это футуристическое мини, с аппликациями из кожи ECCO органической формы, вдохновленной электромагнитными волнами. “Маленькое черное платье XXI века”, — описывает его дизайнер.
Действительно ли ей есть место в XXI веке в том виде, в котором мы знаем индустрию производства кожи сегодня? С этой дилеммы гиды музея начинают тур по выставке. Если абстрагироваться от этического вопроса, кожа — один из самых удобных для работы и прочных биоматериалов. Только вот этический вопрос никто не отменял.
Выставка Grow: The Future of Fashion открыта к посещению до апреля 2022 в музее Fashion for Good Museum в Амстердаме.
Лука Гуаданьино снимет фильм-биографию Одри Хепберн.
Какой будет коллаборация Yeezy, Gap и Balenciaga.
Пережить холода проще в мунбутах! Вот с чем их носить.